Научная статья на тему 'УНИВЕРСИТЕТ КАК ПРОВОДНИК УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ: ЗАДАЧИ, ПОДХОДЫ И ПРАКТИКА'

УНИВЕРСИТЕТ КАК ПРОВОДНИК УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ: ЗАДАЧИ, ПОДХОДЫ И ПРАКТИКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
155
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / УНИВЕРСИТЕТ / ОТВЕТСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МАГИСТРАТУРА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / UNIVERSITY RESPONSIBLE MANAGERIAL EDUCATION / MASTER COURSE / EDUCATION PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Локтионова Елена Александровна, Хлебович Дарья Игоревна

Статья представляет собой обзор задач, связанных с деятельностью современного университета в рамках глобальной повестки ООН - обеспечения устойчивого развития. Для академического сообщества важен поиск ответа на вопрос о новых подходах к осуществлению образовательной, научной и административной деятельности университета. Университет рассматривается как влиятельный институт, продвигающий инновации и обучающий будущих специалистов принятию ответственных решений. Ценности и цели устойчивого развития оказывают влияние на вузы, поэтому задача статьи - показать, каким образом университет может проводить идеологию системных изменений, реализуя свою образовательную миссию. Инициатива ООН «Ответственное управленческое образование» (RME) рассматривается как подход к продвижению устойчивого развития в университетах и к выстраиванию новых образовательных программ. Отмечается, что посредством реализации принципов ответственного управленческого образования в магистратуре университеты могут создавать практики, способствующие достижению целей в области устойчивого развития. В качестве драйвера реализации RME рассмотрена англоязычная образовательная программа магистратуры Sustainable Management, в основу которой положена ориентация на цели устойчивого развития и принципы ответственного управленческого образования. Авторами предложена концепция программы для российских университетов, которая включает методические подходы к ее конструированию, примерное содержание учебного плана и ожидаемые результаты. Показано, что системные усилия по достижению целей устойчивого менеджмента через ответственное управленческое образование должны быть продолжены посредством использования предлагаемых решений и поиска новых. Очерчены сферы университетской деятельности, требующие серьезных преобразований. Сделаны выводы о появлении новых дискурсов в сфере высшего образования, связанных с осмыслением вовлеченности университета в инициативы устойчивого развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Локтионова Елена Александровна, Хлебович Дарья Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNIVERSITY AS A CHAMPION OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT: OBJECTIVES, APPROACHES AND PRACTICE

The article reviews the objectives connected with present day university functioning within the frames of the UN global agenda, i.e. to ensure sustainable development. The academic community is interested mainly in finding the answer to the question about new approaches to conducting education, research and administrative functions of the university. University is considered as an influential institution, which promotes innovation and train future specialists to make responsible decisions. Values and goals of sustainable development affect universities, thus the aim of the article is to show in what way university can pursue ideology of system changes through realization of its education mission. The UN initiative ‘Responsible Managerial Education’ (RME) is seen as an approach to promoting sustainable development in universities and to designing new education programs. It is pointed out that by realizing principles of responsible managerial education in master course universities can develop practices contributing to goal attainment in the field of sustainable development. As a driver for RME realization the English-language master course program ‘Sustainable Management' was advanced, which relies on orientation to goals of sustainable development and principles of responsible managerial education. The authors put forward a concept of the program for Russian universities that includes methodological approaches to its construction, rough curriculum and expected outcomes. It is shown that system efforts aimed at attaining goals of sustainable management through responsible managerial education shall be continued by using the proposed solutions and searching for new ones. The authors identify spheres of university functioning that require serious reforms. Conclusions are drawn about new discourses in the field higher education connected with comprehending the involvement of universities in initiatives of sustainable development.

Текст научной работы на тему «УНИВЕРСИТЕТ КАК ПРОВОДНИК УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ: ЗАДАЧИ, ПОДХОДЫ И ПРАКТИКА»

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ

DOI: http://dx.doi.org/10.21686/2413-2829-2020-6-176-187

УНИВЕРСИТЕТ КАК ПРОВОДНИК

УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ: ЗАДАЧИ, ПОДХОДЫ И ПРАКТИКА

Е. А. Локтионова, Д. И. Хлебович

Иркутский национальный исследовательский технический университет,

Иркутск, Россия

Статья представляет собой обзор задач, связанных с деятельностью современного университета в рамках глобальной повестки ООН - обеспечения устойчивого развития. Для академического сообщества важен поиск ответа на вопрос о новых подходах к осуществлению образовательной, научной и административной деятельности университета. Университет рассматривается как влиятельный институт, продвигающий инновации и обучающий будущих специалистов принятию ответственных решений. Ценности и цели устойчивого развития оказывают влияние на вузы, поэтому задача статьи - показать, каким образом университет может проводить идеологию системных изменений, реализуя свою образовательную миссию. Инициатива ООН «Ответственное управленческое образование» (RME) рассматривается как подход к продвижению устойчивого развития в университетах и к выстраиванию новых образовательных программ. Отмечается, что посредством реализации принципов ответственного управленческого образования в магистратуре университеты могут создавать практики, способствующие достижению целей в области устойчивого развития. В качестве драйвера реализации RME рассмотрена англоязычная образовательная программа магистратуры Sustainable Management, в основу которой положена ориентация на цели устойчивого развития и принципы ответственного управленческого образования. Авторами предложена концепция программы для российских университетов, которая включает методические подходы к ее конструированию, примерное содержание учебного плана и ожидаемые результаты. Показано, что системные усилия по достижению целей устойчивого менеджмента через ответственное управленческое образование должны быть продолжены посредством использования предлагаемых решений и поиска новых. Очерчены сферы университетской деятельности, требующие серьезных преобразований. Сделаны выводы о появлении новых дискурсов в сфере высшего образования, связанных с осмыслением вовлеченности университета в инициативы устойчивого развития. Ключевые слова: устойчивое развитие, университет, ответственное управленческое образование, магистратура, образовательная программа.

UNIVERSITY AS A CHAMPION OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT: OBJECTIVES, APPROACHES AND PRACTICE

Elena A. Loktionova, Daria I. Khlebovich

Irkutsk National Research Technical University,

Irkutsk, Russia

The article reviews the objectives connected with present day university functioning within the frames of the UN global agenda, i.e. to ensure sustainable development. The academic community is interested mainly in finding the answer to the question about new approaches to conducting education, research and administrative functions of the university. University is considered as an influential institution, which promotes innovation and train future specialists to make responsible decisions. Values and goals of sustainable development affect universities, thus the aim of the article is to show in what way university can pursue ideology of system changes through realization of its education mission. The UN initiative 'Responsible Managerial Education' (RME) is seen as an approach to promoting sustainable development in universities and to designing new education programs. It is pointed out that by realizing principles of responsible managerial education in master course universities can develop practices contributing to goal attainment in the field of sustainable development. As a driver for RME realization the English-language master course program 'Sustainable Management' was advanced, which relies on orientation to goals of

sustainable development and principles of responsible managerial education. The authors put forward a concept of the program for Russian universities that includes methodological approaches to its construction, rough curriculum and expected outcomes. It is shown that system efforts aimed at attaining goals of sustainable management through responsible managerial education shall be continued by using the proposed solutions and searching for new ones. The authors identify spheres of university functioning that require serious reforms. Conclusions are drawn about new discourses in the field higher education connected with comprehending the involvement of universities in initiatives of sustainable development.

Keywords: sustainable development, university responsible managerial education, master course, education program.

Введение

Научные открытия, новые технологии, материалы, управленческие практики, способы взаимодействия, передачи и использования информации, социальные нормы и модели поведения определяют ландшафт современного мира и формируют серьезные вызовы для индивидуумов и организаций. Одновременно они дают огромные положительные эффекты, а также требуют более ответственного подхода к выполнению всех операций и принятию решений.

В Повестке дня ООН до 2030 г. обозначены важнейшие гуманитарные, социальные и экологические задачи. Во всем мире одним из основных центров формирования устойчивого общественно-экономического развития и решения этих задач становятся университеты. Их особая роль для устойчивого развития подчеркивалась не раз [9].

Сталкиваясь с необходимостью решать новые задачи и отвечать на новые большие вызовы, современный университет стоит на пороге новой реальности. Триединая миссия университета (образование, наука, региональное развитие и взаимодействие со стейкхолдерами) и сейчас остается краеугольным камнем его существования как социального института, однако меняются условия, в которых эта триединая функция реализуется. Университет становится центром образования, науки, инноваций - центром устойчивого развития.

Следуя глобальным трендам, многие университеты находятся в процессе пересмотра и совершенствования подходов к осуществлению образовательной, научной и административной деятельности. Веду-

щие мировые университеты во главу угла ставят свою социальную и экологическую ответственность.

Российские университеты также начинают ориентироваться на создание такого университетского сообщества, которое продвигает социальную миссию университетов, пытаясь сделать свою жизнь и жизнь окружающего сообщества немного лучше [1].

Стандарты в области устойчивого развития оказывают влияние на диапазон университетских образовательных программ и методов обучения, формируя новую образовательную парадигму, в рамках которой современному университету отводится роль ключевого элемента создания новой образовательной экосистемы.

Университеты «не только являются носителями академической традиции и общесистемной эффективности, но и обладают невероятным потенциалом инноваций и нестандартных инициатив» [4. -С. 60].

Устойчивое развитие

и задачи университета

Качественное образование является основой для обеспечения устойчивого развития. Деятельность университетов по обеспечению качественного образования прямо или косвенно влияет на все цели устойчивого развития, планируемые для достижения в период с 2015 по 2030 г. (рис. 1). Университеты должны взять на себя ответственность за подготовку специалистов, способных продвигать, поддерживать, развивать и применять на практике принципы устойчивого развития в организациях различных отраслей [15], отка-

заться от слишком узкого, академического тельная миссия университета становится и негибкого образования [10]. Образова- ведущей.

Рис. 1. Прямое и косвенное влияние университетов на достижение целей устойчивого развития [13]

С начала 2000-х гг. ведущие мировые университеты начали реагировать на государственные инициативы, связанные с поддержкой устойчивого развития. Осознав необходимость соответствовать требованиям устойчивости и ответственности [8; 17], разделять и обеспечивать вклад в достижение целей в области устойчивого развития, университет столкнулся с задачей интегрирования в преподавательскую, исследовательскую и институциональную практику методологии устойчивого развития и ответственного управления, в то время как адекватные механизмы и формы управления таким «современным» университетом еще не были разработаны и осмыслены [5].

Сложившиеся в России образовательные традиции не всегда способны удовлетво-

рить потребности современного общества, ориентированного на повсеместное использование инновационных технологий, разработку и совершенствование ресурсосберегающих технологий, развитие зеленой экономики и финансов для достижения целей устойчивого развития. Общество, если оно рассматривает образование как процесс формирования личности для эффективного и безопасного удовлетворения общественных потребностей на основе полезного применения знаний, а университет - как институт поддержки изменений в процессе достижения целей устойчивого развития [11], формирует запрос на появление и развитие новой образовательной среды - образовательной экосистемы, обладающей свойствами интерактивности,

модульности, системности, вариативности реализации образовательного процесса

и адаптивности [7]. посредством интеграции в него ценностей

Фундаментальной задачей, с которой устойчивого развития и принципов ответ-

столкнулся университет, стало изменение ственного управления (рис. 2). традиционного подхода к организации и

Университет

Наука

ЛЛ

W

Устойчивое развитие

3" га

Рис. 2. Университет как проводник устойчивого развития

Ключевыми задачами университета стали следующие:

1. Стать центром притяжения и драйвером развития региона, выстроить конструктивное взаимодействие со всеми заинтересованными сторонами.

2. Подготовить профессионалов с правильным набором компетенций, способствующих достижению целей эффективного роста компаний в условиях новой парадигмы развития.

3. Подготовить выпускников к пониманию, разделению новых ценностей и управлению различными объектами в условиях меняющейся внешней среды.

Результаты опроса Международной ассоциации университетов (ГЛ^, проведенного в 2019 г., показывают, что 33% высших

учебных заведений, участвовавших в опросе, уже включили цели устойчивого развития в свою стратегию, еще 40% университетов находятся в процессе включения устойчивого развития в свои стратегические планы1. Такая же структура наблюдалась и в 2016 г., однако количество университетов, принимавших участие в исследовании, увеличилось со 120 в 2016 г. до 428 в 2019 г.

В 2007 г. ООН одобрила инициативу глобального характера «Принципы ответственного управленческого образования» (Principles for Responsible Management Education - PRME), миссия которой заключается в преобразовании управленческого

1 URL: https://www.iau-aiu.net/IMG/pdf/iau_hesd_ survey_report_final_jan2020.pdf

образования, исследований и интеллектуального лидерства во всем мире, развитии образовательных сообществ и повышении

осведомленности о целях устойчивого развития на основе шести базовых принципов (табл. 1).

Т а б л и ц а 1

Принципы ответственного управленческого образования

Принцип Содержание

Цель Мы будем развивать способности студентов стать будущими генераторами устойчивых ценностей для бизнеса и общества в целом и работать для устойчивой глобальной экономики

Ценности Мы будем встраивать в нашу академическую деятельность, учебные планы и организационную практику ценности глобальной социальной ответственности, отраженные в важнейших международных инициативах

Метод Мы создадим образовательные рамки, материалы, процессы и среды, которые позволят эффективно обучаться для ответственного руководства

Исследования Мы будем участвовать в фундаментальных и прикладных исследованиях, которые улучшат наше понимание роли, развития и влияния корпораций на создание устойчивой социальной, экологической и экономической ценности

Партнерство Мы будем взаимодействовать с менеджерами, чтобы расширить наши знания о тех вызовах, с которыми им приходится сталкиваться, и совместно разрабатывать эффективные подходы к решению этих проблем

Диалог Мы будем содействовать диалогу и поддерживать дебаты между педагогами, студентами, бизнес-сообществом, правительством, потребителями, СМИ, организациями гражданского общества и другими заинтересованными группами и заинтересованными сторонами по критическим вопросам, связанным с глобальной социальной ответственностью и устойчивостью

По состоянию на март 2020 г. 826 университетов во всем мире являются членами РИМЕ. Инициатива сформировала принципиально новое образовательное сообщество, участники которого реализуют пионерные практики в сфере образования для ответственного управления. Эти практики сконцентрированы вокруг новых инициатив в области преподавания, конструирования мультидисциплинарных программ, создания сетевых сообществ, эффективной межпрофессиональной коммуникации. Степень вовлеченности университетов варьируется от простого включения дисциплин в учебный план до преобразования их миссии, которая становится отражением духа движения за устойчивое развитие [16].

Внедрение принципов ответственного управленческого образования является базисом дальнейших решений, направленных на трансформацию традиционного подхода к организации и реализации образовательного процесса и научно-исследовательской деятельности. Растущий спрос на изменения в бизнесе делает необ-

ходимым дальнейшее изменение университетов, поскольку они выступают поставщиками различных программ управленческого образования и образуют связь между генерацией знаний и их передачей в бизнес и общество. Если университеты хотят остаться активными участниками в решении многочисленных сложных задач современного мира, то очень важно менять управленческое образование, смещая акцент на его роль в достижении устойчивого развития. Встраивая устойчивость и ответственность в образовательную деятельность, университеты могут стать катализаторами таких трансформаций, которые ускорили бы достижение целей устойчивого развития, разработку стратегий интеграции принципов устойчивого развития в каждый сектор бизнеса.

Существенной поддержкой для активного внедрения принципов ответственного управленческого образования стала растущая интернационализация высшего образования, являющаяся одним из наиболее устойчивых трендов в современном мире.

Изначально под ней понимались только международные программы академической мобильности студентов и преподавателей и организация международных исследований [2]. Однако они охватывали ограниченное число студентов и преподавателей, в то время как процессы, происходящие в мировом сообществе, обусловили необходимость повышения качества и доступности высшего образования большему количеству членов общества.

Достижению этой цели может способствовать так называемая внутренняя интернационализация, представляющая собой включение международных, межкультурных и глобальных тем и направлений исследования в содержание учебного плана, а также пересмотр содержания учебного плана, результатов обучения, средств оценки и методов преподавания с учетом международных, межкультурных и глобальных тенденций [14].

Современная интернационализация не должна сосредотачиваться только на международных рейтингах и академической мобильности и не должна зависеть от экономических стимулов [12]. Ее целью должно стать повышение качества образования в результате создания открытой мульти-культурной образовательной среды, развития равноправных международных партнерских отношений и интернационализации учебных планов.

Интернационализация отражает растущий интерес большинства студентов и сотрудников университетов к участию в актуальных международных процессах [3] и ускоряет процесс обмена опытом и практиками в области устойчивого развития между университетами.

Используя стратегии комплексной интернационализации, университеты объединяются для достижения целей устойчивого развития и преодоления барьеров, связанных:

— с недостаточным финансированием инициатив отдельных университетов, направленных на достижение целей устойчивого развития;

— отсутствием надлежащим образом подготовленных преподавателей и возможностей для их обучения;

— отсутствием равного доступа к лучшим образовательным программам и практикам и т. д.

Ответственное управленческое образование (РМЕ) как подход к продвижению устойчивого развития

Российские университеты, взяв курс на достижение целей устойчивого развития, сталкиваются с необходимостью адаптации ведущих практик и инициатив к далеко не всегда благоприятным отечественным условиям, таким как неравномерное социально-экономическое и технологическое развитие регионов; отсутствие сильных научно-исследовательских центров, ориентированных на региональную повестку; низкая вовлеченность региональных вузов в местные социально-экономические процессы; слабая вовлеченность общества в целом в инициативы устойчивого развития и т. д. Активное участие региональных университетов в процессе трансформации отечественной системы высшего образования может кардинальным образом изменить сложившуюся ситуацию. Следуя мировым тенденциям и перенимая опыт зарубежных и ведущих российских университетов по внедрению принципов ответственного управленческого образования в образовательный и научно-исследовательский процесс, региональные вузы могут направить свой потенциал на создание вокруг себя локальных образовательных экосистем.

Конкретные образовательные программы, соответствующие актуальным мировым тенденциям общественно-экономического и технологического развития, актуализируют потенциал вуза. Исследования Международной ассоциации университетов показывают, что большинство участвовавших в опросе высших учебных заведений уже придерживаются принципов устойчивости в образовании и обучении: 65% университетов предлагают кур-

сы, которые либо специально посвящены достижению целей устойчивого развития, либо связаны с этим. Большинство предлагаемых курсов связаны с инженерными дисциплинами, что обусловлено преобладающим подходом к пониманию устойчивого развития. В 2015 г. 84% респондентов, представляющих высшее образование, в качестве основной составляющей устойчивого развития назвали экологическую. За 15 лет (2003-2018) количество учебных курсов, связанных с экологическими аспектами устойчивого развития, выросло в 2,6 раза.

В настоящее время происходит смещение акцентов. Уже в 2019 г. более половины респондентов видели устойчивое развитие как некую комплексную задачу, которая охватывает экономику, экологию и общественное развитие. Университеты могут внести свой вклад в решение данной задачи, реализуя образовательные программы по устойчивому менеджменту (Sustainable Management), нацеленные на подготовку новых лидеров, обладающих востребованным набором компетенций в нескольких областях: управление, устойчивое развитие, исследования и разработки и международная деятельность. Будущие лидеры должны быть способны создавать устойчивые ценности для бизнеса и общества и принимать ответственные решения с положительными долгосрочными эффектами для глобальной экономики. Упомянутое решение актуализируется тем, что в организациях коммерческого и некоммерческого сектора существует пробел в понимании того, что такое устойчивый менеджмент на самом деле и как он может быть интегрирован в каждый аспект организационной деятельности для содействия устойчивому развитию. Этот пробел в знаниях создает спрос на специалистов, обладающих востребованными компетенциями.

Учитывая особенности двухуровневой системы высшего образования, принципы ответственного управленческого образования лучше внедрять в образовательные

программы магистратуры, поскольку программы бакалавриата направлены на развитие базовых компетенций, а программы магистратуры - на развитие как профессиональных, так и надпрофессиональных компетенций и нацелены на расширение у студентов профессиональных горизонтов.

Магистерские программы востребованы. По данным Единой информационной системы обеспечения деятельности Мин-обрнауки России, за 2016-2019 гг. их количество увеличилось на 22% (для программ бакалавриата этот показатель составил 12%), а доля среди всех образовательных программ достигла 38%. Численность обучающихся на программах магистратуры в российских вузах также растет (рис. 3). Доля принятых на программы по управленческому образованию стабильна в течение пяти лет и составляет около 6% среди всех поступивших в магистратуру.

2500000 2000000 1500000 1000000

500000 -------------

0

2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019

- Образовательные программы бакалавриата

--Образовательные программы магистратуры

Рис. 3. Численность обучающихся (в чел.)

В то время как европейские и американские университеты предлагают порядка 40 магистерских программ Sustainable Management, в российских университетах таковые отсутствуют. Между тем такая магистерская программа может стать точкой роста российских университетов, обеспечивая представленность результатов образовательной деятельности на российском и международном рынках, расширение партнерских сетей, усиление присутствия российского университета в глобальном академическом информационном поле.

Концепция программы Sustainable Management

для российских университетов

Российские и зарубежные абитуриенты все активнее стремятся получить образование на языке международного общения и ключевые компетенции для конкурирования на международном рынке труда за возникающие новые позиции. Обществу и работодателям нужны эффективные менеджеры, умеющие работать в глобальной среде. Руководство и преподаватели университетов реализуют стратегию интернационализации, выхода на глобальный академический рынок, повышая узнаваемость и вуза, и российского высшего образования в целом. Магистерские программы по устойчивому менеджменту (Sustainable Management), направленные на подготовку профессионалов с набором навыков, способствующих достижению целей эффективного функционирования компаний в условиях новой парадигмы социально-экономического развития, основывающейся на балансе интересов поколений, сохранении окружающей среды и получении

прибыли, могут стать востребованным продуктом и эффективной вузовской практикой по включению в инициативы устойчивого развития.

В таких условиях актуальной является разработка концептуальных основ англоязычной магистерской программы Sustainable Management для российских университетов. Цель программы - подготовка профессионалов, способных создавать устойчивые ценности для бизнеса и общества и принимать ответственные решения с положительными долгосрочными эффектами для глобальной экономики. Базисом программы являются принципы ответственного управленческого образования и концепция тройного критерия (концепция организации и ведения бизнеса, согласно которой предприниматели и менеджеры должны учитывать не только финансовые, но и социальные и экологические показатели деятельности компании), способствующие достижению целей ООН в области устойчивого развития (рис. 4).

Рис. 4. Концептуальные основы магистерской программы Sustainable Management

Построение программы на основе принципов ответственного управленческого образования и ее реализация на английском языке позволят создать мультикуль-турную образовательную среду, способствующую международному трансферу образовательных технологий и практик, и использовать современные подходы к организации образовательного процесса. Междисциплинарный подход, объединяющий управленческое образование с инженерным делом, науками об окружающей среде, общественными науками и информационными технологиями, необходимый для формирования новых бизнес-моделей в цифровом обществе, сформирует актуальные междисциплинарные компетенции открытости, системного мышления, межотраслевой и межкультурной коммуникации.

Изучение бизнес-процессов в рамках концепции тройного критерия сформиру-

ет новый взгляд на менеджмент, связанный с принятием стратегических решений без ущерба для социальной и природной среды, а также компетенции, связанные с управлением бизнес-процессами. Компетенции, формируемые на основе баланса 5оЙ-НаМ-Э1^1а1, будут способствовать:

— пониманию эволюции подходов к управлению и лучших менеджериальных практик, применению устойчивых бизнес-моделей;

— готовности к постоянному личностному и профессиональному росту в соответствии с быстро меняющимися условиями и требованиями;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— использованию инициативности, находчивости, исследовательских навыков для выявления и решения бизнес-проблем.

Структура программы представлена на рис. 5.

Рис. 5. Структура программы Sustainable Management

Междисциплинарная магистерская программа Sustainable Management, основанная на принципах ответственного

управленческого образования и концепции тройного критерия, может стать решением задачи повышения конкуренто-

способности российских университетов в мире. Появление площадок для тестирования новых образовательных программ, методических материалов и технологий повлечет за собой рост стандартов образования, создавая условия для превращения университета в центр развития востребованных компетенций, а пропаганда инновационных проектов и практик, интенсификация локального и международного отраслевого партнерства университета и работодателей будут способствовать решению задачи университетов по вовлечению всех членов общества в инициативы устойчивого развития.

Заключение

Университет находится в центре перемен. Он должен найти решения, которые позволят ему сохранить себя как организацию, остаться конкурентоспособным, выполнить миссию и найти новые точки роста. Дискурсы, доминирующие сегодня в сфере высшего образования, связаны с глобальной экономикой, основанной на знаниях [6]. Но современный дискурс о высшем образовании уже невозможен без осмысления роли университета в ускорении действий по достижению всех обозначенных ООН целей устойчивого развития и без обсуждения того, каким образом университет может результативно включиться в инициативы по пропаганде и ис-

полнению приоритетных направлений включения ценностей устойчивого развития в вузовские стратегии и практики.

Проведенное исследование не только дает представление о месте и роли высшего образования в достижении целей устойчивого развития, но и указывает на то, что развитие ответственного образования в сфере менеджмента предполагает серьезные преобразования в следующих областях: переориентация образовательных программ, вовлечение представителей бизнеса в конструирование образовательных программ, повышение осведомленности среди студентов, профессорско-преподавательского состава и сотрудников университета о ценностях устойчивого развития. Объединение усилий университетов из разных стран, развитие комплексной интернационализации необходимо принимать во внимание как импульс для активизации новых направлений в их деятельности.

Роль университетов как акторов изменений в направлении устойчивого развития значительна, но каждому из них следует выбрать свой путь исполнения такой роли, что приведет в результате к повышению эффективности образовательной системы в условиях серьезных трансформаций.

Список литературы

1. Голубев С. В., Новикова Т. Г., Светенко Т. В. Университет как социально ответственный партнер территории. - М. : Фонд «Новая Евразия», 2011.

2. Де Вит Х. Эволюция мировых концепций, тенденций и вызовов в интернационализации высшего образования // Вопросы образования. - 2019. - № 2. - С. 8-34.

3. Де Вит Х., Лиск Б. Интернационализация образовательной программы // Международное высшее образование. - 2016. - № 83. - С. 16-18.

4. МакЭндрю К. Укрощение инноваций: как онлайн-магистратура вернула университету инициативу в преобразованиях // Вопросы образования. - 2018. - № 4. - С. 60-80.

5. Павлюткин И. В. Конструирование университета как организации // Экономическая социология. - 2011. - № 1. - С. 104-123.

6. Погосян В. А. Современный дискурс о миссии университета как междисциплинарная научная проблема // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2011. - № 129. - С. 108-120.

7. Федоров И. М. Переход от образовательной среды к образовательной экосистеме / / Молодой ученый. - 2019. - № 28. - С. 246-250.

8. Córtese A. D. The Critical Role of Higher Education on Creating a Sustainable Future // Planning for Higher Education. - 2003. - March - May. - P. 15-22.

9. Djordevic A., Cotton D. Communicating the Sustainability Message in Higher Education Institution // International Journal of Sustainability in Higher Education. - 2011. - N 12 (4). -P. 381-394.

10. Dyllick T. Responsible Management Education for a Sustainable World: The Challenges for Business Schools / / The Journal of Management Development. - 2015. - N 34 (1). - P. 16-33.

11. Henderson L. H., Wersun A., Wilson J., Yeung S. Principles for Responsible Management Education in 2068 // Futures. - 2019. - N 111. - P. 81-89.

12. Hudzik J. Comprehensive Internationalization: from Concept to Action. - Washington, DC : NAFSA, The Association of International Educators, 2011.

13. Kolb M., Frohlich L., Schmidpeter R. Implementing Sustainability as the New Normal: Responsible Management Education - from a Private Business School's Perspective // International Journal of Management in Education. - 2017. - N 15. - P. 280-292.

14. Leask B. Internationalizing the Curriculum. - London; New York : Routledge, 2015.

15. Nwagwu D. J. Driving Sustainable Banking in Nigeria through Responsible Management Education: The case of Lagos Business School // The International Journal of Management Education. - 2020. - N 18. - P. 1-9.

16. Ryan A., Tilbury D. Uncharted Waters: Voyages for Education for Sustainable Development in the Higher Education Curriculum // The Curriculum Journal. - 2013. -N 24 (2). - P. 272-294.

17. Storey M., Killian S., CRegan Ph. Responsible Management Education: Mapping the Field in the Context of the SDGs // The International Journal of Management Education. - 2017. -N 15. - P. 93-103.

References

1. Golubev S. V., Novikova T. G., Svetenko T. V. Universitet kak sotsialno otvetstvennyy partner territorii [University as a Territory Social-Responsible Partner]. Moscow, "New Eurasia" Fund, 2011. (In Russ.).

2. De Wit H. Evolyutsiya mirovykh kontseptsiy, tendentsiy i vyzovov v internatsionalizatsii vysshego obrazovaniya [Evolving Concepts, Trends, and Challenges in the Internationalization of Higher Education in the World]. Voprosy obrazovaniya [Educational Studies], 2019, No. 2, pp. 8-34. (In Russ.).

3. De Wit H., Lisk B. Internatsionalizatsiya obrazovatelnoy programmy [Internalization of Curriculum]. Mezhdunarodnoe vysshee obrazovanie [International Higher Education], 2016, No. 83, pp. 16-18. (In Russ.).

4. McAndrew K. Ukroshchenie innovatsiy: kak onlayn-magistratura vernula universitetu initsiativu v preobrazovaniyakh [Curbing Innovation: How On-Line Master Course Gave Back the Initiative of Restructuring to University]. Voprosy obrazovaniya [Educational Studies], 2018, No. 4, pp. 60-80. (In Russ.).

5. Pavlyutkin I. V. Konstruirovanie universiteta kak organizatsii [Constructing University as an Organization]. Ekonomicheskaya sotsiologiya [Journal of Economic Sociology], 2011, No. 1, pp. 104-123. (In Russ.).

6. Pogosyan V. A. Sovremennyy diskurs o missii universiteta kak mezhdistsiplinarnaya nauchnaya problema [Contemporary Discourse on University Mission as an Interdisciplinary Research Issue]. Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im.

A. I. Gertsena [Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences], 2011, No. 129, pp. 108-120. (In Russ.).

7. Fedorov I. M. Perekhod ot obrazovatelnoy sredy k obrazovatelnoy ekosisteme [Transition from Educational Environment to the Educational Ecosystem]. Molodoy uchenyy [Young Scientist], 2019, No. 28, pp. 246-250. (In Russ.).

8. Cortese A. D. The Critical Role of Higher Education on Creating a Sustainable Future. Planning for Higher Education, 2003, March - May, pp. 15-22.

9. Djordevic A., Cotton D. Communicating the Sustainability Message in Higher Education Institution. International Journal of Sustainability in Higher Education, 2011, No. 12 (4), pp. 381-394.

10. Dyllick T. Responsible Management Education for a Sustainable World: The Challenges for Business Schools. The Journal of Management Development, 2015, No. 34 (1), pp. 16-33.

11. Henderson L. H., Wersun A., Wilson J., Yeung S. Principles for Responsible Management Education in 2068. Futures, 2019, No. 111, pp. 81-89.

12. Hudzik J. Comprehensive Internationalization: from Concept to Action. Washington, DC, NAFSA, The Association of International Educators, 2011.

13. Kolb M., Frohlich L., Schmidpeter R. Implementing Sustainability as the New Normal: Responsible Management Education - from a Private Business School's Perspective. International Journal of Management in Education, 2017, No. 15, pp. 280-292.

14. Leask B. Internationalizing the Curriculum. London; New York, Routledge, 2015.

15. Nwagwu D. J. Driving Sustainable Banking in Nigeria through Responsible Management Education: The case of Lagos Business School. The International Journal of Management Education, 2020, No. 18, pp. 1-9.

16. Ryan A., Tilbury D. Uncharted Waters: Voyages for Education for Sustainable Development in the Higher Education Curriculum. The Curriculum Journal, 2013, No. 24 (2), pp. 272-294.

17. Storey M., Killian S., O'Regan Ph. Responsible Management Education: Mapping the Field in the Context of the SDGs. The International Journal of Management Education, 2017, No. 15, pp. 93-103.

Сведения об авторах

Елена Александровна Локтионова

кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Байкальского института БРИКС ИРНИТу. Адрес: ФГБОУ ВО «Иркутский национальный исследовательский технический университет», 664074, Иркутск, ул. Лермонтова, д. 83. E-mail: [email protected]

Дарья Игоревна Хлебович

кандидат экономических наук, доцент, заместитель директора по научной и международной деятельности Байкальского института БРИКС ИРНИТу. Адрес: ФГБОУ ВО «Иркутский национальный исследовательский технический университет», 664074, Иркутск, ул. Лермонтова, д. 83. E-mail: [email protected]

Information about the authors

Elena A. Loktionova

PhD, Senior Researcher

of the Baikal School of BRICS INRTU.

Address: Irkutsk National Research

Technical University, 83 Lermontov Str.,

Irkutsk, 664074,

Russian Federation.

E-mail: [email protected]

Daria I. Khlebovich

PhD, Associate Professor, Deputy Director for Science and International Affairs of the Baikal School of BRICS INRTU. Address: Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov Str., Irkutsk, 664074, Russian Federation. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.