Научная статья на тему 'Международное торговое право и нормотворческая деятельность международных организаций'

Международное торговое право и нормотворческая деятельность международных организаций Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
965
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ ТОРГОВОЕ ПРАВО / НОРМОТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / INTERNATIONAL TRADE LAW / NORM CREATING ACTIVITY / INTERNATIONAL ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Никифоров В. А.

В данной статье рассматриваются вопросы нормативной деятельности международных организаций ЮНСИТРАЛ и УНИДРУА, их вклад в развитие международного права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL TRADE LAW AND NORM CREATING ACTIVITY OF INTERNATIONAL ORGANIZATIONS

The article deals with the problems of norm creating activity in the international organizations UNSITRAL and UNIDRUA, their contribution to the development of the international trade law.

Текст научной работы на тему «Международное торговое право и нормотворческая деятельность международных организаций»

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

В.А. НИКИФОРОВ, заведующий кафедрой международного и международного частного права, директор НИИ правовых проблем

Орловского государственного университета, кандидат юридических наук, доцент

Тел. (4862) 76-12-75

МЕЖДУНАРОДНОЕ ТОРЕОВОЕ ПРАВО И НОРМОТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРЕАНИЗАЦИЙ

В данной статье рассматриваются вопросы нормативной деятельности международных организаций ЮНСИТРАЛ и УНИДРУА, их вклад в развитие международного права.

Ключевые слова: международное торговое право, нормотворческая деятельность, международные организации.

Важную роль в международном торговом праве играет унификация норм, регулирующих международную торговлю, осуществляемая Международным институтом по унификации частного права (УНИДРУА) и Комиссией ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ)1.

ЮНСИТРАЛ была образована по решению Генеральной Ассамблеи ООН в 1966 г.2 как механизм, с помощью которого Организация Объединенных Наций получила бы возможность играть более активную роль в уменьшении или устранении препятствий для развития торговли, вызываемых различиями в национальном праве, регулирующем международную торговлю. Она состоит из тридцати шести государств-членов, которые избираются Генеральной Ассамблеей сроком на шесть лет. Членство в Комиссии построено таким образом, чтобы всегда были представлены различные географические регионы и основные экономические и правовые системы современного мира.

Предметные сферы, в которых Комиссия осуществляла и продолжает осуществлять унификационную работу, включают международную куплю-продажу товаров и связанные с ней сделки, международную перевозку грузов, международный коммерческий арбитраж и примирительные процедуры, государственные закупки, договоры на капитальное строительство, международные расчеты, электронную торговлю, трансграничную несостоятельность.

Одним из первых документов в области правового регулирования сделок по международной купле-продаже, подготовленных ЮНСИТРАЛ, стала Конвенция об исковой давности в международной купле-продаже товаров (Нью-Йорк, 1974 г.)3. Конвенция устанавливает унифицированные правила, относящиеся к периоду времени, в течение которого должны быть предприняты юридические действия по защите нарушенных прав, имеющих своим источником договор международной купли-продажи товаров. Конвенция об исковой давности была дополнена в 1980 г. Протоколом в связи с принятием Конвенции ООН по международной купле-продаже (Венской конвенции)4 . Нью-Йоркская Конвенция по исковой давности вместе с Протоколом вступила в силу 1 августа 1988 г.

Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров (Вена, 1980 г.)5, разработанная в рамках ЮНСИТРАЛ, содержит достаточно подробный свод правовых норм, регулирующих заключение договора Международной купли-продажи товаров, обязательства продавца и покупателя, средства правовой защиты при нарушении договора и иные аспекты договорных отношений. Конвенция вступила в силу 1 августа 1988 г.; в отношении Российской Федерации Конвенция действует с _________ 1 сентября 1991 г.

© В.А. Никифоров

ПРАВО

Венская Конвенция имеет большое практическое значение для сферы международной торговли, поскольку охватывает довольно значительное число участников (около шестидесяти), среди которых находятся и государства — основные торговые партнеры Российской Федерации. Хотя Конвенция не решает исчерпывающим образом все проблемы, возникающие при осуществлении операций по международной купле-продаже, она существенным образом облегчает процесс заключения и исполнения договоров, уменьшая число коллизий, которые могут возникать из-за различий в национальном регулировании.

К области, непосредственно примыкающей к унификации права международной купли-продажи товаров, также относится и принятое Комиссией в 1992 г. Правовое руководство по международным встречным торговым сделкам6, целью которого является оказание содействия сторонам, проводящим переговоры по заключению встречных внешнеторговых сделок. Указанное правовое руководство, хотя и имеет ненормативный характер, т.е. является, по сути, рекомендацией, вместе с тем может выполнять решающую роль при выборе контрагентами того или иного договорного урегулирования, которое в максимальной степени будет отражать их интересы и вписываться в принятые в международной торговле варианты решения проблем встречных обязательств.

В сфере унификации правового регулирования международных перевозок, которые обычно тесно связаны с внешнеэкономическим оборотом, ЮНСИТРАЛ подготовлены два весьма важных для данной области международного экономического сотрудничества акта. Первый из них — это Конвенция ООН о морской перевозке грузов, принятая в Гамбурге в 1978 г. (так называемые «Гамбургские правила»)7. Данная Конвенция устанавливает унифицированное регулирование для прав и обязанностей грузоотправителей, перевозчиков и грузополучателей по договору морской перевозки грузов. Конвенция вступила в силу 1 ноября 1992 г. Россия не является участником Конвенции, но Конвенция имеет немалое значение и для российских участников внешнеэкономической деятельности и морских перевозчиков, поскольку дает представление о современных тенденциях в развитии правового регулирования отношений между грузовладельцами и перевозчиками в современных условиях.

Другим унифицированным документом, относящимся к области международных грузовых перевозок, является Конвенция ООН об ответственности операторов транспортных терминалов8,

принятая в 1991 г. в Вене. Конвенция создает единообразный правовой режим в отношении ответственности оператора транспортного терминала за утрату или повреждение груза, находящегося в процессе международной перевозки, в период, когда этот груз находится на транспортном терминале. Кроме того, Конвенция устанавливает ответственность оператора терминала за вызванную им просрочку в доставке груза. Значение данной Конвенции заключается также и в том, что отношения, являющиеся предметом регулирования Конвенции, как правило, специально не регулируются в национальном законодательстве, и поэтому нормы, зафиксированные в Конвенции, дают достаточно ясное представление о том, как эти отношения могут регулироваться в конкретных случаях.

По всеобщему признанию, деятельность ЮНСИТРАЛ оказалась весьма успешной в области унификации правового регулирования процедуры разрешения международных коммерческих споров. Первым результатом усилий Комиссии в этой сфере стало принятие в 1976 г. Арбитражного регламента ЮНСИТРАЛ9. Этот Регламент, по сути, содержит почти полный свод процессуальных норм и правил, которые по соглашению сторон могут применяться к международному арбитражному процессу разрешения споров, возникающих из коммерческих взаимоотношений. Этот документ, нашедший довольно широкое применение в международной практике в последние годы, используется как при арбитраже «ас1 hос», т.е. когда спорящие стороны не обращаются к какому-либо постоянно действующему арбитражному органу, так и в практике институционного (постоянно действующего) арбитража. Как свидетельствует практика, внешнеторговые контракты, заключаемые российскими предприятиями, все чаще содержат также ссылку на применение Арбитражного регламента ЮНСИТРАЛ и в случаях, когда местом рассмотрения споров является Россия, и когда это согласованное место находится за рубежом.

Отвечая на потребность, часто возникающую у контрагентов по международным сделкам, попытаться разрешить возникший конфликт в доарбит-ражном порядке, Комиссия в 1980 г. разработала документ под названием Согласительный регламент ЮНСИТРАЛ10. Этот Регламент может применяться по соглашению сторон, когда стороны пожелали урегулировать свои разногласия путем проведения согласительной процедуры до того, как они прибегают к формальному разбирательству своего спора. Коммерческая практика, харак-

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

терная для современных условий России, еще не дает примеров широкого использования согласительной процедуры, когда между партнерами возникают разногласия и споры, даже когда разногласия имеют незначительный характер, чаще всего используется формальная процедура, например третейский суд (арбитраж), что вряд ли представляется оправданным с точки зрения материальных и временных затрат. Вместе с тем по мере развития и укрепления рыночных отношений коммерческая практика российских предприятий (как внешняя, так и внутренняя) будет нуждаться в использовании неформальных методов урегулирования разногласий, что сделает необходимым использование правил, регулирующих согласительную процедуру.

Весьма эффективным инструментом унификации национального законодательства разных стран в области арбитражного процесса (третейского разбирательства) стал Типовой закон ЮНСИТРАЛ о международном коммерческом арбитраже, одобренный Комиссией в 1985 г.11. Основная цель этого документа заключается в оказании содействия странам, осуществляющим реформу или модернизацию своего законодательства, регулирующего арбитражную процедуру, в том, чтобы они имели возможность учесть особенности и потребности международного коммерческого арбитража в этом процессе. В последовавший после принятия Типового закона период этот документ был использован в законотворческом процессе большим числом государств с различным уровнем развития правового регулирования в данной области. Например, Закон Российской Федерации «О международном коммерческом арбитраже» 1993 г. также был принят на основе Типового закона ЮНСИТРАЛ.

В целях оказания содействия практике международного коммерческого арбитража Комиссией был разработан и в 1996 г. принят документ под названием Комментарии ЮНСИТРАЛ по организации арбитражного разбирательства12. В этом документе содержится подробное разъяснение вопросов, по которым арбитраж может принять решение для эффективной организации процесса арбитражного разбирательства. Текст Комментариев, носящих рекомендательный характер, может быть использован как при процедуре «аС 1пос», так и при институционном арбитраже.

В области разрешения международных коммерческих споров ЮНСИТРАЛ разрабатывает вопросы, связанные с исполнением арбитражных решений, обеспечительными мерами в поддержку арбитража, применением согласительной

процедуры, взаимодействия арбитража и судебных органов, а также другие актуальные вопросы. Целью этих разработок, в частности, является дополнение положений Типового закона о международном коммерческом арбитраже, а также обеспечение применения ранее принятых в области международного арбитража конвенций в условиях современной международной коммерческой практики, ориентирующейся на использование последних достижений в сфере электронной связи.

Актуальная информация о статусе конвенций и типовых законов, являющихся результатом работы ЮНСИТРАЛ, а именно перечни государств, которые присоединились к какой-либо конвенции или приняли законодательство, основанное на каком-либо типовом законе, ежегодно публикуется Комиссией13. Кроме того, документы, связанные с деятельностью ЮНСИТРАЛ, включая подготовительные работы по каждому реализованному проекту, содержатся в Ежегодниках ЮНСИТРАЛ.

На протяжении более полувека заметное место в области создания единообразного регулирования гражданско-правовых отношений с иностранным элементом, развитие которых в первую очередь было связано с интенсификацией международного экономического сотрудничества, занимал Международный институт унификации частного права. Создание Института в 1924 г. стало результатом признания мировым сообществом того обстоятельства, что различия в правовых нормах, действующих в разных государствах, являются серьезным препятствием для успешного развития международного общения и лучшего взаимопонимания между людьми и государствами.

За годы своей деятельности Институт подготовил более семидесяти проектов и исследований в области унификации частного права, многие из которых стали действующими международными инструментами. Среди наиболее актуальных для международного торгового оборота достижений УНИДРУА можно назвать Конвенцию о представительстве в международной купле-продаже товаров (Женевскую конвенцию) 1983 года14. Указанная Конвенция предусматривает нормы, регулирующие ситуацию, когда одно лицо уполномочено заключать договор международной купли-продажи в интересах другого лица. Хотя Конвенция ратифицирована рядом государств (в частности, Италией, Францией, Мексикой, Нидерландами и Южной Африкой), она в настоящее время еще не вступила в силу, поскольку число ратифицировавших ее государств не достигло нужного числа. Следующими важными документами стали

ПРАВО

Конвенция УНИДРУА о международной финансовой аренде (лизинге) и Конвенция УНИДРУА о международной уступке дебиторской задолженности (факторинге)15, работа над которыми была завершена их принятием в 1988 г. на дипломатической конференции в Оттаве. Обе конвенции уже вступили в силу. С 1 января 1999 г. Конвенция о международной финансовой аренде (лизинге) является составной частью правовой системы Российской Федерации. Иными словами, она подлежит применению в случаях, если к сделкам российских предприятий применяется российское право либо когда контрагентом российского предприятия является фирма из страны, которая также участвует в данной Конвенции. Кроме России участниками Конвенции о финансовом лизинге являются также Белоруссия, Венгрия, Италия, Латвия, Нигерия, Панама, Франция.

Конвенция УНИДРУА о международной уступке дебиторской задолженности (факторинге) пока еще не ратифицирована Российской Федерацией. Однако ее положения учитывались при подготовке положений нового Гражданского кодекса Российской Федерации, касающихся договора о финансировании под уступку денежного требования. Среди участников Конвенции УНИДРУА о международной уступке дебиторской задолженности (факторинге) те же страны, что участвуют в Конвенции УНИДРУА о международной финансовой аренде (лизинге), с добавлением ФРГ, но с изъятием Белоруссии, Панамы.

В 1994 г. Институтом была завершена многолетняя работа над проектом документа, получившего название Принципы международных коммерческих договоров УНИДРУА16. Данный документ является сводом норм, которые традиционно составляют общую часть договорного права. Формулирование норм, включенных в этот свод, осуществлялось на основе анализа юридической доктрины и действующего законодательства, включая практику его применения, и выявления наиболее приемлемых общих подходов, имеющихся в различных национальных правовых системах. Важная роль при этом была отведена учету современных потребностей унифицированного регулирования торговых сделок, заключаемых в процессе международного коммерческого оборота.

Официальный текст Принципов УНИДРУА содержит также комментарий для каждого из положений, вошедших в состав этого свода правовых норм. В целом он составляет, по существу, автономную кодифицированную систему, которая может применяться аналогично соответствующей системе правовых норм, входящих в систему на-

ционального права. Комментарии Принципов также дополнены иллюстрациями фактических ситуаций; это облегчает использование данного документа на практике, а также должно способствовать его широкому распространению в качестве источника правил международного коммерческого оборота.

В соответствии с основным замыслом указанные правовые нормы подлежат применению в случае, если стороны согласились, что их договор будет регулироваться этими Принципами, и сделали на них соответствующую ссылку в своем договоре. Представляется, что такое использование Принципов должно стать наиболее распространенным.

Одновременно их применение также возможно, когда стороны согласились, что их договор будет регулироваться «общими принципами права», «1ех тегсаШпа» или аналогичными положениями17 . Такая практика стала довольно частой при заключении международных коммерческих договоров, поскольку контрагенты часто не желают, чтобы их сделка, имеющая международный характер, регулировалась нормами какого-либо отдельного государства. С этой точки зрения возможность применения Принципов УНИДРУА в такой ситуации значительно повышает правовую определенность и уверенность сторон в части содержания их взаимных обязательств.

Другой публикацией УНИДРУА, направленной на унификацию решения правовых проблем международных коммерческих сделок, стало Руководство по организации международной сети коммерческой концессии (франчайзинга)18.

На сегодняшний день среди приоритетных тем в работе Института в области унификации частного права находится проблема создания единообразного регулирования обеспечения прав (имущественных интересов) в отношении мобильного оборудования19. Подготовлен проект Конвенции

о международных интересах в мобильном оборудовании20. Разработка данного проекта опирается на идею распространить в общем плане предусмотренный в Конвенции УНИДРУА о международной финансовой аренде (лизинге) принцип приоритета принадлежащих арендодателю вещных прав по отношению к требованиям кредиторов арендатора (в частности, при банкротстве последнего) на мобильное оборудование, когда оно является предметом международных сделок.

Основная задача Конвенции состоит в том, чтобы создать систему международных обеспечительных прав (международных интересов) на мобильное оборудование, предусмотреть механизм

их действия и таким образом охватить не только классические обеспечительные интересы (права), но и то, что в настоящее время все в большей степени признается в качестве их функционального эквивалента, а именно обеспечительные интересы арендодателя, возникающие при заключении арендного (лизингового) соглашения. Правовая защита таких интересов будет обеспечиваться при условии их регистрации в международном органе, который будет создан в соответствии с Конвенцией. Конвенция будет дополняться протоколами, относящимися к отдельным категориям оборудования. Протоколы должны содержать специальные правила, которые позволят адаптировать применение Конвенции к особенностям финансовых схем, используемых в отношении сделок с данной категорией мобильного оборудования.

В число разрабатываемых в настоящее время проектов входит также подготовка проектов типовых законов по финансовой аренде (лизингу), а также типового законодательства по коммерческой концессии (франчайзингу). Работа над первым из этих проектов опирается на опыт разработки Конвенции УНИДРУА о международной финансовой аренде и является откликом на потребности развивающихся стран и стран с переходной экономикой, осуществляющих в настоящее время реформу собственного законодательства.

Разработка единообразных правил регулирования коммерческой концессии является продолжением усилий в этой области, которые на современном этапе воплотились в Руководстве об организации международной сети коммерческой концессии.

Примечания

1 См. подробнее: Бекяшев К. А., Моисеев Е. Г. Международное публичное право в вопросах и ответах: Уч. пособие / Отв. ред. К. А. Бекяшев. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008 . - С. 112.

2 Резолюция Генеральной Ассамблеи 2205 (XXI) от 17 декабря 1966 г.

3 А/CONF. 63/17.

4 А/CONF. 97/18, аппех II.

5 А/CONF. 97/18, аппех 1.

6 А/CN. 9/SER. D/3.

7 А/CONF. 89/13, аппех 1.

8 А/CONF. 152/13, аппех.

9 А/31/17 рага. 57.

10 А/35/17 рага.106.

11 А/40/17, аппех 1.

12 A/CN.9/423.

13 Комиссия Oрганизации Oбъединенных Наций по праву международной торговли. Тридцать третья сессия, Нью-Йорк, 12 июня — 7 июля 2000 г. ^атус конвенций и типовых законов. Записка Cекретариата (А/CN/ 9/474).

14Fmal Act of the Diplomatic Со^егепсе for the Adopts of the UNIDROIT Draft Convention оп Адепсу m the 1^егпа^опа1 Sale of Goods. UNIDROIT. Rome. 1983.

15 Федеральный закон от 08.02.98. ^брание законодательства Российской Федерации. - 1998, 16 февраля. - № 17. - От. 787.

16 Dеcаux Е. Droit inteгnational public. - Paris. - 1997. - Р. 135.

17 Seе UNIDROIT 1997. CD (76) 7. - Rome, Jаnuагу 1997.

18 Guide to Inteгnational Master Franchise Arrangements. UNIDROIT. - Rome, 1998.

19 В понятие «мобильное оборудование» включается значительное по своей стоимости инвестиционное оборудование, которое регулярно перемещается через границу в ходе его обычного коммерческого использования. К такому оборудованию относятся, в частности, самолеты, сложное авиационное оборудование, а также подвижной железнодорожный состав, космические спутники и оборудование для космических запусков. Возможность применения различных национальных режимов к сделкам с таким оборудованием означает потенциальную возможность возникновения сложных правовых проблем и тем самым создает правовую неопределенность в отношении прав и обязанностей участников сделок, затрагивающих их материальные интересы.

20 http://www.bisenessmix.ru

V.A. NIKIFOROV

INTERNATIONAL TRADE LAW AND NORM CREATING ACTIVITY OF INTERNATIONAL

ORGANIZATIONS

The article deals with the problems of norm creating activity In the International organizations UNSITRAL and UNIDRUA, their contribution to the development of the international trade law.

Key words: international trade law, norm creating activity, international organizations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.