ПСИХОЛОГИЯ
Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2024. № 20. С. 90-101. Humanitarian Studies. Pedagogy and Psychology. 2024. No. 20. P. 90-101.
Научная статья УДК 159.9.07
doi: 10.24412/2712-827Х-2024-20-90-101
УКРЕПЛЕНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ: МОТИВЫ ВСТУПЛЕНИЯ В БРАК СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ
1 2 Лада Брониславовна Вяткина , Лариса Рейновна Лизунова ,
Борис Александрович Крузе3, Дарья Николаевна Соснина4
1,2,3,4 Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь, Россия
Аннотация. В настоящее время институт семьи претерпевает кардинальные изменения, что обусловлено политическими, экономическими и культурными трансформациями современного общества. Происходит утрата семейных ценностей и традиций, ослабевает социальный контроль в области брачно-семейных отношений. У молодежи возникают затруднения в осознании собственных представлений о семье и браке, предпочтения тех или иных форм брака, распределении ролей и обязанностей, определении семейных ценностей. Вопросы изучения представлений о будущей семье, особенности добрачного периода и проблема мотивации заключения брака нашли отражение в отечественных и зарубежных исследованиях. В рамках предбрачного периода наиболее важной темой для изучения представляется мотивация заключения брака - система мотивов, составляющих иерархию, где в основе - мотивы побудители и смыслообразующие мотивы. Сформированность мотивации вступления в брак является одним из показателей готовности молодых людей к супружеским отношениям. В статье рассматриваются основные причины вступления в брак современной молодежи, гендерные особенности. Авторами представлены результаты исследования мотивов вступления в брак студенческой молодежи. В рамках гендерного аспекта на основе данных используемых психодиагностических методик составлено представления о ведущих мотивах вступления в брак и жизненных приоритетах у студентов Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Описание и интерпретация сравнительного t-критериального анализа, сопровождаемые таблицами дополняет и уточняет данные представления.
Ключевые слова: мотивация, готовность к браку, гендерные предпочтения, студенчество, жизненные приоритеты.
Для цитирования: Вяткина Л. Б., Лизунова Л. Р., Крузе Б. А., Соснина Д. Н. Укрепление традиционных национальных семейных ценностей: мотивы вступления в брак современной молодежи // Гуманитарные исследования. Психология и педагогика. 2024. № 20. С. 90-101. https://doi.org/10.24412/2712-827X-2024-20-90-101
Original article
STRENGTHENING TRADITIONAL NATIONAL FAMILY VALUES: MOTIVES FOR MARRIAGE AMONG MODERN JOUNG PEOPLE
© Вяткина Л. Б., Лизунова Л. Р., Крузе Б. А., Соснина Д. Н., 2024
Lada B. Vyatkina1, Larisa R. Lizunova2, Boris A. Kruse3, Daria N. Sosnina4
1,2,3,4 perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm, Russia
Abstract. Currently, the institution of the family is undergoing drastic changes, due to the political, economic and cultural transformations of modern society. There is a loss of family values and traditions, and social control in the field of marital and family relations is weakening. Young people have difficulties in understanding their own ideas about family and marriage, preferences for certain forms of marriage, the distribution of roles and responsibilities, and the definition of family values. The issues of studying ideas about the future family, the peculiarities of the premarital period and the problem of motivation for marriage are reflected in domestic and foreign studies. Within the framework of the pre-marital period, the most important topic for study is the motivation for marriage - a system of motives that make up a hierarchy, where motivators and semantic motives are at the core. The formation of motivation for marriage is one of the indicators of young people's readiness for marital relations. The article examines the main reasons for the marriage of modern youth, gender characteristics. The authors present the results of a study of the motives for marrying students. Within the framework of the gender aspect, based on the data of the psychodiagnostic methods used, conclusions about the leading motives for marriage and life priorities of students of the Perm State Humanitarian Pedagogical University were made. The description and interpretation of the comparative t-criteria analysis, accompanied by tables, complements and clarifies these representations.
Keywords: motivation, readiness for marriage, gender preferences, student life, life priorities.
For citation: Vyatkina L. B., Lizunova L. R., Kruse B. A., Sosnina D. N. Strengthening traditional national family values: motives for marriage among modern joung people. Humanitarian Studies. Pedagogy and Psychology. 2024;20:90-101. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2712-827X-2024-20-90-101
Введение
В современной науке нет единого определения семьи, хотя попытки сделать это предпринимались великими мыслителями много веков назад. Наиболее часто о семье говорят как об основной ячейке общества, которая непосредственно участвует в биологическом и социальном воспроизводстве общества. В последние годы все чаще семью называют специфической малой социально-психологической группой, подчеркивая тем самым, что для нее характерна особая система межличностных отношений, которые в большей или меньшей степени управляются законами, нравственными нормами, традициями [Антонов, Медков 2008].
Семья - это сложная социальная система, которой присущи черты социального института и малой социальной группы. Как социальный институт общества семья представляет собой совокупность социальных норм, образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями и детьми, другими родственниками [Дружинин 2008].
Семья как малая группа - это общность людей, основанная на браке, кровном родстве, удовлетворении индивидуальных потребностей человека. Ее отличает единое экономическое пространство, взаимозависимый образ жизни, эмоционально-нравственные связи, отношения заботы, опеки, поддержки, защиты [Гребенников 2009].
Основная часть
В реальной жизни взаимоотношения между людьми складываются по-разному. Т. С. Зубкова говорит о том, что возможно существование разных вариантов семей. Наиболее распространенной считается нуклеарная семья, состоящая из родителей и детей, находящихся на их иждивении, или супружеской пары. Если семейная структура помимо супругов и детей включает других родственников (родителей супругов, их братьев, сестер, внуков), то ее называют расширенной [Зайцева 2016].
В. П. Меньшутин считает, что семья - один из древнейших институтов социализации новых поколений, который выполняет функцию обеспечения безопасности и защищенности любого человека, но в современных условиях переживает серьезные проблемы (рост числа разводов, изменение положения супругов в системе общественного труда, серьезные экономические затруднения и др.) [Донцов, Орлова 2012].
Таким образом, семья, как необходимый компонент социальной структуры любого общества, выполняющий многие социальные функции, играет важную роль в общественном развитии. Через семью сменяются поколения людей, в ней осуществляется продолжение рода, происходит первичная социализация и воспитание детей. Поэтому сейчас огромное внимание уделяется становлению и развитию именно молодой семьи. Ведь от того, как молодые супруги смогут найти общий язык, построить отношения, основанные на любви, уважении, взаимопонимании, от их умения выходить из конфликтных ситуаций, быстро и легко решать свои проблемы и преодолевать стоящие на пути трудности будет зависеть их дальнейшая семейная жизнь и развитие общества в целом. Для каждого молодого человека создание семьи - не только радостное событие, но и трудное испытание: тяжело приспосабливаться к привычкам своего партнера, возникает желание его «переделать», «перевоспитать», заставить поступать в угоду нашим желаниям и влечениям.
Проблемы молодой семьи - это, на самом деле, целый комплекс психологических, социологических, экономических, юридических проблем. Сфера брака относится сегодня к кризисной сфере современной культуры, а психологические травмы, которые получают люди в процессе развода, приравниваются к переживанию смерти. По мнению специалистов «непрочность современных браков в значительной степени определяется тем, что у молодежи не воспитывается истинное уважение к институту семьи. Кроме того, общая беда молодых - неосведомленность в вопросах брака, а общая ошибка в том, что они, создавая семью, полагаются лишь на силу чувств» [Жолудева 2009].
Проблемы семьи и проблемы молодежи тесно взаимосвязаны в силу целого ряда причин, среди которых наиболее важными являются следующие. Во-первых, образ жизни и поведение молодежи в той или иной мере обусловлены условиями жизни и атмосферой родительской семьи, ее семейной культурой. И как показывают исследования, довольно часто именно семья является источником неблагополучия, кризисов и проблем молодежи. Во-вторых, в структуре ценностных ориентаций и видов деятельности, характерных для молодежного возраста, общение, межличностные контакты и устройство личной жизни занимают, как правило, одно из первых мест по степени значимости. В-третьих, стиль брачно-семейного и сексуального поведения, семейный статус молодежи не являются изолированными, а в значительной мере определяют состояние демографической структуры всей семьи, перспективы ее развития, характер задач и проблем, которые ей предстоит решать [Мерзлякова 2012].
В последнее десятилетие четко просматриваются негативные тенденции в брачно-семейных отношениях среди молодежи. Ухудшение морального, социального, экономического состояния молодежи в целом, особенно семейной молодежи, связано с резко изменившимся политическим и экономическим укладом в стране. Хотелось бы особенно отметить, что за последние десятилетия среди студентов отмечается растущее положительное отношение к добрачным связям. В литературе этот факт расценивается как «свидетельство изменения социальных функций семьи и брака, их роли в жизни личности, как неотъемлемая черта процесса модернизации демографического поведения в целом» [Мудрик 2004].
Методы исследования
В арсенале современной психологической науки существует множество подходов к изучению брачно-семейных отношений, однако, в них недостаточно представлены положения о психологической готовности к браку. Рассмотрим главные акценты основных подходов, на которые мы будем опираться при рассмотрении проблемы психологической
готовности молодых людей к браку. В научных исследованиях семьи наиболее популярным является системный подход, представляющий семью как целостный организм. Функционирование семейной системы в целом описывается в рамках этого подхода с помощью следующих основных оценочных параметров: коммуникации, поведенческих профилей, граничных черт, цикла семейной жизни и основных признаков его стадий, разрешения конфликтов и напряжённости в супружеской паре [Спиваковская 2008]. Модельным и технически оснащённым называют специалисты структурный подход. С позиций структурного подхода семья представляет собой систему, где решаются проблемы взаимоотношений членов семьи друг с другом.
Анализу семейных взаимодействий особенно много уделяют внимание представители коммуникативного подхода к семье. По их мнению, люди, вовлечённые во взаимоотношения, всегда решают две проблемы: 1) какие послания и типы поведения имеют место в этом взаимодействии и 2) кто контролирует то, что будет происходить во взаимодействии и принимает решение по тому или иному вопросу. В центре интересов представителей гуманистически-ориентированной семейной психотерапии стоит конгруэнтное, взаимопонимающее и эмпатическое межличностное взаимодействие, как позитивная основа внутрисемейных взаимоотношений, в отличие от манипулятивности, директивное, не подлинности самопредъявлений в таких взаимоотношениях. Традиционным для психологии и в том числе для психологии семьи является биопсихологический подход. Его представители подчёркивают, что психология межличностных отношений в семье не может абстрагироваться от того обстоятельства, что человек - живое существо. Он включён в процесс непрерывного взаимодействия с внешней средой и в биологическую череду поколений своих родственников - предков и потомков [Дружинин 2008].
Не смотря на вариативность перечисленных подходов и их различий в понимании семьи, их объединяет общая мысль о том, что мотивационный компонент является доминирующим. Он определяет готовность к действиям, т. к. «возникновение психологической готовности начинается с постановки цели на основе потребностей и мотивов (или осознания человеком поставленной или возникшей перед ним задачи) [Золотарева, Ростовская, Кучмаева 2021]. Далее идёт выработка плана, моделей, схем предстоящих действий. Затем человек приступает к воплощению появившейся готовности в предметных действиях, применяет определённые средства и способы деятельности, сравнивает ход и промежуточные результаты со стоящей целью, вносит коррективы. Причём анализ ситуации, решение, развитие замысла, эмоций, проявление и изменение готовности определяются доминирующим мотивом, который обеспечивает необходимую длительность и направленность активности [Мерзлякова 2012]. По этому поводу Р. Д. Санжаева отмечает, что мотивационный компонент является «стержневым, своего рода направляющим образованием», так как «вне мотива и смысла невозможны ни одна деятельность, не реализуемы никакие, даже самые усвоенные знания и предельно сформированные умения» [Санжаева 1999, 2012].
Говоря о браке, нельзя забывать о том, что желание вступить в супружеский союз и степень готовности к его заключению - это далеко не одинаковые понятия. По мнению психологов, нравственно-психологическая подготовленность личности к браку означает восприятие целого комплекса требований, обязанностей и социальных стандартов поведения, которыми регулируется семейная жизнь. К ним относятся готовность принять на себя новую систему обязанностей по отношению к своему брачному партнеру, будущим детям и ответственности за их поведение; понимание прав и достоинств других членов семейного союза, признание принципов равенства в человеческих отношениях; стремление к повседневному общению и сотрудничеству, согласованию взаимодействий с представителем противоположного пола, что в свою очередь предполагает высокую нравственную культуру; умение приспособиться к привычкам и чертам характера другого человека и понимание его психических состояний [Усынина 2014]
Выявление представлений современной молодежи о семье и браке требует знания таких базовых понятий как «готовность к браку», «семейные ценности», «ожидания», «притязания» и «представления о ролях», «сплоченность», «гибкость». Все эти понятия дают возможность охарактеризовать отношения и представления о будущей семье и браке.
Готовность к браку - интегральная категория, включающая целый комплекс аспектов:
1. Формирование определенного нравственного комплекса - готовность личности принять на себя новую систему обязанностей по отношению к своему брачному партнеру, будущим детям. Формирование этого аспекта окажется связанным с распределением ролей между супругами.
2. Подготовленность к межличностному общению и сотрудничеству. Семья является малой группой, для нормального ее функционирования требуется согласованность ритмов жизни супругов.
3. Способность к самоотверженности по отношению к партнеру. Способность к такому чувству включает способность к соответствующей деятельности, основанной прежде всего на качествах и свойствах альтруизма любящего человека.
4. Наличие качеств, связанных с проникновением во внутренний мир человека, -эмпатийный комплекс. Важность этого аспекта связана с тем, что брак по своему характеру становится более психологическим в силу утонченности человека как личности. В связи с этим возрастает роль психотерапевтической функции брака, успешной реализации которой способствует развитие способности к сопереживанию, пониманию эмоционального мира партнера.
5. Высокая эстетическая культура чувств и поведения личности.
6. Умение разрешать конфликты конструктивным способом, способность к саморегуляции собственной психики и поведения. Е. С. Калмыкова считает, что умение конструктивно решать межличностные конфликты, использование их для развития межличностных отношений супругов играет решающую роль в процессе взаимного приспособления молодоженов [Жолудева 2009].
Характеристика семейных ценностей уточняет представления супругов о значимости в семейной жизни сексуальных отношений, личной общности мужа и жены, родительских обязанностей, профессиональных интересов каждого из супругов, хозяйственно-бытового обслуживания, моральной и эмоциональной поддержки, внешней привлекательности партнера. Эти показатели отражают основные функции семьи.
Ролевые ожидания и притязания уточняют представления супругов о желаемом распределении ролей между мужем и женой при реализации семейных функций. В частности, ролевые ожидания - это установка мужа и жены на активное выполнение партнером семейных обязанностей, а ролевые притязания - личная готовность каждого из партнеров выполнять семейные роли.
Результаты исследования и их обсуждение
Экспериментальная часть исследования осуществлялась на базе Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. В качестве испытуемых выступили студенты 4-5 курса факультетов университета, в возрасте от 20-22 лет. Объем выборки составил 140 человек, из них 70 девушек и 70 юношей.
Для проведения эмпирической части исследования, был подобран кейс диагностических методик:
Методика РОП: ролевые ожидания и притязания в браке [Волченкова 2014].
Методика «РОП» позволяет определить:
1. Представления супругов о значимости в семейной жизни сексуальных отношений, личностной общности мужа и жены, родительских обязанностей, профессиональных интересов каждого из супругов, хозяйственно-бытового обслуживания, моральной и эмоциональной поддержки, внешней привлекательности партнеров. Эти показатели, отражая основные функции семьи составляют шкалу семейных ценностей (ШСЦ).
2. Представления супругов о желаемом распределении ролей между мужем и женой при реализации семейных функции, объединены шкалой ролевых ожиданий и притязаний (ШРОП).
Анкета Мотивы вступления в брак С. И. Голод, позволяет выявить доминирующие мотивы и причины создания семьи у юношей и девушек.
Анкета Представление студенческой молодежи о [Гребенниокв 2009], позволяющая исследовать представления студентов о браке и изучить основные мотивы вступления в брак.
Полученные эмпирические исследования подверглись статистической обработке. Был проведен Т-критериальный анализ между выборками девушек и юношей по изучающим показателям.
С помощью Т-критериального анализа Стьюдента были обнаружены статистически значимые различия между выборками девушек и юношей по изучаемым показателям.
Таблица 1. «Результаты Т-критериального анализа Стъюдента, полученные на выборке из девушек и юношей» по методике РОП: ролевые ожидания и притязания в браке А. Н. Волковой. Т-критерий Стьюдента
Показатели Ср-Ар : девушки Ср-Ар: юноши t-value P
интимно -се ксуальная 7,05 7,95 -2,93** 0,006
личностная идентификация с супругом 6,65 7,20 -1,66 0,105
хозяйственно-бытовые ожидания 6,35 7,50 -3,48** 0,001
хозяйственно-бытовые притязания 6,65 6,30 1,32 0,195
родительско-воспитательные ожидания 6,65 7,45 -2,69* 0,010
родительско-воспитательные притязания 6,80 6,75 0,21 0,833
социальная активность ожидания 6,40 6,20 0,63 0,531
социальная активность притязания 6,70 6,90 -0,74 0,466
эмоционально-психотерапевтические ожидания 6,60 6,60 0,00 1.000
эмоционально-психотерапевтические притязания 6,95 6,40 2,20* 0,034
внешняя привлекательность ожидания 7,65 7,80 -0,56 0,582
внешняя привлекательность притязания 7,50 7,15 1,54 0,131
Таблица 2. Сравнение показателей юношей и девушек по методике РОП: _ролевые ожидания и притязания в браке А. Н. Волковой_
Сходства Различия
личностная идентификация с супругом интимно-сексуальная
родительско-воспитательные притязания хозяйственно-бытовые ожидания
социальная активность ожидания родительско-воспитательные ожидания
социальная активность притязания эмоционально-психотерапевтические притязания
эмоционально-психотерапевтические ожидания
внешняя привлекательность ожидания
внешняя привлекательность притязания
хозяйственно-бытовые притязания
Показатели интимно-сексульной сферы статистически значимо выше у юношей по сравнению с девушками. Это значит, что юноши считают сексуальную гармонию важным условием супружеского счастья, отношение к супруге существенно будет зависеть от оценки ее как сексуального партнера. Так же более высокие результаты юноши имеют по показателю хозяйственно-бытовые ожидания. Это значит, что от будущей супруги они ждут активного решения бытовых вопросов. Для юношей большее значение имеют хозяйственно-бытовые умения и навыки партнерши. Более высокие показатели юноши имеют по родительско-воспитательной ожидания шкале. Это говорит о том, что юноши имеют
установку на активную родительскую позицию супруги. В отличие от юношей, девушки статистически более высокие данные лишь по одному показателю: эмоционально-психотерапевтические притязания. Это значит, что девушки стремятся быть семейными «психотерапевтами», берут на себя роль эмоционального лидера в семье в вопросах: коррекции психологического климата в семье, оказания моральной и эмоциональной поддержки, создания «психотерапевтической атмосферы».
По остальным показателям юноши и девушки имеют близкие друг к другу значения. А это значит, что и для юношей, и для девушек одинаково важны внешняя привлекательность партнера и собственная привлекательность, стремление модно и красиво одеваться; социальная активность, то есть собственное стремление к профессиональному росту и успеху, и ориентированность на активную общественную роль и профессиональные достижения партнера. Так же для юношей и девушек большую роль играет личностная идентификация с брачным партнером: ожидание общности потребностей, ценностных ориентаций, способов времяпрепровождения.
Таблица 3. Результаты анкеты «Мотивы вступления в брак» С. И. Голод (в %)
Мотивы Юноши Девушки
Любовь 39,1 49,6
Общность взглядов и интересов 26,1 28,5
Чувство одиночества 14,1 4.7
Чувство сотрадания 7,4 3.1
Ожидание ребенка 6,7 4.3
Случайность 4 2.4
Материальная обеспеченность будущего супруга 0,8 3.1
Наличие у будущего супруга жилплощади 1.2 1.2
Другие мотивы 0.6 3.1
Какая бы мотивация не преобладала при вступлении в брак, самое главное, чтобы это было осознанно, и тогда, при условии, что люди не лукавят сами с собой, намерения их серьезны, а ответственность за семейную жизнь принимается в полном объеме, - есть шанс, что брак, стартовавший с этих позиций, может оказаться благополучным.
Изучение мотивов вступления в брак:
1. При проведении исследования наиболее ценным мотивом вступления в брак у девушек и у юношей является мотив «счастливая семейная жизнь». Полученные результаты у девушек (87,5 %) немного превышают результаты у юношей (85 %), это может свидетельствовать о том, что девушки ориентированы не только на вступление в брак, но и на счастливую семейную жизнь в данном браке.
2. Второе место занимает мотив любви. Юноши (82,5 %) чаще, чем девушки (78,5 %), отдавали предпочтение данному мотиву. Считается, что именно женщина ищет в браке любви, а мужчина - комфорта. Можно предположить, что для девушек в настоящее время при вступлении в брак могут иметь значение и другие мотивы, такие как мотив материального благополучия, бегство от родителей или социальные нормы.
3. Третье место занимает такой мотив как «социальные нормы». Данный мотив чуть больше выражен у девушек (37,5 %), чем у юношей (32,5 %). Это свидетельствует о том, что они более подвержены правилам и нормам, принятым в обществе относительно вступления в брак. И выбор данного мотива может подтверждать, что девушки стремятся вступить в брак под влиянием традиционного гендерного стереотипа, «нужно выйти замуж».
4. Мотив «материальное благополучие» у девушек и у юношей занимает четвертое место среди остальных мотивов. Выбор данного мотива больше преобладает у юношей (38,75 %), чем у девушек (30 %). Это может свидетельствовать о большей материальной ориентированности юношей, чем девушек при вступлении в брак.
5. Последнее место при выборе мотивов вступления в брак занимает мотив «бегство от родителей». В процентном соотношении данный мотив преобладает у девушек (16,25 %), чем у юношей (11,25 %), из чего следует, что у девушек больше желание у девушек уйти из родительского дома, освободиться от обязанностей и контроля.
6. Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о том, что у юношей и у девушек преобладающим мотивом вступления в брак, является стремление к созданию счастливой семьи. Выбор мотива «любви» при вступлении в брак, больше преобладает у юношей, чем у девушек. Также юноши больше ориентировались на материальную обеспеченность при вступлении в брак. В отличие от юношей, девушки больше ориентируются, при вступлении в брак, на социальные нормы и больше стремятся освободиться от родительского влияния и контроля.
7. Юношей (85 %), положительно относящихся к браку, намного больше, чем девушек (75 %). Отрицательное отношение к браку выявлено у 10 % девушек и всего у 5 % юношей.
8. По мнению большинства опрошенных девушек и юношей наиболее популярной причиной распада семьи считается измена. Девушек, ответивших таким образом больше (50 %), чем юношей (45 %).
9. Для 65 % юношей официальный вид брак является наилучшим, такой же вариант ответа дали 60 % девушек.
Таблица 4. «Представление студенческой молодежи о браке» Е. М. Гурко _Распределение по полу_
Высказывание Юноши % Девушки %
«В настоящее время я...»
В перспективе собираюсь вступить в брак 87 82
Уже состою в браке 1 4
Я и мой партнер живем вместе, но наши отношения не оформлены юридически 3 8
«В будущем я...»
Не планирую оформлять отношения юридически 8 4
Хочу оформить только юридический брак 38 36
Планирую венчаться в церкви 47 51
«Я бы хотел(а) жениться (выйти замуж) в возрасте.»
18-20 2 9
21-24 21 58
25-29 60 31
30 и старше 12 2
Пока не знаю 5 0
«Я бы хотел(а), чтобы будущей(му) супруге(у) было.»
Той же возрастной группы 39 44
Смежной старшей возрастной группы 2 51
Более старшей возрастной группы 0 5
Смежной младшей возрастной группы 40 0
Более младшей возрастной группы 19 0
«Заключили бы Вы брак с человеком другой национальности?»
Нет, никогда 12 14
Да, для меня не важна национальность 81 67
Затрудняюсь ответить 3 9
Другое 4 10
«Заключили бы Вы брак с человеком другой религии?»
Нет, никогда 19 25
Да 71 50
Затрудняюсь ответить 6 15
Другое 4 10
Высказывание Юноши % Девушки %
«Насколько важно в браке, чтобы у супругов был одинаковый уровень образования?»
Важно, чтобы был одинаковый 50 48
У мужа должен быть выше 26 25
У жены должен быть выше 4 4
Не важно 20 23
«Согласились бы Вы, чтобы Ваш(а) супруг(а) зарабатывал(а) больше, чем Вы?»
Да 52 64
Нет 36 2
Непринципиально 12 27
Другое 0 ?
«До вступления в брак я бы хотел(а)...»
Завершить образование 72 76
Получить профессию 24 31
Найти хорошую работу по профессии 32 36
Найти работу, где будут хорошо платить 58 54
Иметь свое жилье 71 62
Иметь свое жилье 7 0
Другое 7 9
«До вступления в брак я бы хотел(а), чтобы моя (мой) будущая(ий) супруг(а) успел(а)...»
Завершить образование 79 58
Получить профессию 31 28
Найти хорошую работу по профессии 50 22
Найти работу, где будут хорошо платить 29 74
Иметь свое жилье 26 63
Иметь свое жилье 0 22
Другое 14 4
«Если бы Вы вступили в брак, могли бы вы принять финансовую помощь от своих родителей?»
Да 42 38
Нет 46 40
Другое 12 22
«Могли бы Вы принять финансовую помощь от родителей вашей (го) супруги(а)?»
Да 26 35
Нет 65 54
Другое 9 11
«Сколько детей Вы бы хотели иметь?»
Одного 11 10
Двоих 65 67
Троих 17 19
Больше 3 6 4
Ни одного 1 0
«В брак можно вступать.»
Только один раз 37 26
Несколько раз 54 58
Другое 9 16
Таким образом, можно заключить, что у юношей и девушек существуют определенные различия в представлениях о семейной жизни. Кроме того, можно предположить, что выявленные различия являются причиной психологической неготовности к браку и могут быть рассмотрены как самостоятельное направление в работе с будущими супругами.
Заключение
После проведения данного исследования и анализа полученных данных можно сделать вывод, что современные студенты, особенно юноши, серьезно и взвешенно подходят к вопросу вступления в брак, выбора брачного партнера и обеспечения семьи. Наблюдается преобладание такой положительной тенденции, как четкое выделение студентами возрастных границ вступления в брак, осознание его позитивных и негативных аспектов. Молодые семьи на пути своего становления оказываются в очень непростых социально-экономических условиях. Состояние данной категории населения во многом отражает происходящие в обществе преобразования, что выражается в изменении особенностей формирования молодой семьи, ее структуры, состава, типов семейного уклада. Молодые семьи сосредотачивают на себе ряд достаточно сложных проблем, являющихся следствием всесторонних перемен последних десятилетий.
Одной из сложнейших задач на пути формирования семьи является психологическая готовность вступления в брачные отношения, осознание партнёрами своего социального статуса, переосмыслением системы ценностей. Психологическая готовность к созданию семьи - сформированность развитых навыков общения с людьми, единства или схожести взглядов на мир и семейную жизнь, умения создать здоровый морально-психологический климат в семье, устойчивости характера и чувств, развитого чувства ответственности за каждого из членов семьи. Мотивационная готовность к семейной жизни включает в себя любовь как основной мотив создания семьи, готовность к самостоятельности, чувство ответственности за создаваемую семью, готовность к рождению и воспитанию детей. Социально-нравственная готовность к семейной жизни предполагает гражданскую зрелость (возраст, наличие образование, профессии, уровень нравственного сознания), экономическую самостоятельность, здоровье.
Таким образом, молодая семья имеет ряд проблем. Основными из них являются материально-бытовые и жилищные проблемы; психологические проблемы; проблема трудоустройства молодых супругов. Для того чтобы молодая семья могла осуществлять все свои функции, необходимо комплексное решение этих проблем, на что и должна быть направлена государственная семейная политика в отношении молодой семьи. Выбор жизненного пути, приобретение профессии, повышение квалификации, поиск любимой работы и пр. - все это общая направленность современной молодежи.
Сравнительный анализ представлений о браке и семье молодежи позволяет сделать вывод о том, что существует противоречие между традиционными установками и инновационными взглядами на институт семьи. Несмотря на эту трансформацию, семья есть и останется важнейшей ячейкой общества, институтом, дающим начало будущим поколениям и выполняющим важнейшие функции воспитания и социализации.
Список литературы
1. Антонов А. И., Медков В. М. Социология семьи. М. : Изд-во МГУ, 2008. 280 с.
2. Волченкова Е. В. Классификация и характеристика мотивов вступления в брак // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2014. № 2. С. 31-36.
3. Гребенников И. В. Основы семейной жизни. М. : Просвещение, 2009. 180 с.
4. Донцов Д. А., Орлова И. Н. О социально-психологической готовности современной российской студенческой молодёжи к браку и созданию семьи // Социальная психология и общество. 2012. № 3. С. 48-57.
5. Дружинин В. Н. Психология семьи. СПб. : Питер, 2008. 176 с.
6. Ерохин А. К., Ерохина Л. Д. Установки на осознанное родительство в молодежной среде. Проблемы современной науки и образования. 2016. № 12 (54). С. 147-150.
7. Жолудева С. В. Психологическая готовность к браку на разных этапах периода взрослости : дисс.... канд. п. наук. Ростов н/Д. 2009. 26 с.
8. Зайцева М. А. Мотивация молодежи создавать семьи в современном российском обществе // Психологическое благополучие современной семьи : материалы межрегиональной научно-практической конференции с международным участием. Ярославль : Изд-во «Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского», 2016. С. 54-56.
9. Золотарева О. А., Ростовская Т. К., Кучмаева О. В. Мотивы вступления в брак: анализ сквозь призму тендера. «Социологические науки». 2021. № 7. (№ 1). С. 35-41.
10. Мерзлякова С. В. Мотивация вступления в брак современных юношей и девушек // В мире научных отношений. 2012. № 9. С. 187-205.
11. Мудрик А. В. Социализация человека. М. : ACADEMIA, 2004. 364 с.
12. Санжаева Р. Д. Психологические механизмы готовности человека к деятельности. Улан-Удэ : Изд-во «Бурятский университет», 1997. 178 с.
13. Санжаева Р. Д. Психологическая готовность личности к деятельности как метакатегория // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2012. № 1. С. 127-140.
14. Спиваковская А. С. 9 диалогов о психологии повседневной жизни. М. : ПОМАТУР, 2008.
136 с.
15. Усынина Т. П. Мотивация вступления в брак у молодежи // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: гуманитарные науки. 2014. № 7-8. С. 70-73.
References
1. Antonov A. I., Medkov V. M. Sotsiologiya sem'I [Sociology of the family]. Moscow, Izd-vo MGU, 2008, 280 p. (In Russ.).
2. Volchenkova E. V. Klassifikatsiya i kharakteristika motivov vstupleniya v brak [Classification and characteristics of motives for entering into marriage]. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo [Bulletin of the Nizhny Novgorod University named after N. I. Lobachevsky]. 2014, no. 2, pp. 31-36. (In Russ.).
3. Grebennikov I. V. Osnovy semeynoy zhizni [Basics of Family Life]. Moscow, Prosveshchenie, 2009, 180 p. (In Russ.).
4. Dontsov D. A., Orlova I. N. O sotsial'no-psikhologicheskoy gotovnosti sovremennoy rossiyskoy studencheskoy molodezhi k braku i sozdaniyu sem'I [On the socio-psychological readiness of modern Russian student youth for marriage and family creation]. Sotsial'naya psikhologiya i obshchestvo [Social Psychology and Society]. 2012, no. 3, pp. 48-57. (In Russ.).
5. Druzhinin V. N. Psikhologiya sem'I [Family psychology]. Saint Petersburg, Piter, 2008, 176 p. (In Russ.).
6. Erokhin A. K., Erokhina L. D. Ustanovki na osoznannoe roditel'stvo v molodezhnoy srede. Problemy sovremennoy nauki i obrazovaniya [Attitudes towards conscious parenting among young people. Problems of modern science and education]. 2016, no. 12 (54), pp. 147-150. (In Russ.).
7. Zholudeva S. V. Psikhologicheskaya gotovnost' k braku na raznykh etapakh perioda vzroslosti [Psychological readiness for marriage at different stages of adulthood]. PhD thesis. Rostov on Don, 2009, 26 p. (In Russ.).
8. Zaytseva M. A. Motivatsiya molodezhi sozdavat' sem'i v sovremennom rossiyskom obshchestve [Motivation of young people to create families in modern Russian society]. Psikhologicheskoe blagopoluchie sovremennoy sem'i [Psychological well-being of the modern family]. Yaroslavl', Izd. Yaroslavskiy gosudarstvennyy pedagogicheskiy universitet im. K. D. Ushinskogo, 2016, pp. 54-56. (In Russ.).
9. Zolotareva O. A., Rostovskaya T. K., Kuchmaeva O. V. Motivy vstupleniya v brak: analiz skvoz' prizmu gendera. «Sotsiologicheskie nauki» [Motives for Marriage: An Analysis through the Lens of Gender. "Sociological Sciences"]. 2021, no. 7, pp. 35-41. (In Russ.).
10. Merzlyakova S. V. Motivatsiya vstupleniya v brak sovremennykh yunoshey i devushek [Motivation for marriage of modern young men and women]. V mire nauchnykh otnosheniy [In the world of scientific relations]. 2012, no. 9, pp. 187-205. (In Russ.).
11. Mudrik A. V. Sotsializatsiya cheloveka [Human socialization]. Moscow, Academia, 2004, 364 p. (In Russ.).
12. Sanzhaeva R. D. Psikhologicheskie mekhanizmy gotovnosti cheloveka k deyatel'nosti [Psychological mechanisms of human readiness for activity]. Ulan-Ude, Buryatskij universitet, 1997, 178 p. (In Russ.).
13. Sanzhaeva R. D. Psikhologicheskaya gotovnost' lichnosti k deyatel'nosti kak metakategoriya [Psychological readiness of an individual for activity as a metacategory]. Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. Obrazovanie. Lichnost'. Obshchestvo [Bulletin of the Buryat State University. Education. Personality. Society]. 2012, no. 1, pp. 127-140. (In Russ.).
14. Spivakovskaya A. S. 9 dialogov o psikhologii povsednevnoy zhizni [9 Dialogues on the Psychology of Everyday Life]. Moscow, POMATUR, 2008, 136 p. (In Russ.).
15. Usynina T. P. Motivatsiya vstupleniya v brak u molodezhi [Motivation for marriage among young people]. Sovremennaya nauka: aktual'nye problemy teorii i praktiki. Seriya: gumanitarnye nauki [Modern Science: Current Problems of Theory and Practice. Series: Humanities]. 2014, no. 7-8, pp. 70-73. (In Russ.).
Информация об авторах Л. Б. Вяткина - кандидат психологических наук, доцент, кафедра педагогики и психологии, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет;
Л. Р. Лизунова - кандидат педагогических наук, доцент, проректор по образовательной деятельности и информатизации, кафедра логопедии и коммуникативных технологий, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет;
Б. А. Крузе - доктор педагогических наук, профессор, кафедра педагогики и психологии, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет; Д. Н. Соснина - кандидат психологических наук, доцент, кафедра педагогики и психологии Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет.
Information about the authors L. B. Vyatkina - Ph. D. (Psychology), Associate Professor, Associate Professor of the Department of Pedagogy and Psychology, Perm State Humanitarian Pedagogical University; L. R. Lizunova - Ph. D. (Education), Associate Professor, Vice-Rector for Educational Activities
and Informatization, Department of Speech Therapy and Communication Technologies, Perm State Humanitarian Pedagogical University;
B. A. Kruse - Grand Ph. D. (Education), Professor, Department of Pedagogy and Psychology, Perm State Humanitarian Pedagogical University;
D. N. Sosnina - Ph. D. (Psychology), Associate Professor, Department of Pedagogy and Psychology, Perm State Humanitarian Pedagogical University.
Статья поступила в редакцию 10.08.2024; одобрена после рецензирования 15.08.2024; принята к публикации 20.09.2024.
The article was submitted 10.08.2024; approved after reviewing 15.08.2024; accepted for publication 20.09.2024.