Научная статья на тему 'Университет как региональная корпорация'

Университет как региональная корпорация Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
77
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Онипко Марина

Витебский государственный университет им. П.М. Машерова вот уже на протяжении века является кузницей кадров высшей квалификации для страны. Наш разговор с его ректором доктором медицинских наук, профессором Александром СОЛОДКОВЫМ, о том, какие изменения претерпел вуз за это время, как происходит его становление как классического учреждения образования и что нового привносится им в образовательно-исследовательскую парадигму современности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The University as a regional Corporation

Vitebsk state University named Masherov over a century is a smithy of highly qualified personnel for the country. Our conversation with its rector doctor of medical Sciences, Professor Alexander SOLODKOV, what changes were made to the University during this time, how is its formation as a classical education and what is new is introduced to them in the educational research paradigm of modernity.

Текст научной работы на тему «Университет как региональная корпорация»

Первые шаги к созданию университета в Витебске предпринимались еще в конце XiX—начале хХ в. Город в это время был крупнейшим центром театральной, музыкальной и художественной жизни Беларуси. Уникальная культурно-историческая среда — городской театр, музыкальные школы, музыкально-драматические кружки, первая частная художественная школа Юрия Пэна (1897 г.) — свидетельствовали в пользу основания университета. К тому же в городе жили и работали известные деятели науки и культуры, среди которых были композитор М.В. Анцев, историки А.П. Сапунов, В.К. Стукалич, Д.И. Довгялло, этнографы П.В. Шейн, А.М. Сементовский, Н.Я. Никифоровский, Е.Р. Романов, художник Д.М. Струков, метеоролог А.С. Белыницкий-Бируля, архитектор Т.В. Кибардин, правовед Л.И. Петражицкий.

На протяжении 1903-го, 1906-го и 1908 гг. на имя министра народного просвещения отправлялись ходатайства витебской городской думы о возможности открытия в городе университета. в документах подчеркивалось, что только виленский учебный округ во всей европейской России не имел высшего учебного заведения.

Активность представителей городского самоуправления принесла плоды. Министерство народного просвещения предложило открыть в витебске учительский институт, организованный по уставу аналогичных учреждений России. В качестве студентов принимались преподаватели начальных школ, имевшие законченное педагогическое образование и опыт работы не менее двух лет. Так в 1910 г. в Витебске начал работу первый учительский институт, который спустя 85 лет был преобразован в университет.

Он пережил со страной революции, войны, перестройки и всегда нес свет знаний. и какие бы ни были времена, свое главное предназначение — подготовку педагогических кадров — выполнял только на отлично.

В понятии «университет» заложены глубокий смысл и методология фундаментального подхода человека к постижению и изменению окружающего мира. Это храм науки, в котором объединяются многие отрасли знания для формирования высокообразованных специалистов. Витебский государственный университет им. П.М. Машерова вот уже на протяжении века является кузницей кадров высшей квалификации для страны. Наш разговор с его ректором, доктором медицинских наук, профессором Александром СОЛОДКОВЫМ, о том, какие изменения претерпел вуз за это время, как происходит его становление как классического учреждения образования и что нового превносится им в образовательно-исследовательскую парадигму современности.

Университет

как региональная корпорация

— Создателем и первым руководителем учебного процесса Витебского учительского института был замечательный педагог и общественный деятель Клавдий Иванович Тихомиров. Его стараниями был собран высокопрофессиональный коллектив преподавателей, которые использовали передовые методы обучения, хотя институт и не давал высшего образования. Этот статус он получил только в 1918 г. в результате реорганизации в педагогический институт — первое высшее учебное заведение на территории Беларуси, действующее в послеоктябрьский период. Обучение велось по семи циклам: физико-математическому, математико-физическому, физико-химическому, социально-историческому, географическому, литературно-художественному и биологическому.

В 1995 г. педагогический институт был преобразован в Витебский государственный университет, а в 1998 г. ему было присвоено имя выпускника физико-математического факультета, Героя Советского Союза, выдающегося партийного и государственного деятеля Петра Мироновича Машерова.

За 100 лет из его стен вышло более 50 тыс. воспитанников, и если в 1910 г. набор составлял всего 32 человека, то в 2010 г. — 1898. Изменились форма — сегодня это дневная и заочная — и срок обучения — он увеличился с 3 до 5 лет. Если до начала 1990-х гг. вуз готовил только учителей, то теперь выпускаются юристы, менеджеры по культурному наследию и туризму, математики-программисты, физики-инженеры, специалисты по социальной работе, дизайнеры, тео-

логи, библиотекари-библиографы. Укрепилась и материально-техническая база. Университет имеет уже не один, а пять учебных корпусов. В образовательном процессе задействованы ботанический сад, агростанция, базы летних практик, лаборатории, оснащенные современными приборами, специальным оборудованием и компьютерной техникой.

— Что является важнейшим направлением развития университета?

— Наш вуз — это региональная корпорация в сфере многоуровневого социально-гуманитарного и естественнонаучного образования. Мы ставим задачу обеспечить Витебский регион квалифицированными кадрами, восполнить дефицит в учителях математики, английского языка, черчения, физической культуры, воспитателях дошкольных

учреждений, дефектологов. И с ней справляемся. Только в этом году 77% выпускников распределены в учебные заведения области.

— Александр Петрович, насколько университет соответствует категории классического?

— Формирование университета высшего уровня — магистральное направление нашего дальнейшего развития. Мы готовим специалистов в области гуманитарных наук, блок которых довольно широк. Именно эти дисциплины отвечают в значительной степени за организацию и распространение нравственных и культурных ценностей, предлагают способы решения сложных социальных проблем. В вузе ведется подготовка филологов и литературно-редакционных сотрудников, менеджеров по культурному наследию и туризму, переводчиков, психологов, социальных педагогов, специалистов по социальной работе, юристов, библиотекарей-библиографов. С 2011-го учебного года будем проводить набор по специальности «журналистика».

— И все-таки важным, если не главным, компонентом классического

университета, его сверхзадачей является подготовка кадров для науки. Как она решается у вас?

— В этом направлении ведется подготовка кадров через магистратуру и аспирантуру. В магистратуре открыто 23 специальности, в том числе по общей педагогике, теории и методике обучения и воспитания, языкознанию, литературоведению, математике, физике, биологии, психологии, искусствоведению. В следующем году будет осуществлен набор по специальности «история», а в 2012 г. планируем открыть «правоведение».

Аспирантура насчитывает 18 специальностей по 8 отраслям наук. У нас созданы условия для опубликования материалов диссертационных исследований. Издаются научный журнал «Весык ВДУ» и сборник научных трудов «Ученые записки УО «ВГУ им. П.М. Машерова». В нынешнем году университет начал издавать новый научно-практический журнал «Искусство и культура».

Кадровый потенциал нашего вуза достаточно высок. Более 240 работников имеют ученые степени и звания. В их

числе 25 докторов наук, 3 члена Союза писателей, 12 членов Союза художников и 7 — Союза дизайнеров Республики Беларусь.

— Какими качествами, по-вашему, должен обладать человек, получивший университетское образование?

— Это высоконравственная личность, с широким кругозором, знающая фундаментальные науки, способная свободно ориентироваться в информационно насыщенной среде и творчески подходить к решению стоящих перед нею задач.

— Что вы можете сказать о соотношении образовательной и исследовательской компоненты в вузе?

— Даже при той огромной учебной нагрузке, которая ложится на преподавателей университета, образовательный и исследовательский процессы у нас едины. Именно благодаря этому мы даем образование, а не просто профессию. Сотрудниками выполняются более 30 финансируемых научно-исследовательских работ по заданиям государственных научных программ, ориентированных и прикладных исследований, по грантам

Белорусского республиканского фонда фундаментальных исследований, отдельным проектам Министерства образования Республики Беларусь, а также по хозяйственным договорам с предприятиями и организациями города и региона. У нас сложилась целостная система организации научно-исследовательской работы студентов. Они широко привлекаются в различные проекты и таким образом приобретают навыки самостоятельной научной деятельности. К тому же при каждой кафедре функционируют студенческие научные кружки, открыт ряд научных студенческих лабораторий — «Гендерные аспекты образования», «Правовое информирование населения», действуют научные объединения студентов «Экологический патруль» и «Наследие». Не буду перечислять победы в республиканских и международных олимпиадах, которых немало. к примеру, в конкурсе на лучшую научную работу и лучший плакат экологической тематики, проводимый среди студентов вузов республики Беларусь в рамках проекта «Темпус» совместно с королевским техническим университетом Стокгольма, победителями были именно наши студенты.

генерация новых знаний, рождаемых в университете, требует серьезного отношения к их защите. только за последние три года нами получено 6 патентов и 5 уведомлений Национального центра интеллектуальной собственности о положительном результате предварительной экспертизы на изобретения и полезные модели. Сотрудниками ВгУ им. П.М. Машерова внедрено 609 научных разработок, в том числе 37 — в народное хозяйство страны.

— Какими научными школами вы гордитесь?

— В вузе их 12, среди них школа по дифференциальным уравнениям доктора физико-математических наук, профессора А.Л. Гладкова, биохимии здорового образа жизни — доктора биологических наук, профессора А.А. Чиркина, экологии человека — доктора биологических наук, профессора И.М. Прищепа, по актуальным проблемам ономастики — доктора филологических наук, профессора А.М. Мезенко, психодидактике — доктора педагогических наук, профессора Н.С. Вислобоковой и ряд других. так обеспечиваются преемственность и широкое признание в республике и за ее преде-

лами. особенностью научных школ нашего университета является то, что они, реализуя функции производства новых идей, ведут обучение молодых ученых. только за последние пять лет их было подготовлено более 50.

— Университет является тем местом, где на практике соединяются наука, образование и производство. Есть ли примеры этого тройственного взаимодействия?

— С этой целью у нас созданы учебно-научно-производственные комплексы — УНПК. Их в Витебской области в 2009— 2010 гг. было открыто восемь. Наши партнеры — редакции газет «Витебский рабочий» и «Мы i час», государственный заказник «Ельня», иностранное предприятие «ЭПАМ Системз», ООО «Фабрика инноваций и решений» и ОАО «Ви-тебскторгстрой», главное управление юстиции и управление внутренних дел Витебского облисполкома. За это время получены первые результаты взаимного сотрудничества. УНПк исторического факультета занимается формированием туристских проектов, разрабатывает турпрограммы. На базе комплекса художественно-графического факультета

оборудованы рабочие места для студентов, и только за два месяца работы реализовано продукции на сумму 520 тыс. руб. УНПК юридического факультета проводит правовое информирование и консультирование населения, данными услугами уже воспользовались 116 человек. Биологи ведут научные исследования по биохимическому обоснованию биофармацевтических препаратов на предприятии «Витебская биофабрика». Сотрудниками УНПК математического факультета по запросу Администрации Первомайского района Витебска в феврале 2010 г. была разработана автоматизированная информационная система для обеспечения проведения избирательной кампании в местные Советы депутатов.

Для реализации долгосрочного сотрудничества между университетом и средними учебными заведениями нашего города функционируют учебно-научно-консультационные центры. В их задачи входит повышение компетентности педагогов школ и гимназий, создание максимально комфортных условий для студентов-практикантов. Первый опыт по организации центров был приобретен на базах учреждений образования Витебска — ГОСШ №45, общеобразовательной гимназии №3, Витебской государственной вспомогательной школы №26 и детского сада №18 для детей с нарушениями речи и др.

Центрами проводятся практические и лабораторные занятия, ведется совместная научно-исследовательская работа, происходит претворение научных идей в готовый продукт. К примеру, студенты университета не просто создают дизайн-проекты для школ и детских садов, но занимаются их практическим художественным воплощением.

— Участвует ли университет в глобальных интеграционных процессах?

— На данный момент нами подписано 33 договора о сотрудничестве с зарубежными учебными и научными учреждениями

России, Украины, Латвии, Молдовы, Польши, Канады, КНР, Германии. В 2005—2009 гг. на базе университета состоялось 30 международных научных конференций, с участием ученых из стран СНГ, Молдовы, Германии, Франции, Испании, США, Канады, КНР, вьетнама, польши, литвы, латвии.

Кафедры университета активно реализуют ряд международных проектов и программ. Зоологи принимают участие в кольцевании и изучении миграций птиц в рамках программы SE European bird migration network, по линии Белорусского республиканского фонда фундаментальных исследований выполняют международный проект «Теоретические основы интенсификации процессов метаболизма зоокультур насекомых на примере дубового шелкопряда» (Беларусь — Украина). Кафедра ботаники совместно с БГу, Ботаническим институтом им. В.Л. Комарова РАН и лабораторией флоры и систематики растений Института экспериментальной ботаники НАН Беларуси участвует в выполнении международного проекта «Хорология флоры Белорусско-валдайского поозерья в пределах псковской, Смоленской и витебской областей».

Наш вуз задействован в трех международных проектах по программе «Тем-пус-4». Это работа в сфере модернизации и внедрения бизнес-образовательных программ для подготовки специалистов в туристической индустрии Республики Беларусь, сетевого взаимодействия университетов-партнеров в реализации многоуровневой системы подготовки и повышения квалификации специалистов в области образовательного менеджмента, внедрения инструментов и политики по улучшению качества образования на институциональном уровне.

С 2000 г. университет ведет обучение иностранных граждан. В текущем учеб-

ном году более 260 студентов из Азербайджана, Казахстана, КНР, Латвии, России, Украины, Таджикистана, Туркменистана, Эстонии получают у нас высшее образование. Мы имеем уникальный опыт работы с Хух-Хотоским профессиональным институтом. В соответствии с договором китайские молодые люди в течение 3 лет проходят обучение на родине по специальностям «музыкальное искусство» и «изобразительное искусство» по интегрированным учебным планам и программам, утвержденным учебно-методическим объединением вузов Республики Беларусь, а затем продолжают учебу на 4—6-х курсах в нашем университете.

У нас многолетние связи с Высшей народной школой им. Мараренса в Лок-куме и обществом «МУкоттеп — ^ ласка» в Ветцларе. В рамках этого сотрудничества студенты-филологи ежегодно проходят стажировки и участвуют в семинаре по страноведению в Германии.

Вуз продолжает развиваться, расширяется перечень образовательных дисциплин, становится более квалифицированным профессорско-преподавательский состав, возрастает уровень обучения, студенты активнее привлекаются к научной работе, для них ясны горизонты трудоустройства и перспективы интересной работы. Все устремления сотрудников университета направлены на активизацию интеллектуальной и инновационной деятельности, на объединение в единое образовательное интеллектуально-коммуникативное пространство, ведущее в будущее.

А юбилеи — это всегда рубеж между тем, что преодолели и чего добились, и тем, что открыто впереди и диктуется современностью — очередной старт во времени. Витебский государственный университет им. П.М. Машерова в свои сто лет готов к новым свершениям и победам.

Виноградов Виктор Никонович, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы Республики Беларусь, член Союза журналистов Республики Беларусь. Награжден орденами «Октябрьской революции», «Знак Почета», Франциска Скорины, медалями — Н.К. Крупской, А.С. Макаренко (Украина), Международного биографического центра (Англия) «За достижения в науке XX века», Почета Американского биографического института, Всемирной медалью свободы, США. Дважды лауреат Международной премии мира. Виктор Никонович — автор вузовского учебника «Начертательная геометрия», учебных пособий («Черчение», «Элементы начертательной геометрии», «Внеклассная работа по черчению», «Преподавание черчения в средней школе»), учебника для школ «Черчение. Техническая графика» и др.

Параллельные судьбы

Виктор Виноградов

доктор педагогических наук, профессор

Каждое учебное заведение имеет свою историю, свою дорогу, которая складывается из судеб тысяч и тысяч его студентов, выпускников, преподавателей. Вот так и моя судьба прочно вписалась в историю Витебского педагогического института. Его студентом я стал в 1953 г. — мой диплом с отличием, полученный после окончания Витебского художественно-графического педагогического училища, открыл двери физико-математического факультета. Уже в 1955 г. я был назначен лаборантом, затем методистом заочной формы обучения, а после окончания в 1957 г. — преподавателем.

Годы учебы поистине были временем серьезного сосредоточения на постижении знаний. Четыре пары занятий при академическом часе в 50 минут, потом библиотека, чтение до полуночи — таков распорядок дня студента 60-х гг. С благодарностью и трепетом вспоминаю педагогов, которые были для нас существами божественными. Это П.Е. Медведев, А.И. Бед-рицкий, С.М. Степанов, Е.П. Коль-чевская, В.Д. Чистяков, А.П. Маш-ковский, М.Е. Драбкина, М.М. Кобрин, И.Г. Булавко, М.П. Цветков и др. и неважно, что среди них лишь два кандидата наук по физике и один по методике математики. Знания, которые они передавали нам, были основательными, методически оправданными, прочными. Общеинститут-

ские кафедры (так мы их называли) ассоциируются прежде всего с такими фамилиями, как Е.К. Матлин, С.В. Се-лицкий, В.С. Савицкая, К.А. понома-ренко, Г.И. Птицын, Л.М. Орлова, М.Н. Злотин, А.Я. Пашуто и многие другие.

В 1957 г. институт имел только два факультета — физико-математический и биолого-химический. Вроде как неполноценный вуз... Но Министерство просвещения СССР решило начать в пединститутах подготовку учителей начальной школы. Такой факультет был создан и в нашем вузе. Я преподавал на нем изобразительное искусство, читал лекционный курс и вел практические занятия по черчению на физмате. В 1959 г. мне была поручена работа по подготовке к открытию художественно-графического факультета по аналогии с Московским пединститутом им. В.П. Потемкина. Факультет создавался на базе Витебского художественно-графического педагогического училища.

Не все ровно складывалось в коллективе института в тот период. Партийные собрания с рассмотрением персональных дел преподавателей, длившиеся по два дня, считались нормой жизни. Была даже забастовка студентов, когда в знак протеста против исключения из института одного из сокурсников они отказались явиться на занятия. дисциплина укрепилась с приходом на должность ректора А.р. горбачева,

стали создаваться условия для научного роста преподавателей, подготовки кандидатских диссертаций.

Высшая школа тогда хоть и была в определенной степени архаичной и заформализованной, все же искала и порой находила новые формы научно-методической работы, взаимодействия со студентами. Свой вклад в этот процесс внес наш пединститут, предложивший ввести практику кураторства и разработавший положение о кураторе академической группы. Преподаватели еще помнят работу ФОПа — факультета общественных профессий, создание ШБУ — школы будущего учителя. Этот опыт стал достоянием других вузов — в Гродно, Одессе, Челябинске и др. Институт был своеобразным «полигоном» по подготовке лекторов для общества «Знание», работы летних педагогических отрядов.

Мы старались воплотить в жизнь известную фразу: «Студент не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь». И зажигали. Свидетельством этому был приказ Министерства просвещения СССР о присвоении институту статуса ведущего, а ведь претендентов на это звание было 200. Как знак доверия к нашему вузу расцениваю и свое назначение председателем комиссии по проверке такого гиганта педагогического образования СССР, как Государственный педагогический институт им. В.И. Ленина в Москве.

Естественно, все наши инициативы и начинания явились веским аргументом для создания на базе педагогического института современного классического университета, получившего позднее имя П.М. Машерова.

Природный антиоксидант против метаболизма

Межкафедральная научно-исследовательская лаборатория Витебского государственного университета им. П.М. Машерова имеет современное материально-техническое оснащение. Она оборудована приборами для высокоэффективной жидкостной хроматографии и оценки релаксации флуоресценции, устройством для капиллярного электрофореза и электрофореза на носителях, спектрофотометрами, спектрофлуориметром, что позволяет на ее базе проводить фундаментальные и прикладные изыскания.

С 2005 г., с момента создания лаборатории, силами ее сотрудников был сделан анализ банка данных биохимического обследования 35 тыс. жителей северо-восточного региона Республики Беларусь, не пострадавшего от аварии на ЧАЭС. Впервые на основе полученной информации созданы биохимические нормы здоровья жителей региона от 5 до 90 и более лет с интервалом в 1 год, 5 и 10 лет.

Исследование проводилось в рамках программы «Биохимия здорового образа жизни». Основной ее итог — выявление патологических состояний биологической природы, то есть связанных с условиями жизни в индустриальном обществе: стрессы, гипокинезия, нерациональное питание и пр. Ученые, провели поиск подходов для адекватной борьбы с этими недугами. Было установлено, что наиболее перспективной является система шейпинг-тренировок, сопряженная с отказом от вредных привычек и сопровождаемая коррекцией питания. Сотрудники лаборатории участвовали в ежемесячном контроле за состоянием здоровья более 1800 женщин, занимающихся шейпинг-тренировками, и выявили, что данные физические упражнения не оказывают вредного воздействия на обмен веществ. Более того, по метаболическим показателям они оказались полезными для женщин 40—45 лет с проявлениями артериальной гипертензии.

Научные работники лаборатории провели поиск природного антиоксиданта, который имел бы сбалансированный состав и мог применяться для профилактики метаболизма. Таким объектом оказались куколки дубового шелкопряда, районированного в условиях Витебской области. В его гемолимфе, находящейся в диапаузе 7—8 месяцев, содержатся вещества, необходимые для формирования эукариотического организма бабочки, которые могут обеспечивать антиоксидантное и бактериостатическое воздействие и препятствовать повреждению молекул. Эта биохимическая особенность жизненного цикла дубового шелкопряда может использоваться при создании антиок-сидантных и бактериотропных препаратов для других эукариотических организмов in vivo и увеличения сроков хранения биологических субстанций in vitro.

Водный экстракт куколок дубового шелкопряда с успехом применен для профилактики развития метаболического синдрома в эксперименте. Было доказано, что он способствует нормализации углеводного обмена, то есть процессов гликогенолиза, гликолиза, глюконеогенеза, что предотвращает развитие инсулинорезистентности.

Межкафедральная лаборатория в целях дальнейшего использования наработок, полученных в результате проведенных исследований, сотрудничает с кафедрой биофизики Белгосуниверситета, НИИ фармакологии и биохимии и НИИ радиобиологии НАН Беларуси, с предприятиями «Витебская биофабрика», «БелВитунифарм» и «Рубикон».

Материалы рубрики подготовила Марина ОНИПКО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.