Научная статья на тему '"УМНЫЙ ГОРОД" КАК ПРИМЕР ОБУЧАЮЩЕЙСЯ ОРГАНИЗАЦИИ'

"УМНЫЙ ГОРОД" КАК ПРИМЕР ОБУЧАЮЩЕЙСЯ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
18
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / ОБУЧАЮЩИЕСЯ ОРГАНИЗАЦИИ / "УМНЫЙ ГОРОД"

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Логвинов Д.А., Гапанович А.А.

В данной статье представлена концептуальная модель «умного города» как формы обучающейся организации. Проанализирован опыт деятельности таких образований. Описаны механизмы, обеспечивающие свободное перемещение потоков идей, информации, фондов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SMART CITY AS AN EXAMPLE OF A LEARNING ORGANIZATION

The paper presents a conceptual model of a “smart city” as a form of a learning organization. The experience of such organizational activity is analyzed. The mechanisms which provide free transportation of flows of ideas, information, assets are described.

Текст научной работы на тему «"УМНЫЙ ГОРОД" КАК ПРИМЕР ОБУЧАЮЩЕЙСЯ ОРГАНИЗАЦИИ»

¿пей,

омен-«цио-)10 г.; яедо-В.

шли в

К1МНЯ.

Феде-х дос-

»злых »Дви-

ll снс-. U.M.

• ана-пады.

ггов, в яьный

исследовательский уннвсрснтст. Постановление Правительства Российской Федерации от 13 июля 2009 г. №550.

7. Методы оценки степени рыночной концентрации // Электронный ресурс. Режим доступа: Икр: altaname.ru/micro 57-те1о<1у-ocenki-stepeni-rynochnojj.html.

8. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ

в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности. Федеральный закон № 217-ФЗ от 02.08.2009.

9. Хнммельблау Д. Анализ процессов статистическими методами. М.: Мир. 1973.

10. Факторный, дискрнминаятный и кластерный анализ / Дж,-О. Ким. Ч.И. Мыоллер. У.Р. Клекка и др.; Под ред. И.С. Енюкова. М.: Финансы и статистика. 1989.

«УМНЫЙ ГОРОД» КАК ПРИМЕР ОБУЧАЮЩЕЙСЯ ОРГАНИЗАЦИИ

Логвинов Д.А., аспирант Института мировой экономики и информатизации Гапанович A.A., аспирант Институты мировой экономики и информатизации

В данной статье представлена концептуальная модель «умного города» как (¡юрмы обучающейся организации. I /роанаш шрован опыт деятельности таких образований. Описаны механиты, обеспечивающие свободное перемещение потоков идей, информации, фондов.

Ключевые слова: инновационная жономика: обучающиеся организации; «умный город».

SMART CITY AS AN EXAMPLE OF A LEARNING ORGANIZATION

Logvinov L).. the post-graduate student. Institute of world economy ami informatization Gapanovicli A., the post-graduate student. Institute of world economy and informatization

The paper presents a conceptual model of a "smart city " as a form of a learning organization The experience of such organizational activity is analyzed. The mechanisms which provide free transportation of flows of ideas, information, assets are described.

Keywords: innovation economy: learning organization; «smart city».

С учетом сложившейся ситуации, достаточно очевидно, что российское правительство сегодня должно решить чрезвычайно трудную проблему: чтобы обеспечить конкурентоспособность в инновационной сфере необходимо построить основанную на рыночных отношениях национальную инновационную систему, сохранив при этом потенциал советской научно технической системы и не копируя полностью западные системы инноваций.

Правительство России также создало ряд организаций, которые поддерживают малые н средние предприятия на стадии коммерциализации инновационной деятельности, так же как университетам предоставили право получать дополнительные доходы. -Технологические парки. Технологические Центры инноваций. Особые экономические зоны. Офисы передачи технологии, и Российская Венчурная Компания были созданы, чтобы обеспечить благоприятную окружающую среду для снижения рисков зарождающихся инновационных предприятий, которые могут превратиться в крупные корпорации в будущем.

Однако многие эксперты выражают беспокойства по поводу того, как фактически осуществляется данная политика: многие технологические парки стоят полупустыми, финансовые схемы остаются непрозрачными.-законодательство слаборазвито и неясно (например, нет никакой понятной нормы, определяющей как и копа участники научного творческого коллектива должны будут покинуть благоприятную среду инкубатора и выйти в мир жесткой конкуренции) (1).

Одной из главных слабостей российской научно - технической системы было разделение обучения и исследования, что означало, практически, исключение профсссорско преподавательского состава университетов из участия крупномасштабных исследованиях. Эта ситуация часто служила предметом критики как основной барьер .зля получения хорошего образования будущими учеными и инженерами из-за относительного недостатка навыков исследования и знания современной науки университетскими лекторами.

Теоретическое обоснование рецептов преодоления излишней жесткости структур научно технической сферы состоит в принятии концепции обучающихся организаций, что обеспечивает прогрессивное развитие в условиях постоянных изменений внешней среды и фундаментальной неопределенности [3|.

На сегодня концепция обучающейся организации представляет собой законченный проект, имеющий свои практические приложения. Одним из примеров такого приложения является модель «умного города».

Идея «умного города» состоит в том. что его житель может попасть в любую его точку в любое время, решать свои задачи и контролировать там ситуацию. Эти идеи выросли из быстро растущих технологических возможностей с точки зрения инфраструкту-

ры информационно-коммуникационных технологий (включая датчики). персональных технологий («умные» телефоны, Интернет и т.д.). и возможностей хранения и обработки данных. Крупные технологические компании стимулировали эти дебаты и вынудили городских лидеров и ученых подробно исследовать то, что могло бы иметь значение для будущего нашей экономики, благосостояния и качества жизни в наших городах.

Ситуация в данной сфере научных исследований характеризуется следующим образом:

(1) Понятия все еще находятся на стали «младенчества», и обсуждения до сих пор ограничиваются задачами технологий, и не затрагивают концептуальных методов их толкования или решения;

(2) Город как объект исследования и управления имеет сложный характер, это - открытая, законченная система, со многими переплетающимися силовыми полями, влияющими одновременно на ее форму;

(3) При описании будущего приходится иметь дело со многими неизвестными:

(4) Механизмы финансирования ограничили инвестиционную способность;

(5) Долгосрочные параметры все еще не определены.

Эксперты определяют «Умный город» как город, в котором узлы

и структуры различных городских систем ясно обозначены, просты и понятны, чувствительны к воздействию и даже могут меняться посредством современных технологии >1 дизайна [4]. Граждане не только включены в отношения с близким окружением и более широкими городскими экосистемами, но активно поощряются рассматривать город непосредственно как что-то. что они могут все вместе настроить, создать то. что является эффективным, интерактивным, привлекательным, адаптивным.

Понятие «умного города» было придумано для множества целей. оно обращено к городу, который использует новые информационно-коммуникационные технологии для реализации стратегий. «Умные» инвестиции могли бы включать, например, создание сети датчиков в городе. Чрезвычайно автоматизированный город, как требуется, будет лучше управляться и управлять городскими системами. сопоставляя подробную информацию об оперативном функционировании, и будет в состоянии оптимизировать решения в текущем/мгновенном, коротком и долгосрочном периодах.

Умный город включает экосистему продуктов, услуг, компаний, людей и общественных групп, которые творчески сотрудничают в целях развития инноваций в городе. Черты умного города не могут быть определены одним решением или центральной организацией. которая устанавливает нормы. Гранины и определяет возможности развития. Они будут определены отдельными гражданами.

которые стремятся сотрудничать друг с другом, чтобы создать механичны, которые решают определенные проблемы.

Умные юрода станут местами, которые способствуют развитию творческого потенциала, где граждане - генераторы идей, услуг и решений, а не их пассивные получатели. В этом смысле городские лидеры должны поддерживать и использовать восходящие разработки, так же как делать инвестиции, направленные на достижение своих стратегических приоритетов.

Деятельность по развитию Умного Города, и информационного рынка поощряется посредством национальных и международных инвестиций. Созданы такие объекты, как Технологические Советы по Стратегиям (Technology Strategy Boards - TSB), проект демонстратора будущего города (future cities demonstrator), «Катапульта» в Великобритании и сше 7 научно-исследовательских проектных работ, финансируемых ЕС. Они все находятся па ранних стадиях и являются большей частью небольшими, таким образом, долгосрочное воздействие пока еще не может быть выявлено.

Однако некоторые результаты уже влияют на нашу экономику, на способы производства и поставки продуктов и услуг, и на каждодневный опыт граждан. Хорошим примером зтого является «Парковка SF» в Сан-Франциско, где время ожидания места для стоянки было минимизировано, благодаря умным датчикам. Ожидается, что сетевая информационная среда резко преобразует рынок, создавая возможности для новых бизнес-моделей, и затрагивая способ производства и потребления информации.

Информационные продукты (такие как компьютерные приложения. городские злектронные панели или алгоритмы оптимизации для городских услуг) фактически уже сформированы в конце цепи определяемых входов, таких как устройства и датчики, исходные данные и т.д. Если мы можем понять и ясно представить зту цепочку создания ценности, городские лидеры могут начать управлять ею. чтобы поддержать экономическое и социальное развитие.

В зтон цепочке создания ценности данные представлены как новые ресурсы, рынок трансформирует эти данные в информацию, и затем в информационные продукты и услуги (рис. 1).

Городские администраторы сегодня должны понять то. что инвесторы будут поддерживать зту цепочку создания ценности, чп -бы опираться на нее в ходе достижения своих стратегических целей.

В рамках модели умного города уже сформирован ряд действ;. -юшнх схем, имеющих практическое применение. Одной из так-■ схем является Живая Лаборатория, предпосылки которой сост . г-н том, что город может использоваться в качестве испытательно* площадки, отражающей свойства реального мира для тестирования новых идей и технологий. Множество датчиков в городе оба ст чить тестирование продуктов и услуг на платформе реального мир» "Это можно определить как методологию исследования пронес •» принятия «сложных решений в многоуровневых и развивающих, i реальных контекстах» [5: с. 671).

За последние годы концепция Живой Лаборатории расширялась от наблюдения прототипов в умном/будущем доме до npoes-тов более широкого масштаба, которые увеличивают возможности для инноваций, включение, полноценность, удобство и прост. —. использования информационно-коммуникационных технологии ■ обществе. Живые Лаборатории теперь работают как места, где гут зарождаться инновации. Это - структуры и социальный ресурс существующий в долгосрочном периоде и не связанный с оправленным проектом. В рамках этой структуры события, рутины и Условия настроены на то. чтобы превращать идеи в инновации

Типичные инструменты Живой Лаборатории включают устройства приема п передачи сигналов, данных, беспроводные сел * программное обеспечение. Эти устройства могут быть крупных«, как. например, передатчики которые посылают информацию негк■.-редственно в центральное хранилище данных, или устройства«« меньшего размера с более короткими диапазонами передачи, кот -рые передают данные друг другу (VI2M) и затем, в конечном счете в нейтральное хранилище данных (например, в Умном Сантандере - Smart Santander).

Для передачи данных используются беспроводные сети <( *-тандер. например, использует Digimcsh 802.15.4). Программ» <

Источники данных в реальном времени

Информация для обработки

Элементы информации

Информационные продукты

Граждане; мобильные устройства

Дата/время; _

местоположение; способ коммуникации; доступные сервисы

Общественный транспорт

Дата/время использования; число пассажиров; время в пути; возможные _задержки

Число мобильных _ пользователей « потенциальных пассажиров; Схемы использования различных средств транспорта в микрорайонах

Мобильные сети

Местоположение; информация телекоммуникационно!

вышки; доступные сервисы; длительность

времени использования; способ получения услуги

Подключение мобильного пользователя к локальной сети

Повышение качества принятых решений Обратная связь с пассажирами общественного транспорта; сокращение транса кционных затрат на поставку •услуг

муниципалитета; мониторинг чрезвычайных ситуаций

Температура; данные

экологического мониторинга; способ получения услуги; демография использования

Данны?*-использования ~ "^обильного Интернета; Картографирование мобильных услуг «умного города»

Городские территории

Карта города

Маршруты; спутниковая навигация

Меню услуг Обратная свяЗЬдля повышения качества обслуживания пассажиров общественного транспорта; сокращение затрат поставки услуг муниципалитета; повышение качества мониторинга чрезвычайных ситуаций_

Рис. I. Цепочки приращения добавленной стоимости на рынке информации Источник: составлено автором.

обеспечение, управляющее датчиками. - основной элемент данной системы. Хорошим пример разрабатываемой в настоящее время платформы - Живой план городской операционной системы (the Living Plan IT Urban Operating System - UOS). UOS - платформа, объединяющая различное программное обеспечение (Полуостров Гринвич использует программное обеспечение McLaren, Cisco и Living Plan IT) чтобы управлять функциями обслуживания зданий/ периферией Живой Лаборатории. Это особенно ново, поскольку поставлено на единую платформу.

Живые Лаборатории становятся той сферой инноваций, где пользователи создают продукт совместно с разработчиками и исследователями. Эксперты утверждают, что они являются первой попыткой структурировать и обеспечить управление отношения пользователей к стратегии развития компаний, научно-исследовательских институтов, общественных организаций и политиков. Особые роли зтих групп подразумевают, 'по университеты ведут исследования производственной инфраструктуры Живой Лаборатории на начальном этапе (например, типы датчиков, типы программного обеспечения и сетей, которые будут использоваться); ведут переговоры с правительством относительно финансирования; развивают услуги/продукты, которые будут протестированы Живой Лабораторией.

Частный сектор сотрудничает с правительством в сфере финансирования проектов; осуществляет коммерциализацию сопровождение продукта: сотрудничает с университетами и правительством в области научных исследований, там, где это необходимо.

Общественный сектор является первым и основным источником финансирования Живой Лаборатории; продолжает финансово поддерживать и стимулировать инновации Живой Лаборатории.

Дополняют работающую схему Живой Лаборатории Районы инноваций (Innovation Districts), которые являются небольшими нишами инновационного развития в микрорайонах умного города. Они часто формируются органически (хороший пример этого -11ст-лондонская техническая группа), и обычно включают стартующие компании, организации творческой сферы, >тн организации склонны формировать кластеры в большой, экономически разнообразной. хорошо связанной городской среде.

Города попытаются стимулировать развитие Районов инноваций. так как само их наличие стимулирует устойчивый экономический рост. Они достигают зтого посредством политических мер. таких как налоговые стимулы или оказание услуг коммуникационной инфраструктуры, предоставление помещений или транспорта. Примером такого подхода «сверху вниз» является проект «Скол-ково» в России.

В конкретном инновационном районе компании группируются в географически близко расположенных местах из-за меньшей арендной платы, удобства коммуникаций и проживания, общей инфраструктуры и рынка труда, чтобы использовать в своих интересах локально развитые технологии, производственные процессы, институты, трансакцнонные затраты.

Также следует отметить эффективность модели «тройной спирали» в Районах инноваций. Эта структура поддерживает связь между университетами, правительством и предприятиями, стимулируя инновации посредством этих отношений [2]. Тройная спираль. как утверждается, развивает мобильность в целях обмена идеями и технологиями с меньшим количеством барьеров между академией и промышленностью на пути потока информации.

По мере рассмотрения цепочки создания ценности, вклад Живой Лаборатории начинает казаться менее значимым, и ярче обо-шачастся роль Районов инноваций. Живая Лаборатория более сосредоточена на продукте, в то время как Районы инноваций предназначены для формирования рынка. У них, таким образом, есть задача преобразования продуктов, которые выходят из Живой Лаборатории в рыночные, соответствующие запросам граждан активы. Это также гарантирует то, что вовлеченные фирмы могут реализовать жизнеспособные бизнес-модели.

Таким образом. Живые Лаборатории и Районы инноваций могут формировать работающую информационную цепочку создания ценности. Живые Лаборатории обеспечивают исходные данные и информационные компоненты, а Районы инноваций гарантируют, что новые продукты н услуги будут разработаны, а создающие их компании будут процветать. Это не только гарантирует то. что граждане получают лучшие инновационные продукты и услуги, но и то, что новая экономика Умного города жизнеспособна

Для закрепления успеха заинтересованные лица города долж-

ны развивать механизмы, обеспечивающие свободное перемещение идей, информации, фондов. Городские администраторы должны предложить возможности для этого потока, которые могут включать открытые платформы и базы данных, городские информационные табло, средства передачи информации о событиях, направленных на стимулирование конкуренции, создание инновационных экосистем, что обеспечит рост качества жизни граждан.

Литература:

1. Грэм Л.. Дсжина И. Пауки в новой России: кризис, помощь, реформа. Индиана University Press. 2008.

2. Ицковиц Г. Тройная спираль. Университеты - предприятия государство. Инновации в действии / пер. с англ. ; под ред. А.Ф. Уварова. Томск, 2010.

3. Пястолов С.М. Экономика обучающегося субъекта. Монография/ Пястолов С М., Сударев О.И. и др. М.: МИОО. 2010.

4. Развитие систем управления знаниями. Сводный реферат. Реферативный журнал ИНИОН РАН. ГРНТИ 12. серия «Науковедение». Социальные и гуманитарные науки, отечественная и зарубежная литература, серия 8. - 2013. - № 3. - С. 108-118.

5. Cosgrave Е.. Arbuthnott К.. Tryfonas Т. Living Labs. Innovation Districts and Information Marketplaces: A Systems Approach for Smart Cities;'/ Procedia Computer Science. - 2013. - N. 16. PP. 668 - 677.

6. Логвинов Д.А.. Егоров А.Ю. Концепция тройной спирали в структуре взаимосвязей инновационной экономики и образования. - М.: Инновационная экономика. 2012. № 4-5. С. 23-25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.