Научная статья на тему 'Доверие: новые перспективы мультидисциплинарных исследований'

Доверие: новые перспективы мультидисциплинарных исследований Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
306
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОВЕРИЕ / TRUST / ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ДОВЕРИЕ / ORGANIZATIONAL TRUST / МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ДОВЕРИЕ / INTERPERSONAL TRUST / ЭТИКА / ETHICS / УРОВНИ АНАЛИЗА / LEVELS OF ANALYSIS / ТЕОРИЯ ГЕНЕРАЛИЗОВАННОГО ОБМЕНА / SOCIAL EXCHANGE THEORY (GENERALIZED EXCHANGE) / МУЛЬТИДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / MULTIDISCIPLINARY RESEARCH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Заварцева Марина Михайловна

В статье представлена проблема определения феномена доверия, находящегося в настоящее время в фокусе внимания целого ряда общественных наук, с точки зрения линии исторического развития представлений о доверии в смежных науках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article introduces the problem of defining conception of trust, recently being widely used in many social sciences from the historical perspective.

Текст научной работы на тему «Доверие: новые перспективы мультидисциплинарных исследований»

ДОВЕРИЕ: НОВЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ МУЛЬТИДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

М. М. Заварцева

Аннотация: в статье представлена проблема определения феномена доверия, находящегося в настоящее время в фокусе внимания целого ряда общественных наук, с точки зрения линии исторического развития представлений о доверии в смежных науках.

Ключевые слова: доверие, организационное доверие, межличностное доверие, этика, уровни анализа, теория генерализованного обмена, мультидисци-плинарные исследования.

Summary: the article introduces the problem of defining conception of trust, recently being widely used in many social sciences from the historical perspective.

Keywords: trust, organizational trust, interpersonal trust, ethics, levels of analysis, social exchange theory (generalized exchange], multidisciplinary research.

В настоящее время проблема доверия попадает в фокус внимания различных научных дисциплин — политологии, социологии, юриспруденции, экономики, философии, психологии. Востребованность и частое использование этого термина говорят о наличии определенных проблемных областей в различных сферах человеческой деятельности и общественной жизни, для интерпретации и разрешения которых используется понятие доверия. В течение последних двадцати лет оно является одним из наиболее упоминаемых и широко изучаемых понятий в целом ряде социальных и гуманитарных наук. Для примера: 15

336 статей (с использованием термина «trust» в названии) в 1995-2013 гг. по сравнению с 1 141 статьей за 19641994 гг., по данным Social Sciences Citation Index (SSCI, индекс цитирования по общественным наукам) в реферативной базе данных Web of Science. Подобную динамику научного интереса сложно назвать случайностью, несмотря на мнение многих исследователей, согласно которому в изучении феномена доверия вопросов пока больше, чем ответов [14].

В частности, одна из главных проблем — определение доверия, или ответ на вопрос «Что такое доверие?». Это неудивительно, учитывая тот факт, что каждый научный подход, каждый прикладной запрос, требующий решения, каждая авторская концепция привносит новое как в понимание, так и в методы анализа этого феномена. На наш взгляд, ответ на поставленный вопрос, а также возможные направления для будущего изучения кроются в рассмотрении эволюции представлений о доверии как о феномене общественной жизни и отношений между людьми, а также общественного, научного и экономического контекста.

Понятие доверия возникло и долгое время изучалось в русле философской науки, однако если изначально оно выступало в качестве понятия, определяющего объективную регуляцию общественной жизни (например, политические выборы), то впоследствии доверие перешло в категории этики и часто рас-

сматривалось в качестве регулятора межиндивидуальных отношений. Гораздо позже, в XVI-XVIII вв., доверие в качестве изучаемого феномена перешло в область социологии, которая в то время только начинала зарождаться в качестве самостоятельной научной дисциплины, вместе с появлением трудов Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.Ж. Руссо и др. Начиная с середины ХХ в. понятие доверия стало предметом изучения в психологии, изначально в сфере межличностного общения, а затем и в социальной психологии групп, организационной психологии и психологии бизнеса.

Исследование феномена доверия в философии

Довольно трудно выделить исторически самое первое упоминание о доверии, однако известно, что уже в трудах известных философов и мыслителей, написанных до начала нашей эры, оно упоминается: «Кто много обещает, тот не заслуживает доверия... кто не заслуживает доверия, тот не пользуется им» (Дао дэ цзин, IV-III вв. до н. э.). Древнекитайский философ Конфуций (551479 гг. до н. э.) в «Беседах и суждениях» использует понятие «синь» (которое некоторые исследователи переводят как «доверие»), когда говорит о власти государя и управлении государством — без доверия народа, по его мнению, эффективно управлять государством и соблюдать интересы его граждан невозможно. В античном Риме (VI в. до н. э. — V в. н. э.) среди пантеона богов существовала богиня доверия (или верности) Фидес (Fides), которая согласно мифам состояла в родстве с самим Юпитером, что говорит о высоком почитании этого культа древними римлянами. В Древней Греции

ее называли Пистис (Pistis, Пштц), и она олицетворяла собой доверие, веру и надежность. Понятие доверия встречается в трудах Аристотеля, Сократа, Б. Спинозы, И. Канта, Г.В.Ф. Гегеля, однако ни у одного из этих философов оно не выступает в качестве самостоятельного предмета исследования.

И. Кант в трактате «К вечному миру» (1795) использует понятие доверия, обсуждая отношения между странами, находящимися в состоянии войны. Он говорит о том, что, даже находясь в состоянии войны, нельзя использовать такие методы ведения военных действий, которые сделают невозможным доверие, как таковое, ибо в данном случае никакого конца войны быть не может, а вместо этого будет лишь бесконечное истребление друг друга. При этом И. Кант обращает внимание на то, что доверие является тем информационным, внемате-риальным ресурсом, который не только служит фундаментом для восстановления отношений в будущем, но и является определенной гарантией «на самое себя» — оно существует, пока обе стороны думают о нем. Кроме того, И. Кант, возможно, первым из философов начал разрабатывать понимание доверия применительно к категориям этики и морали. В своем сочинении «Метафизика нравов» он разграничивает понятия моральной и эстетической дружбы, используя в качестве одного из основных критериев понятие доверия [5].

Т.П. Скрипкина отмечает, что в настоящее время в системе наук о человеке доверие нередко относят к этическим категориям морали, отражающей нравственные отношения между людьми. Общий анализ содержания понятия «доверие» в философской этике позволя-

ет выделить 4 изучаемые стороны этого явления:

1) доверие как нравственные отношения между людьми, убежденными в добропорядочности, искренности и правдивости друг друга;

2) момент знания людьми друг друга (то есть наличие опыта взаимодействия);

3) факт того, что доверие — это добровольное и ненасильственное проявление;

4) передача глубоко личных мыслей и чувств.

Исследование феномена доверия в социологии

Согласно мнению Т.П. Скрипкиной, наиболее фундаментальный социологический подход к проблеме доверия в отечественной науке был предложен Б.Ф. Поршневым, который рассматривает человеческую психику в исторической ретроспективе. Его теория гласит, что любая информация проходит через специфический фильтр доверия и недоверия, то есть доверие выполняет функцию команды, а недоверие можно назвать охранительным механизмом психики, фильтром, оберегающим ее от нежелательной или вредной информации [11]. На взгляд В. Вичева, доверие выступает в качестве одной из нравственных потребностей людей, которая, в свою очередь, запускает механизм идентификации и благоприятствует созданию некой социальной общности между людьми.

Немецкий социолог М. Вебер одним из первых начал систематическое изучение устройства общественного порядка и условий его поддержания. Он предложил бюрократическую модель орга-

низации, важнейшими целями которой являлись порядок, система, рациональность, единообразие, унификация и последовательность [17]. Власть в такой строгой и формализованной теории понималась как определенная совокупность прав, и чем выше в организации находится занимаемый человеком пост, тем больше у него власти. В сочинении М. Вебера «Политика как призвание и профессия» понятие «доверие» встречается только в связи с упоминанием оснований для власти. Доверие может возникнуть у определенного человека к вождю на основании его личных качеств (каких, автор не уточняет) или может быть выражено и количественно измерено как число голосов в поддержку того или иного правителя, например со стороны партии. Безусловно, в сочинениях М. Вебера прослеживается тенденция к пониманию того, что доверие может выступать в качестве мощного общественного механизма, однако ученый не предпринимает никаких попыток проанализировать сущность данного феномена и лишь констатирует его объективные проявления.

А. Селигмен дает подробную социологическую ретроспективу исторических форм доверия [8]: доверие в контексте отношений между людьми развивалось от «традиционного доверия» к «доверию как естественной симпатии», затем возникло «доверие как взаимное выполнение обещаний» и, наконец, «доверие экспертным системам».

«Традиционное доверие» подразумевает под собой такое отношение, где очень четко присутствует дихотомия «мы» — «они», где члены одной группы изначально расцениваются как заслуживающие и оправдывающие доверие,

а члены другой группы — как вызывающие недоверие; и в том, и в другом случае сами поступки, ценности, поведение не сильно влияют на отношения доверия — недоверия. Понимание доверия как «естественной симпатии», появляющееся, согласно А. Селигмену, в XVIII в., характеризуется отсутствием корысти, расчета, ритуализированных или вынужденных отношений и опирается на духовную близость, эмоциональную поддержку и единство взглядов и убеждений.

На протяжении XIX и ХХ вв. господствует идея о доверии как взаимном выполнении обещаний. Это связано с тем, что социальное и экономическое развитие общества нуждалось в регуляторе отношений, которые систематически расширялись и приобретали новые, ранее неизвестные качества. В результате это послужило основой для формирования современного понимания доверия — рассматриваемого чаще всего как обезличенного, рационального и функционального, где в качестве объекта обычно выступают целые системы, а не один человек и даже не группа людей («доверие экспертным системам») [15]. Однако А. Селиг-мен подчеркивает, что этот вид доверия ближе к расчету, чем к подлинному доверию, и считает, что подобное противоречие можно обойти, используя теорию генерализованного обмена. Она предполагает, что каждый член общества будет вести себя так, как того требуют нормы, не ожидая немедленного вознаграждения в ответ, но ожидая такого же поведения от других. Таким образом, в определенном смысле это несколько модифицированное, но уже известное золотое правило нравствен-

ности, к которому современное общество пришло снова спустя несколько сотен лет.

Исследования феномена доверия в психологии

В психологии доверие изучалось прежде всего в русле психологии личности и социальной психологии, а именно в сфере межличностного взаимодействия. По мнению А.Л. Журавлева, динамика развития межличностных отношений проходит несколько последовательных стадий: знакомство, отношения приятельские, товарищеские и дружеские. На стадии товарищеских отношений межличностное взаимодействие характеризуется «устойчивостью и определенным взаимным доверием» [9, с.173]; именно это позволяет перейти от простой готовности к развитию отношений к сближению взглядов и оказанию поддержки друг другу. Последняя стадия — дружеские, или, как их иначе называет автор, доверительные отношения, предполагающие взаимную привязанность субъектов взаимодействия.

Известный американский психолог Э. Эриксон изучал доверие уже в связи с характеристиками личности, влияющими на особенности построения взаимодействия с другими людьми. В своей возрастной периодизации развития человека он рассматривал чувство базисного доверия в качестве первой и фундаментальной установки всей жизни, которая, будучи сформированной на первом году жизни, определяет в дальнейшем отношение человека к себе и окружающему миру. Таким образом, можно сказать, что «доверие в каком-то смысле можно считать синонимом личности» [4, с.145].

В 50-60-е годы ХХ в. феномен доверия входит в фокус внимания психологов труда и организационных психологов, в первую очередь зарубежных (Strickland L.H., 1958; Deutsch M., 1958; Rotter J.B.,1967). Необходимо отметить, что организационное доверие отличает ряд особенностей по сравнению с изучавшимся ранее межличностным доверием. Во-первых, организационное доверие является достаточно сложной системой, в которой переплетаются индивидуальные, групповые отношения доверия и отношения доверия к организации как к системе. Во-вторых, многие исследователи выделяют дефицит времени в качестве одной из ключевых особенностей организационного доверия. Это означает, что люди часто оказываются перед необходимостью сотрудничать и вести совместную деятельность с теми, кого они не знают и, более того, часто не имеют достаточного запаса времени для построения адекватного образа партнера, на основе которого, как правило,возникает и развивается межличностное доверие.

Однако если проблема относительной независимости организационного доверия и фактора времени кажется уже решенной, вопрос о влиянии доверия на эффективность деятельности все еще остается открытым. В качестве примера одного из сравнительно недавних исследований на тему связи факторов времени, доверия и эффективности деятельности может стать исследование Де Жонга и др. [14]. Авторы приходят к выводу о том, что высокий уровень доверия влияет положительно на эффективность рабочей группы в том случае, если она является долгосрочной (ongoing team), а

в группах, собранных ради выполнения одного конечного проекта (short-term team), даже высокий уровень доверия не может гарантировать достаточной эффективности. Напротив, авторы другого исследования приходят к выводу о том, что при высоком уровне доверия в группе высокие оценки по положительности социально-психологического климата могут негативно коррелировать с результативностью деятельности [17]. Уже на примере этих исследований становится ясно: в проблеме организационного доверия кажущиеся очевидными с точки зрения практического смысла гипотезы оказываются на поверку непростыми. Именно поэтому в изучении формирования организационного доверия, доверия в сфере бизнеса встает вопрос о поиске принципиально иных механизмов построения и развития отношений доверия между партнерами.

Систематические исследования феномена доверия в организации начались сравнительно недавно, однако современные исследователи практически единодушно признают доверие важным для успешного функционирования и развития организации психологическим фактором. А.Б. Купрейченко выделяет несколько основных направлений в исследовании проблемы доверия в организации: 1) доверие и недоверие как факторы экономической эффективности ор-ганизации;2)основания и факторы формирования доверия и недоверия в организации; 3) динамика процессов формирования доверия и недоверия; 4) изучение взаимосвязи доверия и недоверия с организационно-психологическими феноменами.

Практически все исследования в русле первого и второго направлений

обусловлены практическими запросами. Главная задача здесь заключается в формировании конкурентоспособной и экономически эффективной организации. Организационное доверие повышает уровень кооперации, улучшает коммуникацию между членами организации, стимулирует творческое решение задач и тем самым обеспечивает конкурентоспособность организации.

В работах второго направления наиболее часто рассматриваются следующие вопросы: как при помощи различных организационных ресурсов обеспечить высокий уровень доверия; какая тактика поведения менеджеров и руководителей способствует формированию высокого доверия у сотрудников фирмы; какие факторы вызывают снижение доверия и т. д.

В третьем подходе, изучающем динамику процессов формирования доверия и недоверия в организации, особое внимание уделяется вопросам изменения содержания доверия в связи с течением времени, что в тематике доверия приравнивается к накоплению опыта взаимодействия с партнером.

Четвертый подход, посвященный изучению связи феноменов доверия и недоверия с другими организационно-психологическими феноменами, еще сравнительно недавно был наименее проработанным. К числу организационно-психологических феноменов относят тип организационной культуры, психологический климат, стиль управления и т. д. Но в настоящее время, по крайней мере в зарубежной организационной психологии, большинство научных статей посвящено именно изучению связи доверия с другими организационными факторами, и уже накоплено

большое количество фактологического материала.

Организационная психология, на наш взгляд, может выступать в качестве одного из направлений, позволяющих интегрировать индивидуальный и организационный уровни рассмотрения феномена доверия. Как уже отмечалось, по мнению многих исследователей в сфере организационной психологии, доверие является важным структурным компонентом, обеспечивающим функционирование организации и ее экономическую эффективность. Однако вопрос о том, каким именно способом доверие оказывает влияние на эффективное функционирование организации, остается открытым до сих пор.

На наш взгляд, перспективным подходом к изучению феномена доверия является гуманистический подход к исследованию организаций [1], согласно которому каждая внутренняя переменная может быть понята зависимости от смысла, который ей приписывается и транслируется другим сотрудникам организации, в той или иной ситуации. Гуманистический подход показывает, что разные факторы в соответствии с пониманием их людьми могут нести в себе совершенно непохожие функции; при этом одним из главных показателей эффективности любого организационного фактора выступает включенность человека в общеорганизационную систему представлений о данном факторе. Если принять положения данного подхода, то организационное доверие будет выступать в качестве своеобразной призмы, определяющей содержательную и смысловую наполненность представлений об организации как системе и механизмах ее функционирования.

Таким образом, доверие выступает в качестве переменной, координирующей деятельность работника на смысловом уровне. Тем не менее практически в любой организации существует система институциональных норм, то есть набор документов, в которых зафиксированы положения и правила, регулирующие деятельность работника на объективном, внешнем уровне. Возникает вопрос — действительно ли в таком случае необходимо доверие или достаточно одного фактора для выполнения координирующей функции в организации?

Для ответа на вопрос о том, существуют ли различия в представлении об организации у сотрудников, по-разному оценивающих уровень доверия в ней, нами было проведено эмпирическое исследование. Респонденты — руководители и заместители руководителей структурных подразделений крупной транспортной компании с наличием ясно очерченных институциональных основ (п = 23). В результате исследования были выявлены значимые различия в субъективном сходстве/различии оценок объектов «организация, в которой я работаю» и «организация, которой я доверяю» в зависимости от оценки общего уровня доверия в организации. Так, в группе с оценкой уровня доверия как высокого семантические универсалии объектов «организация, в которой я работаю» и «организация, которой я доверяю» совпадали на 76 % по сравнению с 36 % в группе с оценкой уровня существующего доверия в организации как низкого. Кроме того, было выявлено, что семантическая наполненность представления об «организации, в которой я работаю» у респондентов с оценкой уровня организационного доверия

как высокого включает в себя больше семантических универсалий, чем у респондентов, оценивших уровень доверия в организации как невысокий. Это, в свою очередь, позволяет сделать предположение о том, что включенность человека в систему представлений о доверии в организации и оценка его уровня связана с включенностью в организацию как систему и более четким пониманием ее структуры и функций.

Подводя итоги рассмотрения представлений о доверии, можно отметить следующее: проблемные ситуации, для анализа которых в различных научных дисциплинах используется понятие доверия, схожи между собой. Это позволяет выделить несколько важных атрибутов феномена доверия, единых для разных общественных дисциплин: он предполагает ситуации взаимодействия, характеризующиеся выраженной ориентацией на будущее и уязвимостью, как минимум, одного из партнеров (дальнейшее благополучие зависит от того, каким образом поведет себя второй партнер). Однако в фокус внимания (или, иначе говоря, в качестве объекта исследования) различных научных дисциплин попадали разные аспекты феномена доверия: так, ранняя философия и социология рассматривали его как фактор, регулирующий в первую очередь общественные институты и связи между ними. Психология личности, а также этика как отдельная ветвь философии концентрировались на изучении индивидуальных характеристик доверия, обусловленного личностными чертами, и на регуляции межиндивидуальных отношений и взаимодействий со стороны доверия.

Можно проследить изменение фокуса внимания исследователей в коле-

бательном движении от общего (общественного) к частному (индивидуальному и межиндивидуальному), и обратно. Но в настоящее время нельзя (кроме как на высоких уровнях абстракции) выделить в качестве главного только один уровень рассмотрения — общественный или индивидуальный. Современное общество в целом и отдельные его институты в частности вынуждены существовать в новых, уникальных, ранее не возникавших условиях. С одной стороны, знания и информация выступают в качестве основного ресурса, который очень сложно контролировать, так как это может стать и часто становится прерогативой отдельных людей [6, 13]. С другой стороны, в условиях динамичности внешней среды, когда на первый план выступает умение предсказывать тенденции развития ситуации, в том числе экономические [1], в условиях необходимости регуляции деятельности отдельных организаций в терминах общественной, нравственной и правовой ответственности [2, 3, 7] вопрос о значимости связей на уровне общественных институтов, организаций не оставляет сомнений. Наконец, практические запросы, появляющиеся в подобных вновь возникших условиях, невозможно решить, работая в рамках только одной научной дисциплины. Кроме того, в качестве примера нового прикладного запроса выступает актуальная проблема интеграции доверия как ресурса для регуляции общественных отношений в правовую систему регуляции, то есть ставится вопрос об институ-ционализации доверия. Таким образом, вопрос «Что такое доверие?» трансформируется в вопрос «Какое доверие и в какой ситуации?» [12, 13].

С научно-методологической точки зрения создание единой интегратив-ной модели доверия на данный момент представляется сложной задачей, так как она превращается в задачу интеграции различных научных подходов в муль-тидисциплинарные направления исследований; кроме того, исторический анализ представлений о доверии доказывает существование в настоящее время необходимости интеграции различных уровней анализа феномена доверия, ранее проводившихся параллельно, что, безусловно, также вызывает определенные теоретико-методологические трудности. Возможно, для решения конкретных проблем в рамках одной отдельно взятой организации или применительно к отдельно взятой ситуации использование мультидисциплинарного подхода может быть чрезмерно затратным и не адекватным задаче. Однако для выявления основополагающих принципов функционирования доверия как феномена общественной жизни и отношений между людьми использование нескольких научных дисциплин представляется крайне перспективным.

Литература

1. Базаров ТЮ. Психологические грани изменяющейся организации. — М.: Аспект-Пресс, 2007. — 278 с.

2. Величковский Б.Т. Жизнеспособность нации. Взаимосвязь социальных и биологических механизмов в развитии демографического кризиса и изменении здоровья населения России. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: РАМН, 2012. — 256 с.

3. Журавлев АЛ, Купрейченко А.Б. Нравственно-психологическая регуляция экономической активности. — М.: Ин-т психологии РАН, 2003. — 436 с.

4. Зинченко В.П. Доверие // Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2005. — С. 143-145.

5. Кант И. Сочинения: в 6 т. — М.: Мысль, 19631966. — Т. 4. — Ч. 2: Метафизика нравов. — 478 с.

6. Кирхлер Э, Майер-Пести К., Хофманн Е. Психологические теории организации // Психология труда и организационная психология, — Т. 5. — Харьков: Гуманитарный центр, 2005. — 312 с.

7. Кови С. мл., Мерил Р. Скорость доверия: То, что меняет все : пер. с англ. — М.: Альпина Паблишерз, 2010. — 425 с.

8. Купрейченко А.Б. Психология доверия и недоверия. — М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 2008. — 571 с.

9. Резников Е.Н. Психология межличностных отношений // Социальная психология: учеб. пособие / отв. ред. А.Л. Журавлев. — М.: ПЭР СЭ, 2002. — С. 164-178.

10. Родлер К., Кирхлер Э. Управление в организациях / Психология труда и организационная психология. — Харьков: Гуманитарный центр, 2003. — Т. 2. — 128 с.

11. Скрипкина Т.П. Психология доверия. — М., 2000. — 264 с.

12. СочивкоД.В., Савченко Т.Н., БлинниковаИ.В. Журнал «Прикладная юридическая психология»: ответы на вызовы психологической науки и практики // Прикладная юридическая психология. — 2013. — № 4. — С. 8-20.

13. Bigley G.A., Pearce J.L. Straining for shared meaning in organization science: problems of trust and distrust // Academy of Management Review. — 1998. — Vol. 23(3). — P. 405-421.

14. De Jong B, Elfring T. How does trust affect the performance of ongoing teams? The mediating role of reflexivity, monitoring and effort // Academy of Management Journal. — 2010. — Vol. 53 (3). — P. 535-549.

15. Horsburgh H. J. N. Trust and Social Objectives // Ethics. — 1961. — Vol. 72 (1). — P. 28-40.

16. Schoorman FD, Mayer R.C., Davis J.H. An integrative model of organizational trust: past, present and future // Academy of Management Review. — 2007. — Vol. 32(2). — P. 344-354.

17. Tsai Wei-Chi, ChiNai-Wen, GrandeyA.A., Fung Sy-Chi. Positive group affective tone and team creativity: Negative group affective tone and team trust as boundary conditions // Journal of Organizational Behaviour. — 2012. — Vol. 33. — P. 638-656.

18. Weber M. Some categories of interpretive sociology // Sociological Quarterly. — 1981. — 22(2). — P. 151-180.

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ И ЛИЧНОСТНЫЕ ФАКТОРЫ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ

Н. П. Александрова, Е. Н. Богданов

Аннотация: в основу данного исследования положено понимание саморегуляции и стрессоустойчивости как способности личности, представляющей собой управление своим психоэмоциональным состоянием. В настоящее время способность к эмоциональной саморегуляции раскрывается через личностные характеристики индивида в связи с понятием «эмоциональный интеллект». Эмоциональный интеллект выступает в качестве показателя уровня сформированности эмоциональной саморегуляции и в значительной мере обусловливает стрессоу-

стойчивость личности. Такие личностные характеристики, как эмоциональная устойчивость, низкий или умеренный уровень личностной тревожности, интернальный локус контроля, способность вербализации эмоциональных состояний, служат основой для формирования эмоциональной саморегуляции и стрессоустойчивости и связаны с высоким уровнем эмоционального интеллекта.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, стресс, стрессоустойчи-вость, эмоциональная саморегуляция, личность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.