Научная статья на тему 'Университет как центр инноваций: методологические аспекты'

Университет как центр инноваций: методологические аспекты Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
241
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПАРАДИГМА XXI СТОЛЕТИЯ / ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / АСПИРАНТУРА / НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / EDUCATIONAL PARADIGM OF THE XXI CENTURY / CHALLENGES OF MODERNITY / INNOVATIVE DEVELOPMENT / MULTIDISCIPLINARY REGIONAL UNIVERSITY / POST GRADUATE EDUCATION / SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL SCHOOL / UNIVERSITY TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мелехина Марина Борисовна

В работе рассмотрены основные позиции целевой модели развития Ухтинского государственного технического университета на период до 2025 г., изложены стратегические инициативы, способствующие обретению университетом статуса центра создания пространства инноваций. Автор делает акцент на роли третьей ступени высшего образования (аспирантуры) и научно-педагогических школ в генерировании инновационной активности вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мелехина Марина Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNIVERSITY AS A CENTER OF INNOVATION: METHODOLOGICAL ASPECTS

The article considers the basic positions of the target model of the development of Ukhta State Technical University for the period up to 2025, outlines the strategic initiatives that contribute to the status of a University as "the space of innovation". The author emphasizes the role of the third stage of higher education (post-graduate) and teaching schools in generating innovative activity of the University.

Текст научной работы на тему «Университет как центр инноваций: методологические аспекты»

УНИВЕРСИТЕТ КАК ЦЕНТР ИННОВАЦИЙ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

МЕЛЕХИНА Марина Борисовна - канд. культурологии, доцент кафедры философии и

методологии образования. E-mail: [email protected]

Ухтинский государственный технический университет, Ухта, Россия

Адрес: 169300, Республика Коми, г. Ухта, ул. Первомайская д. 13

Аннотация. В работе рассмотрены основные позиции целевой модели развития Ухтинского государственного технического университета на период до 2025 г., изложены стратегические инициативы, способствующие обретению университетом статуса центра создания пространства инноваций. Автор делает акцент на роли третьей ступени высшего образования (аспирантуры) и научно-педагогических школ в генерировании инновационной активности вуза.

Ключевые слова: образовательная парадигмаXXI столетия, вызовы современности, инновационное развитие, многопрофильный региональный университет, аспирантура, научно-педагогическая школа, преподаватель высшей школы

Для цитирования: Мелехина М.Б. Университет как центр инноваций: методологические аспекты // Высшее образование в России. 2017. № 4 (211). С. 126-130.

Контексты настоящего: ускоряющиеся процессы глобализации и, как следствие, радикальные трансформации в областях материального и духовного производства, на рынках труда и в профессиональных структурах, а также в области социальных коммуникаций - выявили статус образования как высокорентабельной сферы бизнеса и как сферы прямых стратегических интересов. Вместе с тем вышеназванные процессы стали причиной кризиса мировых образовательных систем, а кризис в любой сфере есть свидетельство исчерпанности господствующей парадигмы.

Каждая историческая эпоха вырабатывает собственную образовательную парадигму, которая выступает своего рода «порождающей моделью», исходной концептуальной основой педагогической практики своего времени. Образовательная парадигма XXI столетия, приходящая на смену так называемой традиционной, соответствует постиндустриальной форме организации общества и является по своей сути инновационной. Отметим, что процесс формирования новой парадигмы - это

процесс «длинных волн». Поэтому в российском образовательном пространстве в настоящее время сосуществуют два типа процессов: традиционные и инновационные. Существенное увеличение удельного веса последних необходимо высшей школе для ответа на системные вызовы, среди которых выделяют такие, как «цикл негативного воспроизводства педагогического корпуса», «снижение конкурентоспособности на глобальном рынке», «несоответствие структуры потребностям экономики» и, наконец, «высшая школа не производит инноваций и инноваторов» [1, с. 23]. Консолидированным ответом российских научных кругов на вызовы современности, бесспорно, является приоритетный проект «Вузы - центры создания пространства инноваций», в рамках которого Минобрнауки России планирует открыть к 2025 г. сто инновационных университетских центров.

В исследованиях последних лет отмечается, что «скорость российской постиндустриальной трансформации, инновационного развития страны определяется наиболее слабым ее звеном - российской

провинцией» [2, с. 20]. Несомненно, системообразующим ресурсом развития российских регионов, сохранения и приумножения здесь человеческого потенциала, к чему сегодня призывают эксперты, выступают университеты. Именно они зачастую выполняют функцию градообразующих предприятий и формируют региональное пространство деятельности. Обеспечивая традиционные научные исследования и разработки, университеты вместе с тем являются и ключевыми генераторами инновационной активности «на местах». Действенным стимулом для ее интенсификации в настоящее время становится приоритетный проект Минобрнауки России.

Достойную и авторитетную нишу в научно-образовательном и культурном пространстве нашей страны занимает многопрофильный университет с нефтегазовой доминантой - Ухтинский государственный технический университет. Ныне он является одним из активных членов Национального научно-образовательного инновационно-технологического консорциума вузов минерально-сырьевого и топливно-энергетического комплексов. Его целевая модель, сформулированная в стратегии развития на период до 2025 г., характеризуется пятью основными позициями. А именно, университет должен стать: 1) регионально адаптированным; 2) устойчиво развивающимся в лидеры циркумполярного пояса; 3) иссле-довательско-инновационным; 4) предпринимательским; 5) социально ответственным и личностно-ориентированным. В соответствии с целевой моделью УГТУ уже сейчас является бесспорным лидером и драйвером регионального рынка в специализированных образовательных, научно-технологических и социокультурных нишах. В то же время благодаря организаторской роли и участию в специфической инновационной инфраструктуре города и республики (бизнес-инкубаторы, технопарки, кластеры и др.) университет превращается в активный социально-экономический субъект, способ-

ный не только воспроизводить нужные профессиональные кадры, но и создавать и реа-лизовывать востребованные интеллектуальные и материальные продукты и программы.

Главными стратегическими инициативами университета на пути его поступательного движения к обретению статуса «центра создания пространства инноваций» являются:

- опережающее образование, которое должно быть востребовано «завтра»;

- расширение спектра и повышение уровня и объёмов научных исследований и разработок, обеспечивающих лидерство университета в генерации и трансфере новых знаний и технологий для инновационного развития региона и освоения Арктической зоны России;

- формирование и рост потенциала инновационно-предпринимательской экосистемы (генерация, синтез и трансфер знаний, навыков и технологий);

- удовлетворение потребностей и интересов личности в гармоничном согласовании с общечеловеческими и государственными ценностями;

- развитие системы внешних связей университета и отношений с ключевыми

стейкхолдерами в интересах обеспечения устойчивого развития вуза;

- позиционирование УГТУ как центра образовательно-научно-инновационого технологического и социального развития Республики Коми, включая актуальные аспекты освоения Арктики;

- построение современной модели управления университетом, призванной эффективно решать академические и стратегические вопросы.

Объединение образования, науки, техники и экономики, воплощающееся в феномене научных исследований и разработок, является специфической характеристикой постиндустриального общества, которое предъявляет к выпускникам вузов конкретные требования. Среди них в условиях XXI столетия приоритет получают «требования системно организованных интеллектуальных, коммуникативных, рефлексирующих, самоорганизующих, моральных начал» [3, с. 59]. Но в первую очередь выпускник должен стать инновационно-ориентированной личностью, способной эффективно действовать в неопределённых и непредсказуемых контекстах в различных предметных областях. Отметим, что процесс формирования такой гетерогенной компетентности сложен и многогранен. Становление человека как профессионала, согласно общеевропейской концепции непрерывного образования, может продолжаться в течение всей жизни. Мы полагаем, что в российской системе многоуровневого высшего образования процесс становления профессионала-инноватора наиболее уплотнён на третьем уровне, то есть в аспирантуре. Осуществляя подготовку научно-педагогических кадров высшей квалификации, аспирантура выполняет важную роль научного и методического сопровождения для всех уровней системы профессиональной подготовки [4, с. 21].

Важнейшим достоинством системы подготовки кадров в Республике Коми является её способность практически полно-

стью обеспечивать кадровые потребности основных отраслей экономики региона. Ориентация руководства республики на стопроцентное кадровое самообеспечение зафиксирована в «Концепции модернизации профессионального образования в Республике Коми до 2025 года», утверждённой распоряжением Правительства РК № 437-р от 12.10.2016 года, и обусловлена рядом факторов. В частности, суровые условия жизни и труда демотивируют молодых специалистов, получивших образование в комфортных для жизни регионах, в отношении возможного переезда в республику и трудоустройства здесь. Поэтому уже достаточно давно руководство республики сделало ставку на развитие собственной полноценной системы подготовки кадров. В настоящее время в Ухтинском государственном техническом университете проводится подготовка аспирантов по 18 направлениям.

Важным условием качественной подготовки квалифицированных рабочих и служащих, специалистов среднего звена, а также кадров высшей квалификации является научно-исследовательское и методическое сопровождение реализации соответствующих программ. С этой целью и с учётом отмеченной выше потребности иметь в Республике Коми полномасштабную региональную систему подготовки кадров в УГТУ реализуется программа подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению «Образование и педагогические науки».

В аспирантуру УГТУ для обучения поступают преподаватели вузов и колледжей, расположенных на территории РК; востребованность программы стабильная, есть конкурс. Надо отметить также, что филиалы УГТУ расположены в самых северных городах республики, являющихся вместе с тем её стратегическими промышленными центрами, - Усинске и Воркуте. Они особенно, но и вузы, и колледжи по региону в целом нуждаются в кадрах выс-

шей квалификации, способных замещать должности в учебно-методических управлениях и других значимых подразделениях учебных заведений, вести исследования в области педагогики, выступать лидерами в разработке и реализации образовательных технологий. Также исключительно важным для развития системы образования в республике является способность выпускников аспирантуры, освоивших указанную программу, выступать экспертами и основными проводниками внедрения профессионального стандарта для педагогов общего, профессионального и высшего образования, предусмотренного «Комплексной программой повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций», утверждённой Правительством Российской Федерации № 3241п-П8. от 28.05.2014 г.

Достоянием УГТУ, выполняющим ключевую функцию в реализации базового сценария «желаемого будущего» университета, в котором доминирует инновационная составляющая, являются научно-педагогические школы. Фактически каждая такая школа - это модель интеграции отраслевой, академической и вузовской науки, это практическое выражение аксиомы о неразрывности науки и образования. И это важнейшая, наряду с подготовкой кадров, линия взаимодействия университета с хозяйствующими субъектами в регионе. Через сеть инновационных центров университета научно-педагогические школы осуществляют трансферт своей наукоёмкой продукции в производство. Они же являются высшей формой реализации классического университетского принципа интеграции учебного процесса и научных исследований. В УГТУ действуют 14 научно-педагогических школ.

Ещё на 32-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО по проблеме количества и качества педагогических кадров прозвучало заявление о том, что «главный вызов в сфере образования - учитель», остаю-

щийся для образования «и проблемой, и её решением». Чтобы стать «решением» кризисных явлений и ответить на актуальные вызовы постиндустриального общества, ориентированного на инновации, современный преподаватель высшей школы должен перманентно находиться на высоком уровне компетентности в реализации именно инновационных образовательных моделей (контекстное обучение, проект-но-модульное обучение, дистанционное обучение и др.), помня о том, что любая из них улучшает основные характеристики традиционного вузовского процесса, развивая его неиспользованный потенциал. При этом именно «инновационную деятельность» как преподавателя, так и студента, наравне с обучением и воспитанием, необходимо возвести «в ранг третьей миссии университетского образования -развития» [5, с. 9].

Литература

1. Волков А.Е., Кузьминов Я.И., Реморенко ИМ, Рудник Б.Л, Фрумин И.Д, Якобсон Л.И. Российское образование - 2020: модель образования для инновационной экономики // Российское образование: тенденции и вызовы: сборник статей и аналитических докладов. М.: Дело, 2009.

2. Пилясов А.Н. И последние станут первыми: Северная периферия на пути к экономике знания. М.: ЛИБРОКОМ, 2009.

3. Подлесных В.И. Реформирование высшего образования на основе замещения технологического уклада (новые подходы и методы). М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014.

4. Подповетная Ю.В, Резанович И.В. Концепция развития научно-методической культуры преподавателя вуза. М.: ВЛАДОС, 2012.

5. Осипова С.И, Соловьева Т.В. Проектирование студентом индивидуальной образовательной траектории в условиях информатизации образования. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013.

Статья поступила в редакцию 17.02.17.

Принята к публикации 05.03.17.

130

Bucrnee o6pa3oeame e Poccuu • № 4, 2017

UNIVERSITY AS A CENTER OF INNOVATION: METHODOLOGICAL ASPECTS

Marina B. MELEKHINA - Cand. Sci. (Cultural Studies), Assoc. Prof. of Department of philosophy and methodology of education. E-mail: [email protected]

Ukhta State Technical University, Ukhta, Russia

Address: 13, Pervomaiskaya str., Ukhta, Komi Republic, 169300, Russian Federation

Abstract. The article considers the basic positions of the target model of the development of Ukhta State Technical University for the period up to 2025, outlines the strategic initiatives that contribute to the status of a University as "the space of innovation". The author emphasizes the role of the third stage of higher education (post-graduate) and teaching schools in generating innovative activity of the University.

Keywords: educational paradigm of the XXI century, challenges of modernity, innovative development, multidisciplinary regional University, post graduate education, scientific and pedagogical school, university teacher

Cite as: Melekhina, M.B. (2017). [University as a Center of Innovation: Methodological Aspects]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 4 (211), pp. 126-130. (In Russ., abstract in Eng.)

References

1. Volkov, A.E., Kuz'minov, Ya.I., Remorenko, I.M., Rudnik, B.L., Frumin, I.D., Yakobson, L.I. (2009). [Russian Education - 2020: Model of Education for Innovative Economy]. In: Rossiiskoe obrazovanie: tendentsii i vyzovy: sbornik statei i analiticheskikh dokladov [Russian Education 2020: Trends and Challenges: Collection of Articles and Analytical Reports]. Moscow, Delo Publ. (In Russ.)

2. Pilyasov, A.N. (2009). I poslednie stanut pervymi: Severnaya periferiya na puti k ekonomike znaniya [And the Last Will be the First: Northern Periphery on the Way to Knowledge Economy]. Moscow, LIBROKOM Publ.

3. Podlesnykh, V.I. (2014). Reformirovanie vysshego obrazovaniya na osnove zameshcheniya tekhnologi-cheskogo uklada (novye podkhody i metody) [Higher Education Reforming on the Basis of Substitution of Technological Structure (New Approaches and Methods)]. Moscow, NITZ INFRA-M Publ.

4. Podpovetnaya, Yu.V., Rezanovich, I.V. (2012). Kontseptsiya razvitiya nauchno-metodicheskoi kul'tury prepodavatelya vuza [Concept of Development of Scientific and Methodical Culture of a University Teacher]. Moscow, VLADOS Publ.

5. Osipova, S.I., Solov'eva, T.V. (2013). Proektirovanie studentom individual'noi obrazovatel'noi traektorii v usloviyakh informatizatsii obrazovaniya [Development of the Student Individual Educational Trajectories in the Conditions of Informatization of Education]. Moscow, NITZ INFRA-M Publ.

The paper was submitted 17.02.17.

Accepted for publication 05.03.17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.