Научная статья на тему 'УМНОВА-КОНЮХОВА И.А. КОНСТИТУЦИОННОЕ ФУТУРИСТИЧЕСКОЕ ПРАВО И КОНСТИТУЦИОННАЯ ФУТУРОЛОГИЯ В XXI СТОЛЕТИИ : МОНОГРАФИЯ. - МОСКВА : РУСАЙНС, 2021. - 286 С. (РЕФ. КН.)'

УМНОВА-КОНЮХОВА И.А. КОНСТИТУЦИОННОЕ ФУТУРИСТИЧЕСКОЕ ПРАВО И КОНСТИТУЦИОННАЯ ФУТУРОЛОГИЯ В XXI СТОЛЕТИИ : МОНОГРАФИЯ. - МОСКВА : РУСАЙНС, 2021. - 286 С. (РЕФ. КН.) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
195
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОННОЕ ФУТУРИСТИЧЕСКОЕ ПРАВО / КОНСТИТУЦИОННАЯ ФУТУРОЛОГИЯ / КОНСТИТУЦИОННАЯ ФУТУРИСТИКА / КОНСТИТУЦИОННЫЙ ИДЕАЛ / ТЕНДЕНЦИИ / ПЕРСПЕКТИВЫ / КОНСТИТУЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / XXI СТОЛЕТИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «УМНОВА-КОНЮХОВА И.А. КОНСТИТУЦИОННОЕ ФУТУРИСТИЧЕСКОЕ ПРАВО И КОНСТИТУЦИОННАЯ ФУТУРОЛОГИЯ В XXI СТОЛЕТИИ : МОНОГРАФИЯ. - МОСКВА : РУСАЙНС, 2021. - 286 С. (РЕФ. КН.)»

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

УМНОВА-КОНЮХОВА И.А. КОНСТИТУЦИОННОЕ ФУТУРИСТИЧЕСКОЕ ПРАВО И КОНСТИТУЦИОННАЯ ФУТУРОЛОГИЯ В XXI СТОЛЕТИИ : монография. - Москва : РУСАЙНС, 2021. - 286 с. (Реф. кн.).

Ключевые слова, конституционное футуристическое право; конституционная футурология; конституционная футуристика; конституционный идеал; тенденции; перспективы; конституционное развитие; XXI столетие.

Для цитирования: Коданева С.И. [Реф.] // Социальные и гуманитарные науки : Отечественная и зарубежная литература : ИАЖ. Сер. 4: Государство и право. - 2022. - № 1. - С. 185-189. - Реф. кн. : Умнова-Ко-нюхова И.А. Конституционное футуристическое право и конституционная футурология в XXI столетии : монография. - М. : РУСАЙНС, 2021. -286 с.

Монография доктора юридических наук, профессора И.А. Умновой-Конюховой посвящена актуальной и малоисследованной в правовой науке тематике прогнозирования развития современного конституционного права.

Несмотря на то что трендом современном научного развития является прагматизм, нельзя забывать об известном законе и методе диалектики - дедукции. Как отмечает автор, современная нормотворческая деятельность больше напоминает лоскутное одеяло, возникающее в результате стремления штопать постоянно возникающие пробелы и коллизии, вместо того чтобы создавать новое комплексное правовое регулирование (с. 21). Это означает, что правоведению необходимо сегодня обратиться в будущее, осмыслить происходящие в мире трансформации и предложить

свое видение правового регулирования практически во всех отраслях права.

И.А. Умнова-Конюхова подчеркивает, что теории права, развивающей такие учения и методологии, как телеология, аксиология, онтология, герменевтика, социология, кибернетика права и пр., не хватает синтезирующего направления прогностических исследований каким является правовая футурология. Поэтому необходимо выдвижение в современном правоведении новых понятий, формирующих институты футурологии. К ним, как минимум, следует отнести генерологию права как учение об эволюции и поколениях правовых явлений; диагностическое право, предметом которого является оценка состояния и тенденций развития права; прогностическое право как учение о прогнозировании и определении перспектив развития права [с. 34).

По мнению автора, современное конституционное право не справляется с современными вызовами формирования транзитных гибридных государственных режимов. Это поднимает на новый уровень роль права в преодолении будущих кризисов - его основная задача состоит в гуманизации, т.е. в продвижении и защите интересов человечества, которые обеспечивают гармоничную жизнь и прогресс, с одной стороны, и в моделировании системы принципов и норм права, регулирующих отношения по осуществлению конституционной оценки и конституционного прогноза, выработке концепций, стратегий и тактик конституционного развития, созданию процедурных и институциональных механизмов, обеспечивающих действенность конституции и дальнейшие конституционные процессы в заданных векторах, - с другой стороны. Все это должно стать предметом нового межотраслевого института - конституционного футуристического права.

Монография состоит из трех глав. В первой главе автор обращается к определению того, что собой представляет футурология как таковая и, в частности, футуристическое право. Предпринята попытка анализа тенденций трансформации права под влиянием множества факторов, таких, как глобализация, диверсификация, конвергенция, цифровизация, виртуализация и иные существенные изменения.

И.А. Умнова-Конюхова формулирует авторское понятие «правовая футурология» как наука «об оценке этапов, поколений

и состояния развития права, выявлении тенденций, осуществлении прогнозов, а также об определении концепций, стратегий и тактик развития права, что в конечном итоге на прикладном уровне выражается в совершенствовании правового регулирования и правоприменения, в повышении эффективности действия и реализации права» (с. 36). Под футуристическим правом понимается «функционально-инструментальная отрасль права, где основным объектом регулирования выступает правовая футуристи-ка, как сфера человеческой деятельности, охватывающая общественные отношения по выявлению этапов, тенденций и перспектив развития права; систематизации поколений правовых явлений; осуществлению прогноза, разработке концепций, доктрин, стратегий и тактик, а также институциональных механизмов развития права» (с. 41).

Представляет интерес параграф, посвященный анализу трансформации современного права, сочетающий две противоположные тенденции: глобализацию (связана с унификацией взаимопроникновением правовых систем, культур, институтов и отраслей права) и дифференциацию права (выражающуюся в формировании множества самостоятельных отраслей и институтов права). Автор наглядно показывает, что сегодня во всем мире скорость изменения права беспрецедентна и дает основание говорить о вхождении государств в своего рода период правового кризиса, способного вызвать правовую панику (с. 56).

Отдельно хочется отметить выявленную И.А. Умновой-Конюховой тенденцию повышения роли так называемого оперативного, чрезвычайного права, создание которого, во-первых, само по себе подразумевает отступление от широкого круга конституционных права и свобод и, во-вторых, влечет за собой минимизацию законов и принятие широкого круга подзаконных актов.

Вторая глава монографии посвящена проблематике определения предметов и разграничения конституционного футуристического права как отрасли права и конституционно-правовой футурологии как правовой науки, обслуживающей данную отрасль.

Предметом конституционной футурологии как самостоятельно развивающейся отрасли правовой науки являются знания об идеале конституционного строя и конституции, о будущем конституционного развития, т.е. о состоянии, тенденциях, прогно-

зах, концепциях, доктринах, стратегиях и тактиках конституционного развития.

Конституционное футуристическое право, по мнению автора, представляет собой новый межотраслевой институт, синтезирующий футуристическое право и конституционное право. Оно призвано смоделировать систему принципов и норм права, регулирующих отношения по осуществлению конституционно-правовой оценки эволюции или генерологии отрасли конституционного права, конституционно-правового прогноза ее развития, выработке концепций, доктрин, стратегий и тактик конституционно-правового развития, созданию процедурных и институциональных механизмов, обеспечивающих действенность конституции и других источников конституционного права, дальнейшие конституционно-правовые процессы в заданных векторах конституционно-правового развития (с. 99).

Отдельный параграф монографии посвящен прогнозу развития современных государств, учитывая очевидный кризис либеральной демократии. Автор приводит примеры, демонстрирующие способность современных государств разных моделей эффективно решать стоящие перед ними задачи.

Третья глава монографии посвящена поиску перспективы развития конституции (и, соответственно, конституционного права). Эта часть исследования опирается на понимания автором роли конституции как идеала (заложенные в конституции идеи формирования и развития конституционного строя, отражающие предназначение государства, общества и человека, а также основные ценности, защищаемые конституцией). Однако со временем количество ценностей постоянно возрастает, что, с одной стороны, актуализирует вопрос о приоритете одних ценностей над другими, а с другой - начинает формироваться разрыв между заложенным в конституции идеалом и реальностью. Таким образом, ценность и авторитет конституции подвергаются эрозии под воздействием многочисленных объективных и субъективных факторов. В результате возникли учения, доказывающие отсутствие идеала в текстах самих конституций, страдающих существенными недостатками в силу выполнения ими функции по защите несправедливого государственного и общественного строя. И.А. Умно-ва-Конюхова справедливо отмечает, что «в современную эпоху, к

сожалению, ярко проявил себя феномен откровенной манипуляции конституциями в интересах политической элиты государств» (с. 212). В этом контексте автор верно подчеркивает, что только обобщение опыта создания и реализации конституций, определение в них ценностей, целей и принципов, адекватно отвечающих на современные запросы государства, общества и людей, учет всех иных факторов, влияющих на успех конституционного дизайна, позволяют приблизиться к конституционному идеалу и спрогнозировать конституцию будущего.

С.И. Коданева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.