ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРОРЫВА: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ
ENVIRONMENTAL AND ECONOMIC CONCEPT OF INNOVATIVE BREAKTHROUGH: THEORETICAL AND METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF STATE PERSONNEL POLICY
ОДОБРЕНО 14.05.2021 ОПУБЛИКОВАНО 30.06.2021 УДК 330.88 DOI 10.12737/2305-7807-2021-10-3-5-13
ФРИДМАН М.Ф.
Д-р филос. наук, профессор кафедры гуманитарных наук, Институт социальных наук, ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», г. Москва
FRIDMAN M.F.
Doctor of Philosophical Sciences, Professor, Department of Humanities, Institute of Social Sciences, Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation (RANEPA), Moscow
e-mail: [email protected]
Аннотация
Настоящая статья посвящена важнейшему вопросу обеспечения инновационного прорыва в социально-экономическом развитии в условиях становления информационного общества на фоне развертывания шестого технологического уклада (предмет исследования). Сегодня человечество вступает в совершенно новую эпоху, отличающуюся принципиально иной системой общественных отношений, ценностей и смыслов. Переход к модели многополярного мира усугубляет конкуренцию развитых стран, с одной стороны, и ослабляет роль государства в жизни общества, с другой. Глобализация упраздняет границы, устраняет неравенства и в то же время лишает целые народы национальной, культурной, языковой идентичности, стирает историческую память. Устойчивое развитие — концепция, поборником которой является прогрессивное мировое сообщество, — требует инновационного прорыва не только в масштабах отдельно взятых стран, но и в более широком, планетарном, масштабе. Данная статья представляет собой попытку ответа на вопрос, чьими силами этот инновационный прорыв должен быть достигнут. В предлагаемой статье рассматривается одна из наиболее актуальных и важных проблем — разработка новой теоретико-методологической основы развития государственной системы кадрового обеспечения инновационного прорыва в условиях развертывания шестого технологического уклада на фоне экологизации общественных и, в частности, экономических отношений (цель исследования). Анализ научных публикаций, нормативно-правовой базы, статистических данных, результатов изучения общественного мнения, публичных заявлений официальных лиц, экспертных оценок составил основу методов исследования указанной проблемы (методы исследования). С учетом того, что на современном этапе развития цивилизации к человечеству пришло понимание ограниченности ресурсов планеты, мир столкнулся с неизбежностью принятия стратегических решений, связанных с долгосрочным инновационным опережающим сбалансированным социально-экономическим развитием и нацеленных на преодоление глобальных проблем, ставящих под угрозу дальнейшее существование человека как биологического вида. Интенсивное развитие наукоемких технологий в условиях вступления в шестой технологический уклад ускоряет сокращение жизненного потенциала планеты, поэтому чрезвычайно важно сделать производство максимально экологичным и экономичным, сократить объемы потребления и, следовательно, снизить обороты исчерпания природных ресурсов (обсуждение результатов). Достигнуть этого без организации надлежащей системы кадрового обеспечения практически невозможно, поэтому чрезвычайно важно сегодня определить роль и место государства в решении указанной задачи (выводы).
Ключевые слова: информационное общество, шестой технологический уклад, стратегическое управление, кадровое обеспечение, цифровая экономика.
Abstract
This article is devoted to the most important issue of ensuring an innovative breakthrough in socio-economic development in the context of the formation of the information society against the background of the deployment of the sixth technological order. Today, humanity is entering a completely new era, characterized by a fundamentally different system of social relations, values and meanings. The transition to a multipolar world model aggravates the competition of developed countries, on the one hand, and weakens the role of the state in the life of society, on the other. Globalization abolishes borders, eliminates inequalities, and at the same time deprives entire peoples of their national, cultural, and linguistic identity, and erases historical memory. Sustainable development — a concept championed by the progressive world community-requires an innovative breakthrough not only on the scale of individual countries, but also on a broader, planetary scale. This article is an attempt to answer the question of whose forces this innovative breakthrough should be achieved. The article deals with one of the most urgent and important problems — the development of a new theoretical and methodological basis for the development of the state system of personnel support for innovative breakthroughs in the context of the deployment of the sixth technological order against the background of the greening of public and, in particular, economic relations. Taking into account the fact that at the present stage of the development of civilization, humanity has come to understand the limited resources of the planet, the world is faced with the inevitability of making strategic decisions related to long-term innovative advanced balanced socio-economic development and aimed at overcoming global problems that threaten the continued existence of man as a biological species. The intensive development of high-tech technologies in the context of entering the sixth technological order accelerates the reduction of the planet's life potential, so it is extremely important to make production as environmentally friendly and economical as possible, to reduce consumption and, consequently, to reduce the rate of depletion of natural resources. It is almost impossible to achieve this without the organization of a proper system of personnel support, so it is extremely important today to determine the role and place of the state in solving this task.
Keywords: information society, sixth technological order, strategic management, staffing, digital economy.
ПОЛУЧЕНО 15.04.2021
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время цивилизация переживает очередную смену культурно-исторической и политэкономической парадигмы, характеризующуюся закономерным переходом к новой модели общественных отношений, признаками которого являются становление глобального информационного общества, ориентированного на устойчивое развитие, зеленую экономику, формирование многополярного мира, развертывание шестого технологического уклада, сопряженного с внедрением высоких наукоемких технологий (мехат-роники, робототехники, цифровизации, искусственного интеллекта и пр.). Учитывая крайне сложное положение в современном мире, существенно сказавшееся на усилении информационного, экономического и популяционного противостояния России и Запада (санкции, эмбарго, пандемии, охота на иностранных агентов, пропаганда и пр.), а также вклад РФ в мировой ВВП, на протяжении последних лет, по данным МВФ, не превышающий 4% (2016 г. — 1,77%; 2018 г. — 1,67%; 2020 г. — 3,28%), состояние отечественной науки вызывает серьезные опасения [1].
Сегодня будущее экономики и производства во многом связывается с инновационным прорывом, однако, анализируя ситуацию с положением кадрового обеспечения научного сектора, возникает ряд вопросов [2].
В качестве одной из наиболее острых проблем следует отметить отсутствие государственной научно-образовательной и научно-технической политики. На фоне реформирования государственных академий наук и громких фраз публичных политиков относительно колоссального интеллектуального потенциала России происходит искоренение науки как социального института. Академические профессии не пользуются широким спросом у молодежи, ориентирующейся большей частью на индивидуальное самообогащение, нежели на общественное благополучие. Хрематистика как наука о самообогащении вытесняет экономику — учение о всеобщем благе. Профессура превращается в пролетариат XXI века, в эксплуатируемый класс, когда менеджеры становятся классом эксплуататоров. Сама идея менеджмента заключается в использовании других людей для решения собственных задач. Менеджер обязан рассматривать человека не как самодостаточный феномен, обладающий уникальными индивидуальными особенностями и собственным предназначением, а как ресурс, средство, инструмент. Именно углубление в этот ракурс привело современную теорию менеджента — школу человеческих отношений — к особенно изощренному использованию опыта и способностей действующего субъекта, к управлению талантами и, как следствие, к развитию хэдхантинга в подборе персонала («охота за головами»). Сегодня чрезвычайно много случайных людей практически в всех отраслях народного хозяйства. Наука, к великому сожалению, не является исключением.
Так, исходя из результатов статистических исследований ВШЭ [3], средний возраст ученых в современной России составил по состоянию на 2018 г. 47 лет, при этом средний возраст докторов наук при их численности 7,3% от общего количества отечественных ученых — 63 года. Средний возраст кандидатов наук, число которых 21,6%, — 51 год. Большинство занятых научными исследованиями (71,2%) не имеют ученой степени, и их средний возраст составляет 44 года. В психологии существует расхожее мнение о возрасте акме — наивысшего раскрытия способностей индивида — от 39 до 45 лет. При соотнесении данных социологов ВШЭ и ученых-акмеологов возникает вопрос: неужели пик пройден, раз большинство исследователей находится по ту,
нисходящую, сторону своего когнитивного роста? Сегодня ученые пришли к выводу, что в нынешних реалиях подростковый возраст заканчивается в 24 года, а молодежью люди перестают быть в 35 лет.
По данным статистических исследований ВШЭ [4], в РФ сократилось число студентов (так, с чуть более 7 млн, обучавшихся в 2010/2011 уч. г. их стало 4,1 млн в 2018/2019 уч. г.). На наш взгляд, ситуация осложняется не только уменьшением численности студентов, но и заметным снижением качества их интеллектуального потенциала. Это обстоятельство нельзя принимать за данность, объясняя низкую познавательную мотивацию, политическую апатию, отсутствие целеустремленности и ответственности, дискретное (разорванное) мировоззрение абстрактными представлениями о миллениалах и центениалах. Надо признать, что государственная система общего и профессионального образования явно не дорабатывает, отдавая на откуп компетентностному подходу важнейшую задачу — формирование мировоззрения и профессионального сознания будущего специалиста. Отдельными узкими компетенциями личность не может ограничиваться.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
По оценкам экспертов McKinsey Global Institute, глобальный кадровый кризис набирает обороты и сегодня в мире заметно ощущается нехватка порядка 40 миллионов высококвалифицированных специалистов, что, по мнению экспертов, земедлет темпы роста экономики. Анализ состояния рынка труда в 70 странах, на долю которых приходится 96% мирового ВВП и 87% населения планеты, показал, что до 2030 г. число людей, занятых в мировой экономике, вырастет до 3,5 млрд, однако мир почувствует острый спрос на специалистов высокого класса с хорошим образованием. Больше всего, с точки зрения аналитиков, в мире будет не доставать представителей инженерно-технических специальностей, в частности в сфере производства аэрокосмической продукции. Эксперты констатируют, что острее всего нехватку кадров ощутят в Китае с его быстрорастущей экономикой (вузы элементарно не будут успевать удовлетворять спрос на специалистов), пострадают также страны Европы, Япония, США (но там основная причина будет в демографической ситуации) [5].
Говоря об инновационном прорыве планетарного масштаба, очень важно определиться с субъектом — кто этот прорыв будет осуществлять: конкретный индивид, отдельный социальный институт или все человечество в целом? Кто сегодня готов разработать план, методику, технологию инновационного прорыва, чей вклад в его достижение будет основополагающим: науки, техники, образования, искусства, религии, идеологии? Какова роль государства в становлении новой парадигмы? [6]
В настоящее время весь мир борется со страшной вирусной пандемией. Если причиной инфекционной болезни является конкретный вирус, то причиной пандемии эту прокариоту назвать никак нельзя. Пандемия — это не только природный механизм естественного отбора, но и индикатор состояния общественного сознания. Интересно, что писатели-фантасты многократно отработали самые разные сценарии глобальных катастроф, начиная от прилета инопланетян, извержения вулканов, наводнений, вызванных цунами, восстания машин с недружественным искусственным интеллектом, астероидной атакой, концом света и заканчивая самыми диковинными болезнями, эпидемиями и мутациями. Вслед за фантастами-теоретиками киношники выпустили великое множество фильмов
с яркими визуальными образами и весьма убедительными спецэффектами, показав, как это может быть в реальности. За сценаристами, режиссерами, художниками и артистами эту эстафету должны были бы подхватить ученые, инженеры, военные и гражданские государственные служащие, врачи и учителя, дабы создать рабочие модели практической минимизации рисков при возникновении подобных экстремальных ситуаций, но, увы. Очевидно, современное общество утратило понимание об истинном предназначении искусства, рассматривая его исключительно в качестве широко распространенного средства развлечения и проведения досуга. Данное обстоятельство позволяет констатировать факт глубокого гуманитарного кризиса: на смену смыслам приходят ритуалы. Интернет, аккумулирующий большие данные, буквально заставляет человека быть привязанным к девайсам, не знать и не думать. Знать, т.е. помнить свой опыт, сегодня человеку не надо, потому что гаджеты с разнообразными поисковиками лайфхаков все время с ним. Думать человеку не надо, потому что он сейчас практически не решает сложных проблем: есть много готовых решений, есть огромное количество аутсорсинговых услуг. Все это приводит к печальному выводу: человек добровольно и с удовольствием становится рабом. Он не принимает решений, не генерирует новое знание, не определяет собственное поведение. Он зависим от денег и информации. Жизнь и поведение современного человека ограничены его страхами, в числе которых аглифобия (боязнь быть упомянутым или отмеченным на различных фотографиях или в постах), дуолюминафобия (боязнь ошибиться чатом при общении коллегами и друзьями), игнорофобия (боязнь равнодушия и игнорирования отправленных сообщений), имоджифобия (боязнь быть неправильно понятым окружающими после каждого отправленного смайла), интернет-хронофобия (боязнь бездарно и впустую проводить время в сети), лайкофобия (боязнь не получить желаемо большое количество лайков в социальных сетях), логинофобия (боязнь логиниться и авторизироваться на чужих компьютерах и телефонах), номофобия (боязнь остаться без интернета), нотификофобия (боязнь постоянных оповещений на гад-жетах), обсолета-фобия или боянофобия (боязнь запостить устаревшие анекдоты, шутки, приколы), пунктумофобия (боязнь написать или получить сообщение с точкой в конце предложения), реттерофобия (боязнь сделать ошибку в словах или не увидеть «автозамену»), селфифобия (боязнь плохого селфи), стэнофобия (боязнь, что всевозможная родня зарегистрируется в социальных сетях), топицифобия (боязнь оказаться малоинформированным, быть не в теме), уэй-бэкофобия (боязнь своего прошлого в сети), фейкофобия (боязнь опубликовать информацию из ненадежных источников), фильтрофобия (боязнь основана на страхе выбора не того фильтра в в Instagram), хэштегофобия (боязнь перед знаком октоторпа, если данный символ используется перед любым словом), энэсэофобия (боязнь слежки спецслужбами в социальных сетях). Наряду с указанными есть и многие другие (киберхондрия, троллефобия, лайкофилия, социо-нетофобия, киберфобия и пр.). Вместе со страхами нового, информационного общества сосуществуют и вполне тра-диционые, перешедшие от прежнего, индустриального — плутофобия (боязнь разбогатеть), пениафобия (боязнь оказаться в нищете), кредитофобия (боязнь залезть в долги), страхи перед финансовыми кризисами, банкоматами, он-лайн-сервисами, безработицей и пр. В условиях развития ипотечного кредитования, цифровизации финансового сектора экономики, отсутствия государственных социальных гарантий, рост киберпреступности данные страхи только набирают силу [7].
Сегодня, при переходе к информационному обществу на фоне развертывания модели многополярного мира требуется модернизация подходов к государственной кадровой политике, нацеленная на стратегическое развитие системы общественных отношений — на формирование новой экономической среды, в которой ценность знаний, способностей и личных достижений составляет основу человеческого капитала, определяющую основные векторы достижения сбалансированного устойчивого социально-экономического развития [8]. Проблемами становления информационного общества занимались многие отечественные и зарубежные исследователи (Аганбегян А.Г., Белл Д., Бжезинский З., Бод-рийяр Ж., Глазьев С.Ю., Гонтмахер Е.Ш., Зиновьев А.А., Кастельс М., Львов Д.С., Масуда Й., Махлуп Ф., Стоуньер Т., Рисмена Д., Ростоу У., Тоффлер, Э., Турен А., Фурастье Ж., Хабермас Ю., Шпенглер О., Эйзенштадт Ш. и др.), связывая его приход с существенным изменением роли информации в жизни людей.
Инновационный прорыв, призванный обеспечить новый, качественно более высокий уровень производительности, требует кардинального пересмотра стратегических ориентиров и приоритетных направлений государственной кадровой политики, проблемы которой рассмотрены в работах Н. Волгина, Б. Генкина, Н. Горелова, А. Маршалла, Дж.С. Милля, Ю. Одегова, А. Смита, Д. Рикардо,
A. Рофе и др.
В настоящее время на фоне коренного изменения рыночной инфраструктуры и реинституционализации общественных отношений влияние государства на формирование индивидуального и общественного мнения существенно видоизменяется.
Молодые рабочие и специалисты после получения базового образования должны найти своей место в жизни, связав полученную профессию с дальнейшей жизненной перспективой. Освоение программ высшего и среднего профессионального образования с очевидностью призвано способствовать появлению готовности к труду в интенсивно изменяющихся условиях развития высокотехнологичных отраслей народного хозяйства, продиктованных наступлением и развертыванием шестого технологического уклада. Наиболее востребованными и стремительно развивающимися направлениями производства следует признать искусственный интеллект, интернет вещей, беспилотный транспорт, 3D-печать, квантовые компьютеры, «умное» производство, работу с большими данными, робототехнику и мехатронику, интеграцию молекулярной биологии и генной инженерии, глобальные информационные сети и др. Условия становления шестого технологического уклада рассмотрены в трудах С.Ю. Глазьева, Л.К. Гуриевой, Дж. Доси, Ф. Джилз, Б. Карлссон, Ф. Кастеллачи, Д.С. Львова,
B.И. Маевского, Р.М. Нижегородцева, К. Перес, Н. Розен-берг, С.Ю. Румянцевой, Л. Соете, Г.Г. Фетисова, К. Фримен, Р.И. Цвылева, Г.А. Черемисинова, Ю.В. Яковца и др.
Несмотря на широкое распространение идеи глобализации в современном мире, на стирание границ между предметными областями, на всеохватную мощь Интернета, в настоящее время межгосударственная конкуренция ощущается весьма остро. Высокие наукоемкие технологии привели к фундаментальному изменению политической борьбы. Огнестрельное оружие и военная техника сегодня значительно уступают более изобретательным и более эффективным подходам. Можно уверенно констатировать, что общество эволюционирует и в направлении внутривидовой конкуренции, переходя от хищничества к паразитизму. На первый план выходят информационные и экономические методы противостояния. Взломать сайт министерства
обороны, опубликовать секретные материалы во Всемирной паутине, внедрить модель подрыва государственной монополии и многие другие способы нанесения ущерба значительно более результативны по сравнению с физическим уничтожением солдат и порабощением мирного населения. Журналисты и блогеры, становящиеся пропагандистами и агитаторами, ученые и предприниматели, занимающиеся экономическим террором, — вот кто по-настоящему опасен сегодня, кто воины XXI в. [9].
Под информационно-экономическим противостоянием в настоящей статье мы понимаем форму политической конкуренции на межгосударственном уровне, осуществляющуюся средствами незаконного вторжения в экономическую и информационную политику суверенного государства. Причинами подобного противостояния могут быть борьба за политическое влияние, экономические интересы и культурные ценности. Важнейшим признаком данной формы конфронтации является участие якобы мирного населения в качестве движущей силы — журналистов, блогеров, экспертов, ученых, предпринимателей, преподавателей и пр., т.е. не представителей вооруженных сил и специальных служб. Важно отметить, что понятие «информационно-экономическое противостояние» используется в научной литературе достаточно нечасто, однако феноменологией информационной войны занимается широкий ряд ученых (Д.А. Волкогонов, М.А. Гареев, Б.И. Каверин, М. Ван Кре-вельд, В.А. Лисичкин, М. Маклюэн, Е. Месснер, И.М. Попов, Г.Г. Почепцов, Л.В. Савин, Э. Тоффлер, С.А. Тюшке-вич, К. Фиоре, М.М. Хамзатов, У. Эко и др.), как и проблематикой экономического противоборства (Л.И. Абалкин, А. Архипов, И.П. Блищенко, Е.А. Бондарева, Н.С. Волост-нов, С.Ю. Глазьев, А. Городецкий, В.П. Горшенин, Ж. До-риа, С.И. Дудко, Х.Х. Избулатов, Б. Михайлов, Е.Г. Прилу-кова, В.К. Сенчагов, И.З. Фархутдинов и др.).
В результате информационно-экономического противоборства один противник ослабляет другого, подменяя идеологические ориентиры государственной внутренней политики и снижая экономическую эффективность и темпы производства своего соперника.
В условиях возрастания влияния информации на формирование индивидуального и общественного сознания, с учетом многократного увеличения скорости обмена знаниями, возможности сильного искажения данных заметно увеличивается роль кадров в гармонизации международных отношений и обеспечении лидерских позиций государства на мировой политической арене и на мировом рынке [10].
Сегодня, в ходе развертывания шестого технологического уклада, формирования модели многополярного мира государства вынуждены всерьез озаботиться национальной кадровой доктриной. Исходя из тотального кадрового голода, кадровики активно осваивают «охоту за головами» — хэдхантинг, отслеживая и переманивая специалистов экстракласса со всего мира в свои компании. Автоматизация, роботизация и цифровизация производства приводят к тому, что подавляющему большинству работников, обладающих стандартно невысокой квалификацией, приходится переориентироваться, идя по пути углубления собственной компетентности, или искать себе иное применение, например, в смежных сферах. Интенсивный научно-технический прогресс и отсутствие политико-экономических гарантий уверенности в завтрашнем дне выступают лучшими средствами мотивации развития и достижений у современников [11].
Шестой технологический уклад, ориентированный на развитие высокотехнологичных секторов экономики, на гибкую автоматизацию производства, космические технологии, производство конструкционных материалов с за-
ранее заданными свойствами, атомную промышленность и энергетику, авиаперевозки, альтернативные источники электроэнергии, экологически чистую индустрию, требует принципиально более высокой академической и трудовой мобильности. Государство и бизнес, чтобы удержать свои позиции на рынке, вынуждены все больше вкладывать в людей, в их обучение, развитие, мотивацию, в командо-образование. Данные установки и обусловливают пресловутые и набившие уже всем оскомину «духовные скрепы», «национальная идея» и т.п. Для укрепления экономических позиций государству нужны действенные средства объединения человеческого капитала, способные вызвать синер-гетический эффект в ходе осуществления инновационного прорыва [12].
Очевидно, что государство, претендующее на лидерские позиции в мировом сообществе, должно осуществить инновационный прорыв в условиях развертывания шестого технологического уклада, именно поэтому от него требуется не только модернизация нормативно-правовой базы, облегчающей и повышающей эффективность предпринимательской деятельности, но и совершенствование системы непрерывной подготовки кадров, включая содержательный и ресурсный аспекты этой деятельности [13].
«Утечка мозгов», квотирование рабочих мест, занятость собственного населения, кадровый голод высокотехнологических предприятий, девальвация государственной системы образования создают сложное проблемное поле, определяющее степень гармонизации международных и межнациональных отношений.
С нашей точки зрения, в настоящее время государство должно выступать в роли основного субъекта кадровой политики, задающего целевые ориентиры и установки остальным социальным институтам (семье, бизнесу, образованию и пр.), так как от качества внутригосударственного рынка труда во многом зависит обороноспособность страны в условиях «горячей», «холодной» и «гибридной» войны, а также в случае долгосрочного информационно-экономического противостояния.
В свете всех перечисленных факторов представляется целесообразным выделить основную цель государственной кадровой политики в условиях информационно-экономического противостояния: обеспечение опережающего сбалансированного инновационного кадрового обеспечения национальной экономики.
Задачи, вытекающие из данной цели:
- ориентация кадровой политики прежде всего на внутренние потребности, а потому уже на международные;
- выработка непротиворечивой, основанной на научных принципах концепции государственной кадровой политики, отвечающей состоянию развития общества, экономики, инноваций;
- развитие партнерских отношений государства, образовательных организаций и бизнеса для обеспечения эффективной подготовки кадров;
- модернизация образовательных институтов, повышение практико-ориентированности образования;
- обеспечение непрерывности образования и его открытости общественной оценке и экспертизе.
Государственная кадровая политика может существенно усилить экономическую политику, для этого государственные органы, обеспечивающие данные виды политики, должны работать в плотном взаимодействии. Повышение конкурентоспособности экономики России в будущем сложно представить без опоры на инновации, наукоемкое производство. Данную сферу можно быстро развивать при условии должного ее обеспечения кадрами. М. Портер вы-
деляет стадии конкурентоспособности национальных экономик в соответствии с основной движущей силой развития в определенный промежуток времени: производственные факторы, инвестиции, инновации, накопленное богатство. Экономика России находится в промежутке между этапом опоры на производственные факторы и этапом инвестиций. Вопрос перехода к этапу инноваций должен решиться в течение ближайших пяти лет. В противном же случае России грозит настолько существенное отставание в инновационном развитии, которое может стать решающим в ее будущем как независимого государства, способного поддерживать свою обороноспособность.
Основным механизмом выполнения задач государственной кадровой политики в современных условиях представляется прежде всего система «научная инновационная концепция государственной кадровой политики — нормативно-правовая база — органы власти, реализующие государственную кадровую политику и институты гражданского общества, несущие экспертную функцию и функцию оценки проводимой политики — методы, формы, способы реализации государственной кадровой политики». Данная система, при ее сбалансированном построении, может обеспечить эффективное кадровое подкрепление национальной экономики, соответствие национальных кадров самым высоким требованиям, в том числе ориентированным на опережающее развитие.
Однако даже эффективная кадровая политика может столкнуться с неизбежными проблемами и сложностями, связанными в том числе и с особенностями и перекосами национальной экономики. В условиях ускоренной смены инноваций государство в одиночку не сможет обеспечить развитие наукоемкого производства. Страны, в которых поддержка НИОКР осуществляется не только государством, но и бизнесом, представляются гораздо более перспективными. Бизнес в состоянии реагировать на перемены гораздо быстрее, чем государство, а потому без финансирования научных исследований предпринимательскими структурами инновационное развитие может достаточное долгое время функционировать только в рамках государственного задания, что тормозит создание инноваций. Поэтому как никогда важно развивать проекты государственно-частного и муниципально-частного партнерства. Залогом успеха здесь будет сведение к минимуму бюрократической составляющей таких проектов и взаимовыгодность сотрудничества.
Эффективная кадровая политика, безусловно, способствует и повышению авторитета государства в мире. Сегодня человечество вступает в эпоху принципиально иной системы общественных отношений, ценностей и смыслов. В начале XXI в. ускоренно шел процесс глобализации, который был в некоторой степени приостановлен обострением политических конфликтов. Возникновение модели многополярного мира усугубляет конкуренцию развитых стран, с одной стороны, и ослабляет роль государства в жизни общества, с другой. Неэффективная кадровая политика государства выражается не только в «утечке мозгов», но и в низкой отдаче от человеческого капитала. Так как роль национальной идеологии в России в настоящее время не слишком значительна, общая неудовлетворенность состоянием экономики, рынком труда часто выливается в недовольство страной в целом. Данные тенденции только усилились после валютного кризиса и применения к России экономических санкций, которые в значительной степени тормозят инновационное развитие.
В сложившихся условиях государству как одному из основных социальных институтов требуются качественно новые, более производительные, инновационные решения,
появление и реализация которых невозможна без соответствующих кадров: исследователей, аналитиков, разработчиков, управленцев и рабочих. И если государство не может обеспечить запрос общества на эффективную кадровую политику, оно неизбежно столкнется с тем, что работоспособное население будет искать себе работу в других странах. Если раньше получить образование в другой стране стремились студенты из развивающихся стран, то в настоящее время данная тенденция распространилась повсеместно. Если в первом десятилетии XXI в. число иностранных студентов увеличилось в два раза и составило 4,2 млн человек, то к 2025 г. их количество, по прогнозам, увеличится до 8 млн человек. Развитие образования открывает новые возможности для государства в плане монетизации образовательных услуг и укрепления национальной экономики. Приток студентов из разных стран увеличивает обмен опытом, конкуренцию на рынке труда за лучшие места. Таким образом, на оптимизацию содержания и форм международного сотрудничества может повлиять эффективная образовательная политика, находящаяся в тесной связи с государственной кадровой политикой. В условиях информационно-экономического противостояния такие формы сотрудничества благоприятно скажутся как на обстановке в мире в целом, так и отдельных странах, способствуя сглаживанию межнациональных разногласий.
Процесс кадрового управления и планирования начинается не с того момента, когда человек устраивается на работу, а с момента получения им образования. Если государственная кадровая политика не учитывает перспективу, не выполняет прогностической функции, в государстве образовывается большое количество людей со схожим образованием и невостребованными компетенциями, к тому же зачастую не до конца сформированными. Так произошло с экономистами и юристами, «производство» которых на рынке труда оказалось в 10 раз больше необходимого. Отойдя от системы распределения, мы столкнулись с другой крайностью — ориентированные на «рыночный спрос» образовательные организации почти без учета запросов потенциальных работодателей готовят невостребованных специалистов. После такой профессиональной подготовки выпускники вызов должны либо переучиваться, либо работать не по специальности, либо продолжительное время оставаться без работы. Государство, отказавшись от роли «ночного сторожа» в подготовке национальных кадров, получило существенное отставание в обеспечении инновационного прорыва, связанного в том числе с оперативной реакцией на нужды цифровой экономики, а также своевременной профессиональной ориентацией.
Государственная кадровая политика в современном мире требует регулярной корректировки не только в связи со скоростью происходящих изменений, но и в связи с тем, что информация, став следующим фактором производства, превратилась в инструмент международных войн (недаром появился термин «информационное оружие»). В современном мире началом конфликта может стать не только захват чужого ресурса, но и различия в идеологии, системах смыслов). Поэтому скорость отклика внутренней политики на те или иные международные процессы и тенденции во многом гарантирует стабильность государства и его национальную безопасность.
Особенно важным вопросом сегодня является модернизация подходов к реформированию образования как к ключевому инструменту изменений параметров общественного договора. Образовательная политика, образовательный менеджмент и образовательная деятельность представляют собой три уровня, три источника и три составные части
современного образования. В настоящее время, наверное, всем понятно, что образование имеет колоссальное стратегическое значение для внутренней и внешней политики государства, оно действует на опережение, предвосхищая проблемы и кризисы в обществе [24]. Со всем, что не успеют сделать и не сделают педагоги, придется разбираться полицейским. Органы правосудия и правопорядка решают задачи кратковременного, оперативного масштаба, а образование — долгосрочного, стратегического. Именно от качества образования зависит качество профессиональных кадров, определяющих объемы, темпы и конкурентные преимущества производства. Иными словами, от образования напрямую зависит экономика.
В настоящее время технологический прорыв играет ключевую роль в социально-экономическом развитии. Так или иначе при характеристике различных направлений развития нашего государства используется основополагающее понятие «модернизация», которая способствует более прогрессивному и инновационному развитию нашей общественно-экономической системы.
Сегодня, когда мировое хозяйство переживает новый этап своего развития, происходящий в условиях глобальной модели технологической модернизации [14], получившей название «Четвертая промышленная революция» или «Индустрия 4.0», роль инновационного прорыва становится основополагающей. Наступление четвертой промышленной революции многие ученые связывают с развертыванием нового, шестого технологического уклада, особенностью которого является nbic-конвергенция, представляющая собой схождение, пересечение и взаимопроникновение высоких наукоемких технологий (информационные, биологические, когнитивные и нанотехнологии) [20]. Широкое использование мехатроники, робототехники, искусственного интеллекта позволило человечеству приступить к реализации весьма амбициозных проектов, до недавнего времени относящихся к области научной фантастики (Space X, Hyperloop, Starlink — глобальная спутниковая система коммуникаций), космические программы, Neuralink (реализация нейрокомпьютерного интерфейса), технологии 5G, беспилотный транспорт, вакцина от рака, система социального рейтинга (КНР), разработка квантового компьютера и др. [21].
Все вышеуказанные проекты представляют собой квинтэссенцию современной инженерной мысли, основанную на кумулятивном эффекте сотрудничества специалистов разных предметных областей, все они свидетельствуют об инновационном прорыве цивилизации и выводят человечество на новый уровень [15].
Важно заметить, что при переходе от аграрного общества к индустриальному роль государства значительно изменяется, сокращаясь с основополагающего социального института до сервисной структуры по обслуживанию бизнеса. В ходе дальнейшего развития и, как следствие, становления информационного общества влияние государства на формирование принципов общественного строительства становится практически ничтожным, поэтому ему необходимо постоянно доказывать свою важность и необходимость. Сегодня наиболее остро стоит вопрос кадрового обеспечения экономики и производства, конкурентоспособность которых во многом зависит от интеллектуального потенциала сотрудников, а не от количества рабочих рук. Банально, но кадры необходимо готовить. Кто и как этим должен заниматься — вопрос, ставящий в тупик и власть, и бизнес, и систему образования. Метод экспертных оценок при определении оптимального подхода к решению данной проблемы, основанный на плюрализме и гласности, оставил
нашу вариативную систему образования ни с чем. Одно ясно: по-старому кадры готовить нельзя, успешно использовать зарубежный опыт не получается, по-новому мы пока не умеем. Кто сегодня является флагманом в этом направлении: Европа, США, Китай, Россия?
Наряду с возникновением единого образовательного пространства, предусматривающего интернационализацию образования, признание дипломов, ученых степеней и квалификаций; реализацию двухступенчатой структуры высшего образования, включающей бакалавриат и магистратуру; использование единой системы кредитных (зачетных) единиц при освоении образовательных программ; разработку европейских стандартов качества образования с применением сравнимых критериев и способов их оценки, Болонская декларация, подписанная государственными министрами образования 29 стран Европы 19 июня 1999 г., предполагала создание единого европейского образовательного пространства, призванного расширить возможности трудоустройства выпускников вузов, повысить мобильность специалистов и обеспечить их конкурентоспособность на мировом рынке труда.
Кроме того, кардинальное изменение требований к подготовке специалиста для экономики на основе интеграции производственной, исследовательской, проектно-конструк-торской и образовательной деятельности инициировало создание экспериментальных производств, нацеленных на разработку новых, более эффективных технологий, обеспечивающих повышение качества продукции.
Исходя из того, что сегодня интеллектуальный потенциал общественных отношений определяется освоением новых типов мышления, развитием новых видов деятельности, созданием новых технологий, коренным образом изменяется роль науки и образования, которые призваны обеспечивать переход человечества в новую историческую эпоху решения глобальных проблем [16].
Выбор концептуальных оснований формирования теоретико-методологической основы развития кадрового обеспечения инновационного прорыва в условиях развертывания шестого технологического уклада на фоне экологизации общественных и, в частности, экономических отношений является фундаментальной философской и политэкономи-ческой проблемой становления и развертывания информационного общества, решение которой сегодня зависит от разработки новых подходов к социальному управлению стратегическим развитием интеллектуального потенциала человеческой цивилизации в условиях закономерной смены культурно-исторической и политэкономической парадигмы, в контексте которой человечество стремится максимально продлить срок своего существования на планете с поддержанием стабильного уровня качества жизни [22].
Учитывая, что человечество сегодня вплотную столкнулось с необходимостью решения глобальных проблем, ставящих под угрозу дальнейшее существование цивилизации, очевидно, что наряду с экологическим подходом требуется применять инструментарий стратегического менеджмента, ориентированный на выбор новых целевых установок и организацию долгосрочных преобразований. Рассматривая трансформацию экономической среды через призму макроэкологии, важно начать с анализа существующего проблемного поля, для чего следует изучить действующее законодательство, регулирующее указанные вопросы, научные исследования, отечественный и зарубежный опыт, статистику, результаты социологических опросов и экспертных оценок. Полученные сведения надо подвергнуть вторичной аналитической обработке с использованием обширного инструментария стратегического менеджмента (например, «5 почему»,
mind-map, PESTEL-анализ, SWOT-анализ и др.). В результате проведенной работы можно разобраться в причинах, факторах, сильных и слабых сторонах текущего состояния, что послужит точкой отсчета, требующейся для начала движения. Такие методы, как форсайт, моделирование, прогнозирование и др., позволят сформировать внятное представление о конечном пункте решения задачи, который можно детализировать инструментами теории управления качеством и экологического менеджмента (матрица Исикавы, древовидная диаграмма и др.), здесь могут пригодиться и другие методы (комплекс маркетинга 4Р, «Окно Джохари», стандарты семейства ISO и др.), а GAP-анализ и дорожная карта станут незаменимы при стратегическом планировании кадрового обеспечения инновационного прорыва.
ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
Особенно важной и актуальной на сегодня, на наш взгляд, представляется проблема возникновения новой парадигмы и методологии эколого-экономического подхода к стратегическому управлению кадровым обеспечением шестого технологического уклада [18].
Данная тема изучена недостаточно, она не нашла адекватного отражения в работах отечественных и зарубежных исследователей. Однако, несмотря на отсутствие внятного научного обоснования целеполагания в данной области, эколого-экономическая политика и сегодня переживает период, характеризующийся коренными изменениями в содержании, структуре, управлении и пр. В настоящее время, очевидно, пришло понимание того, что целеполагание всегда предшествует осознанной деятельности, будь то модернизация или реформирование [19]. При этом важно, что цель — это не только ожидаемый результат, это теоретическое решение практической задачи.
Вступление мира в информационное общество, основанное на знаниях, приобщении к демократическим ценностям, построении правового государства и переходе к рыночной экономике, — эти и многие другие факторы заставляют государства, общественные организации и бизнес-сообщество принципиально пересматривать роль и место науки и образования в социально-экономическом развитии стран и мира в целом, большее внимание уделять интеллектуальному капиталу и, соответственно, управлению талантами [17].
Значительные изменения в политической и экономической ситуации существенно сказались на состоянии научно-образовательной сферы, являющейся основой инновационного развития интеллектуального потенциала современного мира и кадрового обеспечения шестого технологического уклада.
Интенсивное расширение единого информационного пространства, развитие интеллектуального предпринимательства, совершенствование ресурсного обеспечения наукоемких производств, активное применение передовых технологий, внедрение высокопроизводительного оборудования, использование новых материалов с заданными свойствами, диссеминация лучших практик реализации инновационных проектов и программ, объединение стратегических партнеров — факторы инновационного развития, приведшие к смене политэкономической парадигмы, к ее концептуальному обновлению [25].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В условиях глобализации, цифровизации и развертывания шестого технологического уклада проблемы разработки и реализации эколого-экономического подхода в науке, политике и производственной деятельности все больше
привлекают внимание мировой общественности [23]. Так, в частности, еще со второй половины XX в., с конца 1970-х годов практически во всех странах началось формирование государственной экологической политики. Сегодня весь мир говорит о зеленой экономике, о рациональном природопользовании, экологическом предпринимательстве и бережливом производстве. В наше время внимание к экологическим проблемам является преобладающей тенденцией, но при этом государства и международные организации до сих пор не в состоянии выработать более эффективную глобальную модель эколого-экономической политики по отношению к большинству существующих проблем, связанных с природоохранной хозяйственной деятельностью, несмотря на то, что еще со второй половины прошлого века на международном уровне подписываются договоры и рамочные соглашения, проводится разработка и реализация крупных экологических проектов, приводящихся в исполнение кооперацией нескольких стран. Сегодня к человечеству пришло понимание, что для решения глобальных проблем современности требуется усилие всего земного шара, поэтому проблема формирования глобальной эколого-эко-номической политики является в настоящее время одной из наиболее злободневных и первостепенных.
В последнее время основным вектором развития международного сотрудничества в области глобальной эколого-экономической политики является модель устойчивого развития, под которым понимается создание системы общественных отношений, опирающихся на сбалансированное социально-экономическое развитие, позволяющее удовлетворять потребности человечества без значительного ущерба для природы. Цели в области устойчивого развития направлены на организацию системной экономической, экологической и социально-политической деятельности, на объединение всех стран на основе их активного участия в повсеместной ликвидации нищеты и голода, в обеспечении здорового образа жизни, качественного образования, гендерного равенства, наличия и рационального использования водных ресурсов, доступа к недорогостоящим, надежным, устойчивым и современным источникам энергии для всех, в содействии устойчивому экономическому росту, в создании прочной инфраструктуры, в развитии индустриализации и снижении уровня неравенства внутри стран и между ними и др.
Достижение названных целей возможно при условии одновременного развития экономики, экологии и культуры, определяющих сущность и признаки среды обитания современного человека. Человечество вынуждено найти баланс между решением своих жизненных потребностей и сохранением окружающей среды.
Качественное изменение человека, его ценностей и приоритетов, потребностей и поведенческих установок, мировоззрения и особенностей протекания когнитивных процессов, на наш взгляд, связано с существенным изменением среды обитания не только и не столько в биологическом аспекте, сколько в социально-экономическом. Одной из наиболее важных причин названной трансформации, по всей видимости, является упадок образования как инструмента стратегического управления и государственной политики.
Стоит сказать, что потеря традиционно мощной системы профессионального образования и, как следствие, кадрового обеспечения неминуемо приведет к социально-экономическому провалу, к стратегическому проигрышу. Образовательные ресурсы государственной кадровой политики должны опираться на методики и технологии, выстроенные на основе, похоже, забытого уже принципа научности, для
чего необходимо кардинально пересмотреть всю современную образовательную парадигму, от пропедевтики до итоговой аттестации выпускника.
Государственная кадровая политика в современном мире требует регулярной корректировки не только в связи с высокой скоростью происходящих социально-экономических изменений, но и в связи с тем, что современному обществу остро требуется новая естественно-научная картина мира.
Сегодня самой важной стратегической задачей, пожалуй, является определение величины и характера разрыва между желаемым и существующим положением (GAP-анализ), сокращение которого неминуемо приведет планету к модели устойчивого развития посредством инновационного прорыва. Государство как ключевой социальный институт, заметно утративший свое влияние в последнее время, должно выступить оператором анализа актуальной и перспективной кадровой потребности, организовать консолидированный заказ экономики и производства на подготовку квалифицированных рабочих и специалистов и регулировать его выполнение системой профессионального образования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Международный валютный фонд. — URL: https://www. imf.org/
2. Гордеев В.А. Теоретическая экономия: поиск новых шагов разработки и развития [Электронный ресурс] // Электронный научный журнал «Теоретическая экономика». — 2019. — № 9 (57). — С. 4-10. — URL: http:// theoreticaleconomy. ru
3. Индикаторы науки: 2020: статистический сборник / Л.М. Гохберг, К.А. Дитковский, Е.И. Евневич и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: НИУ ВШЭ, 2020.
4. Индикаторы образования: 2020: статистический сборник / Н.В. Бондаренко, Д.Р. Бородина, Л.М. Гохберг и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: НИУ ВШЭ, 2020. — 496 с.
5. McKinsey Global Institute. https://www.mckinsey.com/
6. Зиновьев А.А. На пути к сверхобществу. — М.: Центр-полиграф, 2000.
7. https://justudio.ru/
8. Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы: Учеб. пособие для студентов экон. направлений и специальностей. — М.: Логос, 2000.
9. Фридман М.Ф. Теория глобальной научно-образовательной политики информационного общества: социально-философский анализ и прогноз: Монография. — М.: Издательство «Перо», 2015. — 448 с.
10. ВЦИОМ. — URL: https://wciom.ru/
11. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. — URL: https:// digital.gov.ru/
12. Профессиональные стандарты. — URL: https://profstandart. rosmintrud.ru/
13. Московская школа управления СКОЛКОВО. — URL: https://www.skolkovo.ru/
14. Эпштейн Д.Б. Цифровая экономика и темпы роста производительности труда // Электронный научный журнал «Теоретическая экономика». — 2019. — № 9 (57). — С. 50-53. — URL: http://theoreticaleconomy.ru
15. Chen Y. Improving market performance in the digital economy, China Economic Review, Volume 62, August 2020, 101482. https://doi.org/10.1016/j.chieco.2020.101482
16. Kristoffersen E, Blomsma F., Mikalef P., Li J. The smart circular economy: A digital-enabled circular strategies framework
for manufacturing companies, Journal of Business Research, Volume 120, November 2020, Pages 241-261. https://doi. org/10.1016/j.jbusres.2020.07.044
17. Dufva T., Dufva M. Grasping the future of the digital society, Futures, Volume 107, March 2019, Pages 17-28. https://doi. org/10.1016/j.futures.2018.11.001
18. Lopez-Becerra E.I., Alcon F. Social desirability bias in the environmental economic valuation: An inferred valuation approach, Ecological Economics, Volume 184, June 2021, 106988.https://doi.org/10.1016/j.ecolecon.2021.106988
19. Singpai Bodin, Wu Desheng Dash An integrative approach for evaluating the environmental economic efficiency, Energy, Volume 215, Part B, 15 January 2021, 118940. https://doi. org/10.1016/j.energy.2020.118940
20. LiXin, Nosheen Safia, Haq Naveed Ul, Gao Xue Value creation during fourth industrial revolution: Use of intellectual capital by most innovative companies of the world, Technological Forecasting and Social Change, Volume 163, February 2021, 120479. https://doi.org/10.1016/j.techfore.2020.120479
21. Sobrosa Neto Ruy de Castro, Sobrosa Maia Janayna, Neiva Samara de Silva, Scalia Michael Dillon, Guerra José Baltazar Salgueirinho Osoriode Andrade The fourth industrial revolution and the coronavirus: a new era catalyzed by a virus, Research in Globalization, Volume 2, December 2020, 100024. https:// doi.org/10.1016/j.resglo.2020.100024
22. Cowie Paul, Townsend Leanne, Salemink Koen Smart rural futures: Will rural areas be left behind in the 4th industrial revolution? Journal of Rural Studies, Volume 79, October 2020, Pages 169-176. https://doi.org/10.1016/j.jrurstud.2020.08.042
23. Ahmed Zahoor, Cary Michael, Le Hoang Phong Accounting asymmetries in the long-run nexus between globalization and environmental sustainability in the United States: An aggregated and disaggregated investigation Environmental Impact Assessment Review, Volume 86, January 2021, 106511. https:// doi.org/10.1016/j.eiar.2020.106511
24. Ribeiro J.D.A., Ladeira M.B., Faria A.F.D., Barbosa M.W. A reference model for science and technology parks strategic performance management: An emerging economy perspective Journal of Engineering and Technology Management, Volume 59, January-March 2021, 101612. https://doi. org/10.1016/j.jengtecman.2021.101612
25. Hortovanyi Lilla, Szabo RolandZs, Fuzes Peter Extension of the strategic renewal journey framework: The changing role of middle management Technology in Society, Volume 65, May 2021, 101540. https://doi.org/10.1016/j.techsoc.2021.101540
REFERENCES
1. Availabke at: https://www.imf.org/
2. Gordeev V.A. Teoreticheskaya ekonomiya: poisk novykh shagov razrabotki i razvitiya [Theoretical economics: search for new steps of development and development]. Elektronnyy nauchnyy zhurnal «Teoreticheskaya ekonomika» [Electronic scientific journal "Theoretical Economics"]. 2019, I. 9 (57), pp. 4-10. Available at: http://theoreticaleconomy.ru
3. Indikatory nauki: 2020: statisticheskiy sbornik [Science indicators: 2020: statistical collection]. Nats. issled. un-t «Vysshaya shkola ekonomiki» [Nat. issled. University Higher School of Economics]. Moscow: NIU VShE Publ., 2020.
4. Indikatory obrazovaniya: 2020 [Indicators of education: 2020]. Nats. issled. un-t «Vysshaya shkola ekonomiki» [Nat. issled. University Higher School of Economics]. Moscow: NIU VShE Publ., 2020. 496 p.
5. McKinsey Global Institute. Available at: https://www.mckinsey. com/
6. Zinov'ev, A.A. Naputi ksverkhobshchestvu [On the way to a super-society]. Moscow: Tsentrpoligraf Publ., 2000.
7. Available at: https://justudio.ru/
8. Inozemtsev V.L. Sovremennoe postindustrial'noe ob.shche.stvo: priroda, protivorechiya, perspektivy [Modern post-industrial society: nature, contradictions, prospects]. Moscow: Logos Publ., 2000.
9. Fridman, M.F. Teoriya global'noy nauchno-obrazovatel'noypoli-tiki informatsionnogo obshchestva: .sot.sial'no-filo.sofskiy analiz i prognoz [The theory of global scientific and educational policy of the information society: socio-philosophical analysis and forecast]. Moscow: "Pero" Publ., 2015. 448 p.
10. Available at: https://wciom.ru/
11. Available at: https://digital.gov.ru/
12. Available at: https://profstandart.rosmintrud.ru/
13. Available at: https://www.skolkovo.ru/
14. Epshteyn D.B. Tsifrovaya ekonomika i tempy rosta proiz-voditel'nosti truda [The digital economy and the rate of growth of labor productivity]. Elektronnyy nauchnyy zhurnal «Teo-reticheskaya ekonomika» [Electronic scientific journal "Theoretical Economics"]. 2019, I. 9 (57), pp. 50—53. Available at: http://theoreticaleconomy.ru
15. Chen Y Improving market performance in the digital economy, China Economic Review, Volume 62, August 2020, 101482. https://doi.org/10.1016/j.chieco.2020.101482
16. Kristoffersen E., Blomsma F., Mikalef P., Li J. The smart circular economy: A digital-enabled circular strategies framework for manufacturing companies, Journal of Business Research, Volume 120, November 2020, Pages 241-261. https://doi. org/10.1016/j.jbusres.2020.07.044
17. DufvaT., Dufva M.Grasping the future of the digital society, Futures, Volume 107, March 2019, Pages 17-28. https://doi. org/10.1016/j.futures.2018.11.001
18. Lopez-Becerra E. I., Alcon F. Social desirability bias in the environmental economic valuation: An inferred valuation approach, Ecological Economics, Volume 184, June 2021, 106988. https://doi.org/10.1016/j.ecolecon.2021.106988
19. Singpai Bodin, Wu Desheng Dash An integrative approach for evaluating the environmental economic efficiency, Energy, Volume 215, Part B, 15 January 2021, 118940. https://doi. org/10.1016/j.energy.2020.118940
20. Li Xin, Nosheen Safia, Haq Naveed Ul,Gao Xue Value creation during fourth industrial revolution: Use of intellectual capital by most innovative companies of the world, Technological Forecasting and Social Change, Volume 163, February 2021, 120479. https://doi.org/10.1016/j.techfore.2020. 120479
21. Sobrosa Neto Ruy de Castro, Sobrosa Maia Janayna, Neiva Samara de Silva, Scalia Michael Dillon, Guerra José Baltazar Salgueirinho Osoriode Andrade The fourth industrial revolution and the coronavirus: a new era catalyzed by a virus, Research in Globalization, Volume 2, December 2020, 100024. https://doi.org/10.1016/j.resglo.2020.100024
22. Cowie Paul, Townsend Leanne, Salemink Koen Smart rural futures: Will rural areas be left behind in the 4th industrial revolution? Journal of Rural Studies, Volume 79, October 2020, Pages 169-176. https://doi.org/10.1016/j.jrurstud.2020.08.042
23. Ahmed Zahoor, Cary Michael, Le Hoang Phong Accounting asymmetries in the long-run nexus between globalization and environmental sustainability in the United States: An aggregated and disaggregated investigation Environmental Impact Assessment Review, Volume 86, January 2021, 106511. https:// doi.org/10.1016/j.eiar.2020.106511
24. Ribeiro, J.D.A., Ladeira, M.B., Faria, A.F.D., Barbosa, M.W. A reference model for science and technology parks strategic performance management: An emerging economy perspective Journal of Engineering and Technology Management, Volume 59, January-March 2021, 101612. https://doi.org/10.1016/j. jengtecman.2021.101612
25. Hortovanyi Lilla, Szabo Roland Zs, Fuzes Peter Extension of the strategic renewal journey framework: The changing role of middle management Technology in Society, Volume 65, May 2021, 101540. https://doi.org/10.1016/j.techsoc.2021. 101540
Фомина М., Таченков А.
ЖИВЫЕ КОМАНДЫ. УПРАВЛЕНИЕ СТРЕССОМ В ПРОЕКТАХ
М.: Делибри, 2021, 312 с.
Формируя команду проекта, ни один руководитель не может ожидать, что она будет работать хорошо сразу, как только люди впервые соберутся вместе. Формирование команды требует времени, и участники часто проходят через определенные этапы, превращаясь из группы незнакомцев в объединенную команду с общими целями.
Наш опыт в управлении и консалтинге лишил нас иллюзии, что качественного управления людьми можно достичь с помощью какого-то одного (даже очень модного и действенного) инструмента. Управление людьми — это точка контакта технологий менеджмента, знаний психологии и биологии их поведения, системного мышления и секретного ингредиента, именуемого интуицией.