Научная статья на тему 'УКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РСФСР В КОНЦЕ 1970-Х – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 1980-Х ГОДОВ'

УКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РСФСР В КОНЦЕ 1970-Х – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 1980-Х ГОДОВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сельское хозяйство / колхозы / совхозы / материально-техническая база / сельскохозяйственная техника / тракторы интегральной схемы ЛТЗ-145 и ЛТЗ-155 / А.С. Дурманов / agriculture / collective farms / state farms / material and technical base / agricultural machinery / integrated circuit tractors LTZ-145 and LTZ-155 / A.S. Durmanov

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шевельков Анатолий Иванович

На основе документов федеральных архивов, включая архивы Сельскохозяйственного отдела ЦК КПСС, Госплана РСФСР, статистических источников, в статье рассматриваются отдельные аспекты укрепления материально-технической базы сельского хозяйства РСФСР во второй половине 1970-х – первой половине 1980-х гг. Представляется объективное положение с производством, качеством и поставками сельскохозяйственной техники в колхозы и совхозы республики. В частности приводятся достоверные данные о качестве и объемах производимой на отечественных предприятиях сельскохозяйственной техники. Выявляется перечень и количество импортной техники, поставляемой в СССР из стран, входящих в Совет экономической взаимопомощи (СЭВ). Раскрывается механизм взаимодействия высших партийных органов с союзными министерствами и ведомствами в практике материально-технического обеспечения сельского хозяйства. Отдельно исследуется объективная история проблемы, связанная с разработкой и производством перспективных колёсных тракторов интегральной схемы ЛТЗ-145 и ЛТЗ-155 на Липецком тракторном заводе. Имеющиеся в распоряжении автора документы не позволили выявить лоббистскую политику партийного и государственного руководства страны в пользу производства на Липецком тракторном заводе МТЗ-142, разработанного конструкторами Минского тракторного завода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRENGTHENING OF THE MATERIAL AND TECHNICAL BASE OF AGRICULTURE OF THE RSFSR IN THE LATE 1970 S THE FIRST HALF OF THE 1980 S.

Based on documents from federal archives, including the Agricultural Department of the CPSU Central Committee, the State Planning Committee of the RSFSR, and statistical sources, the article examines certain aspects of strengthening the material and technical base of agriculture in the RSFSR in the second half of the 1970s the first half of the 1980s. The objective situation with the production, quality and supply of agricultural machinery to collective and state farms of the republic is presented. In particular, reliable data is provided on the quality and volumes of agricultural machinery produced at domestic enterprises. A list and quantity of imported equipment supplied to the USSR from countries included in the Council for Mutual Economic Assistance (CMEA) is revealed. The mechanism of interaction between the highest party bodies and Union ministries and departments in the practice of material and technical support for agriculture is revealed. The objective history of the problem associated with the development and production of promising integrated circuit wheeled tractors LTZ-145 and LTZ-155 at the Lipetsk Tractor Plant is separately examined. The documents available to the author did not allow us to identify the lobbying policy of the party and state leadership of the country in favor of the production at the Lipetsk Tractor Plant of the MTZ-142, developed by the designers of the Minsk Tractor Plant.

Текст научной работы на тему «УКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РСФСР В КОНЦЕ 1970-Х – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 1980-Х ГОДОВ»

DOI 10.24412/2541-9056-2024-231-21-32 УДК 94(470) 631.3

УКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РСФСР В КОНЦЕ 1970-Х - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 1980-Х ГОДОВ

А.И. Шевельков

Статья поступила в редакцию 28 февраля 2024 г.

На основе документов федеральных архивов, включая архивы Сельскохозяйственного отдела ЦК КПСС, Госплана РСФСР, статистических источников, в статье рассматриваются отдельные аспекты укрепления материально-технической базы сельского хозяйства РСФСР во второй половине 1970-х - первой половине 1980-х гг. Представляется объективное положение с производством, качеством и поставками сельскохозяйственной техники в колхозы и совхозы республики. В частности приводятся достоверные данные о качестве и объемах производимой на отечественных предприятиях сельскохозяйственной техники. Выявляется перечень и количество импортной техники, поставляемой в СССР из стран, входящих в Совет экономической взаимопомощи (СЭВ). Раскрывается механизм взаимодействия высших партийных органов с союзными министерствами и ведомствами в практике материально-технического обеспечения сельского хозяйства. Отдельно исследуется объективная история проблемы, связанная с разработкой и производством перспективных колёсных тракторов интегральной схемы ЛТЗ-145 и ЛТЗ-155 на Липецком тракторном заводе. Имеющиеся в распоряжении автора документы не позволили выявить лоббистскую политику партийного и государственного руководства страны в пользу производства на Липецком тракторном заводе МТЗ-142, разработанного конструкторами Минского тракторного завода.

Ключевые слова: сельское хозяйство, колхозы, совхозы, материально-техническая база, сельскохозяйственная техника, тракторы интегральной схемы ЛТЗ-145 и ЛТЗ-155, А.С. Дурманов.

STRENGTHENING OF THE MATERIAL AND TECHNICAL BASE OF AGRICULTURE OF THE RSFSR IN THE LATE 1970 S - THE FIRST HALF OF THE 1980 S.

A.I. Shevelkov

Based on documents from federal archives, including the Agricultural Department of the CPSU Central Committee, the State Planning Committee of the RSFSR, and statistical sources, the article examines certain aspects of strengthening the material and technical base of agriculture in the RSFSR in the second half of the 1970s - the first half of the 1980s. The objective situation with the production, quality and supply of agricultural machinery to collective and state farms of the republic is presented. In particular, reliable data is provided on the quality and volumes of agricultural machinery produced at domestic enterprises. A list and quantity of imported equipment supplied to the USSR from countries included in the Council for Mutual Economic Assistance (CMEA) is revealed. The mechanism of interaction between the highest party bodies and Union ministries and departments in the practice of material and technical support for agriculture is revealed. The objective history of the problem associated with the development and production of promising integrated circuit wheeled tractors LTZ-145 and LTZ-155 at the Lipetsk Tractor Plant is separately examined. The documents available to the author did not allow us to identify the lobbying policy of the party and state leadership of the country in favor of the production at the Lipetsk Tractor Plant of the MTZ-142, developed by the designers of the Minsk Tractor Plant.

Key words: agriculture, collective farms, state farms, material and technical base, agricultural machinery, integrated circuit tractors LTZ-145 and LTZ-155, A.S. Durmanov.

Проблема укрепления материально-технической базы сельского хозяйства в 19601980-е гг. в масштабах страны, отдельных регионов, субъектов РСФСР была отражена во многих публикациях партийными, советскими работниками, экономистами и историками. Среди исследований экономистов следует выделить труды академика РАН В.В. Мило-сердова, который в 1980-1990-е гг. трудился в сводном отделе АПК Госплана СССР и ЦК КПСС. В одном из своих первых монографических исследований «Аграрная политика и проблема развития АПК» (1989 г.) отдельный раздел был посвящён вопросам материально-технического обеспечения сельского хозяйства в 1960-1980-е гг. [8, с. 73-98]. Эти же аспекты были рассмотрены в трудах К.М. Богомолова [2, с. 208-224] и А.Г. Бондаренко [3, с. 68-95]. Несомненен огромный вклад в исследовании укрепления материально-технической базы аграрного сектора экономики во второй половине ХХ в известных отечественных историков-аграрников В.Н. Томилина, В.В. Наухацкого, Н.А. Серогодского, Е.Н. Бекейкина и др. (1, 10, 17, 18).

В результате принятия целого ряда партийно-государственных решений, в том числе по итогам мартовского (1965 г.) [7, с. 235-238; 15, с. 11-14], октябрьского (1968 г.) [11, с. 235238], июльского (1970 г.) [14, с. 235-238] пленумов ЦК КПСС по сельскому хозяйству, союзными и республиканскими профильными министерствами и ведомствами был реализован целый комплекс практических мер по развитию предприятий сельскохозяйственного машиностроения. В итоге, в 1970-е гг. было увеличено производство и поставки тракторов, сельскохозяйственных машин, специального оборудования для нужд аграрного сектора экономики, что привело к значительному укреплению материально-технический базы совхозов и колхозов республики.

За годы десятой пятилетки (1976-1980 гг.) производственные фонды сельского хозяйства РСФСР обновились на 47%, а энерговооруженность труда поднялась с 21,4 л.с. - до 29,6 л.с. или на треть [9, с. 198]. В 1980 г. энергонасыщенность на 100 га пашни достигла 216 л.с.

против 162 л.с. в 1976 г. [16, л. 95]. В результате, в 1980 г. против 1970 г. фондовооруженость труда возросла в 2,9 раза, энерговооруженность - в 2,6 раза, электровооруженность - в 3,8 раза, что положительно отразилось на производительности общественного труда в сельском хозяйстве, которая составила в 1980 г. в сравнении с 1970 г. 111% [16, л. 2]. Однако, как отмечал в своей записке в Президиум СМ РСФСР заместитель председателя Госплана РСФСР Д.И. Дуднев (1981 г.), уровень интенсификации и оснащенности сельского хозяйства республики «...в целом пока еще не отвечает современным требованиям и в значительной мере уступает уровню, достигнутому в развитых в экономическом отношении странах» [16, л. 22]. И привел следующие данные: энерговооруженность на одного работника в сельском хозяйстве США составляла 75 л.с., а в РСФСР -30 л.с. При практически одинаковых с РСФСР посевных площадях в сельском хозяйстве США находилось в эксплуатации тракторов в 4,8 раза больше, чем в РСФСР, зерноуборочных комбайнов - в 2,3 раза, грузовых автомобилей - в 5,5 раза. Недостаточная оснащенность колхозов и совхозов техникой являлась одной из главных причин возрастающих затрат в производстве сельхозпродукции.

В 1880-е годы подъем сельского хозяйства был связан с созданием новых сахарных заводов и приобретением «новейшей сельскохозяйственной техники», внедрением хорошо продуманных севооборотов и активным удобрением посевов [6, с. 101]. В советское время одной из серьезных проблем для сельскохозяйственных предприятий была поставка качественных тракторов различной модификации. Так, если в 1975 г. в РСФСР парк тракторов составлял 1191 тыс. шт., то в 1980 г. он увеличился до 1420 тыс. шт. В итоге, количество тракторов (в условных единицах) в расчете на одно хозяйство составило в 1981 г. 41 шт. против 37 шт. в 1975 г. По существующим нормативам на 1000 га пашни полагалось 13,4 тракторов, тогда как сельское хозяйство РСФСР имело 9,6 шт, что было явно недостаточно, чтобы обеспечить все виды полевых работ в оптимальные агротехнические

сроки. Это при том, что ежегодно тысячи не пригодных к работе тракторов, исчерпавших свои моторесурсы, разбирались на запасные части или списывались сельскохозяйственными предприятиями, так как выпускаемые отечественной промышленностью тракторы различных модификаций имели много производственных и хронически конструктивных недостатков. В десятой пятилетке (1976-1980 гг.) сельскохозяйственными предприятиями было предъявлено тракторостроительным заводам более 70 тыс. актов-рекламаций, большая часть которых пришлась на тракторы: Т-150К, Т-А4, МТЗ-80/82, ДТ-75. На протяжении целого ряда лет (вторая половина 1970-х гг. - первая половина 1980-х гг.) на тракторах отмечались многочисленные поломки: по Т-150К - прогорание прокладок головного блока, излом топливопроводов высокого давления, перетирание воздуховодов. На МТЗ -80/82 - трещины и поломки маслопроводов гидросистемы, перегорание электрических ламп. На всех тракторах имели низкую надежность ремни привода вентилятора, генератора и компрессора [16, л. 32]. Одновременно указывалась низкая надёжность двигателя А-41 на тракторах ДТ-75М, в результате чего даже к началу полевых работ до 20% этих машин простаивали из-за выхода из строя деталей шатунно-поршневой группы и муфты сцепления. Тогда как по тракторам Минского тракторного завода (МТЗ-50 и МТЗ-80) готовность на начало полевых работ составляла 95-97% [16, л. 32].

В результате низкой эксплуатационной надежности большинства тракторов более 40% рабочего времени колхозами и совхозами расходовалось на устранение неисправностей, техническое обслуживание и проведение вспомогательных работ. В итоге, за весь срок службы тракторов денежные затраты на техническое обслуживание и ремонт превышали стоимость новых тракторов в 2,5-3 раза [16, л. 32]. К тому же, по-прежнему сохранялись проблемы в обслуживании сельскохозяйственных машин, как и в самих хозяйствах, так и на предприятиях «Сельхозтехники», что и было выявлено при проверке Комитетом

народного контроля РСФСР (октябрь 1983 г.) выполнение в Рязанской и Тамбовской областях постановлений ЦК КПСС и СМ СССР «О мерах по повышению эффективности использования сельскохозяйственной техники» (от 1 сентября 1977 г., № 820) и «О мерах по дальнейшему повышению технического уровня и оборудования для сельского хозяйства, улучшения производства и поставок их в 1983-1990 гг. (от 4 апреля 1983 г., № 271). Прежде всего, в части перевода сельского хозяйства на гарантийное снабжение запасными частями к тракторам, автомобилям и сельскохозяйственным машинам. В соответствии с постановлением 1977 г. эта работа должна была быть проведена районными отделениями «Сельхозтехники» Рязанской и Тамбовской областей в 1977-1983 гг. О чем они успешно и отчитались. Однако в ходе поверок было установлено, что только в 7 проверенных из 25 организаций «Сельхозтехники» лишь в одной подобная работа проводилась. Да и то в неполном объеме. Комиссией КНК было выявлено следующее: 177 комбайнов или 2% не были подготовлены к уборке; ежегодно росли затраты средств на ремонт и техническое обслуживание парка сельхозтехники в колхозах и совхозах; увеличились простои техники, подлежащей ремонту [4, л. 58].

Во второй половине 1970-х - первой половине 1980-х гг. действующие отечественные предприятия тракторостроения не обеспечивали сельхозпредприятия заказанной техникой, регулярно срывали планы поставок в колхозы и совхозы республики прежде всего тракторов. К примеру, Челябинским тракторным заводом ежегодно поставлялось в РСФСР только около 400 тракторов общего назначения типа Т-100 и Т-130 при заявленной потребности 5000 шт. Вместо 40 тыс. пахотных тракторов Т-150 и Т-150К Харьковского тракторного завода сельское хозяйство республики получило 11,3 тыс. шт. или 28% от заявленных объемов поставок. Минский тракторный завод поставлял в год 49 тыс. (34%) пахотных тракторов класса 1,4 тс (тягловой силы), хотя сельскому хозяйству РСФСР требовалось 145 тыс. шт. [16, л. 32].

Одна из главных причин снижения планов производства металлоёмких тракторов, недопоставок - хроническое отсутствие необходимых объемов и марок металла. Как следствие - уменьшение фондов производства и поставок тракторов разной модификации и назначения. В 1982 г. против 1981 г. он снизился на 7410 шт. [16, л. 36]. От недопоставок металла различных марок и сельскохозяйственные предприятия, и организации «Сельхозтехника» не могли производить ремонтные работы в установленные сроки. Только за 1981-1982 гг. недопоставки металлопроката сельскохозяйственным предприятиям составили 256 тыс. т или 12% к плану [16, л. 37].

В записке на имя председателя СМ РСФСР М.С. Соломенцева (06.10.1981 г.) «О производстве и поставке сельскохозяйственных машин в одиннадцатой пятилетке» министр сельского хозяйства РСФСР Л.Я. Флорентьев отметил, что потребность сельского хозяйства республики по многим видам техники, транспорта и оборудования сельхозмашиностроением по-прежнему не удовлетворяется. Среди наиболее острых проблем на селе министр назвал нехватку транспорта, необходимого оборудования для комплексной механизации отдельных производственных процессов, а также колесных тракторов. Л.Я. Флорентьев сделал вывод: промышленность не обеспечивает выпуск достаточного количества техники и оборудования, резко отстает в производстве высокопроизводительных машин [16, л. 95, 96].

Учитывая, что в ближайшей перспективе положение с обеспеченностью металлом и развитием мощностей сельскохозяйственного машиностроения не улучшится, российский министр предложил рассмотреть вопрос увеличения выпуска остродефицитных машин за счет частичного сокращения менее дефицитных. В перечень сельскохозяйственных машин и оборудования, производство которых должно быть уменьшено, Л.Я. Флорентьев включил: ряд модификаций льноуборочных, картофелеуборочных и силосоуборочных комбайнов, льномолотилок, прицепных жаток, разбрасывателей минеральных удобрений и другую технику. Всего более 30 наиме-

нований. Среди перечня техники, производство которой предлагалось увеличить, были пахотные, а также колёсные тракторы [16, л. 102,103]. И это несмотря на определенный рост их поставок. Если в 1981 г. из общего количества (353, 5 тыс. шт.) тракторов, направленных сельскохозяйственным предприятиям страны, колёсных насчитывалось 228,1 тыс. шт., то в 1982 и 1983 гг. из 350 тыс. и 372,9 тыс. соответственно их количество составило 230,9 и 243,7 тыс. [4, с. 199], что могло свидетельствовать об определенном, но недостаточном росте их производства для нужд колхозов и совхозов. И вынуждало СМ СССР закупать за валюту зарубежную технику. Только в 1981 г. в СССР из стран Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) было поставлено сельскохозяйственной техники и оборудования на 585,7 млн руб., а запасных частей - на 141, 2 млн руб. Сельскохозяйственные предприятия получили из Болгарии: 4642 трактора Т-54В, 35769 косилок КИР-1,5, 13500 приспособлений для уборки подсолнечника. Из ГДР: 4055 силосоуборочных комбайнов Е-281, 4043 косилки-плющилки Е-301, 8000 комплектов птицеводческого оборудования, 1200 картофелекопателей. В Польше было закуплено еще 6097 картофелекопателей. Румыния поставила в нашу страну 8000 сеялок, а ЧССР - 4649 моторизированных косилок МФ-73 [4, л. 2].

Следует отметить, что среди перечня тракторов, получаемых сельхозпредприятиями во второй половине 1970-х гг. - первой половине 1980-х гг., преобладали тракторы, произведенные на Минском тракторном заводе в Белорусской ССР. Наиболее востребованными были пропашные колёсные трактора МТЗ-80 и МТЗ-82. Однако существующие мощности предприятия, сохраняющиеся проблемы с поставками металлопроката для производства сельхозтехники не могли в полной мере удовлетворить потребности колхозов и совхозов РСФСР, что и поставило вопрос не только о строительстве в республике новых предприятий сельскохозяйственного машиностроения, но и о расширении мощностей действующих.

В постановлении ЦК КПСС и СМ СССР «О мерах по дальнейшему повышению технического уровня и качества машин и оборудования для сельского хозяйства, улучшению использования, увеличению производства и поставок их в 1983-1990 годах» (04.04.1983 г.) была определена стратегия развития сельхозмашиностроения. Она должна была решить не только проблемы с качеством производства тракторов, сельскохозяйственных машин, комплекса оборудования для механизации сельскохозяйственного производства, но и их технического обслуживания, ремонта в колхозах и совхозах» [12, с. 352-356].

В документе были определены два периода развития отечественного сельхозмашиностроения: 1983-1985 гг. и 1986-1990 гг. В 1983-1985 гг. намечалось значительно улучшить технико-экономические показатели машин и оборудования. Во-первых, это предполагало повышение надежности и сроков их службы, производительности, прочности всех деталей и узлов, снижение материалоемкости и энергопотребления. Во-вторых - «улучшение ремонтопригодности путем создания и освоения производства качественно новой техники». В-третьих, планировалась существенная модернизация выпускаемых машин и оборудования.

На 1986-1990 гг. устанавливалась задача по обеспечению дальнейшего значительного повышения технического уровня и качества машин и оборудования, их поставке сельскому хозяйству в номенклатуре, наборах и количествах, необходимых для достижения оптимальных агротехнических сроков проведения сельскохозяйственных работ и резкого сокращения трудовых затрат в сельском хозяйстве.

В целях повышения сохранности сельскохозяйственной техники в колхозах и совхозах Министерству сельского хозяйства СССР, Гос-комсельхозтехнике СССР и Совминам союзных республик было предложено осуществить в 1983-1985 гг. в сельскохозяйственных предприятиях, имеющих не менее 35 тракторов и самоходных машин, создание специализированных звеньев работников, обеспечивающих консервацию и хранение машин, разборку и

дефектовку агрегатов, узлов и деталей списанных машин, комплектование и регулировку машин и агрегатов перед началом сельскохозяйственных работ.

Наряду с другим перечнем сельскохозяйственных машин и оборудования в данном постановлении ЦК и СМ СССР на период 1983-1990 гг. были установлены объемы производства и поставок сельскому хозяйству тракторов. В том числе: К701 - 96 тыс.; Т-150К - 213 тыс.; МТЗ-80, МТЗ-82, МТЗ-100, ЮМЗ-6, МТЗ-80Х - 533 тыс. шт. [12, с. 356].

Для выполнения данного задания по решению ЦК КПССС и СМ СССР от 20 сентября 1984 г. (№ 996) предполагалось строительство целого комплекса промышленных предприятий, в том числе сельхозмашиностроения, а также расширение производства на действующих тракторных заводах. В частности, на Липецком тракторном заводе намечалось в перспективе запустить производство по выпуску 30 тыс. универсально-пропашных тракторов МТЗ-142, то есть того трактора, который выпускал Минский тракторный завод [16, л. 86] вместо интегрального колёсного трактора ЛТЗ-145, созданного коллективом конструкторов Липецкого тракторного завода во главе с А.С. Дурмановым [16, л. 86]. Он являлся более усовершенствованной моделью против колёсного трактора интегральной схемы ЛТЗ-100, разработанного этими же конструкторами в 1972 г. В 1983-1984-х гг. на заводе была произведена небольшая опытная партия трактора ЛТЗ-145, которая была отправлена для испытаний в ряд сельскохозяйственных предприятий страны, включая Ставропольский край. По всей видимости, по личному указанию бывшего первого секретаря Ставропольского крайкома КПСС М.С. Горбачёва, избранного в 1978 г. на должность секретаря ЦК КПСС по сельскому хозяйству.

Судя по извлеченным из архивных фондов документам Сельскохозяйственного отдела ЦК КПСС, принятому 4 апреля 1983 г. постановлению ЦК и СМ СССР «О мерах по дальнейшему повышению технического уровня и качества машин и оборудования для сельского хозяйства, улучшению использования, уве-

личению производства и поставок их в 19831990 годах», секретарю ЦК по сельскому хозяйству М.С. Горбачёву не удалось добиться включения ЛТЗ-145 в список тракторов, поставленных в массовое производство (хотя мы не располагаем документами, подтверждающими его активные действия по продвижению в первые три года одиннадцатой пятилетки (1981-1985 гг.)).

С 1980- х гг. и до настоящего времени среди главных причин, которые не позволили поставить ЛТЗ-145 на массовое производство в те годы, жителями Липецка, почитателями таланта конструктора А.С. Дурманова, называется лоббирование интересов Минского тракторного завода, являвшегося монополистом в производстве колёсных и других моделей тракторов.

Между тем, уже в бытность М.С. Горбачева на посту секретаря ЦК КПСС по сельскому хозяйству по решению Государственной комиссии в составе представителей Государственного комитета СССР по производственно-техническому обеспечению сельского хозяйства Министерства сельскохозяйственного машиностроения СССР и Министерства сельского хозяйства СССР в сентябре 1980 г. были проведены сравнительные испытания закупленных за рубежом тракторов мощностью 150 л.с. и тракторов МТЗ-142 и ЛТЗ-145. В итоге, как отметил конструктор А.С. Дурманов, большинство членов Госкомиссии отдали предпочтение ЛТЗ-145 и только один - МТЗ-142. Но обеим отечественным моделям тракторов предстояло пройти серьёзную доработку. Такое решение было принято в феврале 1981 г. на совещание у министра тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР А.А. Ежевского [5, с. 300]. И определенная доработка отдельных узлов ЛТЗ-145 была проведена, но, как нам представляется, не в полном объеме. Так как в этот период их большее внимание было сосредоточено на завершении разработки новой модели интегрального колесного трактора ЛТЗ-155. 27 сентября 1982 г. Экспертная комиссия Госплана СССР в составе 30 представителей промышленности и сельского хозяйства дала по-

ложительную оценку трактору ЛТЗ-155. По итогам же новых государственных сравнительных испытаний белорусского и российского трактора, состоявшихся в ноябре 1983 г., 21 член Государственной комиссии проголосовал за трактор МТЗ-142 и только 11 - за ЛТЗ-145 [5, с. 300]. Возможно, что именно с этого времени могли пойти разговоры о том, что «продвижение» МТЗ-142 к массовому производству - результат сговора между руководителями союзных и белорусских министерств и ведомств.

В первом десятилетии нынешнего века, когда из архивных фондов нами был извлечен ряд документов, отражающих похожее на противостояние секретаря ЦК по сельскому хозяйству М.С. Горбачева с руководителями профильных министерств и ведомств, нам удалось задать один и тот же вопрос трём советским и российским государственным и партийным деятелям 1980-1990-х гг.: работнику экономического отдела ЦК КПСС, а затем помощнику по экономическим вопросам Председателя СМ СССР Н.И. Рыжкова; помощнику ряда премьер-министров Правительства РФ в 1990- гг. - Б.Г. Пашкову; многолетнему председателю ВО «Союзсельхозтех-ника» (1962-1978 гг.), а затем министру сельскохозяйственного и тракторного машиностроения СССР (1980-1987 гг.) А.А. Ежевскому; академику РАН В.В. Милосердову, который в 1982-1985 гг. был помощником секретаря ЦК КПСС по сельскому хозяйству М.С. Горбачева. Причём, этот же вопрос о возможной лоб-бисткой поддержке МТЗ-142 В.В. Милосердо-ву повторно был задан в декабре 2023 г., когда мы приступили к подготовке данной публикации. И ни один из них не смог подтвердить, что кто-то мог лоббировать интересы Минского тракторного завода, «продвижение» на конвейер МТЗ-142. Обратимся к архивным документам Сельскохозяйственного отдела ЦК КПСС первой половины 1980-х гг.

Впервые информация о новом интегральном тракторе ЛТЗ-145 появилась в 1982 и 1983 гг. в двух номерах журнала «Техника -молодежи». Несомненно, что к этому времени у секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачёва была

полная информация об ЛТЗ-145. И не из этого источника, а из записок и справок, которые регулярно готовили сотрудники Сельскохозяйственного отдела ЦК.

Судя по имеющимся в нашем распоряжении архивным документам ЦК, М.С. Горбачёв был заинтересован в скорейшем массовом производстве колёсного трактора интегральной схемы на Липецком тракторном заводе. И пытался это сделать хорошо испытанным методом - откликнуться на просьбу народа, а точнее, известного в стране труженика сельского хозяйства - земляка, его коллег по работе. Это происходило в период, когда профильными министерствами и ведомствами, включая Госплан СССР, разрабатывался «закрытый» проект постановления ЦК КПСС и СМ СССР о строительстве в районе г. Елабуги Татарской СССР комплекса промышленных предприятий, которые бы служили интересам не только сельского хозяйства, но и оборонному комплексу страны.

21 июня 1984 г. на имя секретаря ЦК по сельскому хозяйству М.С. Горбачёва поступило письмо начальника свекловодческого комплекса колхоза имени Чапаева Кочубеевского района Ставропольского края, депутата Верховного Совета СССР, Героя Социалистического Труда (1965 г.) И.М. Нагорного [16, л. 66-67]. Как указал автор, он написал письмо по поручению коллектива механизаторов колхоза.

В своём письме в ЦК И.М. Нагорный отметил, что на протяжении последних четырех месяцев в колхозе работает опытный образец трактора ЛТЗ-145 Липецкого тракторного завода. И подробно изложил достоинства этого пропашного интегрального трактора, «...которого долго ждали механизаторы»: а) легко работает с широкозахватными машинами, что позволяет «заметно повысить производительность труда»; б) обеспечивает меньшее удельное давление на почву, чем имеющиеся тракторы; в) простой по конструкции. И сообщил, что когда они поинтересовались судьбой трактора, перспективой его производства, «.оказалось, что она печальна. Работы по его производству прекращены и ведётся подготовка к производству

МТЗ-142 на этом заводе» [16, л. 66-67]. В завершении письма И.М. Нагорный написал: «Уважаемый Михаил Сергеевич, просим Вашего непосредственного вмешательства в дела по проблеме мощного пропашного трактора, чтобы весьма нужный сельскому хозяйству трактор ЛТЗ-145 и набор сельскохозяйственных машин к нему как можно быстрее появился на наших полях в требуемых количествах» [16, л. 68].

О том, что М.С. Горбачёв прочитал письмо, свидетельствуют его пометки карандашом красного цвета («по-сталински»). В тексте письма он выделил абзац, где речь шла о технических достоинствах трактора. Заключительная же часть письма была просто зачеркнута.

Ознакомившись с письмом И.М. Нагорного, М.С. Горбачев поручает заведующему сельскохозяйственного отдела ЦК КПСС В.А. Карлову, а также заведующему отделом сельскохозяйственного машиностроения ЦК И.И. Сахнюку подготовить от его имени записку министру сельского хозяйства СССР В.К. Месяцу и министру тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР А.А. Ежевскому. Ответов долго ждать не пришлось.

16 июля 1984 г. на имя М.С. Горбачёва, вместо В.К. Месяца, поступила записка заместителя министра сельского хозяйства СССР Н.А. Столбушкина. В ней отмечалось, что во исполнение поручения комиссии Президиума СМ СССР по вопросам АПК от 25 апреля 1983 г. и решения Государственной комиссии по проведению испытаний в 1983 г. были проведены сравнительные государственные испытания двух тракторов: белорусского МТЗ-142 и липецкого ЛТЗ-145. В результате, было «.выявлено, что по многим параметрам они идентичны, но оба имеют низкую эксплуатационную надежность, не соответствуют техническому заданию по показателям безотказности. Комиссия признала, что они оба не готовы к постановке на производство. В связи с тем, что прошедшие испытания выявили необходимость переработки трансмиссии и системы управления трактора ЛТЗ-145 - рекомендовать в качестве базовой модели трактор типа МТЗ-142. На его базе будет изготовлена унифици-

рованная модификация трактора интегральной схемы с 4 колёсами (с учётом опыта ЛТЗ-145). С этим решением согласен Госкомитет по науке и технике. С этим решением был согласен Государственный комитет по науки и технике при СМ СССР» [16, л. 69-71].

24 июля 1984 г. в ЦК поступила справка министра тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР А.А. Ежевского. Суть объемной справки министра была изложена в записке на имя М.С. Горбачева, которую подготовили заведующий отделом сельского хозяйства ЦК КПСС В.А. Карлов и заведующий отделом сельскохозяйственного машиностроения ЦК И.И. Сахнюк. Знакомясь с этой запиской, М.С. Горбачёв выделил следующую часть текста: «Наибольший эффект трактор ЛТЗ-145 обеспечил при выполнении операции по внесению гербицидов с одновременной их заделкой.» [16, л. 72]. При этом вторая часть этого предложения: «.однако количество характеристик их эффективности использования не имеется» М.С. Горбачёвым никак не была отмечена [16, л. 72].

Из записки также следует, что по поручению А.А. Ежевского на место работы свекловичной бригады И.М. Нагорного выезжала специальная комиссия Министерства тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР. Комиссией было установлено, что в настоящее время опытный образец трактора ЛТЗ-145 используется в колхозе только на перевозке зерна от зерноуборочных комбайнов. Общий объем работы трактора с марта по июль 1984 г. составил 340 час. В заключение министерской комиссии указывалось: «В процессе беседы установлено, что т. Нагорный И.М. с конструкцией трактора МТЗ-142 и результатами его испытаний не знаком и свои соображения о преимуществе трактора ЛТЗ-145 базирует на материалах статей в научно-популярном журнале «Техника и наука» (№ 9 за 1982 г. и № 6 за 1983 г.), а также на статьях в центральной прессе профессора А.А. Юшина (УНИИМЭСХ). В ходе беседы И.М. Нагорный согласился, что выполненный в колхозе имени Чапаева объем работы не

дает оснований объективно оценить ЛТЗ-145 и тем более рекомендовать его к производству» [16, л. 73, 74]. В итоге, комиссия Министерства сельскохозяйственного машиностроения СССР заключила, что нет никаких оснований для пересмотра решений госкомиссии по выбору нового универсального пропашного трактора [16, л. 73-74].

В своей записке А.А. Ежевский также информировал М.С. Горбачева о том, что в 1984 г. в колхоз им. Чапаева будет поставлен трактор МТЗ-142 и набор сельскохозяйственных машин к нему [16, л. 75].

На этом история с «продвижением» ЛТЗ-145 к массовому производству на Липецком тракторном заводе не завершилась.

10 сентября 1984 г., то есть за 10 дней до утверждения «закрытого» постановления ЦК КПСС и СМ СССР по строительству комплекса предприятий под Елабугой, на имя М.С. Горбачева поступает пятистраничная записка директора Института экономики и организации промышленного производства СО АН СССР академика А.Г. Аганбегяна «О производстве трактора ЛТЗ-145 на Липецком тракторном заводе».

Посетив Липецкий тракторный завод, авторитетный советский экономист сделал заключение и ряд предложений: «По-моему убеждению, это - выдающаяся модель современного трактора, существенно превосходящая по своим параметрам и возможностям дальнейшего совершенствования лучшие мировые образцы. МТЗ - хорош, но он плохо приспособлен для осуществления комбинированных агротехнологий, более сильно уплотняют почву, хуже управляемость, отсутствует свободное место для технологических ёмкостей. В целом ЛТЗ-145 - это новое поколение, принципиально новое качество, это перспектива» [16, л. 79]. Исходя из изложенного, академик А.Г. Аганбегян предложил:

- продолжить испытание трактора ЛТЗ-145, чтобы к концу 1985 г. иметь готовую модель для запуска в производство;

- ориентировать реконструкцию Липецкого тракторного завода на производство 30 тыс. тракторов ЛТЗ-145 в год, а затем 60 тыс.;

- провести реконструкцию Владимирского моторного завода для производства двигателя для ЛТЗ-145 [16, л. 79 - 84].

Академик А.Г. Аганбегян заключил: «Трактор ЛТЗ-145 - трактор будущего. В СССР создана перспективная модель с широкими возможностями. Здесь важно не упустить время» [16, л. 72].

Ознакомившись с предложениями и заключением академика, уже 13 сентября 1984 г., то есть через три дня, М.С. Горбачев вновь обращается с запиской не только к министру тракторного и сельскохозяйственного машиностроения А.А. Ежевскому, но и к заместителю председателя СМ СССР А.К. Антонову, заместителю председателя СМ СССР, председателю Комиссии Президиума СМ СССР по вопросам агропромышленного комплекса З.Н. Нуриеву, а также к первому заместителю Председателя Госплана СССР Л.А. Воронину, которые по поручению М.С. Горбачева и СМ СССР принимают решение о создании специальной комиссии в составе: министра сельского хозяйства СССР В.К. Месяца, министра сельскохозяйственного и тракторного машиностроения А.А. Ежевско-го, министра машиностроения для животноводства и кормопроизводства СССР Л.И. Хитруна, а также заместителя председателя Госплана СССР П.А. Паскаря. Комиссия в течение более месяца досконально изучила сложившую ситуацию с трактором ЛТЗ-145 и 25 октября 1984 г. подготовила для М.С. Горбачёва обстоятельную справку, которую подписали А.К. Антонов, Л.А. Воронин, З.Н. Нуриев и А.А. Ежевский.

Ссылаясь на указанные выше документы, Постановление ЦК КПСС и СМ СССР (04.04.1983 № 271№) «О мерах по дальнейшему повышению технического уровня и качества машин и оборудования для сельского хозяйства, улучшению использования, увеличению производства и поставок в 1983-1990 годах», а также на «закрытое» постановление ЦК и СМ СССР (20.09. 1984 г. № 996), где было установлено задание по расширению Липецкого тракторного завода и выпуску 30 тыс. универсально-пропашных тракторов МТЗ-142, а также и строительству комплекса предприятий в Ела-

буге, государственные деятели не поддержали предложения о постановке ЛТЗ-145 на массовое производство [16, л. 86]. В их справке констатировалось: «Во исполнении поручения ЦК КПСС, нами, с участием Государственной научно-технической комиссии, Министерства сельского хозяйства СССР и Госкомсельхоза СССР, рассмотрен вопрос о выборе универсального пропашного трактора. Дополнительное рассмотрение указанного вопроса, подтверждает правильность принятых ранее решений» [16, л. 86]. Иначе говоря, перспектива массового производства пропашного трактора интегральной схемы ЛТЗ-145 на Липецком тракторном заводе отсутствовала.

Что же касается комплекса заводов производственного объединения «Камский тракторный завод» (ПО «КамТЗ»), то строительство комплекса из шести заводов началось в 1984 г. рядом с Елабугой. На одном из его предприятий планировалось выпускать универсальные пропашные тракторы мощностью 150 л.с. с использованием дизельных двигателей. Стройка началась с возведения жилого дома, который и был сдан в эксплуатацию 30 октября 1985 г. Однако глобальный экономических кризис в СССР второй половины 1980-х гг., а затем и развал союзного государства не позволили осуществить масштабную программу по созданию комплекса предприятий.

В отличие от М.С. Горбачева, который 11 марта 1985 г. избирается Генеральным секретарем ЦК и забывает о судьбе интегрального трактора липецких конструкторов, А.С. Дурманов с товарищами не опускает руки и продолжает не только совершенствовать свое «детище», но и бороться за его будущее. Во второй половине 1980-х гг. группа конструкторов во главе с А.С. Дурмановым, которая была сначала уволена, а затем восстановлена на Липецком тракторном заводе, упростив отдельные узлы, повысив эксплуатационные характеристики, усовершенствовала ЛТЗ-145. И появились новые образцы ЛТЗ-145, а также ЛТЗ-155 различных модификаций.

В ноябре 1987 г. первый заместитель Председателя СМ СССР, председатель Госаг-ропрома СССР В.С. Мураховский, а также за-

меститель председателя СМ СССР, председатель бюро Совета Министров СССР по машиностроению И.С. Силаев направили на имя Председателя СМ СССР Н.И. Рыжкова записку с предложением о массовом производстве ЛТЗ-155 на Липецком тракторном заводе. В марте 1988 г. на Совещании у первого заместителя Председателя СМ СССР В.С. Мурахов-ского и заместителя Председателя СМ СССР И.С. Силаева было принято предложение Го-сагропрома об организации производства трактора ЛТЗ-155 на Липецком тракторном заводе, что и нашло отражение в постановлении СМ СССР «Об организации производства колесных универсально-пропашных тракторов интегральной схемы класса 2 на ЛТЗ» (25 января 1989 г., № 68). И уже в марте 1989 г. были изготовлены новые образцы интегрального трактора под маркой ЛТЗ-155 с двигателем СМД-25. Но в процессе производства вновь выявляется необходимость доработки отдельных систем. В итоге, 10 декабря 1991 г. Государственная комиссия рекомендует трактор ЛТЗ-145 в серийное производство. Некоторое время спустя на заседании Государственной технической комиссии ЛТЗ-155 был рекомендован в серийное производство с таким заключением: «универсально-пропашной трактор ЛТЗ-155 соответствует требованиям технического задания и готов к постановке на серийное производство» [5, с. 301].

Развал СССР, «шоковая терапия», сложное положение в экономике Российской Федерации не позволили приступить к серийному производству ЛТЗ-155. 4 ноября 1992 г. ЛТЗ преобразован в АОО открытого типа «Липецкий тракторный завод», а в 1993 г. была начата реализация первых образцов трактора ЛТЗ-155: 2 образца в Липецкую область и один - в Алтайский край. В 1994 г. - 4 образца в Липецкую область и по одному в Московскую и Тамбовскую области.

9 октября 1995 г.: «В целях обеспечения сельского хозяйства России универсально-пропашными тракторами нового поколения и внедрения прогрессивных технологий возделывания пропашных культур в соответствии с Федеральной программой машиностроения

для агропромышленного комплекса России» Правительство РФ приняло постановление «О создании мощностей по производству универсально-пропашных тракторов нового поколения в акционерном обществе «Липецкий тракторный завод» (№ 978) [13, с. 7559]. Тем самым были приняты предложения Комитета Российской Федерации по машиностроению, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации и акционерного общества «Липецкий тракторный завод» о выпуске в 1995 г. 500 интегральных тракторов типа ЛТЗ-155, а также о создании в 19951997 гг. мощностей по ежегодному производству 10 тыс. тракторов модели ЛТЗ-155 и их модификаций. В связи с чем Министерству экономики РФ, Министерству финансов РФ и Комитету РФ по машиностроению было поручено предусматривать при формировании инвестиционных программ на 1996-1997 гг. выделение в установленном порядке из федерального бюджета капитальных вложений акционерному обществу «Липецкий тракторный завод» для создания мощностей по производству новых видов тракторов. Более того, в данном постановлении Министерству внешних экономических связей РФ с участием Министерства финансов РФ, Министерства экономики РФ, Комитета РФ по машиностроению, акционерных обществ «Липецкий тракторный завод» и «Тракторэкспорт» ставилась задача: предусматривать при проведении переговоров с иностранными государствами возможность поставки в эти государства тракторов нового поколения, выпускаемых акционерным обществом «Липецкий тракторный завод», в счет погашения долга РФ [13, с. 7560].

В 1995 г. одновременно с реконструкцией завода и технологической подготовкой к ежегодному производству 30 тыс. тракторов в одном из складских помещений, а затем в прессово-сборочном корпусе АО «Липецкий тракторный завод» началась стендовая сборка ЛТЗ-155 мелкими сериями. В общей сложности, в 1996 г. было изготовлено и реализовано лишь немногим более 50 тракторов, а до остановки завода в 2002 г. - более 700 шт. [5, с. 163, 164].

По причине практически прекращения существования Липецкого тракторного завода, пройдя серию доработок, ЛТЗ-155 в 2004-2009 гг. (по другим сведениям, мелкосерийное производство продолжалось до 2012 г.) выпускался в ПО «Уралвагонозавод» под маркой РТМ-160 и РТМ-160У (российский трактор модернизированный и усовершенствованный). Он пользовался спросом не только на Урале, Удмуртии, но и отправлялся на экспорт в Болгарию. В 2013 г. с конвейера сошли последние тракторы, которые уже выпускались практически единичными экземплярами. В связи с увеличением важных государственных заказов ПО «Уралвагонозавод» прекратило производство Р-ТМ-160 и РТМ-160У. Годом позже, в 2014 г.,

один из создателей интегрального трактора А.С. Дурманов в своем труде-завещании «Далекое прошлое и недавнее будущее..: из истории создания тракторов интегральной схемы в России» подробно изложил историю создания различных модификаций трактора, а также многолетней борьбы с министерствами, ведомствами за его массовое производство в интересах отечественной сельскохозяйственной материально-технической базы. Книга достойна того, чтобы ее прочитать и узнать, - какие преграды в течение нескольких десятилетий пришлось преодолевать коллективу конструкторов, других работников Липецкого тракторного завода.

Список литературы

1. Бекейкин Е.Н. Аграрная модернизация и развитие сельского хозяйства Среднего Поволжья: 1953 -1991 гг. (на материалах Мар., Мордов. и Чуваш. АССР). - Саранск, 2017. - 448 с.

2. Богомолов К.М. Верным курсом. - 2-е изд, доработ. и доп. - М.: Политиздат, 1984. - 288 с.

3. Бондаренко А.Г. Центральная задача десятилетия. - М.: Политиздат, 1985. - 174 с.

4. Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ). - Ф. А-262. - Оп. 16. - Д. 8642. - 176 л.

5. Дурманов А.С. Далекое прошлое и недавнее будущее..: из истории создания тракторов интегральной схемы в России. - Липецк: Липецкая печатная компания, 2014. - 304 с.

6. Житин Р.М., Топильский А.Г. Сахарная промышленность в структуре хозяйственных интересов крупных помещиков Европейской России (конец XIX - начало ХХ века) // Державинский форум. - 2023. - Т. 7. - №1 (25). - С. 97-102.

7. Мартовский Пленум ЦК КПСС. 24-26 марта 1965 г. Стенографический отчет. - М.,1965. - 243 с.

8. Милосердов В.В. Аграрная политика и проблемы развития АПК. - М.: Агропромиздат, 1990. - 296 с.

9. Народное хозяйство СССР в 1983 г. Стат. ежегодник / ЦСУ СССР. - М.: Финансы и статистика, 1984. -607 с.

10. Наухацкий В.В., Денисов Ю.П. Аграрная политика и модернизация российской деревни второй половины XX века: противоречия и тенденции. - Ростов-на-Дону: Ростов. гос. эконом. ун-т «РИНХ», 2009. - 250 с.

11. Постановление пленума ЦК КПСС «О ходе выполнения решений ХХIII съезда КПСС и пленумов ЦК КПСС по сельскому хозяйству (21 октября 1968 г.) - Решения партии и правительства по сельскому хозяйству (1965-1974 гг.). - М.: Колос, 1975. - 928 с.

12. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему повышению технического уровня и качества машин и оборудования для сельского хозяйства, улучшению использования, увеличению производства и поставок их в 1983 - 1990 годах» (04.04.1983. № 271): Свод законов СССР. -М.: Известия, 1989. - Т.7. - 720 с.;

Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. - Т. 15. - Ч. 1. - 1983 - май 1984. - М.: Политиздат, 1985. - 542 с.

13. Постановление Правительства Российской Федерации «О создании мощностей по производству универсально-пропашных тракторов нового поколения в акционерном обществе «Липецкий тракторный завод» (9.10.1995. № 978, статья 3994) // Собрание законодательства Российской Федерации. - № 42. 16 октября 1995 г. - 7650 с.

14. Постановление июльского (1970 г.) пленума ЦК КПСС (3 июля 1970 г.) «Очередные задачи партии в области сельского хозяйства» - РГАНИ. - Ф. 2. - Оп. 3. - Д. 191. - 45 об. - 47 об.

15. Решения партии и правительства по сельскому хозяйству (1965-1974 гг.). - М.: Колос, 1975. - 928 с.

16. Российский государственный архив новейшей истории (РГАНИ). - Ф. 5. - Оп. 90. - Д. 376. - 178 л.

17. Серогодский Н.А. Продовольственная программа и социально-экономическое развитие села (1980 -1990 годы). - Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 2003. - 208 с.

18. Томилин В.Н. Наша крепость. Машинно-тракторные станции Черноземного Центра России в послевоенный период: 1946-1958 гг. - М.: АИРО-ХХ1, 2009. - 400 с.

References

1. Bekejkin E.N. Agrarnaya modernizaciya i razvitie sel'skogo xozyajstva Srednego Povolzh'ya: 1953 - 1991 gg. (na materialax Mar., Mordov. i Chuvash. ASSR). - Saransk, 2017. - 448 s.

2. Bogomolov K.M. Verny'm kursom. - 2-e izd, dorabot. i dop. - M.: Politizdat, 1984. - 288 s.

3. Bondarenko A.G. Central'naya zadacha desyatiletiya. - M.: Politizdat, 1985. - 174 s.

4. Gosudarstven nyj arxiv Rossijskoj Federacii (GA RF). - F. A-262. - Op. 16. - D. 8642. - 176 l.

5. Durmanov A.S. Dalekoe proshloe i nedavnee budushhee..: iz istorii sozdaniya traktorov integral'noj sxemy' v Rossii. - Lipeczk: Lipeczkaya pechatnaya kompaniya, 2014. - 304 s.

6. Zhitin R.M., TopiPskij A.G. Saxarnaya promy'shlennost' v strukture xozyajstvenny'x interesov krupny'x pomeshhikov Evropejskoj Rossii (konecz XIX - nachalo XX veka) // Derzhavinskij forum. - 2023. - T. 7. - №1 (25). - S. 97-102.

7. Martovskij Plenum CzK KPSS. 24-26 marta 1965 g. Stenograficheskij otchet. - M.,1965. - 243 s.

8. Miloserdov V.V. Agrarnaya politika i problemy' razvitiya APK. - M.: Agropromizdat, 1990. - 296 s.

9. Narodnoexozyajstvo SSSR v 1983 g. Stat. ezhegodnik / CzSU SSSR. - M.: Finansy' i statistika, 1984. - 607 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Nauxaczkij V.V., Denisov Yu.P. Agrarnaya politika i modernizaciya rossijskoj derevni vtoroj poloviny' XX veka: protivorechiya i tendencii. - Rostov-na-Donu: Rostov. gos. e'konom. un-t «RINX», 2009. - 250 s.

11. Postanovlenie plenuma CzK KPSS «O xode vypolneniya reshenij XXIII s"ezda KPSS i plenumov CzK KPSS po sel'skomu xozyajstvu (21 oktyabrya 1968 g.) - Resheniya partii i pravitel'stva po sel'skomu xozyajstvu (19651974 gg.). - M.: Kolos, 1975. - 928 s.

12. Postanovlenie CzK KPSS i Soveta Ministrov SSSR «O merax po dalnejshemu povysheniyu texnicheskogo urovnya i kachestva mashin i oborudovaniya dlya sel'skogo xozyajstva, uluchsheniyu ispol'zovaniya, uvelicheni-yu proizvodstva i postavok ix v 1983 - 1990 godax» (04.04.1983. № 271): Svod zakonov SSSR. - M.: Izvestiya, 1989. - T.7. - 720 s.;

Resheniya partii i pravitel'stva po xozyajstvenny'm voprosam. - T. 15. - Ch. 1. - 1983 - maj 1984. - M.: Politizdat, 1985. - 542 s.

13. Postanovlenie PravitePstva Rossijskoj Federacii «O sozdanii moshhnostej po proizvodstvu universalno-propashnyx traktorov novogo pokoleniya v akcionernom obshhestve «Lipeczkij traktornyj zavod» (9.10.1995. № 978, statya 3994) // Sobranie zakonodatelstva Rossijskoj Federacii. - № 42. 16 oktyabrya 1995 g. - 7650 s.

14. Postanovlenie iyuTskogo (1970 g.) plenuma CzK KPSS (3 iyulya 1970 g.) «Ocherednye zadachi partii v ob-lasti selskogo xozyajstva» - RGANI. - F. 2. - Op. 3. - D. 191. - 45 ob. - 47 ob.

15. Resheniya partii i pravitePstva po sePskomu xozyajstvu (1965-1974 gg.). - M.: Kolos, 1975. - 928 s.

16. Rossijskij gosudarstvennyj arxiv novejshej istorii (RGANI). - F. 5. - Op. 90. - D. 376. - 178 l.

17. Serogodskij N.A. Prodovol'stvennaya programma i social'no-e'konomicheskoe razvitie sela (1980 - 1990 gody'). - Rostov n/D: Izd-vo Rost. un-ta, 2003. - 208 s.

18. Tomilin V.N. Nasha krepost'. Mashinno-traktorny'e stancii Chernozemnogo Centra Rossii v poslevoenny'j period: 1946-1958 gg. - M.: AIRO-XXI, 2009. - 400 s.

Для ссылки: Шевельков А.И. Укрепление материально-технической базы сельского хозяйства РСФСР в конце 1970-х - первой половине 1980-х годов // Гуманитарные исследования Центральной России. - 2024. - №2 (31). - С. 21-32.

DOI 10.24412/2541-9056-2024-231-21-32

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.