Научная статья на тему 'Доверие учителей и учащихся к применению современных технологий в процессе обучения'

Доверие учителей и учащихся к применению современных технологий в процессе обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
441
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОВЕРИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черепаняк-вальчак М., Пежицка Э.

В статье представлены итоги исследования роли доверия в образовательном процессе, а именно степени доверия учителей и учеников к применению информационных и коммуникативных технологий. Исследование было проведено в Западнопоморском воеводстве (Польша) в мае июне 2013 года. Статья представляет часть научно-исследовательского проекта SIT Stimulators and Inhibitors of Culture of Trust in Educational Interactions Assisted by Modern Information and Communication Technology, осуществляемого в рамках 7-ой Рамочной программы Marie Curie, Actions, People, № 318759 в период с01.02.2013 г. по 01.02.2016 г., реализуемого совместно с партнерами из России, Италии, Норвегии и Индии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Черепаняк-вальчак М., Пежицка Э.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Доверие учителей и учащихся к применению современных технологий в процессе обучения»

УДК 371 ДОВЕРИЕ УЧИТЕЛЕЙ И УЧАЩИХСЯ К ПРИМЕНЕНИЮ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

В статье представлены итоги исследования роли доверия в образовательном процессе, а именно степени доверия учителей и учеников к применению информационных и коммуникативных технологий. Исследование было проведено в Западнопоморском воеводстве (Польша) в мае - июне 2013 года. Статья представляет часть научноисследовательского проекта SIT - Stimulators and Inhibitors of Culture of Trust in Educational Interactions Assisted by Modern Information and Communication Technology, осуществляемого в рамках 7-ой Рамочной программы Marie Curie, Actions, People, № 318759 в период с 01.02.2013 г. по 01.02.2016 г., реализуемого совместно с партнерами из России, Италии, Норвегии и Индии.

Ключевые слова: доверие, информационные и коммуникативные технологии, образование.

Введение

Новые информационные технологии неотвратимо становятся частью жизни личности и общества. Это находит отражение в образовательных процессах, профессиональной деятельности, использовании новых источников информации. Их применение способствует созданию новых моделей коммуникации, социализации и сотрудничества, но в то же время приносит новые, ранее неизвестные угрозы для индивидуального развития и общественных перемен. Появляются новые факторы маргинализации и социального исключения. Новые информационные технологии являются причиной возникновения изменений в повседневной жизни и общественных взаимоотношениях, в педагогических концепциях организации образовательной деятельности. Вследствие этого необходимым является проведение анализа и оценка роли новых технологий в сфере образования. Такой анализ даст возможность узнать и понять их значение в формировании нового цифрового (информационного) общества. Предполагается, что они могут коренным образом изменить характер образовательных процессов.

Популярность новых средств коммуникации, их разнообразие и многочисленность, а также темп обновления могут привести (и нередко приводят) к росту ощущения неуверенности и недоверия к достоверности содержания, к реальному и потенциальному влиянию их на процесс обучения. В данном контексте интересным представляется опыт субъектов образовательной деятельности: учителей и учеников, использующих современные технологии.

Материалом для данного исследования послужили результаты опросов, проведенных в польских школах начального и среднего звена, являющихся в Польше обязательными (согласно законодательству Польши, образование является обязательным до 18 лет), и в высших учебных заведениях.

Теоретические основы исследования

Доверие является основой развития, то есть способность людей к доверию проявляется во всех сферах жизни: начиная от доверия между личностями и заканчивая доверием к институтам государственной власти. Доверие и общественная ответственность школы -это основа образования, нацеленного на соблюдение этических и социальных стандартов в процессе активного обучения.

Рост научного интереса к категории доверия связан с его ролью в формировании общественного капитала. На фундаментальную роль доверия в межчеловеческих отношениях обращают внимание К. Арроу [1], С. М. Липсет и В. Шейдер [6], Д. Р. Грибб [4], Н. Луман [7], Б. Мишталь [8]. Меньше всего внимания уделяется доверию как фактору, влияющему на принятие инноваций и изменений. Приверженность к определенной ситуации дает ощущение безопасности, каждая новая ситуация может вызывать недоверие.

М. Черепаняк-Вальчак, Э. Пежицка

Щецинский Университет, Польша

e-mail:

eperzyk@gmail.com

Выход за пределы «старого» требует доверия к тому, что новое, неизвестное, при этом необходимы отвага и критический рационализм. Исследования категории доверия проводятся в сфере непосредственных общественных отношений, изучается степень доверия к отдельным институтам общественной жизни, но все еще не затронут вопрос доверия к использованию новых технологий. Под доверием понимается механизм, основанный на убеждении, что другие члены общества ведут себя честно, готовы к сотрудничеству, исходя из общности этических норм [3, с. 38]. Большое значение имеет доверие для развития личности в процессе обучения. Оно может быть взаимным, но не обязательно. Может касаться людей, предметов и нематериальных ценностей [13]. В нашем исследовании мы поставили вопрос, вызывают ли современные технологии доверие в среде учителей, учеников и студентов.

Методология исследования

Познавательная цель проекта - описать, интерпретировать и объяснить особенности культуры доверия в образовательном процессе на примере школ стран, участвующих в проекте. На первом этапе проекта исследование было проведено в образовательных учреждениях в Польше: в школах и высших учебных заведениях, в которых применяются новые технологии. Это были начальные школы (согласно классификации 10.01.2014 г., 1 и 2 уровень образования), гимназии и лицеи (3 и 4 уровень образования), высшие учебные заведения (5-8 уровень образования). Исследование было реализовано в 6 начальных школах, 4 гимназиях, 4 лицеях, 3 высших учебных заведениях. В нем участвовало 18 учителей и 175 учеников начальных школ, 12 учителей и 100 учеников гимназий, 12 учителей и 100 учеников лицеев, 15 преподавателей и 210 студентов вузов.

Интересным показалось применение новых технологий в образовательном процессе с точки зрения частотности их использования в повседневной жизни и в учебном процессе. Как отмечают авторы доклада Survey of Schools [12], «применение учениками новых технологий во время занятий имеет место намного реже, чем в свободное время». Это вызывает у учеников ощущение существования в паралелльных мирах: в мире повседневной жизни, в естественной среде, и в оторванном от естественного мира школьном обучении, в искусственной реальности, где преобладает обучение не для жизни, а для школы.

Примененный в исследовании метод case study позволил сделать выбор школ, в которых нами изучалась структура культуры доверия в процессе обучения. Исследование проводилось в школах, имеющих хорошее оборудование, где учителя и ученики пользуются цифровым оборудованием (компьютер, интерактивная доска), имеется скоростной доступ к сети Интернет и дополнительное обеспечение (Интернет-сайт школы, электронный журнал, электронная коммуникация с родительями). В исследовании был применен количественно-качественный метод. Для сбора данных всеми участниками проекта SIT была составлена анкета. Качественный анализ проводился коллективами участников проекта по схеме, разработанной заранее.

Итоги исследования

В первую очередь представляем электронные устройства, применяемые в процессе обучения (рисунок 1).

Список устройств был составлен в результате наблюдений, а частота их применения на основании ответов при анкетировании. Частота использования стационарных компьютеров может быть обусловлена их наличием в школах и высших учебных заведениях. Согласно данным ЮНЕСКО [11], в польской школе в среднем 17 компьютеров (в Финляндии - 55). Технический прогресс и миниатюризация электронных устройств проявляются в использовании учащимися ноутбуков. Ноутбуки находят применение главным образом в высших учебных заведениях и в повседневном, домашнем обучении. Другие современные устройства (планшеты, мп3-плееры), хотя становятся все более популярными, не играют значительной роли в процессе обучения. Очень редко используются сотовые телефоны и смартфоны, что подтверждают данные Survey of Schools [12]. Это означает, что современные устройства, несмотря на имеющиеся возможности, не вызывают доверия учеников и учителей как вспомогательное средство в процессе обучения. Данная ситуация является специфичной не только для польской школы, но и для всех других, в которых проводилось исследование. Похожую ситуацию с использованием сотовых телефонов выявило исследование в пяти испанских университетах [2]. Эти общедоступные устройства все еще не являются популярными средствами в процессе обучения.

Рис. 1. Устройства, используемые учениками и студентами в процессе обучения (согласно уровню образования)

Одной из задач, стоящих перед современным учителем, является включение в процесс воспитания и образовательной деятельности новых технологий. На эту как одну из главных задач указывает ЮНЕСКО в докладе Action Line C7 [11, c. 45]. Достижение данной цели требует изменения отношения учителей к средствам обучения, в частности осознанного использования имеющегося потенциала цифровых средств массовой коммуникации для формирования личности и общества. Как пишут авторы отчета «Новые технологии в польской школе» [9], количество оборудования в школах не сказывается на изменении метода работы с учениками. Опыт использования современных технологий в школе представляет рисунок 2.

I-IV IV-VIII

100

80

60

40

20

90,91

36,36

63,64

36,11

27,78 27,27

0 -г-----------------г

стационарный ноутбук компьютер

планшет мобильный другие

телефон

Рис. 2. Устройства, используемые учителем в процессе обучения (по уровням образования)

В проанализированных случаях методический подход к применению современных технологий разнообразный и зависит от условий, ситуации. Одни учителя применяют образовательные модели, вовлекающие в этот процесс весь класс, другие используют их, сосредоточиваясь отдельно на каждом ученике, что достигается организацией занятий в небольших группах. Ученики утверждали, что когда учителя используют интерактивную доску, то процесс усвоения материала ускоряется. Способ применения современных технологий и организация уроков с их применением характеризуют положительное отношение учителя к новой системе обучения. Кроме этого, когда учителя на занятиях применяют новые технологии, ученики ощущают, что они вместе с ними находятся в цифровом мире.

Учителя не всегда доверяют современным технологиям и осознают их потенциал для сферы образования. Не исключено, что это связано с ограниченным знанием возможностей современных технологий, умением их использовать, а также разнообразием существующих устройств и программного обеспечения. Немаловажным фактором является цена устройств и факт их использования в личной жизни. Популярность ноутбуков как среди учителей, так и среди учащихся была отмечена в докладе Survey of Schools [12]. В нем отмечено, что использование ноутбуков намного популярнее использования стационарных компьютеров. Характерно, что популярность ноутбуков растет вместе с уровнем образования.

Вследствие популярности новых средств коммуникации, мобильные телефоны, смартфоны, планшеты и другие устройства становятся неотъемлемой частью повседневной жизни. Согласно данным Главного статистического комитета Польши за сентябрь 2013 года, количество абонентов мобильной связи достигло 55 миллионов [10]. Это означает, что в течение 10 лет с 2002 по 2012 г. количество абонентов возросло в 4 раза и значительно перевышает количество жителей страны (38550 тыс. людей), включая младенцев и заключенных. Среднестатистический поляк имеет 1,5 мобильного телефона. Это дает Польше 15 место среди 27 государств Европейского Союза.

Широкие возможности использования мобильных телефонов и других устройств в различных ситуациях влияют на характер общественных отношений, межличностных контактов и участие в общественной жизни. В нашем исследовании мы проверили использование субъектами образовательной деятельности современных технологий в обучении. Как часто они пользуются новыми технологиями в общении со сверстниками вне школы или университета показывает рисунок 3.

100

80

60

40

20

35,69 27,63 28,9

40,13

45,91

31,7i

звонят по телефону, отправляют СМС в приличное время

звонят по телефону, отправляют СМС, когда им нужно

используют электронную почту, социальные сети в приличное время

используют электронную почту, социальные сети, когда им нужно

ученики

студенты

0

Рис 3. Общение с друзьями при помощи современных технологий

Характерным является общение независимо от времени суток с помощью мобильных телефонов, электронной почты, социальных сетей. На это явление можно посмотреть с разных точек зрения. Одна из них - сетевой этикет (нетикет), который содержит нормы, регулирующие общественные отношения, устанавливаемые при помощи современных средств коммуникации. В результате доступности средств коммуникации, люди не всегда задумываются, может ли другой человек в данный момент общаться. Они руководствуются

своими интересами. Популярность такого поведения определяет необходимость включения проблематики сетевого этикета в список воспитательных задач. Если посмотреть на данное явление с точки зрения культуры доверия, использование возможности общения в любое время можно интерпретировать как проявление доверия к сверстникам. Обращение к человеку независимо от времени суток является индикатором доверия к нему; это касается ситуации, когда возникают трудности и проблемы, желания поделиться счастьем, успехом.

Новые парадигмы общения при помощи современных технологий проявляются также в контактах с учителями вне школы (рисунок 4).

100

80

60

40

20

30,77

7,57

3,12 1,64

4,11

звонят по телефону, отправляют СМС в приличное время

звонят по телефону, отправляют СМС, когда им нужно

используют электронную почту, социальные сети в приличное время

используют электронную почту, социальные сети, когда им нужно

ученики

студенты

0

Рис. 4. Общение с учителями при помощи современных технологий

Возникают новые образцы коммуникации и новые типы отношений. Ученики соглашаются, что смартфоны дают возможность легко найти информацию в Интернете, использовать СМИ, электронную почту с целью общения с учителем во время подготовки к следующему уроку. Однако данных ситуаций намного меньше, чем общений со сверстниками. Несоменно, это эффект общественной дистанции и традиционного образца взаимоотношений ученик - учитель. Популярность общения студентов с преподавателями вузов может быть результатом распространенной практики электронных консультаций во время подготовки курсовых работ. Значительно реже общение студентов с преподавателем проходит с применением сотовой связи. Данные, представленные на диаграммах 3 и 4, соотносятся с данными из диаграмм 1 и 2, показывая частоту использования современных технологий в процессе общения. Их использование чаще всего связано со сферой личной жизни. Одним из показателей доверия является распространение своего номера телефона, адреса электронной почты и других координат. С одной стороны, это может рассматриваться как несоблюдение правил безопасности. С другой стороны, чрезмерная защита своих данных свидетельствует о недоверии в межличностных отношениях. Недоверие, так же как и доверие, распространяется на людей, которых мы не знаем [14].

Итоги

Применение современных технологий в различных сферах повседневной жизни постоянно растет, поэтому включение их в образовательные процессы - это не каприз и мода, это необходимость. Использование современных технологий способствует выравниванию жизненных шансов личности, повышению стандартов жизни, росту потенциала инклюзии, ограничивает пространство для маргинализации. Это шанс на лучший доступ к образованию, осуществление права на обучение, а ресурсы сети Интернет играют в этом

плане ключевую роль, особенно в школе, где разнообразие способствует быстрому обучению, благодаря доступу к открытым цифровым ресурсам. Для многих учеников обучение становится удовольствием. Они могут работать самостоятельно или в группах, решая школьные задачи вне школы.

Целью проведенного нами исследования является определение степени доверия к новым технологиям в образовательной сфере. Его выводы могут способствовать совершенствованию работы учителя. Более обширные результаты исследования представлены на сайте проекта www.sitproject.eu

Список литературы

1. Arrow K. The Limits of Organization / K. Arrow - New York: Norton&Comp., 1974. - 86 p.

2. Garcia Quicios P., Sevillano Garcia L., Ortega Sanchez I / Educational Uses of Mobile Phones by University Students in Spain // TNER - 2013. - № 4. - Vol. 34., p. 12.

3. Fukuyama F. Zaufanie. Kapital spoleczny a droga do dobrobytu / F. Fukuyama -Warszawa: Wydawnictwo PWN, 1997 - 454 p.

4. Gibb J.R. Trust: A new view of personal and organizational development / J.R. Gibb - Los Angeles: The Guild of Tutors Press, 1978 - 320 p.

5. International Standard Classification of Education ISCED 2011 [Электронный ресурс] ЮНЕСКО - Режим доступа: http://www.uis.unesco.org/Education/Documents/isced-2011-en.pdf (дата обращения: 10.02.2014).

6. Lipset S. M., Scheider W. The confidence gap: Business, labor and government in the public mind / S. M. Lipset, W. Scheider - New York: The Free Press, 1983 - 460 p.

7. Luhmann N. Vertrauen. Ein Mechanismus der Reduktion sozialer Komplexität / N. Luhmann -Stuttgart: Lucius&Lucius, 1973 - 140 p.

8. Misztal B. Trust in Modern Societies / B. Misztal - Cambridge: Polity Press, 1986 - 296 p.

9. Nowe media w polskiej szkole [Электронный ресурс] Pobierz Wiedz^ - Режим доступа: http://pobierzwiedze.pl/wp-content/uploads/2013/11/Nowe-media-w-polskiej-szkole-wyniki-bada%C5%84.pdf (дата обращения: 10.02.2014).

10. Raport GUS, L^cznosc. Wyniki dzialalnosci w 2012 r. Warszawa: Glowny Urz^d Statystyczny 2013 - 68 p.

11. Souter D., Towards Inclusive Knowledge Societies: a review of UNESCO’s Action In Implementing the WSIS outcomes / D. Souter - Paris: UNESCO, 2010.

12. Survey of Schools: ICT In Education [Электронный ресурс] European Comission - Режим

доступа: http://ec.europa.eu/digital-agenda/sites/digital-agenda/files/KK-31-13-401-EN-N.pdf (дата

обращения: 10.02.2014).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Sztompka P. Zaufanie. Fundament spoleczenstwa / P. Sztompka - Krakow: Wydawnictwo ZNAK, 2007 - 412 p.

14. Sztompka P. Socjologia. Analiza Spoleczenstwa / P. Sztompka - Krakow: Wydawnictwo ZNAK, 2012 - 637 p.

CONFIDENCE OF USING NEW INFORMATION TECHNOLOGIES AMONG TEACHERS AND PUPILS IN EDUCATIONAL PROCESSES

M. Czerepaniak-Walczak E. Perzycka

Szczecin University, Poland e-mail:

eperzyk@gmail.com

The article presents the results of the investigation of confidence in educational processes, especially teacher’s and pupil’s confidence to the new information and communications technology. The investigation was conducted in West Pomeranian Voivodeship in May-June 2013. This paper contains part of conclusions of the SIT project Stimulators and Inhibitors of Culture of Trust in Educational Interactions Assisted by Modern Information and Communication Technology within the 7th Framework Programme Marie Curie, Actions, People, № 318759.

Keywords: confidence, information and communications technology, education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.