Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ В ПОЧТОВЫХ МИНИАТЮРАХ'

РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ В ПОЧТОВЫХ МИНИАТЮРАХ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
187
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЧТОВАЯ МАРКА / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ТЕХНИКА / ТРАКТОРНЫЕ ЗАВОДЫ / POSTAGE STAMP / AGRICULTURAL MACHINERY / TRACTOR PLANTS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Иовлев Григорий Александрович, Голдина Ирина Игоревна

Развитие сельского хозяйства, сельскохозяйственного машиностроения отражалось не только в «сухих» статистических данных, но и в документальном и художественном кино, открытках, конвертах и почтовых марках. В статье рассмотрено развитие сельскохозяйственной техники, нашедшее отражение в почтовой миниатюре (марках). Производство тракторов, в разные годы, осуществлялось на следующих заводах: 1924 - 1932 годы завод «Красный Путиловец» выпустил около 42 тыс. тракторов «Фордзон-Путиловец»; 1934 - 1940 годы завод «Красный Путиловец», 1944 - 1955 годы Владимирский моторо-тракторный завод выпускал тракторы Универсал. Всего было выпущено более 200 тыс. единиц; 1933-1937 годы на Челябинском тракторном заводе выпускался трактор С-60 «Сталинец», всего было выпущено 69100 единиц; 1937 - 1952 годы Сталинградский тракторный завод, Харьковский тракторный завод, Алтайский тракторный завод выпускали трактор под общим брендом АСХТЗ-НАТИ (АСХТЗ-3), всего было выпущено 191000 единиц; 1949 - 1979 годы Сталинградский, Харьковский, Алтайский тракторные заводы выпускали трактор ДТ-54, всего было выпущено около 960 тысяч единиц; 1954 - 1958 годы Минский тракторный завод и Южный машиностроительный завод выпускали трактор МТЗ-2, всего было выпущено 148,8 тысячи единиц. С 1956 года по 1972 год выпускался трактор МТЗ-5, всего было выпущено 138,9 тыс. ед. Производство зерноуборочных комбайнов осуществлялось на заводе «Ростсельмаш»: 1932 - 1941 годы, комбайн «Сталинец - 1», было выпущено свыше 56 тысяч единиц; 1947 - 1958 год, комбайн «Сталинец - 6», всего было произведено 161295 штук. Многие из них изображены на почтовых марках и отражают развитие отечественного сельхоз машиностроения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF AGRICULTURAL MACHINERY IN POSTAL MINIATURES

The development of agriculture and agricultural engineering was reflected not only in “dry” statistics, but also in documentary and feature films, postcards, envelopes and postage stamps. The article discusses the development of agricultural machinery, which is reflected in the miniature postage (stamps). Tractor production, in different years, was carried out at the following plants: 1924 - 1932, the Krasny Putilovets plant produced about 42 thousand Fordzon Putilovets tractors; 1934 - 1940 the factory "Red Putilovets", 1944 - 1955 the Vladimir Motor and Tractor Plant produced universal tractors. In total, more than 200 thousand units were produced; 1933-1937 years at the Chelyabinsk Tractor Plant produced tractor S-60 "Stalinets", a total of 69,100 units were produced; 1937 - 1952 Stalingrad Tractor Plant, Kharkov Tractor Plant, Altai Tractor Plant produced a tractor under the common brand ASHTZ-NATI (ASHTZ-3), a total of 191,000 units were produced; 1949 - 1979 Stalingrad, Kharkov, Altai Tractor Plants produced the DT-54 tractor, in total about 960 thousand units were produced; 1954 - 1958 The Minsk Tractor Plant and the Southern Machine-Building Plant produced the MTZ-2 tractor, a total of 148.8 thousand units were produced. From 1956 to 1972, the MTZ-5 tractor was produced, a total of 138.9 thousand units were produced. Production of combine harvesters was carried out at the Rostselmash plant: 1932 - 1941, the Stalinets-1 combine, over 56 thousand units were produced; 1947 - 1958, the combine "Stalinets - 6", a total of 161295 pieces were produced. Many of them are depicted on stamps and reflect the development of domestic agricultural engineering.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ В ПОЧТОВЫХ МИНИАТЮРАХ»

УДК 631

РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ В ПОЧТОВЫХ МИНИАТЮРАХ Иовлев Григорий Александрович - кандидат экономических наук, Уральский государственный аграрный университет.

(620075, г.Екатеринбург, ул. К.Либкнехта, д.42, тел.: +7(343)221-41-44, e-mail: gri-iovl ev@yandex.ru)

Голдина Ирина Игоревна - старший преподаватель, Уральский государственный аграрный университет .

(620075, г.Екатеринбург, ул. К.Либкнехта, д.42, тел.: +7(343)221-41-44, e-mail: ir.goldina@mail.ru)

Рецензент: Юсупов М. Л. - кандидат экономических наук, доцент, декан факультета инженерных технологий ФГБОУ ВО Уральский государственный аграрный университет.

(620075 Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, д. 42 тел. +7 9126009555 E-mail: mamed.yusupov.2014@mail.ru)

Ключевые слова: почтовая марка, сельскохозяйственная техника, тракторные заводы. Аннотация

Развитие сельского хозяйства, сельскохозяйственного машиностроения отражалось не только в «сухих» статистических данных, но и в документальном и художественном кино, открытках, конвертах и почтовых марках. В статье рассмотрено развитие сельскохозяйственной техники, нашедшее отражение в почтовой миниатюре (марках). Производство тракторов, в разные годы, осуществлялось на следующих заводах: 1924 - 1932 годы завод «Красный Путиловец» выпустил около 42 тыс. тракторов «Фордзон-Путиловец»; 1934 - 1940 годы завод «Красный Путиловец», 1944 - 1955 годы Владимирский моторо-тракторный завод выпускал тракторы Универсал. Всего было выпущено более 200 тыс. единиц; 1933-1937 годы на Челябинском тракторном заводе выпускался трактор С-60 «Сталинец», всего было выпущено 69100 единиц; 1937 - 1952 годы Сталинградский тракторный завод, Харьковский тракторный завод, Алтайский тракторный завод выпускали трактор под общим брендом АСХТЗ-НАТИ (АСХТЗ-3), всего было выпущено 191000 единиц; 1949 - 1979 годы Сталинградский, Харьковский, Алтайский тракторные заводы выпускали трактор ДТ-54, всего было выпущено около 960 тысяч единиц; 1954 - 1958 годы Минский тракторный завод и Южный машиностроительный завод выпускали трактор МТЗ-2, всего было выпущено 148,8 тысячи единиц. С 1956 года по 1972 год выпускался трактор МТЗ-5, всего было выпущено 138,9 тыс. ед. Производство зерноуборочных комбайнов осуществлялось на заводе «Ростсельмаш»: 1932 - 1941 годы, комбайн «Сталинец - 1», было выпущено свыше 56 тысяч единиц; 1947 - 1958 год, комбайн «Сталинец - 6», всего было произведено 161295 штук. Многие из них изображены на почтовых марках и отражают развитие отечественного сельхоз машиностроения.

DEVELOPMENT OF AGRICULTURAL MACHINERY IN POSTAL MINIATURES

Iovlev G. A. - Candidate of Economic Sciences, Ural State Agrarian University.

(620075, Yekaterinburg, K. Libknekhta St., 42, tel.: +7 (343) 221-41-44, e-mail: gri-iovlev@yandex.ru)

Goldina I. I. - Senior Lecturer, Ural State Agrarian University

(620075, Yekaterinburg, K. Libknekhta St., 42, tel.: +7 (343) 221-41-44, e-mail: ir.goldina@mail .ru)

Reviewer: Yusupov M.L. - candidate of economy sciences, associate professor, Ural State Agrarian University.

(620075 Sverdlovsk region, Yekaterinburg, Karl Liebknecht st., 42 tel. +7 9126009555 E-mail: mamed.yusupov.2014@mail.ru)

Keywords: postage stamp, agricultural machinery, tractor plants.

Summary

The development of agriculture and agricultural engineering was reflected not only in "dry" statistics, but also in documentary and feature films, postcards, envelopes and postage stamps. The article discusses the development of agricultural machinery, which is reflected in the miniature postage (stamps). Tractor production, in different years, was carried out at the following plants: 1924 - 1932, the Krasny Putilovets plant produced about 42 thousand Fordzon Putilovets tractors; 1934 - 1940 the factory "Red Putilovets", 1944 - 1955 the Vladimir Motor and Tractor Plant produced universal tractors. In total, more than 200 thousand units were produced; 1933-1937 years at the Chelyabinsk Tractor Plant produced tractor S-60 "Stalinets", a total of 69,100 units were produced; 1937 - 1952 Stalingrad Tractor Plant, Kharkov Tractor Plant, Altai Tractor Plant produced a tractor under the common brand ASHTZ-NATI (ASHTZ-3), a total of 191,000 units were produced; 1949 - 1979 Stalingrad, Kharkov, Altai Tractor Plants produced the DT-54 tractor, in total about 960 thousand units were produced; 1954 - 1958 The Minsk Tractor Plant and the Southern Machine-Building Plant produced the MTZ-2 tractor, a total of

148.8 thousand units were produced. From 1956 to 1972, the MTZ-5 tractor was produced, a total of

138.9 thousand units were produced. Production of combine harvesters was carried out at the Rostselmash plant: 1932 - 1941, the Stalinets-1 combine, over 56 thousand units were produced; 1947 -1958, the combine "Stalinets - 6", a total of 161295 pieces were produced. Many of them are depicted on stamps and reflect the development of domestic agricultural engineering.

По мере развития сельского хозяйства в Советской России, а затем и СССР, развивалась и сельскохозяйственная техника, развивалось сельскохозяйственное машиностроение. Укреплялась материально-техническая база МТС, колхозов, совхозов, увеличивалось производство сельскохозяйственной продукции. Для наглядности данные, характеризующие производство сельскохозяйственной техники (СХТ), сельскохозяйственное производство представим в табл. 1 [1,2].

Таблица 1. Показатели, характеризующие сельскохозяйственное машиностроение, сельское хозяйство СССР.

Показатели Годы

1928 1932 1940 1945 1950 1958 1960

Производство тракторов, тыс. шт. 1,3 48,9 31,6 7,7 46,3 219,7 239

Производство з/у комбайнов, тыс. шт. - 10 12,8 0,3 46,3 65 59

Производство автомобилей, тыс. шт. 0,7 23,9 136 68,6 294,4 388,9 362

Парк тракторов, тыс. 27 80 531 397 595 985 1122

Парк з/у комбайнов, тыс. 2 шт. 15,8 182 148 211 409 497

Парк автомобилей грузовых, тыс. 0,7 11,0 228 62 283 632 778

Энергетические мощности с/х, млн. л.с. 21,3 44,0 47,5 28 62,3 119,5 155,9

Энерговооружённость труда в с/х, л.с.: - на одного работника; - на 100 га посевов. 0,4 19 0,6 37 1,5 32 1,1 26 1,7 47 2,6 54 5,4 74

Численность механизаторских кадров, тыс. чел. 18,2 102,5 1401 825 1356 2350 2579

Площадь пашни, млн. га 113 124,4 150,6 113,8 146,3 193,6 203

Площадь зерновых, млн.га 92,2 97,4 110,7 85,3 102,9 121,5 115,6

Валовый сбор зерновых, млн. т. 73,3 79,9 95,6 47,3 81,2 134,7 125,5

Урожайность зерновых, ц/га 7,9 8,2 8,6 5,6 7,9 11,1 10,9

Кратко анализируя табл. 1 можно увидеть следующее: производство тракторов за тридцать лет увеличилось в 4,9 раза, зерноуборочных комбайнов в 5,9 раза, грузовых автомобилей - в 15 раз; парк сельскохозяйственной техники в совхозах и колхозах увеличился в 22 с лишним раза, парк автомобилей увеличился в 70 с лишним раз. Энергетические мощности увеличились в 3,5 раза, в результате энерговооружённость труда увеличилась в 5,5 раз, что позволило увеличить объёмы сельскохозяйственного производства в 1,6 раза.

Производство тракторов, в разные годы, осуществлялось на следующих заводах:

- 1924 - 1932 годы завод «Красный Путиловец» выпустил около 42 тыс. тракторов «Фордзон-Путиловец»;

- 1934 - 1940 годы завод «Красный Путиловец», 1944 - 1955 годы Владимирский моторо-тракторный завод выпускал тракторы Универсал. Всего было выпущено более 200 тыс. единиц;

- 1933-1937 годы на Челябинском тракторном заводе выпускался трактор С-60 «Сталинец», всего было выпущено 69100 единиц.

- 1937 - 1952 годы Сталинградский тракторный завод, Харьковский тракторный завод, Алтайский тракторный завод выпускали трактор под общим брендом АСХТЗ-НАТИ (АСХТЗ-3), всего было выпущено 191000 единиц;

- 1949 - 1979 годы Сталинградский, Харьковский, Алтайский тракторные заводы выпускали трактор ДТ-54, всего было выпущено около 960 тысяч единиц;

- 1954 - 1958 годы Минский тракторный завод и Южный машиностроительный завод выпускали трактор МТЗ-2, всего было выпущено 148,8 тысячи единиц. С 1956 года по 1972 год выпускался трактор МТЗ-5, всего было выпущено 138,9 тыс. ед.

Производство зерноуборочных комбайнов осуществлялось на заводе «Ростсельмаш»:

- 1932 - 1941 годы, комбайн «Сталинец - 1», было выпущено свыше 56 тысяч единиц;

- 1947 - 1958 год, комбайн «Сталинец - 6», всего было произведено 161295 штук.

Зерноуборочный комбайн «Сталинец - 4», а затем «Сталинец - 4М» выпускался

Красноярским комбайновым заводом, Тульским комбайновым заводом, заводом «Сызраньсельмаш», Таганрогским комбайновым заводом. «Сталинец - 4» выпускался с 1947 по 1955 год, с 1955 по 1958 год под маркой «Сталинец - 4М». Только Тульским заводом было выпущено 29582 единицы.

Зерноуборочный комбайн СК-3 выпускался на Ростсельмаше и Таганрогском комбайновом заводе с 1958 по 1962 год, на Красноярском заводе комбайнов с 1958 по 1964 год. Всего было выпущено 169000 единиц.

Развитие сельского хозяйства, сельскохозяйственного машиностроения отражалось не только в «сухих» статистических данных, но и в документальном и художественном кино, открытках, конвертах и почтовых марках. В заставках к художественному фильму «Кубанские казаки» как раз была представлена вся сельскохозяйственная техника, рассматриваемого нами периода. В данной статье, мы рассмотрим, как развитие сельского хозяйства, техники, сельскохозяйственных технологий нашло отражение в почтовых марках. Сразу оговоримся, что рассмотрим не с точки зрения ценности марки (мы не компетентны в этом направлении), а с точки зрения развития техники, технологий.

Рисунок 1 - Марка «Поднимем урожайность»

На данной марке представлена колонна тракторов «Фордзон-путиловец», который выпускался на заводе «Красный путиловец» в Ленинграде и Харьковском паровозостроительном заводе. В 1928/29 г. ими было выпущено 3267 тракторов. Фордзон является практически «дословной» копией американского трактора фирмы Форд. Трактор имел четырехтактные карбюраторные или двухтактные полудизельные двигатели мощностью от 25 до 48 л.с. (18,4-35 кВт). Скорость движения составляла 3-6 км/ч, число передач - 2-3 вперед, 1 назад. Выпускался с 1924 года по 1932 год.

Рисунок 2 - Марка «Широко ведрить прогресивный квадратно-гнездовой способ посадки картофеля»

На данной марке представлены две технологической операции:

- междурядная обработка агрегатом в составе: трактор Универсал У2 + культиватор КУТС -

2,8.

- посадка картофеля: трактор АСХТЗ-НАТИ + 2 картофелесажалки КС.

Появление квадратно-гнездового способа посадки картофеля - следствие механизации овощеводства. Впервые на территории СССР этот метод был применён в 1943 году.

Краткая характеристика трактора Универсал У2. За основу его конструкции была взята модель трактора «Фармол», который выпускала американская фирма «Интернешнл». Его керосиновый карбюраторный двигатель обладал мощностью 16 кВт, эксплуатационная масса составляла 2 т, а скорость достигала 8 км/ч. Трактор «Универсал» сходил с конвейера Ленинградского завода до 1940 г. После этого его производство перенесли во Владимир. Здесь, на тракторном заводе, этот трактор выпускался с 1944 по 1955 год.

Универсальный культиватор КУТС-2,8 предназначался для междурядной обработки свёклы, картофеля, высаженного 4-рядной картофелесажалкой и др. культур с междурядьями в 44,5, 60, 65 и 70 см, а также для окучивания растений, предпосевной подготовки почвы и ухода за мало засорёнными парами. Культиваторы выпускали отдельно для районов возделывания картофеля с разным набором рабочих органов. Набор к культиватору для обработки картофеля: лапы стрельчатые универсальные с захватом 220 мм, с захватом 270 мм, лапы рыхлительные долотообразные и пружинные, корпусы окучивающие.

Характеристика трактора АСХТЗ-НАТИ представлена в описании следующей марки.

Рисунок 3 - Марки «Сталинградский тракторный завод», «Харьковский тракторный завод»,

На представленных выше марках изображены тракторы, имеющие общий «бренд» АСХТЗ-НАТИ. Данный трактор выпускался под маркой СТЗ-НАТИ (СТЗ-3) на Сталинградском тракторном заводе, ХТЗ-НАТИ (ХТЗ-З) на Харьковском тракторном заводе, АТЗ-НАТИ (АТЗ-З) на Алтайском тракторном заводе в г. Рубцовск. На Сталинградском тракторном заводе трактор выпускался с 1937 года до начала 1941 года. В годы Великой Отечественной войны завод осуществлял выпуск и ремонт танков, танковых двигателей. Производство танков велось вплоть до 13 сентября 1942 года (бои шли уже на территории завода). На Харьковском тракторном заводе трактор выпускался с 1937 года до момента эвакуации в г. Рубцовск с началом Великой Отечественной войны. На Алтайском тракторном заводе производство тракторов продолжалось до 1952 года.

Но уже в 1944 г. восстановленные по решению партии и правительства Сталинградский и Харьковский тракторные заводы начали работать на полную мощность. Производство трактора осуществлялось до 25 ноября 1949 года. 10-ти тысячный трактор СХТЗ-НАТИ вышел из ворот Сталинградского тракторного завода в 1947 году. Трактор имел керосиновый карбюраторный четырёхцилиндровый двигатель мощностью 52 л.с., охлаждение двигателя - водяное. Более поздние модели имели более экономичный и при этом более производительный дизельный мотор. Коробка перемены передач - зубчатая трёхходовая, гусеница выполнена из звеньев, отлитых из высокомарганцовистой стали.

Рисунок 4 - Марки «Труженики сельского хозяйства! Добивайтесь получения высоких и устойчивых урожаев!

Данные марки представляют агрегаты для посева зерновых в составе: трактор под общим брендом АСХТЗ-НАТИ + сцепка С-11 + сеялка зерновая СД-24. Сеялка СД-24 выпускалась с 1946 года на Ростсельмаше, затем на базе СБ-24 выпускалась сеялка СУ-24, на базе сеялок СУ-24 была разработана серия сеялок под маркой «СЗ». Семенной ящик был деревянный, с чугунными боковинами и железной двухсекционной крышкой. Семяпроводы из прорезиненной ткани.

Г

Рисунок 5 - Марка «Освоим новые целинные и залежные земли»

На данной марке представлен агрегат в составе: трактор ДТ-54 + плуг П-5-35 «Труженник-У (М,Г)». В конце 1949 года (ноябрь) на Сталинградском и Харьковском тракторных заводах, практически, без остановки производства был осуществлён переход на выпуск трактора ДТ-54 оснащённого дизельным двигателем мощностью 54 л. с.

ДТ-54 - гусеничный сельскохозяйственный трактор общего назначения. Трактор выпускался с 1949 по 1963 год Сталинградским тракторным заводом, с 1949 по 1961 Харьковским тракторным заводом, с 1952 по 1979 Алтайским тракторным заводом. Всего построено 957900 единиц. Очень производительным на освоении целины было использование агрегата в составе трактора С-80 (100) (Челябинский тракторный завод) и 2-х плугов П-5-35 «Труженник-У». По производительности данный агрегат не уступал современным энергонасыщенным тракторам.

Плуг П-5-35 «Труженник-У» Агрегатировался с тракторами ДТ-54, Т-74, ДТ-75, Т-4 С-80 (100), ширина захвата 1,75 м, глубина пахоты до 27 см, роизводительность 0,7 га/ч. Годы производства 1938-1956 год.

Рисунок 5 - Марка «Кукуруза - это, мясо, молоко, масло»

На марке 1961 года изображён агрегат для междурядной обработки посевов кукурузы в составе: трактор МТЗ-5 + культиватор ВИМЭ-1. Трактор МТЗ-5 появился в результате коренной модернизации трактора МТЗ-2. Трактор выпускался Минским тракторным заводом с 1956 по 1962

гг. и Южным машиностроительным заводом с 1958 по 1972 годы. Выпускались модели МТЗ-5, МТЗ-5М, МТЗ-5Л. Основным изготовителем тракторных пропашных культиваторов стал завод «Красный Аксай».

Рисунок 6 - Марка «Дадим 127 миллионов тонн стране зерна в год!»

На данной марке представлены зерноуборочные комбайны «Сталинец-1» с тракторами С-60 (на переднем плане). Выпускался на комбайновом заводе «Ростсельмаш» с 1932 года и до эвакуации завода в Ташкент (13 октября 1941 года). Пропускная способность молотилки - 2,5 кг в секунду. Ширина жатки у него была 6,7 м, мощность приводного двигателя - 40 л.с. Обслуживали агрегат пять человек и плюс отвозка (лошадь и бестарка) - 1 чел. 14 июня 1940 г. на главном конвейере был собран уже 50 - тысячный комбайн «Сталинец-1».

1 июня 1933 года из ворот Челябинского тракторного завода, вышла первая партия мощных гусеничных тракторов «Сталинец-60» (С-60) общего назначения. На тракторе был установлен карбюраторный двигатель мощностью 60 л.с (44,2 кВт), работавший на лигроине. Трехскоростная коробка передач позволяла получать скорость от 3 до 5,9 км/ч и развивать мощность на крюке 36,8 кВт. Прототипом трактора послужил американский трактор "Катерпиллар-60" одноимённой фирмы. Трактор выпускался до 31 марта 1937 года.

Рисунок 7 - Марка «Ростовский завод сельскохозяйственных машин»

На данной марке представлен зерноуборочный комбайн «Сталинец - 6». Комбайн впервые был выпущен в 1947 году на заводе «Ростсельмаш» и стал первым комбайном после Великой Отечественной войны. Комбайн выпускался с 1947 по 1958 год. Всего было произведено 161295 штук. Комбайн предназначался для уборки зерновых колосовых культур и представлял собой усовершенствованную конструкцию комбайна «Сталинец-1». Для работы требовалось три человека: тракторист, штурвальный и комбайнёр.

Основные технические характеристики: мощность двигателя: У-5МА, 40 л.с.; пропускная способность молотилки, 2,5 кг/с; ширина захвата жатки - от 4,9 м; объём бункера - 6,7 м .

Рисунок 8 - Марка «Труженики сельского хозяйства! Боритесь за успешное проведение уборки урожая и заготовок сельскохозяйственных продуктов»

На марке 1950 года изображён первый самоходный комбайн СССР «Сталинец» С-4. Комбайн был разработан в ВИСХОМ (Всесоюзный институт сельскохозяйственного машиностроения) в 1946 году. Разработали новый сельскохозяйственный самоходный комбайн в конструкторском коллективе ВИСХОМ под руководством д.т.н. Пустыгина М. А. и н.с. Иванова И. С. Опытное производство нового комбайна С-4 осуществлялось на Московском военном заводе №70 (машиностроительный завод имени Владимира Ильича - ЗВИ).

Серийное производство нового комбайна, прошедшего разносторонние испытания, началось в 1947 году и продолжалось до 1955 года (модернизированный комбайн «С-4М» выпускался до 1958 года). Головным предприятием по производству комбайнов «Сталинец» С-4 был назначен Казанский военный авиационный завод №387, выпускавший до этого самолёты По-2 (ныне - это Казанский вертолётный завод). Кроме того, производство комбайнов С-4 осуществлялось на Красноярском, Таганрогском и Тульском комбайновых заводах, а также на заводе Сызраньсельмаш и Златоустовском инструментальном заводе.

Рисунок 9 - Марка «Механизация уборки зерновых - путь сохранения урожая» Самоходный зерноуборочный комбайн СК-3. Был создана ГСКБ по самоходным зерновым комбайнам и машинам для уборки хлопка в городе Таганрог. Руководил проектом Х. И. Изаксон. Машина производилась с 1958 по 1964 год. Всего было создано 169 тысяч комбайнов. Это был первый советский комбайн, оборудованный гидравлическим усилением руля. Кроме

Таганрогского завода они выпускались и на Ростсельмаше с 1958 по 1961 год. Выпускались следующие модификации: на полугусеничном (СКП-3) и гусеничном (СКГ-3) ходу, полугусеничный рисозерноуборочный комбайн (СКПР-3).

Таким образом, а статье представлен анализ развития сельского хозяйства, сельскохозяйственного машиностроения СССР с 1928 по 1960 годы, нашедший отражение на почтовых марках. Развитие сельского хозяйства СССР на почтовых марках - это уникальный ресурс по истории сельхозмашиностроения, визитная карточка значимых моментов в истории сельского хозяйства страны.

Библиографический список:

1. СССР - страна крупного социалистического сельскохозяйственного производства. Часть I. Страна Советов за 50 лет (Сборник статистических материалов). - Москва: «Статистика», 1967. - 342 с.

2. Промышленность СССР (1964) (Статистический сборник). - Москва: «Статистика», 1964. -496 с.

3. Голдина И.И. История развития технического сервиса в России// Теория и практика мировой науки. 2016. № 1. С. 87-90.

4. Голдина И.И. Развитие российского автомобилестроения и технической эксплуатации// Агропродовольственная политика России. 2018. № 1 (73). С. 40-46.

5. Иовлев Г.А., Зорков В.С., Голдина И.И. Экономическая эффективность модернизации зерноуборочных комбайнов при уборке колосовых культур// Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2017. № 9. С. 34-37.

Bibliographic list:

1. The USSR is a country of large socialist agricultural production. Part I. Country of Soviets for 50 years (Collection of statistical materials). - Moscow: "Statistics", 1967. - 342 p.

2. Industry of the USSR (1964) (Statistical Collection). - Moscow: "Statistics", 1964. - 496 p.

3. Goldina I.I. The history of the development of technical service in Russia // Theory and practice of world science. 2016. No. 1. S. 87-90.

4. Goldina I.I. The development of the Russian automotive industry and technical operation // Agri-food policy of Russia. 2018. No. 1 (73). S. 40-46.

5. Iovlev G.A., Zorkov V.S., Goldina I.I. The economic efficiency of modernization of combine harvesters for harvesting ears of crops // Economics of agricultural and processing enterprises. 2017. No. 9. P. 34-37.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.