Научная статья на тему 'Дания'

Дания Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
506
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Современная Европа
Scopus
ВАК
ESCI
Ключевые слова
ДАНИЯ / ПОЛИТИКА ИНТЕГРАЦИИ МИГРАНТОВ / ИНТЕГРАЦИОННЫЙ АКТ / ДАТСКАЯ НАРОДНАЯ ПАРТИЯ / ИММИГРАЦИОННЫЙ КРИЗИС В ЕС

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Бабынина Людмила Олеговна

В статье рассматриваются проблемы и правила интеграции иммигрантов в датское общество, а также действия праволиберального правительства Дании в условиях иммиграционного кризиса в ЕС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дания»

УДК 323; 325; 329; 32.019.5 Людмила БАБЫНИНА

ДАНИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы и правила интеграции иммигрантов в датское общество, а также действия праволиберального правительства Дании в условиях иммиграционного кризиса в ЕС.

Ключевые слова: Дания, политика интеграции мигрантов, Интеграционный акт, Датская народная партия, иммиграционный кризис в ЕС.

В свете актуальных иммиграционных проблем положение Дании в рамках ЕС уникально. Согласно прописанным в основополагающем договоре положениям, страна не участвует в сотрудничестве в сфере юстиции и внутренних дел на уровне ЕС, но при этом входит в Шенгенскую зону и не имеет паспортного контроля на своих внешних границах. Она не обязана выполнять законы и рекомендации Евросоюза в рамках иммиграционной политики, что привело к реализации более жёсткой, чем у большинства государств ЕС национальной иммиграционной политики.

В 2013 г. иммигранты и их потомки составляли 10,7% населения, из них более 50% были неевропейского происхождения. Для считавшегося ранее абсолютно гомогенным датского общества этот показатель довольно велик. Следует отметить, что почти 30% иммигрантов проживает в больших городах, таких как Копенгаген и Орхус.

В 1999 г. датское правительство приняло Интеграционной акт, который регулирует нормы интеграции для приезжающих в Данию и желающих получить вид на жительство и гражданство. В 2013 г. в документ были внесены поправки, ужесточающие существовавшие правила. Согласно акту, иммигрант, беженец или приехавшие по программе воссоединения семей получают набор социальных гарантий, но обязаны пройти трёхгодичную интеграционную программу, которую ему предлагает муниципалитет.

До 2011 г. в Дании функционировало министерство по делам беженцев, иммиграции и интеграции, однако пришедшее к власти левоцентристское правительство во главе с социал-демократами закрыло его, а соответствующие функции были распределены между несколькими министерствами и ведомствами. Непосредственно за реализацию интеграционных программ, согласно Интеграционному акту, отвечают муниципалитеты. Успешное прохождение интеграционной программы - основное условие для получения вида на жительство. В программу включено изучение датского языка, истории и культуры Дании, правил социального поведения, профессиональная подготовка. При этом для каждого претендента разрабатываются индивидуальные планы.

© Бабынина Людмила Олеговна - кандидат политических наук, руководитель Центра политической интеграции, в.н.с. Института Европы РАИ. Доцент ФМП МГУ им. М.В. Ломоносова. Адрес: 125009, Россия, Москва, Моховая ул., 11-3. Е-таИ: [email protected] БОТ: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope22016120122

Иммигрант, беженец или приехавшие по программе воссоединения семей обязаны подписать Интеграционный контракт и Декларацию об интеграции и активном гражданстве. В последней подписант обязуется соблюдать датские законы, уважать демократические принципы и тендерное равенство, учить датский язык, признать свободу слова и вероисповедания. Тем самым государство принуждает иммигрантов признавать универсальные и либеральные ценности Датского Королевства. Датская общественная жизнь может быть охарактеризована как либеральная, эгалитарная и секуляризованная. Гражданам, исповедующих ислам, принять такой набор ценностей бывает сложно.

Для иммигрантов, приезжающих работать по "Зелёной карте", членов их семей, студентов, супругов из других стран ЕС установлены другие правила. В добровольном порядке они могут пройти предлагаемые муниципалитетами вводные курсы.

Для получения вида на жительство иммигрант, беженец или приехавшие по программе воссоединения семей обязаны сдать тест на знание датского языка, истории Дании, правил повседневной жизни, а главное разделять фундаментальные ценности и нормы датского общества.

Для получения гражданства иммигрантам необходимо вначале получить временное разрешение на жительство, затем постоянное разрешение и только потом, при выполнении ряда условий, можно претендовать на получение датского гражданства.

Для получения статуса резидента в последние годы был увеличен срок постоянного проживания в стране, повышена сложность экзаменов на знание датского языка (с Ьаш8Ь3 до Баш8Ь2), а также знание истории, культуры и социальных норм Дании, ужесточены требования к социализации и возможности самообеспечения (наличие постоянной работы или источника дохода) к претендентам. Доминирующим фактором для получения гражданства или возможности воссоединения семей стало наличие стабильной работы и отчисление социальных взносов.

Согласно датской Конституции, получить гражданство возможно два раза в год -в апреле и октябре. Ужесточение правил может привести к тому, что около 2 тыс. претендентов, уже подавших документы, не смогут получить гражданство, т.к. их требования отвечают старым, а не новым критериям.

В декабре 2014 г. принят давно обсуждавшийся закон о возможности двойного гражданства. Ранее человек, получающий датское гражданство, был обязан отказаться от гражданства по рождению.

До начала 2000-х гг. иммиграционная проблема не находилась в центре внимания избирательных кампаний в Дании. Однако с конца 1990-х гг. праворадикальная Народная партия Дании (НПД) стала играть активную роль в датской политике, в начале XXI века она несколько раз входила в правительственную коалицию, в остальное время была влиятельной оппозиционной силой. В отношении иммиграции, особенно мусульманской (особенно после скандала с карикатурой на Пророка и последовавших за ним терактов) НПД занимает жёсткую рестриктивную позицию. Активное вовлечение НПД в политический процесс способствует актуализации иммиграционной тематики вне зависимости от настоящего кризиса.

Правительства, возглавляемые социал-демократами, в последние десятилетия старались снизить накал дискуссии о проблемах иммиграции. Тем не менее именно при социал-демократическом правительстве были приняты поправки, ужесточающие Интеграционный акт1.

1 Либеральная партия Веистре в ходе предвыборной кампании резко критиковала социал-демократов за относительно мягкую иммиграционную политику, предлагая её ужесточить.

На всеобщих выборах в июне 2015 г. НДП заняла второе место, получив 21,1% голосов и 37 мест в парламенте. По итогам выборов было сформировано правоцентристское правительство меньшинства, руководимое либеральной партией Венстре. НДП в коалицию не вошла, но активно поддерживает её ограничительные меры в сфере иммиграции. Одним из первых знаковых шагов нового правительства стало размещение рекламного объявления в ливанских газетах о жёстких иммиграционных правилах в Дании. Одновременно на первые полгода работы правительства пришёлся пик иммиграционного кризиса, когда через Данию, имеющую более жёсткие требования к предоставлению убежища, шли претенденты на получение такового из Германии в Швецию (обе страны были либеральны в этом отношении). В результате Дания ввела паспортный контроль на границе с Германией, а Швеция - на границе с Данией. Для жителей Копенгагена и Мальмё это стало большой проблемой, т.к. многие граждане двух стран живут и работают по разные стороны пролива Эресунн.

В попытке ограничить иммиграционный поток в страну либеральное правительство инициировало закон об изъятии ценностей у претендентов на убежище в размере 10 тыс. датских крон (1340 евро) для покрытия части расходов на их содержание, обустройство и обучение. Закон вызвал резкую критику правозащитных организаций и части депутатов Фолькетинга. Несколько видных членов парламента вышли из партии Венстре, предложившей законопроект. Тем не менее в январе 2016 г. закон был одобрен и введён в действие.

В настоящее время, согласно опросам общественного мнения, около 70% датчан полагают, что проблема иммиграции - одна из наиболее важных для страны.

Список литературы / References

Consolidation Act on Integration of Aliens in Denmark No. 839 of 5 September 2005 of the Dansih Ministry of Refugee, Immigration and Integration Affairs. [Online], available at: https://www.nyidanmark.dk/NR/rdonlyres/105C4108-2914-4BCB-B5CE-5023B5EF62F7/0/act_on_integration_2005.pdf

Consolidation Aliens Act No. 863 of June 25th 2013. [Online], available at: https://www.nyidanmark.dk/NR/rdonlyres/2A42ECC8-1CF5-4A8A-89AC-8D3D75EF3E17/0/aliens_consolidation_act_863_250613.pdf

EurActiv.com 8.09.2015. [Online], available at: http://www.euractiv.com/section/justice-home-affairs/news/denmark-advertises-how-bad-the-country-is-to-refugees/

EurActiv.com 20.01.2016. [Online], available at: http://www.euractiv.com/section/justice-home-affairs/news/denmark-and-sweden-report-drop-in-asylum-applications/

EurActiv.com 21.01.2016. [Online], available at: http://www.euractiv.com/section/justice-home-affairs/news/under-fire-denmark-stands-firm-on-migrant-bill/

EurActiv.com 26.01.2016. [Online], available at: http://www.euractiv.com/section/justice-home-affairs/news/despite-condemnations-denmark-passes-controversial-jewellery-law/

Hedetoft U. Denmark: Integrating Immigrants into a Homogeneous Welfare State. Migration Police Institute Europe, Brussels. [Online], available at: http://www.migrationpolicy.org/article/denmark-integrating-immigrants-homogeneous-welfare-state

Jergensen M.B. (2014), Decentralising Immigrant Integration: Denmark's Mainstreaming Initiatives in Employment, Education, and Social Affairs, Migration Police Institute Europe, Brussels.

Mouritsen P., Hovmark Jensen Ch. (2014), Integration Policies in Denmark, INTERACT RR 2014/06, Robert Schuman Centre for Advanced Studies, San Domenico di Fiesole (FI): European University Institute.

Pettersen S. V. and 0stby L. (2013), Immigrants in Norway, Sweden and Denmark, Statistics Norway. [Online], available at: https://www.ssb.no/en/befolkning/artikler-og-

publikasjoner/_attachment/204333?_ts=1497ab86428

Denmark

Author. Babynina L.O., PhD in Political Science, Head of the Center for Political Integration studies, Institute of Europe RAS. Docent at the Faculty of the World Politics Lomonosov Moscow State University. Address: 11-3, Mokhovaya Str., Moscow, Russia, 125009. E-mail: [email protected]

Abstract. The article is dedicated to the analysis of problems and norms of immigrants integration in the Denmark society, and to steps the right-liberal Danish government takes in the condition of the EU immigration crisis.

Key words: Denmark, integration policy, immigrants, Integration Act, Danish People's Party, immigration crisis in the EU.

УДК 323; 325; 329; 32.019.5 Владимир ШВЕЙЦЕР

НИДЕРЛАНДЫ

Аннотация. В статье анализируется политика Нидерландов в отношении беженцев в конце 2015 - начале 2016 г. Оцениваются позиции различных политических партий и опросов общественного мнения. Даётся сопоставительный анализ проектов нидерландского правительства и возможности их реализации.

Ключевые слова: Нидерланды, Европейский Союз, беженцы, иммиграция, политические партии.

Нидерланды, став с 1 января 2016 г. сроком на полгода страной-председателем Совета Евросоюза, объявили преодоление иммиграционного кризиса главным приоритетом своей политики. По словам голландского премьер-министра либерала М. Рютте, необходимы "быстрые совместные решения, - предпочтительно на европейском уровне, - чтобы честно разделить ответственность и более честно распределить потоки беженцев". По его словам, "Нидерланды не собираются организовывать дискуссию о том, что лучше - общеевропейская или национальная охрана границ". Официальные представители государства поддержали ранее высказанную в ЕС идею продления после 26 мая 2016 г. уже введённого рядом стран усиленного пограничного контроля вне временных рамок, зафиксированных Шенгенскими соглашениями.

Ещё в ноябре прошлого года голландские власти зондировали с рядом членов ЕС (Бельгия, Люксембург, Германия, Австрия) тему создания мини-шенгенской зоны, где внешние границы будут охраняться, а внутри неё, для противодействия нелегалам, будет введён паспортный контроль. Отметим и ещё один поисковый

© Швейцер Владимир Яковлевич - доктор исторических наук, главный научный сотрудник, заместитель председателя научного совета "Партийно-политические системы XXI века", Институт Европы РАН. Адрес: 125009, Россия, Москва, Моховая ул. 11-3. E-mail: [email protected] DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope22016123125

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.