Научная статья на тему 'Работа с различными источниками информации на уроках географии'

Работа с различными источниками информации на уроках географии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2032
1068
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ ЧТЕНИЯ / ЗАДАНИЯ / УМЕНИЯ / ТЕКСТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гирлина Нина Георгиевна

В статье приведены примеры формулировки заданий, направленных на отработку умений и навыков работы с различными источниками информации, которые можно использовать на уроках географии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Работа с различными источниками информации на уроках географии»

личности педагогов по ФК в процессе профессионального становления позволит: - не только адекватно использовать их природные склонности и способности, но и оказывать помощь в формировании индивидуального стиля деятельности, позволяющего компенсировать не- достаток развития одних компонентов развитием других; - сделать предположения относительно их удовлетворенности, динамики мотивации достижений, стремления к совершенствованию; - прогнозировать адаптационные процессы и эффективно решать одни и те же профессиональные задачи людям с различным сочетанием общенациональных компонентов в структуре личности, что в конечном счёте поможет найти средства к достижению целей, профессиональному становлению более лёгким путём.

Список литературы

1. Гавердовский Ю.К., Мамедов Ф.П. От первой «проводки» - до соревнований // Гимнастика, 1980. № 1.

2. Семенов Л.П. Важная сторона подготовки гимнастов. Гимнастика, 1972. № 1.

3. Ченегин В.М. Методы контроля за тренировочными нагрузками в спортивной гимнастике // Гимнастика. 1987. № 1.

4. Чебураев В.С., Королёва И.В. Пульсовая характеристика тренировочного процесса гимнасток 10-12 лет // Гимнастика. 1983. № 1.

5. Укран М.Л., Надыров А.Л. О факторах, влияющих на спортивно-технические достижения гимнастов // Гимнастика. 1976. № 1.

6. Розин Е.Ю., Титов Ю.Е. Некоторые аспекты многолетнего перспективного планирования подготовки гимнастов высокой квалификации // Гимнастика, 1976. № 1.

РАБОТА С РАЗЛИЧНЫМИ ИСТОЧНИКАМИ ИНФОРМАЦИИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ Гирлина Н.Г.

Гирлина Нина Георгиевна - учитель географии, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей № 3, г. Сургут

Аннотация: в статье приведены примеры формулировки заданий, направленных на отработку умений и навыков работы с различными источниками информации, которые можно использовать на уроках географии.

Ключевые слова: источники информации, функциональная грамотность чтения, задания, умения, тексты.

Для географии, одного из предметов школьного курса, где ведущую роль играет познавательная деятельность, необходимым условием успешного освоения предмета школьниками является их умение работать с различными источниками информации: текстами, картами, графиками и диаграммами и другими. Это связано, в первую очередь с тем, что практически вся географическая информация связана с различными жизненными ситуациями, событиями в мире, мировыми проблемами. Такая информация встречается в различных источниках: в средствах массовой информации, на Интернет-сайтах, в художественной и научной литературе, в статистических сборниках, на картах различного содержания. Еще недавно человеку достаточно было уметь читать, писать, производить арифметические расчеты. В настоящий момент необходимо уметь использовать полученные знания для решения жизненных задач, то есть возрастает роль прикладных знаний. Время требует, чтобы школа научила школьника находить в информационном потоке нужную информацию, размышлять на ней, понимать, интерпретировать и использовать ее в своей деятельности для достижения своих собственных целей. С каждым

годом информационных источников становится все больше. Это и электронные носители, видео, аудио - кассеты, система каталогов, карточек, различного рода указатели и т.д. Педагогу, и ребенку становится все сложнее ориентироваться в этом потоке.

Чтобы решить эту проблему, необходимо оптимизировать процесс поиска и отбора информации. Добиться этого можно благодаря развитию у учащихся функциональной грамотности чтения, которая в свою очередь помогает формировать проектно-исследовательскую культуру и информационную компетентность школьников - ключевую компетентность, связанную с владением определённым наборов способов деятельности по отношению к источнику информации. Под источником информации мы понимаем информацию, представленную в знаковой - символьной форме. Правильно сформулированные задания при работе с текстами, вопросы могут помочь школьникам найти необходимую информацию самостоятельно, способствуют развитию универсальных учебных действий. Остановимся на формировании некоторых из них.

Для того чтобы у учащихся было сформировано общее понимание текста, можно предложить текст (один, два или несколько) и такие задания к нему:

• назовите основную мысль текста (абзаца);

• как можно озаглавить текст (абзац);

• выделите из текста (абзаца) основную и второстепенную информацию об объекте или заполните таблицу, в один столбик запишите основную информацию, а во второй -информацию, дополняющую основную;

• сравните два текста, найдите одинаковую информацию об объекте в обоих текстах и различную, оформите таблицу;

• выделите в тексте №1 информацию об объекте, дополните полученную информацию из текста №2.

Данные задания можно давать к тексту параграфа и предлагать дополнительный текст, подобранный по теме. Задания необходимо усложнять от класса к классу и в течение года.

Для того чтобы учащиеся могли осуществлять поиск и извлекать нужную информацию, необходимо научить ребят выполнять следующие задания:

• найдите в тексте определение (текст должен содержать отвлекающую информацию);

• найдите информацию об объекте (текст должен содержать явно выраженную информацию об объекте, при этом он должен быть несплошным описательным - это может быть афиша, билет, инструкция и т.д.);

• найдите информацию об объекте (текст должен быть несплошным, смешанного формата (описательный и содержащий график, таблицу и др.).

Умению обобщать, интерпретировать тексты можно учить школьников через постановку следующих заданий:

• найдите в тексте (текстах) данные, подтверждающие следующий вывод...;

• найдите связь между двумя частями описательного текста (связь должна быть в неявном виде);

• найдите связь между двумя текстами (связь может быть в явном или неявном виде в зависимости от уровня сложности задания);

• найдите в тексте (текстах) информацию, подтверждающую данную точку зрения или найдите в тексте (текстах) информацию, опровергающую данную точку зрения или найдите в тексте (текстах) информацию, предлагающую другую точку зрения;

• прочитав два текста, обобщите информацию, указав, что связывает два описываемых в разных текстах объекта (тексты должны описывать два объекта/предмета примерно по одному алгоритму, информация должна быть избыточной; в отдельных пунктах описания объекта/предмета информация может быть неполной) или, прочитав два текста, укажите, чем отличаются прочитанные тексты (тексты должны описывать два объекта/предмета примерно по одному алгоритму, информация должна быть избыточной; в отдельных пунктах описания объекта/предмета информация может быть неполной);

• прочитав текст/тексты, выделите главный объект и объект, имеющий подчиненное значение, объясните свой выбор или установите, что явилось причиной явления, а что -следствием или прочитав текст, установите, какая существует связь между объектом 1 и объектом 2;

• прочитайте текст/тексты, проанализируйте его и сделайте вывод;

• прочитайте текст/тексты, установите причинно-следственные связи явления, события, процесса и т.д.

Для формирования умения создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач, необходимо в рамках урока закладывать задания, которые формируют эти умения. Примером такого задания может быть задание «на перенос информации»: заполнение таблиц/схем на основе прочитанного; дополнение таблиц/схем на основе прочитанного, например: «Прочитай текст, заполни кластер (схему)». Можно использовать такое задание: «Сравни два объекта по следующим признакам (указать признаки или предложить выделить их самостоятельно). Свой ответ оформи в виде таблицы (привести образец таблицы или предложить таблицу составить самим обучающимся)».

Умение давать определения можно формировать, если включить в практику работы задания «на восстановление деформированного текста»: «Расположи «перепутанные» части предложения в правильной последовательности». Можно предложить учащимся дать научное определение понятию (указать название понятия), заполнив пропуски в тексте». Такая формулировка может быть дана при работе со сплошным текстом. Ученик заполняет лакуны, которые ему предложены.

Умение устанавливать причинно-следственные связи можно формировать, если предлагать обучающимся задания следующего типа: «Выбери из предложенного перечня причины случившегося события» или «Определи, что является причиной, а что -следствием?». Можно предложить текст (тексты) и к нему вопросы: «Чем можно объяснить этот факт? Выбери верный ответ из предложенных.» или «Продолжите логические суждения: «(приводится утверждение) потому, что..».

Умение структурировать тексты, выстраивать последовательность описываемых событий можно формировать в ходе выполнения следующего задания: «Расположи пункты плана в правильной последовательности. Пункт 1 уже поставлен». К данному заданию должен быть предложен текст. В пятом классе можно предложить готовый план, но пункты расположить с нарушением логики текста, кроме первого пункта. Когда учащиеся освоят это умение, задания можно усложнять - предлагать самостоятельно сформулировать пункты плана.

Умение осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета можно формировать, предлагая обучающимся выполнять следующие задания: «Подберите не менее 3-х источников по этой теме, используя библиотечные каталоги», «Подберите не менее 3 -х источников по этой теме, используя ресурсы Интернета».

Задания для формирования умения осуществлять логическую операцию устанавливать родовидовые отношения, ограничивать понятия можно используя следующие задания: «Прочтите пары слов. Установите общую закономерность составления этих пар. Используя материал текстов, составь еще три пары, используя ту же самую закономерность».

Мы рассмотрели особенности конструирования заданий, предполагающих работу с различными источниками информации. Источники информации в данных заданиях представлены в обобщенном виде. Можно указать конкретные источники, особенно на начальном этапе обучения. Формулировка, детализация заданий будет зависеть от задач, которые ставит пред собой и обучающимися учитель, от тех проблем, которые возникают у учителя и обучающихся в процессе работы. По мере освоения умений и навыков учащимися, задания можно и нужно усложнять.

Список литературы

1. Логвинова И.А., Рождественская Л.В. Формирование навыков функционального чтения. Книга для учителя. Нарва, 2012.

2. Логвина И.А. К вопросу о формировании навыков функционального чтения// Международная научно-практическая конференция «Чтение детей и взрослых: книга и развитие личности». Санкт-Петербург, 21-22.04.2011. Сборник тезисов и докладов.

3. Фишман И.С., Голуб Г.Б. Формирующая оценка образовательных результатов учащихся: Методическое пособие. Самара, 2007.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Филевская Д.С.

Филевская Дарья Сергеевна - ассистент, кафедра иностранных языков, Северо-Восточный государственный университет, г. Магадан

Аннотация: в статье анализируется специфика использования публицистических текстов на изучаемом языке в процессе обучения иностранному языку. Рассматривается понятие «публицистический стиль», роль публицистики в формировании активного словарного запаса. Отдельно оговариваются противоречия, возникающие при использовании статей на занятии. Ключевые слова: публицистический стиль, средства массовой информации, средства коммуникации.

В нынешний век глобализации изучение иностранных языков необходимо не только для расширения границ самообразования, но и для возможности интенсивного взаимодействия культур и традиций. Событие, произошедшее в одном конце планеты, моментально находит акивный отклик в другом. Чтобы не только быть в курсе последних событий в мире, но и иметь возможность изучать язык на базе материалов, отражающих изменения в языке важно учиться работать с публицистическими текстами.

Интересной особенностью текстов СМИ является то, что они не только отражают речевую практику многих социальных групп говорящего коллектива на данный момент, но и отчасти формируют состав активного словаря общества. Современная пресса вбирает в себя самые разнообразные формы речевого общения.

Увеличивающийся поток иноязычной информации, поступающий через печатные издания, ставит будущих специалистов перед необходимостью быстро просматривать большое количество информации с целью нахождения, извлечения и использования необходимого материала для решения коммуникативных задач.

Чтобы понять, на что нужно обращать внимание и какие сложности могут возникнуть, рассмотрим понятие "публицистический стиль", сферы, с которыми он соприкасается и особенности, присущие ему как стилю, используемому для реактивного отражения событий носителями языка.

Словарь литературоведческих терминов дает следующее определение: "публицистический стиль - разновидность литературного языка: один книжных стилей речи, использующийся в сфере политики, общественной, экономической и культурной жизни общества, в средствах массовой информации". [1] Таким образом, публицистический стиль призван отражать несколько массивных слоев жизни общества, что подразумевает порой использование терминологии и языковых средств, требующих специального изучения: политическая лексика, фразеологизмы, аббревиатуры, реалии, газетные штампы, клише, социокультурно обусловленные словосочетания. Определенную трудность для восприятия представляют

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.