Научная статья на тему 'УКРЕПЛЕНИЕ ОСНОВ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ПОДРОСТКОВ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ'

УКРЕПЛЕНИЕ ОСНОВ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ПОДРОСТКОВ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
221
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ / ДЕПРИВАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА / СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ / ЭТИКА / SPIRITUAL VALUES / DEPRIVATION / RESIDENTIAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS / SOCIAL CONDITIONS / ETHIC

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Моложавенко Вера Леонидовна, Абрамовский Антон Львович, Шутова Наталья Александровна

В статье осуществлен анализ сущности семейных ценностей, особенности их формирования у детей подросткового возраста, оставшихся без попечения родителей, находящихся в образовательных учреждениях интернатного типа. Психологи считают, что формирование семейных ценностей, таких как семья и брак у детей в подростковом возрасте самый благоприятный период. Ценности выступают ядром личности и регулятором ее поведения, являясь, тем самым, фундаментальной основой духовного развития общества. Формирование семейных ценностей у подростков мы осуществляли через совокупное формирование следующих компонентов: когнитивного, потребностно-мотивационного, эмоционального, деятельностно-практического. Для этого мы создали социально-педагогические условия целенаправленного отбора, конструирования содержания, подбора педагогических средств, организационных возможностей, максимальное усиление и использование пространственной среды образовательного учреждения. После реализации программных социальных условий исследование выявило повышение процентного значения среднего и высокого уровня сформированности семейных ценностей в экспериментальной группе по всем компонентам. Таким образом, можно говорить о том, что предложенные социальные условия по формированию семейных ценностей у подростков, оставшихся без попечения родителей, является эффективными, поскольку с математической достоверностью мы подтвердили положительный сдвиг между результатами сформированности компонентов до и после проведения программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Моложавенко Вера Леонидовна, Абрамовский Антон Львович, Шутова Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRENGTHENING THE BASICS OF THE SPIRITUAL DEVELOPMENT OF SOCIETY THROUGH THE FORMATION OF FAMILY VALUES IN ADOLESCENTS LEFT WITHOUT PARENTAL CARE

The article analyzes the essence of family values, the peculiarities of their formation in adolescent children left without the care of parents, who are in educational institutions of the internal type. Psychologists believe that the formation of family values, such as family and marriage in children in adolescence is the most favorable period. Values are the core of the individual and the regulator of its behavior, thus being the fundamental basis of the spiritual development of society. We formed family values in teenagers through the cumulative formation of the following components: cognitive, necessary-motivational, emotional, active- practical. To do this, we have created social and educational conditions for purposeful selection, construction of content, selection of educational means, organizational opportunities, maximum strengthening and use of the spatial environment of the educational institution. Following the implementation of the programmatic social conditions, the study found an increase in the percentage of the average and high level of family values in the experimental group for all components. Thus, we can say that the proposed social conditions for theformation of family values in adolescents left without parental care, is effective, because with mathematical certainty we have confirmed a positive shift between the results of the formation of components before and after the program.

Текст научной работы на тему «УКРЕПЛЕНИЕ ОСНОВ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ПОДРОСТКОВ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ»

УДК 376.6

УКРЕПЛЕНИЕ ОСНОВ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ПОДРОСТКОВ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Вера Леонидовна Моложавенко1, Антон Львович Абрамовский1, Наталья Александровна Шутова2

1Кафедра маркетинга и муниципального управления, Тюменский индустриальный университет, Тюмень, Российская Федерация

2Автономное учреждение социального обслуживания населения Тюменской области и дополнительного профессионального образования «Региональный социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Семья»», Тюмень, Российская Федерация

Аннотация. В статье осуществлен анализ сущности семейных ценностей, особенности их формирования у детей подросткового возраста, оставшихся без попечения родителей, находящихся в образовательных учреждениях интернатного типа. Психологи считают, что формирование семейных ценностей, таких как семья и брак у детей в подростковом возрасте самый благоприятный период. Ценности выступают ядром личности и регулятором ее поведения, являясь, тем самым, фундаментальной основой духовного развития общества. Формирование семейных ценностей у подростков мы осуществляли через совокупное формирование следующих компонентов: когнитивного, потребностно-мотивационного, эмоционального, деятельностно-практического. Для этого мы создали социально-педагогические условия целенаправленного отбора, конструирования содержания, подбора педагогических средств, организационных возможностей, максимальное усиление и использование пространственной среды образовательного учреждения. После реализации программных социальных условий исследование выявило повышение процентного значения среднего и высокого уровня сформированности семейных ценностей в экспериментальной группе по всем компонентам. Таким образом, можно говорить о том, что предложенные социальные условия по формированию семейных ценностей у подростков, оставшихся без попечения родителей, является эффективными, поскольку с математической достоверностью мы подтвердили положительный сдвиг между результатами сформированности компонентов до и после проведения программы.

Ключевые слова: духовные ценности, депривация, образовательные учреждения интернатного типа, социальные условия, этика.

Strengthening the Basics of the Spiritual Development of Society Through the Formation of Family Values in Adolescents Left Without Parental Care

Vera L. Molozhavenko1, Anton L. Abramovsky1, Natalia A. Shutova2

department of Marketing and Public Administration, Industrial University of Tyumen, Tyumen, Russian Federation

2Autonomous Social Services Institution of the Tyumen Region and Additional Vocational Education "Regional Social and Rehabilitation Center for Minors "Family"", Tyumen, Russian Federation

Abstract. The article analyzes the essence of family values, the peculiarities of their formation in adolescent children left without the care of parents, who are in educational institutions of the internal type. Psychologists believe that the formation of family values, such as family and marriage in children in adolescence is the most favorable period. Values are the core of the individual and the regulator of its behavior, thus being the fundamental basis of the spiritual development of society. We formed family values in teenagers through the cumulative formation of the following components: cognitive, necessary-motivational, emotional, active-practical. To do this, we have created social and educational conditions for purposeful selection, construction of content, selection of educational means, organizational opportunities, maximum strengthening and use of the spatial environment of the educational institution. Following the implementation of the programmatic social conditions, the study found an increase in the percentage of the average and high level of family values in the experimental group for all components. Thus, we can say that the proposed social conditions for the

formation of family values in adolescents left without parental care, is effective, because with mathematical certainty we have confirmed a positive shift between the results of the formation of components before and after the program.

Keywords: spiritual values, deprivation, residential educational institutions, social conditions, ethic. Введение

Семейные ценности занимают центральное место в структуре личностных ценностей и значительное место среди ценностей социальных. Анализ научных источников позволил нам в общем виде сформулировать понимание семейных ценностей. Под семейными ценностями мы будем понимать культуру внутрисемейного взаимодействия: взаимоотношение, взаимопомощь, взаимосодействие супругов, отношение к родителям, место в семье стариков и детей, то есть те нормы, которые пропагандирует отдельное государство. В работе производится более глубокий теоретико-методологический анализ сущности и особенностей данного феномена. Понятие «ценности» стало использоваться в роли одной из основополагающих характеристик мировоззренческой сферы человека еще в древние времена. Так, Аристотель при изучении в труде «Большая этика» различных видов благ впервые вводит в употребление термин «тимиа», что означает «ценимое», выделяя среди них «божественные» — ум и душа, «хвалимые», то есть оцененные обществом и вызывающие похвалу, и «блага-возможности» — красота, власть, богатство и сила. При этом Аристотель замечает, что перечисленные блага могут быть использованы людьми как в добрых, так и в злых целях [1]. Сократ также известен тем, что понятия «благо» и «красота из оценочных («хорошее», «прекрасное») возвел в категорию идеальных ценностей. Большое влияние на развитие системы ценностей оказали ученые и мыслители XVIII-XIX веков. Так, например, известный немецкий философ И. Кант трактовал понятие «ценности» как нечто значимое для личности человека, как стоящие перед человеком цели и как требования, обращенные к его воле [2]. К середине XX века сложилось несколько подходов к пониманию содержания понятия «ценности». Зарубежная наука определяла «ценности» как:

• идеалы, назначение которых — преобразить относящуюся к ним реальность (по Э. Дюркгейму) [3];

• уверенное социальное действие, основанное на конкретном типе самодовлеющих ценностей (по М. Веберу) [4];

• представления о желаемом типе социальной системы. Ценности, регулирующие принятие решений субъектами действия (по Т. Парсонсу) [5];

• сексуальные влечения бессознательного при этом эрос удовлетворен (З. Фрейд и его последователи) [6].

Советская наука понимала «ценности» как свойство общественного предмета или явления (людей, групп, классов, всей общности) удовлетворять потребности в реализации важного смысла социального предмета или явления (О.Г. Дробницкий, В.П. Тугаринов) [7]. В настоящее время понятие «семейные ценности» используется в тех областях науки, которые занимаются изучением социальных явлений, и в настоящее время активно изучается в психологии, социологии, философии, педагогике. В трактовке изучаемого понятия анализ научной литературы раскрывает различные точки зрения, которые во многом зависят от понимания сущности его смысловых единиц «семья» и «ценности». В педагогическом энциклопедическом словаре приведено понятие семьи как малой группы людей, связанных кровным родством или браком, моральной ответственностью и взаимопомощью, имеющих общий быт. Семья, как социальный институт, выполняет репродуктивную, экзистенциальную функцию, а также функцию первичной социализации [8].

В педагогических исследованиях В.П. Бездухова и А.В. Воронцова рассматривается подход М.С. Кагана, определявшего ценность как значение некоего предмета для субъекта с последующим специфическим к нему отношением, связывающим объект с субъектом [9]. Указанные исследования рассматривают также подход Г. Олпорта, обозначающего ценность

как некий личностный смысл, категорию «значимости», а не категорию знания. В философском словаре понятие «семья» рассматривается в роли «социальной группы общества, важнейшей формы организации быта, основанной на супружеском союзе и родственных связях» [10]. Национальная философская энциклопедия определяет «ценности» в качестве социальных и культурных значений определенных явлений действительности [11]. В русской религиозной философии понятие «ценности» неотъемлемо связано с идеей божественного начала, имеющей наиважнейшее значение для существования человеческой личности, определяющей образ мыслей и поведения. Так, говоря о семейных ценностях, В.С. Соловьев отмечает, что «...цель воспитания в семье духовно-организованной состоит в том, чтобы связать временную жизнь нового поколения с вечным благом, общим для всех поколений и восстановляющим их существенное единство» [12].

В социологической литературе распространено определение семьи, предложенное А.Г. Харчевым, который рассматривал семью в качестве исторически сложившейся системы взаимоотношений между ее членами. Потребность общества в нравственном и физическом воспроизводстве населения обусловливает социальную необходимость семьи [13]. В социологии «ценности» именуются «ценностными ориентациями» и представляют собой, по мнению Ю.А. Погорельцова, «высшую форму проявления установок, способных демонстрировать социально обусловленное избирательное отношение к идеалам» [14]. Они также являются важнейшими составляющими внутренней иерархии личности, формирующимися с жизненным опытом, утверждаясь в сознании. М. Вебер с помощью ценностных ориентаций личности определяет самое значимое и существенное, что, по его мнению, гарантирует устойчивость взглядов и принятие определенного типа поведения и деятельности. Ценностные ориентации помогают личности в распределении своих потребностей и интересов по степени их значимости, а также отражают в сознании индивида его мировоззренческие ориентиры и стратегические жизненные цели [4].

Анализируя основные научные подходы к понятию «ценности», можно выделить такие основные теоретические константы, лежащие в основе сущности изучаемого феномена: являются основой жизненного смысла; формируют смысловую составляющую культуры отдельной личности и общества; определены личностной, социальной значимостью; основаны целеполаганием в деятельности личности и общества; регулируют жизнь отдельной личности и общества; определяют границы, нормы поведения людей в семье и в обществе.

Сравнив различные подходы к таким смысловым единицам как «семья» и «ценности», перейдем к самому понятию «семейные ценности» (таблица 1). Исследователи рассматривают данный термин опираясь на различные аспекты. Некоторые авторы, в частности Н.И. Олифирович, Т.Ф. Велента и Т.А. Зинкевич-Куземкина, трактуют понятие «семейные ценности» как открыто одобряемую, общественно культивируемую или, напротив, характерную только для какой-то конкретной семьи совокупность взглядов, определяющие выбор целей семьи, способов организации взаимодействия, жизнедеятельности.

О.Г. Прохорова трактует «семейные ценности» как умение сочувствовать, сопереживать, сострадать (духовное единство), как проявление этнической и психологической культуры, терпения и снисходительности, великодушия и доброты, подавления своего эгоизма, родовые и семейные связи между различными поколениями, умение слушать и уважать друг друга. Н.Г. Храмова под семейными ценностями, понимает положительное и отрицательное в показателях значимых объектов [15], что основаны на единой общности и совместной деятельности близких людей, которые связаны узами брака — отцовства и материнства — родственности, вовлеченных в общую человеческую жизнедеятельность, объединенных общими целями, интересами, социальными отношениями.

Ж.Н. Дюльдина трактует «семейные ценности» как взаимообусловленность особенностей морального, нравственного, культурного, традиционного, национального поведения людей, объединенных рамками малой социальной группы, связанных браком и кровным родством [16]. По мнению Э.Г. Эйдемиллера, семейные ценности — это идеал, который

вырабатывается одобряемым поведением членов семьи, культивируется сформированным сознанием семьи, которое содержит абстрактное представление важных атрибутов взаимоотношений семьи, важного в разных сферах ее жизнедеятельности. Следовательно, семейные ценности являются частью психологической культуры личности каждого члена и являются источником мотивации для всей семьи [17].

Таблица 1. Систематизация семейных ценностей

Внутрисемейные ценности, связанные с браком (Д.В. Медкова) [18] • Брак как равноправие супругов • Доминирование одного из супругов, полов и связанных с этим ролей • Межличностные отношения между супругами, взаимоподдержка, взаимопонимание • Родительство, многодетность или малодетность, воспитание и социализация детей

Социальные функции (А.А. Яворская, М.В. Дмитриева) [19] • Репродуктивная функция — воспроизводство детей, народонаселения в целом • Социализация — социальное воспитание на примере поведения, взаимоотношений • Экзистенциальная, определяющая ценности, поддержание жизнедеятельности всех членов семьи и детей, старшего поколения • Экономическая, способы и формы распределения и потребления экономических ресурсов внутри семьи

Иерархическая значимость (А.М. Русецка) [20] • Духовные ценности: религия, высшие идеалы, чувство прекрасного • Нравственные ценности: черты характера, такие как порядочность, честность • Ценности автотелического характера: любовь к членам семьи и окружающим, благополучие в семье • Основополагающие жизненные ценности: здоровье всех членов семьи, материальное благополучие в семье

Духовно-нравственные ценности как части национальной культуры (С.П. Акутина) [21] • Родовые как высшие, духовно-нравственные ценности, такие как любовь, порядочность, добро, уважительность, целомудрие, истина, красота, соборность • Видовые, обусловленные природно-географическими, духовно-нравственными ценностями • Общественно-государственные, духовно-нравственные ценности: Родина, свобода и равенство, правда, безопасность • Культурно-национальные ценности: кровные ценности семьи, мать, отец, бабушка, дедушка, дети, здоровье всех членов семьи

Три оси и три основания (О.Н. Безрукова) [22] • Родство, супружество, родительство • Основные цели создания семьи — это любовь между будущими супругами, общий дом, достаток в семье, крепкий брак, рождение и воспитание детей

Целенаправленность на качества личности семьянина (Л.О. Володина) [23] • Кровное родство, выражающееся в почитании, благодарности предкам, гордости за сопричастность к своиму роду и к своим предкам • Дитя как символ любви к ребенку, пожелание ему благости, принятие ответственности за нравственное воспитание, формирование ответственного поведения • Мать как символ материнской мудрости, справедливости, доброты, заботливости • Отец как символ отцовской мудрости, ответственности за благополучие семьи и семейный достаток • Дом как символ теплоты в доме, возможность организовать безопасный быт семьи • Семейный лад — согласованное, уважительное отношение друг к другу • Целомудрие как символ гордости за свою семью, проявление скромности, стыдливости, чистоты души

Универсальность у всех семей (С.С. Федоренко) [24] • Любовь — фундамент семейных отношений • Продолжение рода, рождение и воспитание добропорядочных детей • Забота о здоровье и благополучии детей и старшего поколения • Почтительное отношение к родителям • Культура быта семьи

Следует подчеркнуть, что в российском законодательстве не раскрывается содержание понятия «семейные ценности» и нет уточняющего перечисления семейных ценностей, принятых в обществе. В связи с этим, важно отметить поправки современной конституции 2020 года, в которых семья рассматривается как главная ценность большинства россиян. Поправки поддерживают традиционные семейные ценности, а также трактуют брак как союз мужчины и женщины, уважение детей к старшим, доверие и заботу нескольких поколений внутри семьи. Основные понятия семейных ценностей, принятых на государственном уровне, представлены в п. 1 ст. 1 Семейного кодекса РФ [25], материнство и детство представлено как ценность на государственном уровне в п. 1. ст. 38 Конституции РФ [26]. При этом важно также придать значимость отцовству, аналогичную материнству. Резюмируя рассмотрение сущности понятия «семейные ценности», важно отметить, что процесс возникновения и развития семейных ценностей совпадает с процессом зарождения и образования бытовых, обрядовых, художественных, трудовых и иных национальных традиций. Традиционные для русского народа ценности и обычаи семейно-брачных отношений, формировавшиеся на протяжении многих веков, отражены в памятнике русской литературы XVI века «Домострой». Главные ценности семьи, согласно «Домострою», — это любовь к Богу, друг к другу, а также ко всем людям; это уважение, смирение и кротость, терпение, забота, взаимопомощь, почитание младшими старших, дети и забота о них [27].

На рубеже XX и XXI веков, вследствие значительного технического прогресса и развития социальной жизни, мы стали свидетелями глобального кризиса мировой культуры, что, в свою очередь, спровоцировало кризис российской семьи. Но, несмотря на кризис, российская семья сохранила ценности родительства и материнства, уважения и любви между членами семьи, значимости материнской роли, традиционной моногамии и гетеросексуальности [28]. Таким образом, рассмотрев историю возникновения и развития, сущность и структуру понятия «семейные ценности», а также определение этого понятия в научных сферах, можно перейти к вопросу, относящемуся непосредственно к теме исследования, а именно к основным подходам формирования семейных ценностей у подростков, оставшихся без попечения родителей. Для начала определим общие психологические особенности подросткового возраста, способствующие формированию представлений о семейных ценностях. Согласно многим периодизациям психического развития личности, подростковый период определяется возрастом от 11-12 до 14-15 лет и считается «переходным» периодом от детства к взрослости с характерным серьезным кризисом, затрагивающим как физиологическое, так и психическое развитие ребенка. Как отмечают психологи М.Е. Хилько и М.С. Ткачева [29], в этот период в личности ребенка происходят следующие психологические изменения: высокое развитие познавательных процессов и творческой активности; становление теоретического мышления за счет усвоения понятий и умения пользоваться ими в логических и абстрактных рассуждениях; развитие самосознания, повышение значимости оценки внешности, способностей, знаний окружающими людьми; возникновение потребности в доверительном общении, в уважении к их мнению, желание быть услышанными; стремление завоевывать уважение у сверстников, обладающими, по их мнению, более значимыми качествами; для мальчиков объектом подражания становятся «настоящие мужчины» — смелые, мужественные, выносливые, верные дружбе, обладающие силой воли, выдержкой.

Ведущей деятельностью становится интимно-личностное общение, формируется подростковая дружба. Учебная деятельность отступает на второй план. Только в ситуации общения дети подросткового возраста принимают общественные нормы и правила поведения, подражают, идентифицируют себя со значимыми образцами поведения, вырабатывают свой «кодекс чести», примеряют роли и маски. Через обучение, спортивное и художественное воспитание, через этапы социализации дети определяют свой путь, свою значимость, самоценность, самостоятельность, занимают свое место в обществе.

Психологи выделяют такие новообразования подросткового возраста:

• основное новообразование — чувство взрослости;

• конструирование «Я-концепции», предопределенной развитием самосознания, рефлексии, направленной на осознавание подростком себя, особенностей своей личности, характеризующейся в потребности к самореализации;

• склонность к рефлексии (основной формой самопознания становится критическое отношение к себе и сравнение себя со сверстниками и взрослыми);

• интерес к противоположному полу (появляется потребность стать лучше по средствам самосовершенствования и самовоспитания);

• особое развитие волевых качеств (выносливость, выдержка, терпение, настойчивость, концентрация внимания, сосредоточенность, работоспособность);

• потребность в деятельности, имеющей личностный смысл (отмечается дифференцированное отношение к учебе; происходит выбор будущей профессии; повышается познавательная и творческая активность; формируется система личностных ценностей).

Анализ различных источников по проблеме нашего исследования позволил сделать вывод о том, что подростковый возраст является наиболее сенситивным этапом развития личности ребенка для создания благоприятных условий формирования ценностного отношения к семье и браку, поскольку главными социально-психологическими приобретениями этого возраста являются: появление осознанного отношения к самому себе, открытие своего внутреннего мира, установление отношений с близкими и окружающими, появление чувства «взрослости», изменение в самосознании, устремленность в будущее и формирование идеалов. Усвоенные привычки и отношения к окружающим явлениям и обществу у подростков постепенно переходят в принципы и нормы поведения, формируется мировоззрение — все это создает благоприятную основу для формирования успешной идентификации себя с будущей ролью ответственного семьянина. Теперь перейдем к рассмотрению социально-психологических особенностей детей, воспитывающихся в условиях учреждения социального обслуживания населения. Для этого приводится сравнительная таблица 2, где указаны данные особенности подростков, воспитывающихся в семье и вне семьи.

Таблица 2. Сравнительная характеристика социально-психологических особенностей подростков,

воспитывающихся в семье и вне семьи

Параметр Характеристика социально-психологического развития

Подростки, воспитывающиеся в семье Подростки, воспитывающиеся в учреждении социального обслуживания населения (по В.Н. Ослон, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, Е.В. Силиной)

Интеллект Качественно улучшаются все параметры внимания. Улучшается память. Перенастраиваются процессы мышления. Развивается теоретическое мышление (гипотеза, дедукция). Самостоятельное мышление Ситуационность, классификационность и наглядность мышления, обедненность содержания мотивов деятельности

Образ «Я» Образ «Я» становится более целостным. Подросток видит разрыв между «Я»-идеальным и «Я»-реальным Более низкая эмоциональная оценка и стабильность «образа Я», доминирующее положение во внутреннем мире «образа Другого»

Познание Качественно улучшаются все параметры внимания. Улучшается память. Перенастраиваются процессы мышления, теоретическое мышление. Самостоятельное мышление Формально усвоенные знания и навыки

Нравственность Формирование ответственности за себя и свою жизнь. Способность к самооценке и самосовершенствованию. Формирование социально приемлемой модели поведения Склонность к саморазрушающему поведению. Легкомыслие, безответственность, иждивенчество

Деятельность Способность к волевой деятельности: постановка цели, планирование. Желание участвовать в общественной деятельности. Стремление проявить себя в творчестве Ориентация на внешний пошаговый контроль. Отсутствие целеустремленности, направленной на будущую жизнь. Желание быть незаметным. Состояние беспомощности

Временная перспектива Постановка задач по самосовершенствованию. Прописывание жизненного сценария. Формирование цели-мечты Ориентация на настоящее, суженная перспектива прошлого и будущего. Бесформенность жизненных планов, стремление к удовлетворению только самых насущных потребностей

Я-концепция Созидательное структурирование «Я-концепции» Формирование основных концептуальных представлений о себе неприятие себя, недоверие к себе, самооценка, ориентация на мнение посторонних, ощущение «Я» и «Мы»

Общение Общение — ведущая деятельность у детей подросткового возраста. Формирование потребности в признании в группе сверстников. В этот период сверстник становится для подростка непосредственным субъектом коммуникации Отсутствие потребности в эмоциональном контакте. Доминирование защитных форм поведения или деструктивная агрессия в решении конфликтов. Бедность, схематичность гендерной самоидентификации

Приведенные выше особенности подростков, оставшихся без попечения родителей, формируются либо усиливаются под воздействием фактора депривации, то есть недостаточности или отсутствия каких-либо условий для полноценной жизни и психического развития подростка. С этим фактором мы связываем основную особенность воспитательной среды интернатных учреждений, о которой и пойдет речь далее. В своем исследовании мы опирались на подробное описание данного явления чехословацкими психологами И. Лангеймером и 3. Матейчиком, диссертационное исследование Г.И. Плясовой, а также на научные труды психологов Т.А. Поповой, Л.Р. Аптикиевой, М.С. Бурсаковой. В связи с темой исследования, обозначим следующие виды депривации: личностную, семейную, социально-культурную, социально-предметную, спровоцированные характерными негативными факторами, а также имеющие определенные психологические последствия и проявления (таблица 3).

Таблица 3. Виды, факторы и последствия психической депривации

Вид депривации Негативный фактор Психологическое последствие

Личностная Частая перемена интернатных учреждений и, соответственно, воспитателей. Отсутствие значимого взрослого Идеализация неблагополучных родителей, усвоение негативной модели поведения. Неспособность испытывать глубокую душевную привязанность к партнеру

Вынужденная ориентация на официально принятые нормы, так как воспитатели для подростка — лишь формальные носители знаний, образцов поведения, исполнители поощрений и наказаний Феномен «отчуждения своего опыта» — переданные знания остаются формальными, отчужденными и не вызывают эмоционального, субъективного отношения, осознанного переживания

Проживание в больших коллективах, вынуждающее приспосабливаться к большому числу сверстников, отсутствие условий для уединения

«Принудительный» характер общения со сверстниками

Проживание в условиях полного государственного обеспечения

Эмоциональное напряжение и тревожность, усиливающие агрессию или обидчивость

Феномен вынужденной любви и дружбы

Иждивенческая позиция по отношению ко всем окружающим

Семейная

Отсутствие родительской любви и заботы

Отклонения в состоянии здоровья и психическом развитии, чаще всего — это задержка психического развития

Отсутствие естественной возможности присвоения поведенческих форм, интересов и ценностей своего пола

Низкая дифференцированность гендерной идентичности детей, выросших в условиях интернатного учреждения

Отсутствие чувство фамильного «мы»

Отсутствие чувства безопасности

Отсутствие родительского попечения, приводящего к формированию стихийного стайного чувства «мы»

Извлечение совместной выгоды от «чужих».

Формирование особых поведенческих норм в отношении к «своим» (воспитанникам интернатного учреждения) и «чужим»

Незавершенность процесса переживания по поводу потери родителей или разлуки с

Блокировка или торможение образования связей с социумом взрослых людей, вследствие чего осложняется развитие самопринятия и самоидентификации

Социально-культурная

Ограничение контактов воспитанников с более широкой социальной действительностью

Недоверие и боязнь внешнего мира,

состояние беспомощности, неусвоенность социальных норм

Обедненность общения со взрослыми, ограниченность круга взрослых

Неусвоенность нормативного ролевого

поведения, в частности, роли _будущего родителя_

Регламентация жизнедеятельности ребенка, ограничение личностного выбора

Затруднение развития внутреннего самоконтроля, саморегуляции личности. Низкий уровень самостоятельности и инициативности

Нехватка моделей социального поведения для подражания и последующего усвоения

Трудности в усвоении и воспроизведении социального опыта

Недостаток условий для знакомств и общения с родственниками в связи с жесткой нормативностью жизни

Отсутствие сформированности родственных чувств, неспособность налаживания тесных связей с родными своего супруга/супруги в будущем

Наличие прошлого негативного опыта жизни в семье

Сформированность искаженного образа семьи

Отсутствие положительной семейной истории, опыта следования традициям, проведения праздников

Отсутствие навыков к организации семейного досуга и праздников

Не сформировано адекватное представление о гендерных ролях, нет образа поведения мужчины и женщины в их иерархической структуре сознания

Наряду с идеализацией образа семьи происходит гипертрофия ее отрицательного образа.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отрицательный образ семьи значительно сформирован, внесены краски эмоциональной агрессии и психологического насилия. Нет представлений о семье как о месте защиты от внешней агрессии и угроз. Положительный образ семьи отсутствует

ними

Нехватка воспитательных средств в сфере полового воспитания подростков в противовес стихийному влиянию СМИ Несформированность культуры половых отношений

Негативные примеры поведения, демонстрируемые в прошлом родителями Некритичное восприятие подобных паттернов своего поведения и поведения окружающих

Социально-предметная Отсутствие личного пространства. Отсутствие бережливости и ответственности

Недостаток в предметах семейно-бытового назначения Неумение вести семейный быт

Теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования позволил разделить мнение Г.И. Плясова о том, что в учреждениях интернатного типа у подростков формируются психологические особенности характера и представления о семье, которые препятствуют освоению роли от мужчины-семьянина [20]. Следовательно, в данных учреждениях особенно актуальна организация педагогического процесса, направленного на формирование представлений о семейных ценностях через создание и реализацию комплекса специальных педагогических условий, учитывающих вышеперечисленные обстоятельства.Нами разработана и экспериментально апробирована социально-педагогическая модель, включающая такие взаимозависимые компоненты:

• принципы (гуманистической направленности, природосообразности, ориентации на социально-ценностные отношения, культуросообразности, эмоционально-положительного отношения к кровной семье, индивидуально-личностной педагогической поддержки, толерантного взаимодействия всех субъектов воспитательного процесса);

• подходы (гуманистический, аксиологический, нравственно-ориентированный коллективистский, личностно-ориентированный);

• компоненты (когнитивный, потребностно-мотивационный, эмоциональный, коммуникативный);

• этапы (познание, осмысление, эмоциональное переживание, воспроизведение);

• педагогические средства (лекция, беседа, дискуссия, «мозговой штурм», моделирование ситуации, ситуационное упражнение, презентация проекта, сюжетно-ролевая игра, просмотр и обсуждение фильмов, встреча с интересными людьми, групповая рефлексия, кейс-технологии, размышление, рефлексивное сочинение), блоки элементов содержания (любовь, семейный лад, продолжение рода, почитание родителей, представления о ролях в семье) (рисунок 1).

Мы разделяем точку зрения Г.И. Плясовой, о том, что процесс формирования ценностей у подростков, оставшихся без попечения родителей и находящихся на социальной реабилитации в учреждении социального обслуживания населения, должен осуществляться путем целенаправленной социализации и планомерного развития сферы: когнитивной, потребностно-мотивационной, эмоциональной, а также деятельностно-практической (коммуникативной). Содержательное представление компонентов и педагогические средства [30], применяемые для формирования семейных ценностей, представлены в таблице 4.

Экпериментальное исследование проводилось в Автономном учреждении социального обслуживания населения Тюменской области и дополнительного профессионального образования «Региональный социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Семья»». Исследование проводилось в период с мая 2017 по декабрь 2019 гг. Всего в исследовании приняло участие 34 подростка (17 человек — контрольная и 17 человек — экспериментальная группы).

Рисунок 1. Модель формирования семейных ценностей у подростков, оставшихся без попечения

родителей

Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика Т. 13, № 3, 2020 Таблица 4. Социально-педагогические условия формирования семейных ценностей

Компонент

Содержание компонента

Педагогическое средство формирования семейных ценностей

й ы н в и

ити

н г о К

• Сформированность представлений о роли родителей в семье, функций матери, отца, старшего поколения, детей в семье

• Сформированность культурных традиций в семье

• Осознанность целей создания семьи.

• Сформированность культурных половых отношений

• Внесение в содержательный обучающий аспект содержания компонентов

• Организация деловых игр, тренингов, семинаров

• Погружение в культурно-исторический опыт существования счастливых, наполненных смыслом и целями семей (фильмы, спектакли, наполненные семейными целями)

й ы н

ньл

а н о

и ц

о

м

• Сформированность представлений об истинной любви, как деятельностной ответственности перед членами семьи, поддержки, взаимопомощи, уважения, ответственности за всех членов семьи

• Культура взаимоотношений, с различными членами семьи: родители, старшее поколение, дети

• Сформированность понимания ответственности за семейный досуг

• Умение проводить совместный досуг

• Проведение тренингов, дискуссий, бесед, обсуждение фильмов, организация деловых игр с целью формирования умений адекватно выражать свои эмоциональные состояния и чувства

• Проведение дискуссий

• Выражение заботы о членах семьи, доверительных отношений между сестрами-братьями

• Изучение религиозных основ, посещение церкви и патриотических организаций

й ы н н о и

в и т о

о н т с о н б е

о По

• Сформированность мировоззрения о ценностных представлениях, о семейной жизни

• Сформированность понимания основной формы смыслового ценностного проживания — это наличие семьи и семейно-брачных отношений

• Сформированность мотивации на создание благополучной семьи, рождение и воспитание детей, как продолжателей своего рода

• Проведение дискуссий, семинаров, просмотры фильмов на тему: смысла жизни, жизненных идеалов, структурирования целеполагания, жизненных ориентиров

• Проведение ролевых игр в разновозрастных группах

• Проведение диспутов, семинаров с приглашением успешных людей, образцовых семей, многодетных отцов и матерей, сестер и братьев из многодетных семей

• Приглашение на беседы представителей из профессиональных династий

й

тк а

он т с о н ь л е т

я е

Д

• Сформированность практических умений и навыков, необходимых для ведения семейной экономики

• Сформированность устойчивых черт характера: силы воли, терпения, взаимоуважения.

• Сформированность коммуникативных умений и навыков разрешения конфликтных ситуаций на миролюбивой основе

• Организация деловых игр, направленных на формирование умений распоряжаться деньгами

• Психолого-педагогические дискуссии и тренинги, направленные на формирование умений вести домашнее хозяйство

• Организация ролевых игр с кухонными принадлежностями, сервировка стола, культура приема пищи, уборка квартиры, организация культуры быта

Эмпирическое исследование состояло из следующих этапов: I. Констатирующее исследование — определение уровня сформированности семейных ценностей у подростков по следующим компонентам: когнитивному; потребностно-мотивационному; эмоциональному; коммуникативному.

II. Формирующий эксперимент — разработка и реализация программы по формированию семейных ценностей.

1. Разработка адаптированной для подростков, оставшихся без попечения родителей, программы, направленной на формирование стадии освоения семейных ценностей.

2. Апробация данной программы:

• подбор подростков в экспериментальную группу на основе собеседования;

• информирование педагогов и администрации учреждения о плане проведения занятий;

• проведение занятий с экспериментальной группой согласно разработанной программе;

• контроль динамики хода работы, предоставление научному руководителю «обратной связи» о ходе апробации программы.

3. Внесение необходимых корректив в программу.

III. Контрольное обследование.

1. Повторное диагностическое обследование с целью определения уровня сформированности семейных ценностей у подростков по когнитивному, потребностно-мотивационному, эмоциональному, коммуникативному компонентам.

2. Описание результатов исследования.

В процессе научно-исследовательской деятельности было проведено общее констатирующее исследование контрольной и экспериментальной групп воспитанников Автономного учреждения социального обслуживания населения Тюменской области и дополнительного профессионального образования «Региональный социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Семья»» с целью определения уровня сформированности семейных ценностей по когнитивному, потребностно-мотивационному, эмоциональному и деятельностному компонентам. Предполагается, что стадии освоения выделенных семейных ценностей будут формироваться с помощью педагогических средств, применяемых поэтапно по схеме:

Первый этап познания:

• восприятие — лекция, беседа, дискуссия;

• активная мыслительная деятельность — «мозговой штурм», моделирование ситуации, ситуационное упражнение

• теоретическая деятельность — презентация проекта.

Второй этап осмысления:

• кейс-технологии, размышление, рефлексивное сочинение, час вопросов и ответов;

• этап эмоционального переживания — просмотр и обсуждение фильмов, встреча с интересными людьми, групповая рефлексия;

• этап воспроизведения освоенных ценностей — сюжетно-ролевые игры.

Материалы и методы

Подбор диагностического инструментария нашего исследования основывается на выявлении уровня сформированности семейных ценностей у подростков по когнитивному, потребностно-мотивационному, эмоциональному и коммуникативному компонентам.

Когнитивный компонент

1. Применение диагностического опросника «Семейные ценности» М.С. Константиновой и М.В. Мартыновой [31], включающий вопросы, по следующим разделам:

• деятельностная любовь, проявляющаяся в заботе ко всем членам семьи;

• сформированность уважительного отношения к родителям, старшим и младшим;

• гендерные семейные роли, сформированность понимания и уважения к ним;

• культура семейного быта.

2. Тест «Нравственная готовность к браку» Е.К. Погодиной [32] состоит из 16 вопросов-утверждений. Тест позволяет оценить уровень теоретических знаний о семье, ее функциях и роли в жизни человека, уровень представлений о взаимоотношениях в семье.

Эмоциональный компонент

Методика незаконченных предложений С.А. Романовича и Т.А. Масленицыной [31]. Цель методики направлена на изучение семейных установок и личностных эмоциональных отношений подростков к семье.

Потребностно-мотивационный компонент

1. Методика М. Рокича «Ценностные ориентации» позволяет изучать терминальные ценности, то есть осознание конечной цели жизни, инструментальные ценности — понимание того, что определенный образ жизни приводит к реализации этих целей [31]. Методика была адаптирована нами следующим образом: терминальные и инструментальные ценности представлены в виде отдельных карточек двух разных цветов, формулировки некоторых ценностей упрощены и конкретизированы. Все это позволяет оптимизировать процесс ранжирования, а также дает возможность уточнения первоначального решения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. «Уровень сформированности брачно-семейных представлений» мы выявляли с помощью анкеты Л.К. Алимгужиной [33].

Деятельностный компонент

1. «Гендерные роли», были изучены с помощью опросника М.С. Константиновой и М.В. Мартыновой [34].

2. Изучение готовности будущих супругов к конструктивному межличностному взаимодействию с помощью теста-карты оценки готовности к семейной жизни И.Ф. Юнды [35]. Таким образом, общую сформированность элементов семейных ценностей у подростков, оставшихся без попечения родителей (любовь, семейный лад, продолжение рода, почитание родителей, представление о ролях в семье), мы определяем по степени сформированности вышеперечисленных компонентов, так как считаем, что от степени их сформированности зависит степень готовности подростка к роли будущего семьянина.

Результаты и обсуждение

Анализ научных трудов:

• в области традиционных семейных ценностей (О.Г. Прохорова, Н.Г. Храмова, Э.Г. Эйдемиллер, Н.И. Олифирович), их становлению (А.Б. Беляева) и трансформации в современном обществе (Е.В. Порохнюк, М.С. Яницкий);

• в сфере научных исследований по проблеме формирования семейных ценностей у подростков (С.П. Акутина, Л.О. Володина, С.С. Федоренко, Е.К. Погодина, Д.В. Медкова, Ж.Н. Дюльдина) и, в частности, у детей, оставшихся без попечения родителей (Г.И. Плясова, Н.В. Гибадуллин, А.Б. Беляева);

• в области психологических теорий развития личности детей, оставшихся без попечения родителей (Й. Лангмейер, 3. Матейчек, Т.А. Попова, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, Е.В. Силина, В.Н. Ослон);

• в изучении педагогических аспектов процесса воспитания нравственных ценностей на различных стадиях (В.П. Бездухов, А.В. Воронцов, Б.П. Битинас, В.В. Давыдов и А.В. Петровский, М.А. Данилов, Л.И. Рувинский, Г.П. Иванова).

После проведения программы по формированию семейных ценностей у подростков, а также оставшихся без попечения родителей, мы провели повторное диагностическое обследование контрольной и экспериментальной групп с целью определить эффективность составленной нами программы. Полученные данные представлены в таблице 5.

Таблица 5. Результаты диагностического обследования экспериментальной группы, направленного на выявление уровня сформированности семейных ценностей до и после проведения формирующего

эксперимента, п = 17 чел.

Компонент Методика Показатель, %

Когнитивный Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

до после до после до после

«Семейные ценности» 45 43 20 47 35 10

«Нравственная готовность к браку» 7 8 36 76 27 16

Потребностно-мотивационный «Уровень сформированности брачно-семейных представлений» 6 12 63 71 31 17

«Ценностные ориентации» Терминальные ценности Инструментальные ценности

до после до после

28 38 34 41

Эмоциональный Незаконченные предложения 2 степень 1 степень 0 степень -1 степень -2 степень

до после до после до после до после до после

8 10 23 35 53 41 9 7 7 7

Деятельно-стный «Гендерные роли» Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

до после до после до после

27 36 44 61 29 3

«Готовность к семейной жизни» 12 15 50 59 38 26

Статистическая обработка данных методом расчета Т-критерия Вилкоксона показала, что при сравнении результатов диагностики констатирующего и контрольного этапов, величина Тэмп попадает в зону значимости. В таблице 6 представлены обобщенные результаты расчета Т-критерия Вилкоксона при сравнении данных констатирующего и контрольного этапов исследования [35].

Таблица 6. Обобщенные результаты расчета Т-критерия Вилкоксона при сравнении данных констатирующего и контрольного этапов исследования по компонентам сформированности

семейных ценностей

Компонент сформированности семейных ценностей Значение Т-критерия при n = 17 Вывод

Ткр Тэмп

P < 0,01 P < 0,05

Когнитивный 132 155 3 Зона значимости

Потребностно-мотивационный 132 155 22 Зона значимости

Эмоциональный 132 155 35 Зона значимости

Деятельностный 132 155 5 Зона значимости

Таким образом, мы можем утверждать, что положительные изменения результатов сформированности семейных ценностей, зафиксированные после проведения формирующего исследования в экспериментальной группе, не случайны и значимы.

Выводы

Констатирующее исследование, направленное на выявление сформированности семейных ценностей в контрольной и экспериментальной группах по когнитивному, потребностно-мотивационному, эмоциональному и коммуникативному компонентам, выявило в целом преобладание среднего уровня сформированности данных компонентов. На основе

теоретического исследования проблемы формирования семейных ценностей у подростков, оставшихся без попечения родителей в условиях учреждения социального обслуживания населения, а также на основании анализа результатов практического экспериментального исследования, была разработана и апробирована программа реализации модели социально-педагогических условий, направленная на формирование стадии освоения семейных ценностей у данного контингента подростков.

Повторное исследование выявило в целом повышение процентного значения среднего и высокого уровней и уменьшение низкого уровня сформированности семейных ценностей в экспериментальной группе по когнитивному, потребностно-мотивационному, эмоциональному и коммуникативному компонентам. Повторное обследование контрольной группы выявило незначительные колебания процентного значения в пределах первоначальных числовых показателей. Таким образом, на основе результатов исследования можно говорить о том, что разработанная в статье модель и социально-педагогические условия (созданные на ее базе) по формированию семейных ценностей у подростков, оставшихся без попечения родителей, является эффективной, так как произошел положительный сдвиг между результатами до и после проведения программы.

Библиографический список

[1] Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система: монография. -Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. - 143с.

[2] Кант И. Сочинения в шести томах / Пер. с нем. Б.А. Фохта; под ред. В.Ф. Асмуса, А.В. Гулыги и Т.И. Ойзермана. - Т. 4. - Москва: Мысль, 1965. - 478 с.

[3] Гофман А.Б. Э. Дюркгейм о ценностях и идеалах // Социологические исследования. -1991. - № 2. - С. 104-106.

[4] Вебер М. Избранные произведения / Пер. с нем, сост., общ. ред. Ю.Н. Давыдова. -Москва: Прогресс, 1990. - 808 с.

[5] Парсонс Т. Ценности, мотивы и системы действия. - Москва: Академический проект, 2002. - 800 с.

[6] Фрейд З. О психоанализе // Психоаналитические этюды. - Минск: Попурри, 1997. - С. 4-56.

[7] Дробницкий О.Г. Мир оживших предметов (проблема ценности и марксистская философия). - Москва: Политиздат, 1967. - 352 с.

[8] Педагогический энциклопедический словарь / Под ред. Б.М. Бим-Бада. - Москва: Большая Российская энциклопедия, 2009. - 527 с.

[9] Бездухов В.П., Воронцов А.В. Теория и практика приобщения учащихся к ценностям. -Самара: СамГПУ, 2002. - 192 с.

[10] Философский словарь / Под ред. М.М. Розенталя. - Москва: Госиздатполит, 1975. - 361 с.

[11] Ценности, их природа и принципы классификации. Виды ценностей: конспект по философии: понятие и природа ценностей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://poisk-istini.com/literatura/filosofiya-konspekty-lekciy-bushuev/cennosti-v-chelovecheskoj-zhizni-ix-priroda-i-principi-klassifikacii (дата обращения: 21.04.2020).

[12] Соловьев В.С. Оправдание добра. В 2 томах. Том 1 / Сост., общ. ред. А.Ф. Лосева и А.В. Гулыги. - Москва: Мысль, 1990. - 511 с.

[13] Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. - Москва: Мысль, 1979. - 325 с.

[14] Погорельцова Ю.А. Психология личности: учебное пособие. - Санкт-Петербург: СПбГТУРП, 2011. - 105 с.

[15] Храмова Н.Г., Алексеева Г.Г., Сараева А.А., Алтушкина Т.А. Культура семьи: учебное пособие. - Кострома: ГОУВПО КГУ им. Н.А. Некрасова, 2005. - 204 с.

[16] Дюльдина Ж.Н. Формирование у юношей семейных ценностей в условиях поликультурной среды (на примере курсантов военного вуза): дис. ... канд. пед. наук. -Ульяновск, 2010. - 315 с.

[17] Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия: учебное пособие для врачей и психологов. - Санкт-Петербург: Речь, 2003. - 336 с.

[18] Медкова Д.В. Семейные ценности как объект социологического анализа // Ломоносовские чтения. - 2003. - № 2. - С. 55-57.

[19] Яворская А.А., Дмитриева М.В. Ценности личности супругов в различных типах семейных систем [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cs-alternativa.ru/text/2394/2 (дата обращения 15.05.2020).

[20] Русецка A.M. Формирование культурных ценностей у ребенка в польской семье: автореф. дис. ... док.пед. наук. - Москва, 2007. - 45 с.

[21] Акутина С.П. Формирование у старшеклассников семейных духовно-нравственных ценностей во взаимодействии семьи и школы: дис. ... д-р. пед. наук. - Нижний Новгород, 2010. - 511 с.

[22] Безрукова О.Н. Проблемы народонаселения в зеркале истории // Шестые Валентеевские чтения: сборник докладов. - Москва: МАКС Пресс, 2010. - С. 159-167.

[23] Володина Л.О. Духовно-нравственные ценности воспитания в русской семье во второй половине XIX — начале XX в.: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Вологда, 2006. - 260 с.

[24] Федоренко С.С., Кислова Н.Н., Мартынова М.В., Тихонова Е.В. Модель формирования семейных ценностей у детей и подростков: учебно-методическое пособие / Под. ред. Е.В. Вергизовой, Т.С. Воробейковой и О.В. Эрлиха. - Санкт-Петербург: Свое издательство, 2014. - 403 с.

[25] Семейный Кодекс Российской Федерации № 223-Ф3 от 29.12.1995: ред. от 29.12.2017 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_8982 (дата обращения 23.05.2020).

[26] Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования от 01.07.2020 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399 (дата обращения: 19.05.2020).

[27] Домострой / Пер. В.В. Колесов; под ред. Л.А. Дмитриева. - Москва: Наука, 2016. - 400 с.

[28] Порохнюк Е.В. Эволюция семейных ценностей в процессе трансформации традиционной семьи в российском и восточном обществах: социологический анализ // Вестник АГТУ. -2013. - № 1(55). - С. 79-81.

[29] Хилько М.Е., Ткачева М.С. Возрастная психология: конспект лекций. - Москва: «Юрайт», 2010. - 372 с.

[30] Плясова Г.И. Воспитание будущего семьянина в условиях детского дома: дис. ... канд. пед. наук. - Барнаул, 2008. - 190 с.

[31] Психологические тесты для профессионалов / Авт. сост Н.Ф. Гребень. - Минск: Современная Школа, 2007. - 496 с.

[32] Погодина Е.К. Основы семейной жизни: учебное пособие. - Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2003. - 94 с.

[33] Алимгужина Л.К. Мир, в котором я живу: дополнительная общеобразовательная программа подготовки к самостоятельному проживанию воспитанников и выпускников организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. - Уфа: Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, 2016. - 56 с.

[34] Формирование семейных ценностей у детей среднего школьного возраста средствами образовательной деятельности: методическое пособие / Под ред. О.А. Щекина. - Санкт-Петербург: ВВМ, 2015. - 128 с.

[35] Савинков В.И., Бакланов П.А. Социальная оценка качества и востребованность образования: учебное пособие / Под ред. Г.В. Осипова. - 2-е изд., перераб. и дополн. -Москва: «Юрайт», 2020. - 255 с.

References

[1] Yanitskiy, M.S. (2000). Value orientations of a personality as a dynamic system. Kemerovo: Kuzbassvuzizdat Publ.

[2] Kant, I. (1965). Works in six volumes: Volume 4. Moscow: Mysl.

[3] Hoffman, A.B. (1991). E. Durkheim on values and ideals. Sociological Research, (2), 104-106.

[4] Weber, M. (1990). Selected works. Moscow: Progress.

[5] Parsons, T. (2002). Values, motives and systems of action. Moscow: Academic Project.

[6] Freud, Z. (1997). On psychoanalysis. In Psychoanalytic etudes (pp. 4-56). Minsk: Potpourri.

[7] Drobnitskiy, O.G. (1967). The world of objects that come to life (The value problem in Marxist philosophy). Moscow: Politizdat.

[8] Bim-Bad, B.M. (Ed.). (2009). Pedagogical encyclopedic dictionary. Moscow: Great Russian Encyclopedia.

[9] Bezdukhov, V.P., & Vorontsov, A.V. (2002). Theory and practice of introducing students to values. Samara: SamSPU.

[10] Rosenthal, M.M. (Ed.). (1975). Philosophical dictionary. Moscow: Gosizdatpolit.

[11] Values, their nature and principles of classification. Types of values: a synopsis on philosophy: the concept and nature of values. (2019). Retrieved from https://poisk-istini.com/literatura/filosofiya-konspekty-lekciy-bushuev/cennosti-v-chelovecheskoj-zhizni-ix-priroda-i-principi-klassifikacii.

[12] Soloviev, V.S. (1990). The justification of the good. Moscow: Mysl.

[13] Kharchev, A.G. (1979). Marriage and family in the Soviet Union. Moscow: Mysl.

[14] Pogoreltseva, Yu.A. (2011). Psychology of personality. Saint Petersburg: SPbGTURP.

[15] Khramova, N.G., Alekseeva, G.G., Saraeva, A.A., & Altushkina, T.A. (2005). Family culture. Kostroma: Kostroma State University named after N.A. Nekrasov.

[16] Dyuldina, Zh.N. (2010). Formation of family values among young men in a multicultural environment (on the example of cadets of military high school) (Candidate thesis, Ulyanovsk State Pedagogical University named after I. Ulyanov, Ulyanovsk, Russian Federation).

[17] Eidemiller, E.G., Dobryakov, I.V., & Nikolskaya, I.M. (2003). Family diagnosis and family psychotherapy. Saint Petersburg: Rech.

[18] Medkova, D.V. (2003). Family values as an object of sociological analysis. Lomonosov Readings, (2), 55-57.

[19] Yavorskaya, A.A., & Dmitrieva, M.V. (2017). Personal values of spouses in different types of family systems. Retrieved from http://cs-alternativa.ru/text/2394/2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[20] Rusecka, A.M. (2007). The formation of cultural values in a child in a Polish family (Doctoral thesis, Russian State Social University, Moscow, Russian Federation).

[21] Akutina, S.P. (2010). Formation of high school students' family spiritual and moral values in the interaction offamily and school (Doctoral thesis, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russian Federation).

[22] Bezrukova, O.N. (2010). Population problems in history's mirror. In Sixth Valentyev readings: collection of reports (pp. 159-167). Moscow: MAKS Press.

[23] Volodina, L.O. (2006). Spiritual and moral values of education in a Russian family in the second half of the XIX — early XX century (Candidate thesis, Vologda State Technical University, Vologda, Russian Federation).

[24] Fedorenko, S.S., Kislova, N.N., Martynov M.V., & Tikhonova, E.V. (2014). Model of the formation of family values in children and adolescents. Saint Petersburg: Svoye izdatelstvo.

[25] Family Code of the Russian Federation No 223-FZ. (1995, December). Retrieved from http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982.

[26] Constitution of the Russian Federation with amendments approved during the all-Russian vote of July 1, 2020. (1993, December). Retrieved from http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_28399.

[27] Dmitriev, L.A. (Ed.). (2016). The household book. Moscow: Nauka.

[28] Porokhnyuk, E.V. (2013). Evolution of family values in the course of transformation of a traditional family in the Russian and East societies: Sociological analysis. Bulletin of the Angarsk State Technical University, 1(55), 79-81.

[29] Khilko, M.E., & Tkacheva, M.S. (2010). Developmental psychology. Moscow: Yurayt.

[30] Plyasova, G.I. (2008). Education of the future family man in an orphanage (Candidate thesis, Barnaul State Pedagogical University, Barnaul, Russian Federation).

[31] Greben, N.F. (Ed.). (2007). Psychological tests for professionals. Minsk: Sovremennaya Shkola.

[32] Pogodina, E.K. (2003). Fundamentals of family life. Vitebsk: Vitebsk State University named after P.M. Masherov.

[33] Alimguzhina, L.K. (2016). The world I live in: An additional general educational program for preparing pupils and graduates of the organization for independent living for orphans and children left without parental care. Ufa: Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla.

[34] Shchekina, O. (Ed.). (2015). Formation of family values in children of secondary school age by means of educational activities. Saint Petersburg: VVM.

[35] Savinkov, V.I., & Baklanov, P.A. (2020). Social assessment of quality and demand for education. Moscow: Yurayt.

Получена / Submitted: 02/07/2020 Доработана / Revised: 31/07/2020 Принята к публикации / Accepted: 18/08/2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.