Научная статья на тему 'УНИВЕРСИТЕТ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ И ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ'

УНИВЕРСИТЕТ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ И ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
33
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ СРЕДА / ГОРОДСКАЯ СРЕДА / УНИВЕРСИТЕТСКИЙ КАМПУС / КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ / УНИВЕРСИТЕТ / КАЛМЫЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / ЭЛИСТА / РЕСПУБЛИКА КАЛМЫКИЯ / REGIONAL ENVIRONMENT / URBAN ENVIRONMENT / UNIVERSITY CAMPUS / PERSONNEL POTENTIAL / INNOVATIVE PROJECTS / UNIVERSITY / KALMYK STATE UNIVERSITY / ELISTA / REPUBLIC OF KALMYKIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лиджеева Клара Федоровна, Олчанова Цаган Валерьевна

Рассмотрена роль университета в региональной и городской среде, его функциональное назначение в их стратегическом развитии. В связи с новыми требованиями университет интегрируется в региональное пространство, предлагая инновационные проекты в различных отраслях экономики, общественной и социокультурной жизни. Высшее учебное заведение формирует комфортную пространственную среду для успешной подготовки кадрового потенциала, формирует у студентов и магистрантов профессиональные компетенции для их реализации в социально-экономическом развитии региона. Вуз организует работу по взаимодействию с региональной и городской властью для выявления насущных проблем и нахождения путей их эффективного решения. Через получение грантов финансируется наиболее практико-ориентированные проекты бакалавров, магистрантов, преподавателей. Университет организует стажировки, научные мероприятия, публичные лекции работодателей, а также через дополнительное профессиональное образование осуществляет подготовку и переподготовку кадров, являясь фактором развития региональной и городской среды. Эти проблемы рассматриваются на материалах Калмыцкого государственного университета им. Б. Б. Городовикова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лиджеева Клара Федоровна, Олчанова Цаган Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNIVERSITY AS A FACTOR OF REGIONAL AND URBAN ENVIRONMENT DEVELOPMENT

The article considers the role of the University in the regional and urban environment, its functional purpose in their strategic development. Due to the new requirements, the University is integrated into the regional space, offering innovative projects in various sectors of the economy, social and cultural life. Higher education institution creates a comfortable spatial environment for the successful training of human resources, forms students and undergraduates professional competence for their implementation in the socio-economic development of the region. The University organizes work on cooperation with regional and city authorities to identify urgent problems and find ways to solve them effectively. The most practice-oriented projects of bachelors, masters and teachers are financed through grants. The University organizes internships, scientific events, public lectures of employers, as well as through additional professional education provides training and retraining, as a factor in the development of regional and urban environment. These problems are considered on the materials of Kalmyk State University named after B. B. Gorodovikov.

Текст научной работы на тему «УНИВЕРСИТЕТ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ И ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ»

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ, ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ

УНИВЕРСИТЕТ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ И ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ

Лиджеева Клара Федоровна, доктор исторических наук, профессор Калмыцкий государственный университет им. Б. Б. Городовикова Российская Федерация, Республика Калмыкия, 358000, г. Элиста, ул. Пушкина, 11 E-mail: lkf1957@mail.ru

Олчанова Цаган Валерьевна, кандидат исторических наук, доцент Калмыцкий государственный университет им. Б. Б. Городовикова Российская Федерация, Республика Калмыкия, 358000, г. Элиста, ул. Пушкина, 11 E-mail: tsagana2@yandex.ru

Рассмотрена роль университета в региональной и городской среде, его функциональное назначение в их стратегическом развитии. В связи с новыми требованиями университет интегрируется в региональное пространство, предлагая инновационные проекты в различных отраслях экономики, общественной и социокультурной жизни. Высшее учебное заведение формирует комфортную пространственную среду для успешной подготовки кадрового потенциала, формирует у студентов и магистрантов профессиональные компетенции для их реализации в социально-экономическом развитии региона. Вуз организует работу по взаимодействию с региональной и городской властью для выявления насущных проблем и нахождения путей их эффективного решения. Через получение грантов финансируется наиболее прак-тико-ориентированные проекты бакалавров, магистрантов, преподавателей. Университет организует стажировки, научные мероприятия, публичные лекции работодателей, а также через дополнительное профессиональное образование осуществляет подготовку и переподготовку кадров, являясь фактором развития региональной и городской среды. Эти проблемы рассматриваются на материалах Калмыцкого государственного университета им. Б. Б. Городовикова.

Ключевые слова: региональная среда, городская среда, университетский кампус, кадровый потенциал, инновационные проекты, университет, Калмыцкий государственный университет, Элиста, Республика Калмыкия

UNIVERSITY AS A FACTOR OF REGIONAL AND URBAN ENVIRONMENT DEVELOPMENT

Lidgheeva Clara F., D. Sc. (History), Professor Kalmyk State University named after B. B. Gorodovikov 11 Pushkina Str., Elista, 358000, Republic of Kalmykia, Russian Federation E-mail: lkf1957@mail.ru

Olchanova Cagan V., Ph.D. (History)

Kalmyk State University named after B. B. Gorodovikov

11 Pushkina Str., Elista, 358000, Republic of Kalmykia, Russian Federation

E-mail: tsagana2@yandex.ru

The article considers the role of the University in the regional and urban environment, its functional purpose in their strategic development. Due to the new requirements, the University is integrated into the regional space, offering innovative projects in various sectors of the economy, social and cultural life. Higher education institution creates a comfortable spatial environment for the successful training of human resources, forms students and undergraduates professional competence for their implementation in the socio-economic development of the region. The University organizes work on cooperation with regional and city authorities to identify urgent problems and find ways to solve them effectively. The most practice-oriented projects of bachelors, masters and teachers are financed through grants. The University organizes internships, scientific events, public lectures of employers, as well as through additional professional education provides training

Каспийский регион: политика, экономика, культура. № 2 (59). 2019 г. Философская антропология, философия культуры

and retraining, as a factor in the development of regional and urban environment. These problems are considered on the materials of Kalmyk State University named after B. B. Gorodovikov.

Keywords: regional environment, urban environment, University campus, personnel potential, innovative projects, University, Kalmyk state University, Elista, Republic of Kalmykia

На современном этапе составляющей частью в развитии региональной среды является образовательное учреждение высшей школы - университет, на который возложен определённый государственный и общественный заказ, соответственно, его назначение в региональном пространстве расширяется и приобретает стратегическое значение. Это означает, что университет должен быть вовлечён в принятие решений, в партнерские согласованные действия по их реализации.

Университет готовит «кадровый потенциал», то есть подготовленных людей, выходящих со знаниями, умениями специалистов-профессионалов. От их интеллектуального потенциала, от того, как взаимодействует образовательное учреждение с общественной жизнью, зависит качество участия в ней выпускников вузов [2, c. 216].

В современном постиндустриальном, информационном обществе, где большую ценность составляют знания, на университет ложится большая ответственность. Чтобы быть конкурентоспособными, значительное внимание должно быть уделено подготовке компетентных и профессиональных специалистов, так как образование является базовой основой развития региона.

Социально-экономическое развитие Республики Калмыкия в перспективе включает в себя, прежде всего, развитие сельского хозяйства, так как основой экономики региона является животноводство, импортозамещение сельскохозяйственной продукции, продвижение на различные рынки своей сельскохозяйственной продукции. Кроме того, в стратегическом плане намечены инвестиционные программы республики в целом и г. Элисты, в частности, включающие в себя развитие культуры и туризма.

В соответствии с такими масштабными целями на Калмыцкий университет возложена задача разработки проектов по их реализации и подготовки высокопрофессиональных специалистов. В вузе была открыта юридическая клиника и университетский лекторий, организована работа по обучению населения финансовой грамотности, в том числе студентов университета. Особое внимание уделяется формированию и повышению позитивной репутации университета в регионе и на федеральном уровне, а также определение места КалмГУ как базовой основы развития национальных культур.

Реформирование высшей школы коснулось и нашего университета, который имеет свою историю, у него накоплен богатый опыт в обучении и воспитании студенческой молодежи. Инновации затрагивают весь учебно-воспитательный процесс. Вуз вовлечён в экономические процессы, соответственно, возникает необходимость в заключении договоров с предприятиями, учреждениями, сельскохозяйственными предприятиями и т. д. Кроме того, высшая школа является основным фактором развития школьного образования, которое формирует образовательное пространство региона.

Статус опорного вуза накладывает на весь профессорско-преподавательский состав университета особую ответственность. На базе университета регулярно проводятся научные мероприятия, в которых принимают участие высшие должностные лица региона, представители торгово-промышленной палаты, руководители организаций, предприниматели, проводятся региональные конкурсы «УМНИК» и «СТАРТ», форум «Инновационная Калмыкия» [1].

Немаловажной проблемой является так называемая утечка мозгов, т. е. отток талантливых абитуриентов, предпочитающих вузы за пределами региона. Поэтому преподаватели Калмыцкого университета заинтересованы в подготовке квалифицированных специалистов для республики, и в рамках реализации образовательных программ проводят кропотливую работу и стараются учитывать все нюансы формирования профессиональных компетенций студентов, ориентированные на приоритетные направления социально-экономического развития республики.

Университет является уникальной площадкой для обсуждения вопросов регионального развития городской среды и формирования образовательного пространства. Он имеет интеллектуальный потенциал, необходимую материально-техническую базу и совместно с государственными

THE CASPIAN REGION: Politics, Economics, Culture. 2019. No. 2 (59) Philosophical Anthropology, Philosophy of Culture

органами, специалистами хозяйственных организаций принимает непосредственное участие в развитии региональной среды. Университет является организатором большого количества проектов, в частности, таких как «Ученик», «Успех начинается сегодня», «Академическая мобильность», организует стажировки и т. д.

Такое сотрудничество позволяет выявить проблемы региона, определить направления, обсудить и найти пути их решения. Подписан ряд договоров о сотрудничестве с различными министерствами и ведомствами г. Элисты. В рамках такой работы целенаправленно проводятся практические занятия, открытые лекции и выездные практики. В университете на различных факультетах созданы студенческие отряды: «Финансовый отряд», «Ветеринарный отряд», «Ориентир» и др., которые оказывают помощь и решают стратегические задачи совместно с министерствами и ведомствами республики.

Наш университет представляет собой современный кампус. В пространстве кампуса созданы все условия, необходимые для проживания, учебы, занятий спортом, в шаговой доступности буфеты и столовые, санаторий-профилакторий, предусмотрены возможности пешеходного транспортного движения, а также выхода наших студентов в городское пространство, которое способствует их социальному взаимодействию с преподавателями, городским населением.

Кампус не может быть полностью «закрытым», так как территория университета является и частью городской среды. Выделяют центр, пространство, где организовываются публичные мероприятия, проводятся собрания, конференции, территории, созданные для занятия и отдыха, инфраструктурная среда - тротуары, дороги, связывающие отдельные корпуса [3, с. 465]. Всё это имеет большое значение для полноценного функционирования университета. Такой подход является привлекательным для будущих абитуриентов в выборе вуза. За последние несколько лет изменилась тенденция в выборе вуза выпускниками школ, они поступают в свой родной университет, их привлекают комфортные условия для учёбы и отдыха, безопасность, немаловажное значение придаётся и финансовой составляющей, и Калмыцкий государственный университет в очень сложных условиях конкуренции и рынка органично вписывается в академическое сообщество страны.

Университетом достигнуты определённые результаты в региональном взаимодействии: осуществляются проекты по заявкам различных министерств и ведомств республики, таких как издание экономической энциклопедии, археологической и геоботанической карт, в перспективе разработка прикладных проектов, в частности, публикация десятитомного свода фольклора монголоязычных народов, создание питомника семян фитомелиоративных культур, оказание передвижной ветеринарной помощи и др. [1]. Через программы дополнительного профессионального образования университета осуществляется подготовка и переподготовка кадров для социально-экономического развития республики.

Университет играет огромную роль в региональной среде, в вузе разработана программа его развития, которые уже реализуются, в частности, в объединении вуза и рынка труда (центры коллективного пользования, совместные лаборатории): работа в области рынка труда для лиц с ограниченными возможностями здоровья; обучение в системе «бакалавриат - магистратура - аспирантура»; стажировки, осуществление практической деятельности в школах, на производстве, в ведомствах республики, в стране и за рубежом [1].

Перспективными стратегическими проектами КалмГУ являются обеспечение продовольственной безопасности региона за счёт развития конкурентоспособных технологий производства животноводческой продукции. Калмыкия также имеет выгодную географическую трансгранич-ность региона в восточном векторе России. Большое значение придаётся востоковедческому направлению научных исследований, организации и деятельности предуниверсария и др. Кроме того, университет является фактором развития города, а местная власть должна поддерживать инновационные проекты университета, их внедрение в практическую деятельность, что позволит соответствовать конкурентной экономике.

Совместная деятельность власти и вуза должна строиться на дальновидных позициях, так как в дальнейшем возвращаются в виде перспективной выгоды, которая даст возможность более благоприятному развитию, в частности, к ним относятся фундаментальные исследования, инновации и др. Также со стороны руководства должна быть оказана помощь успешным выпускникам школ, не имеющим возможности для дальнейшего образования. Кроме того,

Каспийский регион: политика, экономика, культура. № 2 (59). 2019 г. Философская антропология, философия культурыI

высшая школа тесно связана с развитием школьного обучения, так как образовательное пространство включает в себя все ступени образования.

Рыночные отношения подталкивают городскую власть для нахождения наиболее оптимального сотрудничества с вузами, в частности, находит новые источники финансирования, в получении дополнительной оплаты при использовании имущества вуза, обучении студентов на коммерческой основе, заключении договоров с другими учебными заведениями и организациями. Университет может стать определённым объективным посредником в разных экономических, политических, общественных мнениях, взглядах, идеях и т. д., не отдавая предпочтения чему-либо или занимая какую-либо позицию.

На выработанной основе совместного участия всех заинтересованных сторон возможно выявление актуальных проблем региона в целом и города - в частности. Такой подход позволяет заключить определённый партнерский договор «общественного согласия». Все участники берут на себя ответственность за реализацию данного договора в решении задач определённого проекта. Естественно, проекты должны быть «живыми», затрагивающими ключевые вопросы, имеющими значение для всего сообщества, конкурентоспособными в стратегии регионального и городского развития.

Университет, как посредник, фокусирует на себе разные концепты, соединяя для разрешения проблем региональную или городскую власть и население.

Основные итоги реализации задач, связанных с развитием городского и регионального пространства, должны быть направлены на социальные проекты, формирование гражданского общества, на трансформацию университета как полноправного партнера в социально-экономическом развитии региона.

Таким образом, на университет возложена важная задача в формировании новых поколений специалистов, обладающих интеллектуальными и профессиональными компетенциями, заинтересованных в региональном развитии и повышении уровня жизни людей.

Список литературы

1. Программа развития Калмыцкого государственного университета имени Б. Б. Городовикова как опорного регионального университета на период 2017-2021 гг. от 11.07.2017 г. - Режим доступа: http://kalmsu.ru/files/oru/uni-republic.html, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.

2. Мизрахи, М. В. «Умный город»: эволюция концепта. Инициативы городских сообществ в развитии города / М. В. Мизрахи // Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского. Сер.: Философия. Культурология. Социология. Политология. - 2013. - № 3, Т. 24 (65). - С. 216-218.

3. Кощеев, С. В. Городская среда как системно-локализованное поле взаимодействия образовательной среды и населения / С. В. Кощеев, И. И. Украинцева, М. С. Романов, И. А. Мушкина // Молодой ученый. - 2016. - № 19 (123). - С. 464-467.

References

1. Programma razvitiya Kalmyckogo gosudarstvennogo universiteta imeni B. B. Gorodovikova kak opornogo regional'nogo universiteta na period 2017-2021 gg. ot 11.07.2017 g. [The program of development of the Kalmyk state University named after the city Of Baku As a regional University for the period 2017-2021 from 11.07.2017]. Available at: http://kalmsu.ru/files/oru/uni-republic.html.

2. Mizrahi M. V. "Umnyy gorod": evolyutsiya kontsepta. Initsiativy gorodskikh soobshchestv v razvitii goroda ["Smart city": evolution of the concept. Initiatives of urban communities in the development of the city]. Uchenye zapiski Tavricheskogo natsionalnogo universiteta im V. I. Vernadskogo. Seriya "Filosofiya. Kulturologiya. Sotsiologiya. Politologiya" [Scientific notes of Taurida national University named after V. I. Vernadsky. Series "Philosophy. Culturology. Sociology. Political science"]. 2013, no. 3, vol. 24 (65), pp. 216-218.

3. Koshcheev S. V., Ukraintseva I. I., Romanov M. S., Mushkin, A. I. Gorodskaya sreda kak sistemno-lokalizovannoe pole vzaimodeystviya obrazovatelnoy sredy I naseleniya [The Urban environment as a system-localized field of interaction of educational environment and population]. Molodoy uchenyy [The Young scientist], 2016, no. 19 (123), pp. 464-467.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.