Научная статья на тему 'Социальная ответственность университета на региональном уровне'

Социальная ответственность университета на региональном уровне Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / РЕГИОН / КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ОПОРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВУЗА / УМНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / DIGITALIZATION / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / REGION / HUMAN RESOURCES POTENTIAL / REFERENCE UNIVERSITY / DISTANCE LEARNING / SOCIAL RESPONSIBILITY OF THE UNIVERSITY / SMART TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мантаева Эльза Ивановна, Голденова Виктория Сергеевна, Слободчикова Инна Валентиновна

Современные университеты характеризуются высокой социальной ответственностью, предоставляют образовательные услуги высокого качества, а также активно участвуют в обеспечении социально-экономической стабильности региона. Региональные университеты используют свои ресурсы на благо общества. Цифровая трансформация радикально меняет экономику, образование и образ жизни в целом. Для современного общества информационные технологии, цифровая среда, дистанционное образование, умные технологии становятся естественной частью повседневной жизни. В связи с этим система образования также должна изменяться, приобретая соответствующие характеристики. Из всех факторов, оказывающих наибольшее влияние на активизацию внедрения и использования цифровых технологий, особая роль принадлежит образовательному и научному потенциалу региона. Университеты становятся локомотивами развития не только образования, но и социальной, экономической, культурной сфер региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мантаева Эльза Ивановна, Голденова Виктория Сергеевна, Слободчикова Инна Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL RESPONSIBILITY OF THE UNIVERSITYAT THE REGIONAL LEVEL

Modern universities are characterized by high social responsibility, provide high-quality educational services, and are also actively involved in ensuring the socio-economic stability of the region. Regional universities use their resources for the benefit of society. Digital transformation is radically changing the economy, education and lifestyle in general. For modern society, information technology, the digital environment, distance education, smart technologies are becoming a natural part of everyday life. In this regard, the education system must also change, acquiring the appropriate characteristics. Of all the factors that have the greatest impact on enhancing the implementation and use of digital technology, a special role belongs to the educational and scientific potential of the region. Universities are becoming the locomotives of the development of not only education, but also the social, economic, cultural spheres of the region.

Текст научной работы на тему «Социальная ответственность университета на региональном уровне»

СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УНИВЕРСИТЕТА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

SOCIAL RESPONSIBILITY OF THE UNIVERSITY AT THE REGIONAL LEVEL

DOI: 10.38197/2072-2060-2020-223-3-323-328 МАНТАЕВА Эльза Ивановна

Проректор по экономике и инновациям ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова», д.э.н., профессор Elza I. MANTAEVA

Vice-rector for Economics and innovation, Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov, Doctor of Economic Sciences, Professor ГОЛДЕНОВА Виктория Сергеевна

Доцент кафедры государственного и муниципального управления ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова», к.э.н. Victoria S. GOLDENOVA

Associate Professor of state and municipal management Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov, PhD in Economics СЛОБОДЧИКОВА Инна Валентиновна

Доцент кафедры государственного и муниципального управления ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова», к.э.н. Inna V. SLOBODCHIKOVA

Associate Professor of state and municipal management Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov, PhD in Economics

Современные университеты характеризуются высокой социальной ответственностью, предоставляют образовательные услуги высокого качества, а также активно участвуют в обеспечении социально-экономической стабильности региона. Региональные университеты используют свои ресурсы на благо общества. Цифровая трансформация радикально меняет экономику, образование и образ жизни в целом. Для современного общества информационные технологии, цифровая среда, дистанционное образование, умные технологии становятся естественной частью повседневной жизни. В связи с этим система образования также должна изменяться, приобретая соответствующие характеристики. Из всех факторов, оказываю-

Аннотация

Abstract

Ключевые слова

Keywords

щих наибольшее влияние на активизацию внедрения и использования цифровых технологий, особая роль принадлежит образовательному и научному потенциалу региона. Университеты становятся локомотивами развития не только образования, но и социальной, экономической, культурной сфер региона.

Modern universities are characterized by high social responsibility, provide high-quality educational services, and are also actively involved in ensuring the socio-economic stability of the region. Regional universities use their resources for the benefit of society. Digital transformation is radically changing the economy, education and lifestyle in general. For modern society, information technology, the digital environment, distance education, smart technologies are becoming a natural part of everyday life. In this regard, the education system must also change, acquiring the appropriate characteristics. Of all the factors that have the greatest impact on enhancing the implementation and use of digital technology, a special role belongs to the educational and scientific potential of the region. Universities are becoming the locomotives of the development of not only education, but also the social, economic, cultural spheres of the region.

Цифровизация, информационно-коммуникационные технологии, регион, кадровый потенциал, опорный университет, дистанционное обучение, социальная ответственность вуза, умные технологии.

Digitalization, information and communication technologies, region, human resources potential, reference University, distance learning, social responsibility of the University, smart technologies.

овременный мир стремительно меняется. Более интенсивное внедрение

цифровых технологий в повседневную жизнь общества, сферу производ-

ства и услуг, сферу экономики и государственного управления, сферу науки и образования предопределило появление новых требований к уровню развития коммуникаций, информационных технологий.

Ускоренный уровень развития информационно-коммуникационных технологий в последнее время определил возможность мобильного доступа к информационным ресурсам как в профессиональной, так и в личной жизни людей, позволил государству и обществу сформулировать новые задачи по перестройке жизненного пространства [1].

Новые технологии не просто открывают перед обществом широкие перспективы познания окружающей действительности через призму инновационных изобретений и гаджетов, но и влияют на формирование новых типов индустриального, научного и образовательного пространств. Четвертая промышленная революция сегодня выступает важной составляющей увеличения значения научно-исследовательской и производственной деятельности. Она стала естественным следствием развития техники и технологий, совершенствования, усложнения компьютеров и расширения их сферы использования. Ее задача тесно связана с технологическим и цифровым развитием всех сфер жизнедеятельности современного общества. Эти изменения означают формирование новой уникальной образовательной среды,

направленной на внедрение передовых, цифровых и инновационных технологий в процесс обучения [2].

Кризис, вызванный распространением коронавируса, будет способствовать переходу к «цифровому капитализму» во многих сферах жизнедеятельности [3]. В частности, в период пандемии дистанционная форма обучения стала единственной доступной формой получения знаний учащимися школ и вузов. Организация обучения в дистанционном формате основывается на использовании современных информационных технологий, информационных ресурсов (базы данных, электронные учебные и методические пособия, обучающие и контролирующие системы, электронные библиотеки и т.д.) [4]. Дистанционное обучение существует уже не первый год и успешно используется в различных программах, при этом одним из последствий текущей пандемии можно назвать ускоренное внедрение цифровых технологий в самых разных областях, в первую очередь в образовании. Таким образом, цифровые технологии предоставляют возможность для воплощения в жизнь процессов интеграции науки и образования, для развития высших учебных заведений и других образовательных учреждений в современных условиях.

Кроме этого, привычная роль университета, которая заключалась в образовании и развитии науки, постепенно выходит за рамки, тем самым формируется третья роль - социальная ответственность. Социальная ответственность рассматривается в первую очередь в теории заинтересованных сторон, тем самым университет, учитывая потребности регионального сообщества в целом, становится значимым субъектом, который берет на себя не только обязанность организации комфортных и достойных процессов образования, науки и труда, но и формирует внешнюю общественную среду региона. Реализация социальной ответственности в предпринимательском университете складывается из таких составляющих, как: коммерциализация имеющих важное общественное значение инновационных продуктов, предоставление высококачественных услуг населению, обеспечение достойных условий труда, благотворительная деятельность, что в целом способно оказать влияние на экономические показатели и имидж предпринимательского университета, стимулировать социально-экономическое развитие региона [5].

Университет как важный элемент регионального социокультурного пространства должен не просто удовлетворять образовательные потребности населения, но и решать актуальные для данной территории задачи экономического и социально-политического характера [6]. При этом существенно возрастает значение региональных опорных университетов в процессе достижения цели развития цифровой экономики. Следует отметить, что Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова на сегодняшний день выступает центром развития науки, образования, культуры Республики Калмыкии. Учитывая, что вуз является единственным крупным высшим учебным заведением в регионе, на него наряду с образовательной и научной ложится «третья миссия» - социальная. Это означает, что на университет государство возлагает социальную ответственность за развитие региона, акцентируя внимание на участии в процессах, влияющих на уровень качества жизни в регионе.

Региональный опорный университет стал площадкой проведения научных конференций и форумов, при поддержке правительства региона на базе вуза проводится форум «Инновационная Калмыкия». Сегодня инновационная инфраструктура университета - это важная составляющая развития инновационной экономики

региона. Также в университете созданы малые инновационные предприятия, осуществляющие деятельность в таких сферах, как растениеводство, животноводство, создание новых аппаратных систем, трехмерное прототипирование и других. Отметим, что за последнее десятилетие существенно активизировалась научная деятельность ученых университета, возрос их авторитет на региональном, федеральном и международном уровнях. Ученые вуза принимают участие в разработке и реализации стратегических документов развития республики и столицы региона. Специфика республики определила многопрофильность опорного университета, деятельность которого направлена на преодоление целого ряда вызовов, имеющихся в экономике и демографии. В целях удержания в регионе талантливой молодежи на базе сформированной научно-инновационной инфраструктуры университета реализуются проекты в сфере развития инновационно-предпринимательской деятельности [7].

В данном контексте социальная роль университета связана с его участием в жизни регионального сообщества, в социальной, экономической сферах, что, в свою очередь, способствует развитию территории, обеспечивает социальную стабильность, экономический рост, инновационное развитие, переход к цифровому обществу, укреплению международного сотрудничества. Проблемы и вопросы социального-экономического характера можно решать только в совокупности общих усилий органов государственного и муниципального управления, общественных организаций, бизнеса, образовательных учреждений. Современный вуз с высокой степенью социальной ответственности осуществляет свою деятельность не только как организация, отвечающая только требованиям образовательных стандартов, но и вступает во всестороннее взаимодействие со всеми заинтересованными сторонами.

В условиях модернизации системы высшего образования в России дополняются и функции университета. В наиболее общем виде наряду с базовыми функциями (научная, образовательная, воспитательная, культурная) современному вузу становятся присущи следующие: инновационная, предпринимательская, информационная, социальной ответственности. Университет становится активным участником в процессах, связанных с предпринимательством, трансфером знаний в экономику, развитием молодежного предпринимательства, цифровой трансформацией государственного управления, международным сотрудничеством, волонтерством, улучшением качества жизни территории. Поэтому университету для того, чтобы исполнить свою региональную роль, недостаточно просто оказывать образовательные услуги, необходимо активно участвовать в развитии региона. Так, в стратегии социально-экономического развития Республики Калмыкии на период до 2030 г. предусмотрено создание научно-образовательного кластера как структурно-функционального объединения групп компаний с широким привлечением ресурсов регионального опорного университета, являющегося основным источником и проводником инноваций и обеспечивающим компании новыми конкурентоспособными технологиями и разработками [8]. Кроме этого, на реализацию пяти стратегических научных проектов в рамках программы развития университета правительством республики в 2018 г. выделено по региональному гранту 17,4 млн руб., а также из федерального бюджета поступило 8 млн руб. [7]. Что, в свою очередь, отражает понимание органами региональной власти роли и значения вуза и его потенциала в социально-экономическом развитии республики.

Таким образом, опорный вуз принимает активное участие в социально-экономическом развитии региона. Современная модель университета предполагает не только вклад в подготовку кадров для региональной экономики, научно-исследовательскую и проектную деятельность в интересах региона, а также его культурную, социальную, политическую и гражданскую роль, что в последнее время приобретает особую актуальность. При этом региональные университеты столкнулись с необходимостью реализации не только таких основных видов деятельности, как обеспечение качественного образования, проведение научных исследований, но и с необходимостью привлечения ресурсов для их осуществления. В современных условиях на этапе создания цифрового общества на региональный опорный вуз ложится ответственность за формирование цифровой экономики в контексте перехода на новый уровень развития государства.

Библиографический список

1. Абросимова М.А. Подход к решению задачи внедрения умных технологий в вузе // В сборнике: Проблемы и перспективы развития образования в России. Сборник материалов XLVII Всероссийской научно-практической конференции. 2017. С. 257-262.

2. Махова О.А., Аракелян С.М. Системы умного образования для цифрового российского общества: проблемы и перспективы, мифы и реальность//В сборнике: Конвергенция цифровых и материальных миров: экономика, технологии, образование. Сборник научных статей международной научной конференции. 2018. С. 258-269.

3. Цифровые технологии и кибербезопасность в контексте распространения COVID-19. Счетная палата Российской Федерации: http://www.ach.gov.ru/upload/pdf/COVID-19-digital.pdf.

4. Баландина И.В., Попова Е.И. Дистанционное обучение: правовые аспекты // Вопросы педагогики. 2020. № 5-1. С. 51-54.

5. Булгакова М.А., Пашук Н.Р. Роль и оценка уровня социальной ответственности в предпринимательском университете // Государственный советник. 2019. № 2 (26). С. 105-113.

6. Смирнова О.В. Роль университета в социокультурном пространстве города // В сборнике: Визуальная антропология - 2019. Город-университет: жизненное пространство и визуальная среда. Материалы III Международной научной конференции. Под редакцией С.С. Аванесова, Е.И. Спешиловой. 2020. С. 500-508.

7. Отчет о самообследовании ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Горо-довикова» за 2018 год.

8. http://economy.kalmregion.ru/deyatelnost/strategiya-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-respubliki-kalmykiya/ - официальный сайт министерства экономики и торговли Республики Калмыкии.

References

1. Abrosimova M.A. Approach to solving the problem of implementing smart technologies in higher education // In the collection: Problems and prospects of education development in Russia. Collection of materials of the XLVII all-Russian scientific and practical conference. 2017. Pp. 257-262.

2. Makhova O.A., Arakelyan S.M. smart education Systems for digital Russian society: problems and prospects, myths and reality // In the collection: Convergence of digital and material worlds: Economics, technology, education. Collection of scientific articles of the international scientific conference. 2018. Pp. 258-269.

3. Digital technologies and cybersecurity in the context of COVID-19 dissemination. Accounting chamber of the Russian Federation: http://www.ach.gov.ru/upload/pdf/COVID-19-digital.pdf.

4. Balandina I.V., Popova E.I. Distance learning: legal aspects //Questions of pedagogy. 2020. № 5-1. Pp. 51-54.

5. Bulgakova M.A., Pashuk N.R. the Role and assessment of the level of social responsibility in the entrepreneurial University//State adviser. 2019. No. 2 (26). Pp. 105-113.

6. Smirnova O.V. the Role of the University in the socio-cultural space of the city // In the collection: Visual anthropology - 2019. City-University: living space and visual environment Materials of the III International scientific conference. Edited By S.S. Avanesov and E.I. Speshilova. 2020. Pp. 500-508.

7. report on self-examination of the Kalmyk state University NAMED after B.B. Gorodovikov for 2018.

8. http://economy.kalmregion.ru/deyatelnost/strategiya-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-respubliki-kalmykiya/ - official website of the Ministry of economy and trade of the Republic of Kalmykia.

Контактная информация / Contact information

ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова», 358000, Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. Пушкина, д. 11.

Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov, 11, Pushkin Street, 358000, Elista, Republic Kalmykia, Russia

Мантаева Эльза Ивановна / Mantaeva Elsa Ivanovna [email protected]

Голденова Виктория Сергеевна / Goldenova Victoria Sergeevna [email protected]

Слободчикова Инна Валентиновна / Slobodchikova Inna Valentinovna [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.