ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 37.012.5
Т. Б. Гребенюк, И. И. Гончарова
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДОВЕРИЯ МЕЖДУ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
В РОССИИ И ПОЛЬШЕ
Исследование посвящено изучению доверия между участниками образовательного пространства гимназии № 32 Калининграда и школы «Геданенсис» г. Гданьска (Польша). Определены закономерности оценки доверия учеников учителям на всех ступенях гимназии. Проведен сравнительный анализ доверия к учителям и родителям подростков калининградской и польской школ. Выявлены особенности оценки доверия польских и российских учителей ученикам и их родителям. Показаны особенности представлений учащихся и учителей о доверии к ним со стороны других людей.
This work focuses on trust between the agents of educational space at Kaliningrad school No. 32 and the Gdansk Gedanensis School. The authors identify the patterns of assessing students trust in teachers at all stages of school education. The article analyses the level of adolescents' trust in teachers and parents at the Kaliningrad and Polish schools. The features of assessing the Polish and Russian teachers' trust in students and parents are identified. The authors examine the students' and teachers' ideas of trust placed in them by other people.
Ключевые слова: доверие, доверие учащихся к учителям и родителям, доверие учителей к учащимся и их родителям.
Key words: trust, student's trust in teachers and parents, teachers' trust in students and their parents.
В современном мире успешность многих процессов в большой степени зависит от того, какие взаимоотношения складываются между людьми, вовлеченными в эти процессы. Согласно результатам исследований американского социолога Фрэнсиса Фукуямы, успех «самореализации» конкретного общества определяется уровнем доверия к нему со стороны его граждан [5]. Эрик Эриксон утверждает, что основная и первая причина успешного развития каждого человека — базовое доверие к миру, которое формируется в первый год жизни. Под доверием Эриксон подразумевал доверие к себе самому и чувство неизменной расположенности к себе других людей. Чувство глубокого доверия к себе, к людям, к миру — это краеугольный камень здоровой личности [6].
Современная наука активно исследует феномен доверия, его роль в различных сферах общественной жизни и межличностных отношениях (А. Б. Купрейченко, Д. М. Данкин, Л. А. Журавлева, В. А. Сумарокова). Европейским союзом предусмотрено соответствующее исследование по
7
© Гребенюк Т. Б., Гончарова И. И., 2015
Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2015. Вып. 5. С. 7—15.
7-й рамочной программе «Стимуляторы и ингибиторы культуры доверия в образовательном взаимодействии посредством современных информационных и коммуникационных технологий». С 2013 г. представители пяти стран (Индия, Италия, Норвегия, Польша, Россия) проводят изучение различных аспектов проблемы культуры доверия. Нами было организовано эмпирическое исследование доверия среди субъектов образовательной среды, в ходе которого мы стремились получить ответы на следующие вопросы:
Как понимают доверие современные школьники?
Каков уровень их доверия ближайшему окружению — учителям, родителям?
Как он связан с уровнем доверия окружающих их взрослых людей?
Есть ли различие между доверием российских (калининградских) школьников и школьников других стран?
В данном исследовании приняли активное участие старшеклассники гимназии № 32 Калининграда, входящие в состав коллектива ученической психологической лаборатории (руководитель — И. И. Гончарова) и школы «Геданенсис» г. Гданьска.
Объектом исследования стало доверие между участниками образовательного пространства.
Предмет исследования — особенности понимания доверия и его оценки по отношению к другим участникам образовательного пространства учеников и учителей гимназии № 32 Калининграда и школы «Геданенсис» г. Гданьска.
Цель исследования — изучение особенностей доверия и его оценки участниками образовательного пространства названных учебных заведений.
Гипотеза: мы предположили, что доверие между учителями, учениками и их родителями в гимназии № 32 Калининграда будет отличаться от доверия, сложившегося в школе польского города Гданьска. А также то, что представления о доверии и его оценка польскими и российскими учениками и учителями будут иметь как различия (в связи с разными культурными особенностями), так и сходство (в связи с активным взаимодействием субъектов польской и российской школ).
Задачами исследования стали:
1) выявить особенности представлений о доверии у российских и польских подростков;
2) изучить особенности оценки доверия российских и польских подростков учителям и родителям;
3) изучить особенности оценки доверия российских и польских учителей ученикам и родителям.
Доверие как объект научного исследования
Анализ литературы по проблеме изучения доверия показал, что данный феномен является междисциплинарным и исследуется с позиций психологии, социологии, политологии, экономики. Однако «целостной общепринятой междисциплинарной теории доверия пока нет», констатирует Д. М. Данкин [1, с. 7].
8
Доверие рассматривается учеными рядом с такими понятиями, как «вера», «уверенность», «расчет», «контроль». По их мнению, условиями возникновения доверия выступают:
1) наличие значимой ситуации, связанной с неопределенностью и риском;
2) оптимистическое ожидание человека относительно исхода события;
3) уязвимость и зависимость человека от других участников взаимодействия;
4) добровольность взаимодействия;
5) отсутствие контроля [3, с. 44].
От доверия человека зависит, как он будет выстраивать свое социально-психологическое пространство (свое окружение, ценности, цели и смыслы). Таким образом, доверие влияет на самоопределение человека, формирование собственной позиции по отношению к миру, себе, людям, утверждает А. Б. Купрейченко [3]. Э. Эриксон считает началом развития доверия первый год жизни человека, когда формируется базовое доверие на основе отношений с матерью или другим лицом, заботящимся о малыше [6].
Говоря о доверительных отношениях, многие авторы акцентируют внимание на убежденности личности в порядочности, ответственности, честности других участников взаимодействия [3, с. 32]. При этом в разных культурах доверие опирается не только на ролевые ожидания и моральные добродетели, но и на договорные обязательства.
Фрэнсис Фукуяма в книге «Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию» утверждает, что успех экономики страны определяется не финансовыми факторами, а доверием [5]. Он характеризует доверие как ожидание того, что члены сообщества будут вести себя честно, проявляя готовность к взаимопомощи в соответствии с общепринятыми нормами, культурными традициями, общими этическими ценностями. Важная роль в таком взаимодействии принадлежит единству целей и ценностей. Подобное поведение значительно более эффективно, чем поведение, основанное на рациональном расчете и формальных правилах [2, с. 11].
Современные ученые определяют доверие и недоверие не как взаимоисключающие феномены полярной валентности, а скорее как взаимодополняющие, выполняющие взаимосвязанные функции в регуляции жизнедеятельности субъекта. Основные функции доверия — развитие субъекта и обеспечение его взаимодействия с миром. Главной же функцией недоверия выступает самосохранение. Ученые указывают на важность баланса между ними [4].
Развивая мысль об основных функциях доверия, мы сделали попытку объединить представления о нем в три группы по категориям:
1 — доверие как условие познания (открытость для информации, обмен информацией);
2 — доверие как условие развития межличностных отношений, эмоционально-ценностной сферы (взаимопонимание как понимание переживаний другого человека, взаимная трансляция ценностей и смыслов);
3 — доверие как условие совместной деятельности.
9
10
Сегодня можно говорить о культуре доверия не только как об исторически сформированных установках, нормах и ценностях социального взаимодействия, но и как о воспроизводимой структуре взаимоотношений, которая может сознательно планироваться и регулироваться.
Согласно результатам исследований, доверие в ситуации партнерского взаимодействия определяется компетентностью, нацеленностью на общий высокий результат, ответственностью субъектов взаимодействия. Мы предположили, что в ситуации образовательного взаимодействия все эти качества могут быть сконцентрированы в готовности ученика к осознанному выбору профиля, предметов и уровня их освоения и готовности учителя принять этот выбор. И наоборот: учитель выбирает оптимальные средства обучения, а ученик принимает выбор учителя, доверяя его компетентности. Отсутствие же готовности делать выбор и принимать его становится препятствием для формирования культуры доверия между участниками образовательного пространства, что снижает эффективность образовательного взаимодействия в старшей школе.
Эмпирическое исследование доверия участников образовательного пространства
гимназии № 32 Калининграда и школы «Геданенсис» Гданьска
Эмпирический раздел нашего исследования посвящен изучению особенностей и уровня доверия учеников и учителей в российской (калининградской) и польской школах. Первая его часть связана с изучением особенностей доверия учащихся учителям и родителям на всех ступенях гимназии № 32 Калининграда; вторая — это сравнительное исследование доверия подростков польской и российской школ; третья — изучение доверия польских и российских учителей ученикам и их родителям.
Основной метод экспериментальной части нашего исследования — анкетирование. Анкета была анонимной с просьбой указать возраст и пол.
Анкеты для учащихся и учителей на польском и русском языках
Ankieta dla mlodziezy
Proszg wzi^c udzial w badaniu problem zaufania w swiecie wspolczesnym. Proszg odpowiedziec na pytania anonimowo.
Wiek_Plec: kobieta /mgzczyzna (proszg podkreslic)
Zaufanie —to jest..._
1. O ile ufasz nauczycielom?(prosz£ podkreslic odpowiedz) (ufam; ufam; ale nie zawsze; nie ufam)
2. Czy ufasz swoim rodzicom? (tak, w calosci; raczej ufam; niz nie ufam; raczej nie ufam; niz ufam)
3. Jak myslisz, czy ciebie ufaj^? (Tak; nie; racyej tak; racyej nie)
Ankieta dla nauczycieli
Proszg wzi^c udzial w badaniu problem zaufania w swiecie wspolczesnym. Proszg odpowiedziec na pytania anonimowo.
Wiek_Plec: kobieta /mgzczyzna (proszg podkreslic)
Zaufanie —to jest..._
1. Czy ufacie uczniom? (prosz^ podkreslic odpowiedz) (ufam; ufam, le nie zawsze; nie ufam)
2. Czy ufacie rodzicom uczniow? (tak, w calosci; raczej ufam, niz nie ufam; raczej nie ufam, niz ufam)
3. Jak myslicie, czy wam ufaj^? (tak; nie; racyej tak; racyej nie)
Анкета для учащихся
Ученическая психологическая лаборатория занимается проблемой доверия в современном мире. Ответь, пожалуйста, на вопросы, не подписывая свою анкету.
Возраст_Пол (муж., жен.)
Доверие — это..._
1. Доверяешь ли ты учителям? (доверяю; доверяю, но не всегда; не доверяю)
2. Доверяешь ли ты своим родителям? (доверяю полностью; чаще доверяю, чем не доверяю; чаще не доверяю)
3. Доверяют ли тебе? (да, нет, чаще да, чаще нет)
Анкета для педагогов
Ученическая психологическая лаборатория занимается проблемой доверия в современном мире. Ответьте, пожалуйста, на вопросы, не подписывая свою анкету.
Возраст_Пол (муж., жен.)
Доверие — это._
1. Насколько Вы доверяете ученикам? (доверяю; доверяю, но не всегда; не доверяю)
2. Доверяете ли Вы их родителям? (да, полностью; чаще доверяю, чем не доверяю; чаще не доверяю, чем доверяю)
3. Как Вы думаете, доверяют ли Вам? (да; нет; чаще да; чаще нет)
В первой части нашего исследования приняли участие ученики вторых — одиннадцатых классов гимназии № 32, всего 540 человек. Это позволило выявить некоторые возрастные закономерности доверия школьников окружающим взрослым, объединив результаты исследования по ступеням школы.
Объяснить понимание термина «доверие» удалось не всем респондентам. Содержательно ответить на вопрос, что же такое доверие, получилось у школьников в основном с 4-го класса и старше. Чаще всего они связывают доверие с возможностью делиться информацией. Учащиеся среднего звена и старшеклассники указали также на возможность выполнять вместе важную работу, взаимопонимание между людьми. (Более подробно этот вопрос мы рассмотрели на примере изучения представлений о доверии у подростков Калининграда и Гданьска во второй части нашего исследования.)
На вопрос о доверии учителям однозначно положительный ответ дали 82 % младших школьников, 33 % учащихся среднего звена и 18 % старшеклассников. Недоверие учителям выразили 17 % учащихся среднего звена и 21 % старшеклассников.
11
12
С возрастом доверие школьников учителям уменьшается. Возможно, это связано с опытом, полученным в процессе общения и учебного взаимодействия с учителями, который не всегда был позитивным. Кроме того, одна из функций недоверия — обособление (автономизация) личности. Известно, что потребность в автономизации особенно характерна для подростков и проявляется как уход от близких отношений со взрослыми и установление доверительных отношений со сверстниками.
В исследовании выяснилось и то, что закономерность снижения доверия по отношению к родителям такая же, как и по отношению к учителям. Однако в процентном соотношении учащихся, доверяющих своим родителям, все же больше, чем доверяющих учителям, на всех ступенях школы. Это говорит о том, что в большинстве случаев родители продолжают оставаться для своих детей близкими людьми, которым они могут доверять.
На вопрос «Доверяют ли тебе?» учащиеся ответили следующим образом: самое большое количество ответов на всех ступенях школы связано с выбором ответа «чаще да». Однако в среднем звене больше, чем на других ступенях школы, ответов «нет» и «чаще нет», меньше ответов «да», что говорит о сомнениях учащихся-подростков (11 — 14 лет).
Наиболее интересными нам показались результаты, полученные при изучении доверия учащихся среднего звена. Однако оценить их можно только в сравнении, поэтому вторая часть нашего исследования связана с изучением доверия среди учащихся-подростков Гданьска.
Для определения различий между пониманием и оценкой доверия российскими и польскими подростками были проанализированы 50 анкет российских и 50 анкет польских учащихся (результаты представлены в таблице).
Определение доверия гданьскими и калининградскими подростками
Определение доверия Количество ответов Категория ответов*
Гданьские подростки
1. Любовь (тЙовс) 8 2
2. Понимание 6 2
3. Дружба 6 2
4. Уважение 5 1, 2, 3
5. Авторитет 4 1,3
6. Помощь 4 3
7. Надежда 3 2
8. Когда хорошо думаешь о другом человеке 3 2, 1
9. Вера 2 2
10. Уверенность в другом человеке 2 3
11. Когда можно положиться на человека 2 3
12. Затруднились ответить (нет ответа, ответ «не знаю») 5 —
Всего: 50 По категориям: 1 — 12 ответов, 2 — 33 ответа, 3 — 17 ответов
Окончание табл.
Определение доверия Количество ответов Категория ответов*
Калининградские подростки
1. Когда веришь, что все сказанное останется между
вами (возможность делиться секретами) 8 1, 2, 3
2. Когда веришь тому, что говорит другой; честность 7 1
3. Когда ты можешь положиться на кого-то 7 3
4. Когда люди могут рассчитывать друг на друга 4 3
5. Когда можешь рассказать, о чем думаешь, и тебя
поймут 3 2
6. Когда ты уверен, что тебе помогут; взаимопомощь 3 3
7. Когда знаешь, что твою просьбу выполнят 2 3
8. Когда знаешь, что человек не сделает тебе ничего
плохого 2 3
9. Когда что-то даешь человеку и не боишься, что он
это потеряет 1 3
10. Когда можно поручить что-то сделать 1 3
11. Когда полностью знаешь человека 1 —
12. Затруднились ответить (в том числе: «Доверие —
это когда ты доверяешь») 11 —
Всего: 50
По категориям: 1 — 15 ответов, 2 — 11 ответов, 3 — 28 ответов
13
* Категории: 1 — доверие как условие познания, открытость информации; 2 — доверие как условие развития межличностных отношений, эмоционально-ценностной сферы; 3 — доверие как условие совместной деятельности.
Ответы учашдхся на вопрос, что такое доверие, объединены в три группы по категориям, названным в примечании к таблице категориям; в четвертую группу были отнесены те, кто затруднился ответить.
В представлениях польских подростков о доверии подчеркивается его значимость для межличностных отношений, а у российских оно выступает как условие совместной деятельности. Среди школьников из России больше тех, кто затруднился с определением доверия (22 %), тогда как среди поляков таких оказалось только 10 %.
Далее мы изучили особенности доверия подростков Калининграда и Гданьска учителям и родителям, а также их представления о доверии к ним других людей.
Ответы калининградских подростков относительно доверия учителям более категоричны: среди них больше ответов «да» и «нет». У польских подростков преобладают ответы «не всегда». Возможно, школьники из Гданьска лучше дифференцируют ситуации, в которых можно доверять учителям. Можно также предположить, что у калининградских учашихся больше негативного опыта доверительных отношений с учителями: категорическое недоверие высказали 32 % респондентов.
Результаты изучения доверия калининградских и гданьских подростков родителям имеют несущественные различия.
14
Представления польских подростков о доверии по отношению к ним других людей позитивнее, чем представления калининградских подростков: 88 % польских школьников утверждают, что люди полностью доверяют им, тогда как среди российских подростков только 24 % уверены в этом.
Третью часть исследования мы посвятили изучению доверия учителей. Было опрошено 37 учителей гимназии № 32 Калининграда и 30 учителей школы «Геданенсис» Гданьска.
Отвечая на вопрос о том, что такое доверие, калининградские и польские учителя ответили, что это «вера, понимание, возможность сотрудничества и обмена информацией». У польских учителей популярным был также ответ «любовь» (20 человек).
Сравнительный анализ полученных результатов позволяет говорить о том, что российские (калининградские) учителя менее категоричны в позитивных оценках своего доверия ученикам, чем их польские коллеги, они чаще выбирали «гибкий» ответ «чаще да». Ответов «чаще нет» у российских учителей не было, тогда как 20 % польских учителей именно так оценили свое доверие ученикам.
Российские учителя по сравнению с их польскими коллегами значительно выше оценивают свое доверие родителям учеников.
Среди ответов польских учителей на вопрос «Доверяют ли вам?» — 93 % категоричных «да»; 68 % российских учителей предпочли ответ «чаще да»; 5 % российских и 7% польских учителей выбрали ответ «не знаю».
Результаты изучения доверия польских учителей кажутся нам достаточно противоречивыми: не слишком доверяя ученикам и почти не доверяя их родителям, педагоги из Гданьска уверены в том, что им самим часто полностью доверяют.
Заключение. Современная наука активно исследует феномен доверия, его роль в различных сферах общественной жизни и межличностных отношениях. Наше исследование доверия участников образовательного пространства школ Калининграда и Гданьска (Польша) показало, во-первых, что респонденты с обеих сторон вкладывают несколько различный смысл в понятие «доверие». Польские учащиеся подчеркивают значимость доверия для межличностных отношений, развития эмоционально-ценностной сферы, а российские — значимость доверия для деловых отношений, совместной деятельности. Некоторые учащиеся затруднились в определении данного понятия.
Во-вторых, доверие российских (калининградских) учащихся к учителям и родителям с возрастом уменьшается и становится более дифференцированным на каждой следующей ступени школы. Отношение недоверия и неуверенность в том, что им доверяют, в большей степени характерны для школьников-подростков, обучающихся в среднем звене гимназии. Мы связываем это с функцией обособления, которую выполняет недоверие.
В-третьих, сравнивая доверие подростков российской и польской школ, мы увидели, что калининградские подростки более категоричны в оценке своего доверия учителям (больше ответов «да» и «нет»). Польские же школьники более гибки (ответы «не всегда») и позитивны. Доверие родителям и калининградских, и гданьских респондентов оценивается примерно одинаково. Представления о доверии к ним со стороны других людей более позитивны у польских подростков.
В-четвертых, результаты изучения доверия польских учителей выглядят противоречивыми: низко оценивая свое доверие ученикам и их родителям, они высоко оценили доверие по отношению к ним самим. Российские учителя значительно больше доверяют родителям учеников и менее категоричны в положительной оценке доверия к ним со стороны других людей.
Перспективы данного исследования связаны с изучением причин полученных результатов, которые породили больше вопросов, чем ответов. В частности: как эти результаты связаны с менталитетом двух близких народов и их культурой? как влияют отношения доверия-недоверия в школах двух стран на образовательный процесс и его результаты?
Список литературы
1. Данкин Д. М. Доверие как фактор стабильности // Ученые записки ИМЭИ. 2012. Т. 2, № 1. С. 7-23.
2. Зинченко В. П., Белянин А. В. Доверие в экономике и общественной жизни / Фонд «Либеральная миссия». М., 2010.
3. Купрейченко А. Б. Психология доверия и недоверия. М., 2008.
4. Купрейченко А. Б., Табхарова С. П. Доверие и недоверие: соотношение, критерии, детерминация // Ученые записки ИМЭИ. 2012. Т. 2, № 1. С. 57 — 72.
5. Фукуяма Ф. Доверие, социальные добродетели и путь к процветанию. М., 2004.
6. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / пер. с англ. ; общ. ред. и пре-дисл. А. В. Толстых. М., 1996.
Об авторах
Татьяна Борисовна Гребенюк — д-р пед. наук, проф., Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Калининград.
E-mail: grebt@yandex.ru
Ирина Ивановна Гончарова — канд. пед. наук, гимназия № 32 Калининграда.
E-mail: mougimn32@eduklgd.ru
About the authors
15
Prof. Tatiana Grebenyuk, I. Kant Baltic Federal University, Kaliningrad. E-mail: grebt@yandex.ru
Dr Irina Goncharova, School No. 32, Kaliningrad. E-mail: mougimn32@eduklgd.ru