Научная статья на тему 'Умственная работоспособность человека: динамические и возрастные аспекты'

Умственная работоспособность человека: динамические и возрастные аспекты Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2291
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ала Авад, Е. В. Переверзева, В. А. Переверзев

Проведенные исследования показали, что показатели умственной работоспособности человека в достаточно большой степени зависят от его возраста и существенно изменяются в процессе повторных тестирований. Полученные факты необходимо учитывать при профессиональном отборе людей (особенно старше 50 лет) для операторских видов трудовой деятельности, при анализе изменения умственной работоспособности больных в условиях их амбулаторного лечения, а также при разработке медикаментозных и немедикаментозных способов повышения умственной работоспособности человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ала Авад, Е. В. Переверзева, В. А. Переверзев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Умственная работоспособность человека: динамические и возрастные аспекты»

мужчин (в обследованной группе был всего 1 мужчина). До развития инсульта у 1/3 наших пациентов возникали, так называемые, приступы-предвестники. Предыдущие исследования свидетельствуют, что у 19,9% пациентов ЭП являются первыми симптомами заболевания или возникают в первые 7 суток от его начала -ранние приступы. У 53,8% пациентов приступы развиваются после 7 суток - поздние приступы. У 9% больных после перенесенного инсульта возникает эпистатус, причем развитие его не зависит от факторов риска инсульта, типа инсульта, его топографической локализации и непосредственной причины, вовлечения коры, стороны поражения (Гехт А.Б., 2002). По типам приступов распределение следующее: приступы-предвестники чаще простые парциальные, локализация которых соответствует очагу развивающегося в дальнейшем инсульта, реже это сложные парциальные приступы с вторичной генерализацией. Ранние приступы чаще парциальные с вторичной генерализацией, реже это простые парциальные приступы. Поздние также чаще парциальные с вторичной генерализацией, реже простые моторные парциальные в парализованных конечностях, и еще реже сложные парциальные приступы.

Таким образом, различные формы симптоматических эпилепсий имеют не только клиническую специфичность, но и свои нейрофизиологические особенности. Однако проблема эпилепсии все еще далека от того уровня понимания и научного обоснования, которые могли бы удовлетворять требованиям современной практической медицины. Следует продолжить поиск и определить возможности комплексного подхода к оценке эпилепсии с позиции современных достижений нейронаук.

Литература

1. Авакян Г. Н. Эпилепсия. Аспекты патогенетической терапии // 2 Восточно-Европейская конференция "Эпилепсия и клиническая нейрофармакология", Украина, Крым, Гурзуф, 6-10 июня 2000, из-во Запорожского госуниверситета. -С. 176-177.

2. Берснев В.П., Хачатрян В.А. Эпилептические припадки после ликворошунтирующих операций // Вопросы нейрохирургии - 1993. - №3. - С. 26-29.

3. Бурд Г.С., Гехт А.Б. Диагностика и лечение сосудистой эпилепсии // Современные методы диагностики и лечения эпилепсии: Материалы Росс.научно-практич. конференции, Смоленск,27-28 ноября 1997,"Фармаграфик". - С.29.

4. Вейн А.М., Воробьева О.В. Оптимизация тактики терапии симптоматических парциальных эпилепсий с использованием ретардной формы карбамазепина // 2 Восточно-Европейская конференция "Эпилепсия и клиническая ней-рофармакология", Украина, Крым, Гурзуф, 6-10 июня 2000, из-во Запорожского госуниверситета. - С. 193-194.

5. Гехт А.Б., Тлапшокова Л.Б., Лебедева А.В. Постинсультная эпилепсия // Журн. неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова - 2000. - №9. - С.67-70.

6. Гнездицкий В.В. Новое в нейрофизиологической диагностике эпилепсии // 2 Восточно-Европейская конференция "Эпилепсия и клиническая нейрофармакология", Украина, Крым, Гурзуф, 6-10 июня 2000, из-во Запорожского госуниверситета. - С.10-12.

7. Земская А.Г. Мультиформные глиобластомы головного мозга. - Л.: Медицина, 1976. - 192с.

УДК 612.825.8.015.2/.3(075.8)

УМСТВЕННАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА: ДИНАМИЧЕСКИЕ И ВОЗРАСТНЫЕ АСПЕКТЫ

Ала Авад, Е. В. Переверзева, В. А. Переверзев

Белорусский государственный медицинский университет

Проведенные исследования показали, что показатели умственной работоспособности человека в достаточно большой степени зависят от его возраста и существенно изменяются в процессе повторных тестирований. Полученные факты необходимо учитывать при профессиональном отборе людей (особенно старше 50 лет) для операторских видов трудовой деятельности, при анализе изменения умственной работоспособности больных в условиях их амбулаторного лечения, а также при разработке медикаментозных и немедикаментозных способов повышения умственной работоспособности человека.

Проблема повышения умственной работоспособности человека связана со взрывным ростом разнообразия профессий в XX веке. Современные классификации профессий прямо указывают на то, что значимый объем умственной работы характерен для всех профессий [11,13]. Поскольку интенсивность умственной работы у человека связана с возрастанием в его жизни удельного веса интеллектуальных видов деятельности и их интенсификацией, то это потребовало более глубокого изучения состояния умственной работоспособности, оценки ее резервов и разработки способов их повышения. Коррекция умственной работоспособности человека может осуществляться воздействием на различные механизмы и на различных уровнях, объединяющих эти механизмы. Широко и успешно внедряются в медицинскую практику психотерапевтические методики [3,6]. Предложены такие методы коррекции как создание артифициальных стабильных функциональных связей на

базе фармакологического моделирования эмоционального состояния [10]; использование сочетания воздействий на центральную нервную систему — фармакологического, электроимпульсной терапии, музыкотерапии [5] и др. Остается перспективным применение лекарственных средств. Создан целый ряд групп препаратов, оказывающих влияние на функциональное состояние организма и умственную работоспособность [12-14] — ноотропы, психостимуляторы, транквилизаторы, актопротекторы, адаптогены.

Анализ эффективности коррекции умственной работоспособности человека новыми лекарственными препаратами и немедикамментозными методами требует для сравнения наличие контрольных групп и их адекватный подбор. В связи с этим целью нашей работы была оценка влияния возраста и повторных тестирований при динамическом наблюдении на показатели умственной работоспособности человека.

Объекты и методы исследования. Исследования проведены на 49 мужчинах в возрасте 18—59 лет. Тестирования испытуемых в возрасте от 30 до 59 лет проводились однократно, а испытуемых 18-29 лет — семикратно (исходно и затем еще 6 раз с интервалом в 1 неделю) в течение 1,5 месяцев. Исследования проводились в одно и то же время суток с 800 до 1200. Для исследования умственной работоспособности был использован комплекс приборов "ПФК-01", соответствующий требованиям к построению медицинских приборов и комплексов для психофизиологических исследований [9]. Фиксировались следующие общепринятые [4, 7, 8, 13, 15] показатели: внимание, мышление, кратковременная память, скорость простой и сложной сенсомоторных реакций, а также число ошибок при выполнении заданий. Статистическая обработка была проведена с учетом критериев Стьюдента и Фишера при помощи пакета программ "Stat".

Результаты и их обсуждение. Избирательность (селективность) психических процессов в психологии принято называть вниманием, понимая под ним как тот фактор, который обеспечивает выделение существенных для психической деятельности элементов, так и тот процесс, который поддерживает контроль за четким и организованным протеканием психической деятельности. Исследование внимания позволяет подойти к оценке таких его параметров как: концентрация, устойчивость, скорость, точность, объем, распределение, переключаемость. Они составляют важнейшие психофизиологические качества человека-оператора, выполняющего работу сенсорного и сенсомоторного профиля.

Рис.1. Динамика прироста пропускной способности зрительного анализатора (прирост ПСЗА) у здоровых людей в процессе повторных тестирований.

0,25

0,2

0,15

Прирост ПСЗА (бит/с)

0,1

0,05 0

Исх, 2-е 3-е 4-е 5-е 6-е 7-е 1-е

Пояснения: — различия достоверны (p <0,01) по отношению к исходному уровню;1-е, 2-е, 3-е, 4-е, 5-е, 6-е, 7-е — номера проведения еженедельных тестирований у испытуемых (1-е тестирование — исходное; 2-е, 3-е, 4-е, 5-е, 6-е и 7-е тестирования соответственно на 7, 14, 21, 28, 35 и 42 день от начала исследования).

Показатели внимания обследуемых изучались в тесте "корректурная проба" с кольцами Ландоль-та. При учете показателей оценивали скорость (отражает процесс возбуждения) и точность (отражает процесс дифференцировочного торможения) внимания по длительности одной реакции и числу прокорректированных колец, а также количеству допущенных ошибок при выполнении работы. Корректурная проба позволяет также судить о скорости передачи информации в зрительном анализаторе путем рассчета показателя ПСЗА (пропускная способность зрительного анализа-

тора). Повторные исследования дополнительно дают возможность оценить выраженность процессов научения, т.е. активацию механизмов долговременной памяти. Было установлено, что повторные тестирования вызывают значительное улучшение скоростных характеристик, а именно, уменьшение длительности 1 реакции в 1,20-1,54 раза (р<0,05). Число ошибок при этом не изменялось. Увеличение ПСЗА (рис.1) достигалось, главным образом, за счет увеличения скорости реакции. Таким образом, у испытуемых при повторных тестированиях в данном тесте выявлено наличие процессов научения, т.е. активация механизмов долговременной памяти.

Мышление — процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением внешнего мира и внутренних переживаний. Для его изучения использовался тест "арифметические вычисления" с однозначными числами. Оценивались скорость (по длительности одной реакции и числу решенных примеров) и точность (по числу допущенных ошибок) решения, а также выраженность процессов научения. Определение показателей мышления показало, что при повторных тестированиях имеет место увеличение скорости решения арифметических примеров (уменьшение длительности одной реакции на 178 — 247 тз (р<0,05) и увеличение числа решенных примеров /табл. 1/) и отсутствие изменения в качестве работы (число ошибок и процент ошибок достоверно не изменялись /см. табл. 1/ ). Таким образом, показатели мышления при повторных тестированиях менялись аналогично таковым при проведении "корректурной пробы".

Таблица 1. Динамика показателей мышления у здоровых испытуемых по отношению к исходному уровню в процессе повторных тестирований.

Показатели Тестирования

1-е, исх. 2-е 3-е 4-е 5-е 6-е 7-е

ЧРП 130 +15 * +26 * +28 * +31 * +39 * +41 *

% Ош 3,14 - 0,53 - 0,10 + 0,24 - 0,91 - 0,70 - 0,93

Пояснения: * — различия достоверны (р<0,01) по отношению к исходному уровню; 1-е, 2-е, 3-е, 4-е, 5-е, 6-е, 7-е — номера проведения еженедельных тестирований у испытуемых. ЧРП — число решенных примеров; % Ош — процент ошибок.

Память — одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительное время хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма, неоднократно выводить эту информацию в область сознания и поведения. По длительности хранения информации выделяют: иконическую (мгновенную), кратковременную и долговременную память. Процессы научения отражают выраженность долговременной памяти. Используемый в работе тест "память на числа" (двухзначные) отражает объем кратковременной (оперативной) памяти, который составляет у молодых здоровых людей 7+2 знака, или 70+20% [13]. Результаты обследования кратковременной памяти на двухзначные числа показали, что средний показатель запоминания (индекс успешности) составляет у молодых испытуемых 59,5+2,8%. При повторных тестированиях данный показатель относительно исходного уровня достоверно не изменялся. Это свидетельствует о том, что объем кратковременной памяти у испытуемых соответствует норме и является величиной достаточно постоянной.

Сенсомоторные реакции наряду с тестами на внимание, мышление память также нашли широкое применение для оценки функционального состояния центральной нервной системы человека [7, 8]. Результаты сложной сенсомоторной реакции используют для оценки скорости принятия решения в осложненных условиях с выделением в ответной реакции испытуемых двух компонентов: латентного периода — отражает процесс мышления (принятия решения); моторного времени — отражает быстроту двигательной реакции. При изучении простой и сложной сенсомоторных реакций учитывается также количество ошибочных реакций с целью оценки тем самым качественного компонента центральной программы принятия решения.

При анализе полученных данных по тесту "простая сенсомоторная реакция" была обнаружена тенденция к уменьшению количества ошибок при его проведении относительно исходного уровня в то время как длительность одной реакции оставалась у испытуемых стабильной величиной и составляла 210 — 260 тз. Тест сложная сенсомоторная реакция выявляет тенденцию к сокращению общего времени реакции (рис. 2) за счет уменьшения длительности латентного периода (ускорение процесса принятия решения) без изменения длительности моторного компонента.

Общее время ССМР

700 1-е

Исх.

2-е

3-е

4-е

5-е

6-е

7-е

Латентный период ССМР

610 600 + 590 580 570 560 550 540 530 520 1-е

Исх.

2-е

3-е

4-е

5-е

6-е

7-е

Время моторного компонента ССМР

210 1-е.

Исх.

2-е

3-е

4-е

5-е

6-е

7-е

Рис. 2. Динамика скоростных показателей сложной сенсомоторной реакции (ССМР) у здоровых людей в процессе повторных тестирований

Пояснения:- различия достоверны (р<0,01) по отношению к исходному уровню; 1-е, 2-е, 3-е, 4-е, 5-е, 6-е, 7-е - номера проведения еженедельных тестирований у испытуемых.

Таким образом, проведенные эксперименты на здоровых молодых испытуемых в возрасте до 30 лет показали, что повторные тестирования сопровождаются развитием процессов научения. Это касается, прежде всего, изучения скоростных характеристик внимания, мышления и в меньшей степени зрительно-моторных реакций. Качественные показатели умственной работоспособности (процессы дифференцировочного торможения и объем кратковременной памяти) являются показателями более стабильными. Следовательно, при разработке лекарственных средств и нелекарственных методов коррекции психофизиологического статуса и умственной работоспособности человека или при изучении влияния лекарственных препаратов психотропного действия на высшие интегративные функции мозга необходимо учитывать процесс научения у испытуемых при повторных тестированиях.

Таблица 2. Зависимость показателей умственной работоспособности людей от возраста

Показатели ЕИ Возрастные группы больных

1-я 2-я 3-я 4-я

20-29 лет 30-39 лет 40-49 лет 50-59 лет

Число людей в группе 25 9 8 7

Средний возраст лет 21±1 *2-4 34±1*1Д4 43±1 *U4 54±2 *1-3

СО при УР ед 23±2 *3'4 29±4 *4 40±5 *х 47±5 ^

ИУ в тесте ПЧ % 59±4 *3'4 46±8 32±3 *х 29±6 *х

ЧПКЛ в тесте КП Ед 174±12 *2-4 126±6 *х 109±7*1 100±14 *х

ПСЗА бит/с 0,27±0,03*3'4 0,22±0,01*4 0,15±0,03*1 0,11±0,01*1'2

Примечание: ЕИ — единицы измерения; СО при УР — сумма ошибок при определении умственной работоспособности; ИУ в тесте ПЧ — индекс успешности в тесте "память на числа"; ЧПКЛ в тесте КП — число прокорректированных колец Ландольта в тесте "корректурная проба"; ПСЗА — пропускная способность зрительного анализатора в тесте КП; * — различия достоверны (р<0,05) по отношению к соответствующему показателю в других возрастных группах (номера групп указаны рядом со звездочкой).

В отдельной серии исследований при работе с первичными психофизиологическими данными обследованных однократно людей разного возраста проводился анализ показателей их умственной работоспособности в зависимости от возраста. Была выявлена достоверная разница по показателям умственной работоспособности у обследованных лиц 3-го, 4-го, 5-го, 6-го десятилетий в сторону их снижения с увеличением возраста (табл. 2), что согласуется с имеющимися литературными данными [1]. Причем, ухудшаются как количественные (уменьшение числа решенных примеров и прокорректированных колец Ландольта), так и качественные (увеличение числа ошибок при выполнении заданий, уменьшение объема кратковременной памяти) показатели умственной работоспособности людей в возрасте 40-59 лет по сравнению с испытуемыми 20-39 лет (см. табл. 2).

Таким образом, проведенные исследования показали, что показатели умственной работоспособности человека в достаточно большой степени зависят от его возраста и существенно изменяются при динамическом наблюдении в процессе повторных тестирований. Полученные факты необходимо учитывать: при профессиональном отборе людей для операторских видов трудовой деятельности; при анализе изменения умственной работоспособности больных в условиях их амбулаторного лечения; при наборе испытуемых в контрольные группы для оценки эффективности немедикаментозных способов и медикаментозных средств коррекции психофизиологического статуса и умственной работоспособности здорового и больного человека, а также при изучении психотропного действия лекарственных препаратов или их побочного влияния на высшие интегративные функции мозга.

Литература

1. Белозерова Л.М. Особенности умственной и физической работоспособности в возрастном аспекте. Автореф. дис... докт.мед.наук,— Казань, 1993.— С. 1-8.

2. Бертрам К. Катцунг Базисная и клиническая фармакология: в 2 томах. Т. 1.— М.—СПб.: Бином - Невский Диалект, 1998.

3. Гриндер Д.,Бэндлер Р. Формирование транса.Пер. с англ.— М.:Каас,1994.— 272 с.

4. Загрядский В, Сулимо-Самуйлло Э. Методы исследования в физиологии труда.-Л.: ЛВМедА, 1991.- 110 с.

5. Лагошняк А.Р. Эффективность сочетанного использования методов коррекции пограничных функциональных состояний операторов авиакосмического профиля. Авт-т дисс... к.м.н.— С.-Пб.,1996.— 19 с.

6. Легостаев Г.Н. //Физиология человека.— 1996.— Т. 22, № 5.— С. 135-137.

7. Лоскутова Т.Д. //Физиол. журнал СССР. — 1975. — Т.61, № 1. — С. 3-11.

8. Макаренко Н.В.,Вороновская В.И.,Сиринь А.Б.//Физиол. чел.—1996.— №4.—С.79-85.

9. Матвеев Е.В.,Надеждин Д.С.,Зуев Л.Н.,Васильев А.А.//Мед. техника.—1996.— №1.—С.46-47.

10. Миролюбов А.В. Использование искусственных функциональных связей мозга для регуляции психофизиологических состояний человека. Авт-т дисс... д.м.н.— С.-Пб.:ВМА,1996.— 48с.

11. Пономаренко В.А., Разумов А.Н. Новые концепции охраны и восстановления здоровья здорового человека в трудовой деятельности. Под ред. В.С.Шинкаренко.— М.: Изд. дом "Русский врач", 1997.— 149 с.

12. Сейфулла Р.Д. //Экспериментальная и клиническая фармакология.— 1994. — № 3.— С. 3-6.

13. Физиология трудовой деятельности.— СПб.: Наука, 1993.— 528 с.

14. Хавинсон В.Х.,Черняк С.И.,Дьяконов М.М. //Воен.-мед. журнал.— 2001.— № 2.— С. 26-28.

15. Херсонский Б.Г. //Невропатол. и псих.— 1984.— Т.84, Вып.12.— С. 1832-1838.

УДК 616.833.17-036-073.7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЛОКАЛЬНОЙ ФАРМАКОТЕРАПИИ В ОСТРОМ ПЕРИОДЕ НЕЙРОПАТИИ

ЛИЦЕВОГО НЕРВА

В.В.Сергеев

Смоленская государственная медицинская академия

В статье приводятся результаты сравнительного изучения эффективности общепринятых и оптимизированных методов лечения острой нейропатии лицевого нерва с использованием местных инъекций лекарственных препаратов.

Из клинической практики хорошо известно, что течение первичной нейропатии лицевого нерва (НЛН) может быть неодинаковым и широко варьировать от быстрого и полного выздоровления до развития стойких двигательных нарушений в области лица, что зависит от тяжести повреждения волокон нервного ствола (1, 3, 6).

Основные принципы лечения НЛН большинством исследователей формулируются исходя из современных представлений о патогенезе заболевания и роли в его развитии воспалительного и компрессионно-вазомоторного факторов, а также с учётом стадии патологического процесса. В остром периоде это прежде всего противоотёчная терапия, восстановление адекватного кровоснабжения нервного ствола, назначение антигипоксических средств и стимуляторов тканевого метаболизма (2,4). При этом многие авторы справедливо указывают, что лечение НЛН в остром периоде является ургентным мероприятием и от своевременно начатой и интенсивной терапии зачастую зависит степень восстановления функций мимических мышц (3).

Для реализации указанных направлений терапии чаще всего практикуется введение гормональных, диуретических, вазоактивных и других препаратов традиционными способами: перорально либо в виде внутримышечных и внутривенных инъекций или инфузий. Однако при этом наряду с терапевтическим эффектом возрастает возможность проявлений системного действия вводимых средств, в то время как избирательность их действия в области патологического процесса (чаще всего это интраканальный сегмент лицевого нерва) минимальна. Для усиления же локального эффекта требуется использование высоких доз препаратов, что является небезопасным. В то же время существуют технически несложные, безопасные и отработанные методы локальной терапии, эффективность и преимущества которых показана в многочисленных исследованиях (1-3, 5).

С целью установления эффективности методов локальной терапии нами было проведено лечение 75 больных (38 женщин и 37 мужчин) острой нейропатией лицевого нерва средней и тяжёлой степени в возрасте от 18 до 65 лет. Пациенты были разделены на две группы: первую, включавшую 40 человек, в которой применялись методы местного введения лекарственных препаратов и вторую (группу сравнения), состоявшую из 35 человек, страдавших сопоставимым по тяжести и срокам заболевания поражением лицевого нерва. В группе сравнения применялись стандартные методы введения лекарственных препаратов. Больным обеих групп проводились общепринятые методы физиотерапии.

Курс лечения в основной группе включал 10-15 инъекций 4 мг дексона и 2-4 мл никотиновой кислоты в шилососцевидную область по методике Ф.М.Фарбера (1988-1991). Пациенты группы сравнения получали гормональную терапию по общепринятым схемам перорально (короткий курс приёма преднизолона 30-50 мг в сутки). До и после окончания курса лечения больным проводилось углублённое клиническое исследование, включавшее количественную оценку степени выраженности пареза мышц лица, реофациографию, электронейромиографию, а также изучение термоасимметрии кожи лица. При проведении местных инъекций обращал внимание достоверно более быстрый регресс болевого синдрома, наблюдавшегося у 24 больных основной группы и у 20 больных группы сравнения. Время купирования болей в первой группе составило 3,9±0,2 дня, во второй - 5,7±0,4 (Р<0,05). Лечение, как правило, хорошо переносилось больными. Данные клинических и электрофизиологических исследований больных обеих групп к моменту окончания курса лечения (4-я неделя заболевания) представлены в таблице.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.