ЕСТЕСТВЕННЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
И.В. Савенкова, канд. социол. наук, Д.С.Киреев, аспирант
Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова
УНИВЕРСИТЕТ КАК ЦЕНТР ИНОВАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КЛАСТЕРА
Интерес представляет изучение научно-технического потенциала на примере конкретного высшего учебного заведения - Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. Авторы убеждены, что в образовательной деятельности назрела потребность использования кластерного подхода как триаду: «наука - образование - практика». Авторы обосновывают важность формирования такой системы образования в университете, которая способна дать новую генерацию специалистов, подготовленных для осуществления всех преобразований в различных отраслях Белгородского региона.
Научно -технический потенциал в начале XXI века является главным фактором развития социума. Выросли количественные показатели научной сферы, на ключевых промышленных предприятиях созданы научно -исследовательские лаборатории, сложился крупный сектор исследований и разработок, появилась единая научно-техническая политика. В России на сегодняшний день формируется категория «наукоемких» технологий. В англоязычных источниках слово употребляется в одних применительно к уровню развития техники, в других к способу производства продукции, а также к отрасли, в контексте нашего исследования под технологией мы будем понимать совокупность методов и приемов, применяемых на всех стадиях разработки и создания определенного вида продукции или услуги. Новизна понятия «наукоемкость» объясняется тем, что сам процесс интеграции науки с производством по историческим меркам недавний. К наукоемким услугам относят следующие отрасли: современные виды связи, финансовые услуги, образование, здравоохранение, бизнес-услуги, контрактные исследования и разработки, консультативные, маркетинговые услуги.
Сегодня доля наукоемкой продукции российского производства в мировом выпуске много меньше 1%, национальные расходы на науку - около 1% от ВВП. Безусловно, российское государство осознает настоятельную необходимость принципиальных положительных перемен в состоянии р оссийской науки и ее поло -жение в обществе. Развитие наукоемких технологий, их проникновение во все отрасли производства и услуг, в повседневный быт людей является основой научно-технического и экономического прогресса.
Образование - производительная отрасль единого хозяйства страны, однако в реалиях сегодняшнего дня традиционная система образования нуждается в нововведениях, так как нынешняя система образования не в состоянии удовлетворить ни реальный сектор экономики, ни социальную сферу высокопрофессиональными кадрами специалистов, соответствующих требованиям нынешнего этапа научного, технического и социально -го развития социума. Поэтому на наш взгляд существует явная потребность в применении в наукоемких образовательных услугах кластерного подхода как триаду: «наука - образование - практика». В этом случае происходит интегр ация р азных учреждений и произв о дств вокруг интеллектуального, мозгового центра (БГТУ им. В.Г. Шухова).
Кластеры - эффективный инструмент, способствующий экономическому развитию и повышению конкурентоспособности. Взаимодействующие группы организаций, включая университет, сопутствующих отраслей и институтов способствуют повышению конкурентоспособности Белгородского региона. Роль университета, по нашему мнению, состоит в обеспечении участников кластера инновациями и высококвалифицированными специалистами в области наукоемких технологий.
В качестве иновационно-образовательного кластера выступает крупнейший специализированный вуз России в области промышленности строительных материалов и строительства - Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, который за полвека существования прошел путь от провинциального института до университета европейского уровня. На территории 35 га создан современный универси-
тетский комплекс, с прекрасно оснащенными учебно-лабораторными корпусами, опытно-производственной базой, научно-технической библиотекой, спортивным комплексом, культурно-воспитательным центром, общежитиями для студентов и жилыми домами для преподавателей, комбинатом питания [2]. В состав университета входят 7 институтов, 4 факультета, 49 кафедр. Подготовка инженерных кадров ведется по 36 специальностям и 22 направлениям, охватывающим практически всю номенклатуру специальностей, необходимых для строительства и промышленности строительных материалов. В университете по всем формам обучается более 22 тысяч студентов и учащихся, в том числе иностранные из 30 стран Европы, Азии и Африки.
В университете сформированы крупные научные школы, функционирует 5 диссертационных советов и 3 докторских. В аспирантуре университета по 23 научным специальностям обучается более 400 аспирантов и соискателей. Работает докторантура по 6 специальностям. Учебный процесс и научные исследования осуществляют более 100 докторов и профессоров, свыше 350 кандидатов наук и доцентов, 19 действительных членов и членов-корреспондентов государственных и общественных академий, более 20 лауреатов почетных званий, 5 заслуженных изобретателей [1].
Миссия университета - формирование у студентов способности эффективно применять знания и умения на практике при создании новой конкурентоспособной, наукоемкой продукции. Причем эти умения должны формироваться как в недрах самого учебного процесса, так и в результате самостоятельной практической деятельности (студенческие учебно-научно-инновационные комплексы, научные инновационные лаборатории). На основе миссии формируются и устанавливаются цели подсистем вузовской организации. Цели подразделяются на внутренние и внешние. Основное направление внутренних целей - обеспечение бесперебойной деятельности вузовской организации для достижения стратегической цели (миссии). Внутренние цели подразделяют на основные и вспомогательные.
Основные цели:
- создание условий для устойчивого развития вузовской организации;
- обеспечение финансовой стабильности вуза как социальной организации;
- повышение качества и расширение предоставляемых образов ательных услуг путем совершенств ов ания системы управления и кадрового состава вуза;
- р азвитие научных школ и напр авлений вузовской организации;
- внедрение новых образовательных технологий, опирающихся на современные информационные и телекоммуникационные возможности.
Вспомогательные цели:
- подбор квалифицированного кадрового состава;
- обеспечение материально-технической базы вузовской организации;
- регулирование цен и тарифов на образовательные услуги, оказываемые вузом на коммерческой основе;
- целесообразное использование образовательного и научно-технического потенциала;
- выход в международное образовательное пространство.
Внешние цели связаны с процессом организации взаимоотношений с внешними пользователями системы образования:
- реализация гарантированных Конституцией РФ прав населению на предоставление образовательных услуг;
- обеспечение функционирования вуза в соответствии с нормативно-правовой базой системы российского образования;
- организация взаимоотношений с абитуриентами, а также с внешними контрагентами других организаций;
- осуществление маркетинга социально-значимых инновационных р азр аб оток на региональном уровне.
Главная задача университета - создание идеальной предметно-пространственной среды для успешной подготовки высококвалифицированных, всесторонне развитых, интеллигентных и культурных специалистов. Реализация обозначенной задачи предполагает выполнение следующих взаимосвязанных задач:
- обеспечить высокий уровень учебного процесса;
- создать современную учебно-производственную базу;
- предоставить условия для успешного развития научных исследований по перспективным направлениям;
- формировать у выпускаемых специалистов высокий м ор ально -нравственный и культурный ур овень;
- активизировать деятельность студентов, аспирантов, преподавателей, которая позволит создавать инновационные программы и проекты в сотрудничестве с различными предприятиями;
- организовать пропаганду привлекательного имиджа руководителя наукоемкого бизнеса, развивать предпринимательский дух среди студенчества и молодых специалистов;
- поддерживать тесные связи с промышленностью, для быстрого учета изменяющихся условий в подготовке специалистов;
- создать систему непрерывного образования для специалистов, уже имеющих высшее или среднее профессиональное образование.
Дополнительные задачи:
- соблюдать ответственность за выполнение функций, относящихся к компетенции вуза;
- разрешать социально-значимые вопросы персонала и студентов вуза;
- рационализация условий и возможностей предоставления образовательных услуг;
- определять потребность населения в социально-значимых образовательных услугах;
- обеспечить условия для конкурентоспособности вуза в любых обстоятельствах и на любом уровне;
- информационное взаимодействие между другими образовательными организациями;
- прогнозировать дальнейшие перспективы вузовской организации как образовательного учреждения.
Ни одна организация не обходиться без структуры, так как она определяет, каким образом должны быть распределены задачи, какой должна быть субординация, каковы формальные координирующие механизмы и модели взаимодействия. Исследуемая вузовская организация имеет линейно-функциональную структуру. Цепочка команд поступает от ректора и пронизывает структуру организации сверху донизу по иерархической лестнице.
Университет имеет высочайшего уровня фундаментальные исследования и образовательные услуги; а также разнообразие прикладных задач, в решении которых он задействован, что позволит сохранить и в дальнейшем развивать сотрудничество с промышленными предприятиями. Таким образом, можно предположить, что БГТУ им. В.Г. Шухова, коммутирующий учебные, научно-исследовательские и инновационные структуры, станет активным участником и помощником в реализации стратегии индустриально-инновационного развития Белгородского региона.
Важно сформировать такую систему образования в университете, которая способна дать новую генерацию специалистов, подготовленных для осуществления всех преобразований в различных отраслях Белгородского региона. Системообразующая роль университета усиливает качество предлагаемых образовательных программ и научно -исследов ательских работ для укрепления научно-технического потенциала региона. В настоящее время подготовка специалистов наукоемких специальностей требует изменений, как в содержании, так и организации учебно-образовательного процесса. Необходимо постоянно обновлять учебные планы, предоставлять студентам свободный доступ к электронным библиотекам, мультимедийным аудиториям, лабораторным базам, вводить специальные дисциплины о теоретических и практических основах исследовательской и инновационной деятельности. Речь также идет о введении инноваций в содержание существующих курсов.
Руководство университета поощряет и способствует развитию научно-технического потенциала высшего учебного заведения, студенты которого имеют возможность к научно -исследовательской и иннов ационной деятельности. Обучаясь, они занимаются не только образовательной деятельностью, но и вовлекаются в процесс проектирования и совершенствования производственных разработок, доведения их до опытных образцов. При подобном подходе студенты уже на этапе обучения хорошо владеют информацией о потребностях и проблемах промышленных предприятий Белгородского региона, предлагая свои проекты и программы по решению актуальных задач стоящих перед регионом.
По нашему мнению, нужно развивать сотрудничество вуза с промышленными предприятиями и органи-
зациями, что, во-первых, способствует образованию единого функционального организма, связанного общностью целей и сбалансированностью реализацией интересов каждого; во-вторых, дает возможность студентам вуза приобретать и развивать профессиональные навыки в результате самостоятельной практической деятельности на производстве; в-третьих, позволит активным промышленным предприятиям вкладывать свои средств а в образов ание и иннов ационные р азр аб отки. Внедрение инновационных образовательных программ в учебный процесс будет направлено на формирование у студентов способности эффективно применять знания и умения на практике при создании наукоемкой конкурентоспособной продукции тем самым быть востребованным специалистом еще до окончания университета.
Суть вводимых инноваций в научно-образовательный процесс вуза состоит в совершенствовании системы подготовки специалистов для развития высокоинтеллектуальных, наукоемких технологий, среди которых на-нотехнологии, проблемы экономической, экологической, биологической и информационной безопасности человека в современном социуме. Целесообразно создать инновационную среду и условия развития будущего специалиста на выпускающих кафедрах университета в деятельности, которых будут задействованы как профессорско-преподавательский состав, так все студенты с первого по пятый курсы.
Основными участниками разработки и реализации инновационной образовательной программы являются кафедры, их профессорско-преподавательский состав и научные сотрудники. Университет имеет огромный потенциал для реализации инновационных программ и проектов. Однако в этой большой работе вузу не обойтись без организационной и финансовой поддержки партнер ов. На федеральном ур овне к числу таких партнеров можно отнести: Министерство образования и науки РФ, Российскую академию наук, Российский гуманитарный научный фонд, Российский фонд фундаментальных исследований, которые оказывают финансовую поддержку выполнению научно-исследовательских работ.
Реализ ация инновационно -образов ательных пр о -грамм невозможна без применения информационных, образовательных технологий, внедрения прогрессивных форм организации образовательного процесса, интерактивных методов обучения, а также учебно-методических материалов, соответствующих современному мировому уровню. Новый методико-технологический уровень организации образовательного процесса, позволяющий достичь нового качества образования, будет обеспечиваться за счет реализации инновационных подходов, сочетающих в себе максимальную вовлеченность студентов в процесс обучения, включая постановку целей и задач, отбор содержания, последовательность его изучения, выбор средств и форм обучения и оценки обученности, использование современных мультиме-
дийных средств, новых информ ационно -технологических разработок и программных продуктов.
Университету необходимо обновлять уже существующей и создавать новые научно-исследовательские и учебно-воспитательные базы для развития перспективных специальностей и специализаций, таких как: «Инновации и трансферт технологии в строительном материаловедении», «Наносистемы в строительном материаловедении», «Технология и менеджмент в производстве строительных материалов и изделий», «Экономика и управление на предприятии промышленности строительных материалов», «Человек и среда», «Управление персоналом», «Стратегический менеджмент», «Маркетинг промышленной продукции».
На наш взгляд следует постоянно внедрять в образовательную деятельность БГТУ им. В.Г. Шухова инновационные проекты и программы, повышать инвестиционную привлекательность вуза в целях становления уни-
верситета как центра инновационно-образовательного кластера. Включение БГТУ им. В. Г. Шухова в кластеры позволит ему получить дополнительное преимущество, институциональные инвесторы смогут осуществлять инвестиции одновременно в интересующие их сегменты реального сектора, образовательные и научно-исследовательские процессы. Результатом реализации инновационных образовательных программ станет конкурентоспособный специалист, востребованный на региональном рынке труда.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Белгородской технологической академии - 30 лет (страницы истории) / Авторы-составители А.И. Артеменко, Ю.Г. Агарков при участии В.А. Ивахнюка; Отв. ред. Ю.Г. Агар-ков. - Белгород: Изд-во БелГТАСМ, 2000. - С. 8.
2. 50 лет Белгородской области: путь созидания / Отв. ред. выпуска В. Просекова. - Белгород: Белгородская областная типография, 2004. - С. 281.