Научная статья на тему 'Улучшение транспортного обслуживания населения города'

Улучшение транспортного обслуживания населения города Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
4344
329
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ / ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ГЛОНАСС / PUBLIC TRANSPORT / TRANSPORT INFRASTRUCTURE / GLONASS

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Терентьев В.В.

В статье рассматриваются вопросы улучшения транспортного обслуживания городского населения путем улучшения работы общественного пассажирского транспорта и разработки мероприятий по модернизации транспортной инфраструктуры. При строительстве транспортных объектов предлагается проводить предварительное моделирование, дающее оценку последствий их ввода в эксплуатацию и позволяющие экономить значительные финансовые средства. Для обеспечения бесперебойности и ритмичности работы общественного транспорта необходимо постоянное обновление парка машин, осуществление мер по повышению экономической эффективности его работы. Развитие спутниковых навигационных систем ГЛОНАСС на общественном транспорте, внедрение интеллектуальных транспортных систем позволит снизить уровень загруженности автомобильных дорог и увеличить их пропускную способность, оптимизировать использование автомобильного транспорта и повысить доступность услуг транспортного комплекса. Предлагается ряд мероприятий по локальному улучшению транспортной ситуации в городах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF TRANSPORT SERVICE OF THE POPULATION OF THE CITY

The article considers the issues of improving transport services for urban population, through improvements in public passenger transport and develop measures for modernization of transport infrastructure. In the construction of transport facilities it is proposed to carry out preliminary simulations, giving an estimate of the impact of their commissioning and saving significant financial resources. To ensure continuity and smooth operation of public transport requires a constant updating of Park of cars, the implementation of measures to improve economic efficiency. The development of satellite navigation systems GLONASS by public transport, implementation of intelligent transport systems will reduce the level of congestion of roads and increase their capacity to optimize the use of road transport and increase the accessibility of services in the transport sector A number of local measures to improve the transport situation in the cities.

Текст научной работы на тему «Улучшение транспортного обслуживания населения города»

УДК 656.13

УЛУЧШЕНИЕ ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА

Терентьев В.В., магистрант 2 курса, кафедра «Автомобили и автомобильное хозяйство», ФГБОУВО «Тульский государственный

университет (ТулГУ)»

В статье рассматриваются вопросы улучшения транспортного обслуживания городского населения путем улучшения работы общественного пассажирского транспорта и разработки мероприятий по модернизации транспортной инфраструктуры. При строительстве транспортных объектов предлагается проводить предварительное моделирование, дающее оценку последствий их ввода в эксплуатацию и позволяющие экономить значительные финансовые средства. Для обеспечения бесперебойности и ритмичности работы общественного транспорта необходимо постоянное обновление парка машин, осуществление мер по повышению экономической эффективности его работы. Развитие спутниковых навигационных систем ГЛОНАСС на общественном транспорте, внедрение интеллектуальных транспортных систем позволит снизить уровень загруженности автомобильных дорог и увеличить их пропускную способность, оптимизировать использование автомобильного транспорта и повысить доступность услуг транспортного комплекса. Предлагается ряд мероприятий по локальному улучшению транспортной ситуации в городах.

Ключевые слова: общественный транспорт, транспортная инфраструктура, ГЛОНАСС.

IMPROVEMENT OF TRANSPORT SERVICE OF THE POPULATION OF THE CITY

Terentyev V., magistrand, Automobiles and automobile economy chair, FSEIHE «Tula state University»

The article considers the issues of improving transport services for urban population, through improvements in public passenger transport and develop measures for modernization of transport infrastructure. In the construction of transport facilities it is proposed to carry out preliminary simulations, giving an estimate of the impact of their commissioning and saving significant financial resources. To ensure continuity and smooth operation of public transport requires a constant updating of Park of cars, the implementation of measures to improve economic efficiency. The development of satellite navigation systems GLONASS by public transport, implementation of intelligent transport systems will reduce the level of congestion of roads and increase their capacity to optimize the use of road transport and increase the accessibility of services in the transport sector. A number of local measures to improve the transport situation in the cities.

Keywords: public transport, transport infrastructure, GLONASS.

В настоящее время в связи с ростом уровня автомобилизации (около 5 процентов каждый год) наблюдается рост трудовой и деловой активности населения, что приводит к стремительному увеличению спроса на передвижения и в количественном и качественном отношении [1]. В сентябре 2017 года состоялось заседание президиума Государственного совета, посвящённое вопросам комплексного развития пассажирских перевозок в субъектах Российской Федерации, на котором Президент России Владимир Путин заявил: «Массовость, большое социальное значение общественного транспорта диктуют высокие требования к пассажирским перевозкам. Это широкий охват маршрутной сети, надёжность сообщения и, конечно, безопасность и качество предоставляемых услуг».

Мировой опыт показывает, что при достижении определенного уровня развития транспортной инфраструктуры ее дальнейшее беспорядочное улучшение лишено смысла - количество автомобилей все равно растет быстрее строительства новых дорог, и ситуация возвращается к прежнему порядку вещей - постоянным пробкам. В результате образовавшейся ситуации происходит ухудшение условий дорожного движения, увеличение количества заторов, нарушение экологической обстановки, расхода топлива, а также рост количества дорожно-транспортных происшествий [2, 3]. Непродуманное строительство новых дорог, развязок и их реконструкция, начиная с определенного момента, мало что дает, так как количество машин на дорогах увеличивается быстрее, чем появляются новые транспортные возможности.

Разработка информационной модели транспортной системы города подтверждает этот вывод - значительное увеличение числа транспортных объектов в модели не приводит к кардинальному улучшению транспортной ситуации в целом, что еще раз свидетельствует о необходимости выборочного подхода к строительству транспортных объектов и необходимости предварительного моделирования последствий их ввода в эксплуатацию [4]. Рост автомобилизации, изменение транспортных потоков, несмотря на это строительство, приведет в будущем к нарастанию транспортных проблем и последующим возможным серьезным затруднениям транспортного движения - если не применять научно обоснованных, проверенных мировой практикой в течение многих десятков лет методов транспортного планирования и моделирования для решения транспортных проблем [5]. При этом решающее значение при выборе строительства того или иного транспортного объекта будут иметь результаты предварительного моделирования, дающие оценку последствий их ввода в эксплуатацию и позволяющие экономить значительные финансовые средства вследствие выбора действительно эффективно

работающих транспортных объектов.

К другим методам борьбы с пробками во всем мире считается всемерное улучшение работы общественного транспорта. Одной из мер для достижения этой цели является постоянное обновление парка муниципального автотранспорта (троллейбусы, автобусы). При этом необходимо обеспечить ритмичность перевозки граждан по установленному расписанию. Здесь уместно вспомнить известный патент на общественные перевозки Блеза Паскаля от 1654 года, который формулируется следующим образом: «Организовать в Париже регулярное движение общедоступных пассажирских карет по заранее объявленным маршрутам и расписанием, с единым тарифом в 5 су» - это до сих пор универсальная форма существования общественного перевозчика.

При этом возможна частичная приватизация общественного транспорта (частник работает лучше, чем государство, по крайней мере в том, что касается снижения эксплуатационных затрат) с целью дальнейшего обновления парка машин, осуществления мер по повышению экономической эффективности его работы. И как бы ни критиковали сегодняшнюю (небольшую) практику ввода выделенных полос для общественного транспорта (в столичных городах), но, похоже, без них не обойтись (в увязке с остальными приведенными здесь мерами, в противном случае это лишено смысла).

Разумным будет также рассмотреть возможность частичного ограничения движения и парковок частного автотранспорта и полного запрета движения грузового автотранспорта в центре города, запрета бесплатных парковок на центральных улицах в дневное время - разрешить их только в пределах территорий, относящихся к центрам притяжения (жилые дома, торговые предприятия офисы, промышленные предприятия, учреждения - на их стоянках и во дворах для жителей домов).

При этом должна осуществляться выборочная реализация только тщательно просчитанных на модели и действительно эффективных проектов строительства, реконструкции (и/или модернизации), локального улучшения работы объектов транспортной инфраструктуры города. Дополнят усилия и меры по развитию спутниковых систем ГЛОНАСС на общественном транспорте [6], внедрение интеллектуальных транспортных систем, помогающих снизить уровень загруженности автомобильных дорог и увеличить их пропускную способность, оптимизировать использование автомобильного транспорта и повысить доступность услуг транспортного комплекса [7, 8]. Также следует активно продвигать проведение работ по компьютерному моделированию транспортных ситуаций и другие инновации [9-13].

TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №4 2017 | 91

В целом, наиболее передовой во всем мире сейчас считается концепция «Город, удобный для жизни» (всех граждан, а не только для автомобилистов). В рамках этой концепции власти исключают «бесплатные завтраки» для автомобилистов - когда налоги, которые платят все граждане, идут на дороги и парковки, т.е. на преференции для автомобилистов, и для владельцев офисов (чисто российская специфика - когда дорогостоящая городская земля предоставляется бесплатно для стоянки отдельным учреждениям и организациям).

В краткосрочной перспективе для решения транспортных проблем можно предложить ряд мероприятий:

• постоянное отслеживание эффективности настройки светофорного регулирования [14], применения при этом нестандартных методов (включение фаз пешеходного движения через раз, так как подчас не хватает нескольких секунд для более успешной регулировки движения транспорта через перекресток и т.п.);

• возможная установка ограждений на УДС города в необходимых случаях с учетом удобства уборки;

• оптимизация размещения остановок общественного транспорта, изменение дорожной разметки, возможное изменение схемы кругового движения в городе, расшивка узких мест на перекрестках и путепроводах и др.

Все это не требует больших финансовых затрат. Меры по ограничению создания новых рабочих мест в центральной части города (конкретизированных для определенных улиц) также могут положительно сказаться на транспортной инфраструктуре города.

Литература:

1. Андреев, К.П. Внедрение в сфере пассажирских перевозок навигационных систем мониторинга / К.П. Андреев, В.В. Терен-тьев // Бюллетень транспортной информации. - М., 2017. - № 6 (264) - С. 27-29.

2. Терентьев, В.В. Безопасность автомобильных перевозок: проблемы и решения / В.В. Терентьев // Надежность и качество сложных систем. - Пенза, 2017. - № 2 (18) - С. 90-94.

3. Терентьев, В.В. Безопасность автомобильных перевозок: проблемы и решения / В.В. Терентьев // Труды международного симпозиума Надежность и качество. - Пенза, 2017. - Т. 1 - С. 133-135.

4. Андреев, К.П. Мероприятия по внедрению системы мониторинга автотранспорта в МУП «Автоколонна» г. Рязани. / К.П. Андреев //Сборник статей. Проблемы исследования систем и средств

автомобильного транспорта - Тула: изд-во ТулГУ, 2017. - Выпуск 1. - С. 248-251.

5. Терентьев, В.В. Определение транспортного спроса при моделировании транспортного процесса. / В.В. Терентьев //Сборник статей. Проблемы исследования систем и средств автомобильного транспорта - Тула: изд-во ТулГУ, 2017. - Выпуск 1. - С. 268-272.

6. Андреев, К.П. Разработка мероприятий по оптимизации городской маршрутной сети / К.П. Андреев, В.В. Терентьев, И.Е. Агуреев // Грузовик. - М., 2017. - № 8 - С. 6-9.

7. Дорохин, С.В. Безопасность на дорогах: проблемы и решения / С.В. Дорохин, В.В. Терентьев, К.П. Андреев // Мир транспорта и технологических машин. - Орел, 2017. - № 2 (57). - С. 67-73.

8. Андреев, К.П. Совершенствование транспортного обслуживания населения / К.П. Андреев // Транспортное дело России. - М., 2017. - № 3 - С. 7-9.

9. Андреев, К.П. Моделирование загрузки транспортной сети / К.П. Андреев, В.В. Терентьев // Бюллетень транспортной информации. - М., 2017. - № 9 (267) - С. 21-23.

10. Волков, С.А. Экспериментальная методика измерения транспортных потоков / С.А. Волков, Л.Е. Волкова, В.А. Пышный // В сб.: Наука и инновации в технических университетах - 2016. - С. 12-14.

11. Агуреев, И.Е. Закономерности влияния капитальных вложений в развитие улично-дорожной сети на характеристики транспортных процессов / И.Е. Агуреев, В.А. Пышный // Мир транспорта и технологических машин. - 0рел,2013. - № 4 (43). - С. 61-68.

12. Агуреев, И.Е. Подготовка и обработка исходных данных для математического моделирования автомобильных транспортных систем / И.Е. Агуреев, В.А. Митюгин, В.А. Пышный // Известия Тульского государственного университета. Технические науки -Тула, 2014. - № 6. - С. 119-127.

13. Пышный, В.А. Разработка и использование методики прогнозирования эффективности функционирования автомобильной транспортной системы / В.А. Пышный // Известия Тульского государственного университета. Технические науки - Тула, 2015. - № 5-1. - С. 23-30.

14. Агуреев, И.Е. Исследование алгоритма светофорного регулирования перекрестка при различных параметрах транспортного потока / И.Е. Агуреев, А.Ю. Кретов, И.Ю. Мацур // Известия Тульского государственного университета. Технические науки - Тула, 2013. - № 7-2. - С. 54-61.

92 ТКЛШРОЮ" БШШБББ Ш КШБТЛ | №4 2017 |

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.