Научная статья на тему 'УНИВЕРСИТЕТ КАК ДЕЙСТВЕННЫЙ ИНСТРУМЕНТ НАРОДНОЙ ДИПЛОМАТИИ В СТРАТЕГИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ГОСУДАРСТВА И ГАРМОНИЗАЦИИ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА'

УНИВЕРСИТЕТ КАК ДЕЙСТВЕННЫЙ ИНСТРУМЕНТ НАРОДНОЙ ДИПЛОМАТИИ В СТРАТЕГИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ГОСУДАРСТВА И ГАРМОНИЗАЦИИ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
35
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационное общество / стратегическое управление / инновационный прорыв / университет / народная дипломатия / международное сотрудничество / information society / strategic management / innovative breakthrough / university / people's diplomacy / international cooperation

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Фридман Михаил Феликсович

В настоящее время человечество находится на этапе перехода к новой системе экономических отношений, в рамках которого одни социальные институты сменяют другие, коренным образом изменяется роль информации и ценность самого человека, определяющие основные конкурентные преимущества практически всех хозяйствующих субъектов. Влияние традиционных институтов значительно уменьшается, государственные границы становятся во многом условными, свобода перемещения населения Земли возрастает, большинство сфер жизни человека и общества испытывает существенные, если не судьбоносные, влияния глобального характера. В условиях формирования многополярного мира обостряется борьба за конкуренцию, большие усилия направляются на поиск инновационной стратегии, способной обеспечить убедительный экономический прорыв. В связи с этим ключевым принципом разработки, продвижения и реализации экономической политики становится глобализация стратегического управления кадровым обеспечением инновационного прорыва, являющаяся политэкономической проблемой информационного общества, нацеленного на кардинальные ноосферные преобразования системы социальных отношений, что неминуемо должно привести к концептуальному и методологическому изменению участников и формата общественного договора, минимизации информационно-экономического противостояния, модернизации кадровой и, как следствие, образовательной политики. Особая роль в стратегическом развитии государства и гармонизации международного сотрудничества должна быть отведена университету как действенному инструменту народной дипломатии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальным наукам , автор научной работы — Фридман Михаил Феликсович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNIVERSITY AS AN EFFECTIVE TOOL OF PUBLIC DIPLOMACY IN THE STRATEGIC DEVELOPMENT OF THE STATE AND THE HARMONIZATION OF INTERNATIONAL COOPERATION

At present, mankind is at the stage of transition to a new system of economic relations, in which some social institutions are replacing others, the role of information and the value of the person himself, which determine the main competitive advantages of almost all economic entities, are radically changing. The influence of traditional institutions is significantly reduced, state borders are becoming largely conditional, the freedom of movement of the Earth's population is increasing, most spheres of human life and society are experiencing significant, if not fateful, global influences. In the context of the formation of a multipolar world, the struggle for competition is intensifying, great efforts are directed to the search for an innovative strategy that can provide a convincing economic breakthrough. In this regard, the key principle in the development, promotion and implementation of economic policy is the globalization of strategic management of personnel for an innovative breakthrough, which is the political and economic problem of the information society, aimed at cardinal noospheric transformations of the system of social relations, which should inevitably lead to a conceptual and methodological change in the participants and the format of the public agreements, minimization of information and economic confrontation, modernization of personnel and, as a result, educational policy.A special role in the strategic development of the state and the harmonization of international cooperation should be assigned to the university as an effective tool of public diplomacy.

Текст научной работы на тему «УНИВЕРСИТЕТ КАК ДЕЙСТВЕННЫЙ ИНСТРУМЕНТ НАРОДНОЙ ДИПЛОМАТИИ В СТРАТЕГИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ГОСУДАРСТВА И ГАРМОНИЗАЦИИ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА»

Научная статья УДК 378.4

DOI: 10.24412/cl-37031 -2023-2-191-197

УНИВЕРСИТЕТ КАК ДЕЙСТВЕННЫЙ ИНСТРУМЕНТ НАРОДНОЙ ДИПЛОМАТИИ В СТРАТЕГИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ГОСУДАРСТВА И ГАРМОНИЗАЦИИ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

Фридман М. Ф.

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Москва, Россия, mffree79@mail.ru; ORCID: 0000-0002-1430-967X, SPIN: 1468-3255

Аннотация. В настоящее время человечество находится на этапе перехода к новой системе экономических отношений, в рамках которого одни социальные институты сменяют другие, коренным образом изменяется роль информации и ценность самого человека, определяющие основные конкурентные преимущества практически всех хозяйствующих субъектов. Влияние традиционных институтов значительно уменьшается, государственные границы становятся во многом условными, свобода перемещения населения Земли возрастает, большинство сфер жизни человека и общества испытывает существенные, если не судьбоносные, влияния глобального характера.

В условиях формирования многополярного мира обостряется борьба за конкуренцию, большие усилия направляются на поиск инновационной стратегии, способной обеспечить убедительный экономический прорыв.

В связи с этим ключевым принципом разработки, продвижения и реализации экономической политики становится глобализация стратегического управления кадровым обеспечением инновационного прорыва, являющаяся политэкономической проблемой информационного общества, нацеленного на кардинальные ноосферные преобразования системы социальных отношений, что неминуемо должно привести к концептуальному и методологическому изменению участников и формата общественного договора, минимизации информационно-экономического противостояния, модернизации кадровой и, как следствие, образовательной политики.

Особая роль в стратегическом развитии государства и гармонизации международного сотрудничества должна быть отведена университету как действенному инструменту народной дипломатии.

Ключевые слова: информационное общество, стратегическое управление, инновационный прорыв, университет, народная дипломатия, международное сотрудничество.

UNIVERSITY AS AN EFFECTIVE TOOL OF PUBLIC DIPLOMACY IN THE STRATEGIC DEVELOPMENT OF THE STATE AND THE HARMONIZATION OF INTERNATIONAL COOPERATION

Fridman M. F.

Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Moscow, Russia, mffree79@mail.ru; ORCID: 0000-0002-1430-967X, SPIN: 1468-3255

Abstract. At present, mankind is at the stage of transition to a new system of economic relations, in which some social institutions are replacing others, the role of information and the value of the person himself, which determine the main competitive advantages of almost all economic entities, are radically changing. The influence of traditional institutions is significantly reduced, state borders are becoming largely conditional, the freedom of movement of the Earth's population is increasing, most spheres of human life and society are experiencing significant, if not fateful, global influences.

In the context of the formation of a multipolar world, the struggle for competition is intensifying, great efforts are directed to the search for an innovative strategy that can provide a convincing economic breakthrough.

In this regard, the key principle in the development, promotion and implementation of economic policy is the globalization of strategic management of personnel for an innovative breakthrough, which is the political and economic problem of the information society, aimed at cardinal noospheric transformations of the system of social relations, which should inevitably lead to a conceptual and methodological change in the participants and the format of the public agreements, minimization of information and economic confrontation, modernization of personnel and, as a result, educational policy.

A special role in the strategic development of the state and the harmonization of international cooperation should be assigned to the university as an effective tool of public diplomacy.

Keywords: information society, strategic management, innovative breakthrough, university, people's diplomacy, international cooperation.

Введение

Вклад российских и зарубежных исследователей в разработку проблем стратегического развития государства и гармонизации международного сотрудничества отражен в широком ряде работ экономистов, философов, политологов, социологов и других ученых смежных областей.

Существуют весьма обстоятельные работы по концептуальным основам современной экономической политики, по методологии стратегического менеджмента, по сущности, причинам и возможным последствиям глобализации, экономике труда, инженерной психологии и профессиональному образованию [7]. Вместе с этим научных трудов, посвященных важнейшему вопросу теоретико-методологического осмысления стратегического управления кадровым обеспечением инновационного прорыва в современных экономических условиях, в нашем распоряжении не оказалось, а ведь глобальное влияние на перспективное планирование с учетом интеллектуального потенциала информационного общества определяет возможность инновационного прорыва, которое всё больше в последнее время связывают с преодолением кризиса гуманитарного знания [8].

Основной текст

Понятие об информационном обществе в современной научной и философской литературе рассмотрено довольно подробно, однако, с нашей точки зрения, его нередкое отождествление с постиндустриальным обществом затрудняет изучение данного феномена, внося путаницу и лишая сущностных свойств новую политэкономическую парадигму.

На наш взгляд, информационное общество - это одновременно и новая историческая эпоха развития человеческой цивилизации, характеризующаяся глобальным объединением людей на основе обобществления интеллектуальных ресурсов человечества для решения важнейших проблем современности, и форма существования общественного сознания, основывающаяся на совокупности коллективных представлений о лидирующей роли интеллекта в общественно-историческом развитии, и новый тип мировоззрения - системы взглядов на мир с позиции архитектора информационной среды, настаивающей на том, что личность - это аутентичный экзистенциальный метод познания. Это такое общество, в котором поиск, сбор, оценка, обработка, хранение и примене-

193

ние информации играет ключевую роль, позволяя человеку как биопсихосоцио-духовному существу самостоятельно принимать решения по удовлетворению своих потребностей в социально приемлемых формах, эффективно преодолевать возрастные кризисы, трудные жизненные ситуации, предупреждать и разрешать конфликты, принимать активное посильное участие в решении глобальных проблем современности [8].

Переход к новому типу общества заставляет кардинально пересмотреть стратегические ориентиры и приоритетные направления модернизации экономики и производства, изменить модель стратегического управления [5]. Глобализация экономического сознания требует принципиально иного видения будущего, коренного преобразования существующих общественных связей. Перечисленные обстоятельства указывают на политэкономическую природу проблемы стратегического управления кадровым обеспечением инновационного прорыва, затрагивающей все ключевые аспекты хозяйственной деятельности человека, его экономического сознания, интересов и поведения, решение которой будет в полной мере способствовать реализации модели устойчивого развития [8].

В настоящее время, в условиях формирования многополярного мира как результата закономерной смены культурно-исторической парадигмы, человечество вынуждено кардинально пересмотреть традиционные подходы к стратегическому развитию системы социальных и экономических, отношений.

Кризис гуманитарного знания весьма наглядно выражается в отставании модернизации сознания на фоне интенсивного развития естественных и технических наук. Сокращение этого разрыва становится первостепенной задачей, справиться с которой, кроме университета, больше некому.

Развертывание шестого технологического уклада [1], наступление четвертой промышленной революции (а по некоторым данным - даже пятой), на фоне становления цифрового, информационного общества роль образования в социально-экономическом развитии значительно возрастает. Ученые, производственники и экономисты отмечают, что дальнейшее развитие цивилизации будет связано с МБЮ-конвергенцией [2], народное хозяйство будет развиваться в контексте пересечения четырех векторов: нано-, био, информационных и когнитивных технологий. Вместе с этим, специалисты Курчатовского института уточняют - НБИКС-конвергенция, т. е. они полагают необходимым дополнить имеющуюся модель социально-гуманитарными технологиями. На наш взгляд, такое дополнение представляется вполне дискуссионным.

194

Решение глобальных проблем современности требует объединения усилий всей планеты, концепция устойчивого развития [3], активно продвигаемая ООН, подтверждает острую необходимость модернизации подходов к реформированию естественнонаучного образования. Причины возникновения глобальных проблем современности во многом обусловлены экологическими, экономическими и культурными обстоятельствами. Они одновременно являются и катализаторами, и ингибиторами социально-экономического развития. С одной стороны, они способствуют стратегическому развитию государства, активизации интеллектуального потенциала страны, реинвестированию, пересмотру общественных норм и правил, реинституционализации науки и образования. Вместо с этим, они заставляют объединять усилия ученых, предпринимателей, политиков и деятелей культуры и искусства разных стран, они содействуют гармонизации международного сотрудничества. С другой, обостряющаяся конкурентная борьба за ресурсы, в которой индивидуализм агрессивно противостоит коллективизму, затягивает, а порой и усугубляет решение судьбоносных проблем, тормозит развитие цивилизации.

Проблема достижения баланса при устойчивом развитии заставляет задуматься о его слагаемых, компонентах, которые необходимо выразить через качественно-количественные показатели. Целью устойчивого развития, по всей видимости, является выживание человечества в целом и повышение качества жизни для каждого человека в отдельности, что предполагает кардинальное изменение модели общественных отношений и появление другого мира, в котором власть децентрализована, граждане и правительства способны решать конфликты без применения насилия, правосудие и справедливость являются высшими ценностями, материальный достаток и социальная защищенность обеспечена каждому человеку, средства массовой информации объективно отражают происходящее и связывают воедино людей и культуры; численность населения стабильна, сохранение экосистем в разнообразии и сосуществование природы и человеческих культур во взаимной гармонии, экологически чистые продукты питания; минимальное загрязнение окружающей среды и минимальное количество отходов, труд, возвышающий людей, и достойное вознаграждение, интеллектуальная активность, социальные и технические нововведения, расширение человеческих знаний, творческая самореализация человека [4].

Заключение

Исходя из сказанного, с учетом осознанной целенаправленности процесса развития закономерно возникает вопрос об управлении им, и если с тактическим управлением ситуация довольно понятна и достаточно подробно описана в научно-практической литературе по менеджменту, то со стратегическим управлением, с поиском приоритетных направлений опережающего инновационного развития, с теорией и методологией проектирования экономически эффективных моделей будущего дело обстоит не так просто. Отдельную сложность вызывает коренное изменение культурно-исторического, политико-правового и социально-экономического контекстов, в рамках которых происходит становление нового типа общества, опирающегося на рассмотрение экономической политики в глобальном масштабе, где народная дипломатия силами университета обладает серьезными конкурентными преимуществами перед формальными государственными каналами международного сотрудничества.

Государственная образовательная политика должна быть нацелена на восстановление связи образования с общественным строительством, учащимся необходимо показывать связь их будущего с будущим их страны, педагогам важно учитывать при разработке образовательных программ общечеловеческие ценности и национальные интересы, богатейшее культурно-историческое наследие выдающихся отечественных ученых, внесших значительный вклад в развитие науки и техники, руководителям образовательных учреждений сконцентрироваться на создании образовательной среды, обеспечивающей высокую познавательную мотивацию, в частности в области гуманитарных наук. Подготовка к выбору новых профессий должна осуществляться на ранних этапах профессиональной ориентации в рамках ведения соответствующих кружков и факультативов [4]. Современные школьники и студенты должны знать, в каком мире они живут, как устроены природа, общество и человек, что от них ожидают основные социальные институты и цивилизация в целом. Решение названных задач требует коренного пересмотра концепции современного университета, его миссии, структуры, функций и роли в складывающейся модели международного взаимодействия.

Библиографический список

1. Гуриева Л. К. Концепция технологических укладов // Инновации : журнал. СПб., 2004. № 10. С. 70-75.

2. Ефременко Д. В., Гиряева В. Н., Евсеева Я. В. NBIC-конвергенция как проблема социально-гуманитарного знания // Эпистемология и философия науки. Т. XXXIV. 2012. № 4. С. 112-129.

3. Белотелов Н. В., Бродский Ю. И., Оленев Н. Н., Павловский Ю. Н., Тарасова Н. П. Проблема устойчивого развития: естественно-научный и гуманитарный анализ. М.: ФАЗИС. 2004. 108 с.

4. Атлас новых профессий 3.0 / под ред. Д. Варламовой, Д. Судакова. М.: Интеллектуальная Литература, 2020. 456 с.

5. Стэндинг Г. Прекариат: новый опасный класс. М.: Ад Маргинем Пресс, 2014. 328 с.

6. Электронная библиотека Института философии РАН. URL: https://iphlib.ru/

7. Лапыгин Ю. Н., Лапыгин Д. Ю., Лачинина Т. А. Основы стратегического развития. М.: Академический проект, 2004. 290 с.

8. Фридман М. Ф. Эколого-экономическая концепция глобализации стратегического управления кадровым обеспечением инновационного прорыва: научно-образовательная политика и маркетинг-менеджмент: монография. М.: Издательство «Перо», 2021. 448 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.