О ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ
ВОЛКОВА Ольга Александровна - педагог-психолог управления по учебно-воспитательной работе и социальным вопросам. E-mail: [email protected] Ухтинский государственный технический университет, Ухта, Россия Адрес: 169300, Республика Коми, г. Ухта, ул. Первомайская д. 13
Аннотация. В статье анализируются возможности систематизации учебно-воспитательной работы по формированию ценностно-смысловых компетенций в высшем инженерном образовании в контексте стратегии развития вуза как центра образовательно-научного, инновационного, технологического и социального развития региона.
Ключевые слова: образовательная среда, компетентностный подход, ключевые компетенции, ценностно-смысловые компетенции, высшее инженерное образование
Для цитирования: Волкова О.А. О формировании ценностно-смысловых компетенций будущих инженеров // Высшее образование в России. 2017. № 4 (211). С. 144-150.
Реформы в отечественном образовании продолжаются, поэтому в основания современного высшего образования так или иначе закладываются новые смыслы и ценности. При этом вводятся особые требования к университетскому преподаванию и подготовке кадров, поднимаются вопросы изменения содержания обучения и профессионального образования. Между тем методологическая и методическая наполненность вузовской образовательной среды фактически изменилась мало: в образовательном процессе до сих пор используется скорее совокупность «информации», нежели педагогические комплексы для формирования компетенций. Стандартами-ориентирами зачастую служит то, что в данный момент может предоставить существующая образовательно-педагогическая система, а вероятный (огромный) потенциал образовательной среды учреждений высшего образования практически не реализуется: задача откладывается «до лучших времен». Таким образом, сегодня приходится говорить о состоянии кризиса смысла образования и необходимости его преодоления.
Высшее инженерное образование всегда выступало и должно выступать не только
инструментом достижения определённых результатов обучения, но и фактором развития личности, имеющего определённую социально значимую цель. Поэтому перед вузами стоит актуальнейшая задача так усовершенствовать содержание и методы обучения, чтобы реализовать возможность для образования быть инновационным и социально ориентированным, то есть гибко соответствовать запросам работодателей и общества в целом. Интегрированным показателем качества профессионального образования при этом выступает компетентность выпускника вуза, выражаемая прежде всего через понятие «ключевые компетенции» - наиболее общие, универсальные способы самоорганизации деятельности, позволяющие человеку через приобретённый навык понимания (или адекватной трактовки) ситуации достигать определённых результатов в профессиональной деятельности. Содержательно-мотивационным «вектором» ключевых компетенций служат ценностно-смысловые компетенции, направляющие и формирующие личность как профессионала, сделавшего осознанный выбор.
В современной педагогике высшей школы вполне осознана необходимость объ-
единения различных ценностных аспектов образования,а именно:
- развитие духовных сил, способностей и умений, позволяющих человеку преодолевать жизненные препятствия;
- формирование характера и моральной ответственности в условиях адаптации к социальной среде;
- обеспечение возможностей для личностного и профессионального роста и осуществления самореализации;
- овладение средствами для достижения интеллектуально-нравственной свободы, личной автономии и счастья;
- создание предпосылок развития творческой индивидуальности личности и раскрытия ее духовных потенций [1].
Это те самые ценности, на которые ориентирована (скорее, декларативно) парадигма современного образования. Идеологи «модернизации образования» настаивают на том, что подобные компетенции «должны быть», однако в практике компетент-ностного подхода сегодня именно ценностно-смысловая составляющая остается «за бортом», выносится за скобки. Особенно остро это проявляется в инженерном высшем образовании. Не наблюдается системности и в попытках уточнения содержания этих компетенций для технического образования, в разработке методологии, методов, механизмов и условий их актуализации. Практика же свидетельствует о низком уровне профессионального самоопределения молодёжи - как поступающей в вузы, так и выпускающейся из вузов, - что проявляется прежде всего в «ценностно-мо-тивационном вакууме» - отсутствии у неё социально-профессиональных ценностей, которые имели бы позитивный вектор и действительно личностную значимость.
Обозначим две методологические проблемные зоны. Первая: каковы условия процесса встраивания образования в позитивное ценностно-смысловое самоопределение субъекта обучения? Насколько это вообще возможно? Ответ даёт психология
развития: в настоящее время ведущая деятельность субъектов образовательного процесса меняется с сугубо учебной на учебно-профессиональную, значит, обучение рано или поздно приобретёт личностную направленность. Кроме того, важность ценностно-смысловой составляющей заложена в самой сути высшего образования. Имеет значение и соответствующий возраст личности, его получающей. Возрастной особенностью здесь выступает активный поиск и формирование мировоззрения и жизненной философии, когда студент готов задавать вопросы и интери-оризировать ответы. Можно сказать, для обучающегося это выступает важнейшей потребностью, и задача вуза - удовлетворить эту потребность с помощью образовательной и воспитательной программы.
Вторая проблемная зона касается следующего. Процесс развития человека -сложное, часто многополярное явление, и тот факт, что личность обладает ценностно-смысловыми компетенциями, не даёт гарантии их однозначно позитивного содержания. Именно поэтому одной из задач образования выступает формирование социально значимых ценностей и ценностных ориентаций обучающихся. Цен-
ности - это прогностические убеждения, позволяющие ориентироваться в желательности / нежелательности способа поведения и цели существования (М. Рокич). Они ответственны за выработку жизненной позиции и программы жизнедеятельности, за создание образа будущего, перспективы развития личности. Ценности рассматриваются как способность к творческому восприятию, пониманию и преобразованию действительности в той или иной сфере деятельности и отношений. Ценности - высшее проявление человеческой образованности и профессиональной компетентности, профессиональной культуры в целом. Именно на уровне культуры может в наиболее полном виде выразиться человеческая индивидуальность [2, с. 85].
Очевидно, что состав и иерархия ценностей и ценностных ориентаций профессионала определённой сферы деятельности во многом уникальна, ведь ценностная сфера весьма чувствительна и подвержена влиянию обстоятельств, в которых пребывают её носители. Поэтому адаптация образовательной среды и её методологических и воспитательных инструментов должна начинаться с уточнения содержания ценностно-смысловых компетенций как вектора общих и профессиональных компетенций, специфичных для высшего инженерного образования. При этом специфика технического высшего образования такова, что обязателен учёт региональных особенностей, а также имеющихся инновационно-прикладных отраслевых кадровых задач. Рассмотрим, какой подход к решению этого важнейшего вопроса реализован в Ухтинском государственном техническом университете.
УГТУ является одним из крупнейших многопрофильных технических вузов на Европейском Севере РФ и входит в состав Национального научно-образовательного инновационно-технологического консорциума вузов минерально-сырьевого и топливно-энергетического комплексов. Уни-
верситет сотрудничает со всеми предприятиями нефтегазовой отрасли Республики Коми, а также с различными предприятиями горнорудной, лесной, строительной промышленности. Значительную часть кадров высшей квалификации дочерних компаний таких экономических гигантов, как «Газпром», «Транснефть», «Роснефть», «ЛУКОЙЛ», «Зарубежнефть», составляют его выпускники. Вместе с Усинским и Воркутинским филиалами УГТУ образует мощный научно-образовательный комплекс, который обеспечивает как подготовку кадров для самых северных, арктических территорий страны, так и научно-техническое обеспечение освоения этих территорий. При этом одним из важнейших направлений деятельности университета в контексте социально-экономического развития Республики Коми является формирование благоприятной социокультурной и собственно образовательной среды региона, что невозможно без осознанного введения в данный контекст целенаправленности не только лишь экономической, но и ценностно-смысловой, влекущей за собой широкий спектр позитивных изменений.
Отметим, что поскольку ценностно-смысловая составляющая выступает системообразующим фактором для формирования компетентности профессионала высшего образования, то она наилучшим образом соответствует одному из главных принципов современного компетентност-ного подхода - принципу непрерывности образования. Самым эффективным практическим средством её реализации является социальное партнёрство, которое также обладает системообразующим, и даже синергийным свойством. Это выражается прежде всего в ресурсной интеграции [3], то есть отладке такого типа взаимодействия между образованием и производством, которое нацелено на максимальное удовлетворение интересов всех участников партнерского процесса. И действитель-
но, образование и производство в едином региональном социально-экономическом контексте имеют взаимосвязанную и взаимозависимую цель - формирование и развитие трудовых ресурсов.
Первая ступень в решении задачи - совершенствование высшего инженерного образования. Профессиональная подготовка в УГТУ делает упор прежде всего на всестороннее развитие познавательной сферы субъекта обучения, на его анали-тико-синтетические, творческие умения, практические профессиональные умения и т.п.; кроме того, обязательно поднимаются вопросы эмоционально-ценностного отношения студента к избранной профессии как особой области культуры. Наиболее эффективными видами работ в данном направлении являются регулярные научно-практические конференции с обязательным участием предприятий региона, производственная практика, совместные мероприятия студенческих объединений (прежде всего - студенческого научного
общества) и Советов молодых специалистов предприятий-партнёров.
Ещё одна сложная задача связана с преодолением разрыва между профессиональным ожиданием и профессиональной реальностью, обусловленного объективной разницей между вузовской организационной культурой и корпоративной культурой предприятия, то есть между образовательной и профессиональной средой. Поскольку вуз является стабильным поставщиком кадров для совершенно определённых организаций-работодателей, вполне обоснованным будет развивать организационную культуру самого вуза таким образом, чтобы использовать её потенциал для подготовки будущих выпускников к максимально эффективному освоению и принятию именно их организационной культуры. С этой целью в УГТУ разработана уникальная модель подготовки студентов к предстоящему процессу морально-психологической адаптации к среде организации-работодателя - «Про-
фильный адаптационный модуль организационной культуры УГТУ» [4]. Одним из его базовых принципов служит создание ценностно-смысловых учебных ситуаций, акцентирующих внимание обучающихся на профессионально значимых ценностях и качествах профильных инженеров-специалистов, что позволяет активизировать профессиональную рефлексию.
В настоящее время взаимопроникновение образовательной (УГТУ) и профессиональной (региональные предприятия) сред выражается в интенсивном развитии дополнительного образования. В частности, это разработка и реализация новых образовательных программ с учётом потребностей конкретных предприятий (в том числе «под заказ»); совместная работа по обновлению классических инженерных образовательных программ с учётом требований к социальным и специальным квалификациям и компетенциям, учёт предложений работодателей по содержательным аспектам инженерного обучения; введение в процесс обучения различных технологических инноваций, делающих освоение профессий предметно- и профессионально-ориентированным (например, учебно-практический полигон университета - проект, осуществляемый совместно с компаниями ООО «Газпром трансгаз Ухта», АО «Транснефть-Север» и ООО «ЛУКОЙЛ-Коми»). В этой связи отметим существенный вклад предприятий-партнёров в развитие материальной базы университетского комплекса. Как следствие, такая деятельность активизирует развитие различных инновационных форм педагогического и психологического сопровождения образовательного процесса, способствует увеличению числа стажировок профессорско-преподавательского состава университета в производственной среде, задействованию ресурсной базы предприятий как учебных действующих полигонов в целях интенсификации образовательного процесса, привлечению опытных специ-
алистов предприятий к образовательной деятельности, например, к оценке качества образования через участие в работе аттестационных комиссий, в различного рода квалификационных испытаниях и аттестационных процедурах.
Систематизация учебно-воспитательной работы по формированию ценностно-смысловых компетенций связана с ведущимися в УГТУ исследованиями их состава в зависимости от направлений подготовки инженеров (мотивация на лидерство, эмоциональный интеллект и др., социальная активность/пассивность и т.п.). Это необходимо для того, чтобы исключить шаблон и выделить прагматическую сущность инженерных ценностно-смысловых компетенций, связанную с неизбежно прикладным характером технического высшего образования. Кроме того, в русле ресурсной интеграции и социального партнёрства нужна комплексная экспертная оценка состава данных компетенций профильными экспертами - вузовскими преподавателями и учёными и, разумеется, опытными профессионалами соответствующих инженерных областей. Последующая разработка методологического обеспечения процесса формирования ценностно-смысловых компетенций в высшем техническом образовании должна отражать специфику соответствующего инженерного профиля, а различные параметры адаптируемой образовательной среды - быть «чувствительными» к реальным потребностям инженерной профессии и формируемого у студентов в процессе обучения инженерного мировоззрения.
Ухтинский университет продолжает накапливать вышеописанный опыт организационно-функциональных трансформаций, направленных на управление изменениями. Это касается как традиционных сфер деятельности университета (научно-кадровое обеспечение сырьевых отраслей экономики), так и новых, только нарождающихся запросов инновационной эконо-
мики. Одной из ключевых стратегических инициатив, обозначенных в стратегии развития УГТУ на период до 2025 г., является формирование и позиционирование университета как центра образовательно-научного, инновационного, технологического и социального развития Республики Коми, включая актуальные аспекты освоения Арктики.
Эта инициатива опирается на тезис о мультизадачности университетского комплекса и возможности реализации его миссии путём раскрытия потенциала образовательной среды за счёт формирования и закрепления «внешних» атрибутов вуза как профильного образовательно-научного, инновационного, технологического и социального Центра республиканского масштаба. Спектр целей и задач, которые способен взять на себя научно-образовательный комплекс регионального масштаба, крайне широк, и эти цели не конкурируют друг с другом, скорее, наоборот, создают синергийный эффект. Формирование такого Центра будет происходить путём продвижения в практику социально-экономического планирования Республики Коми триадной модели региональной экономики (опорный технический университет - технопарк - инновационный профильный кластер). Далее планируется расширение перечня образовательно-научных компетенций и организационно-технических возможностей по комплексному освоению арктических территорий. Наконец, ставится задача дальнейшего
развития материальной, кадровой и организационно-финансовой инфраструктуры всех составляющих триадной модели инновационной экономики на базе координации и конструктивного взаимодействия с органами федеральной,республиканской и муниципальной властей и предпринимательским сообществом региона.
В свою очередь, это будет способствовать утверждению УГТУ как инновационного центра развития региона и отраслей региональной экономики посредством формирования современной образовательной, научно-исследовательской, производственно-технологической и предпринимательской культуры.
Литература
1. Воробьева В.В, Горовая В.И. Ценностные ориентации на образование как субъектный идеал образованности // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2011. Вып. 4. С. 89-94.
2. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. М.: Совершенство, 1998. 608 с.
3. Сотникова О.А., Волкова О.А. Практические аспекты ресурсной интеграции в социальном партнерстве университета и предприятий региона // Высшее образование в России. 2016. № 12. С. 117-123.
4. Безгодов Д.Н. Профильный адаптационный модуль организационной культуры университета // Высшее образование в России. 2015. № 12. С. 118-124.
Статья поступила в редакцию 17.02.17.
Принята к публикации 05.03.17.
FORMATION OF AXIOLOGICAL COMPETENCIES OF FUTURE ENGINEERS
VOLKOVA Olga A. - educational psychologist of Department on educational work and social affairs, e-mail: [email protected]
Ukhta State Technical University, Ukhta, Russia
Address: 13, Pervomaiskaya str., Ukhta, Komi Republic, 169300, Russian Federation
Abstract. The article analyzes the possibilities of systematization of educational work on formation of axiological competences of future engineers in the context of the strategy of the University development as a center of educational-scientific, innovative, technological and so-
cial development of the region. The axiological competencies facilitate formation of a future engineer as a professional who has made a conscious choice. Ukhta State Technical University practices a unique model for psychological adaptation of students to organizational structure of potential employers. One of its main principles is creation of training situations which enable students to focus of their professionally important features and values and to stir up their professional reflexion.
Keywords: educational environment, competence approach, key competencies, axiological competencies, higher engineering education, professional reflexion
Cite as: Volkova, O.A. (2017). [Formation of Axiological Competencies of Future Engineers]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 4 (211), pp. 144-150. (In Russ., abstract in Eng.)
References
1. Vorobieva, V.V., Gorovaya, V.I. (2011). [System of Values in Education as a Subject Ideal ofScholar-ship]. Nauchnye problemy gumanitarnykh issledovaniy [Scientific Problems of Humanitarian Studies]. Vol. 4, pp. 89-94. (In Russ.)
2. Gershunsky, B.S. (1998). Filosofiya obrazovaniya dlya XXI veka [Philosophy of Education for XXI Century]. Moscow: Sovershenstvo Publ., 608 p. (In Russ.)
3. Sotnikova, O.A., Volkova, O.A. (2016). [Practical Aspects of Resource Integration in Social Partnership of University and Regional Enterprises]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 12, pp. 117-123. (In Russ., abstract in Eng.)
4. Bezgodov, D.N. (2015). [Profile Adaptive Module ofUniversity Organizational Culture]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 12, pp. 118-124. (In Russ., abstract in Eng.)
The paper was submitted 17.02.17. Accepted for publication 05.03.17.