Научная статья на тему 'МНЕМОТЕХНИКА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ'

МНЕМОТЕХНИКА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

469
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мнемотехника / визуал / аудиал / память / ассоциативное мышление / мнемоиллюстрации / зрительное и слуховое внимание. / mnemonics / visual / auditory / memory / associative thinking / mnemonic illustrations / visual and auditory attention.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Руниза Рафкатовна Шакирова, Тозагул Норбаева, Хилола Бекниёзова

В настоящее время в дидактической педагогике всё более востребованными становятся личностно ориентированные, дифференцированные, развивающие, интерактивные образовательные технологии, одной из которых является мнемотехника, помогающая в первую очередь как учителю, так и ученику. Актуальность применения мнемонических приёмов на занятии связано с общим снижением уровня грамотности студентов увеличением числа слабоуспевающих студентов. Наличием в русском языке большого количества правил. Внедрение личностно-ориентированного обучения способствует развитию логического и критического мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MNEMONICS AS A PEDAGOGICAL TECHNOLOGY IN TEACHING RUSSIAN LANGUAGE AND LITERATURE

Currently, in didactic pedagogy, personality-oriented, differentiated, developing, interactive educational technologies are becoming more and more in demand, one of which is mnemonics, which helps primarily both the teacher and the student. The relevance of the use of mnemonic techniques in the classroom is associated with a general decrease in the level of literacy of students by an increase in the number of poorly performing students. The presence in the Russian language of a large number of rules. The introduction of student-centered learning contributes to the development of logical and critical thinking.

Текст научной работы на тему «МНЕМОТЕХНИКА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ»

МНЕМОТЕХНИКА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ

Руниза Рафкатовна Шакирова

Преподаватель Чирчикского государственного педагогического

института Ташкентской области

Тозагул Норбаева

Студентка Чирчикского государственного педагогического института

Ташкентской области

Хилола Бекниёзова

Студентка Чирчикского государственного педагогического института

Ташкентской области

АННОТАЦИЯ

В настоящее время в дидактической педагогике всё более востребованными становятся личностно - ориентированные, дифференцированные, развивающие, интерактивные образовательные технологии, одной из которых является мнемотехника, помогающая в первую очередь как учителю, так и ученику.

Актуальность применения мнемонических приёмов на занятии связано с общим снижением уровня грамотности студентов увеличением числа слабоуспевающих студентов. Наличием в русском языке большого количества правил. Внедрение личностно-ориентированного обучения способствует развитию логического и критического мышления.

Ключевые слова: мнемотехника, визуал, аудиал, память, ассоциативное мышление, мнемоиллюстрации, зрительное и слуховое внимание.

MNEMONICS AS A PEDAGOGICAL TECHNOLOGY IN TEACHING RUSSIAN LANGUAGE AND LITERATURE

ABSTRACT

Innovative Technologies in Teaching Foreign Languages and Learner Assessment in Online Education

Chirchik State Pedagogical Institute of Tashkent region

Currently, in didactic pedagogy, personality-oriented, differentiated, developing, interactive educational technologies are becoming more and more in demand, one of which is mnemonics, which helps primarily both the teacher and the student. The relevance of the use of mnemonic techniques in the classroom is associated with a general decrease in the level of literacy of students by an increase in the number of poorly performing students. The presence in the Russian language of a large number of rules. The introduction of student-centered learning contributes to the development of logical and critical thinking.

Keywords: mnemonics, visual, auditory, memory, associative thinking, mnemonic illustrations, visual and auditory attention.

ВВЕДЕНИЕ

«Какой предмет вам легче и интереснее изучать в школе русский язык или литературу?» спросив у своих учеников вы не получите утвердительного ответа. Освоение русского языка и литературы, как обязательного образовательного предмета, не вызывает у учащихся особого интереса. Огромное количество правил при изучении русского языка, большое количество исключений, которые не поддаются обобщению, - все это исключительно сказывается на изучении и освоении предмета, внушая немаловажный «страх и отвращение к изучаемому предмету», а как результат -ухудшение орфографической грамотности и нежелание учиться.

Каждый из нас не раз сталкивался с такой проблемой, как плохая память у студентов.

Для многих педагогов очень важно, чтобы студенты любили и знали изучаемый предмет. Прежде всего, каждый из нас стремится сделать свои занятия интересными и незабываемыми. На каждом предмете от учащихся и студентов требуется запоминание сложной терминологии, заучивания определенных понятий и правил. И перед нами педагогами встала такая задача: найти такие педагогические приемы, чтобы объемный и часто сложный материал стал более доступным и интересным студентам.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ АНАЛИЗ И МЕТОДОЛОГИЯ

Для современного человека неограниченный доступ к информации открыли компьютерные технологии. 15 тысяч литературных произведений умещаются на одном диске. Завалены книгами и книжные магазины. Слишком много людей не способны взять эту информацию, потому что не умеют

работать с информацией, не умеют быстро читать, запоминать потому, что возможности мозга остаются на прежнем уровне. В современном мире наблюдается катастрофический разрыв между стремительным ростом высоких технологий и прежней «впитываемостью» информации мозгом человека.

Изучив специальную литературу по исследуемой теме, я пришла к выводу, что мнемотехника - это возможность накапливать в памяти большое количество точной информации; экономия времени при запоминании; длительное сохранение сведений в памяти; мощная тренировка внимания и мышления; отличная гимнастика для мозга. Благодаря ассоциативным связям мнемотехнических приемов трудный и доступный для учащихся и студентов материал преобразуется в доступный и понятный.

В этом, на наш взгляд, может помочь мнемоническое запоминание, или так называемая мнемотехника. Поэтому тема звучит так: «.Мнемотехника как педагогическая технология при обучении русскому языку и литературе».

Целью нашей статьи является ознакомление с некоторыми приемами, обеспечивающие эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации - методом мнемотехники.

Задачей моей статьи состоит в том чтобы:

• дать понятие о мнемотехники, раскрыть её актуальность;

• познакомить с особенностями работы с мнемоприемами на уроках;

• мотивация студентов на применение данной технологии в своей деятельности;

• рефлексия собственного профессионального мастерства.

Так же, изучив приемы мнемотехники Вы сможете:

• объяснить, что такое мнемотехника;

• составить с помощью приемов мнемотехники свои примеры.

Роль памяти в образовательном процессе.

Как известно, у людей являются ведущими различные виды памяти, следовательно каналы восприятия и переработки информации неодинаковые. У каждого свой наиболее индивидуальный способ запоминания и восприятия материала. К примеру, визуалы лучше и быстрее запоминают зрительную информацию, аудиалы - слуховую, а кинестетики - при помощи двигательных ощущений .

Для правильного использования каналов восприятия и переработки информации учащимися или студентами на помощь приходит мнемотехника.

Innovative Technologies in Teaching Foreign Languages and Learner Assessment in Online Education

Chirchik State Pedagogical Institute of Tashkent region

Основные принципы мнемотехники.

Мнемоника (др.еч. ^уп^оугкоу искусствоапоминания), мнемотехника — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей): замена абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющие визуальное, аудиальное или кинестетическое представление, связывание объектов с уже имеющейся в памяти информацией, различные модификации для упрощения запоминания.

Также термин «мнемоника» (аналог пиктограммы) употребляется как обозначение визуализации (в виде изображения, набора символов либо предметов) некоего объекта, субъекта либо явления, достаточно полно описывающей его и облегчающей его запоминание или идентификацию.

Техника мнемоника облегчает запоминание в отдельных случаях (там, где придуманные искусственные ассоциации закрепляются при запоминании легко и быстро). Однако в некоторых случаях неверное применение мнемоники может оказать и прямой вред, при подмене осмысленного (логического) запоминания механическим заучиванием.

Слова с неизвестным, абстрактным значением запомнить большинству людей сложно. Если такое слово «зазубрить», то оно исчезает из памяти через несколько дней. Для прочного и одновременно лёгкого запоминания следует наполнить слово содержанием (методы мнемотехники) — чем-то, что связано с конкретными яркими зрительными, звуковыми образами, с сильными ощущениями.

На Руси и в Средней Азии так же использовались приёмами мнемотехники. Ярким примером тому является - славянская азбука. С мнемонической целью были придуманы названия всех букв кириллицы. А (аз) Б (буки) В (веди) - я буквы знаю...

Прост и хорошо известен основной «секрет» мнемотехники. Мозг фиксирует взаимосвязь, когда человек в своем воображении соединяет несколько зрительных образов. Из образов этой ассоциации мозг в дальнейшем воспроизводит все ранее соединенные образы.

Успешному запоминанию способствует соблюдение определенных условий:

-прежде всего установка на запоминание: ученик или студент должен хотеть запомнить то, что ему необходимо запомнить;

-далее заинтересованность: легче запоминается то, что интересно;

-далее яркость восприятия: лучше запоминается все яркое, необычное, то, что вызывает определенные эмоции у ученика или студента;

и конечно же,

-образность запечатления: запоминание, опирающееся на образы, гораздо лучше механического запоминания.

Основные приёмы мнемотехники

Мнемонические приемы вспоминаются моментально, потому что составление «правил - для себя» - это ключик к запоминанию и последующему припоминанию.

И, так: приёмы мнемотехники помогают развивать у учащихся и студентов:

- ассоциативное мышление; - воображение,

- зрительную и слуховую - связную речь,

память, - мелкую моторику рук и пр.

- зрительное и слуховое внимание,

ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ

• Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации;

• Рифмизация;

• Запоминание длинных терминов или иностранных слов с помощью созвучных;

• Нахождение ярких необычных ассоциаций (картинки, фразы), которые соединяются с запоминаемой информацией;

• Метод Цицерона на основе пространственных мест;

• Метод Айвазовского основан на тренировке зрительной памяти;

• Методы запоминания цифр и словосочетаний:

Для современного человека неограниченный доступ к информации открыли компьютерные технологии. 15 тысяч литературных произведений умещаются на одном диске. Завалены книгами и книжные магазины. Слишком много людей не способны взять эту информацию, потому что не умеют работать с информацией, не умеют быстро читать, запоминать потому, что

Innovative Technologies in Teaching Foreign Languages and Learner Assessment in Online Education

Chirchik State Pedagogical Institute of Tashkent region

возможности мозга остаются на прежнем уровне. В современном мире наблюдается катастрофический разрыв между стремительным ростом высоких технологий и прежней «впитываемостью» информации мозгом человека.

Изучив специальную литературу по исследуемой теме, я пришла к выводу, что мнемотехника - это возможность накапливать в памяти большое количество точной информации; экономия времени при запоминании; длительное сохранение сведений в памяти; мощная тренировка внимания и мышления; отличная гимнастика для мозга. Благодаря ассоциативным связям мнемотехнических приемов трудный и доступный для учащихся и студентов материал преобразуется в доступный и понятный.

Приемы мнемотехники.

1) Буквенно-звуковая мнемоника

2) Рифмовки. Общность ударений.

3) Отнесенность к одному словообразовательному типу.

4) Сказки - ассоциации.

5) Схематично - рисуночная мнемоника.

6) «Материальная», «пальчиковая» мнемотехника

Понятие «гости» привязываем к отрывку из произведения А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»:

«Ой вы, гости-господа,

Долго ль ездили? куда?

Ладно ль за морем, иль худо?

И какое в свете чудо?»

Следующий этап работы с информацией - это развертывание текста, написанного словами-маркерами, то есть его декодирование. Для этого использую прием «А ты знаешь, что.». Здесь у мен несколько вариантов:

1. Устное проговаривание развернутого текста по словам-маркерам;

2. Письменное декодирование - прописывание текста в тетради или специальных бланках;

3. Работа в таблице. Эта таблица может быть в 2 формах. В одном случае первая колонка уже дана со словами из цепочки, а учащиеся записывают предложения с этими словами. Должен получиться связный текст по теме. В другом случае, обе колонки пустые. С одной таблицей работают 2 учащихся:

Innovative Technologies in Teaching Foreign Languages and Learner Assessment in Online Education

Chirchik State Pedagogical Institute of Tashkent region

один заполняет колонку со словами, другой - колонку с предложениями. В этом случае оценивается работа обоих учащихся и по каждой колонке.

Использование зрительной памяти

Используются различные внешние структурирующие приёмы, позволяющие активизировать зрительную память. Может использоваться для запоминания стихотворений, опорного плана, последовательности действий и т. п. Такие приёмы особо эффективны для людей с доминированием зрительной памяти над другими её видами.

Многим знакома ситуация, когда возникала проблема получить связанные с каким-нибудь зрительным образом некие недавно образованные ассоциации, связи. Например, вспомнить фамилию человека. Если фамилия как-то помечалась (особенно, если как-то запоминательно — с какими-либо значимыми, примечательными событиями, эпизодами, дизайнами и т. п.), то достаточно взглянуть на место записи (например, классный журнал), как нужная фамилия сразу вспоминается. Но если известно, что такого «костыля» для мозга под рукой может не оказаться, лучше сделать его заранее «искусственно». Уж он всегда будет «под рукой».

Приём Смысловой рисунок: создаётся «зрительный каркас (скелет, план)», по которому можно «прогуливаться» в произвольном порядке и с произвольной точки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Каждая строка (либо несколько строк) обозначается (кодируется) своим поясняющим шаблоном-«иероглифом» (графическим символом, схематическим рисунком). Для кодирования процесса/объекта (смысла) используются стандартные либо самостоятельно придуманные ассоциативные символы (лучше запоминаются первые возникшие ассоциации, связанные с запоминаемым объектом). Расположение кодирующих символов — обычно последовательно слева направо либо сверху вниз. При ручной прорисовке символов активизируется также и моторная память, что увеличивает запоминание. Схематические рисунки лучше «помещать» по хорошо известному пути (использование памяти запоминания местности, её объектов и рельефа), например, пути домой («развешивать», «прибивать», «вкапывать», ставить за угол и т. п.). После расстановки всех таких «иероглифов» достаточно мысленно «идти» по этой дороге и «считывать» расставленные рисунки-знаки. «Закодированная» в них ситуация должна ассоциативно всплывать в памяти.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Innovative Technologies in Teaching Foreign Languages and Learner Assessment in Online Education

Chirchik State Pedagogical Institute of Tashkent region

REFERENCES

1. Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А. В. Петровского. — Москва: Издательский центр «Академия», 1996. - 496 с.

2. Карнеги Д. Как улучшить память. Книга: Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично: Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей: Как перестать беспокоиться и начать жить. Минск: «Попурри», 2012

3. Козаренко В.А. Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано». Москва, 2007

4. Лурия Л.Р. Маленькая книжка о большой памяти. Ум мнемониста, 1968

5. Шакирова Р.Р. Категория одушевленности-неодушевлённости в современном русском языке. Academic Research in Educational Sciences, 1(4), 1030-1043

6. Jumanova, K. G.K., Yusupova, M. A. (2021). The use of source language in teaching foreign languages. Science and Education, 2 (5), 765-767.

7. Jumanova, K. G.K., Yusupova, M. A. (2021). TEACHING ENGLISH IN PRIMARY CLASSES. Science and Education, 2 (3).

8. Elmurodov, U. Y. (2020). THE IMPORTANCE OF MULTIMEDIA AND MOBILE APPLICATIONS IN TEACHING FOREIGN LANGUAGES. Science and Education, 1(Special Issue 2).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.