УДК 165.62
Дуреева Наталья Сергеевна
Dureeva Natalya Sergeevna
кандидат философских наук,
доцент кафедры глобалистики и геополитики
Сибирского федерального университета
PhD, Assistant Professor, Globalistics and Geopolitics Department, Siberian Federal University
УНИВЕРСАЛИСТСКАЯ МОДЕЛЬ МИРА:
СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ
АНАЛИЗ
THE UNIVERSALISTIC MODEL OF THE WORLD: SOCIO-PHILOSOPHICAL
ANALYSIS
Аннотация:
Summary:
В статье исследуется универсалистская модель мира. Показано, что, согласно теории познания как теории репрезентации, универсалистская модель мира выступает как вероятностное знание, удваивающее действительность.
The article deals with the universalistic model of world. It is shown, that according to the epistemology as a representation theory, the universalistic model of world is performed as probabilistic knowledge, which doubles the reality.
Ключевые слова:
Keywords:
модель мира, метафизическая методология, объективная реальность, конструирование, абстрагирование, репрезентация, действительность, индивидуализм.
model of world, metaphysical methodology, objective reality, modeling, abstracting, representation, reality, individualism.
Модель мира - это целостное отражение объективной реальности в человеческом сознании. Понятие «модель мира» является методологическим средством и применяется как в метафизической, так и в диалектической методологии науки. В рамках метафизической методологии разрабатывается и успешно реализуется универсалистская модель мира, а в диалектической методологии разрабатывается и успешно реализуется космическая модель мира.
Универсалистская модель мира основана на индивидуалистическом понимании окружающей действительности. В ней предполагается верховенство индивидуального над всеобщим. Данная модель объясняет вероятностное знание о мире и выступает как правдоподобная сущность мира, в котором «поведение человека определяется не столько объективной реальностью, сколько реальностью-для-себя, то есть системой субъективных представлений человека о реальности» [1, с. 82]. Другими словами, субъект познания произвольно конструирует, удваивает окружающую его действительность. В этой действительности ведущую роль приобретает стандарт индивидуальной свободы над общественной жизнью.
Универсалистская модель мира характеризуется построением искусственных гипотез, на основе которых происходит познание реальности, независимо от содержания внешнего мира. В результате чего появляется субъективная информация о реальности. В данном случае происходит конструирование знания, не имеющего аналогов в действительности, но претендующего на правдоподобие с определенной долей вероятности.
Таким образом, сконструированное знание выступает как интеллектуальный вымысел, как репрезентация действительности. «Репрезентация - это такая существенная характеристика науки, которая заключается в признании самостоятельности научного знания по отношению к предметному миру, в отрыве содержания знания как образа от его прообраза <...> интеллектуальному вымыслу в форме определенных правил языка науки, изобретаемых самими учеными» [2, с. 168]. Следовательно, основная характеристика репрезентации заключается в отрыве знаний от реальности, а также в получении не достоверного, а с некоторой долей вероятности правдоподобного знания. Из нее следует основная функция репрезентации: замещение, своеобразное удвоение объекта познания, основанное на соотношении, которое исследователь задает самостоятельно. Поэтому универсалистская модель мира представляет собой некую искусственно сконструированную реальность, основанную на правдоподобном, вероятностном знании.
Подобный способ отношения человека к миру актуализирует теорию познания как репрезентацию, как теорию замещения. Теория познания как репрезентация представляет собой знание, независимое от содержания внешнего мира и предполагает собственные критерии научного знания. Объектом исследования теории репрезентации выступает примышленная реальность, формирующаяся по принципу удвоения мира. М. Вартофский по этому поводу пишет, что репрезентация для обычного человека означает «во-первых <...> отношение «похожести» или «сходства», благодаря которому в одной вещи легко угадывается сходство с другой; и, во-вторых <...>
что одна из вещей может в определенных аспектах «замещать», «представлять» или «репрезентировать» другую» [3, с. 57].
Так, в универсалистской модели мир изучается в условиях оторванности от всеобщей связи явлений, отдельности и изолированности предметов. На этом основании теория познания как репрезентация, как теория замещения действительности включает в себя методы идеализации, абстрагирования и другие, к которым исследователи обращались с древнейших времен до наших дней. Например, начиная со времен мифологического сознания, информация о мире, его устройстве и развитии выражалась в мифопоэтической модели. Знания о мире, конструируемые с помощью этой модели, отличались примышленностью и были значительно оторваны от объективной реальности. «В этом смысле мир есть результат переработки информации о среде и самом человеке, причем «человеческие» структуры и схемы часто экстраполируются на среду, которая описывается на языке антропоцентрических понятий» [4]. И мир воспринимался через систему субъективных образов.
Уже в античности универсалистская модель мира была популярна среди софистов. Они идеализировали всякое знание, которое позволило бы человеку стать независимым от природы и общества, пренебрегать всеобщей связью явлений и в соответствии со своими потребностями покорять и преобразовывать мир.
В Средние века построение универсалистской модели мира выразилось в «споре об универсалиях» между реалистами и номиналистами. Смыслом спора была соотнесенность родовых понятий и общих имен с объективной реальностью. Так, Боэций, представитель номиналистической традиции теоретизирования, утверждал, что объективный мир изучается не из своей природы, а из природы познающего. Фома Аквинский, сторонник реалистической традиции теоретизирования, утверждал, что общее, универсальное находится в Боге, существует трояко: до вещей, как идеи (в божественном разуме), в самих вещах, поскольку всеобщее есть сущность единичной вещи, и после вещей - в человеческом разуме, который абстрагирует общее от отдельных вещей и фиксирует его в понятии.
В Новое время под влиянием научно-технических революций и научно-технического прогресса теория познания разделилась на два направления: эмпиризм (в основе которого лежал практический опыт) и рационализм (в основе которого лежали логические рассуждения и теоретические обобщения). В результате вся информация о мире, которую человек воспринимает как внутреннее, принадлежащее своему разуму отделяется от внешнего, объективного мира.
Примышленную разумом человека реальность И. Кант назвал трансцендентальной реальностью. Философ считал, что эта реальность оторвана от объективности и носит исключительно вероятностный характер. В результате возникает модель мира как Универсум, в которой отрицается возможность изучения самой сущности вещи и которая опирается на абстрактные схемы. Абстрактные схемы И. Кант называл как «нечто такое, что нельзя привести к какому-либо образу, ибо схемы представляют вещи только так, как они являются, как трансцендентальный продукт воображения» [5, с. 251]. Следовательно, универсалистская модель мира в кантовской философии реализуется как трансцендентальная (или примышленная) реальность, оторванная от объективной реальности.
Итак, трансцендентальная реальность реализуется через идеализацию понятий, например как «идеальный газ», «материальная точка» и прочие. Например, Н.М. Чуринов подчеркивает, что трансцендентальная реальность «развертывается как следствие отвлечения ученого от всеобщей связи явлений. В результате такого отвлечения и возникает примышленная реальность» [6, с. 142].
Таким образом, универсалистская модель мира выступает как трансцендентальная реальность. Эта реальность вероятностная и примышленная. Она основана на индивидуалистическом понимании мира и предполагает верховенство индивидуального над всеобщим. Универсалистская модель мира формируется с помощью теории познания как теории репрезентации. В метафизической методологии универсалистская модель мира основана на вероятностном и правдоподобном знании о мире, формирующемся на основе абстрагирования и схематизации. Универсалистская модель мира отделена от объективной реальности, и ее характерной особенностью является удвоение действительности.
Ссылки:
1. Басканский О.Е., Кучер Е.Н. Нейролингвистическое программирование как практическая область когнитивных наук // Вопросы философии. 2005. № 1. С. 82-100.
2. Князев Н.А. Сущность и существование науки (проектный анализ). Красноярск, 2003, 250 с.
3. Вартофский М. Модели. Репрезентации и научное понимание / пер. с англ. ; общ. ред. и послесл. И.Б. Новика и
В.Н. Садовского. М., 1988. 508 с.
4. Цит. по кн.: Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия : учебник. М., 2004. С. 165 [Электронный ресурс]. URL: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/kuzn/04.php (дата обращения: 18.05.2014).
5. Кант И. Критика чистого разума. Минск, 1998. 960 с.
6. Боэций. «Утешение философией» и другие трактаты. М., 1990. 414 с.
7. Чуринов Н.М. Совершенство и свобода : философские очерки. 2-е изд. Красноярск, 2003. 515 с.