Научная статья на тему 'Ультраправые в Дании: датская народная партия'

Ультраправые в Дании: датская народная партия Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
544
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДАНИЯ / DENMARK / ДАТСКАЯ НАРОДНАЯ ПАРТИЯ / ДАТСКАЯ КУЛЬТУРА И ИДЕНТИЧНОСТЬ / DANISH CULTURE AND IDENTITY / ПАРЛАМЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ / МУСУЛЬМАНСКАЯ ИММИГРАЦИЯ / MUSLIM IMMIGRATION / АНТИМУСУЛЬМАНСКАЯ ПРОПАГАНДА / AANTI -MUSLIM PROPAGANDA / DANSKE FOLKEPARTI / FOLKETING EELECTIONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ваттс Дон

Статья посвящена Датской народной партии (ДНП). Ее деятельность рассматривается в рамках понятий и терминологии, позволяющих говорить о ней как о «респектабельной» или «благонадежной». Автор стремится объяснить причины, обусловившие появление партии, ее политический успех и привлекательность среди избирателей, особенно, на фоне наметившегося в последнее время притока иммигрантов, прежде всего мусульман. Рассматриваются вызовы, с которыми столкнулись культурные традиции и суверенитет Дании. Исследуются антимусульманские и антиисламские взгляды и риторика ДНП, в частности, проведение аналогий с немецкой оккупацией во время Второй мировой войны. Также анализируются отношения ДНП с другими партиями и организациями. В заключение рассмотрены предложения, которые выдвигают ДНП и другие ультраправые организации по противодействию угрозе, приписываемой иммигрантам из числа мусульман, и их надежды относительно постмусульманской Дании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FAR RIGHT IN DENMARK: THE DANSK FOLKEPARTI

This paper focuses on the Danish People’s Party (Dansk Folkeparti DF) within the defined framework and terminology of its role as a ‘respectable’ or ‘house trained’ organization. It explains the party’s origins, political success and electoral appeal, in particular against the background of recently increased immigration into Denmark, above all by Muslims, and by what was seen as their challenge to Danish cultural traditions and sovereignty. Its anti-Muslim and anti-Islamic views and rhetoric are extensively explored as are, particularly in comparisons with the German occupation duringin the Second World War. DF’s relationships with other parties and organisations are also discussed. The paper closes by looking at proposals by with DF and other Ffar -rRight organisations on proposals as to how to deal with the supposed threat posed by Muslim immigrants; ascribed threat it also and with a considersation of the hopes expressed for a post -Muslim Denmark.

Текст научной работы на тему «Ультраправые в Дании: датская народная партия»

УДК 329(489) ББК 66.69(4Дан)

УЛЬТРАПРАВЫЕ В ДАНИИ: ДАТСКАЯ НАРОДНАЯ ПАРТИЯ

Ч,

jftrC ~У

А Ш / -

Дон Ватте,

доктор истории

(Дания)

ebdw@mail.dk

Перевод с английского Л.А. Кац

Аннотация. Статья посвящена Датской народной партии (ДНП). Ее деятельность рассматривается в рамках понятий и терминологии, позволяющих говорить о ней как о «респектабельной» или «благонадежной». Автор стремится объяснить причины, обусловившие появление партии, ее политический успех и привлекательность среди избирателей, особенно на фоне наметившегося в последнее время притока иммигрантов, прежде всего мусульман. Рассматриваются вызовы, с которыми столкнулись культурные традиции и суверенитет Дании. Исследуются антимусульманские и антиисламские взгляды и риторика ДНП, в частности, проведение аналогий с немецкой оккупацией во время Второй мировой войны. Также анализируются отношения ДНП с другими партиями и организациями. В заключение рассмотрены предложения, которые выдвигают ДНП и другие ультраправые организации по противодействию угрозе, приписываемой иммигрантам из числа мусульман, и их надежды относительно постмусульманской Дании.

Ключевые слова: Дания, Датская народная партия, парламентские выборы, мусульманская иммиграция, датская культура и идентичность, антимусульманская пропаганда.

THE FAR RIGHT IN DENMARK: THE DANSK FOLKEPARTI

Don Watts, Doctor of History, Denmark

Abstract. This paper focuses on the Danish People's Party (Dansk Folkeparti - DF) within the defined framework and terminology of its role as a 'respectable' or 'house trained' organization. It explains the party's origins, political success and electoral appeal, in particular against the background of recently increased immigration into Denmark, above all by Muslims, and by what was seen as their challenge to Danish cultural traditions and sovereignty. Its anti-Muslim and anti-Islamic views and rhetoric are extensively explored as are, comparisons with the German occupation during the Second World War. DF's relationships with other parties and organisations are also discussed. The paper closes by looking at proposals by DF and other far-right organisations on how to deal with the supposed threat posed by Muslim immigrants it also considers the hopes expressed for a post - Muslim Denmark.

Key words: Denmark, Danske Folkeparti, Folketing elections, Muslim immigration, Danish culture and identity, anti-Muslim propaganda.

Датская народная партия, деятельность которой находится в центре внимания автора, не должна идентифицироваться как фашистская или неофашистская. Однако ее идейные установки, во

многом перекликающиеся с лозунгами датских и европейских ультраправых, особенно в условиях массового притока в страну мигрантов с Ближнего Востока, заслуживают детального изучения. Но

вначале остановимся подробнее на вопросах терминологии.

Терминология. Существует огромный диапазон дефиниций, которые применяются к датским ультраправым организациям и группам. Службы безопасности, как правило, используют определение «ультраправые» и «праворадикалы». Среди других дефиниций - «нацисты», «расисты», «нативисты», «ксенофобы», «протестные движения», «антисемиты» и реже «фашисты». Эти названия, отражающие самоидентификацию, охватывают такие организации, как «Белая сила», «Белая гордость», «Датский фронт», «Датская ассоциация», «Ведефольнер» (в старой скандинавской мифологии ястреб, защищавший Данию), а также Датское национал-социалистическое движение. Есть также две праворадикальные парламентские партии - Партия прогресса и Датская народная партия (ДНП), названия которых также можно отнести к самоидентификации. Применительно к этим организациям часто используется и термин «популистские», также имеющий много определений [1].

Найти один всеохватывающий термин для всех указанных определений практически невозможно, поэтому разумным компромиссом можно считать дефиницию «ультраправые». Тем не менее, автор считает полезным употреблять еще одну пару категорий: «респектабельные» и «нереспектабельные». Словом «респектабельные» определяются те группы и организации, которые действуют в рамках существующей системы партий, выборов, членства в международных представительских органах [2]. Существует разговорный датский термин, используемый для описания такой «респектабельности»: «стуэрент» (81негеп1;) или «благонадежность», хотя некоторые ультраправые об этой благонадежности зачастую забывают [3]. Категория «нереспектабельные» используется по отношению к ультраправым, которые прибегают к насилию и другим внепарламентским или внеправовым стратегиям, а также периодически «делают набеги» на территорию «респектабельных» ультраправых.

Появление в Дании в начале ХХ1 в. драконовской антииммиграционной риторики, исходящей из уст руководителей ряда политических партий, стало шоком для многих внешних наблюдателей. До этого момента Дания была страной, ассоциировавшейся с идеями либерализма, гуманизма и культурной толерантности. Вот почему однажды в 2001 г. в шведской ежедневной утренней газете «Дагенснюхетер» («Новости дня») появился заголовок: «Спокойной ночи, Дания!» [4]. Не менее шокирующим было появление и укрепление одной из самых влиятельных ультраправых партий в Европе

- Датской народной партии, которая поддерживает баланс сил в парламенте Дании в XXI веке.

Истоки этих процессов восходят к 1973 г., когда недавно созданная Партия прогресса, возглавленная эксцентричным лидером и выступавшая против политики жесткого налогообложения, оказалась в результате выборов второй по величине партией в парламенте Дании. Сложившаяся ситуация нарушила консенсус между социалистами и либералами, который доминировал в датской политике со времен Второй мировой войны. Постепенно внутренние конфликты, а также посыпавшиеся на руководство партии неудачи, включая краткосрочное тюремное заключение ее лидера Могенса Глиструпа за уклонение от уплаты налогов, привело эту организацию к электоральному упадку. Впоследствии, в 1995 г., Пиа Кьерсгор, возглавившая Партию прогресса во время вынужденного отсутствия Глиструпа, сформировала вместе с бывшими членами партии и другими политиками-единомышленниками новую Датскую народную партию (ДНР). Пиа Кьерсгор продолжила строить платформу партии на уже начавшемся переходе от вопросов налогообложения к «антииммиграции» и расизму, укрепила руководящие и организационные структуры, а также заявила о стремлении избежать расколов и недисциплинированности, которые характеризовали стиль руководства ее предшественника. Националистическая политика ДНП нашла поддержку у некоторых видных представителей интеллигенции, руководителей Церкви и богословов. Партия выработала обширные связи со средствами массовой информации, а также начала издавать свою собственную печатную продукцию. Центральную роль в ее последующих электоральных успехах сыграло обращение к проблемам иммиграции (в частности, мусульманской иммиграции), которые отражались в национальной политике и общественном дискурсе. Актуальность этой проблематики была усилена событиями на международной арене, вызвавшими дебаты о предполагаемой угрозе национальному суверенитету со стороны ЕС, а также подъем исламского терроризма и атака на башни-близнецы в Нью-Йорке.

Под руководством Пиа Кьерсгор ДНП выстраивала свою повестку дня на таких вопросах и страхах, которые были актуальными для широкого спектра датского населения, а также на полемике с предполагаемым соперником - остатками Партии прогресса. Кроме того, ДНП применяла умелую тактику неучастия в правительственных коалициях, но при этом делала их функционирование зависимым от голосования членов ДНП в Фолькетинге и добивалась симпатий со стороны отдельных членов партийных коалиций. Число голосующих

за ДНП на национальных выборах неуклонно росло - с 7,4 % и 13 мест в 1998 г. до 21,1 % и 37 мест в 2015 г. ДНП стала второй по величине партией в Фолькетинге [5]. То, что новая партия достигла таких результатов в сложной датской многопартийной системе, было поистине поразительно.

Успех ДНП связан также и с характерной для нее оппозиционной риторикой и политикой по вопросам иммиграции, особенно из мусульманского мира. Мусульмане (и из предыдущих, и из текущих миграционных потоков) насчитывают около 250 000 чел., что составляет примерно 4% от датского населения общей численностью на 2015 г. в 5 680 000 чел. (в 1999 г. их было 170 000 чел.) [6]. Для сравнения, в настоящее время в Великобритании мусульманское население составляет 4,8% и в Германии 5,8%, но там не появилось ни одной партии, подобной ДНП [7].

Ввиду этого притока датский парламент заявил, что Дания «никогда не была страной иммиграции» [8]. Это утверждение является ложным. На протяжении многих веков Дания принимала группы мигрантов и беженцев, в том числе евреев, русских, французов и шведов. В 1950-х - 1960-х гг. некоторые иммигранты также прибывали в Данию в результате политического кризиса в Восточной Европе, а затем из Чили, Вьетнама и охваченных войной Балканских стран. Однако цифры этой иммиграции были небольшими и составляли максимум несколько тысяч человек. Помимо этого мигранты прибывали как приглашенные рабочие, чтобы заполнить ниши на датском рынке труда, в основном из не входящих в ЕС стран, таких, как Югославия и Турция, а также Пакистан. В целом официальная реакция на их прибытие была доброжелательной, и их дальнейшая поддержка была законодательно закреплена в 1972 г. санкционированием воссоединения семей для приглашенных рабочих. Между тем этот процесс привел не только к увеличению числа иммигрантов, но и к ощущению постоянства их присутствия, усилив опасения тех датчан, которые выступают против их проживания в стране. На рубеже веков экономические показатели Дании стали снижаться, а число иммигрантов и беженцев выросло, что легло дополнительным грузом на социальное обеспечение и государственные услуги. В таких условиях появление ДНП дало мощный толчок введению политики ограничения и пересмотра предыдущих подходов в отношении беженцев. В результате давления ДНП на сменявшие друг друга правительства воссоединение семей резко сократилось, а доступ к благосостоянию и денежным пособиям был сокращен. Также личные денежные средства и ценные вещи новых лиц, ищущих убе-

жища, были конфискованы, а получение датского гражданства было затруднено или стало вовсе невозможным.

Продвигаемая ДНП враждебность по отношению к иммигрантам, беженцам и лицам, ищущим убежища, проявилась не только в связи с возросшим давлением мигрантов на экономику и государственные службы. Многие из числа новых беженцев стали рассматриваться в количественном и качественном отношении как «чужеродные элементы». Конфликты в Боснии, Афганистане и особенно на Ближнем Востоке привели к увеличению числа мусульман, хотя в общей сложности они все еще составляли лишь 3% от населения Дании.

Чтобы понять, почему возникла такая враждебность и как она была использована ДНП и другими силами, мы должны рассмотреть некоторые долгосрочные и краткосрочные факторы. Пиа Кьерсгор отвергла перспективу Дании стать мультиэтническим и мультикультурным обществом, назвав эту возможность «национальной катастрофой» [9]. В отличие от других европейских стран, Дания никогда не имела опыта колониальной или многонациональной державы. Помимо немцев недатчане в Дании составляли до войны 1864 г. незначительное меньшинство, и даже оставшееся число немцев сократилось сначала после 1921 г., а затем вновь после 1945 г. В результате датчане оставались весьма однородной нацией.

Кроме того, на протяжении веков в Дании не велись ни религиозные, ни внутренние политические войны. В результате в датской истории сложилось много непрерывных факторов, которые были взяты на вооружение в манифестах ДНП 2002/2007 гг.: независимость Дании, монархия, датская евангелическая церковь, верховенство закона, центральная роль семьи (объявленной «сердцем датского общества»), а также иные факторы, такие, как права женщин, общедоступное и бесплатное образование и государство всеобщего благосостояния [10].

Эти и другие обстоятельства, такие, как независимое крестьянство и небольшая численность датского населения, способствовали формированию целостной национальной культуры, которую ДНП назвала «БашкЬе^» («датскостью»). Большинство из выявленных здесь непрерывных культурных и исторических черт воспринимались как исконные и положительные гораздо более широкими слоями населения, чем датские ультраправые. Интересно отметить, что некоторые из этих факторов перечислялись в недавнем международном исследовании, которое объявило датчан «самой счастливой» нацией в Европе [11]. Эти же факторы можно объединить датским непереводимым термином «хугге» (hygge). обозначающим сочетание коллективного благополу-

166

чия, уюта, консенсуса и органической внутренней связи, лучше всего демонстрируемой на вечеринках, которые датчане любят устраивать по малейшему поводу. На этих вечеринках можно услышать (иногда нескончаемые) речи, местные стихи и песни, зачастую патриотического содержания. Не удивительно, что иммигрантов из стран «третьего мира» редко приглашают на эти и другие, в том числе семейные торжества. «Хугге» рассматривается многими датчанами как квинтэссенция проявления их национальной идентичности, усиленного повсеместным демонстрированием Даннеброга - национального красно-белого флага - в честь государственных или частных праздников. Не удивительно, что этот символ патриотизма и национального единства используется как «респектабельными», так и «нереспектабельными» крыльями ультраправых.

В своих нападках на ближневосточных поселенцев и беженцев ДНП и другие ультраправые нередко называют их всех «мусульманами» или исламистами. Часто не делается никаких различий между шиитами и суннитами, религиозными и светскими группами, теми, кто уже давно укоренился, и вновь прибывшими - все они «другие». Более того, отрицая мультикультурное общество, ДНП противопоставляет почти все характеристики «датстко-сти» всему «мусульманскому», в чем находит свое отражение более широкая западная дискуссия о «столкновении цивилизаций» [12]. Действительно, Пиа Кьерсгор и другие идеологи ДНП часто характеризуют взаимоотношения датчан (и в более широком смысле Запада) и «мусульман» именно как «столкновение цивилизаций» или «культуркамф» (борьбы культур). Более того, Пиа Кьерсгор готова идти еще дальше, заявляя: «Есть только одна цивилизация, и это - наша цивилизация» [13]. Кажется, она не знакома с широкой и нескончаемой дискуссией, которая ведется вокруг влияния на западную культуру средневекового мультикультурализма и ислама. Красноречивым примером такого невежества служит хотя бы ее заявление о том, что «арабы никогда не изучали Аристотеля» [14]. На самом же деле западные философы и богословы заново открыли Аристотеля в средние века именно благодаря тому, что существовали арабские и исламские толкования и переводы греческой философии [15].

Вся эта обильная критика строится на противопоставлении датских ценностей исламу с приписанными ему и его последователям характеристиками. Стоит отметить, что многие из этих высказываний принадлежат священнослужителям и богословам, из которых самым известным (или, скорее, печально известным под прозвищем «Черный пастор») является Сёрен Краруп, член парламента от ДНП,

который, как и ряд других церковников в партии, принадлежит к лютеранскому богословскому националистическому движению «Тидеверв», враждебного как исламу, так и идеологическому плюрализму. Краруп противопоставляет христианство исламу, сравнивая Христа и пророка Мухаммеда. «Между ними есть разница. Один говорит: «Царство Мое не от мира сего», а другой хочет покорить весь мир во имя Аллаха» [16]. Агрессия, подразумеваемая в этом утверждении, переносится на случаи преступности и насилия в повседневной и семейной жизни. Краруп утверждает, что «ислам дает право мужчине избивать жену и детей» [17]. Культура насилия в исламе, согласно Крарупу, эндемична и заложена с детства. Используя негативную информацию из других контекстов, он пишет: «Террор - это то, как (мусульманские) дети ведут себя ежедневно в школе» [18]. СМИ, отражающие взгляды ДНП, полны информации об актах террора, насилия и изнасилований со стороны взрослых мусульман.

Упоминания Крарупа о семейном насилии приводят нас к другой области предполагаемого конфликта между исламской и датской культурами - отношению мусульман к женщинам. В рабочей программе ДНП положение мусульманок описывается следующим образом: «им запрещено делать карьеру, их принуждают к браку ..., они подвергаются варварскому женскому обрезанию, уходящему корнями в средние века» [19]. Еще одно изображение мусульманского образа семейной жизни принадлежит члену Фолькетинга от социал-демократической партии Могенсу Камре, который, что неудивительно, впоследствии вступил в ряды ДНП: «Многие женщины-иммигрантки питаются неправильно, потому что их мужчины желают видеть своих женщин крупными и толстыми. Когда я вижу иммигрантов, мне кажется, что они делают деньги неприемлемым для меня способом. Они, скорее всего, преступники и носят слишком дорогую одежду, а их толстые жены рожают много детей» [20].

Также прибегая к риторическому способу увязки различных аспектов критики, Камре в своем обращении к Фолькетингу заявлял: «Есть прямая связь между ужасным насильником и человеком, который делает обрезание своей дочери, заставляет свою жену носить хиджаб и который из-за своего религиозного фанатизма врезается во Всемирный торговый центр» [21].

Но не только мусульманский мужчина угрожает Дании и всему Западу с его «отвращением к женщине» и «больной идеологией». Предполагается, что угроза исходит также и от самих мусульманских женщин. Пиа Кьерсгор в одной из своих газетных статей делает явно странное заявление: «Враг вер-

нулся в черных одеждах» [22]. Но если принять во внимание, что мусульманские женщины часто носят черные хиджабы, то заявление Кьерсгор о том, что происходит оккупация «без войны», и слова Камре о большом количестве мусульманских детей указывают на еще одну угрозу Дании: мусульмане заселят страну своим потомством и таким образом выиграют «войну». Эта связь становится очевидной при сопоставлении двух фотографий. На первой - атака на башни-близнецы, на второй - иммигрантка-мусульманка с новорожденным ребенком.

[23].

Угрозу исламского поглощения предсказывают и описывают разными способами. Так, например, Краруп называет ее «чумой» и «смертельной угрозой Западу», Лангбалль - «опасностью для любого общества»; мечети рассматриваются как исламские «плацдармы», утверждается, что внутри Дании мусульмане создали «секретную военную сеть» [24].

Действительно, военные аналогии, часто используемые по поводу пресловутого посягательства мусульман на датский образ жизни и суверенитет Дании, можно сравнить с тем, как ДНП рассматривает вторжение Германии в Данию во время Второй мировой войны. ДНП очень редко ссылается на Датскую национал-социалистическую [рабочую] партию межвоенного и военного периода, а также ее различные послевоенные реинкарнации. Эта партия была непопулярна во время оккупации Дании. Она набрала всего лишь 2,2% голосов во время свободных выборов, разрешенных немцами в 1942 г. Гораздо большее значение имеет тот факт, что ДНП делает особый акцент на другие аспекты немецкой оккупации, такие, как роль датского правительства, сдавшего страну без боя; факты сотрудничества датчан с оккупационными властями; прибыли, полученные датским бизнесом от немецких заказов; доносы датчан на антифашистов и бойцов Сопротивления, а также сексуальные связи датских женщин с немецкими солдатами.

Для объективной оценки этой картины необходимо учитывать существование и другой, героической модели датского сопротивления, к которому принадлежали некоторые пожилые сторонники ДНП или отцы членов партии. Имеется подробная информация и о жертвах нацистских преследований. Надо отметить, что количество попавших под немецкие репрессии участников таких групп, как, например, коммунисты или Свидетели Иеговы, было относительно небольшим. Также относительно небольшим было число репрессированных евреев - около 8000 чел. и бойцов Сопротивления - около 7000 чел. (примерно столько же, что и датчан, вступивших в Ваффен-СС). Кроме того, в 1943 г. 2000 датских полицейских, отказавшихся сотрудничать с оккупантами, были отправлены в концентрационные лагеря. Так что значение, которое придавалось датскому Сопротивлению после окончания войны, не было пропорционально численности его участников. Оно не способствовало ни увеличению представительства датчан на послевоенных конференциях, ни изменению имиджа Дании, за которой закрепилась репутация «ручной канарейки Гитлера» [25].

Это относится также и к самому известному акту Сопротивления датчан - спасению большинства датских евреев общей численностью примерно в 7000 чел. В октябре 1943 г. немцы начали подготовку к отсроченной депортации всех евреев Дании; эту отсрочку часто используют в качестве еще одного аргумента в защиту сотрудничества Дании с немцами. Предупрежденные заранее, евреи и датчане организовали отправку в Швецию всех евреев, кроме 600 человек. Однако число датчан, участвовавших

168

в Сопротивлении, было преувеличено. По текущим оценкам, их было самое большое несколько тысяч человек, однако и этого оказалось достаточно для того, чтобы скрасить военную летопись Дании.

Датская народная партия и ее сторонники не только прославляли героическое сопротивление предков, но и позиционировали себя в качестве их законных преемников в своем собственном «сопротивлении» новым захватчикам-мусульманам. Те же обвинения в попытках умиротворения и коллаборационизме, относившиеся к временам немецкой оккупации, теперь были направлены на нынешнее правительство и администрацию. Работодателей обвиняли в создании рабочих мест для иммигрантов, поскольку они якобы отнимали работу у датчан. При этом проводились прямые параллели, как на этих фотографиях, где мы видим, с одной стороны, немца с датчанкой (таких женщин называли фельтмадрассен - «подстилками»), с другой - иммигранта с датчанкой (прозвище то же).

[26].

Отметим также угрозу действий против «сотрудничавших» женщин двух поколений в последней паре фотографий. Представляют интерес и лингвистические термины, используемые для обозначения волонтеров и профессионалов, оказывающих помощь иммигрантам и беженцам: «индустрия добра», «попутчики», «дряблые гуманисты» [27].

Опыт и память о нацистской оккупации определили и ряд других особенностей риторики ДНП. Краруп и единомышленники сравнивали хиджаб - якобы символ репрессии женщин в исламе - со свастикой. Также Краруп сравнивал Коран с «Майн Кампф», имея в виду их якобы общую тоталитарную идеологию (хотя для соблюдения «пропорций» он добавил сюда и «Капитал» Маркса). В целом ДНП удалось избежать антисемитизма, хотя Краруп и другие иногда вторгались и на эту «нереспектабельную» территорию [28]. В истории Дании было сравнительно мало еврейских иммигрантов, и они, как правило, были хорошо интегрированы в датское общество и защищены гражданским правом. Явные антиеврейские настроения и погромы были относительно редкими событиями в истории Дании, и спасение евреев в 1943 г. стало главным примером датского сопротивления нацистской оккупации. Эта защита евреев сработала также и на послевоенную репутацию Дании и стала основной картой в сражении ДНП с исламом. Еврейские лидеры объявили ДНП просионистской, а Европейский еврейский конгресс исключил партию из своего списка праворадикальных и антисемитских организаций. Это был именно тот случай, когда «враг моего врага становится моим другом».

Сравнения ислама с историческим нацизмом проводились и относительно других ценностей. Так, утверждалось, что гомосексуалистов преследовали, заточали в тюрьмы или убивали как нацисты, так и исламисты. В противоположность этому Пиа Кьерсгор заявила, что «ДНП проявляет исключительную терпимость по отношению к гомосексуалистам» [29]. Луиза Фреверт, открытая лесбиянка, была членом Фолькетинга от ДНП с 2001по 2007 гг. Еще одним примером терпимости к нетрадиционному сексуальному поведению со стороны ДНП был тот факт, что та же Фреверт в течение указанного периода выступала одновременно и как порнозвезда под именем Лулу. В то же время Сорен Краруп в отличие от лидера своей партии открыто демонстрировал враждебность по отношению к гомосексуалистам, заявляя, что «СПИД был Божьим наказанием для них», и призывал к их принудительной регистрации [30]. Другой областью, где ДНП смогла расширить свою поддержку и в то же время бороться с исламом, было дело защиты животных. ДНП призывала к запрету продажи в Дании и в европейском Союзе халяльного мяса (притом, что эта политика вступала в противоречие с неприятием кошерного забоя животных). ДНП также боролась за прекращение исключения свинины из мясных блюд в школьных обедах и армейских пайках для мусульман, хотя это было связано, ско-

рее, с продвижением специфически датской кухни, чем с защитой животных [31].

Однако при всем этом партия могла быть осторожной, когда дело касалось связей с «нереспектабельными» организациями и их курсом. Как мы уже видели, ее отдельные члены не всегда придерживались партийной линии, а партийное руководство иногда допускало не совсем респектабельные взгляды и поступки, чтобы продемонстрировать как своему молодежному объединению, так и самой партии то, насколько далеко может зайти партийная толерантность. Но в случае необходимости партия могла исключить из своих рядов или приостановить членство тех лиц, которые отклонялись слишком далеко, особенно, если они демонстрировали пронацист-ские симпатии. Так произошло, например, с членами ДНП, которых изгнали из партии за присоединение к «нереспектабельному» Датскому Фронту, или с одним из партийных лидеров с злополучной фамилией Мортен Мессершмидт, который также был на какое-то время исключен из ее рядов. ДНП быстро и решительно дистанцировалась от фанатичного противника иммиграции Брейвика после устроенного им побоища молодых членов социал-демократической партии, в том числе мусульман, на летнем сборе в Норвегии. Пиа Кьерсгор в связи с этим заявила: «Какое, черт возьми, отношение имеет к нам Брейвик? Мы демократическая партия, которая решительно выступает против насилия, используемого в политических целях» [32].

Тем не менее, некоторые члены руководства ДНП сами нарушали национальное законодательство по борьбе с расизмом, но им удалось избежать серьезных последствий. Тот же Мессершмидт, а также Могенс Камре были приговорены к отбыванию срока в тюрьме, но исполнение их приговоров было приостановлено. Пиа Кьерсгор сама неоднократно представала перед судом по обвинению в расизме, но в 2007 г. она могла заявить: «Я десять раз обвинялась в расизме, но меня ни разу не признали виновной» [33]. Тем не менее, она проиграла дело о клевете в свой адрес по поводу нарушения антирасистского законодательства [34].

ДНП поддерживает связи с другими ультраправыми организациями. Так, например, такие видные деятели ДНП, как Серен Краруп и Джеспер Лангбаль, одно время были членами праворадикального крыла «Датской ассоциации». Журнал Ассоциации «Дан-скерн» хранится в публичных библиотеках и содержит «респектабельные» статьи по таким темам, как «франкфуртская школа» или текущая политика партии. Но в журнале также регулярно появляются оголтелые нападки на мусульман и иммигрантов из стран «третьего мира», а также статьи о прошлом и

настоящем антиисламских «героев», к которым причудливым образом причисляется Дракула и не столь причудливо - генерал Младич. Журнал также публиковал материалы, отрицающие резню в Сребренице. «Данскерн» является и рупором ДНП. В этом качестве он нападает на организации по оказанию помощи беженцам, проводит параллели между мусульманами и нацистами, а также публикует материалы о предполагаемом мусульманском насилии и преступности в Дании. Однако связи журнала и ДНП стали мишенью для нападок, и партия иногда оказывалась вынужденной в силу своего «респектабельного» статуса «приглушать некоторые сверхпротиворечивые идеи из арсенала «Датской ассоциации» [35].

К чему же призывают эти антимусульманские и «аналитические» статьи с точки зрения будущего, ожидающего мусульманских иммигрантов? Рецепты авторов статей сводятся к выбору между включением иммигрантов в датское общество и исключением из него, либо к комбинации этих двух вариантов. Под включением мы понимаем выработку какого-то временного соглашения между датским населением и иммигрантами на основе государственной политики и соответствующих конституционных норм. Проводимая ныне политика чревата негативными последствиями, и будущий курс представляется таким же. Развитие событий, вероятно, будет сопровождаться напряженными и весьма неоднозначными дебатами, например, о ношении хиджаба и изображениях пророка Мухаммеда в датских карикатурах. Как известно, последние стали причиной международных скандалов и актов насилия, в том числе и в отношении датчан. В любом случае члены ДНП считают взаимодействие с мусульманами невозможным. «Еще до 11 сентября ДНП заявила, что датские христианские и исламские пути несовместимы» [36]. События 11 сентября были использованы в качестве дополнительных доказательств насильственных намерений мусульман. Моген Камре заявил: «Мы не можем интегрировать их, так как они пришли не интегрироваться, а завоевывать новые территории» [37].

Альтернативная стратегия состоит в еще более жестких мерах неприятия, начиная с того, чтобы заставлять лиц, ищущих убежища, отправляться в Швецию; изгонять целые семьи, если один из их членов был осужден за преступления; еще больше ограничивать браки среди иммигрантов; предложить России принимать на работу осужденных мигрантов; и самое ужасное, что было предложено Партией прогресса, - ввести этнические чистки и концентрационные лагеря [38]. Какова конечная цель всего этого? Бывший лидер

170

Партии прогресса Могенс Глиструп выразился следующим образом: «Люди из мусульманских стран должны быть выброшены прочь, даже если они станут хорошими христианами. Такова реальность войны. Они наши смертельные враги. Это не вопрос индивидуальной справедливости; это вопрос военной операции» [39].

Это значит, что целью становится свободная от мусульман Дания и возврат к «старым добрым временам», назад к «счастливой гармоничной Дании» [40], т.е. «хугге». Это означает положить конец страхам, оправданным или нет, с помощью выдворения иммигрантов. Как заявила Пиа Кьерсгор, раньше «мы не боялись выходить одни на улицу. Теперь нам угрожают насильники и насилие» [41]. Возврат к «старым добрым временам» включает в себя также сведение к минимуму вмешательства со стороны ЕС, празднование всех датских национальных дней и традиционных праздников, а также обеды с любимыми фрикадельками, работу на садовых участках, просмотры сентиментальных любовных фильмов 1950-х гг. и пение старомодных хитов с названиями вроде «Дорогая бабуля» и «Три белых голубя».

Дэвид Традс формулирует идеи Пиа Кьерсгор просто: «Она всегда говорила одно и то же слово "Остановить!" Остановить иммиграцию. Остановить насилие. Остановить ЕС. Остановить перемены. Остановить время» [42].

Примечания:

1. См.: Southwell, P.; Lindgren, E. The rise of neo populist parties in Scandinavia: the case of Denmark // Review of European Studies. - 2013. - Online.

2. См.: Bale, T. Cinderella and her ugly sisters; the mainstream and extreme right in Europe's bipolarizing party system // West European Politics. - 2003. - Vol. 26, № 3. - P. 69.

3. См.: Stuerrent? Dansk Folkeparti / Ed. by A. Jessen. -Frydenlund, 2009. - passim.

4. См.: Trads, D. Danskerne Forst: en historie om Dansk Folkeparti. - Copenhagen, 2002. - P. 127.

5. Danske Folkeparti // Wikipedia. - URL https:// da.wikipedia.org/wiki/Dansk_Folkeparti.

6. Islam in Denmark // Widikepia. - URL https:// en.wikipedia.org/wiki/Islam_in_Denmark.

7. Pear Research Centre. Factbook. - 2016.

8. Danske Folkeparti. Party Manifesto. - 2002/7. (online).

9. Speech in Folketing. October. 1997.

10. Danske Folkeparti. Party Manifesto...

11. World Happiness report. UN Sustainable Development Report. - 2013.

12. The clash of civilizations. The Debate / Ed. G. Rose (Foreign Affairs Books, US). - New York, 1999.

13. Stuerrent? ... - P. 36.

14. Ibidem.

15. Pascau, R. The Islamic philosopher who gave us modern philosophy. Humanities. - 2011. - Nov / Dec. - № 6; Shayagan, Y. The transmission of Greek philosophy into the Islamic world // History of Islamic philosophy / Eds. by N. Nasr and O. Leamann. -London, 2011.

16. Krarup, S. // Jylandsposten. - 2006. Feb. 23.

17. Krarup, S. // Politiken. - 2003. Nov. 13.

18. Krarup, S. // Tidehverv. - 2005. - P. 112.

19. Danske Folkeparti, Ligestillingspolitik, Arbejdsprogram. - Charlottenburg, 2009.

20. Explaining the emergence of Radical Right Wing Populist Parties: The case of Denmark / Quoted, Transl. from G. Andersen, 2004 (no reference) by J. Rydgren // West European Politics. - 2004. - Vol. 27, № 3. -P. 294.

21. Camre, M. // Folketing. - 2001. Nov. 9.

22. Kjaersgaard, P. // Ekstrablade. - 1997. May 5.

23. Photo / copyright.

24. Krarup, S. Nyheds Avisen, 23.4.2007, Langballe, Information, Trads. - P. 63.

25. «Ручная канарейка Гитлера» - детский роман Сэнди Токсвиг (Random House, 2005). Это выражение своим происхождением обязано Черчиллю, который во время войны пренебрежительно назвал Данию «канарейкой убийц-садистов». Роман отчасти отражает представление о том, что сопротивление датчан нацистам было незначительным. Однако этот взгляд контрастирует с точкой зрения английского историка Дэвида Лампе, книга которого под названием «Яростная канарейка Гитлера» была опубликована в 1957 г. и переиздана в 2010 г. со вступительным словом посла Дании. Читатели этой статьи, возможно, захотят ознакомиться с обеими книгами.

26. Photos - note / copyright.

27. Rydgren, J. Op. cit. - P. 487.

28. Wagner, Th. The Lutheran Church and the Jews 19181945 // Anti-Semitism, Christian ambivalence and the Holocaust / Ed. K. Spicer. - Indiana, 2007. - P. 4-5.

29. Kjaersgaard, P. // Copenhagen Post. - 2013. Jul. 20. (online).

30. Larsen, R.E. // Debat. - 2010. Jul. 21.

31. Meret, S. Pork meatballs - Denmark's latest bulwark against migrants // Open Democracy. - 2010. Jan. 28.

32. B.T. - 2009. Jul. 7.

33. Avisen. - 2007. Apr. 3.

34. Copenhagen Post. - 2003. Jun. 20.

35. Rydgren, J. Op. cit. - P. 483.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

36. Hervik, P. The annoying difference: The emergence of Danish neo racialism, neo-racism and populism in the post 89 world. - New York. P. 283.

37. Stuerent? ... - P. 96.

38. Rydgren, J. Op. cit. - P. 486.

39. Ibidem.

40. Editorial // Ekstrabladet. - 2009. Aug. 22.

41. Trads, D. Op. cit. - P. 12.

42. Ibid. - P. 15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.