Научная статья на тему 'Стимулирование инновационной деятельности молодежи на базе высших учебных заведений'

Стимулирование инновационной деятельности молодежи на базе высших учебных заведений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
63
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНЫЙ НАУЧНО-ИННОВАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР / БИЗНЕС-ИНКУБАТОР / МАЛЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Романович М.А., Евтушенко Е.И., Романович Л.Г.

В статье рассмотрены актуальные вопросы инновационной деятельности на базе высших учебных заведений России. Рассмотрен положительный опыт Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова, в котором динамично развивается эффективная модель учебного научно-инновационного комплекса, обеспечивающая стимулирование деятельности молодых ученых и коммерциализацию интеллектуальной собственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Романович М.А., Евтушенко Е.И., Романович Л.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стимулирование инновационной деятельности молодежи на базе высших учебных заведений»

Романович М. А., аспирант, Евтушенко Е. И., д-р техн. наук, проф., Романович Л. Г., канд. экон. наук, доц.

Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова

СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЕЖИ НА БАЗЕ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ*

Bel31rm@yandex.ru

В статье рассмотрены актуальные вопросы инновационной деятельности на базе высших учебных заведений России. Рассмотрен положительный опыт Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова, в котором динамично развивается эффективная модель учебного научно-инновационного комплекса, обеспечивающая стимулирование деятельности молодых ученых и коммерциализацию интеллектуальной собственности.

Ключевые слова: учебный научно-инновационный комплекс, инновационная деятельность, инновационно-технологический центр, бизнес-инкубатор, малые инновационные предприятия.

Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года поставлены цели ее долгосрочного развития: обеспечение высокого уровня благосостояния населения, закрепление геополитической роли страны как одного из глобальных лидеров, определяющих мировую политическую повестку дня. Единственным возможным способом достижения этих целей является переход экономики на инновационную социально-ориентированную модель развития [1].

Среди основных признаков инновационного общества особое положение занимает высшая школа. В единстве государства, университетов и бизнеса - высшей школе в условиях экономики знаний отводится определяющая роль. Генерация, хранение и распространение новых знаний; научные исследования и разработки в интересах бизнеса и трансфер новых технологий; организация в университетской среде инновационных сетей малых наукоемких фирм и их системное воспроизводство; подготовка специалистов, наиболее полно отвечающих потребностям динамичной новой экономики; формирование креативной молодежной среды; активное международное сотрудничество в сфере образования и науки - таково неполное представление университетов как основных факторов развития.

Проведенные за последние годы исследования зарубежных и российских ученых показали, что руководство государственных и частных вузов рассматривает инфраструктурную поддержку инновационной деятельности, как средство стимулирования регионального экономического развития [3, 4, 7, 8].

Таким образом, университетские объекты инфраструктурной поддержки инновационной деятельности выполняют широкий спектр функций, наиболее важными из которых являются развитие различных форм сотрудничества между вузами, исследовательскими лабораториями,

промышленными предприятиями и бизнесом, а также содействие фирмам по преобразованию новых идей в инновационные, коммерчески успешные технологии.

В России компании посевной стадии на базе вузов, как правило, возникают с целью коммерциализации инновационных технологий, созданных в вузах. Правообладателем результатов интеллектуальной деятельности (РИД) являются вузы. Для образовательных учреждений, ведущих исследования во многом за счет средств государственного бюджета, правовая среда коммерциализации РИД критически важна. Следует отметить, что Федеральный закон №217-ФЗ от 02 августа 2009 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» содействовал активному росту малых инновационных предприятий. Основной целью указанного закона является обеспечение реального внедрения в производство, создаваемых РИД, исключительные права на которые принадлежат бюджетным учреждениям науки и образования.

В настоящее время в России функционирует ряд вузов, успешно развивающих инновационную деятельность и внедряющих различные механизмы стимулирования инноваций. Среди них - Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова (БГТУ им. В.Г. Шухова), занимающий лидирующую позицию по уровню развития инновационной деятельности.

Университет активно участвует в формировании на своей базе инновационной инфраструктуры. Цель реализации указанной концепции - создание единого образовательного научно-инновационного пространства в соответ-

ствии с законодательством, которое направлено на вовлечение молодежи в инновационную деятельность [5, 6]. Так сформирована и динамично развивается эффективная модель учебного научно-инновационного комплекса, в результате деятельности которого в последние годы существенным образом активизировалась деятельность студентов, аспирантов, докторантов и научных работников. В результате основным базовым элементом университета становятся научно-образовательные инновационные плат-

формы, которые включают в себя кафедру, научно-исследовательские лаборатории и малые инновационные предприятия, созданные с участием научных работников кафедр, а так же студентов, аспирантов и докторантов. Как следствие, научно-образовательная инновационная платформа обеспечивает полный цикл подготовки высококвалифицированных специалистов, осуществляет генерацию новых знаний, инновационные разработки, выпуск инновационной продукции (рис. 1).

Первый инновационный пояс:

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПЛАТФОРА

КАФЕДРЫ

НАУЧНО-ИС СЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ЛАБОРАТОРИИ

МАЛЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

Фундаментальные и прикладные НИР

Опытно-конструкторские и

опытно-технологические работы

Подготовка кадров высшей квалификации

Оценка и защита

результатов интеллектуальной деятельности

Результаты интеллектуальной

деятельности: вещество, способ, устройство

Инновационно-технологический центр

Опытный образец, технология

Второй инновационный пояс:

Международный Технопарк БГТУ им. В.Г. Шухова

Рис. 1 Механизм реализации научно-инновационной деятельности в БГТУ им. В.Г. Шухова

Важнейшую роль в реализации модели научно-инновационной деятельности в университете выполняют 2 инновационных пояса, активно взаимодействующие друг с другом, что позволило успешно выполнять поставленные цели и задачи.

Первый инновационный пояс - это научно-образовательные инновационные платформы (в университете создано 20 таких платформ) и объект инфраструктурной поддержки малых инновационных предприятий на ранних стадиях их развития - инновационно-технологический центр. Последний выполняет комплекс проек-

тов: «Инновационный бизнес-инкубатор», «Бизнес-центр», «Школа обучения предпринимательству в сфере высоких технологий».

Сегодня пользуются услугами «Инновационного бизнес-инкубатора» являются 81 малое инновационное малое предприятие, в том числе 55 в рамках Федерального закона 217-ФЗ [2]. В уставный капитал указанных предприятий внесены права на использование интеллектуальной собственности университета: изобретений, полезных моделей, программ ЭВМ. Эти предприятия осуществляют деятельность в области энергосбережения, информационных технологий,

нанотехнологий, создания новых материалов и оборудования: «Инновационные технологии и оборудование машиностроения», «Ростехке-рам», «Рецикл-Интех», «НТЦ Современные интегрированные методы автоматизации», «Бе-тонПроект», ООО «Современные корпоративные системы», «ФИТ-Интеллект», "БелСилика", ООО «Центр энергосберегающих технологий», «Стройкомплекс», и другие.

Также малые инновационные предприятия получают научно-консалтинговую поддержку в рамках проекта «Бизнес-центр» и обучаются основам инновационного предпринимательства в «Школе обучения предпринимательству в сфере высоких технологий».

С 2012 года впервые в университете внедрен авторский курс обучения студентов 4-5 курса всех специальностей по программе «Инновационное предпринимательство», который завершается подготовкой и защитой бизнес-плана инновационной идеи. Лучшие проекты, отобранные из числа студентов уже получили финансовую и научно-консалтинговую поддержку университета при организации молодежных инновационных предприятий. Таким образом, студентами - выпускниками авторского курса организованы первые малые 15 инновационных предприятий в рамках 217 - ФЗ, которые получили финансирование из средств университета в сумме по 25 тыс. рублей на возмещение затрат, связанных с организацией предприятий. Данный проект по своей целостности, комплексу поставленной цели, решаемых задач и эффективности можно назвать пилотным в России.

Второй инновационный пояс - Международный Технопарк БГТУ им. В.Г. Шухова, объединяет порядка 200 ведущих производственных предприятий и бизнеса России, зарубежных государств. Обеспечивает поддержку ученых во внедрении инноваций в промышленность, содействует передаче технологий из вузовского сектора науки в сектор промышленности.

В результате активного внедрения механизма развития учебного научно-инновационного комплекса в университете в 2012 году реализовано в инновационных структурах 84 проекта (в 2008 году - 14), приняло участие в инновационных проектах - 428 студентов (в 2008 году - 130), заключено с предприятиями 58 лицензионных договоров (в 2008 году - 6), создано 428 рабочих мест на базе университета для молодых ученых и студентов.

Таким образом, БГТУ им. В.Г. Шухова стал базовым элементом региональной и международной инновационной системы. Согласно рейтингу Рособразования на протяжении ряда лет БГТУ им. В. Г. Шухова уверенно занимает пер-

вое место среди архитектурно-строительных вузов России. По итогам независимого мониторинга вузов общественными организациями университет входит в число шестнадцати лучших российских высших учебных заведений по качеству подготовки, востребованности выпускников и активности их карьерного роста.

*Работа выполнена в рамках реализации Программы стратегического развития БГТУ им. В.Г. Шухова на 2012-2016 годы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 08 декабря 2011г. N 2227- р.- Система ГАРАНТ (CD-ROM).

2. Федеральный закон от 2 августа 2009 г. N 217-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности".- Система ГАРАНТ (CD-ROM).

3. Ferguson R., Olofsson Ch. Science Park and the Development of NTBFs - Location, Survival and Growth // Journal of Technology Transfer. 2004. - Vol. 29. - №. 1. - Р.15.

4. Романович Л.Г. Совершенствование организационно-экономического механизма стимулирования инновационной деятельности в системе малого предпринимательства / диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Белгород. 2006.

5. Романович М.А., Евтушенко Е.И., Романович Л. Г., Оспищев П. И. Государственная поддержка инновационного предпринимательства молодых ученых на базе вузов России и Белгородской области / Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2012.- №2 - С.117.

6. Миссия, стратегические приоритеты, цели и задачи развития системы образования: монография / Е.А. Афанасьева, А.Р. Вышкина, В.В. Глебов, О.В. Исаакян, О.М. Перминова, Н.Н. Харитонова, Л.Г. Романович, П.И. Оспищев, М.А. Романович. - Красноярск: Научно-инновационный центр, 2012. -184 с.

7. Рудычев А. А., Дорошенко Ю.А., Чижова Е.Н. Ценовая политика производителей строительных материалов / Строительные материалы. 2013. № 1. С. 20-22.

8. Выборнова В.В. Трансформация социальной структуры и изменение ценностных ори-ентаций в Российском обществе / Знание. Понимание. Умение. 2012. № 4. С. 160-164.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.