Государство и право
Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2013, № 3 (2), с. 170-173
УДК 340.137
УНИФИКАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА
© 2013 г. А.В. Пчелкин
Нижегородская академия МВД России
Поступила в редакцию 15.05.2013
Рассматриваются различные подходы к преодолению технических барьеров в торговле при формировании единых экономических пространств и унификация технического регулирования в рамках ЕврАзЭС.
Ключевые слова: технические барьеры в торговле, техническое регулирование; гармонизация правового регулирования, унификация правового регулирования.
В условиях экономической интеграции, развивающейся как вширь, так и в глубину, юридическая наука не может обойти вниманием ее влияние на право, как в целом, так и на отдельные его институты.
Безусловно, в полной мере охватить весь спектр воздействия данного процесса на правовую действительность в рамках одной научной статьи невозможно. Поэтому обратимся лишь к отдельному аспекту такого воздействия, а именно влиянию экономической интеграции на техническое регулирование.
Приступая к решению этой задачи, необходимо, в первую очередь, уточнить, что под экономической интеграцией мы понимаем «наивысшую ступень интернационализации, когда нарастающая экономическая взаимозависимость двух или нескольких стран переходит в сращивание национальных рынков товаров, услуг, капиталов и рабочей силы и формирование целостного рыночного пространства с единой валютно-финансовой системой, единой в основном правовой системой и теснейшей координацией внутри- и внешнеэкономической политики соответствующих государств» [1].
Россия принимает участие как в глобальных интеграционных проектах (в первую очередь, таком как ВТО), так и в региональных (формирование в рамках Евразийского экономического сообщества (далее - ЕврАзЭС), Таможенного союза (далее - ТС) и Единого экономического пространства (далее - ЕЭП).
В экономической теории различают пять форм экономической интеграции [2]. В современных условиях, применительно к России, следует говорить о первых трех: зоне свободной
торговли (для нас эта форма находит реализацию в рамках ВТО); таможенном союзе (Россия участвует в ТС, объединяющем Республику Беларусь, Республику Казахстан и Российскую Федерацию); общем рынке (данная форма реализуется в проекте построения ЕЭП).
От участия в этих проектах мы ожидаем позитивных экономических результатов. И первый опыт поддерживает такие надежды. Так, в 2012 году объемы взаимной торговли участников ТС выросли на 8,6%, о чем констатировала член коллегии (министр) по основным направлениям интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Татьяна Валовая [3].
Правовое обеспечение экономической интеграции в качестве одного из непременных элементов включает техническое регулирование. И это вполне объяснимо.
Одним из условий обращения товаров на внутреннем рынке государств выступает соблюдение обязательных требований к продукции. Например, в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» [4] в обращение на территории РФ может выпускаться продукция, соответствующая обязательным требованиям и прошедшая процедуры обязательного подтверждения соответствия. При этом для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные процедуры, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на территории РФ, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявителем либо уполномоченным заявителем
лицом представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия либо документы об их признании.
Подобного рода положения содержатся и в других государствах. Так, в соответствии со ст. 32 Закона Республики Казахстан от 9 ноября 2004 года № 603-11 ЗРК «О техническом регулировании» необходимым условием обращения на рынке продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия (сертификации или декларированию), является ее соответствие требованиям, установленным нормативными правовыми актами в области технического регулирования, подтвержденное в установленном порядке. Запрещается реализация продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, не прошедшей подтверждение соответствия.
Вопросы технического регулирования, в том числе и обязательные требования к объектам технического регулирования, регламентируются внутренним правом государства, что, безусловно, способно создать технические барьеры в международной торговле.
Преодоление этих барьеров и является одной из задач правового обеспечения экономической интеграции.
В зависимости от глубины интеграции, данная задача может решаться по-разному. Например, в рамках ВТО это достигается посредством соблюдения правил, установленных Соглашением по техническим барьерам в торговле (ВТО, Уругвайский раунд многосторонних торговых переговоров, 15 апреля 1994 г.) [5]. В нем, в частности, устанавливается, что центральные правительства государств-участников обеспечивают: чтобы технические регламенты не разрабатывались, не принимались или не применялись таким образом, чтобы создавать или приводить к созданию излишних препятствий в международной торговле; чтобы при разработке технических регламентов широко использовались международные стандарты и иные механизмы гармонизации обязательных требований.
Реализация более высоких форм экономической интеграции требует более серьезных мер, а именно более глубокой гармонизации и даже унификации технического регулирования.
Примером более глубокой гармонизации технического регулирования может служить подход, выработанный Евросоюзом. В ЕС общая политика технического регулирования определена Решением от 7 мая 1985 г. по новому подходу к технической гармонизации и стандартам (85/С 136/01). При этом новый подход строится на том, что гармонизация законо-
дательства ограничивается принятием посредством Директив основных требований по безопасности (либо других требований, представляющих общую значимость), которым должна соответствовать продукция, поступающая на рынок и свободно циркулирующая внутри Сообщества. Директивы не являются актами прямого действия, поэтому требуют введения по правилам внутригосударственного права государств-участников ЕС. Новый подход также предусматривает, что изделия, на которые распространяется действие Директивы, могут поставляться на рынок только в том случае, если они не представляют угрозы для людей, домашних животных или товаров в случае правильной установки, технического обслуживания и использования по назначению. При этом гарантируется свободное перемещение для изделий, о которых объявлено, что они соответствуют требованиям, предусмотренным в Директиве. Как правило, предварительной проверки соответствия положениям Директивы не требуется.
Безусловно, опыт ЕС по гармонизации технического регулирования заслуживает внимания, однако необходимо учитывать, что в условиях сохранившихся от эпохи СССР тесных экономических, политических, социально-культурных связей и близости правовых систем возможно углубление интеграционных процессов на постсоветском пространстве, и в частности в рамках ЕврАзЭС, при построении ЕЭП как более сложной формы экономической интеграции.
Как отмечает Т.А. Мансуров, «важным направлением формирования ЕЭП, является выработка единых принципов и правил технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации, которое предусматривает проведение согласованной политики в области технического регулирования» [6].
Полагаю, что следует согласиться с С.Н. Ярышевым, указывающим, что необходимо добиваться унификации экономического законодательства государств - членов ЕврАзЭС, рассматривая его гармонизацию как предварительный этап [7]. Необходимо заметить, что данный предварительный этап, нами уже пройден. Ранее уже были приняты: Типовой закон «Об основах технического регулирования» (Приложение к Постановлению МПА ЕврАзЭС от 02.11.02 № 3-14); Модельный закон «О технических барьерах в торговле» (Приложение к Постановлению МПК Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской
172
А.В. Пчелкин
Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан от 12.06.2000 № 10-12).
Началом реализации нового этапа (этапа унификации технического регулирования) можно считать вступление в силу Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации (Санкт-Петербург, 18 ноября 2010 г.).
Соглашением установлено, что технические регламенты Таможенного союза имеют прямое действие на таможенной территории Таможенного союза (территория Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации). В развитие данного Соглашения решением комиссии Таможенного союза 28 января
2011 года № 526 был утвержден Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза (ЕЭП), который включает 61 объект технического регулирования. Стороны не допускают установления в своем законодательстве обязательных требований в отношении продукции, не включенной в единый перечень.
Решением комиссии Таможенного союза от 8 декабря 2010 года № 492 был утвержден график разработки первоочередных технических регламентов Таможенного союза, включивший в себя сорок семь технических регламентов. В настоящее время в Таможенном союзе уже принят 31 технический регламент, из которых - 14 вступили в силу. С июля 2013 года ожидается введение еще семи техрегламентов, в том числе на пищевую продукцию: масложировую, соки, профилактическое питание, пищевые добавки, а также на зерно.
Порядок разработки, принятия, внесения изменений и отмены технических регламентов ТС устанавливается Положением, утвержденным Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20 июня 2012 г. № 48.
В целях реализации Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования Решением Коллегии ЕЭК от 25 декабря
2012 г. № 306 было принято Положение о порядке разработки и утверждения перечней международных и региональных стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов государств - членов Таможенного союза, обеспечивающих соблюдение требований технического регламента Таможенного союза и необходимых для осуществления оценки (подтверждения) соответствия.
Порядок ввоза на таможенную территорию ТС продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования, установлен Положением, утвержденным Решением Коллегии ЕЭК от 25 декабря 2012 г. № 294.
Продукция, в отношении которой принят технический регламент Таможенного союза, может быть выпущена в обращение на таможенной территории Таможенного союза только при условии, что она прошла необходимые процедуры оценки (подтверждения) соответствия, установленные техническим регламентом (техническими регламентами) Таможенного союза. Обязательное подтверждение соответствия продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза осуществляется в формах декларирования соответствия или сертификации. Положение о порядке применения типовых схем оценки (подтверждения) соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза утверждено решением Комиссии Таможенного союза от 7 апреля 2011 года № 621.
Приняты и другие меры по унификации технического регулирования. Однако для полной унификации технического регулирования в рамках ТС и создания ЕЭП необходимо решить и другие вопросы, среди которых - унификация положений об ответственности за нарушение требований в области технического регулирования.
Список литературы
1. Шишков Ю.В. Интеграционные процессы на пороге XXI века. Почему не интегрируются страны СНГ // Ю.В. Шишков. М.: НП «III тысячелетие», 2001. С. 17.
2. Костюнина Г.М. Интеграционные объединения мира / Г.М. Костюнина, Н.Н. Ливенцев // Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебник / Под ред. А.С. Булатова и Н.Н. Ливенцева. М.: Магистр, 2008. С. 164-165.
3. Фурсова И. Вширь или вглубь? Единое экономическое пространство ищет новые резервы для роста // РГ-Бизнес. 2013. 12 марта.
4. СЗ РФ. 2002. № 52. Ст. 5140; 2005. № 19. Ст. 1752; 2007. № 19. Ст. 2293; № 49. Ст. 6070; 2008. № 30. Ст. 3616; 2009. № 29. Ст. 3626; № 48. Ст. 5711; 2010. № 1. Ст. 6; 2011. № 30. Ст. 4603.
5. Вестник Российского информационного центра. 2004. № 1.
6. Мансуров Т.А. Методологические и институциональные основы экономической интеграции стран ЕврАзЭС: Автореф. дис. ... д-ра экон. наук. М., 2012. С. 45.
7. Ярышев С.Н. Международно-правовые вопросы формирования и функционирования Единого экономического пространства: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2012. С. 29.
UNIFICATION OF TECHNICAL REGULATION AS A MEANS OF FORMING A SINGLE ECONOMIC SPACE
A. V. Pchelkin
The article discusses various approaches to overcoming technical barriers in trade when a common economic space is formed. Unification of technical regulation in the framework of the EurAsEC is also considered.
Keywords: technical barriers in trade, technical regulation, harmonization of legal regulation, unification of legal regulation.