Научная статья на тему 'Работа учащихся с несплошными текстами'

Работа учащихся с несплошными текстами Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4892
501
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ И УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ УМЕНИЙ / ФОРМЫ НЕСПЛОШНЫХ ТЕКСТОВ / ГРУППЫ ЗАДАНИЙ ПО РАБОТЕ С НЕСПЛОШНЫМИ ТЕКСТАМИ / STAGES OF FORMATION AND LEVELS OF INFORMATION SKILLS' FORMEDNESS / INFORMATION ACTIONS / FORMS OF NONCONTINUOUS TEXTS / GROUPS OF ASSIGNMENTS ON WORKING WITH NONCONTINUOUS TEXTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галкина Елена Александровна

В статье рассматривается проблема формирования метапредметных результатов освоения основной образовательной программы в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Представлен анализ форм несплошных текстов. Предложена система учебных заданий для поэтапного формирования информационных умений при работе учащихся с несплошными текстами. Обоснованы критерии уровней сформированности информационных умений при работе учащихся с несплошными текстами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORK OF STUDENTS WITH NON-CONTINUOUS TEXTS

The article considers the problem of formation of interdisciplinary results of mastering basic educational programs in the framework of realization of Federal State Education Standards of general education. It also presents the analysis of the forms of non-continuous texts. The article proposes the system of assignments for gradual development of information skills for students working with noncontinuous texts. The criteria of levels of information skills’ formedness for students working with non-continuous texts are provided.

Текст научной работы на тему «Работа учащихся с несплошными текстами»

РАБОТА УЧАЩИХСЯ С НЕСПЛОШНЫМИ ТЕКСТАМИ

WORK OF STUDENTS WITH NON-CONTINUOUS TEXTS

E.A. Галкина E.A. Galkina

Информационные действия, этапы формирования и уровни сформированности информационных умений, формы несплошных текстов, группы заданий по работе с несплошными текстами. В статье рассматривается проблема формирования ме-тапредметных результатов освоения основной образовательной программы в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Представлен анализ форм несплошных текстов. Предложена система учебных заданий для поэтапного формирования информационных умений при работе учащихся с несплошными текстами. Обоснованы критерии уровней сформированности информационных умений при работе учащихся с несплошными текстами.

Information actions, stages of formation and levels of information skills' formedness, forms of non-continuous texts, groups of assignments on working with non-continuous texts.

The article considers the problem of formation of interdisciplinary results of mastering basic educational programs in the framework of realization of Federal State Education Standards of general education. It also presents the analysis of the forms of non-continuous texts. The article proposes the system of assignments for gradual development of information skills for students working with non-continuous texts. The criteria of levels of information skills' formedness for students working with non-continuous texts are provided.

В федеральных государственных образовательных стандартах начального, основного, среднего (полного) образования указываются требования к результатам освоения основной образовательной программы. Среди мета-предметных результатов особое место занимают готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, полученную из различных источников. Это обобщенные информационные способы действий, овладение которыми открывает возможности для широкой ориентации учащихся во всех предметных областях.

Формирование информационных действий учащихся создает условия для освоения предметных знаний, саморазвития и самореализации личности, регуляции учебной деятельности, обеспечения успешности обучения, развития межпредметных связей, стимулирования познавательных процессов.

М.И. Скоморохова, СП. Леонюк отмечают

в структуре информационных действий учащихся: овладение методами и приемами самостоятельного приобретения знаний, новой информации и ее хранение; осуществление библиографического поиска, работа с учебной книгой, справочниками, техническими источниками информации [Скоморохова, Леонюк, 2009].

Предметом нашего исследования являлся процесс формирования информационных умений учащихся средствами работы с несплошными текстами.

Общеизвестно, что работа с текстами является одним из основных видов работ на уроке и самостоятельной внеучебной деятельности учащихся. Она применяется в тестовых заданиях ГИА и ЕГЭ повышенного и высокого уровня сложности [Семенов, 2013, с.104].

К сплошным текстам относят художественные и технические описания, повествования, объяснения, инструкции и др. Поиск информации в таком тексте облегчается за счет шрифтовых и цветовых выделений, знаков и символов аппарата ориентировки учебных изданий [Добротина, 2011].

Формы несплошных текстов весьма разнообразны: расписания, графики, таблицы, диаграммы, карты, библиографические каталоги, опросники, анкеты, билеты, определители, дидактические карточки и т. д. Учащиеся могут одну и ту же информацию извлекать из разных сплошных и несплошных текстов-высказываний.

В образовательном процессе к наиболее распространенным формам несплошных текстов относятся следующие.

Таблица - представление учебной информации посредством горизонтального деления (строк) и вертикального деления (колонок, граф) [Татьянченко, Воровщиков, 2002]. Числовая таблица дает возможность учащимся преимущественно точно и объективно воспринимать много количественных данных. Она не навязывает никакого заранее подготовленного результата, дает возможность сравнивать цифры системно и делать собственные выводы.

Диаграмма - графическое изображение, наглядно показывающее соотношение между различными количествами или между значениями одной и той же величины в разные промежутки времени. Данные значений располагаются обычно по степени убывания, что помогает учащимся делать сравнения и обобщения по соответствующей тематике.

Гистограмма - это горизонтальная диаграмма, которая позволяет поместить полное название значения с каждым столбцом. Гистограмма дает менее точную информацию о статистических данных, чем числовая таблица, но визуально быстрее сообщает учащимся суть ее идеи [Начинающему автору..., 2006].

Диаграммы с включением трехмерных форм (изображающие, например, кирпичики) являются необычным, ярким, удобным и привлекательным представлением текстовой информации для учащихся.

График демонстрирует непрерывные динамические отношения - движение во времени или связь между изменяющимися величинами. График позволяет учащимся быстро, более наглядно и экономно увидеть желаемые тенденции в изучаемом явлении. Как и все вышепере-

численные подтипы диаграмм, график также содержит менее точную текстовую информацию, чем числовая таблица [Там же].

Круговая диаграмма используется преимущественно в демонстрации качественных соотношений значений.

Схема - условное графическое изображение, показывающее составные части объекта и связи между ними. Схемы удерживают разный объем информации и могут содержать всевозможные слова, символы, знаки, формулы.

Рисунок - изображение объектов или явлений, выполняемое с помощью контурных линий, штрихов, пятен. Рисунок как форма несплошного текста содержит менее точные данные по сравнению с вышеназванными, но обладает самым сильным преимуществом - визуализацией изучаемого образа объекта [Там же].

В основе работы с текстами такого типа лежит аналитико-синтетическая деятельность. Чтение несплошных текстов требует определенных навыков у учащихся, так как тексты организованы иначе, содержат особые формальные указания на связи внутри текста (например, осей графика). Для учащихся важно научиться свободно получать информацию, представленную в любой текстовой форме [Добротина, 2011, с. 15].

Каждый несплошной текст предваряется небольшой картой поэтапных информационных действий: 1) осуществлять поиск, восприятие, анализ, преобразование информации, извлеченной из различных источников; 2) представлять информацию с учетом заданных условий; 3) использовать приемы просмотрового и изучающего чтения; 4) писать сочинения-рассуждения на заданную тему [Там же].

Тематика несплошных текстов и структура учебных заданий подбирается таким образом, чтобы их содержание соответствовало возрастным особенностям учащихся и по возможности находилось в сфере познавательных интересов учащихся [Демидова, 2012].

При любой работе с текстами учащимся необходимо использовать разные виды чтения.

Чтение-просмотр - предварительное ознакомление с текстом.

<С £

С т

о

ь

к ^

м т н о

Рч

о ^ о о

О Й

3

м н к о

Рч

м

0

1

к

а

«

о м

V

к

ь

1-4

<с «

м с

X

н и

щ м

Сканирование - быстрый просмотр текста с целью поиска факта, слова, фамилии.

Быстрое чтение - ознакомление с текстом в целом при высокой скорости чтения.

Панорамное чтение - совершенствованная техника быстрого чтения, повышающая скорость чтения и качество усвоения прочитанного.

Повторное чтение - посредством нескольких итераций с целью более глубокого осмысления.

Выборочное чтение - избирательное чтение отдельных разделов текста. Этот вид хорош при повторном чтении после его предварительного просмотра.

Аналитическое чтение - критическое изучение содержания текста с целью его осознания, сопровождающееся выпиской фактов, цитат и т. д.

Углубленное чтение - чтение с обращением внимания на детали, их анализ и оценка, выявление непонятных мест [Поддубнова, 2000].

Вопросы, задания и упражнения по работе с несплошными текстами можно объединить в следующие группы: 1) общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла, нахождение информации; 2) глубокое понимание, интерпретация и обобщение информации текста; 3) применение информации из текста в учебно-практических задачах; рефлексия на содержание текста или на форму текста и его оценка [Демидова, 2012].

Первая группа вопросов, заданий и упражнений предполагает отработку информационных умений: находить информацию, необходимую для выполнения задания; извлекать информацию, заданную в тексте в явном или неявном виде; приводить примеры из текста, подтверждающие данное высказывание; выделять в тексте объяснительный метод исследования; устанавливать истинность суждений, опираясь на информацию текста; определять значение терминов и понятий; сопоставлять информацию из разных частей текста; сопоставлять информацию, представленную в разных знаковых системах - текст и рисунки или фотографии; описывать на основе текста значение графических символов; устанавливать в тексте после-

довательность действий; ранжировать объекты на основе информации текста и др.

Например, поиск информации, заданной в явном виде, может начинаться с ключевых слов: найдите конкретные сведения...; какова основная идея... найдите значения слова или фразы...; определите тему или выделите главную мысль...; определите время и место действия... [Демидова, 2012].

Изучение учащимися информации, представленной в таблице, строится по следующему общему алгоритму.

1. Что представлено в таблице?

Обратите внимание - в левой части таблицы сверху вниз перечислены элементы, чьи цифровые данные расположены в правой части. В верхней части слева направо перечислены категории данных.

2. Какую закономерность данных вы наблюдаете?

3. Предложите свое объяснение выявленным закономерностям.

4. Есть ли исключения из выявленных закономерностей и с чем они связаны?

5. Какое практическое значение имеют эти данные?

Последовательность изучения информации, представленной в диаграмме, может выглядеть следующим образом.

1. Как называется диаграмма?

2. Что представлено в диаграмме?

3. В каких единицах измеряются данные?

4. Какую закономерность данных вы наблюдаете?

5. Предложите свое объяснение выявленным закономерностям.

6. Есть ли исключения из выявленных закономерностей и с чем они связаны?

7. Какое значение в практической деятельности человека имеют эти данные?

Вторая группа вопросов, заданий и упражнений предполагает обобщение и интерпретацию информации, представленной в тексте: преобразование / перекодировка из одной знаковой системы в другую форму; формулирование оценочных суждений по содержанию тек-

ста; сравнение и группировка фактов и явлений, представленны в схеме, таблице, диаграмме. Здесь могут проверяться умения: выделять главную мысль отдельной части текста; делать выводы на основе информации из текста, интерпретируя использованные в тексте выразительные языковые средства; преобразовывать информацию из текста в рисунок, и наоборот; ранжировать, группировать, классифицировать объекты, находящиеся в тексте; выделять информацию, не соответствующую содержанию текста; выявлять недостающую информацию и др.

Например, формулирование прямых выводов, заключений на основе фактов, имеющихся в тексте, может начинаться с ключевых слов:

- установите связь между событиями;

- определите обобщения, имеющиеся в тексте;

- выведите общий смысл, основываясь на серии аргументов [Демидова, 2012].

Интерпретация и обобщение информации:

- определите общую идею текста;

- опишите отношения между значениями;

- сравните и противопоставьте информацию, почерпнутую из текста;

- каково практическое применение информации текста?

Третья группа вопросов, заданий и упражнений направлена на использование учащимися информации из текста при решении учебно-познавательных задач. Отличительная сторона этих вопросов, заданий, упражнений - их конструирование на основе внетекстовых ситуаций и создание собственного «продукта». Здесь используются новые и чаще всего практико-ориентированные ситуации, к анализу которых необходимо применять знания, полученные из соответствующих информационных блоков; критический анализ полученной информации и оценка ее достоверности. Работа учащихся может основываться на уже сформированных умениях, преобразовывать информацию из одной знаковой системы в другую: из таблицы в диаграмму, из текста в схему; понимать условные схематичные изображения и нетрадиционные диаграммы; интерпретировать и исполь-

зовать графическую информацию в практико-ориентированных ситуациях. Оценка содержания информации может осуществляться двумя путями: 1) проверкой правдивости сведений на основе собственных знаний или на основе дополнительных запросов информации из учебника, атласа, определителя, справочника; обоснованием ошибочности или недостающей информации; 2) определением степени доверия к информации на основе дополнительных данных об авторе текста, типе издания, в котором он опубликован [Демидова, 2012].

При работе с несплошными текстами учащийся осуществляет рефлексивные контрольно-оценочные действия (определяет успешность выполненной работы и степень трудности ее этапов; оценивает свои возможности в выполнении задания; определяет, достаточно ли знаний для ответа или решения задания; каких именно знаний недостает...) [Скоморохова, Леонюк, 2009]. Рефлексия процесса и результатов деятельности связана с выходом на качественно новые уровни за ее пределы, с оценкой наличных ресурсов и т. п. [Клековкин, 2011].

В целях определения сформированное™ информационных умений работы учащихся с несплошными текстами мы опирались на критерии и показатели эффективности, предложенные С.А. Поддубновой для управления развитием умений учащихся работать с учебной литературой.

Оптимальный уровень (9-10 баллов). Ученик ориентируется в тексте, способен определять главную мысль; умеет делить информацию на смысловые части; выделять основную мысль каждой части, а также трудное, непонятное; устанавливать содержательные связи между частями текста; группировать по смыслу выделенные при анализе мысли, объединять их в более крупные части; синтезировать информацию в другой логической последовательности, в другом жанре; устанавливать связи изученного с ранее изученным; находить в тексте ответы на вопросы; организовывать свою деятельность по выявлению неизвестных слов; обобщать то, что в тексте дано конкретно; конкретизировать то, что дано обобщенно; доказывать, аргументи-

<С £

С т

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

ь

к ^

м т н о

Рч

о ^ о о

О Й

3

м н к о

Рч

м

0

1

к

а

«

о м

V

к

ь

1-4

<с «

м с

X

н и

щ м

ровать; тезисно или развернуто излагать содержание текста.

Допустимый уровень (6-8 баллов). Ученик умеет организовывать работу с текстом в целом и с его частями; умеет устанавливать связи между мыслями текста; группировать и объединять их в более крупные части; находить в тексте ответы на вопросы; организовывать свою работу по выяснению неизвестных слов; умеет излагать содержание текста, критически оценивать свои действия; нахождение нового способа осуществляется медленно, неуверенно, с частым обращением к повторному анализу условий учебной задачи, но на всех этапах полностью самостоятельно.

Критический уровень (4-5 баллов). Ученик затрудняется организовать свою работу с текстом; не уверен в своих умениях разделения текста на смысловые части; не может установить связей между мыслями текста; затрудняется излагать содержание текста, так как не умеет составить содержательно план. Усвоенный способ выполнения плана деятельности при неизменности условий ученик выполняет самостоятельно.

Недопустимый уровень (0-3 баллов). При работе с текстом ученик способен его прочитать и пересказать бессистемно запомнившееся. По истечении времени учащийся с большим трудом может воспроизвести учебный материал. Умение работать с текстами формируется с трудом и оказывается крайне неустойчивым. Помощь учителя принимает сравнительно легко. Эффективно работает при пооперационном контроле, самостоятельные практические действия отсутствуют [Поддубнова, 2000, с. 85-86].

Правильно организованная работа с несплошными текстами (выбор структуры действий - операций действий - системы вопросов, заданий, упражнений - выполнение про-

стых действий - выполнение более сложных действий) будет способствовать повышению результатов учащихся по основной образовательной программе на разных этапах ее освоения.

Библиографический список

1. Демидова М.Ю. Естественно-научный цикл: читательские умения // Народное образование. 2012. № 5. С. 214-220.

2. Добротина И.Н. О метапредметных связях, или как русский язык помогает изучать другие предметы // Русский язык - Первое сентября. 2011. № 17. С. 14-20.

3. Клековкин Г.А. Рефлексия как средство реализации преемственности в предметном обучении // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2011. №4 (18). С. 36-44.

4. Начинающему автору. Таблица, график или гистограмма? // Строительные материалы. 2006. № 9. С. 74-76.

5. Поддубнова С.А. Управление развитием умений учащихся работать с учебной литературой на основе мотивационного программно-целевого подхода: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Барнаул: БГПУ, 2000. 170 с.

6. Семенов П.В. Обычные решения необычной задачи // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2013. № 2 (24). С. 104-106.

7. Скоморохова М.И., Леонюк С.П. Теоретико-методические основы формирования общеучебных умений у младших школьников // Начальная школа. 2009. № 4. С. 16-24.

8. Татьянченко Д.В., Воровщиков С.Г. Организационно-методические условия развития общеучебных умений школьников // Школьные технологии. 2002. № 5. С. 42-55.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.