Научная статья на тему 'ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СФЕРА КАЛМЫКИИ В ПЕРИОД ПРОВЕДЕНИЯ СОВЕТСКОЙ ИНДУСТРИАЛЬНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ'

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СФЕРА КАЛМЫКИИ В ПЕРИОД ПРОВЕДЕНИЯ СОВЕТСКОЙ ИНДУСТРИАЛЬНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СФЕРА ОБРАЗОВАНИЯ / КАЛМЫКИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ КАДРЫ / СОВЕТСКАЯ ШКОЛА / ВСЕОБЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ / КАЛМЫЦКИЙ СОЦИУМ / ПОЛИТЕХНИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ / EDUCATION / KALMYKIA / MODERNIZATION / NATIONAL STAFF / SOVIET SCHOOL / UNIVERSAL EDUCATION / KALMYK SOCIETY / POLYTECHNIC EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лиджеева Клара Федоровна, Олчанова Цаган Валерьевна

Рассматривается сфера образования Калмыкии в 30-е гг. XX в., являвшиеся периодом социокультурных преобразований в контексте советской индустриальной модернизации. В региональной образовательной сфере, как и по стране, осуществлялись такие масштабные проекты, как введение всеобщего начального и переход к всеобщему семилетнему обучению, осуществление политехнического обучения, продолжалась работа по ликвидации неграмотности, шла подготовка национальных кадров через открытие учебных заведений различных уровней, что привело к изменению социальной структуры региона. Кроме того, в автономии создавалась необходимая образовательная инфраструктура. Через формируемую новую систему образования народы традиционных обществ, каким являлся и калмыцкий социум, адаптировались и включались в данные преобразования. Актуальность данной проблемы связана с обращением к ретроспективному рассмотрению вопросов образования в период проведения советских модернизационных процессов, что связано с поиском современной образовательной модели и для учёта положительного опыта прошлого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лиджеева Клара Федоровна, Олчанова Цаган Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL SPHERE OF KALMYKIA DURING THE SOVIET INDUSTRIAL MODERNIZATION

The article deals with the sphere of education of Kalmykia in the 30s of the XX century, which was a period of socio-cultural transformation in the context of Soviet industrial modernization. In the regional educational sphere, as in the whole country was carried out large-scale projects such as the introduction of universal primary and the transition to universal seven-year education, the implementation of Polytechnic education, work continued on the elimination of illiteracy, was the training of national personnel through the opening of educational institutions of different levels, which led to a change in the social structure of the region. In addition, the necessary educational infrastructure was created in the autonomy. Through the formation of a new system of education, the peoples of traditional societies, as was the Kalmyk society, adapted and included in these transformations. The relevance of this problem is associated with the appeal to the retrospective consideration of education during the Soviet modernization processes, which is associated with the searchfor a modern educational model, and to take into account the positive experience of the past.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СФЕРА КАЛМЫКИИ В ПЕРИОД ПРОВЕДЕНИЯ СОВЕТСКОЙ ИНДУСТРИАЛЬНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ»

ries]. Aktualnye problemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk [Actual problems of the humanities and natural sciences]. 2010, no. 9, pp. 62-64. Available at: https://elibrary.ru/download/elibrary_15600642_88851296.pdf.

14. Russian State Historical Archive, found 1283, inventory 1, case 11, sheet 19.

15. Russian State Historical Archive, found 593, inventory 1, case 751, sheet 6.

16. Spisok dvoryan, vnesennykh v dvoryanskie rodoslovnye knigi Stavropolskoy gubernii, Terskoy i Ku-banskoy oblastey s 1795 g. po 1 dekabrya 1912 g. [The list of noblemen included in the noble genealogical books of the Stavropol province, the Terek and Kuban regions from 1795 to December 1, 1912]. Stavropol, "Novaya" tipografiya Khaymovicha Publ., 1912, p. 103

17. Terek statements, 1912. November 18th, p. 2.

18. Terek statements, 1912. December 29th, p. 3.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СФЕРА КАЛМЫКИИ В ПЕРИОД ПРОВЕДЕНИЯ СОВЕТСКОЙ ИНДУСТРИАЛЬНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ

Лиджеева Клара Федоровна, доктор исторических наук, профессор Калмыцкий государственный университет им. Б. Б. Городовикова Российская Федерация, Республика Калмыкия, 358000, г. Элиста, ул. Пушкина, 11 E-mail: [email protected]

Олчанова Цаган Валерьевна, кандидат исторических наук, доцент Калмыцкий государственный университет им. Б. Б. Городовикова Российская Федерация, Республика Калмыкия, 358000, г. Элиста, ул. Пушкина, 11 E-mail: [email protected]

Рассматривается сфера образования Калмыкии в 30-е гг. XX в., являвшиеся периодом социокультурных преобразований в контексте советской индустриальной модернизации. В региональной образовательной сфере, как и по стране, осуществлялись такие масштабные проекты, как введение всеобщего начального и переход к всеобщему семилетнему обучению, осуществление политехнического обучения, продолжалась работа по ликвидации неграмотности, шла подготовка национальных кадров через открытие учебных заведений различных уровней, что привело к изменению социальной структуры региона. Кроме того, в автономии создавалась необходимая образовательная инфраструктура. Через формируемую новую систему образования народы традиционных обществ, каким являлся и калмыцкий социум, адаптировались и включались в данные преобразования. Актуальность данной проблемы связана с обращением к ретроспективному рассмотрению вопросов образования в период проведения советских модернизационных процессов, что связано с поиском современной образовательной модели и для учёта положительного опыта прошлого.

Ключевые слова: сфера образования, Калмыкия, модернизация, национальные кадры, советская школа, всеобщее обучение, калмыцкий социум, политехническое обучение

EDUCATIONAL SPHERE OF KALMYKIA DURING THE SOVIET INDUSTRIAL MODERNIZATION

Lidgheeva Clara F., D.Sc. (History), Professor

Kalmyk State University named after B. B. Gorodovikov

11 Pushkina St., Elista, 358000, Republic of Kalmykia, Russian Federation

E-mail: [email protected]

Olchanova Cagan V., Ph.D. (History), Assistant Professor Kalmyk State University named after B. B. Gorodovikov 11 Pushkina St., Elista, 358000, Republic of Kalmykia, Russian Federation E-mail: [email protected]

The article deals with the sphere of education of Kalmykia in the 30s of the XX century, which was a period of socio-cultural transformation in the context of Soviet industrial modernization. In the regional educational sphere, as in the whole country was carried out large-scale projects such as the introduction of universal primary and the transition to universal seven-year education, the implementation of Polytechnic education, work contin-

ued on the elimination of illiteracy, was the training of national personnel through the opening of educational institutions of different levels, which led to a change in the social structure of the region. In addition, the necessary educational infrastructure was created in the autonomy. Through the formation of a new system of education, the peoples of traditional societies, as was the Kalmyk society, adapted and included in these transformations. The relevance of this problem is associated with the appeal to the retrospective consideration of education during the Soviet modernization processes, which is associated with the searchfor a modern educational model, and to take into account the positive experience of the past.

Keywords: education, Kalmykia, modernization, national staff, Soviet school, universal education, Kalmyk society, polytechnic education

Становление государственной советской школы и введение обязательного обучения в Калмыкии относятся к 1930-м гг. Параллельно с такими масштабными проектами осуществлялся рост общей и национальной культуры. Показатели переписи населения тех лет показывают изменения в повышении грамотности населения в республике: в 1920 г. - 9,2 %; в 1926 г. -26,3 %; в 1939 г. - 70,8 %, что свидетельствовало о модернизационных процессах, происходивших в этот период в стране и регионе [5, с. 211]. В итоге в предвоенные годы в Калмыцкой автономии была практически решена проблема начального обучения, поставлена задача получения следующих ступеней образования - семилетнего, и в перспективе десятилетнего.

В 1930-е гг. в республике функционировали 224 начальных, 50 семилетних и 29 средних школ, в которых обучались более 45 тыс. учащихся и работали более тысячи учителей [1, с. 21]. Подготовка педагогических кадров осуществлялась в учительском (открытом в 1938 г.) и педагогическом (организованном в 1939 г.) институтах. Кроме того, в республике функционировали педагогическое училище, Научно-исследовательский институт языка, литературы и истории, Институт усовершенствования учителей. В Калмыкии работали также национальные школы. Были подготовлены учебники и учебно-методические комплексы на калмыцком языке для начальной школы и разрабатывались для средней школы. Авторами и переводчиками учебников являлись Л. И. Нармаев, Т. Д. Юркова, И. М. Мацаков, Н. Ш.Ташнинов и др. [4, с. 21].

Одним из недостатков калмыцкой национальной школы рассматриваемого периода было то, что обучали детей-калмыков учителя, не знающие калмыцкий язык и недостаточно осведомлённые о быте и традициях местного населения. Поэтому нужно было начать подготовку учителей коренной национальности. В результате целенаправленной подготовки преподавателей на краткосрочных курсах, обучения в педагогическом училище и институте школы обеспечивались национальными кадрами.

Сфера образования, являвшаяся частью проводившихся реформ и в то же время как своеобразный поставщик для экономики выпускников школ, а затем училищ, техникумов и вузов, должна была реагировать на происходившие изменения. Потребность в квалифицированных специалистах привела к изменению государственной политики в образовательном процессе. В центральном профильном ведомстве уделялось особое внимание практической направленности преподаваемых дисциплин, т. е. трудовому и политехническому обучению, которые связывались с экономическим развитием страныи региона. Введение политехнического обучения одновременно с реализацией задач по ликвидации неграмотности, всеобщего обучения, причём уже семилетнего, в условиях постоянной нехватки финансирования, было довольно трудной задачей. В регионе отсутствовали преподаватели естественно-математического цикла (химии, биологии, физики, математики), а данные предметы являлись основой политехнизма. Кроме того, не была ещё создана базовая основа для столь масштабного проекта. Тем не менее, оказываемая помощь со стороны государственных органов, центрального наркомата просвещения привела к упорядочению подготовки кадров по специальным дисциплинам и решению организационных вопросов.

Вместе с тем, необходимо отметить, что данный период характеризуется формированием системы образования, развитием его инфраструктуры, разработкой и включением в учебный процесс новой содержательной части школьных дисциплин, в том числе и с национальном компонентом, целенаправленной подготовкой своих педагогических кадров. Естественно, такие масштабные задачи требовали немалых финансовых затрат, но помощь со стороны колхозов, совхозов, предприятий позволила в достаточно короткие сроки реализовать поставленные цели.

Основную численность национальной интеллигенции составляло учительство, являвшееся посредником донесения до местного населения идей советского государства и включения их через новую сферу образования в модернизационные процессы социально-экономического развития.

Советским государством ставилась задача привлечения рабоче-крестьянской молодежи во все вузы страны, в том числе и столичные. Но наиболее близким и в территориальном, и в психологическом отношении был для региона Астраханский государственный университет, оказывавший непосредственную помощь в подготовке высококвалифицированных кадров национальной интеллигенции [2, с. 18].

Необходимо отметить, что процесс приобретения высшего образования за пределами автономии молодежью Калмыкии постоянно возрастал. В различных вузах страны обучались более 50 человек, разбросанных небольшими группами по многим городам: в педагогических вузах - 8 чел., в сельскохозяйственных - 7 чел., в Ленинградском институте живых языков -5 чел., в социально-экономическом - 5 чел., в медицинских - 8 чел., коммунистических университетах - 17 чел. [6, с. 86].

В средних специальных учебных заведениях (техникумы, рабфаки, профшколы) обучались свыше 300 чел., из них, например, в Калммедтехникуме в г. Астрахани - 191 чел., в Ба-шантинском сельхозтехникуме - 97 чел., кроме того, на рабочих факультетах вузов за пределами региона - 88 чел. [6, с. 86]. Все они являлись своеобразными предступенями к получению высшего образования.

Важным этапом в просвещенческой работе в Калмыкии являлось дальнейшее развитие советской школы, началось осуществление всеобщего начального обучения детей школьного возраста, организация средних школ и повышение образовательного уровня трудящихся. Чтобы облегчить поступление калмыцкой молодежи в специальные учебные заведения повышенного типа, Калмыцким облоно были организованы курсы подготовки в техникумы на 150 чел., на рабфаки и в вузы - на 70 чел. [4, с. 154]. Но все эти мероприятия не могли удовлетворить потребностей быстро расширявшейся сети школ. Вследствие дефицита учителей-калмыков родной язык преподавался лишь с первого по третий классы начальной школы. Первоочередной задачей продолжала оставаться ликвидация неграмотности, и основная работа по этой деятельности выполнялась местными учителями.

К концу 1930-х гг. были открыты более двухсот школ, в которых обучались около шести тысяч неграмотных и более четырех тысяч малограмотных. Было увеличено финансирование, в частности, только за один учебный год (1935-1936 гг.) почти в два раза - с 206 тыс. рубл. до 475 тыс. руб., построено 340 школ ликбеза и 10 школ повышенного типа, также продолжалось субсидирование со стороны предприятий различных отраслей (за их счёт было открыто 630 школ), издавалась учебно-методическая литература, проводились индивидуальные занятия [3, с. 129].

Согласно Всесоюзной переписи населения, к концу 1930-х гг. в Калмыкии имеющих образование от начального до высшего было 70,8 %, что по отношению к переписи 1926 г. (26,3 %) стало значительным прорывом. Если рассматривать грамотность населения данного периода по другим регионам, то в Калмыкии темпы ликвидации неграмотности были выше (Дагестан -69,8 %, Якутия - 67,8 %, Чечено-Ингушетия - 57,9 %). Молодое поколение было более образованным - 80,8 %, а старшее - менее грамотным - 20,9 % [3, с. 129].

Грамотность женщин все ещё не достигла необходимого уровня, такая ситуация также подтверждается сведениями Всесоюзной переписи. Если обратиться к её данным, то по уровню грамотности городского и сельского населения показатели по республике относительно неплохие. Так, в г. Элисте (в автономии городское население ограничивалось только данной территориальной единицей) грамотными были более 80 % населения (из них 91,5 % мужчин и 75,4 % женщин). Основное население региона являлось сельским, грамотность здесь составляла более 60 %, при этом грамотных мужчин было 76 %, а женщин - 60,7 % [5, с. 140-141].

Проводившиеся мероприятия стали базой последующих изменений. Экономическое развитие позволило местному населению выйти за границу национальной изолированности, оно становилось более мобильным и социально активным. Молодёжь целенаправленно ориентировалась на получение образования. Если в дооктябрьский период в основном образование можно было получить в религиозных школах, то к концу 1930-х гг. в сфере образования про-

изошли коренные перемены: была ликвидирована неграмотность, введено всеобщее обучение и сформировалась национальная интеллигенция. В этот период произошёл количественный рост населения, имеющего высшее и среднее образование. В Калмыкии доля лиц, имеющих высшее и среднее (полное и неполное) образование составляла 6,3 %, из них калмыки -2,3 % [1, с. 171].

Полностью задача всеобщего начального обучения была решена только к середине 1930-х гг. В этот период в 225 начальных и неполных средних школах обучались более 25 тыс. учащихся, был сформирован региональный педагогический корпус, причём в школах в основном работали учителя коренной национальности.

По решению профильного ведомства в Калмыкии были организованы курсы по переподготовке педагогов начальных школ. Ежегодно увеличивался выпуск специалистов в Калмыцком педагогическом техникуме, который подготовил более 700 учителей. Кроме того, в связи с вакансиями педагогов по различным дисциплинам продолжалась практика приглашения преподавателей в школы из-за пределов региона.

Формирование педагогических кадров, начавшееся с периода установления советской власти, в течение 1930-х гг. стало особенно интенсивным и приобрело черты, вполне отвечающие общим тенденциям и потребностям социально-экономического, политического и культурного развития советского общества. На первоначальном этапе внимание было сосредоточено на ликвидации неграмотности, была создана широкая сеть школ для получения обязательного начального, а затем семилетнего образования детей.

Обучение калмыцкой молодёжи в средних специальных учебных заведениях страны дало возможность в короткий срок подготовить свои национальные кадры. Значительную роль в подготовке кадров высшего и среднего звена по разным специальностям в этот период сыграли открытые региональные учебные заведения - Калмыцкий педрабфак, Калмыцкий педагогический техникум, Башантинский сельскохозяйственный техникум, учительский и педагогический институты [6, с. 86].

Начавшаяся война и оккупация большей части территории республики немецко-фашистскими войсками привела практически к полному разрушению инфраструктуры образования, были сожжены здания 37 начальных, 17 семилетних и 9 средних школ, повреждены здания 118 начальных, 32 семилетних и 17 средних школ, учебное оборудование, пособия, мебель всех школ были полностью уничтожены [3, с. 22]. Кроме того, вся культурная инфраструктура также подверглась разрушению. Так, из 35 библиотек республики были уничтожены 21, из 13 домов культуры - 8, из 110 изб-читален - 72 [6, с. 119].

В период войны выпускники неполных средних школ были заняты на производстве, и, соответственно, наборы в педучилище и пединститут в 1941-1943 гг. не были выполнены. В связи с оккупацией г. Элисты педагогический институт был переведён в г. Астрахань, поэтому школьное образование в Калмыкии не обеспечивалось своими собственными педагогическими кадрами.

После освобождения территории республики от немецко-фашистских захватчиков началось восстановление школьной сети и всей системы образования. Но в связи с трагическими событиями 1943 г. в судьбе калмыцкого народа намеченные задачи не были выполнены.

Таким образом, в течение 1930-х - начала 1940-х гг. в республике сложились условия для реальных преобразований. Сформировались учительские кадры нового типа. Через новую идеологию, новую сферу образования, новые учебники, книги, через различные общественные кампании в общественное сознание внедрялись политические идеи Советского государства. Создание принципиально новой системы образования в предвоенные годы привело к формированию нового поколения людей, которое воспринимало их и не подвергало сомнению советскую общественную систему. К этому периоду новая региональная образовательная сфера стала частью единой советской системы образования, фактором включения населения калмыцкой автономии в советские модернизационные процессы.

Список литературы

1. Лиджеева, К. Ф. Развитие системы образования в национальных республиках юга России в конце XIX в. - 1941 г.: историко-сравнительный анализ / К. Ф. Лиджеева. - Элиста : Калмыцкий гос. ун-т, 2012. - 207 с.

2. Оглаев, Ю. О. Первые шаги высшего образования в Калмыкии (1917-1943 гг.) / Ю. О. Оглаев. -Элиста : Калмыцкий гос. ун-т, 2005. - 179 с.

3. Сартикова, Е. В. Развитие школьного образования в Калмыкии в XX веке / Е. В. Сартикова. -Элиста : Джангар, 2008. - 407 с.

4. Ташнинов, Н. Ш. Очерки истории просвещения Калмыцкой АССР / Н. Ш. Ташнинов. - Элиста : Калмыцкое книжное изд-во, 1969. - 214 с.

5. Всесоюзная перепись населения 1939 года: основные итоги. - Москва : Наука. 1992. - 354 с.

6. Олчанова, Ц. В. Калмыцкая национальна интеллигенция: формирование и развитие в конце XIX века - первой половине XX века / Ц. В. Олчанова. - Элиста : Калмыцкий гос. ун-т, 2016. - 174 с.

References

1. Lidzheeva K. F. Razvitie sistemy obrazovaniya v natsionalnykh respublikakh yuga Rossii v kontse XIX v. - 1941 g.: istoriko-sravnitelnyy analiz [The development of the education system in the national republics of southern Russia at the end of the nineteenth century. - 1941: historical and comparative analysis]. Elista, Kalmyk State University Publ., 2012, 207 p.

2. Oglaev Yu. 0. Pervye shagi vysshego obrazovaniya v Kalmykii (1917-1943 gg.) [The first steps of higher education in Kalmykia (1917-1943)]. Elista, Kalmyk State University Publ., 2005, 179 p.

3. Sartikova E. V. Razvitie shkolnogo obrazovaniya v Kalmykii v XX veke [The development of school education in Kalmykia in the XX century]. Elista, Dzhangar Publ., 2008, 407 p.

4. Tashninov N. Sh. Ocherki istorii prosveshcheniya Kalmyckoy ASSr [Essays on the history of education of the Kalmyk ASSR]. Elista, Kalmyk Book Publ. House, 1969, 214 p.

5. Vsesoyuznaya perepis naseleniya 1939 goda: osnovnye itogi [All-Union census of the population in 1939: the main results]. Moscow, Nauka Publ., 1992, 354 p.

6. Olchanova T. V. Kalmytskaya natsionalnaya intelligentsiya: formirovanie i razvitie v kontse XIX veka -pervoy polovine XX veka [Kalmyk national intelligentsia: the formation and development in the late XIX century -the first half of the XX century]. Elista, Kalmyk State University Publ., 2016, 174 p.

ЗНАЧЕНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ КОММУНИКАЦИЙ В НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (АВГУСТ - ДЕКАБРЬ 1941 г.)

Убушаев Владимир Бадахаевич, доктор исторических наук, профессор Калмыцкий государственный университет им. Б. Б. Городовикова РФ, Республика Калмыкия, 358000, г. Элиста, ул. Пушкина, 11 E-mail: [email protected]

Целью данной работы стало изучение проблемы транспортных коммуникаций в начале Великой Отечественной войны. В первые месяцы после нападения фашистской Германии на СССР военные действия развернулись на огромной территории от Баренцева моря на севере до Чёрного моря на юге. В этих условиях проблема снабжения действующих армий, особенно с учётом того, что в военных действиях было задействовано огромное количество военной техники, стала одной из важнейших в достижении победы. Понимая это, германское командование всячески стремилось захватить либо, в крайнем случае, перерезать имеющиеся транспортные пути. Учитывая, что наиболее эффективным для снабжения войск в этот период был железнодорожный транспорт, то многие военные операции немецкие генералы разрабатывали с учётом расположения железнодорожных путей, которые они всячески стремились захватить. В первые месяцы 1941 г. фронт от западных границ стал быстро откатываться на восток и юг, вглубь территории Советского Союза. В этих регионах сеть имеющихся железнодорожных коммуникаций была значительно реже, чем на западе страны. В этих условиях советское правительство принимает решение о строительстве целого ряда новых железнодорожных магистралей в труднодоступных районах страны, необходимых для нормального снабжения экономических центров Поволжья и Урала и с учётом приближения к этим регионам театра военных действий. Одной из таких магистралей, связавшей прежде всего Сталинград с транзитными путями на Каспийском море, стала железная дорога Астрахань - Кизляр, решение строительства которой было принято СНК СССР в августе 1941 г. Трасса должна была пройти в большей части по безводным и ненаселённым землям Калмыкии.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, СССР, советское правительство, Сталинградская битва, Астрахань, Калмыкия, Кизляр, транспорт, железная дорога

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.