Научная статья на тему 'Непрерывное профессиональное образование'

Непрерывное профессиональное образование Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
311
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ТРУДОУСТРОЙСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Севостьянов Владимир Семенович

В статье рассматривается развитие в БГТУ им. В.Г. Шухова системы непрерывного образования, которая реализуется по многим направлениям и в различных формах. Большое внимание уделяется изучению возможностей расширения и диверсификации образовательных услуг, дополняющих базовое вузовское обучение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Непрерывное профессиональное образование»

темы, где университет рассматривается как сетевой межрегиональный научно-образовательный комплекс, реализующий программы многоуровневого образования на 2009-2020 гг. Мировой и отечественный опыт разработки наукоемких технологий свидетельствует о необходимости подобной интеграции научных исследований, образовательной деятельности, проектноконструкторских работ и производства. При соответствующей поддержке Министерства регионального развития университет сможет взять на себя решение подобных крупных государственных задач.

Уверен, что создание полного цикла генерации знаний, подготовки специа-

листов различного уровня, проведения проектной и инновационной деятельности обеспечит координацию деятельности университета и региональных и отраслевых предприятий. Залогом этого является многолетняя образовательная, научная и инновационная деятельность БГТУ им. В.Г. Шухова практически на всей территории РФ, авторитет его ученых, преподавателей и выпускников.

В.С. СЕВОСТЬЯНОВ, профессор, Непрерывное проректор по профессиональной адаптации и трудоустройству

прорект°р по чрофссситшлтой профессиональное

специалистов

образование

В статье рассматривается развитие в БГТУ им. В.Г. Шухова системы непрерывного образования, которая реализуется по многим направлениям и в различных формах. Большое внимание уделяется изучению возможностей расширения и диверсификации образовательных услуг, дополняющих базовое вузовское обучение.

Ключевые слова: непрерывное образование, повышение квалификации специалистов, конкурентоспособность, трудоустройство.

В настоящее время происходит глу- ально мобильный, способный к реа-

бокое реформирование системы про- лизации своих компетенций. Одним из

фессионального образования, по- важных подходов к формированию ин-

скольку рыночной экономике требу- теллектуального и трудового потенци-

ется специалист, легко адаптирую- ала региона на основе интеграции

щийся к меняющимся условиям, соци- экономики и образования может слу-

жить развитие системы непрерывного профессионального образования. Перед ней ставится чрезвычайно важная задача - обеспечить подготовку конкурентоспособного специалиста нового типа (высококвалифицированного рабочего, инженера-новатора, менеджера с современным экономическим мышлением). Требования инновационного производства могут быть удовлетворены только путем постоянного повышения уровня квалификации работников, форсированной подготовки исследователей, разработчиков новой техники и наукоемких технологий. Квалифицированный персонал - это фактор, без которого нельзя обеспечить необходимый уровень производительности труда. «Люди - самая высокая технология» - таков наш нынешний девиз.

Для успеха социально-экономического реформирования России как никогда ранее необходимы усилия по активному включению страны в международные связи, в том числе - в процесс формирования мирового образовательного пространства. Именно качественное массовое непрерывное образование может стать фундаментом нового мировоззрения, адекватного реалиям стремительно меняющегося и все более взаимозависимого мира.

Становление системы непрерывного образования основывается на двух взаимосвязанных тенденциях: внедрении производства в сферу базовой подготовки и, наоборот, проникновении обучения в производственный процесс. При этом происходит стирание граней между различными стадиями образовательного процесса. Особенно трудно определить границу между базовой подготовкой и повышением квалификации. Одна из основных целей непрерывного образования в этом плане - расширение и диверсификация образова-

тельных услуг, дополняющих базовое вузовское обучение.

Непрерывное профессиональное образование в БГТУ им. В.Г. Шухова реализуется по многим направлениям и в различных формах. Для этого в университете созданы факультет довузовской подготовки, Центр дополнительного профессионального образования, Институт переподготовки и повышения квалификации специалистов, факультет дистанционных образовательных технологий, Управление образовательной деятельности в регионах, Научно-методический центр профессиональной адаптации и трудоустройства специалистов, Инновационнотехнологический центр и другие подразделения.

Факультет довузовской подготовки объединяет все формы довузовской работы с целью создания необходимых условий для подготовки абитуриентов к поступлению в вуз, для профессиональной ориентации учащихся, развития их творческих способностей. В настоящее время в состав факультета довузовской подготовки входят очные и заочные подготовительные курсы, а также региональные подготовительные курсы. Ежегодно на подготови-

ш

тельных курсах обучается, как правило, около 1000 слушателей. За последние 6 лет в Белгородской области в силу известных причин отмечено сокращение в 2,2 раза числа выпускников средних общеобразовательных школ , тем не менее количество школьников, охваченных довузовской подготовкой, возросло в 3,5 раза и составляет сейчас около 3,5 тыс. человек.

БГТУ им. В.Г. Шухова активно ведет работу по организации дополнительного профессионального образования (ДПО) студенческой молодежи, а также различных категорий взрослого населения. Одним из направлений ДПО является организация подготовки специалистов по новым профессиям для сфер предпринимательства и самозанятости населения (например, в области создания перспективных технологий производства современных строительных материалов).

В сферу деятельности Центра дополнительного профессионального образования (ЦДПО) входят: дополнительное профессиональное образование студенческой молодежи; обучение из числа незанятого населения лиц, не имеющих профессии (специальности); дополнительная профессиональная подготовка незанятого населения; повышение квалификации незанятого населения; повышение квалификации управленческого персонала предприятий и организаций в области управления, экономики, применения современных информационных и компьютерных технологий; дополнительное профессиональное образование работающего населения; психологическая и профориентационная поддержка населения; разработка новых методов обучения с использованием ИК-техно-логий, в том числе дистанционного обучения. ЦДПО активно содействует трудоустройству специалистов путем организации и обеспечения высокока-

чественного профессионального обучения, по завершении которого слушатели получают отвечающую современным требованиям рынка труда подготовку в области применения прогрессивных производственных технологий. В течение только последних лет (2006-2008 гг.) общее количество слушателей, прошедших обучение по широкому спектру образовательных программ профессиональной подготовки и повышения квалификации, составило более 1800 человек.

За годы функционирования Учебного центра занятости населения - правопреемника Центра непрерывного профессионального обучения - для различных сфер материального производства, экономики, бизнеса было подготовлено свыше 5 тыс. человек. Это не только способствовало снижению напряженности на рынке труда Белгородской области и региона, но и частично компенсировало подготовку кадров в сфере начального и среднего специального образования, являющейся основой для индустриального развития любого государства.

Целью деятельности Института переподготовки и повышения квалификации специалистов (ИППКС) при БГТУ В.Г. Шухова является организация и проведение планомерного обучения руководящего и инженерно-технического персонала предприятий с учетом требований времени и перспектив развития производственных отношений, что обусловлено потребностью в постоянной актуализации знаний, полученных в вузе по базовой специальности, необходимостью решать в процессе трудовой деятельности непредвиденные и все усложняющиеся социальные и профессиональные задачи. В ИППКС только за 2008 г. прошли переподготовку и повышение квалификации 4589 чел., а в 2009 г. в рамках организации работы по опережа-

ющему обучению по специальным образовательным программам было подготовлено 2015 чел.

В настоящее время возрастает важность открытого и дистанционного обучения как одной из форм профессионального образования. В данном случае дистанционное обучение выполняет две главные функции: во-первых, эффективно содействует максимальному удовлетворению возрастающих образовательных потребностей трудящихся и других категорий населения, испытывающих трудности в получении образовательных услуг от учебных заведений, где используются традиционные формы и методы обучения (в связи с их негибкостью и жесткой привязанностью процессов обучения к конкретному месту и времени), во-вторых, предоставляет условия для профессионального совершенствования категориям граждан, чьи права и возможности сегодня ущемлены или ограничены - инвалидам, безработным, представителям национальных меньшинств. С 2004 г. в нашем вузе функционирует система дистанционного обучения, призванная расширить спектр образовательных услуг университета, сделать образование более доступным, а образовательный процесс более удобным для всех категорий населения, независимо от места их проживания.

Контингент студентов факультета дистанционных образовательных технологий сейчас приближается кпока-зателю 5 тыс. чел., среди которых есть представители 35 регионов нашей страны, а

также ряда зарубежных стран (Украина, Беларусь, Германия, Израиль, королевство Камбоджа, Кувейт и др.).

Популярность Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова как вуза уникального профиля стала предпосылкой для расширения географии образовательной деятельности: созданы Губкинский (г. Губкин Белгородской области), Дятьковский (г. Дятьково Брянской области), Северо-Кавказский (г. Минеральные Воды Ставропольского края), Новороссийский (г. Новороссийск Краснодарского края) филиалы университета, открыто представительство в г. Вольске Саратовской области. На сегодняшний день в филиалах обучается свыше 4000 студентов по 12 специальностям, что удовлетворяет потребности рынка труда в специалистах строительной индустрии в различных регионах страны.

В условиях повышенного внимания государства и общества к проблемам учащейся молодежи, обусловленного сложившейся сегодня экономической ситуацией, БГТУ им. В.Г. Шухова реализует ряд направлений по содействию занятости студенческой молодежи, созданию эффективной системы трудоустройства студентов. Для обеспечения тесной взаимосвязи рынка образова-

тельных услуг и рынка труда в соответствии с рекомендациями Министерства образования и науки РФ, а также с учетом региональных социально-экономических условий в университете создан Научно-методический центр профессиональной адаптации и трудоустройства специалистов (НМЦ ПАТ С).

Центр призван способствовать процессу адаптации выпускников университета к современным социально-экономическим условиям и повышению их конкурентоспособности на рынке труда, оказывать им содействие в реальном трудоустройстве при тесном взаимодействии с внешними контрагентами различного уровня (Управлением по труду и занятости населения Белгородской области, Управлением образования и науки и социальной политики области, Центром содействия занятости МГТУ им. Н.Э. Баумана и др.) и подразделениями БГТУ. Содействие трудоустройству осуществляется по ряду следующих направлений: систематическая информационная поддержка студенческой молодежи по вопросам занятости и трудоустройства, мотивационная работа, направленная на повышение готовности выпускников к самостоятельному трудоустройству, профориентационная и консультационная работа с абитуриентами и студентами, личностное и профессио-нально-ориентиро-ванное тестирование и др.

На базе университета систематически проводятся ярмарки вакансий рабочих мест для студентов старших курсов и выпускников. Кроме того, НМЦ ПАТС осуществляет тесное

взаимодействие с предприятиями и организациями Белгородской области и других регионов РФ путем заключения долгосрочных договоров о сотрудничестве по организации целевой подготовки и трудоустройству высококвалифицированных специалистов.

Для оптимизации трудоустройства выпускников и налаживания продуктивных взаимоотношений университета с предприятиями промышленности строительных материалов на базе БГТУ им. В.Г. Шухова создается кадровое агентство. В целом реализуемая университетом комплексная программа по содействию занятости студенческой молодежи направлена на создание эффективного механизма взаимодействия университета с работодателями (организациями) и подготовку конкурентоспособных специалистов для современного рынка.

Таким образом, в БГТУ им. В.Г. Шухова функционирует интегральная система непрерывного профессионального образования, которая позволяет осуществлять подготовку высококвалифицированных конкурентоспособных специалистов, востребованных на общероссийском и региональном рынках труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.