Научная статья на тему 'УКРЕПЛЕНИЕ ПРАВОВЫХ ОСНОВ КАК БАЗИС ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ'

УКРЕПЛЕНИЕ ПРАВОВЫХ ОСНОВ КАК БАЗИС ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
87
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / ОБРАТНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / ОФФШОРНАЯ ЗОНА / ОБРАБАТЫВАЮЩИЕ ПРОИЗВОДСТВА / СТАГНАЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Беспарточный Б.Д., Спицына А.О., Петрачевская Ю.Л., Митракова С.В., Алехина А.А.

Инвестиции являются обязательным условием развития экономики любого государства. Особое место при этом отводится прямым иностранным инвестициям, стабильный приток которых обеспечивает принимающей стороне прогресс в развитии. В Российской Федерации инвестиционный климат считается неблагоприятным. Одной из причин негативной оценки является несовершенство основополагающего элемента - правовой базы, чему придается высокое значение при формировании позиций государства в рейтингах инвестиционной привлекательности. В Российской Федерации правовое регулирование инвестиционной деятельности охватывает все ее стороны на всех уровнях государственного управления, но, увы, ни для иностранных инвесторов, ни для национальных этот факт не гарантирует твердой уверенности в защите собственных прав и интересов. О том, что правовые основы регулирования инвестиционной деятельности в целях активизации инвестиционных процессов нуждаются в совершенствовании и адаптации к кризисным условиям свидетельствуют результаты экономического анализа в части развития прямых иностранных инвестиций в Российской Федерации в период 2014-2019 гг. Возрастающую актуальность приобретает привлечение прямых иностранных инвестиций в условиях активизации процессов по переходу национальной экономики к инновационному типу развития. Осуществление этого процесса требует притока крупных и стабильных инвестиций, обеспечить которые станет возможным только после адаптации и совершенствования правовых основ Российской Федерации в части инвестиционной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Беспарточный Б.Д., Спицына А.О., Петрачевская Ю.Л., Митракова С.В., Алехина А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRENGTHENING THE LEGAL FRAMEWORK AS A BASIS FOR THE ACTIVATION AND MANAGEMENT OF INVESTMENT ACTIVITIES

Investment is a prerequisite for the development of the economy of any state. A special place is given to foreign direct investment, the stable inflow of which ensures the host country's progress in development. In the Russian Federation, the investment climate is considered unfavorable. One of the reasons for the negative assessment is the imperfection of the fundamental element-the right base, which is given high importance in the formation of the state's positions in the ratings of investment attractiveness. In the Russian Federation, the legal regulation of investment activity covers all its aspects at all levels of government, but, alas, neither for foreign investors nor for national investors, this fact does not guarantee a firm confidence in the protection of their own rights and interests. The results of the economic analysis of the development of foreign direct investment in the Russian Federation in the period 2014-2019 show that the legal framework for regulating investment activities in order to activate investment processes needs to be improved and adapted to the crisis conditions. The attraction of foreign direct investment is becoming increasingly important in the context of the intensification of the processes of transition of the national economy to an innovative type of development. The implementation of this process requires the inflow of large and stable investments, which will be possible only after the adaptation and improvement of the legal framework of the Russian Federation in terms of investment activities.

Текст научной работы на тему «УКРЕПЛЕНИЕ ПРАВОВЫХ ОСНОВ КАК БАЗИС ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ»

УДК 330.322

УКРЕПЛЕНИЕ ПРАВОВЫХ ОСНОВ КАК БАЗИС ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

БЕСПАРТОЧНЫЙ БД.,

доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой «Гуманитарные и социально-экономические дисциплины» Курский филиал Финансового университета, bespartochnyj@yandex.ru.

СПИЦЫНА АО.,

кандидат философских наук, доцент кафедры «Гуманитарные и социально-экономические дисциплины» Курский филиал Финансового университета spicyna1984@mail.ru.

ПЕТРАЧЕВСКАЯ Ю.Л.,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры "Экономики и менеджмента» Курского института кооперации (филиал) БУКЭП yupetrachkova@yandex.ru.

МИТРАКОВА СВ.,

преподаватель общепрофессиональных дисциплин, ОБПОУ "КТС" (Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Курский техникум связи"), svetlanamitrakova@yandex .ru.

АЛЕХИНА А.А.,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и учета, Курский государственный университет, e-mail: molz@yandex.ru.

Реферат. Инвестиции являются обязательным условием развития экономики любого государства. Особое место при этом отводится прямым иностранным инвестициям, стабильный приток которых обеспечивает принимающей стороне прогресс в развитии. В Российской Федерации инвестиционный климат считается неблагоприятным. Одной из причин негативной оценки является несовершенство основополагающего элемента - правовой базы, чему придается высокое значение при формировании позиций государства в рейтингах инвестиционной привлекательности. В Российской Федерации правовое регулирование инвестиционной деятельности охватывает все ее стороны на всех уровнях государственного управления, но, увы, ни для иностранных инвесторов, ни для национальных этот факт не гарантирует твердой уверенности в защите собственных прав и интересов. О том, что правовые основы регулирования инвестиционной деятельности в целях активизации инвестиционных процессов нуждаются в совершенствовании и адаптации к кризисным условиям свидетельствуют результаты экономического анализа в части развития прямых иностранных инвестиций в Российской Федерации в период 2014-2019 гг. Возрастающую актуальность приобретает привлечение прямых иностранных инвестиций в условиях активизации процессов по переходу национальной экономики к инновационному типу развития. Осуществление этого процесса требует притока крупных и стабильных инвестиций, обеспечить которые станет возможным только после адаптации и совершенствования правовых основ Российской Федерации в части инвестиционной деятельности.

Ключевые слова: нормативно-правовая база, инвестиционная деятельность, прямые иностранные инвестиции, обратные инвестиции, оффшорная зона, обрабатывающие производства, стагнация, экономический кризис, материальная база, инновационная экономика.

STRENGTHENING THE LEGAL FRAMEWORK AS A BASIS FOR THE ACTIVATION AND MANAGEMENT OF INVESTMENT ACTIVITIES

BESPARTOCHNIY B.D.,

doctor of Social Sciences, Professor, Head of the Department "Humanities and Socio-Economic Disciplines" Kursk Branch of the Financial University bespartochnyj@yandex.ru.

SPITSYNA A.O.,

candidate of Philosophy, Associate Professor of the Department "Humanities and Socio-Economic Disciplines" Kursk Branch of the Financial University spicyna1984@mail.ru.

PETRACHEVSKAYA Y.L.,

candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department "Economics and Management" of the Kursk Institute of Cooperation (branch) of BUKEP, yupetrachkova@yandex.ru.

MITRAKOVA S.V.,

teacher of general professional disciplines, OBOU " KS "(Regional Budget professional educational Institution "Kursk Technical School of Communication"), svetlanamitrakova@yandex.ru.

ALYOKHINA A.A.,

candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economics and Accounting, Kursk State University, e-mail: molz@yandex.ru.

Essay. Investment is a prerequisite for the development of the economy of any state. A special place is given to foreign direct investment, the stable inflow of which ensures the host country's progress in development. In the Russian Federation, the investment climate is considered unfavorable. One of the reasons for the negative assessment is the imperfection of the fundamental element-the right base, which is given high importance in the formation of the state's positions in the ratings of investment attractiveness. In the Russian Federation, the legal regulation of investment activity covers all its aspects at all levels of government, but, alas, neither for foreign investors nor for national investors, this fact does not guarantee a firm confidence in the protection of their own rights and interests. The results of the economic analysis of the development of foreign direct investment in the Russian Federation in the period 2014-2019 show that the legal framework for regulating investment activities in order to activate investment processes needs to be improved and adapted to the crisis conditions. The attraction of foreign direct investment is becoming increasingly important in the context of the intensification of the processes of transition of the national economy to an innovative type of development. The implementation of this process requires the inflow of large and stable investments, which will be possible only after the adaptation and improvement of the legal framework of the Russian Federation in terms of investment activities.

Keywords: regulatory framework, investment activity, foreign direct investment, reverse investment, offshore zone, manufacturing, stagnation, economic crisis, material base, innovative economy.

Введение. Постоянный приток инвестиций является залогом успешного развития любого направления. В Российской Федерации долгие годы существует проблема оттока капитала за рубеж, который потенциально мог бы использоваться для развития реального сектора экономики. При этом часть финансовых ресурсов возвращается в Россию под видом прямых иностранных инвестиций и, в основном, в энергодобывающие отрасли, в то время как реальных иностранных инвестиций экономика страны не получает с тех пор, как обострились международные отношения со странами Запада [1].

Во многом такая ситуация сложилась из-за инвестиционного климата в Российской Федерации, состояние которого оценивается как неблагоприятное. Причиной этому служит множество факторов, как объективных, так и искусственно преувеличиваемых субъектами междуна-

родного сообщества, пытающимися оказать всестороннее давление на Россию в целях ослабления ее экономического состояния и склонения к принятию тех или иных решений на международной политической арене и внутри собственной страны.

Вопрос инвестиционной привлекательности российской экономики для иностранных и российских инвесторов, которые предпочитают выводить активы за рубеж, имеет высокую актуальность на сегодняшний день. Во-первых, реальный сектор экономики страны остро нуждается в обновлении основного капитала, поскольку материальная база практически всех предприятий, основанных во времена СССР имеет высокую степень износа как морального, так и физического [2]. Во-вторых, активное продвижение цифровизации во все сферы народного хозяйства на фоне амбициозных задач

по ускоренному переходу экономики на инновационный тип развития (повсеместной роботизации производства, распространения промышленного интернета вещей, оптимизации живого труда, внедрения интегрированных систем для контроля различных процессов и многого другого) требует колоссальных финансовых затрат и участия высококвалифицированных специалистов в сфере управления для осуществления поставленных целей [3].

В данный момент национальная экономика под тяжестью санкционных ограничений испытывает большие затруднения от нехватки инвестиций, но устранению отрицательных факторов и слабых мест, негативно отражающихся на формировании благоприятного инновационного климата, должного внимания не уделяется. Одним из основополагающих в формировании благоприятного инвестиционного климата в стране является правовой фактор [4]. Как известно, российское законодательство - это довольно сложная, запутанная и трудно постижимая категория для иностранных инвесторов, права которых в нашем государстве имеют слабую степень защиты, по сравнению со странами-лидерами по притоку иностранных инвестиций. Главным образом, это касается не оффшорных зон, а стран, где сейчас происходит активное развитие инновационных и высокотехнологичных производств [5], все быстрее удаляющихся вперед от всего остального мира.

В связи с этим, целесообразным будет рассмотреть, какие недостатки имеет российская правовая система в области инвестирования и как формировался приток и отток инвестиций в Российской Федерации под влиянием неблагоприятной среды, одним из основополагающих факторов которой является правовой фактор.

Материал и методы исследования. В качестве инструментов и методов анализа недостатков правовой системы Российской Федерации в области инвестирования и изменения ситуации в развитии инвестиционных потоков были использованы общенаучные инструменты анализа, обобщение и интеллектуальный анализ данных и статистические методы анализа [6, 7]. Статистической базой для анализа послужили данные Центрального банка Российской Федерации [8].

Результаты исследования. Инвестиционная деятельность в Российской Федерации регулируется фрагментарными положениями антимонопольного и гражданского законодательства, законодательства об иностранных инвестициях

и инвестиционной деятельности, а также отраслевого законодательства в части иностранных инвестиций в соответствующем сегменте экономической деятельности и иными положениями [9].

Определяющим критерием нормативно-правовой базы в области инвестиционной деятельности является ее способность обеспечить стабильность деятельности для инвестора. Правовая система страны должна выступать регулятором возможностей для инвестирования в отдельные отрасли и сферы деятельности и регламентировать использование (с позиции инвестирования) факторов производства на выгодных условиях в конкретном государстве [10].

В Российской Федерации существующая нормативно-правовая база для инвестиционной деятельности учитывает все ее стороны, включая регулирование налогообложения инвестиционных проектов, использование централизованных инвестиционных ресурсов и лизинговых операций, а также регулирование иностранных инвестиций. Правовое регулирование инвестиционной деятельности в России происходит на всех уровнях государственного управления. Выделяют прямые и непрямые нормы и документы регулирования инвестиционной деятельности (рисунок 1).

К формам государственного регулирования инвестиционной деятельности относят: регулирование участия инвесторов в приватизации государственной собственности, регулирование сфер и объектов инвестирования, экспертизу инвестиционных проектов, регулирование условий инвестирования за пределы государства, регулирование финансовых инвестиций, налоговое регулирование инвестиционной деятельности, предоставление финансовой помощи и льготное кредитование, проведение эффективной амортизационной политики [11].

Среди основных методов государственного регулирования инвестиционной деятельности выделяют финансовые и нефинансовые (рисунок 2).

Но, несмотря на изобилие форм и методов государственного регулирования инвестиционной деятельности, основа регулирования инвестиционных процессов внутри страны в виде правовой базы не дает достаточной уверенности инвесторам в защите своих прав [12], поэтому в России сохраняется преобладание оттока инвестиций над их притоком (рисунок 3), что уже привело к развитию процессов стагнации национальной экономики.

Рисунок 1 - Нормы и документы, регулирующие инвестиционную деятельности в Российской Федерации

Рисунок 2 - Основные методы государственного регулирования инвестиционной деятельно-

сти

Так, еще до введения антироссийских экономических санкций в 2014 г. приток иностранных инвестиций в российскую экономику сократился втрое, то есть потенциальные инвесторы уже боялись вводить финансирование в российскую экономику, а в 2015 г. данный показатель достиг минимального значения в исследуемом периоде. Низкие значения притока иностранных инвестиций в российскую экономику

наблюдались и в 2018 г. В 2019 г. объем прямых иностранных инвестиций, по сравнению с 2012 г. сократился на 36,8%, а отток инвестиций снизился на 55,1%, что во многом объясняется тем фактом, что в стране развился глубокий экономический кризис после 2015 г. и количество свободных финансовых средств для вывоза за рубеж значительно уменьшилось.

Рисунок 3 - Динамика движения прямых иностранных инвестиций в России в 2012-2019 гг., млн. долл. США

Рисунок 4 - Прямые иностранные инвестиции в Российскую Федерацию по странам-партнерам в 2014-2019 гг., млн. долл. США

Анализируя движение инвестиционных потоков по странам-партнерам, очевидным становится, что прямые иностранные инвестиции в Российскую Федерацию поступают, в основном, из оффшорных зон, то есть следует предположить, что это обратные инвестиции, ранее вывезенные за рубеж и вводимые в российскую экономику под видом иностранных (рисунок 4).

Положительная динамика по притоку прямых иностранных инвестиций наблюдается из Австрии, Кипра и Нидерландов, из остальных стран приток иностранных инвестиций

сократился, приток из США превратился в отток, а в сторону Люксмебурга занчительно увеличилиь объемы оттока инвестиций из России. Это свидетельствует о том, что правовые основы инвестиционной дейтельности в динамике работать эффективнее не стали, что в совокупности с негативными факторами, оказывающими влияние на инвестиционный климат в Российской Федерации, ведет к дальнейшему усугублению ситуации с притоком крайне необходимых для развития национальной экономики иностранных инвестиций.

Рисунок 5 - Прямые иностранные инвестиции в Российскую Федерацию в разрезе видов экономической деятельности в 2014-2019 гг., млн. долл. США

И тем не менее, внутри страны в разрезе ведущих видов экономической деятельности наблюдается увеличение объемов иностранного инвестирования в 2019 г. относительно показателей 2014 г. (рисунок 5).

Самый крупный прогресс в развитии прямых иностранных инвестиций в 2014-2019 гг. наблюдается по виду экономической деятельности «деятельность - профессиональная, научная и техническая», где объемы прямых иностранных инвестиций увеличились практически в 6 тысяч раз. Связано это с активной политикой государства в области продвижения и развития инновационного типа экономики и внедрением цифровизации во все сферы экономической деятельности. Наиболее высокие объемы инвестирования направляются в добычу полезных ископаемых и торговлю, то есть в относительно стабильную, с точки зрения извлечения дохода для российской действительности, сферу добычи полезных ископаемых и сферу торговли, где доход формируется наиболее быстрыми темпами без вложений в материальную базу. Положительным моментом можно также считать и увеличение вложений в обрабатывающие произвосдства, где уже давно требуется обновление материальной базы. Инвестиции в деятельность с недвижимым имуществом, строительство, финансовую и страховую деятельносиь снизились, поскольку финансовый сектор России серьезно пострадал

от антироссийских санкций, а рынок строительства и недвижимости на фоне падения покупательной способности населения является не слишком привлекательным для инвесторов в текущих условиях.

Выводы. В ходе исследования установлено, что в Российской Федерации правовое регулирование инвестиционной деятельности учитывает все стороны процесса на всех уровнях государственного управления. Экономический анализ показателей развития прямых иностранных инвестиций, которым отводится высокая роль в развитии экономики любой страны, показал, что ситуация в Российской Федерации в последние годы развивается без динамики, наблюдавшейся до 2015 г., как с точки зрения притока, так и оттока инвестиционных ресурсов. Сохраняется закономерность притока прямых иностранных инвестиций из оффшорных зон, которые более справедливо называть обратными инвестициями. По видам экономической деятельности прямые иностранные инвестиции, напротив, в большинстве направлений имеют положительную динамику, что стоит оценить как позитивный момент. Тем не менее, тот факт, что реальных прямых иностранных инвестиций (не из оффшорных зон) российская экономика практически не получает, является показателем низкой эффективности в формировании положительного инвестиционного климата в

стране, основой которого является правовой режим. В силу несовершенства российской нормативно-правовой базы, ее сложности для постижения иностранными инвесторами, которые не уверены в защите своих прав и деятельности на территории Российской Федерации, год от года усугубляется кризисная ситуация в экономике. Следовательно, для преодоления сложившихся негативных тенденций необходимо кардинально подойти к измене-

нию правовых основ инвестиционной деятельности на территории России, адаптируя ее под международные стандарты и делая более привычной и надежной для реальных иностранных инвесторов, которые вместе с финансовыми ресурсами готовы внедрять передовые технологии и эффективное управление в отраслях, нуждающихся в технологическом прорыве.

Список использованных источников

1. Дементьев Н.П. Прямые иностранные инвестиции в российской экономике: движение по кругу // Интерэкспо Гео-Сибирь. - 2017. - № 1. - С. 251-255.

2. Соловьева Т.Н., Зюкин Д.А., Матушанская Е.Е. Активизация инновационных процессов в российской экономике на примере отдельных отраслей // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2020. - № 1 (30). - С. 317-321.

3. Борисоглебская Л.Н., Матушанская Е.Е. Инвестиционное обеспечение цифровизации в отраслях реального сектора экономики регионов ЦФО: проблемы и перспективы // Экономические и гуманитарные науки. - 2020. - № 6 (341). - С. 15-27.

4. Петрачкова Ю.Л. Актуальные особенности управленческой деятельности в современных условиях функционирования организаций // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. - 2015. - № 3 (55). - С. 265-268.

5. Солонина С.В., Болдырева Л.В., Ануфриева А.П. Инвестиционный климат в России: методы оценки и проблемы улучшения // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. - 2018. - №1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/investitsionnyy-klimat-v-rossii-metody-otsenki-i-problemy-uluchsheniya (дата обращения: 23.01.2021).

6. Методы статистики и возможности их применения в социально-экономических исследованиях: монография / С.А. Беляев, Н.С. Бушина, А.Ю. Быстрицкая и др. - Курск: «Деловая полиграфия», 2021. - 168 с.

7. Практические аспекты применения регрессионного метода в исследовании социально-экономических процессов: монография / С.А. Беляев, Н.С. Бушина, О.В. Власова и др. - Курск: «Деловая полиграфия», 2021. - 166 с.

8. Статистика внешнего сектора. Центральный банк Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.cbr.ru/statistics/macro_itm/svs/ (Дата обращения: 23.01.2021 г.).

9. Шувалов И.И. Основы правового регулирования инвестиционной деятельности: дискуссионные вопросы теории и практики // Экономика. Право. Общество. - 2020. - № 2 (22). - С. 712.

10. Старшов А.А. Правовое регулирование инвестиционной деятельности в Российской Федерации // Концепт. - 2019. - №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-regulirovanie-investitsionnoy-deyatelnosti-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 24.01.2021).

11. Институциональные основы государственного регулирования инвестиционной деятельности / В.И. Гайдук, О.Н. Бунчиков, Г.А. Терещенко, С.В. Гладкий // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2019. - № 8-2. - С.127-132.

12. Матушанская Е.Е., Матушанский А.К. Проблемы и препятствия на пути становления национальной инновационной системы РФ // Вопросы социально-экономического развития регионов. - 2019. - № 1 (6). - С. 18-25.

Spisok ispoFzovanny'x istochnikov

1. Dement'ev N.P. Pryamye inostrannye investicii v rossijskoj ekonomike: dvizhenie po krugu // Interekspo Geo-Sibir'. 2017. T. 3. No 1. S. 251-255.

2. Solov'eva T.N., Zyukin D.A., Matushanskaya E.E. Aktivizaciya innovacionnyh processov v rossijskoj ekonomike na primere otdel'nyh otraslej // Azimut nauchnyh issledovanij: ekonomika i upravlenie. 2020. T. 9. No 1 (30). S. 317-321.

3. Borisoglebskaya L.N., Matushanskaya E.E. Investicionnoe obespechenie cifrovizacii v otraslyah real'nogo sektora ekonomiki regionov CFO: problemy i perspektivy // Ekonomicheskie i gumanitarnye nauki. - 2020. - No 6 (341). - S. 15-27.

4. Petrachkova Yu.L. Aktualnyie osobennosti upravlencheskoy deyatelnosti v sovremennyih usloviyah funktsionirovaniya organizatsiy // Vestnik Belgorodskogo universiteta kooperatsii, ekonomiki i prava. - 2015. - No 3 (55). - S. 265-268.

5. Solonina S.V., Boldyreva L.V., Anufrieva A.P. Investicionnyj klimat v Rossii: metody ocenki i problemy uluchsheniya // Gosudarstvennoe i municipal'noe upravlenie. Uchenye zapiski SKAGS.

2018. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/investitsionnyy-klimat-v-rossii-metody-otsenki-i-problemy-uluchsheniya (data obrashcheniya: 23.01.2021).

6. Metodyi statistiki i vozmozhnosti ih primeneniya v sotsialno-ekonomicheskih issledovaniyah: monografiya / S.A. Belyaev, N.S. Bushina, A.Yu. Byistritskaya, i dr. - Kursk: «Delovaya poligrafiya», 2021. - 168 s.

7. Prakticheskie aspektyi primeneniya regressionnogo metoda v issledovanii sotsialno-ekonomicheskih protsessov: monografiya / S.A. Belyaev, N.S. Bushina, O.V. Vlasova i dr. - Kursk: «Delovaya poligrafiya», 2021. - 166 s.

8. Statistika vneshnego sektora. Central'nyj bank Rossijskoj Federacii. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://www.cbr.ru/statistics/macro_itm/svs/ (Data obrashcheniya: 23.01.2021 g.).

9. SHuvalov I.I. Osnovy pravovogo regulirovaniya investicionnoj deyatel'nosti: diskussionnye voprosy teorii i praktiki // Ekonomika. Pravo. Obshchestvo. 2020. No 2 (22). T. 5. S. 7-12.

10. Starshov Aleksandr Alekseevich Pravovoe regulirovanie investicionnoj deyatel'nosti v Rossijskoj Federacii // Koncept. - 2019. - No 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-regulirovanie-investitsionnoy-deyatelnosti-v-rossiyskoy-federatsii (data obrashcheniya: 24.01.2021).

11. Institucional'nye osnovy gosudarstvennogo regulirovaniya investicionnoj deyatel'nosti / V.I. Gajduk, O.N. Bunchikov, G.A. Tereshchenko, S.V. Gladkij // Vestnik Altajskoj akademii ekonomiki i prava. 2019. No 8-2. S.127-132.

12. Matushanskaya E.E., Matushanskij A.K. Problemy i prepyatstviya na puti stanovleniya nacional'noj innovacionnoj sistemy RF // Voprosy social'no-ekonomicheskogo razvitiya regionov.

2019. No 1 (6). S. 18-25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.