Научная статья на тему 'Универсальные международно-правовые стандарты в обеспечении прав человека и правовые традиции России'

Универсальные международно-правовые стандарты в обеспечении прав человека и правовые традиции России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2255
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ ТРАДИЦИЯ / МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ СТАНДАРТЫ / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ / ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА / LEGAL TRADITION / INTERNATIONAL LEGAL STANDARDS / HUMAN RIGHTS / UNITED NATIONS ORGANIZATION / UNIVERSAL DECLARATION OF HUMAN RIGHTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дорская Александра Андреевна

В статье рассматривается отражение российских (советских) правовых традиций при создании текста Всеобщей декларации прав человека. Рассматриваются поправки советской делегации, которые были приняты и отвергнуты. Показывается значение позиции Советского Союза против включения текста Декларации в Устав ООН

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the reflection of Russian (Soviet) legal traditions when creating the text of the Universal Declaration of Human Rights. The author considers amendments of the Soviet delegation which were accepted and rejected. The article shows the significance of the position of the Soviet Union against the inclusion of the text of the Declaration in United Nations Charter.

Текст научной работы на тему «Универсальные международно-правовые стандарты в обеспечении прав человека и правовые традиции России»

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО; ЕВРОПЕЙСКОЕ ПРАВО

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ СТАНДАРТЫ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ПРАВОВЫЕ ТРАДИЦИИ РОССИИ1

ДОРСКАЯ Александра Андреевна

Аннотация. В статье рассматривается отражение российских (советских) правовых традиций при создании текста Всеобщей декларации прав человека. Рассматриваются поправки советской делегации, которые были приняты и отвергнуты. Показывается значение позиции Советского Союза против включения текста Декларации в Устав ООН.

Annotation. The article deals with the reflection of Russian (Soviet) legal traditions when creating the text of the Universal Declaration of Human Rights. The author considers amendments of the Soviet delegation which were accepted and rejected. The article shows the significance of the position of the Soviet Union against the inclusion of the text of the Declaration in United Nations Charter.

Ключевые слова: правовая традиция, международно-правовые стандарты, права человека, Организация Объединенных Наций, Всеобщая декларация прав человека.

Keywords: legal tradition, international legal standards, human rights, United Nations Organization, Universal Declaration of Human Rights.

Универсальные международно-правовые стандарты в области прав человека складывались на протяжении долгого времени и сыграли важнейшую роль в становлении современных культуры, правопонимания, организации жизнедеятельности государства и общества. Вместе с тем система прав и свобод человека является «живым организмом», который постоянно меняется. Дело не только в развитии поколений прав человека, но и в наполнении различных юридических категорий правозащитной сферы новым смыслом в условиях меняющегося мира, апробации новых механизмов их обеспечения.

Как известно, универсальные международно-правовые стандарты были выработаны в рамках ООН. Основополагающие документы составили Международный билль о правах человека (Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. и два факультативных протокола к нему, Международный пакт об экономических, социальных и куль-

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научного проекта № 15-03-00255 «Правовые традиции России и развитие права международных организаций: проблемы взаимовлияния».

турных правах 1966 г.)2, а также международные конвенции и декларации, конкретизирующие то или иное право или свободу.

Направленность прав и свобод человека может быть двух вариантов.

Первый вариант - права и свободы человека гарантируют равные права и возможности для всестороннего развития личности. В этом случае человек рассматривается как свободный субъект, постоянно развивающийся, творчески относящийся к своей жизни, реализации своих способностей, достижению поставленных целей. Так, например, рассуждая о современных вызовах, А.И. Косарев пишет: «Да, объективные законы не всегда за человека, но их реализация в общественных условиях содержит в себе и удовлетворяющие варианты. Объективное назначение человечества - наполнять духовным объективные законы, разнообразя природу вещей. Не сражение с ветряными мельницами глобализации или технического, инновационного прогресса, но выявление в них благоприятных для народа альтернатив ведет к обновлению и в сфере государства, права.

2 Официальный сайт Организации Объединенных Наций.

URL : http://www.un.org/ru/documents /decl_conv/hr_bill.shtml

(дата обращения: 23.05.2016).

Многое, очень многое зависит от осознания проблемы и воли дать достойный ответ на вызов времени»3.

Второй вариант - человек воспринимается как жертва, права и свободы которой нарушены и которая нуждается в защите.

Хронологически данные подходы к защите прав и свобод человека развивались одновременно. Если, например, Всеобщая декларация прав человека и пакты 1966 г. представляют собой в целом пример первого подхода, то параллельно формировался и другой блок правозащитных документов (Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г.; Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г.; Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 г.; Конвенция об охране всемирного культурного наследия 1972 г.; резолюция 30/74 «Принципы международного сотрудничества в отношении обнаружения, ареста, выдачи и наказания лиц, виновных в военных преступлениях и преступлениях против человечества» (1973); резолюция 37/194 «Принципы медицинской этики» (1982); резолюция 38/14 «Второе десятилетие действий по борьбе против расизма и расовой дискриминации» (1983); резолюция 39/142 «Декларация о борьбе против незаконного оборота наркотиков и злоупотребление наркотическими средствами» (1984); резолюция 40/34 «Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью» (1985); резолюция 41/128 «Декларация о праве на развитие» (1986); резолюция 45/112 «Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних» (1990); резолюция 61/177 «Международная конвенция для защиты всех лиц от насильственных исчезновений» (2006) и др.)4.

Роль Советского Союза и России в создании современной системы прав человека, а также механизмов их защиты достаточно высока, но при этом неоднозначна. С одной стороны, нельзя не признавать, что во многом благодаря российской правовой традиции появились ме-

3 Косарев А.И. Высший закон в истории государства и права (очерки историософии). М. : Изд-во СГА, 2007. С. 88.

4 Терновая Л.О., Гольдин Г.Г. Защита прав, свобод и интересов человека в международном праве: история, направления, формы : моногр. М. : Этносоциум, 2015. С. 6-7.

ждународно-правовые нормы защиты прав человека в период вооруженных конфликтов (Первая и Вторая Гаагские конференции мира 1899 и 1907 гг.), стали активно развиваться социально-экономические права и свободы (первые советские Конституции). С другой стороны, как справедливо отмечает Д.А. Па-шенцев, «исторические традиции взаимоотношений народа и государства в России пронизаны духом авторитаризма, подчинения личности государству и коллективу; в истории нашей страны практически не было периода, когда государство всецело бы соблюдало права личности»5.

Участвуя в обсуждении текста Всеобщей декларации прав человека, Советский Союз занимал достаточно активную позицию, придерживаясь первого направления развития прав и свобод человека, т. е. возможности посредством инструментов международного права обеспечить всестороннее развитие личности. Это было вызвано целым рядом обстоятельств.

Во-первых, исторически Россия отставала от развития идеи прав и свобод человека и их реализации по сравнению со многими европейскими странами. Это предопределялось и затянувшимся наличием крепостного права, и геополитическими особенностями самого большого в мире государства, и отсутствием вплоть до 1906 г. парламентаризма и конституционной традиции. «Истоки расхождений между западноевропейской и российской философско-правовыми традициями, - пишут Л.Е. Лаптева, В.В. Лапаева и М.Ю. Пахалов, - ...в глубинах религиозно-философской антропологии, где формируется специфический для византийско-московского православия подход. С его позиций духовная свобода как свобода от греха оказывается неизмеримо важнее "утилитарной" от внешней, поведенческой, правовой свободы как возможности осознанного выбора и реализации того или иного варианта поведения в той мере, в какой это не противоречит свободе иных субъектов»6. Православная традиция неизбежно приводила к тому, что предпочтение отдавалось коллективным правам. В результате, как отме-

5 Пашенцев Д.А. Совершенствование механизма защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Юридические науки». 2015. № 1 (17). С. 21.

6 Лаптева Л.Е., Лапаева В.В., Пахалов М.Ю. Россия в по-

исках правовой идентичности // Вестник Российского гумани-

тарного научного фонда. 2014. N° 2.

чают А.В. Петров и Р.А. Кобылкин, в России сравнительно поздно (с XVIII в.) стала вырабатываться концепция прав личности, личность всегда заслонялась семьей, общиной, государ-

7

ством и не получала правового определения .

Во-вторых, опыт сотрудничества СССР с капиталистическими странами в 1941-1945 гг. показал не только необходимость, но и возможность создания некоторых универсальных принципов и норм по защите прав человека. В тот момент это было более предпочтительно, чем если бы нормы международного права приняли фрагментарный характер и защищали бы только отдельные категории людей, чьи права были нарушены.

В-третьих, именно в Советском Союзе сложилась конституционная традиция гаран-тированности социально-экономических прав и свобод человека, и через Всеобщую декларацию СССР мог распространить свои идеи и достижения на другие страны, что идеологически для того времени было очень важно.

Обсуждение Всеобщей декларации прав человека стало одним из первых периодов после создания ООН, когда стало ясно, что государствам придется с трудом, путем невероятных компромиссов согласовывать свои позиции по важнейшим вопросам мировой политики и развития человечества. Как отмечает Е.А. Лукашева, одним из первых оценку данной ситуации дал А.Дж. Тойнби, который, когда была создана ООН, писал, что эта организация создавалась под влиянием общего страха перед опасным врагом, однако после победы, когда общего врага не стало, оказалось, что «свободная ассоциация не может долго существовать в своем первоначальном виде, раньше или позже она распадется или трансформируется в действительно активную организацию». По мнению А.Дж. Тойнби, чтобы такая организация была долговечной, ей, по-видимому, требуется высокая однородность составляющих ее государств8.

Обсуждение Всеобщей декларации прав человека, естественно, было столкновением различных правовых традиций. Однако, как справедливо отмечает Д.А. Пашенцев, право-

7 Петров А.В., Кобылкин Р.А. Ценностные основания прав человека в русской культурной традиции // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2015. №> 3 (34). С. 175.

8 Лукашева Е.А. Мифологизация суверенитета в современном мире // Международная защита прав человека и государственный суверенитет : материалы Междунар. науч. -практ. конф. / отв. ред. Т.А. Сошникова. М. : Изд-во Моск. гуманитар. ун-та, 2015. С. 23.

вая традиция, как и любое правовое явление, диалогична: она существует только потому, что есть иные, отличные от нее традиции и явления; особенности правовой традиции познаются в сравнении .

Российско-советская правовая традиция проявилась при обсуждении нескольких принципиальных положений Всеобщей декларации прав человека.

Первое положение касалось того, что Советский Союз считал нецелесообразным включение Декларации по правам человека в Устав ООН. Как известно, такое предложение было внесено правительством США на конференции в Думбартон-Оксе в 1944 г. под давлением американских организаций (Американского института права, Комиссии по обеспечению мира, Американской группы планирования). Однако, как отмечает В.А. Батырь, оно вызвало возражение со стороны СССР и Великобритании, считавших первоочередной задачей закрепление в Уставе ООН структуры и принципов деятельности будущей организации. Вопросы прав человека на данной стадии разработки Устава они относили к косвенным и второстепенным. В качестве компромиссного варианта США предложили включить в будущий Устав только статьи, касающиеся целей и задач ООН в области прав человека. Эту позицию США и латиноамериканские государства отстаивали на состоявшейся в Сан-Франциско в мае - июне 1945 г. конференции, на которой был принят окончательный вариант Устава ООН. СССР и Великобритания согласились с такой идеей10. В результате появился п. «с» ст. 55 Устава ООН, согласно которому ООН содействует «всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и рели-гии»11. Таким образом, СССР настаивал на том, чтобы Декларация по правам человека представляла собой отдельный документ. Это было связано с тем, что Советский Союз имел опыт участия в Лиге Наций, в которую его приняли в сентябре 1934 г., а исключили в де-

9 Пашенцев Д.А. Российская правовая традиция перед вызовом глобализации // Юридическая наука. 2016. № 1. С. 29.

10 Батырь В.А. Всеобщая декларация прав человека как основа международных стандартов в сфере прав человека (к 60-летию принятия) // Право и образование. 2008. N° 2. С. 88-89.

11 Устав ООН // Официальный сайт Организации Объеди-

ненных Наций. URL : http://www.un.org/ru/sections/un-charter/

chapter-ix/index.html (дата обращения: 22.05.2016).

кабре 1939 г. Уже при вступлении в первую международную межгосударственную организацию с некоторыми чертами универсальности народный комиссар иностранных дел СССР М.М. Литвинов заявил, что СССР согласен не со всеми положениями ее устава. В частности, он выступил против ст. 23, которая не предусматривала расового равноправия народов12. Понимая неизбежность дискуссии при обсуждении проблемы прав человека при создании ООН, СССР решил исключить возможность торможения принятия Устава ООН, вынося спорные вопросы для дальнейшего обсуждения. Как показала история, это оказалось правильным решением, так как не была реализована и другая идея - принятие вскоре после Всеобщей декларации прав человека международной конвенции, носившей уже не рекомендательный, а обязательный характер для стран-участниц.

Вторым положением являлось право народов и наций на самоопределение. Как известно, эта традиция зародилась в первые дни советской власти и нашла свое нормативное отражение в Декрете о мире, а затем в поддержке самоопределения народов Прибалтики, Финляндии, Польши. Однако данное предложение советской делегации в целом было отвергнуто.

Третье положение касалось государственного суверенитета. Как отмечает В.А. Карташ-кин, «юристы социалистических стран были единодушны в том, что Устав ООН налагает на государства твердые юридические обязательства соблюдать права человека и запрещает им вмешиваться во внутренние дела друг друга. Этой позиции придерживался и Советский Союз, проводя свою внутреннюю и внешнюю политику. Так, выступая на Генеральной Ассамблее ООН накануне принятия Всеобщей декларации прав человека, глава советской делегации А.Я. Вышинский заявлял, что Советский Союз не сможет голосовать за принятие Декларации, поскольку положения этого документа могут быть использованы для вмешательства во внутренние дела»13.

12 Вступление СССР в Лигу Наций // Официальный сайт Президентской библиотеки им. Б.Н. Ельцина. URL : http://www. priib.m/History/Pages/Kem.aspx?itemid=666 (дата обращения: 23.05.2016).

13 Карташкин В.А. Принцип уважения прав человека и государственный суверенитет // Международная защита прав человека ... С. 12-13.

Такое положение дел противоречило дореволюционной правовой традиции понимания международного права как «юридической стороны цивилизации, т. е. примирения потребностей различных государств, из которых слагается международное общежитие»14, однако вполне соответствовало советской доктрине. Так, например, Е.А. Коровин еще в 1924 г. писал, что Советская Россия стала объектом «империалистических притязаний» других государств, поэтому нормы международного права стали в эти годы «юридической азбукой международного насилия». Ученый не приветствовал ситуацию, в которой полоса признания РСФСР повлекла за собой то, что «российские ноты, протесты, декларации запестрили стереотипными ссылками на "общепризнанные начала" международного права, вплоть до аргументации отдельными статьями, параграфами заключенных империалистическим правительством соглашений»15. Результатом исследования Е.А. Коровина было следующее предложение: «...общение на почве интеллектуального единства (идейной солидарности) между странами буржуазной и социалистической культуры, как правило, отпадает, и соответствующий ему комплекс правовых норм становится беспредметным, чем, однако, не исключается возможность частичного правового общения на почве признания ценностей так называемого общечеловеческого порядка. - например, борьба с эпидемиями, охрана памятников старины, искусства и прочее»16. Именно поэтому, как известно, при голосовании за принятие Всеобщей декларации прав человека 10 декабря 1948 г. СССР все-таки воздержался, несмотря на свой заметный вклад в разработку ее статей. К счастью, данная традиция начала преодолеваться уже в 1960-е гг., после Карибского кризиса.

Четвертое положение касалось того, что делегация Советского Союза предложила сформулировать ст. 3 таким образом, чтобы она обеспечивала защиту всех национальных групп и меньшинств. В частности, глава советской делегации А.Я. Вышинский заявлял, что «Декларация прав человека должна не только провозглашать права человека, но и обеспечивать их осуществление с учетом, разумеется, экономических, социальных и национальных осо-

14 Международное право. Литография. Б/м, 1865. С. 2.

15 Коровин Е.А. Международное право переходного времени. М. ; Пг., 1924. С. 5.

16 Там же. С.15.

бенностей каждой страны»17. В результате ст. 2 и 3 были объединены, и в итоговом варианте ст. 2 стала звучать с учетом советских предложений: «Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

Кроме того, не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит, независимо от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся или как-либо иначе ограниченной в своем суверенитете»18.

Данная поправка стала возможной благодаря тому, что Российская империя, а затем СССР действительно имели традиции проживания различных в этническом и конфессиональном отношении народов в рамках одного государства и в целом успешно сочетали общегосударственное и местное (партикулярное) правовое регулирование.

Еще одно предложение делегации Советского Союза относилось к тексту ст. 20, касающейся права на мирные собрания и участие в ассоциациях. Советский Союз предлагал внести в нее меры, направленные против фа-

шистской идеологии. Однако эта поправка не вошла в окончательный текст Всеобщей декларации прав человека 1948 г., хотя, как показал дальнейший ход событий, она была необходима. Теперь этот вопрос решается на национальном уровне. В частности, Федеральным законом от 5 мая 2014 г. № 128-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в УК РФ была введена ст. 354.1, определившая как преступление реабилитацию нацизма.

Таким образом, современные универсальные международно-правовые стандарты по правам человека, безусловно, формировались под воздействием в том числе российских правовых традиций. Причем при обсуждении Всеобщей декларации прав человека делегация Советского Союза использовала как дореволюционный опыт (защита прав человека в период вооруженных конфликтов), так и традиции, сложившиеся уже в советский период (социально-экономические права и свободы, равенство народов и наций и т. д). Одни предложения СССР были отвергнуты, но другие вошли в итоговый текст Декларации. Именно непримиримая позиция СССР и Великобритании в отношении включения Декларации в Устав ООН в 1945 г., как показала практика, позволила создать ООН уже в первые послевоенные месяцы, а затем в течение нескольких десятилетий разработать целый комплекс международно-правовых стандартов по правам человека.

Библиографический список

1. Устав ООН [Электронный ресурс] // Официальный сайт Организации Объединенных Наций. -Режим доступа : http://www.un.org/ ru/sectюns/un-charter/chapter-ix/mdex.html (дата обращения: 22.05 .2016).

2. Всеобщая декларация прав человека. Принята резолюцией 217А (III) Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Организации Объединенных Наций. - Режим доступа : http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr (дата обращения: 22.05.2016).

3. Батырь, В.А. Всеобщая декларация прав человека как основа международных стандартов в сфере прав человека (к 60-летию принятия) // Право и образование. - 2008. - № 2.

17 Обсуждение Всеобщей декларации прав человека // Официальный сайт Организации Объединенных Наций. URL : http://www.un.org/Depts/dhl/landmark/pdf/a-pv183r. pdf (дата обращения: 23.05.2016).

18 Всеобщая декларация прав человека. Принята резолюцией 217А (III) Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г. // Официальный сайт Организации Объединенных Наций. URL : http://www.un. org/ru/documents/decl_conv/declarati ons/declhr (дата обращения: 22.05.2016).

4. Вступление СССР в Лигу Наций [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президентской библиотеки им. Б.Н. Ельцина. - Режим доступа : http://www.prlib.ru/History/Pages/Item.aspx? itemid=666 (дата обращения: 23.05.2016).

5. Карташкин, В.А. Принцип уважения прав человека и государственный суверенитет // Международная защита прав человека и государственный суверенитет : материалы Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. Т. А. Сошникова. - М. : Изд-во Моск. гуманитар. ун-та, 2015.

6. Коровин, Е.А. Международное право переходного времени. - М. ; Пг., 1924.

7. Косарев, А.И. Высший закон в истории государства и права (очерки историософии). - М. : Изд-во СГА, 2007.

8. Лаптева, Л.Е. Россия в поисках правовой идентичности // Вестник Российского гуманитарного научного фонда / Л.Е. Лаптева, В.В. Лапаева, М.Ю. Пахалов. - 2014. - № 2.

9. Лукашева, Е.А. Мифологизация суверенитета в современном мире // Международная защита прав человека и государственный суверенитет : материалы Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. Т.А. Сошникова. - М. : Изд-во Моск. гуманитар. ун-та, 2015.

10. Международное право. Литография. - Б/м, 1865.

11. Обсуждение Всеобщей декларации прав человека [Электронный ресурс] // Официальный сайт Организации Объединенных Наций. - Режим доступа : http://www.un.org/Depts/dhl/landmark/ pdf/a-pv183r. pdf (дата обращения: 23.05.2016).

12. Пашенцев, Д.А. Российская правовая традиция перед вызовом глобализации // Юридическая наука. - 2016. - № 1.

13. Пашенцев, Д.А. Совершенствование механизма защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Юридические науки». - 2015. - № 1 (17).

14. Петров, А.В. Ценностные основания прав человека в русской культурной традиции // Вестник Волгоградской академии МВД России / А.В. Петров, Р.А. Кобылкин. - 2015. - № 3 (34).

15. Терновая, Л.О. Защита прав, свобод и интересов человека в международном праве: история, направления, формы : моногр. / Л.О. Терновая, Г.Г. Гольдин. - М. : Этносоциум, 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.