КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ВУЗЕ
БАШКИРОВ Семен Петрович - зам. начальника управления по учебно-воспитательной работе и социальным вопросам, Ухтинский государственный технический университет. E-mail: [email protected]
ВОЛКОВА Ольга Александровна - преподаватель кафедры философии и методологии образования, Ухтинский государственный технический университет. E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье дан анализ формирования ценностно-смысловых компетенций в образовательной среде вуза как задачи развития потребности в созидательной деятельности. Представлен опыт УГТУ по реализации компетентностного подхода к созданию молодежного кадрового резерва; движение студенческих отрядов рассмотрено с точки зрения проявления в нем созидательной активности.
Ключевые слова: образовательная среда, воспитательная работа, ценностно-смысловые компетенции, ценностно-смысловое мышление, студенческие отряды, созидательная активность, молодежный кадровый резерв
Для цитирования: Башкиров С.П., Волкова О.А. Компетентностный подход к организации воспитательной работы в вузе // Высшее образование в России. 2016. № 6 (202). С. 142-147.
Сегодня в высшей школе оказались актуальными направления педагогической работы, которые прежде, как правило, реа-лизовывались в пространстве общего среднего образования. Это касается и воспитательной работы в целом, и такой её формы, как развитие созидательной активности. Это обусловлено, на наш взгляд, общей деградацией средней школы в ходе перманентных реформ последних десятилетий. Более того, о необходимости проведения воспитательной работы с молодыми специалистами всё чаще заявляют кадровые службы крупных компаний. В этом видится определённая тенденция.
Очевидно, что конкурентные позиции вуза, более успешно восполняющего пробелы средней школы и тем самым сужающего поле дополнительных усилий и затрат предприятий-работодателей, выглядят при прочих равных условиях предпочтительней по сравнению с позициями других вузов. Таким образом, в настоящее время высшее учебное заведение как институт общества приобретает функцию воспитания во все-
объемлющем масштабе. На наш взгляд, перед отечественной высшей школой встает сложнейший комплекс задач воспитательного характера, который нужно решать в компетентностном ключе. В образовательном пространстве страны позиция будет выше у того вуза, который в большей степени включен в решение этих задач.
Современная категория компетенции включает в себя совокупность определенных качеств личности: знаний, умений, привычек, способов деятельности. Компетенция может также рассматриваться как способность человека, позволяющая ему решать ряд прикладных задач: «как это сделать » в отличие от абстрактных- «что это такое». Компетенция является объединяющей характеристикой знаний, умений, навыков и личностных качеств. В противоположность навыку компетенция предполагает осознанность, в отличие от умения она мобильна, развивается не в сторону автоматизации и превращения в навык, а по пути интеграции с другими компетенциями. Если знание существует в форме информации о содержа-
нии деятельности, то компетенция - непосредственно в форме деятельности.
Для современной России важно наращивание ресурсов инновационной деятельности в ответ на вызовы цивилизационного развития страны и с учетом требований глобализации. Это влечёт изменение целей общественного развития, социокультурных идеалов и ценностей. Именно поэтому на первый план выходит задача формирования у молодежи ценностно-смысловых компетенций. А.В. Хуторской предлагает такое определение: «Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами обучающегося, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория обучающегося и программа его жизнедеятельности в целом» [1]. А.Р. Ка-масина и С.И. Гильманшина говорят о ценностно-смысловых компетенциях как о способности видеть, понимать, беречь окружающий мир, природу; принимать научные знания как ценности; уметь гармонично адаптироваться в современном мире, выбирать ценностные, целевые и смысловые установки для своих действий, самостоятельно выявлять противоречия и принимать решения. Подчеркивается убежденность в том, что формирование ценностно-смысловых компетенций молодежи связано с обучением их деятельному овладению методологией творческого преобразования мира, гармонизации отношений в системе «человек - природа - общество » [2].
В процессе становления ценностно-смысловых компетенций существенную роль играет умение использовать общественный опыт, сохранять независимость собственной мысли, умение ставить новые
цели и находить пути их решения, не прибегая к посторонней помощи. Главная же задача при формировании ценностно-смысловых компетенций заключается в том, чтобы сформировать у студентов постоянную потребность в созидательной деятельности, направить их активность на овладение важными социальными умениями и навыками. Развивая эту мысль, рассмотрим ценностно-смысловые компетенции с позиции персональных задач освоения и преобразования мира, которые дают толчок развитию социальной культуры личности, её непосредственной социализации и обретению индивидуальности. В соответствии с этим формирование ценностно-смысловых компетенций предполагает решение множества познавательных, нравственных и эстетических задач [3]. Среди них:
1) воспитательные - обогащение и расширение культурного уровня личности, обретение на этой основе четких ценностных ориентиров;
2) креативные - создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности;
3) деятельностные - освоение новых направлений деятельности, углубляющих и дополняющих основное (базовое) обра-
зование и создающих эмоционально значимый для личности фон;
4) социальные - содействие формированию устойчивого интереса к социально значимым видам деятельности, включая профессиональную; освоение социального опыта, приобретение навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни;
5) личностные - самоопределение в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание ситуаций успеха [3].
В образовательном контексте ценностно-смысловые компетенции проявляются в спектре оптимальных вариантов совместной деятельности, позволяют предвидеть разного рода противоречия, препятствующие процессу дальнейшего развития личности, способствуют поиску собственно смысла жизни через совместную деятельность с другими людьми. Именно поэтому образовательная среда вуза, по нашему мнению, является идеальным условием для формирования данной группы компетенций. Вместе с тем в условиях общей бессистемности государственной политики в сфере образования реализация в рамках отдельного вуза концепции компетентност-ной воспитательной работы, достаточно полно и глубоко охватывающей всю массу студенчества, весьма маловероятна. В свете этого обстоятельства чрезвычайно актуализируется вопрос о целенаправленной работе с молодежным активом, с так называемым «кадровым резервом».
Не секрет, что одной из системных проблем формирования молодежного кадрового резерва является преимущественное кооптирование в него амбициозных «самовыдвиженцев». Кроме того, традиционный опыт, который демонстрируется студентами в ходе освоения программ высшей школы и участия в общественной жизни вуза, в контексте снижающегося «качества» абитуриентов представляется все же недостаточным для формирования полноценного
кадрового резерва. Заметим при этом, что уровень «погружения» в образовательную и общественную жизнь вуза может быть различным - от поверхностного потребительского (пассивная жизненная позиция) через творческий уровень (активная жизненная позиция) и до уровня социальной активности (преобразующая жизненная позиция). Поэтому воспитательный процесс в вузе должен быть организован таким образом, чтобы планомерно и систематически «переводить» студента из пассивной жизненной позиции в преобразующую с помощью генерирования созидательной активности - основного принципа формирования ценностно-смысловых компетенций.
К формам созидательной активности, дополняющим те, что непосредственно включены в образовательный процесс, можно отнести деятельность клубных и досуговых объединений, волонтерских организаций и студенческихотрядов. Последняя является для Ухтинского университета приоритетной. Мы уже писали ранее о студенческих отрядах как о традиционной и наиболее гармоничной для нашей страны форме работы с молодежным активом [4; 5]. Вообще говоря, историческое прошлое является источником богатейшего педагогического опыта, элементы которого могут быть с успехом включены в нынешнюю практику воспитания молодежи. Сложилось так, что Ухтинский государственный технический университет всегда был центром студотрядовской жизни в Республике Коми. Сегодня при поддержке университета в республике действует одно из самых молодых и динамично развивающихся региональных отделений организации «Российские студенческие отряды», большую часть бойцов которого составляют наши студенты. Отношение к созидательной активности мы рассматриваем как решающий критерий, по которому происходит отбор студенческого актива. Бойцы, получившие высокую оценку командования
отрядов по итогам трудовых семестров, являются «кадровой кузницей» для разнообразнейших общественных проектов университета. Это и студенческие советы общежитий и факультетов, и студенческий профком, и различные волонтёрские объединения, и досуговые клубы, и общественные движения. В состав Ученого совета университета сегодня входят четыре студента, представляющие различные самоуправляемые студенческие объединения, трое из них - бойцы студенческих отрядов. Помимо этого, созидательная активность стимулируется вовлечением стройотрядовцев в различные специальные мероприятия, содержание которых предусматривает целенаправленное формирование у них «ценностно-смысловой квалификации ». Всё увеличивающееся число участников таких мероприятий выступает, на наш взгляд, комплексным индикатором качества студенческой жизни.
Современная ситуация на рынке труда требует, чтобы в конкретно взятых молодых специалистах совмещались «золотые головы» и «золотые руки». Поэтому в УГТУ программы подготовки по техническим направлениям дополняются обучением студентов минимум по двум рабочим профессиям. Помимо усиления конкурентных позиций выпускников на рынке труда, практика подобного обучения придает движению студенческих отрядов дополнительный импульс. Являясь мощным инструментом трудового воспитания, системно развивающим общегуманитарные и профессиональные компетенции участников движения и формирующим активную жизненную позицию, студенческие отряды дают молодым людям чувство причастности к судьбе своей страны. Факт вложения своих сил, частицы себя в устроение жизни в стране «присваивает» её человеку лично. Особенно ярко это проявляется при участии студентов в реализации крупных, социально значимых проектов. Здесь устраняется существующее противоречие меж-
ду разлаженностью, неоднородностью, противоречивостью образовательной и культурной сферы жизни нынешнего российского общества и значительной потребностью молодых людей в обретении терминальных ценностей. Соответствующие компетенции обеспечивают механизм самоопределения личности в различных социальных ситуациях, выстраивают социально-культурную траекторию ее жизнедеятельности, способствуют формированию идеалов. Поэтому студенческие отряды, независимо от специально проводимой в них общественной работы, являются инструментом воспитания настоящих патриотов -людей небезразличных, проявляющих ответственность и занимающих активную гражданскую позицию.
Надо сказать, что в советское время эффект причастности был выражен в заметно большей степени, что было обусловлено, на наш взгляд, тем, что создаваемый бойцами студенческих отрядов продукт воспринимался ими как общее, общенародное достояние. Это также служило одним из факторов положительного отношения общества к студенческим отрядам. Сегодня же влияние эффекта причастности ослабляется тем, что многие объекты, в строительстве или обслуживании которых
участвуют студенты, принадлежат частным корпорациям и частным лицам, нередко заметным медийным фигурам с отрицательным паблицитным капиталом.
Следует отметить, что рассматривая активность молодежи с точки зрения овеществленного созидания, то есть воплощения реальных производственных инициатив в виде законченного объекта, современная молодежь ограничена рядом нормативных условий, препятствующих реализации ее замыслов и инициатив. В советское время студенческие отряды имели возможность заниматься строительством «подключ»: от нулевого цикла до сдачи в эксплуатацию. Сейчас студенты ограничены не только ресурсами, но и многочисленными нормативно-правовыми требованиями. В результате бойцы студенческих отрядов, как правило, выполняют преимущественно узкий спектр неквалифицированных общестроительных работ, который даже при больших объемах не дает ощущения сделанного самостоятельно дела и принесенной обществу пользы. Таким образом, созидательный вкладмоло-дежи в развитие общества, региона, страны несколько размывается, что может негативно сказываться на активности молодёжи.
В этой связи особую актуальность приобретают вопросы возрождения института всероссийских студенческих строек и отрядов, а также тщательного подбора объектов для них. Участие в подготовке и проведении мероприятий, воспринимаемых обществом в качестве знаковых, позволяет максимально использовать созидательный потенциал молодежи студенческих отрядов. К числу таких мероприятий последнего времени, безусловно, относятся: саммит глав стран АТЭС на о. Русский и Олимпиада в Сочи, Универсиада в Казани и Академгородок г. Екатеринбурга, всероссийская студенческая стройка «Поморье» (в части строительства инфраструктуры космодрома «Мирный») и строительство объектов Росатома, сервисный отряд по уборке Арктики «Гандвик» Северо-Западного феде-
рального округа. При оценке перспектив на будущее следует признать целесообразным развитие последнего проекта до статуса всероссийского сервисного отряда. Значимым для наших студентов проектом стала деятельность всероссийского студенческого отряда по восстановлению регионов Дальнего Востока, пострадавших от наводнения. Не менее важной будет работа всероссийского студенческого медицинского отряда в Краснодарском крае.
Высокую эффективность студенческих отрядов как формы воспитательной работы и социального лифта мы считаем очевидной, а ставку на них как на школу кадрового резерва - полностью оправданной. Так, за время, прошедшее с 2003 г., когда студенческие отряды университета получили новый импульс развития, только вузу они подарили несколько десятков руководителей - от структурных подразделений низшего звена до проректоров. Вне стен вуза ветераны сту-денческихотрядов УГТУ- это сотни руководителей разного уровня в государственном и частном секторах экономики.
В заключение отметим, что современная молодёжь нацелена на инновации, стремится к осуществлению социальных и культурных реформ. Это, пожалуй, единственный ресурс духовного и интеллектуального потенциала России, от которого зависит циви-лизационное развитие нашего общества. При этом компетентностно ориентированный воспитательный процесс в вузе крайне значим для формирования мировоззренческих и ценностно-смысловыхустановокличнос-ти, способствуя развитию и индивидуума, и общества в целом. Хочется выразить свою убежденность в том, что приобретаемые студентами способности выходить за пределы стандартного опыта, вкус к активному созиданию останутся с ними на всю жизнь.
Литература
1. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и
образовательные стандарты: Доклад на
отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002 / Центр «Эйдос». URL: http:// WWW/ eidos.ru/ news/ compet/htm
2. Камасина А.Р., Гильманшина С.И. Фор-
мирование ценностно-смысловых компетенций в процессе естественнонаучного образования // Фундаментальные исследования. 2011. № 12 (часть 3). С. 480-484.
3. Мударисова А.А. Формирование ценност-
но-смысловых компетенций молодежи средствами культурно-досуговой деятель-
ности: Дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2016. URL: http://kazgik.ru/ kc on tent/main/ disertation/ doc_disertation/ mudarisova/ 1_11.pdf
4. Башкиров С.П, Васильев Я.Ю. Север, нефть
и газ - доминанты развития стройотрядовского движения УГТУ // Высшее образование в России. 2012. № 4. С. 73-79.
5. Башкиров С.П, Васильев Я.Ю. Структури-
рование студенческой среды и стратегии воспитательной работы // Высшее образование в России. 2013. № 5. С. 94-99.
Статья поступила в редакцию 04.05.16.
COMPETENCE APPROACH TO ORGANIZATION OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES AT THE UNIVERSITY
BASHKIROV Semen P. - Deputy Head of Department on educational work and social affairs, Ukhta State Technical University, Ukhta, Russia. E-mail: [email protected]
VOLKOVA Olga A. - Lecturer, Department of philosophy and methodology of education, Ukhta State Technical University, Ukhta, Russia. E-mail:[email protected]
Abstract. The article analyzes formation of the axiological competences in the educational environment of higher educational institution. These competences characterize the youth's need in constructive activity. The authors present the experience of USTU in the implementation of the competence approach to the formation of youth personnel reserve by means of the student construction team movement.
Keywords: educational environment, extracurricular work, axiological competences, axiological thinking, student construction teams, creative activity, youth personnel reserve Cite as: Bashkirov, S.P., Volkova, O.A. (2016). [Competence Approach to Organization of Extracurricular Activities at the University]. Vysshee obrazovanie vRossii [Higher Education in Russia]. No. 6 (202). Pp. 142-147. (In Russ., abstract in Eng.)
References
1. Khutorskoy, A.V. Kluchevye kompetentsii i obrazovatelnye standarty [Key Competences and
Educational Standards. Presentation at the Department of Philosophy of Education and Theory of Pedagogy RAE on April 23, 2002]. Center «Eidos». Available at: http:// WWW/eidos.EN/ news/compet/htm (In Russ.)
2. Kamasina, A.R., Gilmanshina, S.I. (2011). [Formation of Axiological Competences in the Process
of Natural Science Education]. Fundamentalnye issledovaniya [Fundamental Research]. No. 12 (part 3), pp. 480-484. (In Russ.)
3. Mudarisova, A.A. (2016). Formirovanietsennostno-smyslovykhkompetentsiimolodezhisredstvami
kulturno-dosugovoy deyatelnosty [The Formation of Axiological Competences of Young People by Means of Cultural and Leisure Activities. Cand. Sci. Thesis]. Kazan. Available at: http:// kazgik.ru/ kcontent/ main/ disertation/ doc_disertation/ mudarisova/ 1_11.pdf (In Russ.)
4. Bashkirov, S.P., Vasiliev, Ya.Yu. (2012). [The North, Oil and Gas as the Dominants of Student Work
Brigades' Development in USTU]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 4, pp. 73-79. (In Russ., abstract in Eng.)
5. Bashkirov, S.P., Vasiliev, Ya.Yu. (2013). [Structuring the Student's Environment and Strategies of
Educational Work]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 5, pp. 94-99. (In Russ., abstract in Eng.)
The paper was submitted 04.05.16.