Terra Humana
Исследования: Арсеньев Н. Стихия возбужденного хаоса и жажда благообразия у Достоевского // Возрождение. Париж, 1971. № 233. С. 51-65; Ахутин А.В. Открытие сознания (Древнегреческая трагедия) // Человек и культура. М., 1990. С. 5-42; Батай Ж. 1) Внутренний опыт, 1954. СПб., 1997; 2) Литература и Зло. М., 1994; Белоусов А.Ф. Последние времена // Aequinox. Сборник памяти о. Александра Меня. М., 1991. С. 9-53; Белый А. Трагедия творчества. Достоевский и Толстой. М., 1911; Бердяев Н.А. 1) Трагедия и обыденность, 1908 // Н.А. Бердяев. Собр. соч. Париж, 1989. Т. 3. Типы религиозной мысли в России. С. 363-397; 2) О жестокости и боли // Судьба России. М., 1990. С. 173-178; 2) Смысл истории, 1919-1920. М., 1990; 3) О назначении человека, 1931. М., 1993; 4) Царство Духа и Царство кесаря, 1948 (гл. XI. - Трагедия человеческого существования и утопия. Сфера мистики) // Там же. С. 327-334); Гегель Г.В.Ф Эстетика: В 4 т. М., 1971. Т. 3. С. 572-616; Вышеславцев Б. 1) Трагическая теодицея // Путь, 1928. № 9; 2) Трагизм возвышенного и спекуляция на понижение // Путь, 1932, № 36; 3) Этика преображенного Эроса, 1931 (гл. III. Трагедия Закона). М., 1994. С. 38-41; 4) Вечное в русской философии, 1955 (гл. VI. Трагизм возвышенного) // Там же. С. 213-227; Гадамер Г.-Г. Прометей и трагедия культуры, 1946 // Г.-Г. Гадамер. Актуальность прекрасного. М., 1991. С. 242-255; Гальцева Р. А. Трагическое // Лермонтовская Энциклопедия. М., 1981. С. 578-579; Гессен С. И. 1) Трагедия добра в «Братьях Карамазовых» // Современные записки. Париж, 1928. Т. 35. С. 306-338; 2) Трагедия зла (Философский смысл образа Ставроги-на) // Путь. Париж, 1932. № 36. С 44-74; Горан В. П. Древнегреческая мифологема судьбы. Новосибирск, 1990; Жук И.В. Онтология ужаса // Кьеркегор и современность. Минск, 1996. С. 120-124; Зелинский Ф.Ф. 1) Трагедия правды // Русская мысль, 1911. Кн. 11. С. 1-47; 2) Трагедия жизни и комедия быта // Новая жизнь, 1912. № 1. Январь. С. 112-128; Зиммель Г. Понятие и трагедия культуры // Логос. М., 1911-1192. Кн. 2/3 (Зиммель Г. Избранное: В 2-х т. М., 1996. Т. 1. Философия культуры. С. 445-474); Иванов Вяч. И.
1) О существе трагедии // Вяч. Иванов. Борозды и межи: Опыты эстетические и критические. М., 1916;
2) Достоевский и роман-трагедия, 1914 // Там же; Ильин И.А. О сопротивлении злу силою. Берлин, 1925 (М., 1993); Ильин В.Н. 1) Трагедия безответной молитвы // Вестник РХД. 1933. № 3; 2) Профанация трагедии (Утопия перед лицом любви и смерти) // Путь. Париж, 1933. № 40 (Ильин В. Эссе о русской культуре. СПб., 1997. С. 116-128); 3) Трагедия дружбы и судьба Сальери // Вестник РХД. 1949. № 3; 4) Бунин и злая жизнь // Возрождение, 1969. № 215; 5) Трагедия и Достоевский // Возрождение. Париж, 1963. № 136. С. 51-68; 6) Религия революции и гибель культуры. Париж, 1987 (М., 1994); 7) Литургия последнего свершения <две главы из книги> // Человек. М., 1994. № 3. С. 48-62; Исупов К. Г Антихрист и мировое зло // Ступени. СПб. , 1997. № 10. С. 133-142; Клочков И.С. Духовная культура Вавилонии: Человек, судьба, время. М., 1983; Липавский Л. Исследование ужаса // Логос. М., 1993. № 4. 76-88; Лосев А. Ф. Греческая трагедия. М., 1958; Любимова Т. Б Трагическое как эстетическая категория. М., 1985; Марсель Г. Трагическая мудрость философии. М., 1995; Мосиенко Л. И. Трагическое // Достоевский: Эстетика и поэтика. Словарь-справочник. Челябинск, 1997; Мунье Э Надежда отчаявшихся, 1948-1950. М., 1995; Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки. Предисловие к Рихарду Вагнеру, 1872 // Ф.Ницше. Соч.: В 2-х т. М., 1990. Т. 1. С. 157-157; Пинский Л. Шекспир. М., 1971; Сакетти. Л. А. Трагическое // Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма. 1904. № 4. С. 219-234; № 5. С. 311-332; № 6. С. 411-427; Се-кацкий А.К. Инфернальная тема в философии // Ступени. Филос. журнал. СПб. , 1997. № 10. С. 129-132; Степун Ф. А. 1) Трагедия творчества // Логос, 1910, кн. 1; 2) Трагедия мистического сознания (Опыт феноменологической характеристики) // Логос, 1911-1912. № 11-12. С. 115-140; 3) Религиозная трагедия Льва Толстого // Ф. Степун. Встречи и размышления. Избранные статьи. Лондон, 1992. С. 121-151; Сумм Л.Б. Учение о трагедии и трагическом в творчестве А.Ф.Лосева // А.Ф. Лосев и культура ХХ века. Лосевские чтения. М., 1991. С. 139-142; Тахо-Годи А. А. Жизнь как сценическая игра в представлении древних греков // Искусство слова. Сб. ст. М., 1973. С. 306-314; Топоров В. Н. Эней - герой судьбы. М., 1965; Федотов Г. П. 1) Трагедия интеллигенции // Версты. Париж, 1926. № 2. 145-184 (под псевдонимом Е. Богданов); 2) Трагедия древнерусской святости // Путь. Париж , 1931. № 27. С. 43-70; 3) Христианская трагедия // Новый журнал. Нью-Йорк, 1950. № 1-12. С. 126-141; Федоров Н. Ф. 1) Мировая трагедия // Н.Ф. Федоров. Соч.: 4 т. М., 1995. Т. 2. С. 162-164; 2) Трагическое и вакхическое у Шопенгауэра и Ницше // Там же. С. 159-160; Флоренский П. А. <Письмо семье от 10-14 марта 1936 г. с Соловков> // П.А. Флоренский. Детям моим... М., 1992. С. 423-424; Шаховской Иоанн. Смысл трагизма // Иоанн Шаховской. Избранное. Петрозаводск, 1992. С. 471-472; Шиллер Ф. О трагическом в искусстве, 1792; Шестов Лев. Киркегард и экзистенциальная философия (Глас вопиющего в пустыне), 1939 (М., 1992); Шопенгауэр А. О ничтожестве и горестях жизни // А. Шопенгауэр. Избранные произведения. М., 1992. С. 63-80. С. 50-52; Щенников Г. К. Трагическое // Ф. М. Достоевский: Эстетика и поэтика. Словарь-справочник. Челябинск, 1997. С. 52; Dietrich B.C. Death, fate and Dods. L., 1966.
УНИВЕРСАЛИИ КУЛЬТУРЫ
Общечеловеческие репрезентации культурного опыта и деятельности, символически отраженные в эйдетической памяти, образно-мировоззренческих конструкциях, этимологических ценностях языка, «имажах» искусства и словесности. Их об-
щий генезис связан с центральными оппозициями основного мифа (золотое яйцо, мировое древо): «жизнь/смерть», «верх/низ», и др. этого ряда, с первоначальным опытом структурирования Космоса и его вещей, с установлением систем терминов родства,
семантикой имени, с ритуально-магической практикой, с первыми запретами (на инцест, на сыроядение) и первыми трофеями культуры (дары Прометея: одежда, огонь, число). Совокупность универсалий образует словарь^утЬо1агшт с правилами сочетания элементов (парадигматика и синтагматика), дает меру валентности смысловых скрещений (в режимах национального варьирования основного мифа) и определяет работу механизмов образных и обрядово-жестовых репрезентаций (прагматика). Пути поиска универсальных черт культуры определяются с рождением науки философии истории (Вольтер, Гер-дер), мифологическими штудиями немецких романтиков, успехами антропологии и этнографии, а в ХХ в. — психоанализом, лингвистикой универсалий, структурно-типологическими и семиотическими методами, социальной психологии, математической теорией игр (напр., теорией конфликта), зоопсихологии, попытками моделирования коллективного поведения и ментальных процессов, с панорамным интересом к проблеме в постклассических исследованиях. С рождением понятия «человечество» конечной целью большинства гуманитарных дисциплин стало уяснение структурно-эстетического единства мировой культуры. Специфическое интонирование эта задача получила на фоне дискуссий о природе внеземных цивилизаций и нового прочтения наследия русских космистов. Качественно новые аспекты общей теории культуры предложила философия диалога, модерные трактовки моделей ноосферы и экологической проблематики. В рамках отечественной традиции серьезные достижения принадлежат московско-тартуской школе. Мифопоэтический ряд утверждает универсалии архаического порядка: мифологемы хтонических сил (огонь/вода/земля/воздух; ср. пятирицы Востока) и свя-
занные с ними элементы Космоса (Солнце, звезды, Луна, планеты в их именных персонификациях); ближний мир предметов (камень, дерево, хлеб, зерно, масло; утварь быта); природная органика (птицы, рыбы, насекомые) в ее пространственно-временной определенности и хроматической окрашенности. Над ними свой мир строят универсалии терминов родства (в широком смысле) и древнейшие «метафоры» артефактов (типа: «дом», «зеркало»), экзистен-тных ситуаций (типа: «обмен», «встреча», «путь»), границы состояний (типа: «сон», «смех», «слезы», «тайна», «экстаз») или их «следов» (типа: «тень», «двойник», «го-
лос»). Завершается пирамида универсалий списком видов деятельности; их культурно-исторической импликацией является, вероятно, игра. В отличие от универсалий цивилизации, которые живут факультативно-атрибутивной семантикой, универсалии культуры являются вечными онтологическими и экзистентными константами человеческого бывания, фундаментальными категориями картины мира, суммарной аксиоматикой внутреннего опыта. Универсалии культуры есть априорное наследие культурной памяти, проективно определяющей работу механизмов духовного преемства, новаторства и палингенеза. Когда этот «механизм» начинает работать в режиме катастрофы, то мы имеем дело либо с мифологией культуры (осложненные «историософской» мимикрией и подражанием неактуальному прошлому; см. работы Г. Тарда на фоне современных представлений об «иронии истории»), либо с патологией культуры (см. эксплуатацию и ревизию архаической семантики «крови» и «почвы» в идеологии расизма и фашизма). Прояснение списка УК и меры их исторической валентности помогли бы с большей полнотой установить иерархии эстетических и аксиологических категорий.
Исследования: Артемьева Т.В. Идея истории в России XVIII века. СПб., 1998. (Философский век. Альманах. Вып. 4); Вежбицкая А. Семантические универсалии и описание языков. М., 1999; Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977; Вольтер Ф. М. А. Философия истории. СПб., 1868; Данилевский Н. Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к романо-германскому. М., 1995. Изд. 6-е; Драмалиев Л. Существуют ли культурные универсалии? / пер с франц. Э. Гроссман // Ежегодник Философского общества в СССР. 1989-1990. Человек и человечество: духовные традиции и перспективы. М., 1990. С. 110-113; Идея истории в Российском Просвещении / Отв. ред. Т.В. Артемьева, М. И. Микешин. СПб., 1998 (Философский век. Альманах. Вып. 5); Леонтьев К. Н. Восток, Россия и Славянство: В 2 т. СПб., 1885-1886; Махлин В. Л. Я и Другой <Истоки философии «диалога» ХХ в.>. СПб., 1995; Ойзерман Т. И. Существуют ли универсалии в сфере культуры? // Вопросы философии. М., 1989. № 2; Проблема поиска жизни во Вселенной. Труды Таллинского симпозиума. М., 1986; Розанов В. В. Эстетическое понимание истории // Русский вестник, 1892. № 1; Теория исторического прогресса и упадка // Там же. 1892. № 2, 3; Тард Г. Социальная логика. М., 1996; Топоров В. Н. Древо мировое // Мифы народов мира: В 2 т. М., 1982. Т. 1; Хомяков А. С. Семирамида. <И>сследование <и>стины <и>сторических <и>дей // А.С. Хомяков. Соч.: В 2 т. М., 1994. Т. 1. Работы по историософии.
Лексикон