Ю. Н. Копылова
УМЕНИЕ ЗАВОЕВЫВАТЬ ДОВЕРИЕ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА
ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
ля педагога-психолога очень важно, в какой мере доверяют ему те люди, с которыми он работает. Истинный профессионал должен уметь завоевывать доверие, чтобы эффективно осуществлять свою деятельность и в полной мере соответствовать своему социально-профессиональному статусу. Для того чтобы развивать навыки формирования доверия по отношению к себе со стороны других, необходимо разобраться в самом феномене доверия.
В философской этике доверие определяется как «отношение к действиям другого лица и к нему самому.., которое основывается на убежденности в его правоте, верности, добросовестности, честности, искренности» [4, с. 79].
Социально-психологический подход к рассмотрению феномена доверия между людьми предполагает поиск специфики доверия в межличностных отношениях, в общении и взаимодействии людей.
Доверие является исходным психологическим отношением между людьми. Без него (доверия) отношения становятся конфронтационными.
Доверие предполагает ценностное отношение к потенциальным позитивным возможностям личности другого. Доверяя другому, человек рассчитывает, что тот не поступит ему во вред (не предаст, не использует полученную информацию во вред), однако эти оценки и ожидания не всегда оправдываются. Поэтому доверие — это риск. Р. Б. Шо называет данный факт одним из парадоксов доверия: «...оно не может возникнуть, пока мы не пойдем на риск, который может привести к недоверию» [5, с. 46].
Доверие можно рассматривать как относительно самостоятельный социально-психологический феномен, феномен, порождаемый, проявляемый и динамично изменяемый в процессе взаимодействия людей; и одновременно — внутриличностный, который выносится «вовне», в пространство межличностных отношений, осуществляя функцию связи между людьми.
Таким образом, можно говорить о существовании различных видов доверия: внутриличностного (доверие к себе), межличностного (доверие к другому или другим) и социального (доверие к миру). Все три тесно связаны между собой.
Итак, можно дать следующее определение доверия: «отношение доверия — это готовность проявить доверие, которая обусловлена прошлым опытом общения и взаимодействия с конкретным объектом и во многом детерминирована социальным статусом, социальной ролью реципиента и коммуникатора по отношению друг к другу, а также конкретной ситуацией (и целью) взаимодействия» [3, с. 197]. Доверие может иметь различные степени оптимизма, стадии возбуждения и ситуации ориентации на сотрудничество, на компромисс, различную готовность к терпимости.
Все вышесказанное позволяет обратиться к рассмотрению характеристик доверия как социально-психологического феномена. В качестве основных формально-динамических характеристик доверия выделяются:
1. Избирательность (селективность). Она означает, что человек доверяет избирательно (доверие
адресуется разным людям).
2. Парциальность. По отношению к разным объектам доверие имеет существенные различия по
содержанию.
Эти два параметра позволяют говорить о различных проявлениях меры доверия разным людям.
3. Мера — важнейшая характеристика доверия как самостоятельного социально-психологического
явления.
Человек строит свое поведение в зависимости от того, какую меру доверия он испытывает к той или иной части мира. При этом излишняя доверительность (доверчивость — доверительные отношения как внутренняя диспозиция личности на людей вообще) такой же недостаток, как и излишняя замкнутость.
Заметим, что отношение доверия к другому актуализируется в значимых для субъекта обстоятельствах, когда у человека возникает потребность в помощи.
Можно выделить универсальные условия возникновения доверия (или, в формулировке Е. Л. Доценко, условия, чтобы доверять другому). Таких условий два:
- чувство безопасности как ненанесение ущерба друг другу в результате проявления доверия (прежде всего имеется в виду ущерб психологического порядка — эмоциональный, моральный, нравственный, хотя он может быть и материального характера);
- способность относиться к другому как суверенному субъекту активности, обладающему собственной значимостью (ценностью).
При несоблюдении этих условий наблюдается:
- «уход» от контакта как способ психологической защиты;
- манипулирование другим [1, с. 200—202].
Отметим, что, чем сложнее, вариативнее объект, с которым взаимодействует или намерен взаимодействовать человек, чем он более непредсказуем, тем сложнее возникает доверие к нему, тем более динамично оно.
При возникновении отношения доверия работают разные фильтры. Один из них — сходство участников взаимодействия, прежде всего в таких характеристиках, как установки, мнения, социальное происхождение и статус, интересы, что порождает стремление людей к дальнейшему развитию отношений (в нашем случае — к проявлению доверия). Другим фильтром является вознаграждаемость как умение предоставлять друг другу психологические вознаграждения в виде проявлений внимания, поддержки и т. д. Еще один фильтр — рост постоянных встреч или частота взаимодействия. Она наряду с таким фактором, как пространственная близость, дает эффект простого нахождения в поле зрения, психологический смысл которого: нас привлекает то, что лучше нам знакомо, чаще всего появляется в поле нашего зрения. Также на установление отношения и уровень доверия влияют такие факторы, как пол, возраст, принадлежность к социальному классу и культура.
Интересен подход, предложенный Б. Ф. Поршневым, который утверждает, что «любая информация между людьми пропускается через фильтр доверия и недоверия, который изменчив в различных исторических условиях, культурах, общностях» [2, с. 159]. Автор показывает, что доверие и недоверие существуют в диалектическом единстве и выполняют функцию «шлюза» в общении людей. Доверие выполняет функцию команды (построения поддерживающих взаимоотношений), а недоверие выступает охранительным механизмом психики. Таким образом, согласно концепции Б. Ф. Поршнева, недоверие выполняет защитную функцию от абсолютного доверия.
В литературе существует понятие «порога» доверия — момента, начиная с которого доверие переходит в недоверие [5, с. 49]. Он (порог доверия) зависит от индивидуальных особенностей субъекта доверия и от конкретного опыта общения и помогает субъекту доверия защитить себя от возможного ущерба.
Если порог однажды перейден, то это блокирует восстановление доверия. Человек, с подозрением относящийся к другим людям, всегда найдет причины для подкрепления своего недоверия. На любые действия однажды обманувшего доверие будет накладываться отпечаток его проступка, даже если такое больше не повторялось, тем самым подрывая доверие к нему. Из этого круга очень трудно вырваться. Поэтому очень важно знать и учитывать при построении взаимоотношений и взаимодействия императивы доверия. Таковых, согласно Р. Шо, три.
1. Результативность. Чтобы заслужить доверие, которое требует действий и результатов, надо выполнять свои обязанности и обязательства. Проявляющему некомпетентность, будь то отдельный человек или группа, доверие оказываться не будет. Чаще всего именно несоответствие между тем, чего ожидают, и тем, что наблюдается, является основанием для недоверия.
2. Порядочность как искренность человека в словах и последовательность в поступках. Люди в большинстве случаев доверяют тем, у кого «слово не расходится с делом». Непоследовательность в поступках рождает недоверие.
3. Проявление заботы о других людях. Мы доверяем тем, кто заботится о нас и, по нашему убеждению, понимает наши заботы и потребности, даже в конфликтных ситуациях; кто будет вести себя в соответствии с нашими интересами (насколько это возможно), то есть тем, кто, по нашему мнению, хочет и может оправдать наше доверие.
Литература_
1. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М., 1996.
2. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. 2-е изд., доп. и испр. М., 1979.
3. Скрипкина Т.П. Психология доверия: Учебное пособие. М., 2000.
4. Словарь по этике/Под ред. А.А. Гусейнова, И.С. Кона. М., 1989
5. Шо Р.Б. Ключи к доверию в организации. М., 2000.
© Копылова Ю.Н., 2003