Научная статья на тему 'Умение завоевывать доверие как показатель профессионализма педагога-психолога'

Умение завоевывать доверие как показатель профессионализма педагога-психолога Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
135
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Копылова Юлия Николаевна

Автор рассматривает феномен доверия как необходимый компонент в деятельности педагога-психолога. Дана типология доверия, приведены характеристики доверия как социально-психологического феномена; выделены оптимальные условия возникновения доверия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Skill to win trust as parameter of professionalism of teacher-psychologist

The author examines the phenomenon of trust as the necessary component in the activity of the teacher — psychologist and defines typology of trust, characteristics of trust as social psychological phenomenon. The article distinguishes optimum conditions of occurrence of trust.

Текст научной работы на тему «Умение завоевывать доверие как показатель профессионализма педагога-психолога»

Ю. Н. Копылова

УМЕНИЕ ЗАВОЕВЫВАТЬ ДОВЕРИЕ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА

ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

ля педагога-психолога очень важно, в какой мере доверяют ему те люди, с которыми он работает. Истинный профессионал должен уметь завоевывать доверие, чтобы эффективно осуществлять свою деятельность и в полной мере соответствовать своему социально-профессиональному статусу. Для того чтобы развивать навыки формирования доверия по отношению к себе со стороны других, необходимо разобраться в самом феномене доверия.

В философской этике доверие определяется как «отношение к действиям другого лица и к нему самому.., которое основывается на убежденности в его правоте, верности, добросовестности, честности, искренности» [4, с. 79].

Социально-психологический подход к рассмотрению феномена доверия между людьми предполагает поиск специфики доверия в межличностных отношениях, в общении и взаимодействии людей.

Доверие является исходным психологическим отношением между людьми. Без него (доверия) отношения становятся конфронтационными.

Доверие предполагает ценностное отношение к потенциальным позитивным возможностям личности другого. Доверяя другому, человек рассчитывает, что тот не поступит ему во вред (не предаст, не использует полученную информацию во вред), однако эти оценки и ожидания не всегда оправдываются. Поэтому доверие — это риск. Р. Б. Шо называет данный факт одним из парадоксов доверия: «...оно не может возникнуть, пока мы не пойдем на риск, который может привести к недоверию» [5, с. 46].

Доверие можно рассматривать как относительно самостоятельный социально-психологический феномен, феномен, порождаемый, проявляемый и динамично изменяемый в процессе взаимодействия людей; и одновременно — внутриличностный, который выносится «вовне», в пространство межличностных отношений, осуществляя функцию связи между людьми.

Таким образом, можно говорить о существовании различных видов доверия: внутриличностного (доверие к себе), межличностного (доверие к другому или другим) и социального (доверие к миру). Все три тесно связаны между собой.

Итак, можно дать следующее определение доверия: «отношение доверия — это готовность проявить доверие, которая обусловлена прошлым опытом общения и взаимодействия с конкретным объектом и во многом детерминирована социальным статусом, социальной ролью реципиента и коммуникатора по отношению друг к другу, а также конкретной ситуацией (и целью) взаимодействия» [3, с. 197]. Доверие может иметь различные степени оптимизма, стадии возбуждения и ситуации ориентации на сотрудничество, на компромисс, различную готовность к терпимости.

Все вышесказанное позволяет обратиться к рассмотрению характеристик доверия как социально-психологического феномена. В качестве основных формально-динамических характеристик доверия выделяются:

1. Избирательность (селективность). Она означает, что человек доверяет избирательно (доверие

адресуется разным людям).

2. Парциальность. По отношению к разным объектам доверие имеет существенные различия по

содержанию.

Эти два параметра позволяют говорить о различных проявлениях меры доверия разным людям.

3. Мера — важнейшая характеристика доверия как самостоятельного социально-психологического

явления.

Человек строит свое поведение в зависимости от того, какую меру доверия он испытывает к той или иной части мира. При этом излишняя доверительность (доверчивость — доверительные отношения как внутренняя диспозиция личности на людей вообще) такой же недостаток, как и излишняя замкнутость.

Заметим, что отношение доверия к другому актуализируется в значимых для субъекта обстоятельствах, когда у человека возникает потребность в помощи.

Можно выделить универсальные условия возникновения доверия (или, в формулировке Е. Л. Доценко, условия, чтобы доверять другому). Таких условий два:

- чувство безопасности как ненанесение ущерба друг другу в результате проявления доверия (прежде всего имеется в виду ущерб психологического порядка — эмоциональный, моральный, нравственный, хотя он может быть и материального характера);

- способность относиться к другому как суверенному субъекту активности, обладающему собственной значимостью (ценностью).

При несоблюдении этих условий наблюдается:

- «уход» от контакта как способ психологической защиты;

- манипулирование другим [1, с. 200—202].

Отметим, что, чем сложнее, вариативнее объект, с которым взаимодействует или намерен взаимодействовать человек, чем он более непредсказуем, тем сложнее возникает доверие к нему, тем более динамично оно.

При возникновении отношения доверия работают разные фильтры. Один из них — сходство участников взаимодействия, прежде всего в таких характеристиках, как установки, мнения, социальное происхождение и статус, интересы, что порождает стремление людей к дальнейшему развитию отношений (в нашем случае — к проявлению доверия). Другим фильтром является вознаграждаемость как умение предоставлять друг другу психологические вознаграждения в виде проявлений внимания, поддержки и т. д. Еще один фильтр — рост постоянных встреч или частота взаимодействия. Она наряду с таким фактором, как пространственная близость, дает эффект простого нахождения в поле зрения, психологический смысл которого: нас привлекает то, что лучше нам знакомо, чаще всего появляется в поле нашего зрения. Также на установление отношения и уровень доверия влияют такие факторы, как пол, возраст, принадлежность к социальному классу и культура.

Интересен подход, предложенный Б. Ф. Поршневым, который утверждает, что «любая информация между людьми пропускается через фильтр доверия и недоверия, который изменчив в различных исторических условиях, культурах, общностях» [2, с. 159]. Автор показывает, что доверие и недоверие существуют в диалектическом единстве и выполняют функцию «шлюза» в общении людей. Доверие выполняет функцию команды (построения поддерживающих взаимоотношений), а недоверие выступает охранительным механизмом психики. Таким образом, согласно концепции Б. Ф. Поршнева, недоверие выполняет защитную функцию от абсолютного доверия.

В литературе существует понятие «порога» доверия — момента, начиная с которого доверие переходит в недоверие [5, с. 49]. Он (порог доверия) зависит от индивидуальных особенностей субъекта доверия и от конкретного опыта общения и помогает субъекту доверия защитить себя от возможного ущерба.

Если порог однажды перейден, то это блокирует восстановление доверия. Человек, с подозрением относящийся к другим людям, всегда найдет причины для подкрепления своего недоверия. На любые действия однажды обманувшего доверие будет накладываться отпечаток его проступка, даже если такое больше не повторялось, тем самым подрывая доверие к нему. Из этого круга очень трудно вырваться. Поэтому очень важно знать и учитывать при построении взаимоотношений и взаимодействия императивы доверия. Таковых, согласно Р. Шо, три.

1. Результативность. Чтобы заслужить доверие, которое требует действий и результатов, надо выполнять свои обязанности и обязательства. Проявляющему некомпетентность, будь то отдельный человек или группа, доверие оказываться не будет. Чаще всего именно несоответствие между тем, чего ожидают, и тем, что наблюдается, является основанием для недоверия.

2. Порядочность как искренность человека в словах и последовательность в поступках. Люди в большинстве случаев доверяют тем, у кого «слово не расходится с делом». Непоследовательность в поступках рождает недоверие.

3. Проявление заботы о других людях. Мы доверяем тем, кто заботится о нас и, по нашему убеждению, понимает наши заботы и потребности, даже в конфликтных ситуациях; кто будет вести себя в соответствии с нашими интересами (насколько это возможно), то есть тем, кто, по нашему мнению, хочет и может оправдать наше доверие.

Литература_

1. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М., 1996.

2. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. 2-е изд., доп. и испр. М., 1979.

3. Скрипкина Т.П. Психология доверия: Учебное пособие. М., 2000.

4. Словарь по этике/Под ред. А.А. Гусейнова, И.С. Кона. М., 1989

5. Шо Р.Б. Ключи к доверию в организации. М., 2000.

© Копылова Ю.Н., 2003

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.