Научная статья на тему 'Универсальный антропологизм как традиция в русской философии'

Универсальный антропологизм как традиция в русской философии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
853
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ / УНИВЕРСУМ / УНИВЕРСАЛЬНЫЙ АНТРОПОЛОГИЗМ / ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ / ФИЛОСОФСКАЯ ТРАДИЦИЯ / ЧЕЛОВЕК

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Горбачев Владимир Григорьевич

В данной статье автор раскрывает содержание традиции универсального, т.е. всеохватывающего познания человека в истории русской философии. Проводится мысль о том, что эта традиция является ведущей в отечественной философской культуре, во-многом определяя специфику и мировое значение русской философской мысли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Универсальный антропологизм как традиция в русской философии»

УДК [141.333:572] (47)

ГОРБАЧЕВ В.Г. Универсальный антропологизм

как традиция в русской философии

В данной статье автор раскрывает содержание традиции универсального, т.е. всеохватывающего познания человека в истории русской философии. Проводится мысль о том, что эта традиция является ведущей в отечественной философской культуре, во многом определяя специфику и мировое значение русской философской мысли.

Ключевые слова: русская философия, универсум, универсальный антропологизм, философия, философская антропология, философская традиция, человек.

В наше время все более востребованной становится отечественная философия - ее традиции, содержание, ценности. В ней можно и нужно находить ответы на вопросы, стоящие перед современным российским обществом. Ее следует включать в контекст развития нашего общества, которое нуждается в глубокой и всеохватывающей модернизации1.

В 90-е годы XX века и первом десятилетии нынешнего столетия вышло в свет много печатных работ по истории русской философии. Это исследования таких известных авторов, как М.А. Маслин, Н.В. Мот-рошилова, А.Ф. Замалеев, Б.В. Емельянов, Л.В. Поляков, М.Н. Громов, К.Н. Лю-бутин, А.С. Стрельцов, Ф.И. Гиренок, П.Ф. Никандров, А.А. Галактионов, С.С. Хо-ружий, А.А. Ермичев, Л.И. Новикова, И.Н.Си-земская. В них были раскрыты «белые пятна» истории отечественной философии, представлены для читателя ранее преданные забвению мыслители, даны новые интерпретации развития философии нашей страны. Изменились и сами подходы в исследованиях русской философии.

Как правило, в работах отмечается наличие в отечественной философии собственных традиций, среди которых одна из наиболее весомых - это повышенный интерес к феномену человека. По сути дела, это признание философии человека как относительно самостоятельного тематического направления в философствовании, антропологической традиции. В русской философии человека имеет место и традиционное, и так называемое актуальное, т.е. то, что выносится в центр современной «по-

вестки дня»(например, вопрос о перспективах человека). В исследованиях отмечается разнообразие подходов к познанию человека, что имело место в различных течениях русской философии. Авторы указывают также на оригинальность понимания феномена человека в русской философии (например, постижение его с помощью средств художественной литературы).

В самом деле, есть основания говорить об антропологической проблематике в русской философии именно как о познавательной традиции, воспринимая ее как некий вполне устоявшийся вектор, а точнее говоря, - как тематическое направление развития отечественной философии, особенно заметно проявившее себя в XIX столетии. По сути дела, для русской философии внутреннее в человеке имеет первенство над его внешним2, а ведь именно это в основе своей и означает подлинный антропологизм философской мысли, ее сфокусированность на феномене человека. Данная традиция персонифицирована очень многими мыслителями, наполнена богатым идейным содержанием, затрагивает различные аспекты проблематики и имеет собственную специфику. Антропологическую традицию мы считаем ведущей в философии России, но признание этого вовсе не есть проявление некоего острого «невроза своеобразия», которым пытаются наделить ее некоторые современные радикальные исследователи3. Нет, на самом деле это фиксация отечественной историко-философской действительности и ее справедливая оценка.

Кстати говоря, иногда русские философы и сами подчеркивали антропологическую направленность своего творчества. Так, Н.А. Бердяев в начале своей известной статьи замечает: что «...вся моя философия в высшей степени антропо-логична»4. По его убеждению, именно проблема человека является основной для философии, да и весь мир «открывается в человеке и через человека» [там же, с. 86]. Он считает, что та философия, которая пытается отрицать особое значение человека в мире и отвергать его как исключительный источник познания тайны и смысла мира, «страдает внутренним противоречием и истребляющим ее пороком»5. В книге «О назначении человека» Бердяев высказывает убежденность в том, что философская антропология (он, кстати говоря, употребляет здесь и сам термин «философская антропология») призвана быть «основной философской дисциплиной»6. Освобождение философии от антропологизма есть, по его словам, «умерщвление философии» [там же, с.25].

Особый интерес представляет книга Бердяева «Русская идея», в которой анализируется история отечественной мысли. Бердяев считает, что характерная для нее социальная тематика являлась всего лишь «конкретизацией темы о человеке», а социальные течения (особенно XIX века) были подчинены принципам человечности7. По его мнению, антропологические ориентации отечественной философии вытекают в основе своей из ментальных, психологических характеристик русского человека, который «. любит ставить вопросы философского характера - о смысле жизни, о Боге, о вечной жизни, о зле и неправде, о том, как осуществить царство Божье» [там же, с. 59].

Современные исследователи отмечают, что русская философия ставила интересы человека в центр своего исследования, основываясь на принципе антропоцентризма. Это есть, как кратко замечает А.С. Стрельцов, «философия человека для человека и через человека»8. Автор одной из статей в известном энциклопедическом издании пишет, что в русской философии имеет место «глубокий и своеобразный, органически, а не индивидуа-

листически ориентированный антропологизм», а «онтология по сути является антропологией, и наоборот»9. В наше время появились крупные системные работы по истории русской философии, где антропологическая тематика представлена не только как компонент творчества известных философов и писателей XIX века, но выделяется и подчеркивается именно как познавательная традиция, для которой характерно многообразие подходов и мировоззренческих установок10.

На наш взгляд, именно антропологическая традиция есть то, что в первую очередь обусловливает мировое значение русской философии, определяет высокий интерес к ней и ее непреходящую актуальность, современность. По сути дела, данная традиция предстает как философская антропология в ее национальной форме. Причем это значение состоит не только в глубоком постижении уже известных, традиционных проблем, но и в открытии и осмыслении новых философско-антропологических проблематик. Заметим также, что антропологическая традиция постоянно подпи-тывалась влиянием отечественной классической литературы, была в значительной степени обогащена и укреплена ею. Несомненно, что мировая известность и влияние философской мысли России в немалой степени стали возможными также и благодаря ее литературоцентризму.

Говоря о весе и роли антропологической традиции, мы вовсе не ставим под сомнение другие проблематики в отечественной философии (онтологическая, гносеологическая). Мы не умаляем также проблематики социально-философского и историософского характера, традиционно играющей особую роль в русской философии. Но очевидно, что некоторые области философствования имеют явно выраженную «антропологическую подчиненность». Так, социально-философские изыскания в отечественной философии неизменно (например, у А.И. Герцена) затрагивают проблему освобождения человека в обществе, ищут приемлемую для человека социальную действительность, формулируют соответствующий социальный идеал, и в этом смысле они явно антропологичны. Онтологический

образ «всеединства» у В.С. Соловьева тоже выводит в конечном счете на проблему места и роли человека во вселенском универсуме, фиксирует особую миссию человека - быть связующим звеном всех форм бытия. Вообще, для русской философии бытие - это «больное бытие», которое нуждается в «преображении и спасении»11, и это требует от человека повернуться к нему своим лицом, проявить активное отношение и заинтересованное участие в судьбах мироздания, сделать его (в этом смысле) «своим». Современные исследователи подчеркивают, что онтологические построения в русской философии непременно включают в себя человека, который выступает как «базисный элемент картины мира»12. Некоторые из них считают, что онтологизм в русской философии есть не столько некая область знаний, сколько определенный «акцент», «уклон» в сторону более адекватного понимания органичных связей человека с окружающим его миром13.

На наш взгляд, основное в русской антропологической философии - это в конечном счете проблема освобождения и возвышения человека, традиционно рассматриваемая и во внешнем аспекте (преобразование общества и его институтов), и в аспекте внутреннем (преображение духовного мира человека). Данная проблема, носящая, надо это заметить, общечеловеческий характер, в России по ряду причин(например, в силу долгих столетий крепостного права и деспотичного политического режима) всегда имела масштабный, «застойный» и поэтому очень острый характер. Она настоятельно требовала своего разрешения, и философская мысль искала пути этого, призывая русского человека либо к социальному переустройству (что свойственно, например, для философии политического радикализма), либо к совершенствованию самого себя, утверждению любви и добра (это характерно для религиозной философии). Освобождение человека - это преодоление всех форм и проявлений его отчуждения: от труда, от культуры, от социума, от собственности, от власти, от гнета ложного сознания и т.д. Нацеленность на решение именно данной проблемы есть

также исток и почва идеи гуманизма в русской философии, который в силу этого обрел в ней «практический», «приземленный», «онтологичный» характер.

Принципы, реализуемые в отечественной антропологической традиции, носят достаточно обширный характер. Они выделяются во многих работах по истории русской философии14. Взятые вместе, они обозначают и раскрывают содержание и особенности данной традиции. Обобщая, скажем, что эти принципы могут быть сформулированы следующим образом.

- Разнообразие познавательных подходов и типов философских учений о человеке. Заметим, однако, еще раз, что речь в данном случае (т.е. о разнообразии) идет в основном о XIX веке как времени расцвета русской философии, классическом периоде в ее истории.

- Восприятие человека какуниверсальной целостности, органичного единства всех сторон его природы, всей его жизни как единства духовного и практического в ней. Это воспроизведение принципа универсализма познания применительно к философии человека.

- Постоянное внимание к тем проблемам, которые типичны для всей мировой философско-антропологической традиции (природа человека, соотношение души и тела, смысл его жизни, смерть и бессмертие и т.д.).

- Выделение в человеке прежде всего духовных качеств, которые рассматриваются как основные характеристики его личности (это характерно, например, для русского персонализма).

- Углубленный интерес к человеческому существованию, выделение среди всей экзистенциальной проблематики проблемы смысла жизни человека. Заметим, что особый вес данная проблематика занимает и в классической художественной литературе.

- Непосредственное обращение к конкретному человеку, находящемуся в трудной жизненно-практической ситуации, внимание к проблемным условиям его существования.

- Протест против угнетения и эксплуатации человека, негуманного отношения к нему,

против социальной несправедливости, поиск путей его реального освобождения.

- Примат духовных начал в жизни человека над вещными, утилитарными ори-ентациями, критика вещизма и потребительства как неприемлемой жизненной установки и образа жизни.

- Высокая оценка социального активизма, т.е. установки на активное служение обществу и государству, поддержка альтруизма и самопожертвования, неприятие эгоизма.

- Призыв к человеку заниматься своим нравственным усовершенствованием, формирование образа «нового» человека.

- Гуманизм и гуманность, внимание и сочувствие к «униженным» и «оскорбленным», к отвергнутым и невостребованным, защита так называемого «маленького человека», сострадание с нему.

- Присутствие антропологической проблематики в разного рода «неантропологических» философских течениях (например, в философии русского космизма).

- Признание первенства общечеловеческих ценностей над ценностями индивидуальными, социально-классовыми и национальными, проповедь ненасилия в отношениях между людьми, призыв жить по совести.

- Этический пафос антропологических учений, призыв к человеку творить и отстаивать Добро, находя в этом подлинный смысл своей жизни.

- Единство человека с другим человеком, с обществом, с окружающим миром в целом как выражение всеединства, единства всего сущего.

- Опора в познании человека на материал частных наук, особенно - естественных (например, в русском материализме).

- Рассмотрение футурологических аспектов проблемы человека, предвестие грядущего антропологического кризиса в мире.

Что касается конкретного содержания антропологической традиции, то оно представлено через те конкретные тематики, которые характерны для русской философии человека. Назовем и кратко, в самом общем виде раскроем их.

- Тема природы человека, т.е. внутренне присущих ему характеристик. Она затра-

гивается едва ли не в любом учении о человеке, в каждом антропологическом сюжете. Русская философия полагает, что человек в основе своей таков же, как и окружающий его мир - многоликий, бесконечный, неисчерпаемый и таинственный. Отмечается противоречивость человеческой природы, ее многомерность и богатство содержания. В ней имеют место два начала - «вертикальное» (способность к восхождению, к творчеству бытия) и «горизонтальное» (способность к грехопадению, к разрушению бытия). Человек - это единство телесного и духовного, земного и неземного, в нем воплощен весь окружающий мир. Этот мир (природа, социальное, культурное пространство) выступает также и как мир его существования.

- Тема целостности личности, т.е. органичного единства и согласованности всех своих индивидуально выраженных социокультурных качеств. В русской философской антропологии проводится мысль о сопряженности и взаимодополнении телесного и духовного, чувственности и разума, знаний и веры, индивидуального и общественного в человеке. Все силы личности слиты в ней в единое целое, образуя в итоге «симфоническое» начало. Единство, органическая целостность личности - источник ее внутренней красоты, обаяния и привлекательности, потенциальной неисчерпаемости. Современные исследователи отмечают, что в русской философии человека имела место не только установка на коллективизм, об-щинность (это даже стало неким штампом в исследованиях), но и признание индивидуализма как естественного стремления человека к личной независимости, к свободе15. Русские философы интуитивно ощущали грядущий кризис личности, который случится в условиях недемократичных политических режимов XX века, предупреждали о возможности растворения индивидуальности в несвободном обществе.

- Тема «Боги человек», центральная во всей религиозно-философской антропологии (Н.А. Бердяев и др.). Только в соотнесении с Богом как Абсолютной личностью становится понятен человек - его природа, реальное бытие в мире, жизненные драмы. Человек рассматривается как су-

щество, испытывающее потребность в безусловно прочной основе для своего существования, и в качестве такой основы он находит Бога. Бог - это то, в чем человек нуждается как несовершенное, несамодостаточное существо. Жизненный путь человека - движение к Богу как Абсолюту, который являет собой высшее совершенство. «... Перед Богом, в обращенности к Богу, - писал Н.А.Бердяев, - человек подымается, он высок, он побеждает ничто. .Если нет Бога, как Истины и Смысла, нет высшей Правды, все делается плоским, нет к чему и к кому подыматься»; «Бог есть полнота, к которой не может не стремиться человек»16. По убеждению И.А. Ильина, который продолжил в XX веке традицию религиозной философии, подлинной жизнью для человека может быть лишь религиозная жизнь. Именно в ней человеком овладевает «высшее озарение», которое пробуждает весну в человеческой душе и устремляет его к Богу17.

- Тема духовности человека как его фундаментальной характеристики. Духовность - это состояние внутренней устремленности, порыва человека к ценностям высшего порядка, к идеалу в жизни. Это стремление формирует человека, определяет его бытие в окружающем мире. По сути дела, человек как воплощение божественных начал является резервуаром духовности, которая возвышает его над бездушным природным миром. В русской философской антропологии (П.Д. Юркевич, Б.П. Вышеславцев) отмечается, что центром всей духовной жизни является сердце, которое есть самая тонкая и чувствительная субстанция в человеке, средоточие духовности. Для русской философии характерна также постоянная критика бездуховности в различных ее проявлениях (например, безверие, нигилизм, жестокость).

- Тема добра и зла, нравственного выбора человека. Это ключевые понятия русской философской антропологии, раскрывающие основные, предельные ценностные ориентации человека, содержание его идеала и жизненного пути, пространство его существования. Творение добра есть созидание жизни во всех ее проявлениях, а зло же - это торжество зверя, демони-

ческих начал в человеке. Пребывание в пространстве между добром и злом - самое мучительное и тяжелое испытание для человека, и не все с ним способны справиться достойным образом, как это особенно откровенно показано в произведениях Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого.

- Тема любви как наиболее адекватной формы проявления подлинно человеческого в человеке. Смыслом любви является преодоление человеком своего эгоизма и самоотречение во имя другого человека, устремленность к нему. Любовь - это животворящий принцип бытия, та сила, которая соединяет его разрозненные осколки в единое целое ради новой жизни. Эта тема наиболее обстоятельно и подробно раскрыта прежде всего в творчестве В.С. Соловьева. К сожалению, иногда в работах даже известных авторов можно встретить мысль о том, будто бы у В.С. Соловьева «не возникло собственной оригинальной идеи о человеке, своего антропологического проекта»18. Думается, что это несправедливая оценка: на наш взгляд, у Соловьева человек на самом деле - это все, это персонификация всеединства, и в этом смысле антропология Соловьева в снятом, концентрированном виде выражает все его онтологические построения.

- Тема гуманизма, сострадания и милосердия к человеку. Русская философия человека традиционно отмечает высокую ценность, значение человека как уникального явления мироздания, значение его личности, ее духовного мира. Она подчеркивает неотъемлемое право человека на счастье, полноту своего существования. Русские философы, богословы, писатели и ученые, общественные деятели всегда заостряли внимание на поиске той совершенной социальной формы, в которой жизнь человека была бы устроена по-человечески - на принципах свободы, справедливости и разумности. Человек - это цель, к которой следует стремиться, но никак не средство, которым можно воспользоваться ради классовых, национальных, государственных и иных интересов.

- Тема смысла жизни человека. Вопрос о смысле жизни - это вопрос об основном содержании и значении жизнедеятельности человека, всех его ценност-

ных устремлений и ориентаций. Идея смысла жизни человека носит не только мировоззренческий, но и глубоко нравственный характер, ведь она затрагивает отношение человека к другим людям, к обществу в целом. Без уяснения человеком этих вопросов его жизнь оказывается пустой, бессодержательной и даже никчемной. Смысложизненная проблематика характерна для русской философии, для литературы и искусства. Пожалуй, именно в этой проблематике и через нее наиболее адекватно находит себя национальное самосознание, дух русского человека, стремление найти и реализовать себя. Философия XIX века, художественная литература этого времени насыщены смысложизненными поисками, предлагают различные варианты решения вопроса о том, для чего человеку жить.

- Тема человека и общества, бытия человека в социальном мире, взаимоотношений с ним. Общество для человека не есть нечто внешнее, это сфера его непосредственного существования, мир, в котором он формирует свои социальные качества, проявляет сущностные силы и реализует себя. Человек неотрывен от общества и его истории, выступая как их субъект. Важная задача философии (как это есть, например, у П.А. Кропоткина) -помочь найти оптимальную модель устройства общества, которая была бы основана на солидарных отношениях между людьми, согласии между ними, на естественном стремлении человека к демократии, свободе и справедливости. Особую роль в истории играют выдающиеся («критически мыслящие») личности, что подчеркивал, например, П.Л. Лавров. Подобные личности есть, по определению Г.В. Плеханова, герои, которые способны видеть дальше других и хотеть сильнее других. Они берут на себя удовлетворение назревших запросов общества, энергично решают его актуальные проблемы19. Такой тип личности русская философия и литература определили как подвижника, роль которого состоит в сознательном служении общим интересам.

- Тема свободы и творчества человека. Свобода человека есть его коренная харак-

теристика, без которой невозможно самоопределение в своей жизни. Русские философы (М.А. Бакунин), писатели (Н.Г. Чернышевский), поэты (Н.А. Некрасов) отмечали остроту данной проблемы в России, где человек на протяжении столетий пребывал в оковах несвободы, в жесткой зависимости от государства и иных социальных институтов. Без свободы человек еще не есть человек, ибо лишь в состоянии свободы он сможет обрести полноту своего существования и состояться как личность. Насилие же, тирания, деспотизм - это то, что безусловно осуждается в русской философии и литературе, характеризуется как негативные социальные явления, «оковы» человека. Отмечается, однако, опасность «беспредельной» свободы, когда человек порывает с Богом, с общечеловеческой моралью и ввергает себя в состояние безумного, слепого беспредела.

Очевидно, что в русской философии и в самом деле имеет место многообразие тематик и конкретных проблем. Важно и то, что в ней органично соединены те два познавательных подхода, которые мы считаем основными для философской антропологии вообще: микроанализ и макроанализ в познании человека. В первом случае речь идет об обращенности философской мысли к внутреннему миру человека (его душа, сознание), а во втором - о познании его бытия в окружающем мире (общество, природа, космос). Эти два подхода позволяют реализовать исходную идею философской антропологии: человек есть форма универсума: единство многообразного и многообразие в единстве.

Анализ антропологической традиции в русской философии показывает, что в ее содержании представлены и рассматриваются практически все проблемы, относящиеся к предметному полю философской антропологии, начиная с сущности человека и заканчивая вопросом о перспективах его существования. Можно сказать и по-иному: в ней имеют место важнейшие типы философских учений о человеке (например, космоцентризм, теоцентризм, социоцентризм). Наряду с этим философские размышления о человеке обозначили и те проблемы, которые предвосхити-

ли его бытие в XX веке (например, существование человека в условиях социальных трансформаций и кризиса культуры). Проблемное поле отечественной философии человека носит, по сути дела, всеохватывающий характер.

Можно сказать, что русская философия человека в своем содержании стремится к полноте его мысленного образа. Это означает восприятие человека как явления многомерного, целостного, многолико-единое, как формы универсума. Многомерность человека принимается и как норма его собственной природы, и как его идеальное состояние. В русской философии нет безусловно доминантного образа человека, а, напротив, - существует многообразие этих образов, представленных в различных философских течениях и учениях. Проблемы человека представлены во всем своем спектре, который характерен для философской антропологии как таковой. В связи с этим можно сказать, что отечественная философия человека - это воплощенное многообразие.

По сути дела, в русской философии имеет место универсальный антропологизм как познавательная традиция, которая являет собой восприятие человека в полноте его мысленного образа - в аспекте как его сущности, так и реального существования. Кратко говоря, универсальный антропологизм - это традиция всеохватывающего постижения человека как многомерной целостности средствами философского познания. Мы считаем, что это ведущая традиция в русской философии. Это означает, что русская философия человека силой своего притяжения в определенной мере вовлекает в сферу своего влияния иные области философского знания (например, онтологию, социальную философию) и «ведет» их за собой, увлекает их. На наш взгляд, учет этой традиции можно положить в основу изучения истории отечественной философии в единстве ее содержания и специфики. Думается, что этот учет может означать даже (в некоторой мере) и «новое прочтение» русской философии. Выше мы ссылались на мысль Б.П. Вышеславцева о том, что существует «русский подход» к

осмыслению общих проблем мировой философии20. Полагаем, что эта мысль может быть очень конструктивной при раскрытии в том числе и отечественной фи-лософско-антропологической традиции.

Проблема человека есть, как отмечает Л.А. Коган, не просто «лейтмотив русской мысли»21. Очень важно еще и то, что человек в русской философско-антропологи-ческой традиции выступает, по словам автора, «не столько в качестве замкнутой на себе особи, самодовлеющего индивида, героя социально-психологической робинзонады, отдаляющей его от других людей, сколько как человек среди людей и для них /.../ «целостный (при всех противоречиях) живой микрокосм» [там же, с.124]. Исследователь замечает, что «поиск человека» в русской философии шел именно таким образом - через интеграцию разрозненных представлений о нем и формирование его целостного образа, т.е. через «собирание» человека как особой формы бытия. Так складывалась в итоге традиция универсального антропологизма в русской философии. Современные исследователи отмечают также, что в своем развитии русская философия активно взаимодействовала с европейской философией, «перекликалась» с ней в понимании коренных проблем человека и его бытия в мире, рождая собственные оригинальные идеи и концепции22 . Вообще в связи с этим уместно заметить, что русская философия - это интеллектуальное пространство, на котором, по мнению исследователей, «встречались» и взаимодействовали самые разные (в том числе и противоположные) философские традиции, что не могло не породить в отечественной философии новые, специфические качества23.

Конечно, русская философия далеко не всегда имела благоприятные условия для своего существования. Иногда внешние обстоятельства даже превращали ее в «служанку» идеологии и власти. Но иногда она все же оказывалась вне жестких рамок официальной идеологии, вне ее сковывающих пут. Именно это редкое историческое обстоятельство и создавало почву для развития в русской философии универсального антропологизма, который

при благоприятных условиях был способен порождать богатство своего содержания. Эта почва - основная предпосылка и условие данной познавательной традиции, которая проявила себя прежде всего в XIX столетии.

1 В своей статье мы ведем речь в основе своей о русской философии XIX века. Как правило, исследователи сходятся во мнении, что именно этот век стал временем расцвета отечественной философской мысли.

2 Внутреннее в человеке - это его душа, мир духа, а внешнее - мир его бытия (общество, природа, космос).

3 Барабанов Е.В. Русская философия и кризис идентичности // Вопросы философии. 1991. № 8. С.116.

4 Бердяев Н.А. Мое философское миросозерцание // Философские науки. 1990. № 6. С. 85.

5 Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., «Правда», 1989. С. 293.

6 Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: ТЕРРА-Книжный клуб; Республика, 1998. С. 24.

7 Бердяев Н.А. Русская идея. СПб.: Издательский Дом «Азбука-классика», 2008. С.133.

8 Стрельцов А.С. Философия и культура в русской мысли XIX-нач. XX вв.: интегральный анализ: Научное издание. М.: Московский философский фонд, 2003. С. 86.

9 Новейший энциклопедический словарь /Сост. А.А. Грицанов. Мн.: Изд. В.М. Скакун. 1998. С. 585.

10 Русская философия: Словарь / Под общ. ред. М.А. Маслина. М.: Республика, 1995. С. 554.

11 Варава В. Псалтирь русского философа / / Независимая газета. 2009. 19 февр. С. 2.

12 Брюшинкин В.Н. Феноменология русской души // Вопросы философии. 2005. № 1. С. 37.

13 Малинов А.В. Историко-философские этюды. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2007. С. 26-71.

14 При формулировке данных принципов мы не стали ссылаться на конкретных исследователей. Дело в том, что часто какие-то принципы называются во многих источниках, выражая совпадение позиций авторов.

15 Русский индивидуализм. Сборник работ русских философов XIX-XX веков. М.: Алгоритм, 2007.

16 Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря /Сост. и послесл. П.В. Алексеева; Под-гот. текста и прим. Р. К. Медведевой. М.: Республика, 1995. С. 299-300.

17 Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. С. 397-401.

18 Хоружий С.С. Опыты из русской духовной традиции. М.: Издательский дом «Парад», 2005. С. 281.

19 Плеханов Г. В. Избранные философские произведения. В пяти томах. Т.1. М., 1956. С. 333.

20 Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса /Вступ. ст., сост. и коммент. В.В. Сапо-ва. М.: Республика, 1994. С. 154.

21 Коган Л.А. Проблема человека в мировоззрении Н.А. Добролюбова // Вопросы философии. 1986. № 2. С. 124.

22 Мотрошилова Н.В. Мыслители России и философия Запада (В.Соловьев. Н. Бердяев. С. Франк. Л. Шестов). М.: Республика; Культурная революция, 2007.

23 Куценко Н.А. Проблема традиции в русской философии // Философские науки. 2010. № 1. С. 102-112.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.