Научная статья на тему 'Умение работать с информацией как планируемый результат обучения младшего школьника'

Умение работать с информацией как планируемый результат обучения младшего школьника Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
10299
834
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ПОИСК ИНФОРМАЦИИ И ПОНИМАНИЕ ПРОЧИТАННОГО / ПРЕОБРАЗОВАНИЕ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ / ОЦЕНКА ИНФОРМАЦИИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Мальцева Наталья Геннадьевна

В статье обосновывается актуальность проблемы обучения детей младшего школьного возраста работе с информацией. В соответствии с нормативными документами определены основные умения, уровни овладения детьми способами работы с текстами. Автором приводятся различные методы и приемы взаимодействия со школьниками, поэтапное использование которых приводит к успешному решению задач данного направления образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Умение работать с информацией как планируемый результат обучения младшего школьника»

Раздел IV

ВАРИАТИВНЫЕ ФОРМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ И ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН

УДК 371.385 ББК Ч 420.264

Н. Г. Мальцева

Умение работать с информацией

как планируемый результат обучения младшего школьника

В статье обосновывается актуальность проблемы обучения детей младшего школьного возраста работе с информацией. В соответствии с нормативными документами определены основные умения, уровни овладения детьми способами работы с текстами. Автором приводятся различные методы и приемы взаимодействия со школьниками, поэтапное использование которых приводит к успешному решению задач данного направления образовательного процесса.

Ключевые слова: информационная грамотность; поиск информации и понимание прочитанного; преобразование и интерпретация информации; оценка информации.

Человек работает с информацией на протяжении всей жизни. Однако часто можно встретить ребенка, а порой даже взрослого, не умеющего работать с книгой, не понимающего прочитанного, не желающего искать дополнительную интересующую его информацию. Как правило, обилие информации вводит в заблуждение не только детей, но и взрослых.

Современная информационная грамотность является особым аспектом социальной жизни, необходимым в качестве предмета, средства и результата социальной активности, отражает характер и уровень практической деятельности людей. Под термином «информационная грамотность» будем понимать набор умений и навыков школьника, позволяющий ему находить информацию, критически ее оценивать, выбирать нужную информацию, использовать ее, создавать новую информацию и обмениваться информацией. Период обучения в школе - особенно значимый для начала формирования информационной грамотности (культуры)

личности. Школьный возраст является наиболее сензитивным периодом в восприятии нового: именно в это время развивающийся человек обретает способность сначала обдумывать, а затем делать. И именно в начальной школе происходит активизация развития познавательных способностей и формирование содержательных обобщений и понятий, мировоззренческих убеждений. Поэтому знакомство с основами информационной культуры, а, следовательно, и формирование информационной грамотности, должны начинаться в период обучения ребенка в 1-4-х классах, поскольку запоздалое формирование одних структурных компонентов информационной грамотности в силу психологических особенностей развития личности может привести к невозможности развития других.

Необходимость формирования умения работать с информацией отмечается в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования. В Примерных образовательных программах

начального образования рассматривается процесс формирования информационной грамотности. Согласно этому документу, совокупность умений работать с информацией формируется как в урочное время, так и во внеурочное.

Сформированные умения применяются при выполнении заданий, предполагающих активные действия по поиску, обработке, организации информации и при работе над проектами, а именно: заданий с неполными исходными данными, требующих поиска дополнительных сведений в различных источниках; в которых ученик:

а) должен сделать самостоятельный вывод на основе сообщаемых сведений;

б) должен выполнить конспектирование каких-либо источников информации;

в) имеет дело с двумя или более способами организации информации;

г) должен представить какие-либо имеющиеся или полученные сведения в двух или более видах;

предполагающих выполнение тех или иных самостоятельных действий с техникой для приема, передачи или обработки информации.

В Примерных программах представлены две программы, предусматривающие работу с информацией: «Чтение. Работа с текстом», «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся».

Рассмотрим первую программу, предполагающую 3 уровня работы с текстом:

- поиск информации и понимание прочитанного;

- преобразование и интерпретация информации;

- оценка информации.

Все данные умения можно трактовать как относящиеся к информационной грамотности и применимые не только к текстовой информации, но и к информации, представленной в любом другом виде.

Под поиском и пониманием прочитанного в «Примерной программе» мыслится умение находить в тексте факты, заданные в явном виде, определять главную мысль, тему текста, делить его на части, сравнивать объекты; упорядочивать информацию, представленную в неявном виде; использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с его целью; ориентироваться в словарях и справочниках. Школьники могут научиться использовать формальные элементы текста для поиска нужной информации, работать с несколькими источниками информации, а также сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.

В данном случае идет речь о первом этапе становления умения работать с информацией, столь актуального в современности. Можно сопоставить этот блок с моти-вационными действиями. При выполнении любого задания обучающиеся ставят цель, определяют мотив, принимают учебную задачу, отбирают и «читают» полученную информацию. В случае же непонимания цели, неумения прочесть задание ученик его либо не выполняет, либо выполняет с ошибками, что приводит к невниманию и нежеланию понимать представленную информацию в жизненных ситуациях. Поэтому необходимо включать в задания, особенно с использованием нетекстовой формы представления информации (диаграмм, таблиц, схем), вопросы на понимание, на осознание цели (даже при отсутствии таковых в учебной книге). Например, до выполнения заданий, в которых информация представлена в таблице, необходимо отработать умение ее читать. Это могут быть такие вопросы:

- Как называется таблица? Почему?

- Какую информацию из нее можно извлечь?

- Зачем нам таблица в задании?

- Какая информация представлена в столбцах (диаграммы, таблицы), в строках?

- Назовите, сколько строк в таблице; сколько столбцов?

- Что представлено в столбцах, в строках (прочитай «входные» ячейки)?

- Какое значение у ячейки;какие данные в ней представлены? И др.

Если работать с текстовой информацией (в данном случае нет ограничения: математический, лингвистический или художественный текст на уроке чтения), также необходимы вопросы на понимание:

- О чем текст, выдели основную мысль.

- Назови или найди заголовок, объясни.

- Выдели основные понятия.

- Найди вопрос, найди данные (если речь идет о задаче).

- Спроси, что непонятно, и др.

Зачастую эти вопросы опускаются многими авторами учебников, учителями, так как не считаются необходимыми. Однако в случае невнимания к данным действиям не формируется правильный подход к «чтению информации», позволяющий: 1) отметить особенность формы представления (для этого умение отрабатывается на информации, представленной в разных формах), 2) прочитать информацию, 3) выделить основное, 4) понять, 5) спросить (или выяснить), что непонятно.

Дети быстрее и правильнее выполняют задания «на чтение информации» такого рода: сколько конфет было у Маши (по задаче), сколько стоит билет в кино в субботу, сколько стоят детские билеты в разные дни недели (по таблице), если систематически (на первых этапах) проводить задания на понимание устройства и цели. В силу того, что подобные задания есть не во всех учебниках, вся «ответственность» за сформированность умения считывать информацию ложится на учителя.

Рассмотрим второй блок информационных умений в Примерной программе.

Под преобразованием и интерпретацией информации понимается умение пересказывать текст; соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи; формулировать несложные выводы; сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию; составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос. Школьники могут научиться делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования; составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.

Этот блок можно условно назвать процессуальными действиями. Довольно часто приходится преобразовывать информацию (из текста в таблицу, из таблицы в текст, комментировать диаграммы и другие); осуществлять пересказ полученной информации; реже, но встречаются действия по заполнению таблиц; дополнения данных текста и другие. Следовательно, формирование процессуальных действий также ценно для школьников. Такие задания, как правило, имеют следующее содержание: дополни, заполни, перескажи, ответь на вопрос, найди закономерность. В учебниках практически не встречаются задания на преобразование информации из одной формы в другую (например, из текста в таблицу, и наоборот), на сопоставление и обобщение информации в разных частях текста. Именно поэтому они сложно даются детям. Чаще встречаются следующие задания на интерпретацию информации: заполни таблицу, найди закономерности в таблице, реши задачу с использованием таблицы; о чем говорится в первом абзаце, как можно назвать первую часть и др. Реже или совсем не встречаются такие задания: опиши словесно таблицу, опиши словесно диаграмму, представь в виде диаграммы данные из таблицы, представь данные текста в таблице, найди в тексте всю информацию о..., что говорится о... В жизни

ребенку придется, как правило, встречаться не с задачами типа: заполни, дополни, а именно с заданиями вроде: преобразуй, расскажи, перескажи. Следовательно, необходимо уделять внимание заданиям на преобразование и обобщение.

Не стоит забывать, что в осуществлении любых действий важна поэтапность. Так, в случае несформированности одного действия при работе с информацией неполноценно будет протекать и другое: качественная работа по овладению мотивационными действиями облегчит формирование процессуальных действий, а в дальнейшем -и оценочных.

Третий блок, рассмотренный в Примерной программе, - оценочный. Под оценкой информации понимается умение высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте; оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте; подвергать сомнению достоверность прочитанного; участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Школьники могут научиться сопоставлять различные точки зрения; соотносить позицию автора с собственной точкой зрения; в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.

Контрольно-оценочные действия, в нашем понимании, - наиболее сложны для овладения ими младшими школьниками и наиболее редки в учебных заданиях (используются, как правило, только на уроках литературного чтения), так как требуют либо сопоставления, либо высказывания личного отношения. Однако именно самостоятельность, умение аргументировать, доказать являются ценными умениями для школьников в рамках действующего в современном образовании системно-деятельностного под-

хода к обучению. Школьникам необходимо уметь оценивать информацию, ее истинность и ложность, доказывать и аргументировать свою точку зрения. Эти умения - залог успешного восприятия информации вне школы, в жизни.

Примерами подобных заданий могут служить определение истинности неравенств, представление результатов оценки в таблице, решение задачи с нестандартной формулировкой (к примеру, хватит ли денег на ту или иную покупку) - здесь необходимо не только выбрать способ решения, но и оценить платежеспособность.

Крайне редки в математике задания на высказывание своего мнения, отношения. Например, какое высказывание верно: докажи текстом, почему ты так считаешь, определи истинность высказываний (причем обязательно наличие истинных, ложных и непонятных высказываний). Иными словами, ребенок должен сделать выбор из трех возможных вариантов ответа: истина, ложь, не знаю (в том случае, когда нет или не хватает информации). Также довольно редки вопросы «почему?» после заданий (предполагает аргументацию своего ответа), а также «в какой форме лучше представить данную информацию (таблица, текст, диаграмма)?» и другие. Данные задания сложны, однако именно аргументация своего выбора, доказательность ответов, оценка информации помогут детям сформировать свою жизненную позицию.

В связи с тем, что дети в жизни встречаются с информацией разнообразного содержания, вариативных форм, преобразовывают, оценивают ее, необходимо готовить их к данной деятельности, а значит - учить работать с информацией. Причем необходимо формировать такие умения, как поиск информации и понимание прочитанного; преобразование и интерпретация информации; оценка информации. Каждое из умений должно быть проработано, иначе невозможно

сформировать следующее умение. При этом велика роль учителя, так как в учебнике не всегда представлена подробная работа с информацией, а значит - требуются дополнительные вопросы и задания, причем важна определенная последовательность (вопросы, направленные на формирование мотиваци-

онных действий; вопросы, направленные на формирование процессуальных действий; вопросы, направленные на формирование оценочных действий). Информационная грамотность формируется на каждом уроке, не стоит жалеть времени и сил на формирование этого умения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ПУБЛИКАЦИИ

1. Баннова А.Ф. Обучение младших школьников оптимальному чтению. - Армавир, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.