Научная статья на тему 'УЛИЧНЫЕ ШУМЫ МОСКВЫ И ИХ ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА'

УЛИЧНЫЕ ШУМЫ МОСКВЫ И ИХ ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА Текст научной статьи по специальности «Медицинские технологии»

CC BY
29
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

During the last few years street noises in Moscow have greatly increased in intensity. As there are no records of measurements of their intensity it is difficult to carry out any control measures and quite impossible to make a hygienic evaluation. Lately, street noises have been recorded in 50 streets of Moscow. The author points out main measures for decreasing street noises.

Текст научной работы на тему «УЛИЧНЫЕ ШУМЫ МОСКВЫ И ИХ ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА»

УЛИЧНЫЕ ШУМЫ МОСКВЫ И ИХ ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА

Инженер Г. Л. Осипов

Из Научно-исследовательского института строительной физики и ограждающих конструкций Академии строительства и архитектуры СССР

Одним из основных постоянно действующих источников шума в больших городах является уличный шум.

Шум от уличного движения может вредно отражаться на здоровье и работоспособности людей и часто мешает их нормальному отдыху. Длительное воздействие шума на организм человека может повести к нарушению остроты зрения, ритма дыхания и сердца, к ускорению процесса утомления, ослаблению внимания и замедлению психической реакции. Вредные воздействия шума на организм человека хорошо известны, но количественная сторона этого воздействия мало изучена. Особенно это относится к шумам, имеющим малые уровни интенсивности.

В целях организации борьбы с шумами и исследования физиологического воздействия их на человека становится необходимым получение объективных данных о физических характеристиках уличных шумов. Эти данные могут быть получены путем соответствующих измерений уличных шумов. В 1934—1935 гг. проф. С. П. Алексеевым производились измерения уличных шумов при помощи субъективного шумо-мера, а в 1945—1946 гг. при помощи объективного шумомера. Результаты в том и в другом случае получены в единицах уровня громкости— в фонах.

Использовать эти данные в настоящее время нельзя по двум причинам. Во-первых, измерения шумов, имеющих широкий спектр, на криволинейных частотах характеристик объективного шумомера в единицах громкости (фонах) не отражают полностью субъективного восприятия шума человеком (при измерениях возможны ошибки до 20 фонов). Во-вторых, за последние 10 лет уровень уличных шумов значительно возрос вследствие увеличения интенсивности уличного движения и использования средств транспорта большей мощности.

Ввиду указанного лабораторией акустики Академии строительства и архитектуры СССР в июне—августе 1956 г. были проведены натурные измерения уличных шумов Москвы. Проведенные работы не ставили своей задачей установление влияния всех факторов на величину уровней уличных шумов, а преследовали лишь цель установить фактические величины уличных шумов Москвы и разработать первоочередные мероприятия по их уменьшению. В статье делается попытка дать гигиеническую оценку допускаемых спектров уличного шума.

Измерения величин уровней интенсивности уличного шума проводились на прямолинейной частотной характеристике шумомера фирмы «Оа\уе» в децибелах. В целях сравнения с данными, полученными С. П. Алексеевым в 1940 г., приво.шлись также измерения на криволинейных частотных характеристиках шумомера в фонах.

При измерениях регистрировались уровни интенсивности шума, производимого отдельными видами транспорта, и их фонической сигнализации. Для них выводились средние значения (среднее арифметическое из 25—30 измерений).

Для получения данных о шумовом режиме города были отобраны 50 площадей, улиц и переулков, на которых в течение суток проводилось 10 наблюдений в среднем через 2'/2 часа. Измерения проводились на кромке тротуара, т. е. в 5—7 см от линии движения транспорта. При каждом наблюдении в течение 7—10 минут регистрировались максимальные и минимальные уровни интенсивности уличного шума (в дб). Таким образом, в результате измерений для каждого пункта наблюдений получалось 10 значений максимальных и 10 значений минимальных уровней интенсивности, характеризующих величину уличного шума в данном пункте. Из полученных 20 цифр вычислялось среднеарифметическое значение уровня интенсивности уличного шума за сутки. Для обоснования достаточности количества измерений для отдельных пунктов вычислялись методами статистики средние ошибки измерений. Величина их не превышала 1-3 дб.

Для получения частотных характеристик уличных шумов с помощью анализатора фирмы «Оа\уе» с фильтрами с постоянной относительной шириной пропускания, равной 3%, снимались спектры шумов для различных уровней интенсивности шума.

В результате проведенных измерений были получены данные об интенсивности шума отдельных видов городского транспорта (табл. 1).

Таблица 1

Средний

уровень

Вид транспорта интенсивности шума в дб>

Трамвай ....... 90

Грузовые автомобили . 90

5-тонные самосвалы МАЗ 95

Автобусы....... 85

Легковые автомобили . . 76

Мотоциклы ..... 86

Троллейбусы ..... 76 •

Фоническая сигнализация

транспорта ..... 80—90

Мусороуборочные маши-

ны во время загрузки 83

мусора . .

1 Полученные цифры относятся к шуму, производимому транспортными единицами во время движения со включенной скоростью.

Как видно из данных табл. 1, наиболее шумными видами транспорта являются трамвай и грузовые автомашины, наименее шумными легковые автомашины и троллейбусы. Для сравнения можно привести данные, полученные Ф. Зеленым (Научно-исследовательский институт теплотехники) об уровнях шума средств транспорта Чехословакии (Прага). Уровень шума имеет величину для трамваев 76—91, троллейбусов — 82—88, легковых автомобилей 76—88, мотоциклов 86—92 и грузовых автомобилей 88—90 дб.

Данные, приведенные в табл. 2, показывают, что средние уровни интенсивности в ночное время в среднем на 10 дб меньше дневных. Минимальный разрыв в величинах средних уровней в дневное и ночное время составляет 3—5 дб и наблюдается на улицах и площадях со значительным движением транспорта в ночное время.

Приведенные в табл. 3 средние уровни интенсивности уличного шума в различ-

Таблица 2

Средние уровни интенсивности уличного шума в дневной и ночной период

Наименование улицы, площади . или переулка

Средний уровень интенсив ностн в дб

с 22 до 8 час.

Спасоналивковский пер Новокузнецкий 1 пер. 3-я Миусская ул. . . Б. Якиманка ул. . • Старомснетный пер. . Барашевский пер.

Арбат ул......

Пл. Павелецкого вокзала . ... Ул. Чернышевского . Новокузнецкая ул. . Ул. Осипенко . Пл. Свердлова . . . Арбатская пл. . Б. Полянка ул. . Ул. Горького . Добрынинская ул. . . 6-я ул. Октябрьского

поля.....

Ул. Кирова .... Охотный ряд . Пл. Пушкина . Тверской бульвар . . Балчуг у Чугунного

моста.....

Чистые пруды . . . Покровские ворота . Покровский бульзар Ново-Песчаная ул. . Кировские ворота Трубная площадь Пл. Белорусского вокзала .......

Б. Калужская ул. . Калужская пл. Добрынинская пл. . . Ул. Чкалова у Таганской пл.......

Пл. Курского вокзала Пл. Восстания .... Комсомольская пл. . . Красные ворота . Устьинский проезд . . Б. Ордынка ул. . Ленинградское шоссе Пл. Маяковского . . . Ул. Чкалова у Курского

вокзала .....

Таганская пл. . . . Подгорская наб. . . . Можайское' шоссе Смоленская пл. . Садово-Черногряз-

ская ул......

Садово-Сухарсвская ул. Центр Калужской пл.

с 8 до 22 час.

58 67

65 71

68 75

71 76

67 77

63 77

73 78

71 78

72 79

70 79

69 79

76 79

70 80

67 81

76 81

73 81

65 82

73 82

76 82

80 82

72 82

77 82

66 83

71 84

73 84

71 83

72 84

72 85

75 86

75 86

77 86

74 87

80 87

78 87

82 86

77 86

76 -87

74 86

77 87

82 88

80 89

84 89

80 89

73 89

80 89

85 89

81 89

78 90

77 91

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 3

Средние уровни интенсивности уличного шума за сутки

Уровень интенсивности в дб

■Наименование улицы, площади средний мини- средний средний макси-

или переулка мальный за мальный за

сутки за сутки сутки

■Спасоналивковский пер. 1 58 62 65

Новокузнецкий 1 пер. 62 67 70

Барашевский пер. . 59 70 79

Старомонетный пер. • 63 72 81

3-я Миусская ул. . . . 65 73 79

Б. Якиманка ул. . . . 67 74 83

Ул. Осипенко .... . 66 74 82

Б. Полянка ул. . . . 66 74 81

Новокузнецкая ул. . . 63 74 85

Пл. Павелецкого вок-

зала ....... 64 73 84

Арбатская пл..... 68 73 82

Чистые пруды .... 66 73 83

6-я ул. Октябрьского

поля....... 67 74 83

Ул. Чернышевского . . 66 75 85

Пушкинская пл. . . . 69 75 87

Арбат ул........ 66 78 86

Тверской бульвар .... 69 77 88

Б. Ордынка ул. . . . 66 77 89

Добрынинская ул. . . . 68 76 87

Пл. Свердлова..... 70 78 87

Кировские ворота . . . 68 79 88

Трубная пл....... 70 79 89

Покровские ворота . . . 68 79 87

Комсомольская пл. . . . 68 79 89

Охотный ряд...... 71 79 89

Покровский бульвар . . 70 79 90

Ул. Горького..... 72 81 88

Балчуг у Чугунного 70

моста...... 81 88

Подгорская наб..... 72 81 92

Устьинский проезд . . 73 81 89

Ул. Кирова..... 69 80 90

Пл. Белорусского вок-

зала ....... 72 80 90

Ново-Песчаная ул. . . 71 80 92

Добрынинская ул. . . 73 82 91

Красносельская ул. . . 72 С2 91

Калужская пл..... 73 82 93

Б. Калужская ул. . 72 82 90

Красные ворота . 73 82 92

Пл. Курского вокзала 75 83 95

Центр Калужской пло-

щади ...... 73 83 97

Таганская площадь . 74 85 97

Ул. Чкалова у Таган-

ской пл...... 73 84 94

Ул. Чкалова у Курско-

го вокзала ..... 72 85 93

Садово-Сухаревская ул. 74 84 93

Пл. Маяковского . . . 73 84 96

Пл. Восстания .... 76 86 95

Садово-Черногрязская 73 87 95

Можайское шоссе . . . 75 87 96 95 97 1

Ленинградское шоссе 75 87

«Смоленская пл. . . . 78 88

ных пунктах Москвы за сутки лежат в диапазоне 62—88 дб. Максимальные колебания от средних уровней составляют 8—10 дб.

Сравнивая данные о наибольших максимальных и наименьших минимальных уровнях громкости уличных шумов в фонах в течение дня, полученных С. П. Алексеевым в 1945—1946 гг. и Академией строительства и ар>;итсктуры СССР в 1956 г., можно отметить, что за период с 1946 по 1956 г. уровни громкости шумов значительно увеличились. Из-за роста интенсивности уличного движения и применения средств транспорта большой мощности произошла нивелировка уровней громкостей

Рис. 1. Спектры уличных шумов Москвы (фильтры с относительной шириной

пропускания, равной 3%).

шумов с 1946 г. за счет увеличения уровней громкости на ранее тихих улицах и переулках. Максимальные уровни громкости шумов в среднем возросли на 12—14 фонов, минимальные — на 5 фонов.

Как видно из рис. 1, спектры уличных шумов при разных общих уровнях интенсивности имеют одинаковый характер. В среднем максимальные частоты составляющей располагаются на 15—17 дб ниже соответствующего им общего уровня интенсивности шума, измеренного шумомером. Максимальные составляющие лежат в диапазоне 100 — 450 гц. При более высоких частотах происходит значительное их уменьшение.

На основе полученных данных стало возможным установить три градации улиц Москвы по степени шумности (табл. 4).

На рис. 2 показаны пересчитанные в октавные полосы спектры уличного шума, отнесенные к общим уровням 85, 78 и 68 дб. Полученные спектры могут быть приняты за расчетные при определении требуемой звукоизоляции.

частота (в гц)

Для выяснения распространения шума от уличного движения по высоте зданий был проведен ряд натурных наблюдений. Проводились измерения шумомером величин уровней интенсивности уличного шума

Таблица 4

Средний

уровень

Группа улиц ишенсмипо-

сти (в дб)

Магистральные общегородские 85

Магистральные районные . 78

Местного движения..... 68

в открытых окнах квартир, расположенных на различных этажах высотного здания на площади Восстания и на Подгорской набережной. Как показали данные измерений, уровни интенсивности уличных шумов мало изменяются по высоте зданий. Аналогичные результаты были получены П. И. Леушиным в Ленинграде и С. П. Алексеевым в Москве. Отсюда может быть сделан еывод о важности наличия мероприятий по изоляции от уличных шумов как в нижних, так и в верхних этажах зданий.

Интересные результаты были получены из измерений уличных шумов после запрещения сигнализации транспорта. Как показали измерения, запрещение сигнализации транспорта повлекло за собой снижение средних уровней интенсивности уличного шума на 3—5 дб только на улицах, где движение грузового транс-

Примечания. 1. Приведенные данные, касающиеся районных и общегородских магистралей, не зависят от наличия или отсутствия на них трамвайного движения.

2. Общегородские магистрали без грузового движения должны быть отнесены ко второй группе улиц.

порта отсутствует. Хотя на улицах с движением грузового транспорта практически общие средние уровни интенсивности уличного шума на уменьшились, необходимо учитывать, что в сигналах транспорта преобладали звуки средних и высоких частот, т. е. частот, оказывающих наиболее неприятное воздействие на человека. Поэтому следует считать, что запрещение сигналов транспорта является вполне рациональным мероприятием.

^ 80 ч»

75

| 65 1

•а ^

-»- Частота ( в гц)

Рис. 2. Спектры уличных шумов для уровней

полосах).

85,

78, 68 дб (в октавных

Произведенные в 1954—1955 гг. лабораторией акустики Академии ■строительства и архитектуры СССР и Московским научно-исследова-гельским институтом санитарии и гигиены имени Эрисмана Министерства здравоохранения РСФСР измерения уровней шумов, проникающих в здания школ от уличного транспорта, и дополнительно в 1956 г. измерения этого же института уровней шумов от тех же источников в зданиях ряда больниц показали, что в зданиях школ и больниц, расположенных на магистральных улицах и на улицах с движением грузового транспорта, проникающий с улицы шум даже при закрытых окнах достигает значительной величины (уровень 50—60 дб) и создает неприятные и беспокоящие помехи.

Допускаемые спектры уличных шумов с точки зрения гигиенических требований не установлены как у нас, так и за рубежом.

Уличные шумы являются серьезной помехой для жителей.

Исходя из полученных данных, в проекте новой инструкции по звукоизоляции в зданиях, разработанной Академией строительства и архитектуры СССР, Строительно-архитектурно-конструкторским бюро Архитектурно-планировочного управления Москвы и Центральным научно-исследовательским институтом промышленных сооружений, предлагается обязать предприятия, изготовляющие средства городского транспорта, добиваться уменьшения их шумности с тем, чтобы уровень шума при движении транспорта (одна машина") на расстоянии 7—10 м от источника шума не превышал: а) для трамваев, грузовых машин и мотоциклов — 75 дб, б) для автобусов, троллейбусов и легковых машин — 70 дб.

Тем самым общие спектры шума, имеющие место на улицах Москвы, будут снижены в среднем на 15 дб, что позволит создать более благоприятные условия для работы и отдыха трудящихся.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как показывают результаты проведенных исследований, уличные шумы Москвы достигают большой величины и являются значительными помехами для жителей города. Отсюда следует, что необходимо провести ряд технических и административных мер по уменьшению уличных шумов.

Первоочередными мероприятиями по снижению уровней звукового давления уличных шумов следует считать:

1. Принятие норм допускаемых уровней звукового давления уличного шума (или соответствующих спектров шума), что заставит соответствующие организации принять меры по уменьшению уличных шумов.

2. Создание новых типов глушителей, которые должны значительно уменьшить шумность грузовых и легковых машин, автобусов и мотоциклов.

3. Запрещение использования в черте города дизельных грузовых машин повышенной грузоподъемности (в ночное время).

4. Интенсивное озеленение магистральных общегородских и районных улиц деревьями с густыми кронами (высотой 5—7 м), что понижает уровни интенсивности уличных шумов в теплое время года на 6—8 дб.

5. Максимальное сокращение трамвайного движения.

6. Крепление трамвайных и троллейбусных проводов к зданиям должно осуществляться с помощью специальных амортизаторов.

Использование всех рекомендованных мероприятий позволит значительно снизить величину уличных шумов и будет способствовать созданию наилучших санитарно-гигиенических условий для работы и отдыха трудящихся.

Поступил» 10/Х 1959 г.

MOSCOW STREET NOISES AND THEIR HYGIENIC EVALUATION

G. L. Osipov, engineer

During the last few years street noises in Moscow have greatly increased in intensity. As there are no records of measurements of their intensity it is difficult to carry •out any control measures and quite impossible to make a hygienic evaluation. Lately, street noises have been recorded in 50 streets of Moscow.

The author points out main measures for decreasing street noises.

it it it

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТКАНЕЙ ОДЕЖДЫ

ЛЫЖНИКОВ '

Член-корреспондент АМН СССР А. А. Минх, проф. Ю. В. Вадковская и кандидат медицинских наук А.-А. Миронова

Из Центрального института физкультуры и Института общей н коммунальной гигиены

АМН СССР

Рациональный выбор костюма при занятиях физической культурой и спортом имеет большое практическое значение. Это особенно важно в тех видах спорта, занятия которыми проводятся при низкой температуре воздуха, связаны с возможностью простудных заболеваний и в то же время требуют хороших условий для отдачи тепла. К числу таких видов спорта относится ходьба на лыжах. Обычная одежда в этом случае мало пригодна. Она не обеспечивает необходимых условий теплоотдачи, быстро намокает, неудобна по покрою и т. д.

В настоящее время выпускаются различные образцы лыжных костюмов, получившие широкое распространение. Однако с гигиенической стороны они не изучены. Некоторые указания на этот счет встречаются в руководствах В. В. Гориневского, Л. В. Геркана, Н. А. Бункина, Ф. Лорентца, относящихся к 20-м годам текущего столетия. Ими даются указания в отношении покроя одежды, но мало уделяется внимания выбору тканей. Несколько подробнее вопрос об одежде лыжника освещен в работах А. А. Минха и Я. М. Богданова, В. А. Волжинского, Ю. В. Вадковской, Ф. Г. Кроткова и др. Учитывая эти работы и практический опыт лыжников, к одежде следует предъявлять следующие требования: она должна быть легкой, свободной, не стеснять движений, достаточно защищать от холода, но не быть слишком теплой, не задерживать испарения пота и соответствовать характеру проводимой работы (прогулка, спортивная тренировка и т. д.). В качестве материалов для верхней одежды рекомендуются ткани, обладающие малой теплопроводностью, хорошей воздухопроницаемостью и паропроницаемостью, малой намокаемостью от тающего снега и способностью быстро высыхать, достаточной гибкостью и в необходимых случаях — ветрозащит-ностью. Некоторые авторы рекомендуют изготовлять костюм из различных тканей: на груди, которая подвергается действию встречного ветра и быстрее охлаждается, должны быть ткани, обладающие большой тепло- и ветрозащитной способностью, а на спине — большой воздухопроницаемостью для лучшего обеспечения испарения пота. Требования к белью разработаны недостаточно, между тем как от него значительно зависят гигиенические достоинства одежды в целом.

Отсутствие экспериментальных данных по гигиенической оценке тканей современных лыжных костюмов вызывает необходимость изучить

1 Настоящее сообщение является частью материалов, полученных авторами В дальнейшем буД'т подвергнуты анализу данные об испытании тканей на практике с учетом физиологических показателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.