Научная статья на тему 'УЛУЧШЕНИЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ СВЯЗЕЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА ЧЕРЕЗ РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К СМЕНЕ ВИДОВ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

УЛУЧШЕНИЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ СВЯЗЕЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА ЧЕРЕЗ РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К СМЕНЕ ВИДОВ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
33
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧАЮЩИЙСЯ / УПРАВЛЯЕМАЯ АДАПТАЦИЯ / УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРЕДМЕТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ СОДЕРЖАНИЕ / ВЗАИМОВЛИЯНИЕ / STUDENT / CONTROLLED ADAPTATION / EDUCATIONAL AND COGNITIVE ACTIVITY / SUBJECT-ORIENTED CONTENT / MUTUAL INFLUENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яковлев С. В.

Данная статья посвящена вопросам улучшения междисциплинарных связей через управление адаптацией обучающихся к смене видов учебно-познавательной деятельности (УПД) с использованием средств физической культуры, подбору содержания подготовительной и заключительной частей учебного занятия по дисциплине «Физическая культура и спорт» с учетом особенностей предыдущего и последующего видов учебно-познавательной деятельности (видов занятий).This article is devoted to improving interdisciplinary connections through the management of adaptation of students to changing the types of educational-cognitive activity (DFC) using means of physical culture, the selection of the content of preparatory and final parts of training on discipline "Physical culture and sport" with the features of the previous and subsequent types of learning activities (occupations).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «УЛУЧШЕНИЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ СВЯЗЕЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА ЧЕРЕЗ РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К СМЕНЕ ВИДОВ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УЛУЧШЕНИЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ СВЯЗЕЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА ЧЕРЕЗ РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К СМЕНЕ ВИДОВ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

С.В. Яковлев, канд. пед. наук, доцент

Пермский государственный аграрно-технологический университет им. академика Д.Н. Прянишникова (Россия, г. Пермь)

DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10585

Аннотация. Данная статья посвящена вопросам улучшения междисциплинарных связей через управление адаптацией обучающихся к смене видов учебно-познавательной деятельности (УПД) с использованием средств физической культуры, подбору содержания подготовительной и заключительной частей учебного занятия по дисциплине «Физическая культура и спорт» с учетом особенностей предыдущего и последующего видов учебно-познавательной деятельности (видов занятий).

Ключевые слова: обучающийся, управляемая адаптация, учебно-познавательная деятельность, предметно-ориентированное содержание, взаимовлияние.

Высшее профессиональное образование, являющееся основной частью системы образования страны, решая задачу подготовки высококвалифицированных кадров для народного хозяйства, непосредственно реализует выполнение хозяйственных функций государства.

Несмотря на принимаемые меры по поддержанию стабильного качества подготовки кадров, имеет место ряд объективных и субъективных факторов, которые мешают добиться должного уровня профессиональной подготовленности специалистов.

Решать задачу совершенствования профессиональной подготовки будущих специалистов необходимо через повышение эффективности образовательного процесса, укрепление междисциплинарных связей для формирования разносторонне развитого человека.

Одной из форм междисциплинарных связей следует считать взаимовлияние различных видов УПД при чередовании занятий в течение учебного дня.

За время обучения в вузе студенты должны изучить от 50 до 60-ти предметов и сдать по ним зачёты и экзамены, приобрести разнообразные умения и навыки. В течение пяти лет около 280 дней в году они занимаются учебной деятельностью,

которая требует напряжения умственных и физических сил, расходования психофизиологических и физических ресурсов организма.

Педагогический опыт и медицинские исследования показывают, что обучение в высшем учебном заведении требует от обучаемых значительного интеллектуального и эмоционального напряжения, доходящего в период зачетных и экзаменационных сессий до пределов возможного. Налагаясь на другие (социально-бытовые, экологические и т.д.) причины это может даже приводить к развитию нервно-психических заболеваний. По данным разных исследований частота расстройств психического здоровья среди обучающихся в различных вузах и регионах колеблется от 7 до 40% [1]. Одной из причин называются адаптационные трудности. К ним, по нашему мнению, следует отнести и трудности адаптации к смене видов УПД в процессе учебного дня. Результаты исследований показывают, что в различных видах учебно-познавательной деятельности, в различной степени задействованы те или иные параметры психофизиологического и физического состояния. Например, на семинарском занятии от обучаемых требуется готовность к творческой активности, оперативному логическому анализу, быст-

роте мыслительной ориентировки, самообладанию, волевой собранности, выдержке, самостоятельности, решительности, умению участвовать в дискуссии, аргументировано излагать, отстаивать свое мнение, высокой нагрузке на сердечнососудистую, центральную нервную систему вследствие большого эмоционального напряжения, сохранению на протяжении двух-четырех учебных часов, рабочей позы «сидя» [2].

На практических занятии по физической культуре, например по теме «лыжная подготовка», от студентов требуется готовность проявить свои волевые качества, выносливость, целеустремленность, настойчивость, выдержку, самообладание, координированность движений, нервно-психическую устойчивость в условиях больших физических нагрузок, устойчивость к кислородному голоданию, готовность получить большую нагрузку на сердечно-сосудистую, дыхательную системы, мышцы верхних и нижних конечностей [3].

Каждый вид УПД оказывает определенное воздействие на психофизиологические и физические параметры состояния обучающегося, и к окончанию занятия достигается некоторая степень утомления тех или иных органов и систем организма. В одних случаях смена вида деятельности оказывает благоприятное воздействие на обучающихся, обоснование этого утверждения связано с именем И.М. Сеченова, доказавшего, что смена видов деятельности ведет к более быстрому восстановлению задействованных при работе систем, чем пассивный отдых (эффект активного отдыха). Это характерно также и для умственной работы, когда при смене вида деятельности оказываются задействованными разные участки коры головного мозга. В других случаях такого переключения не происходит, и утомление от занятия к занятию нарастает.

Приведенные выше примеры показывают, что на различных занятиях предъявляются разные требования к психофизиологической и физической готовности студентов и при чередовании видов УПД могут возникнуть педагогические ситуации

«нестыковки» учебных занятий по уровням психофизиологической и физической готовности и, как следствие, снижение эффективности проведения занятий. Видится актуальной задача управления процессом адаптации обучающихся к смене видов УПД с целью сокращения времени врабатывания и повышения эффективности занятий. Для решения этой задачи представляется наиболее целесообразным использовать проведение подготовительной и заключительной частей занятий с адаптирующим, предметно-

ориентированным содержанием.

В этом случае под управлением адаптацией следует понимать процесс педагогического воздействия с целью установления оптимального соответствия личности обучаемого и условий осуществления учебной деятельности в ходе осуществления им познавательной деятельности, которое позволяет индивидууму более эффективно удовлетворять актуальные познавательные потребности, и реализовывать связанные с ними значимые цели [3].

Согласно сложившимся методикам проведения занятий по общеинженерным и специальным дисциплинам, вводная часть занятия служит для объявления темы, цели и порядка проведения занятия, связи с предыдущими и последующими занятиями, проверки знаний учебного материала.

Заключительная часть имеет целью обобщить основные идеи занятия, подвести итоги, проанализировать уровень подготовки и качества работы студентов, дать задание на самоподготовку. Подготовительная часть практического занятия по дисциплине «Физическая культура» включает строевые приемы, общеразвивающие и специальные упражнения, которые подбираются в зависимости от содержания основной части занятия. В заключительной части занимающиеся выполняют ходьбу, упражнения в глубоком дыхании, для расслабления мышц, подводятся итоги занятия, дается задание на самостоятельную подготовку. Некоторым образом эти части занятия помогают адаптации обучаемых, но при этом не учитывается характер предыдущего и последующего ви-

дов УПД и уровень психофизиологической и физической готовности, как продукта предыдущего вида и текущего вида деятельности. Разработка и применение методик проведения, предметно-ориентированных вводных (подготовительных) и заключительных частей занятий позволит ускорить адаптацию студентов к смене видов УПД и, как следствие, повысить эффективность самих занятий.

Наиболее наглядно взаимодействие различных видов УПД можно рассмотреть на примере «стыковки» занятий по физической культуре и спорту с занятиями по общеинженерным и специальным дисциплинам. Объясняется это тем, что при их чередовании происходит смена преимущественно умственной деятельности, с низкой двигательной активностью, на преимущественно физическую с различными вариантами двигательной активности, и занятия по дисциплине физическая культура и спорт, в одних случаях, играют роль активного отдыха от учебного труда и способствуют активизации умственной деятельности обучаемых, в других - физические нагрузки приводят к значительному утомлению и, соответственно, к снижению общей и умственной работоспособности. Занятия по общеинженерным и специальным дисциплинам также оказывают различное влияние на практические занятия по физической культуре и спорту. В одних случаях, долгое нахождение в положении сидя, напряженная интеллектуальная работа вызывают застойные явления в нижних конечностях, общее утомление, рассеянность, в других - напряженная умственная работа, сопряженная с повышенной нагрузкой на сердечно-сосудистую и нервную системы, вызывает снижение артериального давления, напряженное состояние миокарда (гипоксия миокарда), что проявляется в повышенной возбуж-

денности вызванной потребностью «снять стресс» Опрос преподавателей кафедры физической культуры показал, что в педагогической практике они часто сталкиваются с проявлениями слабой психофизиологической и физической готовности студентов к занятиям: рассеянностью, вялостью, подавленным настроением. Опрос преподавателей других кафедр также выявил, тот факт, что студенты с занятий, например, по легкой атлетике, выглядят утомленными, заторможенными, придя с занятий по спортивным играм - излишне возбуждены, бурно выражают свои эмоции. Педагогам приходится «на ходу» вносить коррективы в вводную часть занятия с целью привести обучаемых в рабочее состояние и добиться концентрации внимания на теме занятия.

Учитывая ту большую роль и влияние, которые оказывают занятия по физической культуре на другие виды учебно-познавательной деятельности, нами был проведен сравнительный анализ расписания занятий для первых, вторых курсов шести факультетов в течение двух семестров. Анализ охватил 136 практических занятий по физической культуре и спорту и выявил 218 вариантов смены видов УПД с их участием. Установлено, что в течение недели занятия распределяются следующим образом: понедельник - 15%, вторник

- 22%, среда - 13%, четверг - 14%, пятница - 15% (рис. 1), 1-2 часом проводится 21% занятий, 3-4 часом -22%, а 5-6м-21%, 7-8 часом - 26%, 9-10 часом - 10% занятий (рис. 2).

Относительно таких видов занятий, как лекции (Л), практические занятия (ПЗ) и лабораторные работы (ЛР) выявлено, что чередование Л/ФК составляет 40%, ПЗ/ФП

- 22%, ЛР/ФК - 20%, ФК/Л - 27%, ФК/ПЗ

- 29%, а ФК/ЛР - 28% (рис. 3, 4).

Птн. 15%

Пнд. 26%

Чтв. 24%

Ср. 13%

Вт.

22%

□ Пнд.

□ Вт.

□ Ср.

□ Чтв. ■ Птн.

Рис. 1. Распределение занятий по физической культуре и спорту в недельном цикле

7-8 час 26%

9-1 0 час 10%

5-6 час 21%

1-2 час 21%

-4 час 22%

□ 1-2 час

□ 3-4 час ■ 5-6 час § 7-8 час

□ 9-1 0 час

Рис. 2. Распределение занятий по физической культуре и спорту в течение учебного дня

лр/фк

л/фк 49%

□ л/фк

□ пз/фк Плр/фк

Рис. 3. Смена видов занятий (лекция, практическое занятие, лабораторная работа) на практические занятия по физической культуре и спорту

Рис. 4. Смена практических занятий по физической культуре и спорту на виды занятий: лекция, практическое занятие, лабораторная работа

Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что в течение учебного дня студенту приходится многократно переключаться с одного вида деятельности на другой. Такая смена видов деятельности зачастую неблагоприятно сказывается на готовности к учебным занятиям. Представляется актуальной задача управления адаптацией к смене видов учебно-познавательной деятельности путем проведения адаптирующих, предметно-ориентированных подготовительных и заключительных частей занятий, позволяющих учесть совокупность факторов

влияющих на готовность студента к занятию (день недели, часы проведения занятия, характер предыдущей и последующей деятельности студента).

На кафедре физической культуры разработано методическое пособие [4] рекомендованное для использования в вузах Министерства сельского хозяйства и содержащее методику проведения предметно-ориентированных подготовительных и заключительных частей практических занятий по физической культуре. В настоящее время проводится исследование эффективности ее применения.

Библиографический список

1. Гапонова С.А. Особенности адаптации студентов ВУЗов в процессе обучения // Психологический журнал. - 1994. - Т. 15 №3. - С. 131-135.

2. Запятая О. В. Групповые и коллективные учебные занятия. Характерные признаки и отличия // Современное образование. - 2001. - № 3. - С. 21-22.

3. Яковлев С.В. Методика повышения уровня готовности курсантов к занятиям в военном институте на основе управления адаптацией обучаемых к смене видов учебно-познавательной деятельности. Диссертация к.п.н., 2001. - 117 с.

4. Яковлев С.В., Клюкина Н.А., Михалева Т.И., Сарапульцева К.Н. Самостоятельная работа студентов по дисциплине «Физическая культура» (подготовка к выполнению обязательных тестов оценки общей физической подготовленности) (учебное пособие) Пермская ГСХА. - Пермь, 2007. - 81 с.

IMPROVE INTERDISCIPLINARY LINKS IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE UNIVERSITY THROUGH THE SOLUTION OF THE PROBLEM OF MANAGEMENT OF PROCESS OF ADAPTATION OF STUDENTS TO CHANGING TYPES OF EDUCATIONAL-COGNITIVE ACTIVITY

S.V. Yakovlev, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Pryanishnikov Perm State Agro-Technological University (Russia, Perm)

Abstract. This article is devoted to improving interdisciplinary connections through the management of adaptation of students to changing the types of educational-cognitive activity (DFC) using means of physical culture, the selection of the content of preparatory and final parts of training on discipline "Physical culture and sport" with the features of the previous and subsequent types of learning activities (occupations).

Keywords: student, controlled adaptation, educational and cognitive activity, subject-oriented content, mutual influence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.