Научная статья на тему 'УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ МНЕМОТЕХНИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ И ГЕОГРАФИИ СТУДЕНТОВ СПО'

УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ МНЕМОТЕХНИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ И ГЕОГРАФИИ СТУДЕНТОВ СПО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
97
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МНЕМОТЕХНИКА / СПО / ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ / ОБУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ / ОБУЧЕНИЕ ГЕОГРАФИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пивень Илья Дмитриевич, Румянцев Георгий Романович, Кухтяева Ольга Николаевна

Статья посвящена проблеме обучения студентов СПО английскому языку и географии с применением приемов мнемотехники. В статье раскрываются ключевые цели обучения студентов, получающих среднее профессиональное образование. Помимо этого, представлено также определение феномена мнемотехники, продемонстрирован универсальный характер мнемотехнических приемов в контексте обучения студентов английскому языку и географии. Авторы делают вывод о том, что механизм приемов мнемотехники состоит в формировании ассоциации между запоминаемой информацией и тем или иным буквенным, символьным, цветовым словом, которое ее обозначает. В процессе изучения иностранного языка и географии приемы мнемотехники могут быть связана с использованием мнемокарточек и мнемотаблиц, с рифмизацией, опосредованным заучиванием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пивень Илья Дмитриевич, Румянцев Георгий Романович, Кухтяева Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNIVERSALITY OF APPLICATION OF MNEMONIC TECHNIQUES IN TEACHING ENGLISH AND GEOGRAPHY TO SPO STUDENTS

The article is devoted to the problem of teaching students of secondary vocational education in English and geography using mnemonics techniques. The article reveals the key objectives of teaching students receiving secondary vocational education. In addition, the definition of the phenomenon of mnemonics is also presented, the universal nature of mnemonic techniques in the context of teaching students English and geography is demonstrated. The authors conclude that the mechanism of mnemonics techniques consists in forming an association between the memorized information and one or another letter, symbol, color word that denotes it. In the process of learning a foreign language and geography, mnemonics techniques can be associated with the use of mnemonic cards and mnemotables, with rhyming, indirect memorization.

Текст научной работы на тему «УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ МНЕМОТЕХНИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ И ГЕОГРАФИИ СТУДЕНТОВ СПО»

выстроить целый ряд упражнений для овладения эмотивной лексикой и грамматикой, рассмотреть некоторые социокультурные особенности в выражении эмоций средствами языка. Подобная работа формирует необходимые навыки и умения распознавания, правильной интерпретации (а при работе над продуктивными видами речевой деятельности, и употребления) эмотивных средств языка и приближает студентов к формированию эмотивной компетенции.

Литература:

1. Азимов, Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. - М.: Издательство ИКАР, 2009. - 448 с.

2. Арнольд, И.В. Стилистика. Современный английский язык: Учебник для вузов / И.В. Арнольд. - Москва: Флинта: Наука, 2002. - 384 с.

3. Пассов, Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению / Е.И. Пассов. - Москва: Рус. яз., 1989. - 276 с.

4. Филимонова, О.Е. Эмоциология текста. Анализ репрезентации эмоций в английском тексте: Учебное пособие / О.Е. Филимонова. - Санкт-Петербург: ООО «Книжный Дом», 2007. - 448 с.

5. Шаховский, В.И. Эмоции: Долннгвистика, лингвистика, лингвокультурология / В.И. Шаховский. - Москва: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. - 128 с.

Педагогика

УДК 378

аспирант Пивень Илья Дмитриевич

НОЧУ ВО «Московский финансово-промышленный университет «Синергия»» (г. Москва); аспирант Румянцев Георгий Романович

НОЧУ ВО «Московский финансово-промышленный университет «Синергия»» (г. Москва); преподаватель английского языка Кухтяева Ольга Николаевна

МОУ Ново-Харитоновская СОШ № 10 (п. Электроизолятор)

УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ МНЕМОТЕХНИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ

ЯЗЫКУ И ГЕОГРАФИИ СТУДЕНТОВ СПО

Аннотация. Статья посвящена проблеме обучения студентов СПО английскому языку и географии с применением приемов мнемотехники. В статье раскрываются ключевые цели обучения студентов, получающих среднее профессиональное образование. Помимо этого, представлено также определение феномена мнемотехники, продемонстрирован универсальный характер мнемотехнических приемов в контексте обучения студентов английскому языку и географии. Авторы делают вывод о том, что механизм приемов мнемотехники состоит в формировании ассоциации между запоминаемой информацией и тем или иным буквенным, символьным, цветовым словом, которое ее обозначает. В процессе изучения иностранного языка и географии приемы мнемотехники могут быть связана с использованием мнемокарточек и мнемотаблиц, с рифмизацией, опосредованным заучиванием.

Ключевые слова: мнемотехника, СПО, обучение студентов, обучение английскому языку, обучение географии.

Annotation. The article is devoted to the problem of teaching students of secondary vocational education in English and geography using mnemonics techniques. The article reveals the key objectives of teaching students receiving secondary vocational education. In addition, the definition of the phenomenon of mnemonics is also presented, the universal nature of mnemonic techniques in the context of teaching students English and geography is demonstrated. The authors conclude that the mechanism of mnemonics techniques consists in forming an association between the memorized information and one or another letter, symbol, color word that denotes it. In the process of learning a foreign language and geography, mnemonics techniques can be associated with the use of mnemonic cards and mnemotables, with rhyming, indirect memorization.

Key words: mnemonics, SPO, student education, English language teaching, geography teaching.

Введение. Мы живем в эпоху стремительного развития информационно-коммуникационных технологий, что, в сочетании с высокой конкуренцией и требованиями общества приводит к интенсификации учебного процесса в целом, в том числе, и на уровне среднего профессионального образования. Подобные условия создают необходимость владения навыками работы с информацией как необходимого умения современного человека, а также выработки принципиально новых подходов к изучению предметов в колледжах и училищах.

Помимо требований общества, значимыми являются требования государства к современному студенту СПО, определенные в содержании стандартов среднего профессионального образования. В стандарте определены метапредметные, личностные и предметные требования к результатам освоения знаний. Метапредметные результаты включают в себя универсальные учебные действия, в состав которых, в том числе, входят умения работать с информацией, в том числе, на занятиях английский языком и географией. С другой стороны, именно эти предметы нередко составляют ключевую проблему для освоения среди обучающихся СПО, поскольку наделены большим объемом информации, которую необходимо оперативно запоминать и впоследствии успешно использовать в образовательном процессе.

Изложение основного материала статьи. Необходимость внедрения мнемотехнических приемов в процесс изучения английского языка и географии объясняется их развивающей функцией. Мнемотехнические приемы - предмет изучения методики общего образования, но на современном этапе пока что не проводилось достаточного количества исследований, которые определяли бы универсальный характер данного вида приемов при обучении студентов СПО географии и английскому языку. Не стоит забывать, что эти приемы тесно связаны с повышением познавательной активности. Репродуктивные по способу усвоения теоретические данные традиционные приемы не представляют интерес для современных студентов. Основной задачей использования мнемотехнических приемов является то, что за счет их специфики повышается интерес и мотивация обучающихся, развиваются память и мышление студентов.

Под мнемотехникой следует понимать комплекс разнообразных приемов, которые используются для облегчения запоминания и увеличения объема памяти за счет формирования дополнительных ассоциативных образов, когда сам образовательный процесс приобретает форму игры, как характеризует данное явление М.Р. Ванягина [2]. Основной целью мнемотехнических приемов является обеспечение условий по развитию таких психических процессов как память, мышление, воображение, внимание. Другими словами, мнемотехника нацелена на развитие тех психических процессов, которые непосредственным образом связаны с развитием речевой сферы человека.

На современном этапе довольно большое количество педагогов используют мнемотехнику в процессе обучения новому материалу. Это связано с тем, что в процессе использования мнемотехники активизируется воображение, создается ряд

зрительных образов, а сам процесс запоминания становится увлекательным и, как следствие, эффективным. Впоследствии, запоминая тот или иной образ, обучающийся активизирует цепочку воспоминаний, которые позволяют ему воспроизвести освоенную информацию в полном объеме [4].

Поэтому и многообразие определений мнемотехники объясняется относительной новизной данного явления в современной педагогике. Так, некоторые авторы определяют ее в качестве сенсорно-графических схем, другие - предметно-схематических моделей, третьи - составлением блоков-квадратов, другие - коллажированием или составлением схемы рассказа. Но все эти определения сходятся в одном: в основе мнемотехники лежит определенная схема, которая косвенно отображает связи между явлениями.

Под мнемотаблицей следует понимать определенную схему, которая связана с той или иной информацией, подлежащей запоминанию. М.Р. Ванягина перечисляет следующие задачи, которые удается достигнуть с использованием мнемотехники:

- развитие памяти с использованием различных приемов запоминания;

- развитие навыков анализа, синтеза, обобщения, формирования целого, систематизации;

- развитие логических приемов;

- развитие образного мышления;

- развитие способности логически мыслить, выстраивать устные высказывания, кодировать и перекодировать данные;

- достижение задач дидактического и образовательного характера;

- развитие смекалки;

- повышение уровня развития внимания;

- развитие графических навыков [4].

Мнемотаблица может включать в себя довольно большой объем информации. Она может представлять действующих лиц, перечислять явления природы, те или иные действия, которые требуется запомнить. Другими словами, можно сделать вывод, что в мнемотаблицу может быть включена практически любая информация, которая требуется для успешного запоминания. Ключевым требованием является то, чтобы созданные изображения в мнемотаблице оставались понятными для самих обучающихся.

К ключевым приемам мнемотехники следует отнести:

1. Построение ассоциаций: они должны быть впечатляющими, яркими, информативными и легкими для запоминания.

2. Использование созвучий: особенно это эффективно при изучении английского языка, когда из средств русского языка подбирается слово, созвучное новому англоязычному слову.

3. Применение буквенного кода, когда происходит образование фраз с использованием начальных букв той информации, которую требуется запомнить.

4. Применение метода римской комнаты, когда тому или иному запоминаемому объекту присваивается воображаемое место в комнате, которое хорошо знакомо человеку.

5. Применение рифм с использованием той информации, которую необходимо запомнить [4].

Отличительным достоинством мнемотехники является то, что она может быть успешно использована на занятиях различными предметами. Работа на уроках английского языка опирается на следующие принципы работы при внедрении мнемотехнических приемов:

1. Наличие постепенно усложняющихся инструкций с новыми лексическими единицами.

Например, по теме «Seasons of the year» могут быть предложены следующие карточки с условными жестами:

Spring

При введении данных карточек студенты усваивают также условные жесты: при работе с карточкой «ветер» условный жест - вытянуть губы в трубочку и тянуть звук как бы изображая завывание ветра. При использовании карточки «весна» нужно вскинуть руки к потолку и подпрыгнуть.

На уроке географии может быть использована следующая таблица:

Таблица 1

Данная таблица использует и цвета как стимульный материал, и кодирование информации в качестве приема мнемотехники.

2. Обучение культуре запоминания.

Здесь рекомендуется изготовление сигнальных карточек, которые выдаются обучающимся СПО при выполнении задания. Перед тем, как ученик приступает к работе, учителю необходимо прочесть вместе с ним задание с использованием новой лексики или географического материала, затем ученик читает задание самостоятельно вслух и выбирает карточку-ассоциацию, к которой тем или иным образом «привязывает» запоминаемый образ. В случае, если выполнение задания превышает 60 секунд, учитель предлагает ученику посмотреть на карточку еще раз и вновь прочитать задание, затем вернуться к выполнению упражнения. В подобном темпе студент развивает самостоятельность и навык контроля за собственной деятельностью, подкрепляя выполнение задания собственными вербальными формулировками, а также приучается алгоритму работы со стимульными карточками.

3. Графическое изображение запоминаемого материала.

В обучении английскому языку и географии студентов СПО посредством мнемотехнических приемов особо важное место занимает обучение самоконтролю при разработке собственных опорных конспектов, при котором студент самостоятельно проверяет качество выполнения задания, следит за временем выполнения упражнения и соотносит запоминаемый лексический материал с теми или иными условными символами, наполненными смыслом только для него самого.

Например, для обозначения месяцев года могут быть введены символы, обозначающие сходство между названиями месяцев в русском и английском языке: J = Я, F = Ф, Mr = Мр, А = А, Ma = Ма, Ju = Ию, Jn = Июн, Au = Ав, S = С, О = О и т.д. Вводя подобные условные обозначения в процесс отработки названий месяцев обучающиеся по аналогии с русским языком запоминают названия месяцев на английском языке.

На уроке географии это возможно использовать при запоминании названий океанов:

АИСТ: Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый, Тихий океан.

Или: начальные буквы кодируют четыре самые крупные реки России: Обь, Волга, Амур, Лена, образуя ОВАЛ.

4. Построение ассоциаций.

В обучении английскому языку посредством мнемотехнических приемов особое место занимает то, как именно студент создает ассоциации и применяет их во время запоминания материала. Развитая память, наличие ассоциаций, зафиксированных наглядно в тетради, на схеме, которые активно используются студентом, способствует лучшему запоминанию, актуализации задачи, способствует расширению объема памяти при одновременном выполнении нескольких видов деятельности. Например, при изучении прилагательных, описывающих погоду, были предложены такие ассоциации: Pleasant = фазан - приятный, как фазан, beautiful - Бьюти-индустрия = индустрия красоты - красивый, cold - когда мерзнешь, говоришь «д-д-д» - холод-д-дно.

Аналогично может быть использовано и при обучении географии: - буква «Т» «похожа» на сосульку ножкой приросшей к потолку | = «сталакТиты», буква «М» «похожа» на 2 конуса (столба), растущих вверх |= сталагМиты, буква «Н» - это «сросшаяся» буква, сталагМиты («М» = | ), сталакТиты ( «Т» = | ), СталагНат - это сросшиеся сосульки, («Н»=все срослось), сталаКтит - Капля, сталаГмит - Гора.

Выводы. Таким образом, было определено, что под мнемотехникой следует считать систему работы, позволяющую за счет созданных образов-ассоциаций запоминать достаточно масштабные объемы данных, значительное количество иноязычных слов, географического материала, а также актуализировать эти сведения по мере необходимости. Механизм приемов мнемотехники состоит в формировании ассоциации между запоминаемой информацией и тем или иным буквенным, символьным, цветовым словом, которое ее обозначает. В процессе изучения иностранного языка и географии приемы мнемотехники могут быть связана с использованием мнемокарточек и мнемотаблиц, с рифмизацией, опосредованным заучиванием.

Литература:

1. Алексеева, Е.Н. Современные подходы к формированию личности будущих молодых специалистов в условиях высшего и среднего профессионального образования / Е.Н. Алексеева, В.А. Лапшин, Ю.В. Сорокопуд // Мир науки, культуры, образования. - 2022. - № 1 (92). - С. 217-219

2. Буряк, Н.Ю. Теория и методика обучения английскому языку / Н.Ю. Буряк. - Краснодар: Новация, 2019. - 457 с.

3. Ванягина, М.Р. Применение мнемотехники для обучения иноязычной лексике / М.Р. Ванягина // Педагогика и психология образования. - 2019. - №3. - С. 71-86

4. Восковская, А.С. Формирование профессиональной языковой личности в поликультурной среде вуза / А.С. Восковская, Т.А. Карпова // Мир науки, культуры, образования. - 2022. - № 5 (97). - С. 112-115

5. Ерина И.А. Современные тенденции развития высшего образования / И.А. Ерина, Е.Н. Фанина // Мир науки, культуры, образования. - 2022. - № 5 (97). - С. 130-131

6. Левина, Е.А. Методика обучения английскому языку / Е.А. Левина, Н.Г. Кизрина. - Саранск: МГПУ им. М.Е. Евсевьева, 2021. - 415 с.

7. Морнов, К.А. Использование феномена синестезии при освоении мнемотехнических приемов обучающимися / К.А. Морнов, Е.В. Мирошниченко // Научно-педагогическое обозрение. - 2021. - №5. - С. 222-232

8. Плиева, А.О. Формирование иноязычной речевой компетенции обучающихся посредством моделирования учебно-речевых ситуаций / А.О. Плиева, М.Б. Арадахова // Мир науки, культуры, образования. - 2022. - № 5 (97). - С. 47-50

9. Трикула, Л.Н. Методика обучения географии / Л.Н. Трикула. - Белгород: Белгородский государственный национальный исследовательский университет, 2022. - 346 с.

10. Хизбуллина, Р.З. Методика обучения географии / Р.З. Хизбуллина. - Уфа: Башкирский государственный университет, 2019. - 224 с.

Педагогика

УДК 378.4

кандидат педагогических наук, доцент Пивнева Светлана Валентиновна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный социальный университет» (г. Москва); доктор педагогических наук, профессор Вольхин Сергей Николаевич Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный социальный университет» (г. Москва); доктор педагогических наук, профессор Гребенникова Вероника Михайловна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный университет» (г. Краснодар)

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ СТОХАСТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ НЕОПРЕДЕЛЕННЫХ ДАННЫХ

Аннотация. В последние годы в связи с запросами практики в области профессионального образования интенсивно развиваются методы исследования, основанные на измерениях косвенной информации об изучаемых системах и объектах. Задачи математической обработки и интерпретации неопределенных данных по косвенным проявлениям изучаемых объектов принадлежат к классу некорректных задач. При решении прикладных задач обработку неопределенных данных, как правило, проводят в условиях, когда у исследователя помимо исходных неопределенных данных имеется дополнительная априорная информация об изучаемых объектах. При стохастическом моделировании в широком смысле моделируется реализация случайных величин с различными законами распределения. В частности, после создания алгоритма обработки экспериментальных данных можно «отработать» этот алгоритм еще до поступления самих экспериментальных данных путем их замены модельными («псевдоэкспериментальными») данными, полученными с помощью моделирования случайных величин. В работе рассматривается схема внесения элемента случайности при стохастическом моделировании. Вводится обозначение решение задачи, которое может быть скаляром, вектором, функцией, вектор-функцией и т.д. в зависимости от конкретной задачи. Подбирается такая случайная величина, что ее математическое ожидание равно этому решению задачи. Осуществляется оценка успешности обучения, путём введения весовых коэффициентов в стохастическом моделировании, достаточно большое число реализаций этой величины и получив выборку ее значений, получаем оценку решения.

Ключевые слова: профессиональное образование, стохастическое моделирование, неопределенные данные, численное моделирование, моделирование случайных компонент, экспериментальные данные, оценивание.

Annotation. In recent years, in connection with the demands of practice in the field of vocational education, research methods based on measurements of indirect information about the systems and objects under study have been intensively developed. Problems of mathematical processing and interpretation of uncertain data on indirect manifestations of the studied objects belong to the class of ill-posed problems. When solving applied problems, the processing of uncertain data is usually carried out under conditions when the researcher, in addition to the initial uncertain data, has additional a priori information about the objects under study. In stochastic modeling, in a broad sense, the implementation of random variables with different distribution laws is modeled. In particular, after creating an algorithm for processing experimental data, it is possible to "work out" this algorithm even before the receipt of the experimental data themselves by replacing them with model ("pseudo-experimental") data obtained by modeling random variables. The paper considers a scheme for introducing an element of randomness in stochastic modeling. The notation for the solution of the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.