Научная статья на тему 'УНИФИКАЦИЯ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ЗАНИМАЮЩИЕСЯ УНИФИКАЦИЕЙ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРАВОВЫХ НОРМ'

УНИФИКАЦИЯ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ЗАНИМАЮЩИЕСЯ УНИФИКАЦИЕЙ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРАВОВЫХ НОРМ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
379
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный формат
Область наук
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДОГОВОР / ОБЫЧАЙ / КОЛЛИЗИИ / УНИФИКАЦИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Арапов С.Н.

Положения международных договоров и правовых обычаев, регулирующих сферу торгово-экономических отношений, крайне многообразны в своем содержании, а потому нередко не стыкуются друг с другом. Подобные ситуации представляют особую сложность, когда необходимо урегулировать отношения, находящиеся в одной сфере, но по-разному расцениваемые с позиций разных договоров. Именно в эти моменты возникает необходимость в унификации международных правовых норм, для чего привлекаются международные организации.The provisions of international treaties and legal customs governing the sphere of trade and economic relations are extremely diverse in content, and therefore often do not fit together. Such situations are particularly difficult when it is necessary to resolve relations that are in the same field, but are treated differently from the standpoint of different treaties. It is at these moments that there is a need for unification of international legal norms, for which international organizations are involved.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «УНИФИКАЦИЯ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ЗАНИМАЮЩИЕСЯ УНИФИКАЦИЕЙ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРАВОВЫХ НОРМ»

УДК 343

Арапов С. Н., магистрант 2 курса юридического факультета ФГБОУ ВО

«МГУ им. Н. П. Огарева», г. Саранск

УНИФИКАЦИЯ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ЗАНИМАЮЩИЕСЯ УНИФИКАЦИЕЙ МЕЖДУНАРОДНЫХ

ПРАВОВЫХ НОРМ

Аннотация: Положения международных договоров и правовых обычаев, регулирующих сферу торгово-экономических отношений, крайне многообразны в своем содержании, а потому нередко не стыкуются друг с другом. Подобные ситуации представляют особую сложность, когда необходимо урегулировать отношения, находящиеся в одной сфере, но по-разному расцениваемые с позиций разных договоров. Именно в эти моменты возникает необходимость в унификации международных правовых норм, для чего привлекаются международные организации.

Ключевые слова: международный договор, обычай, коллизии, унификация, международные организации.

Abstract: The provisions of international treaties and legal customs governing the sphere of trade and economic relations are extremely diverse in content, and therefore often do not fit together. Such situations are particularly difficult when it is necessary to resolve relations that are in the same field, but are treated differently from the standpoint of different treaties. It is at these moments that there is a need for unification of international legal norms, for which international organizations are involved.

Keywords: international treaty, custom, conflicts, unification, international organizations.

В современных условиях многосторонние договоры как источники международного частного права очень часто разрабатываются международными организациями. Торгово-экономические и гражданско-правовые отношения формируются на уровне международного частного права тремя основными видами торгово-экономических организаций, которые различаются с учетом характера перераспределения компетенции между ними и государствами по следующим группам: 1) межправительственные, осуществляющие координационные функции; 2) международные, выполняющие отдельные наднациональные функции; 3) наднациональные.

Принимаемые такими организациями соглашения связаны с особенностями их статуса. Например, координационные функции осуществляются специализированными учреждениями ООН. Это могут быть организации, образующие Группу Всемирного банка - многостороннего

учреждения, которое состоит из шести взаимосвязанных друг с другом организаций, которые входят в систему ООН, в том числе Всемирный банк (ВБ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международное агентство развития (МАР), Международная финансовая корпорация (МФК), Международное агентство по гарантиям инвестиций (МАГИ), Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС). Главная их задача: оказание помощи развивающимся странам за счет развитых.

Наднациональные организации с отдельными наднациональными функциями создаются обычно на основе межправительственных соглашений с участием различных органов государств. Это могут быть торговые палаты, региональные фонды и банки развития, международные центры по контролю за расчетами и кредитованием; финансовые, торговые и экономические организации или институты, которые создаются интеграционными сообществами (например, ассоциации банков, советы по координации кредитных рынков, центральные банки и т.п.); финансовые организации, создаваемые группами корпораций (страховые компании, международные инвестиционные фонды, мировые депозитарии и пр.).

Учитывая многообразие международных договоров и обычаев, которые действуют в рамках международных организаций, в практике международно-правового регулирования выработаны принципы и нормы торгово-экономического регулирования, с учетом которых формируются соответствующие правовые институты [4, с. 99]. При этом тенденция современного договорного нормотворчества на международной арене -совмещение конструкций государственной внешнеэкономической политики (публично-правовая) и политики государства в хозяйственном обороте (частноправовая). В итоге унифицированные нормы и принципы международного частного права формируются параллельно с нормами, которые имеют публично-правовое содержание.

Унификация - процесс создания единообразных норм во внутреннем праве различных государств мира. Такая деятельность осуществляется через

применение национальных и международных механизмов правотворчества в национальном законодательстве государства и на международном уровне. В ходе унификации государства договариваются о единообразном регулировании конкретных видов отношений в рамках международного договора, содержащего правовые нормы, предназначенные для регулирования соответствующей группы отношений. В последующем эти нормы воспринимаются национальным правом государства. Такое «восприятие» свидетельствует о завершении унификации.

Унификация как многогранный процесс делится на виды по определенным критериям. Так, по способу правового регулирования отношений в области международного частного права различают унификацию коллизионного права, унификацию материального частного права и смешанную унификацию, итогом которой являются договоры, содержащие оба вида норм.

По предметному критерию можно вести речь об унификации отраслей, подотраслей и институтов международного частного права.

Исходя из субъектного состава, унификация может быть универсальная (итог - многосторонние универсальные договоры), региональная (итог -региональные договоры), двусторонняя (итог - двусторонние договоры).

Наибольшая эффективность характерна для унификации, осуществленной в вопросах международно-правового регулирования интеллектуальной собственности, арбитражном процессе, меньшая - в сфере семейно-брачных и наследственных отношений, регламентации национально-религиозной и культурной сфер.

Общепризнанными при регулировании торгово-экономических отношений в сфере международного частного права и используемыми при унификации являются следующие принципы: 1) торгово-экономического взаимодействия государств (при его реализации отдельным международным организациям предоставляется право регулировать экономические и финансовые вопросы, которые обычно решаются компетентными органами государства); 2) ненарушения стабильности мирового товарного и финансового рынка (на участников мирового хозяйственного оборота возлагается обязанность

принятия необходимых общих и частных мер по исполнению международных обязательств); 3) добросовестной конкуренции в мировом коммерческом и финансового обороте (субъекты международного права должны иметь равные условия и возможности получения прибыли); 4) сбалансированности торгово-экономических обязательств стран с разными типами и уровнями рынков (кредитные ресурсы по уставам международных организаций должны распределяться на равных условиях).

Следует отметить, что международные организации системы ООН осуществляют систематическую и активную деятельность в связи с подготовкой многосторонних договоров и соглашений, а также свода обычаев и стандартов для выстраивания будущих межгосударственных отношений. В числе таких организаций можно назвать ОЭСР, ЮНЕСКО, МОТ, ФФС, ВОИС, ВТО, ЮНЕП и др., которые разработали ряд наиболее важных многосторонних международных соглашений и прочих актов, которые содержат коллизионные и унифицированные нормы, являющие источниками международного частного права.

Именно при участии межгосударственных организаций в рамках ООН принимались многие универсальные многосторонние конвенции, которые содержат нормы как международного частного права, так и международного публичного права. Например, уже упоминавшиеся выше Конвенции 1969 и 1986 гг., Конвенция ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 г., Конвенция ООН по защите прав трудящихся-мигрантов и членов их семей от 18 дек. 1990 г., Конвенция о договорах международной купли-продажи от 11 апр. 1980 г. (Вена), Конвенция об исковой давности в международной купле-продаже товаров от 14 июня 1974 г. (Нью-Йорк), Конвенция о борьбе с финансированием терроризма от 9 дек. 1999 г. (Нью-Йорк), Палермская Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г., Конвенция против коррупции от 31 окт. 2003 г., Минская конвенция 1993 г. Конвенция о договорах международной купли-продажи от 11 апр. 1980 г. и др.

К международным организациям, которые являются неправительственными, и участвуют в разработке международно-правовых обычаев, стандартов, принципов и правил, имеющих унифицированный характер, относятся МТП, ФАТФ, Международная ассоциация страховых надзоров (МАСН), Всемирный банк клиринговых расчетов, Международная ассоциация фондовых бирж, Европейская федерация ассоциаций кредитных институтов, Всемирная ассоциация фондовых бирж, Европейская федерация ассоциации кредитных институтов, Всемирная ассоциация фондовых бирж, Европейская ассоциация кредитных институтов, Всемирная ассоциация профессиональных участников фондовых рынков, Международная ассоциация страховых надзоров, Международная ассоциация налоговых консультантов, Всемирное депозитарное хранение, Международная расчетная палата, Базельский комитет по банковскому надзору, Международная ассоциация коммерческих банков, Международная ассоциация центральных банков, Международная ассоциация консультантов по управлению и пр. [5, с. 133].

Названные неправительственные организации разрабатывают унифицированные правила в конкретной области международной деятельности. Многие при этом имеют консультативный статус при Экономическом и Социальном Совете ООН (ЭКОСОС). Особое значение в их ряду имеет деятельность МТП. Цель МТП - оказывать содействие улучшению торгово-экономических отношений между различными странами при решении международных экономических проблем. В рамках нормотворчества МТП разрабатывает рекомендации, касающиеся составления контрактов о гарантиях исполнения банковских сделок, страховании финансовых рынков и транснациональных инвестиционных потоках.

МТП выполняет активную роль при выработке отдельных мер, касающихся регулирования расчетной, коммерческой, банковской, корпоративной и иной подобной деятельности, а также по разработке вопросов финансов и банковского дела, страхования и налогообложения, созданию кодексов добросовестного поведения в бизнесе [2, с. 110]. Именно при участии

МТП были унифицированы многие международно-правовые обычаи, торговая практика, разработаны типовые контракты, общие требования к лизингу, факторингу и прочим банковским операциям, Инкотермс.

Как организация с консультативным статусом в ООН МТП сотрудничает со многими международными организациями, как правительственными, так и неправительственными, готовит рекомендации для МВФ, ВТО, ЮНИДО, ЮНСИТРАЛ и т.д. В систему МТП входят Международный арбитражный суд, институт международного права и практики в сфере бизнеса, Международное бюро торговых палат, Международное морское бюро, Бюро по борьбе с подделками, Бюро по борьбе с экономической преступностью.

В ряду важнейших документов, принятых международными неправительственными организациями, следует назвать Принципы УНИДРУА, Унифицированные правила по расчетам банковскими аккредитивами (МТП), Основополагающие принципы Базельского комитета по банковскому надзору по оценке финансовой стабильности национальной банковской системы, Унифицированные правила по банковским гарантиям (МТП), Унифицированные правила для гарантий по требованию (МТП), Унифицированные правила по договорным гарантиям (МТП), Рекомендации Группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ) и пр.

Процесс унификации международно-правовых норм осуществляется через такие международные органы и организации как УНИДРУА, ЮНСИТРАЛ, МТП.

УНИДРУА (UNIDRUA) - международная организация, которая была учреждена в соответствии с Соглашением между Правительством Италии и Лиги Наций от 3 октября 1925 г. В 1940 г. она отделилась от Лиги Наций и приняла свой устав. На сегодняшний день в УНИДРУА входит более 40 государств, в том числе и Россия. Ее главной задачей является изучение средств и способов гармонизации и сближения частного права государств или их групп. Также она осуществляет подготовку к принятию различными государствами мира актов

законодательства, включающих в себя унифицированные и потому единообразные нормы частного права [1, с. 130].

УНИДРУА также занимается вопросами международного финансового права. Ею был разработан цикл конвенций по данному вопросу. Наиболее известны Оттавские конвенции о международном финансовом лизинге от 28 мая 1988 г. и о международном факторинге от 28 мая 1988 г. Эти конвенции являются итоговыми документами дипломатической конференции по принятию проектов конвенций о международном факторинге и международном финансовом лизинге, подготовленных УНИДРУА, которая проходила в Оттаве [3, с. 37].

Конвенция о международном финансовом лизинге регулирует сделки финансового лизинга, когда по договорам финансового лизинга договаривающимися сторонами являются государства (арендодатель и арендатор), имеющие коммерческие предприятия в разных государствах, а также государство, в котором поставщик по такому договору имеет свое коммерческое предприятие. Конвенция действует и когда договора поставки и лизинга регулируются национальным законодательством хотя бы одного договаривающегося государства (ст. 3 Конвенции).

Ст. 5 Конвенции допускает отказ от ее применения при условии, что каждая сторона по договорам поставки и лизинга согласилась с этим. При этом следует руководствоваться правилами ст. 6 о порядке толкования Конвенции, предусматривающими, что любое толкование данного документа должно ориентироваться на достижение единообразия в ее применение и соблюдение добросовестности в международных торговых отношениях.

Конвенция о международном факторинге сыграла весомую роль в регулировании соответствующих отношений, явившись базой последующего нормативного их регулирования в законодательстве национальных государств. Многие из них стали регулировать такие отношения на внутригосударственном уровне. В частности, в ГК РФ есть положения о финансировании под уступку денежного требования. Под эгидой УНИДРУА были приняты и иные

международные договоры, регулирующие отношения в области международного финансового права.

Что касается ЮНСИТРАЛ, то данная организация была учреждена в 1966 г. в условиях актуализации кодификационной деятельности отношений в области коммерческого оборота, находящихся в сфере действия норм международного частного права. По этой причине ЮНСИТРАЛ оказалась и в сфере финансового права. Наиболее важный документ, который был разработан данной организацией, - Конвенция ООН о международных переводных и международных простых векселях от 9 декабря 1988 г. (г. Нью-Йорк). Предмет ее регулирования - отношения в области международного вексельного обращения. В частности, здесь определяются права и обязанности участников вексельных правоотношений, в том числе права обычного и защищенного держателей; конкретизирован порядок предъявления векселя к оплате и вытекающие из этого последствия; отдельно регулируются условия освобождения от ответственности сторон вексельных обязательств. В ст. VIII Конвенции определен срок исковой давности, который может быть реализован в течение 4 лет. Данную Конвенцию часто сравнивают с Конвенцией, устанавливающей единообразный закон о переводном и простом векселе, заключенной в Женеве 7 июня 1930 г. Однако, в поздней Конвенции ЮНСИТРАЛ регулируются, прежде всего, вопросы оборота векселей.

В числе важнейших документов, разработанных ЮНСИТРАЛ, следует назвать Нью-Йоркскую конвенцию о независимых гарантиях и простых аккредитивах (1995 г.). Она применяется к таким обязательствам, которые представлены в форме независимых гарантий или резервного аккредитива, выдаваемых банком, другим лицом или учреждением, считающимся гарантом / эмитентом, и предполагающих обязанность по уплате определенной или определимой суммы бенефициару на основании его простого требования или по требованию с представлением других документов на основе любых документарных условий обязательства (ст. 2).

В ст. 3 этой же Конвенции предусмотрена возможность толкования Конвенции, а также установлены права и обязанности ее участников. В частности, установлено, что права, регулируемые Конвенцией, могут вытекать и из иных обязательств акцессорного характера, которые не зависят от основного обязательства. Так, согласно гл. V суд может выдать предварительный приказ, по которому бенефициару запрещается принимать платеж, или приказ, блокирующий поступление средств по обязательству. Если же отсутствует право выбора, обязательство регулируется правом того государства, на территории которого находится коммерческое предприятие гаранта (эмитента), выдавшего обязательство.

Также ЮНСИТРАЛ в 1987 г. было принято Правовое руководство по электронному обороту средств. В нем содержатся положения, которыми регулируются договорные отношения участников электронного перевода, а также механизмы осуществления самого такого перевода. Интересно при этом определение самого электронного перевода, предлагаемое в Руководстве. Оно характеризуется как такой перевод, который одну или более операций электронными методами. Важнейшим в ряду таких методов считается замена бумажного поручения перевода, который подписан собственноручной подписью, на электронный, который подписан электронным способом и передается по компьютерной сети.

Таким образом, унификация норм международного частного права -важнейшее направление международного сотрудничества по совершенствованию нормативной базы взаимодействия государств в данной области взаимодействия. В результате унификации создаются унифицированные нормы как материально-правового, так и коллизионного характера, обеспечивающие последующее единообразие юридической практики.

Библиографический список:

1. Алимова Я.О. Унификация и гармонизация в международном частном праве. Вопросы теории и практики: монография / Я.О. Алимова, Н.Н.

Викторова, Г.К. Дмитриева и др.; отв. ред. Г.К. Дмитриева, М.В. Мажорина. -М.: Норма, 2016. - 208 с.

2. Арефьева Е.В. Роль и место международных договоров в правовой системе России / Е.В. Арефьева, Я.В. Баканова // Альманах молодого исследователя. - 2019. - № 7. - С. 110-114.

3. Мансурова Н.С. К вопросу о правовой природе принципов международных коммерческих договоров УНИДРУА / Н.С. Мансурова // Евразийский юридическиий журнал. - 2019. - № 11. - С. 36-41.

4. Парамошина Е.А. Актуальные вопросы унификации и гармонизации международного договорного права / Е.А. Парамошина // Современное право. -2010. - № 7. - С. 94-99.

5. Цирина М.А. Проблемы унификации международного частного права в современном мире // Журнал российского права. - 2014. - № 3. - С. 128133.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.