щимся. Материал может быть полезен завучу или руководителю методического объединения учителей начальной
Сиденко Елена Александровна
ст. преподаватель АПК и ППРО
Универсальные учебные действия: от термина к сущности
Как подготовить учителя к пониманию сущности универсальных учебных действий?
Ключевые слова: универсальные учебные действия; умение учиться; нововведение; социальный опыт; самостоятельность ученика; анализ и оценка новшеств.
1 Три разработке проекта Федерального государ-X Аственного образовательного стандарта общего образования второго поколения большое внимание уделяется программе формирования и развития универсальных учебных действий (УУД).
УУД в широком значении условно называют «умением учиться», то есть речь идет о способности личности к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта1.
Казалось бы, все просто: «умение учиться» -давно известные слова, которые в качестве лозунгов висели чуть ли не в каждой школе. Об умении учиться мы говорим вот уже более семи десятков лет! Тогда в чем же новизна современного взгляда на эти вещи? Почему так остро встал этот вопрос сейчас? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно разобрать существующие современные подходы к содержанию и предназначению этого понятия и понять новую роль учителя.
Необходимость такой работы была обоснована в лекции Чиндиловой О.В., доцента АПКиППРО. Было сформулировано, что перед учительством возникли новые, многим не свойственные задачи.
Задачи педагогической деятельности учителя начальной школы по введению ФГОС2
Требования к результатам образования: введение трех видов результатов
1. Предметные результаты
2. Метапредметные результаты освоения основ-
1 Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В.Козлова, А.М.Кондакова. - М.: Просвещение , 2009. - 59с. - (Стандарты второго поколения). - С.53.
2 из лекции Чиндиловой О.В., доцента АПКиППРО
ной образовательной программы начального общего образования;
3. Личностные результаты.
В итоге - модель выпускника начальной школы как общие требования к конечным результатам начального образования
Способы реализации изменений в практике
Изменение содержания и методов контроля планируемых результатов.
Введение новых форм и методов оценки результатов, ориентированных на открытость, множественность субъектов, накопительный характер оценки.
Новые задачи учителя
1. Отбор методов оценивания для создания вну-тришкольной системы оценки достижения планируемых результатов
2. Разработка (отбор) контрольных материалов для оценки предметных планируемых результатов образования.
3. Составление (выбор) комплексных проверочных работ.
4. Внедрение новой формы накопительной оценки (портфолио учащихся).
5. Обработка результатов диагностических и комплексных проверочных работ.
Требования к содержанию образования
1. Направленность содержания начального образования на:
• становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
• формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности;
• духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
• укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
2. Перевод содержания образования в деятельностную парадигму.
Способы реализации изменений в практике
1. Разработка и реализация программы духовнонравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества.
2. Разработка и реализация программы укрепления физического и духовного здоровья обучающихся.
3. Разработка и реализация программы формирования УУД обучающихся.
Your complimentary use period has ended. Thank you for using PDF Complete.
ФГОС второго поколения
Click Here to upgrade to Unlimited Pages and
1£>JV МСГГОДШ UU)1 VI др
Новые задачи учителя
1. Разработка для своего класса программы развития и воспитания, нацеленной:
- на становление их гражданской идентичности □ ;
- укрепление физического и духовного здоровья.
2. Выявление и отбор способов и средств формирования УУД у обучающихся (анализ учебников, отбор системы заданий и проч.).
3. Разработка (корректировка и уточнение авторских) рабочих программ по учебным предметам.
4. Отбор и освоение образовательных технологий деятельностного типа.
Требования к условиям реализации образовательного процесса
Научно-методическое обеспечение.
Учебная литература.
Оборудование кабинета, направленное на реализацию требований ФГОС.
Способы реализации изменений в практике
Оборудование и переоборудование с учётом требования ФГОС.
Новые задачи учителя
1. Разработка и реализация плана методической работы (в том числе, в целях соответствия квалифи-
кационным характеристикам по соответствующей должности).
2. Составление перечня учебников (в соответствии с федеральным перечнем).
3. Создание комфортной развивающей образовательной среды на базе учебного кабинета.
4. Проверка используемой и имеющейся в кабинете учебной литературы на предмет её соответствия двум федеральным перечням.
Начать работу над новыми профессиональным задачами учителя, можно с малого: понимания и осознания значения введения ФГОС второго поколения и с понимания содержания универсальных учебных действий.
Мы предлагаем это сделать в режиме активного семинара, проблемного педсовета или деятельностного семинара учителей, реализующих стандарты второго поколения в начальной школе. Названные вопросы как задачи ставятся группе учителей перед началом работы. Задание предлагается трем группам учителей (мы предлагаем три варианта для групповой работы).
Задание группам учителей: разберите кейс и ответьте на вопрос: какими Вам видятся основные прнчины существующей картгты, представленной в кейсе? Ответы обоснуйте.
1 вариант1
Более половины десятиклассников затрудняются в анализе:
научно-популярных текстов, а также текстов делового и публицистического стиля, предложенных в работе по русскому языку.
только около трети десятиклассников продемонстрировали умения анализировать текст, приведенный в работе по обществознанию, и оценивать социальные факты и явления
среднии уровень подготовки учащихся сельских школ по всем предметам значительно ниже подготовки их сверстников из городских школ.
I/-1-1/ высказывать собственное мнение в связи с прочитанным текстом.
V / процент учащихся, овладевших базовой общеобразовательной подготовкой, значительно выше в гимназиях, лицеях и школах с углубленным изучением отдельных предметов, чем в общеобразовательных школах
1 По данным результатов эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования (второй этап, апрель-май 2002 г.)
Your complimentary use period has ended.
Thank you for using ' второго поколения
PDF Complete.
Click Here to upgrade to Unlimited Pages and
304-
ной раОоты по ойществознанию4 показал, что выявилась группа вопросов, вызвавших достаточно серьезные затруднения у учащихся. Уровень сформированное™ общеучебных и специфических умений десятиклассников оказался не достаточно высок. При этом недостатки сформированное™ общеучебных умений отрицательно сказываются на формировании умений специфических, особенно применять полученные знания для объяснения, прогнозирования и оценок изучаемых явлений. Сохраняется тенденция по формализации подхода к определению понятий.
Современная школа проходит мимо вопросов формирования способов математической деятельности, свойственных самой математике, не уделяется должного внимания формированию логико-языковой культуры учащихся, достижению необходимого высокого уровня логического развития.
3 вариант
Одно из заданий1 по выявлению качества образования по математике общероссийских и международных сравнительных исследований, проводимое в рамках исследований ПШ ПШП (2003г.) содержало задание, в котором учащимся предлагалось оценить, правильный ли вывод сделал журналист на основе приведенной диаграммы? Далее предлагалось записать объяснение своего ответа.
Верно выполнили это задание в 2000 году - Ш российских учащихся, в 2003 году - 3 □ российских учащихся.
После обсуждения результатов работ каждой группы учителей можно задать вопрос: есть ли причины, объединяющие разные учебные ситуации и как их можно назвать? Что нужно развивать в ученике, чтобы устранить выявленные причины?
Важно, чтобы после обсуждения пришли к выводу, что умение учиться объединяет все учебные ситуации, которые можно отнести к универсальным учебным действиям.
Какими могут быть универсальные учебные действия?
Для ответа на этот вопрос приведем фрагмент лекции.
Какие виды универсальных учебных действий диктуются целями общего образования?
Авторы и разработчики концепции федеральных государственных общеобразовательных стандартов второго поколения определяют, что «в результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться2».
Рассмотрим характеристики универсальных учебных действий. Что же их объединяет в один класс?
52 —
51 —
51 —
50
1999
1998
В телевизионной передаче журналист показал следующую диаграмму и сказал: «Диаграмма показывает, что по сравнению с 1998 годом в 1999 году резко возросло число ограблений».
Диаграмма является ярким примером манипуляции общественным мнением. Большой масштаб и изображение только верхней части столбцов целенаправленно наводят на мысль о значительном увеличении числа ограблений.
1. Универсальность
Универсальный характер УУД проявляется том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; реализуют целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания. Например, в первом классе ученики учатся составлять простой план, а в старших классах - сложный; в начальной школе ученики учатся сравнивать и выделять общее, например, играя в игру «Что здесь лишнее?», а в старших классах - учатся сравнивать политический строй
1 Из презентации Г. С.Ковалевой, заместителя директора Федерального института педагогических измерений. М., 2003
2 Планируемые результаты начального общего образования / (Л.Л.Алексеева, С.В.Анащенкова, М.З. Биболетова и др.); под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б. Логиновой. -2-изд. - М.: Просвещение, 2010. - 120с. - (Стандарты второго поколения). - С.14
Личностные
^ самоопределение (внутренняя позиция школьника, самоиндификация, самоуважение и самооценка)
смыслообразование (мотивация, границы собственного знания и «незнания»)
^ морально-этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем на основе децентрации, оценка своих поступков)
Познавательные
^ работа с информацией ^ работа с учебными моделями использование знако-символичес-ких средств, общих схем решения ыполнение логических операций сравнения, анал иза, обобщения, ассификации,
[установления аналогий одведения под понятие
Регулятивные
^ управление своей деятел ьностью ^ контроль и коррекция ^ инициативность и самостоятельность
Коммуникативные
^ речевая деятельность ^ навыки сотрудничества
государств, направления и тенденции развития общества.
2. Функции универсальных учебных действий
2.1. Регуляция учебной деятельности:
о Принятие и постановка учебных целей и задач, о Поиск и эффективное применение необходимых средств и способов реализации учебных целей и задач, о Контроль, оценка и коррекция процесса и результатов учебной деятельности
2.2. Создание условий для саморазвития и самореализации личности:
о готовность к непрерывному образованию на основе умения учиться, о формирование гражданской идентичности и толерантности жизни в поликультурном обществе,
о развитие высокой социальной и профессиональной мобильности.
2.3. Обеспечение успешности обучения:
о успешности усвоения знаний, умений и навыков;
о формирование целостной картины мира; о формирование компетентностей в любой предметной области познания
Теперь мы предлагаем вам обсудить вопрос, который сейчас волнует всех работников образования. А
нужны ли нам вообще универсальные учебные дей-
ствия? Может быть, проще и привычнее обойтись без них?
Есть несколько способов анализа новых явлений в нашей жизни, и мы предлагаем вам один из них. Для того, чтобы воспользоваться этим способом, нам предстоит проанализировать все плюсы и минусы нового явления, а также обратиться к прошлому опыту и представить перспективы будущего.
Начнем с того, что более привычно для нас в жизни, чем мы пользуемся каждый день, а именно: логический анализ. В процессе проведения логического анализа объект мы можем расчленить на части и эти части рассматривать в определенной последовательности. Для проведения анализа нам предстоит ответить на вопросы.
В чем вы видите плюсы введения У УД? Что полезного, на ваш взгляд, привнесут с собой УУД? Это может быть что-то одно, или же у вас возникнет несколько предположений. Аргументируйте свою точку зрения и запишите свои мысли.
Теперь проанализируем минусы. Какие существуют риски при условии введения УУД? Что может стать хуже, что может усложниться в связи с этим новшеством? Аргументируйте минусы и запишите их.
Теперь обратимся к прошлому опыту. Были ли в вашей жизни схожие ситуации? Чем они закончились? С какими трудностями вам пришлось столкнуться? Что помогло их преодолеть (если такое
Плюсы введения УУД для учителей
Минусы введения УУД для учителей
Прошлый опыт подобных ситуаций, трудности и пути преодоления.
Перспективы будущего в связи с введением новшества (УУД) для учителей с учетом плюсов и минусов
Ученик станет более самостоятельным, и как следствие, у учителя появится больше свободного времени.
Дети смогут частично сами планировать свою учебную деятельность, а следовательно, это частично освободит учителя от работы по планированию.
Может упасть уровень дисциплины в связи с тем, что ученик становится более самостоятельным и автономным.
Затрудняется контроль: пока нет продуманной системы контроля за выполнением учеником самостоятельной работы.
Вводили ЕГЭ. Учителя были не готовы сразу перейти на новую систему подготовки ученика.
У детей повысился уровень стресса, вследствие чего упала успеваемость.
Учителями нашей школы был разработан курс по подготовке к сдаче ЕГЭ. Были созданы пособия по каждому предмету, помогающие в подготовке и контроле знаний.
Плюсы: Ученики более самостоятельны, у учителей больше свободного времени, которое можно использовать для факультативов и подготовки отстающих учеников.
Минусы: Учителям
придется продумать и разработать новую систему контроля за успеваемостью учащихся.
Выводы: надо начинать готовиться уже сейчас.
было)? Могут ли похожие трудности встретиться на вашем пути в этот раз? Можно ли воспользоваться теми же способами преодоления трудностей, которыми вы пользовались в прошлом в похожей ситуации? Запишите результаты ваших р азмышлений.
Рассмотрим перспективы будущего. Учитывая те плюсы и минусы, которые вы вывели во время логического анализа, предположите, какие качественные изменения произойдут в вашей жизни в связи с новшеством (в данном случае, УУД). Запишите результат.
Это упражнение также можно делать в группах, а позже обменяться таблицами результатов и обсудить их. Отметим также, что очень важно до того, как вы приступите к анализу и заполнению таблицы, ответить себе на вопрос: «Для кого?» -то есть, мы можем рассматривать плюсы, минусы и перспективы будущего для субъектов образования:
• ученика;
• учителя;
• администрации школы;
• вашего учебного заведения;
• управления образованием;
• региона;
• страны в целом.
Приведем пример подобного анализа, проведенного с позиции учителей одной из московских школ.
Желательно, чтобы во всех группах была проработана каждая ролевая позиция, для этого коллектив объединяется (по количеству ролевых позиций) в семь групп, затем группы обмениваются таблицами и обсуждают полученные результаты.
Таким образом, в ходе семинара в активной позиции побывали все учителя, и можно надеяться, что сущность УУД и их характеристики стали более понятны и значимы.
Итак, мы рассмотрели с Вами понятие УУД, пытались разобраться, для чего они нужны в современном образовании, также оценили их значимость для разных субъектов образования: школ, администрации, учителей; учащихся.