Научная статья на тему 'УНИВЕРСИТЕТ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ: СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ (СЛУЧАЙ СУРГУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА)'

УНИВЕРСИТЕТ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ: СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ (СЛУЧАЙ СУРГУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
44
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОДСКАЯ СРЕДА / ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО / СУРГУ / СУРГУТ / УНИВЕРСИТЕТ / УРБАНИСТИКА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Стась Игорь Николаевич

В статье дается характеристика современных подходов к взаимодействию университетов и городской среды. Предлагается «дорожная карта» концептуального и прикладного синтеза Сургутского государственного университета и сообщества «нефтяного» города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNIVERSITY AS FACTOR OF DEVELOPMENT OF THE URBAN ENVIRONMENT: MODERN APPROACHES (THE CASE OF SURGUT STATE UNIVERSITY)

The article describes the modern approaches to the interaction between universities and the urban environment. The “road map” of the conceptual and applied s ynthesis of Surgut State University and the community of the “oil” city is proposed.

Текст научной работы на тему «УНИВЕРСИТЕТ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ: СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ (СЛУЧАЙ СУРГУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА)»

УДК 378.4(571.122)

Стась И. Н.

Stas I. N.

УНИВЕРСИТЕТ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ: СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ

(СЛУЧАЙ СУРГУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА)

UNIVERSITY AS FACTOR OF DEVELOPMENT OF THE URBAN ENVIRONMENT:

MODERN APPROACHES (THE CASE OF SURGUT STATE UNIVERSITY)

В статье дается характеристика современных подходов к взаимодействию университетов и городской среды. Предлагается «дорожная карта» концептуального и прикладного синтеза Сургутского государственного университета и сообщества «нефтяного» города.

The article describes the modern approaches to the interaction between universities and the urban environment. The "road map" of the conceptual and applied s ynthesis of Surgut State University and the community of the "oil" city is proposed.

Ключевые слова: городская среда, общественное пространство, СурГУ, Сургут, университет, урбанистика.

Keywords: urban environment, public space, SurGU, Surgut, university, Urban Studies.

В современном знании уже ни для кого не секрет, что университеты являются важнейшими акторами развития городской среды. Историки рассматривают эволюцию высшего образования как одно из отражений урбанизационных процессов, становления гражданского городского общества. История Сургута второй половины XX века - это не только повесть о нефтегазовом освоении региона, но и рассказ о рождении нового города, масштабной урбанизации северного края. Учреждение Сургутского государственного университета в 1993 г. многими учеными рассматривается как признание того, что в результате тридцатилетней нефтегазовой эпопеи Сургут все-таки стал настоящим городом, а не просто поселением для рабочих и их семей, осваивающих месторождения нефти и газа.

История Сургута в 1990-е - 2000-е гг. - это в том числе стремление преодолеть ту временщиковую, индустриальную и ведомственную сущность города, оторванную от человека и его среды, которая сложилась в советский период. Развитие СурГУ должно обеспечивать решение общегородской задачи преодоления этой монопрофильной индустриально-ведомственной сущности. Улучшая город, университет делает Сургут более привлекательным для молодежи, что, в свою очередь, формирует желание не уезжать из города и поступать в высшие учебные заведения родного региона, в том числе в СурГУ. Однако современные университеты во всем мире имеют ориентацию на рынок, а не на воспроизводство культуры в окружающем пространстве. Известный исследователь университетов Билл Ридингс называл это явление «университетом в руинах» (the university in ruins) и рассматривал как признак кризиса университетской системы, связывая его со студенческими протестами 1968 года. Ученый указывал, что именно после социальных и культурных революций конца 1960-х гг. отношение к университетам как институтам со стороны государства становится подозрительным, в силу чего университеты развиваются только в рамках дискурса потребительства.

Рыночная ориентация в России обеспечивается и политикой государства, которое сегодня оценивает университеты с точки зрения коммерциализации науки и образования. СурГУ также придерживается данной стратегии. Однако с позиции регионального университета она представляется не совсем верной, поскольку такой вуз вряд ли способен выдержать конкуренцию со столичными научными и образовательными центрами в процессе коммерциализации.

Поэтому ориентацию на рынок региональным вузам необходимо дополнять стратегией формирования культуры, уникальных идентичностей, образов и традиций собственного региона, что впоследствии обеспечит рост инвестиционной привлекательности вуза, расширение круга бизнес-партнеров и увеличение количества потенциальных абитуриентов. То есть университет должен создавать референты культуры и знания, которые в первую очередь наполнят городскую среду смыслами, что в конечном итоге делало бы университет конкурентоспособным на рынке. Эти референты Билл Ридингс шуточно называл «туристическими услугами», когда «гуманитарные науки отвечают за культурный маникюр, социальные рассказывают о достопримечательностях, а естественные продают сладости реального знания и большие игрушки» [1, с. 271].

Что могут предложить университеты для формирования комфортной городской среды? В урбанистике и социально-гуманитарных науках выделяются подходы, которые нацеливают университеты как на улучшение физического пространства города, так и на расширение культурного влияния на городскую среду. Эти подходы являются чрезвычайно актуальными и для Сургутского государственного университета.

Первый подход - это формирование в городском пространстве или в пригородах территориальных единых инновационно-образовательных комплексов (кампусов). Общепризнано, что кампус является наиболее удачным способом организации учебного процесса, позволяет достичь наилучших результатов в образовании [2, с. 197]. На данный момент в городе сложилась дисперсная пространственная организация Сургутского государственного университета, которая не позволяет комплексно влиять на развитие городской среды.

Однако в 2015 г. Правительством Ханты-Мансийского автономного округа была принята концепция и дорожная карта по строительству в Сургуте Кампуса городских университетов. В принятом распоряжении Губернатора о создании университетского кампуса в Сургуте направление «воздействие на городскую среду» является первостепенным, наряду с образованием и инновациями. В документе говорится о «формировании в Кампусе зоны городского тяготения, центра активной городской жизни, привлекательной городской среды, включающей ценные объекты образования, здравоохранения и спорта» [3]. Строительство Кампуса, несомненно, не только расширит и улучшит городскую среду в Сургуте, но и станет главным фактором модернизации всего региона вплоть до реализации проекта, намеченной на 2025 год.

Второй подход - это участие университета в развитии общественных пространств в городе. СурГУ сегодня заинтересован в развитии как минимум двух городских общественных пространств, о чем заявлял ректор Сергей Михайлович Косенок на выступлении в рамках II Сургутского урбанистического форума «Среда со смыслом» в апреле 2017 года. Во-первых, это обустройство участка между офисом Газпрома и Главным корпусом СурГУ (перекресток улиц Ленина и Университетской). Во-вторых, это расширение университетского Ботанического сада и завершение строительства станции юных натуралистов в парке «За Саймой». Вместе с тем интересы университета не ограничиваются только двумя этими территориями. По большому счету современный университет - это «интеллектуальный» игрок в городском рынке девелопмента, способствующий аккультурации посредством студенческого и преподавательского сообщества новой создающейся городской среды, особенно в центральных частях города.

Вместе с тем как раз в рамках этого подхода возникают наибольшие противоречия между муниципалитетом, общественниками и университетом. Так, во время урбанистического форума в апреле 2017 г. участники активно обсуждали концепции оформления нового общественного места между офисом Газпрома и Главным корпусом СурГУ, которое еще с градостроительных проектов первой половины 1980-х гг. рассматривалось как центральная часть города. Историки СурГУ отмечают, что в 2000-е гг. за эту территорию развернулась борьба целого ряда учреждений и фирм, несмотря на то, что еще в 1997 г. градостроительный совет при Администрации г. Сургута утвердил на этом участке площадью 26 га строительство университетского комплекса [4, с. 64; 71].

Тем не менее урбанистический форум 2017 г. не пришел к единому мнению, но признал, что площадка воспринимается «как место городского конфликта» и требует социологического исследования данной территории [5]. Вместе с тем во время дискуссий можно было заметить, что СурГУ не воспринимается участниками форума как важный субъект развития этой городской площадки, несмотря на то, что территория является преимущественно коммуникацией к университету, главный корпус которого и центрирует все близлежащее пространство.

Недостаточное сотрудничество с СурГУ по поводу развития данной площадки свидетельствует о том, что между Администрацией города, местными активистами-урбанистами и СурГУ отсутствует необходимый диалог о проблемах развития городской среды и окружающего пространства вокруг университета.

Третий подход напрямую связан со строительством кампуса и подразумевает улучшение имиджа университета за счет включенности университетского бренда в общегородскую идентичность. Бренд вуза должен быть суббрендом города. Образ «университетского города» сегодня активно используется в нескольких городах России: Иваново - город студентов [6, с. 47], Белгород и Пермь - университетские города России, Архангельск - университетский город Арктики, Томск - «студенческий город», «Сибирские Афины» [7, с. 84].

Задача СурГУ - стать маркером общегородской, окружной и региональной идентичности. Необходимо усиливать образы «университет в городе» и «университет в регионе». В пространстве Сургута, кроме учебных корпусов и общежитий, образы СурГУ фиксируются только в названии улицы университетской, протянувшейся напротив Главного корпуса. Имеющиеся у университета лозунги «Думать! Действовать! Достигать!» и «СурГУ - мой университет» как агитационные символы не аккумулируют региональную уникальность. Например, можно дополнить брендбук университета слоганами «северного измерения»: «Сургут - наукоград Севера», «СурГУ - университет Севера», «СурГУ - Северный университетский кампус» и т. д.

Четвертый подход подразумевает реализацию относительно новых для российской практики каналов коммуникации университета и городского сообщества: 1) создание ассоциаций выпускников университета и организация для них специализированных площадок, мероприятий и встреч; 2) формирование эндаумент-фондов (фондов целевого капитала) и деятельность Попечительского совета университета [8, с. 34]. В СурГУ эти каналы являются достаточно развитыми, обеспечивают лоббирование интересов университета в общественной жизни и политике, выступают важным критерием успешности и влиятельности университета. Также большое значение для связи с городом имеет организация клуба абитуриентов университета [9, с. 54]. Такой клуб может функционировать на платформе популярных социальных сетей с периодическими встречами в стенах университета в рамках Дня открытых дверей и профориентационных мероприятий.

Пятый подход - это создание календаря общегородских имиджевых событий на базе университета. Важнейшим критерием динамического развития университета является его событийность. Сегодня университетские мероприятия в СурГУ, как правило,

носят закрытый корпоративный характер, без должной направленности на обыкновенных жителей города. Чаще всего такие мероприятия не закрепляются в событийности города. Это усугубляется тем, что местные СМИ с неохотой ходят на научные конференции, презентации книг или другие мероприятия, если только в них не задействованы региональные власти. То есть СурГУ часто не воспринимается как городской ньюсмейкер, хотя надо отметить, что в университете имеется самостоятельная и развитая инфраструктура медиа.

Поэтому СурГУ необходимо проводить мероприятия, которые бы вовлекали не только производственную, муниципальную и интеллектуальную элиту города, но и простых горожан; такие мероприятия, которые будут интересны средствам массовой информации. Необходима организация событий, создающих максимально широкое поле притяжения аудитории за счет участников и зрителей. Чаще всего университеты пытаются решить эту задачу путем проведения общегородских фестивалей [10, с. 42-43].

Например, СурГУ мог бы стать организатором Большого регионального фестиваля науки «Наукоград на Сайме» продолжительностью 2-3 дня. В рамках этого фестиваля проводились бы школьные научные конференции, научно-популярные лекции ученых СурГУ и приглашенных исследователей, научные бои Stand-Up Science, бал науки, театральные постановки на научные темы, ярмарка профессий, познавательные выставки и т. д. Основным принципом такого фестиваля должна стать открытость для города, простых горожан и учащихся школ. В целом СурГУ надо стараться шире предоставлять возможность городскому сообществу взаимодействовать с университетской средой через организацию внеучебной деятельности студентов.

Таким образом, основные подходы включенности университета в городскую среду акцентируют внимание: 1) на создании единой университетской территории Кампуса; 2) привлечении университета, его преподавателей и студентов к разработке приближенных к корпусам университета общественных городских пространств; 3) обновлении университетских брендов и образов на основе общегородских и региональных маркеров идентичности; 4) развитии каналов коммуникации университета и города - Ассоциации выпускников, Попечительского совета, Клуба абитуриентов; 5) организации общегородских мероприятий на базе университета.

В СурГУ существуют необходимые ресурсы для комплексной реализации этих подходов. Сегодня Сургутский государственный университет рассматривает развитие комфортной городской среды как одно из приоритетных направлений своей деятельности. Так, в своей монографии ректор СурГУ С. М. Косенок отмечает, что «университет становится для Сургута инициатором процессов непрерывных улучшений городской среды во всех ее аспектах», а также является активной институцией урбанистики, «где изучаются, генерируются идеи по развитию города, проектируются новые решения по трансформации городского пространства» [11, с. 178].

С 2015 г. в Сургуте под кураторством Департамента архитекторы и градостроительства Администрации города совершается урбанистическая революция, по крайней мере, в формате постоянных дискуссий и обсуждений. СурГУ пытается стать полноправным участником этой общественной полемики об урбанистическом будущем города. 24-26 мая 2017 г. на базе университета прошел II Открытый региональный инновационный форум «Наука и инновации: от исследований к производству», панельная дискуссия которого была проведена на тему: «Роль университета в формировании городской среды».

Сургутский государственный университет показал, что готов развиваться в рамках данной парадигмы и что без привлечения университетских ресурсов и взаимодействия с его руководством и экспертами городская среда Сургута может потерять значимую университетскую идентичность.

Литература

1. Ридингс Б. Университет в руинах / пер. с англ. А. М. Корбута. М. : Изд. дом Гос. ун-та - Высшей школы экономики, 2010. 304 с.

2. Высоковский А., Евсягина А. Университет в городе // Отечественные записки. 2013. № 4. С. 193-214.

3. О Концепции инновационно-образовательного комплекса (Кампус) в городе Сургуте и плане мероприятий («дорожной карте») создания инфраструктуры инновационно-образовательного комплекса (Кампус) в городе Сургуте : Распоряжение Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 10 июля 2015 г. N 386-рп / Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: http://docs.cntd.ru/document/428583238 (дата обращения: 24.09.2018).

4. Кирилюк Д. В. Создание материальной базы СурГУ // Сургутский государственный университет: 25 лет пути. Сургут : Печатный мир г. Сургут, 2017. С. 43-77.

5. Итоги II урбанистического форума. Мнение ЦПУ Сургута. Итоговый пост от организаторов форума со всеми презентациями техзаданий, которые удалось осмыслить за два дня форума / Информационно-аналитический портал Siapress. URL: http://www.siapress.ru/blogs/67429 (дата обращения: 24.09.2018).

6. Тимофеев М. Ю. «Город-село», «город-фабрика» и «город-университет»: триалог-конфликт сельского, индустриального и университетского стилей жизни (случай города Иваново) // Город как вызов. Сборник международной научной конференции. Пермь : Пермский гос. гуманитарно-педагогический университет, 2014. С. 44-49.

7. Пунина К. А., Ромашова М. В. Университет и город: технологии формирования имиджа (случай Перми) // Лабиринт : Журнал социально-гуманитарных исследований. 2015. № 2. С. 83-93.

8. Пунина К. А., Фадеева Л. А. Университет и город: «чужой среди своих» // Современный город: власть, управление, экономика. 2015. № 5. С. 31-42.

9. Васильева С. В. Об опыте организации непрерывного образования в Дунайском университете города Кремса (Австрия) // Непрерывное образование : XXI век. 2013. Вып. 3. С. 47-56.

10. Наумова О. С. Университетские фестивали как городской феномен: консолидация профессоров и студентов // Аспирантский вестник Поволжья. 2013. № 3-4. С.38-45.

11. Косенок С. М. Университет для Севера. СурГУ в научно-образовательном и социокультурном пространстве региона. Сургут : Печатный мир г. Сургут, 2017. 242 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.