Научная статья на тему 'Университет - базовый элемент инновационного потенциала развития региональной экономики'

Университет - базовый элемент инновационного потенциала развития региональной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
174
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСИТЕТ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / РАЗВИТИЕ / РЕГИОН / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Титов А. Г., Богданова М. В.

Рассматривается инновационная деятельность университетов в современном аспекте; отображается взаимосвязь университетов с развитым инновационным потенциалом и крупными предприятиями, а также с малым бизнесом. В результате предложена модель взаимодействия социально-экономической и научно-технической сфер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Университет - базовый элемент инновационного потенциала развития региональной экономики»

УДК 378.933

УНИВЕРСИТЕТ - БАЗОВЫЙ ЭЛЕМЕНТ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

А.Г. Титов, М.В. Богданова

Рассматривается инновационная деятельность университетов в современном аспекте; отображается взаимосвязь университетов с развитым инновационным потенциалом и крупными предприятиями, а также с малым бизнесом. В результате предложена модель взаимодействия социально-экономической и научно-технической сфер.

Ключевые слова: университет, инновационный потенциал, развитие, регион, инновационная экономика.

На заседании Государственного Совета Российской Федерации 24 февраля 2004 года В.В.Путин подчеркнул: «Инновационный прорыв для современной России - это реальное слагаемое быстрой модернизации страны, путь повышения качества жизни людей и конкурентоспособности экономики. Инновационная политика должна быть одним из наших самых приоритетных национальных проектов».

Возросшие за последние годы экономические возможности государства позволили ему достичь определенных успехов в экономике, науке и, что особенно важно, стратегическом прогнозировании и планировании, активно реализовывать функции целеполагания в развитии экономики и гуманитарной сферы, начать наращивать государственные вложения в области, связанные с интеллектуальной деятельностью.

Целью государственной политики в области развития науки и технологий является переход к инновационному пути развития страны на основе важных приоритетов.

В 2006 году были утверждены «Приоритетные направления развития науки, технологий и техники Российской Федерации» и «Перечень перспективных технологий Российской Федерации».

В 2007 году впервые за последние годы Министерством образования и науки Российской Федерации был разработан проект долгосрочного прогноза научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2025 года, сделана попытка

определить место Российской Федерации в глобальном пространстве науки и технологий, выстроить национальные приоритеты научно-технологического развития.

В последние годы стабильно сохранялась положительная динамика финансирования науки из федерального бюджета. Ассигнования на научные исследования и разработки гражданского назначения за счет средств федерального бюджета в 2006 году составили 76,1 млрд. рублей против 29,96 млрд. рублей в 2002 году. В бюджете 2007 года на эти цели расходы составили 99,7 млрд. рублей, что более чем в 2,5 раза превышает уровень 2002 года.

К 2010 году данный показатель предполагается довести до 173,7 млрд. рублей, что составит увеличение по сравнению с 2002 годом более чем в 5 раз. [1, с. 10]

Тем не менее динамика роста затрат на науку отстает от роста ВВП. Доля затрат на исследования и разработки в ВВП даже несколько сокращается - с 1,07% в 2005 году до 1,05% в 2007 году.

Хроническое недофинансирование науки в предшествующие годы привело к оттоку в другие сферы деятельности большого количества талантливых ученых и специалистов. Численность персонала, занятого исследованиями и разработками, за период 1990-2005 гг. снизилась более чем на половину.

Еще одной проблемой является возрастающая неравномерность в распределении бюджетного финансирования между регионами страны, поставившая Московский регион в преимущественное положение перед остальными, отсутствие эффективных мер со стороны Министерства образования и науки РФ по развитию региональных центров перспективных исследований.

Беспокойство вызывает наметившееся в последние годы снижение интереса частного бизнеса к инвестициям в сферу науки и инноваций, основным источником финансирования которой остается федеральный бюджет. Так, по данным Министерства экономического развития РФ, доля средств предпринимательского сектора в финансировании науки составляет сегодня в России менее 30%, тогда как аналогичный показатель в США - 63,7%, в Германии - 66,8%, в Японии - почти 75%.

Таким образом, инициативы руководства страны по переходу к инновационному сценарию экономического развития, по определению приоритетных областей научно-технической деятельности недостаточно закреплены на законодательном уровне и на уровне подзаконных нормативно-правовых актов и организационных мер Правительства Российской Федерации.

В сложившейся ситуации необходимо выработать комплекс мер стратегической государственной инновационной политики, причем в числе приоритетных направлений ее реализации должны быть: развитие региональных и территориальных систем инновационного развития, поддержка государственного сектора науки, инновационное развитие оборонно-промышленного комплекса.

Основные положения государственной инновационной политики определены в настоящее время не на законодательном уровне, а подзаконными актами. «Основные

направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года» утверждены Председателем Правительства Российской Федерации 5 августа 2005 г (№№ 2473п - П 7). Особую роль в инновационном прорыве должны сыграть высшие учебные заведения и в первую очередь университеты, имеющие многоступенчатую структуру и значительный научный потенциал, до настоящего времени не включенные в инновационный прорыв. [2, с. 17]

Рост темпа научно-технического прогресса ставит перед университетами триединую задачу (рис. 1), включающую проведение научных исследований, подготовку специалистов и материализацию результатов НИОКР, то есть включение их в рыночный оборот. Для этого вузам нужна развитая инфраструктура (рис. 2), способная не только обеспечивать ускоренную передачу полученных знаний в высокотехнологическое производство, но и порождать инновационные предприятия, ведущие бизнес «со скоростью мысли».

Рисунок 1 - Триединая задача университетов

Рисунок 2 - Инновационная деятельность университетов

Организация производит конкурентоспособную продукцию только до тех пор, пока она способна реализовывать инновации. Но сама собой эта способность не возникает. Авторы изобретений или новых идей не всегда осознают их рыночной ценности. А вот материализация их потребует осознанных усилий, спланированной работы для своего правового, информационного, экономического и прочего обеспечения. И эти задачи должны решать университеты с развитым инновационным потенциалом, разветвленная сеть которых призвана стать основой для построения вузовского системного сегмента инфраструктуры метауровня - национальной инновационной системы. Важно отметить, что в процессе ее становления вузам необходимо установить непосредственные взаимосвязи с предприятиями реального сектора экономики, разработки и реализации для них программ развития (рис. 3). Такие комплексные проекты по плечу университетам, прежде всего политехнической направленности. Основное их преимущество -способность выполнять комплексный анализ деятельности предприятия: технологический, энергетический, экологический, кадровый, управленческий. А также вырабатывать

управленческие решения для развития в условиях ограниченных ресурсов и реализовывать полный цикл создания нового продукта - от маркетинга до сдачи «под ключ».

Рисунок 3 - Отображение взаимосвязи университета с развитым инновационным потенциалом и комплексное развитие крупных предприятий

Обязательным условием для ускорения наукоемкого развития национальных экономик является интенсивное развитие малого предпринимательства как среды повышенной инновационной активности. Поэтому университеты должны успешно работать и с малым бизнесом. Практика показывает, что в России сегодня просто катастрофически не хватает специалистов, профессионально подготовленных для этой сферы и психологически готовых к тому, чтобы в условиях неопределенности работать эффективно.

Однако в настоящее время в стране наиболее высока потребность в кадрах, непосредственно организующих и координирующих выполнение инновационных проектов в различных отраслях российской экономики. Это со всей очевидностью проявляется при становлении инновационных предприятий малого бизнеса, при реализации международных проектов, при диверсификации и перепрофилировании деятельности разного направления предприятий и организаций.

Разработкой таких методов и средств управления инновационной деятельностью, развитием системных способностей руководителей проектов, работников предприятий инфраструктурного обеспечения и непосредственных создателей новых продуктов -инженеров и научных работников, занимается инноватика.

Эта новая область знаний, по существу, формируется на наших глазах. Экономическая ситуация в России требует быстрого развития ее как науки и как комплекса учебных дисциплин, для чего необходимы некоторые организационные меры. В первую очередь - формирование нового направления высшего профессионального образования по подготовке специалистов для инновационной сферы.

В Основах государственной инновационной политики РФ до 2010 г. установленной целью является «перевод научно-промышленного потенциала России на инновационный путь развития, построение экономики, основанной на научных знаниях, которая освободит экономическое развитие страны от экспортно-сырьевой зависимости и обеспечит высокую динамику экономического роста в перерабатывающих отраслях». Иными словами, стратегическая цель государства заключается в уменьшении относительной доли продукции сырьевых отраслей в ВВП (диверсификация производства) и обеспечении технологической безопасности экономики России. [3, с. 8]

Инновационность экономики означает переход на интенсивный тип расширенного воспроизводства, в основе которого лежит научно-технический прогресс и инновационная деятельность как факторы, обеспечивающие конкурентные преимущества социально-экономических систем.

Уровень инновационности экономической среды зависит от многих факторов, основными из которых являются накопленный интеллектуальный потенциал, соответствующая нормативно-законодательная база и институциональная основа, наличие инвестиционных ресурсов. На рисунке 4 представлена одна из моделей взаимодействия социально-экономической и научно-технической сфер.

Рисунок 4

- Модель взаимодействия социально-экономической и научно-технической сфер

Отечественная промышленность, по-видимому, не может быть в ближайшие годы источником инновационного рывка из-за отсутствия финансовых ресурсов, кадров, структуры управления и сопровождения инновационной деятельности, ориентации на экстенсивную стратегию развития и ценовую конкуренцию. Таким образом, в ближайшее время центрами системной интеграции инновационной активности в России могут быть территории и сохранившаяся система вузовской и академической науки.

Роль вузов в построении региональной инновационной системы связана с развитием следующих направлений деятельности:

- воспроизводство научно-технического (интеллектуального) потенциала, необходимого для разработки и коммерциализации инноваций;

- производство инновационной продукции и услуг собственными силами;

- инкубирование и генерация предприятий малого наукоемкого бизнеса, связанных с вузом;

- формирование инновационной инфраструктуры поддержки ИД, обслуживающей потребности региональной инновационной системы;

- подготовка кадров для ИД;

- формирование инновационной культуры в бизнес-среде.

Активность вузов в развитии всех вышеуказанных видов деятельности будет способствовать формированию центров инновационной активности регионов и создаст институциональную основу региональной инновационной системы.

Региональные инновационные системы не могут быть замкнутыми, а должны действовать на едином рыночном пространстве, при этом будет возникать постоянный обмен товарами, информационными, материальными и человеческими ресурсами. Необходимо учитывать то, что вклад научно-образовательного комплекса в валовой региональный продукт будет сравним с вкладами других отраслей экономики.

Понятие «потенциал» включает в себя источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы физическими и юридическими лицами, в том числе предприятиями, организациями, административно-территориальными образованиями, государством для решения задач, достижения целей в определенной области.

Применительно к деятельности промышленного предприятия, научно-технической организации правомерно говорить о наличии у них общего или совокупного потенциала и его составляющих, а именно:

- научно-технического потенциала;

- производственно-технического потенциала;

- социально-экономического потенциала;

- кадрового потенциала;

- инновационного потенциала.

Все части общего (совокупного) потенциала тесно связаны между собой. Эффективная реализация общего (совокупного) потенциала зависит от состояния как каждой из его частей, так и вместе взятых. Именно сбалансированность частей общего (совокупного) потенциала является основным условием полной его реализации, поскольку отставание одной из них выступает сдерживающим фактором.

В этой связи изучение инновационного потенциала предприятия, научно-технической организации, города, региона, страны в целом представляет особую актуальность. Существовавшая ранее система реализации научно-технических, технологических разработок и изобретений, известная как внедренческая, была рассчитана на иную модель хозяйствования, нежели рыночная экономика. С отказом от этой модели зачастую ликвидировались или ослаблялись те структуры, без которых

невозможна и в условиях рыночной экономики полноценная инновационная деятельность, например, патентные службы. С другой стороны, в нужном качестве не создавались и не развивались такие инновационные структуры, которые связаны преимущественно с рынком, например, служба маркетинга. Это привело к тому, что инновационный потенциал во многом складывался стихийно, его структуре был присущ внутренний дисбаланс. Такое положение явилось тормозом в реализации уже имеющихся научно-технических разработок и изобретений, вымыванию из структуры экспорта и с внутреннего рынка отечественной наукоемкой продукции. [4, с. 22]

Постановка данной проблемы имела целью не только определить структуру инновационного потенциала, но произвести оценку состояния важнейших его частей и элементов.

Инновационный потенциал предприятия, научно-технической организации - это совокупность научно-технических, технологических, инфраструктурных, экономических, правовых, социокультурных и иных возможностей обеспечить восприятие и реализацию новшеств, т.е. получение инноваций.

Так, инновационный потенциал состоит из четырех частей, это:

1. Задел научно-технических (технологических) собственных и приобретенных разработок и изобретений. Причем, здесь учитывается также возможность и способность предприятия или организации найти и приобрести права на использование необходимых ему разработок, а также заказать новые научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по интересующей их тематике.

2.Состояние инфраструктурных возможностей самого предприятия, организации, обеспечивающих прохождение новшеством по всем этапам инновационного цикла, превращение его в нововведение или инновацию.

3.Внешние и внутренние факторы, отражающие взаимодействие инновационного потенциала с другими частями совокупного потенциала промышленного предприятия, научно-технической организации и влияющие на успешность осуществления инновационного цикла.

4.Уровень инновационной культуры, характеризующий степень восприимчивости новшеств персоналом, организации, его готовности и способности к реализации новшеств в виде инноваций.

Следовательно, инновационный потенциал является сложным многофакторным феноменом. Вместе с тем налицо необходимость определения последовательности именно тех действий, которые являются ключевыми для обеспечения инновационного развития системы. К ним, в первую очередь, следует отнести:

- ежегодный мониторинг состояния и тенденций изменения инновационного потенциала (предприятия, региона, страны и т.д.);

- формирование инновационной культуры как идеологии и технологии инновационного развития научно-технического, производственно-технологического, финансово-экономического, кадрового и собственно инновационного потенциалов системы;

- комплексное исследование состояния защиты, охраны и использования интеллектуальной собственности;

- разработка моделей инновационной инфраструктуры предприятия, научно-технической организации, региона;

- создание системы базовых предприятий и организаций по развитию инновационного потенциала;

- разработка учебно-методического комплекса программ, пособий и других материалов, включая аудиовизуальные, для подготовки персонала в области инновационного развития.

Как показывает мировой опыт, решение стратегических задач экономики, и именно такой является инновационное развитие, требует первоочередных вложений именно в гуманный капитал, т. е. в человека, формирования такой модели поведения, которая бы не только им осознавалась, но и разделялась. Реализация предлагаемых мер ведет к практическому решению задачи инновационного развития.

Innovative activity of universities in modern aspect is considered; the interrelation of universities with the developed innovative potential and the large enterprises, and also with a small-scale business is displayed. The model of interaction of social and economic and scientific and technical spheres is as a result offered.

The key words: university, innovative potential, development, region, innovative economy.

Список литературы

1.,Добрецов Н.Л. Развитие инновационной деятельности и создание национальной инновационной системы // Вестник РАН. 2003. N 10. С.893-894.

2.Лисин Б.К., первый зам. директора Института стратегических инноваций, В.Н. Фридлянов, зам. министра Министерства промышленности, науки и технологий. -«Инновационный потенциал как фактор развития». Межгосударственное социально-экономическое исследование. 2005.С 50 .

3.Рекомендации парламентских слушаний на тему «Приоритеты поддержки отечественной науки и механизмы стимулирования инновационной деятельности» 27 февраля 2008 г. г. Москва.

4. Федоров М.П. Роль университетов в инновационной экономике // Инновации.2006. №4. С. 35-44.

Об авторах

А.Г. Титов - канд. экон. наук, проф.., Брянский государственный университет им. академикаИ.Г. Петровского, bryanskgu@ mail.ru.

М.В. Богданова - канд. экон. наук, ст. препод.., Брянский государственный университет им. академикаИ.Г. Петровского, bryanskgu@ mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.