Одно это уже само по себе является огромной задачей. Позитивными примерами могут служить возобновление переговоров в нормандском формате в Париже в конце 2019 г. и конференция по Ливии в Берлине. Для обеих сторон это было бы лучшим способом обеспечить мир в Европе и соседних странах.
Однако в конечном счете России следует задаться вопросом о своем будущем в формирующемся сейчас миропорядке. Если согласиться с американским политологом Джозефом Наем, решающую роль в XXI в. будут играть три фактора: военная сила, чье значение неуклонно будет падать, в значительной степени экономический потенциал страны и так называемая «мягкая сила» - образование, наука, культура, стабильность общества. Какое место будет занимать Россия через 10 или 20 лет, и с кем она будет сотрудничать в вопросах упрочения своего потенциала? Поэтому Россия должна всерьез задуматься над тем, а не будет ли для нее лучшим решением сделать ставку на сотрудничество с западными соседями.
ЕС - действовать сейчас
Для ЕС речь сейчас идет о расстановке ясных стратегических приоритетов в области внешней политики и сфере безопасности, которая положит конец национальному эгоизму и самоустранению, подпиты-вающемуся обманчивой надеждой на то, что «другие проделают эту работу». Только на этом может строиться собственная политика, а дееспособность Европы и меры по обеспечению ее безопасности более необходимы, чем когда-либо. При этом речь не идет о силе ради конфронтации, а о силе ради созидания, которая связана со способностью к самокритике и корректировке своих действий, что должно в будущем отличать ЕС от авторитарных систем.
Перевод старшего научного сотрудника ИНИОН РАНА. Белинского
УКРАИНСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РУМЫНИИ: ДЕКЛАРАЦИИ И РЕАЛЬНЫЕ ШАГИ
Татьяна Биткова,
старший научный сотрудник Отдела Европы и Америки ИНИОН РАН
Аннотация. В статье дается краткий экскурс взаимоотношений между Румынией и Украиной в ракурсе взаимных территориальных споров и обоюдной обеспокоенности положением соплеменников в соседнем государстве. Показано, как внешне сдержанные декларации румынских официальных лиц в отношении Украины не соотносятся с реальными шагами по активной культурной «румынизации» западных областей Украины, а также массовому предоставлению румынских паспортов украинским гражданам, относящим себя к румынскому или молдавскому этносу. Анализируется новый этап политики Бухареста в отношении Украины после смены власти в Киеве в 2014 г., потери Крыма и развертывания войны в Донбассе. Делается вывод, что потепление румыно-украинских отношений носит ситуативный характер, ибо румынская сторона поддерживает Украину из-за собственных опасений перед российской политикой в этом регионе и, прежде всего, в отношении Республики Молдова, которая расценивается в перспективе как неотрывная часть самой Румынии.
Ключевые слова: Румыния; Украина; кризис 2014 г.; национальные меньшинства; территориальные споры; евро-атлантическая ориентация; Россия.
Keywords: Romania; Ukraine; 2014 crisis; national minorities; territorial disputes; Euro-Atlantic orientation; Russia.
Хотя в 1997 г. между Румынией и Украиной был подписан Договор об отношениях добрососедства и сотрудничества, взаимоотношения двух стран на протяжении многих лет оставались очень сложными. Румынская политическая элита ментально не могла принять послевоенные границы своей страны. Часть территорий (Северная Буковина и частично Южная Бессарабия), которыми владела «Великая Румыния» в межвоенный период и где проживало значительное количество этнических румын, оказалась после распада СССР в новом украинском государстве. Ностальгия по потерянным территориям стала тем фоном, на котором строились взаимоотношения двух стран в посткоммунистический период.
Формально в отношении Северной Буковины и Южной Бессарабии румынская сторона никаких территориальных претензий не предъявляла. К тому же линия государственной границы между странами была
подтверждена в базовом соглашении 1997 г. Оставался, правда, нерешенным спор о разделе континентального шельфа в Черном море вблизи острова Змеиный, являющегося скалистой частью этого шельфа, богатого нефтью и газом. Бухарест ставил под сомнение легитимность принадлежности острова Украине и вообще квалификацию его как острова, а не скалы.
После длительного разбирательства 3 февраля 2009 г. Международный суд ООН вынес компромиссное решение, с которым стороны в целом официально согласились. Змеиный был квалифицирован как остров, на чем настаивала Украина, но 80% континентального шельфа, богатого углеводородами, отошло Румынии. Это решение вызвало неудовольствие и критику как румынских, так украинских комментаторов.
Граница между Украиной и Румынией вновь стала предметом разбирательства в 2010 г.: Киев обвинил Бухарест в намерении присвоить необитаемый остров Майкан в дельте Дуная. Позже украинские власти обвиняли Румынию и в самовольном расширении устья Дуная, чтобы переориентировать грузопотоки на свои порты.
Взаимные претензии Украины и Румынии выливались также в шпионские скандалы. Именно по этой причине не состоялся запланированный визит президента Траяна Бэсеску в Киев в 2009 г. Тогда из Румынии выдворили двух украинских дипломатов, обвинив их в разведывательной деятельности.
Вместе с этим на официальном уровне руководители обеих стран всегда выражали сдержанную готовность к урегулированию споров в ходе диалога, к поиску компромиссов и способов строительства взаимоотношений на добросердечной основе. К тому же Бухаресту была близка и симпатична евро-атлантическая ориентация Киева после прихода к власти администрации президента В. Ющенко. Украинская дипломатия в этой ситуации могла надеяться на поддержку Румынии в качестве дополнительной опоры своих западных устремлений. Действительно, Румыния прямо поддержала американскую идею о вступлении в НАТО Украины и Грузии на саммите Россия - НАТО, проходившем в Бухаресте 2-4 апреля 2008 г.
Но то была внешняя сторона политики Бухареста. Румынские СМИ и радикально-националистические круги политической элиты постоянно транслировали сожаление о сложном положении своих соплеменников в Украине. Официальный Бухарест также неустанно заявлял о недостаточном соблюдении прав национальных меньшинств в сопредельном государстве.
Украинские СМИ, в свою очередь, всегда изобиловали комментариями об опасной политической игре соседнего государства. Действительно, внешне уравновешенный дискурс не мешал Бухаресту проводить тихую «румынизацию» западных областей Украины, активно предоставляя румынские паспорта украинским гражданам, считающим себя или румынами, или молдаванами, что естественным образом вызывало раздражение в Киеве.
Всего, по данным переписи 2001 г., в Украине проживает 151,1 тыс. румын. Подавляющее большинство украинских обладателей румынских паспортов являют-
ся жителями Северной Буковины. По данным переписи 2001 г., 12,5% жителей этой области считают себя румынами. В Герцевском районе их процент составляет даже более 90, а в Глыбокском и Сторожинецком районах приближается к половине. 7,3% жителей Северной Буковины считают себя молдаванами (в Новосе-лицком районе области они составляют большинство). Среди последних также проводится активная работа по предоставлению гражданства Румынии. Учитывая, что Молдавия своей отдельной политики в этом отношении не ведет, усилия Бухареста дают определенный результат. В итоге румынскими паспортами обзаводятся не только «румыны», но и «молдаване».
В Украине такие действия расценивают как политический механизм распространения влияния Румынии, «тихую экспансию», цель которой - оторвать румын и молдаван Украины от украинской культурной среды. Невзирая на то что паспортная экспансия Румынии не находит поддержки в Брюсселе, а в Украине двойное гражданство запрещено, процесс продолжается.
Кроме этого Бухарест вкладывает значительные средства в гранты и образовательные программы, расширяя таким образом свое культурно-информационное присутствие в Украине. По переписи 2001 г., 92% румын, проживающих в Украине, признали родным языком румынский и только 6% - украинский.
Одним из проявлений политики «малых шагов» по распространению румынского влияния являются также попытки Румынской православной церкви внедриться на территорию Украины, часть которой канонически относится и к Украинской православной церкви Московского патриархата.
Это происходит при помощи Бессарабской митрополии Молдавии. Как и в Украине, в Молдавии православные приходы сегодня разделены между двумя патриархиями. Кроме православных приходов, находящихся под юрисдикцией Московского патриархата, действует так называемая Бессарабская митрополия, подчиненная Румынскому патриарху. Именно через Бессарабскую митрополию РумПЦ пытается создать свои приходы в Украине, как на юге Бессарабии, так и в Северной Буковине. Поскольку Румынская православная церковь во многих отношениях является государственной структурой, ее деятельность на территории Украины вызывает особое беспокойство в Киеве.
Так, главной темой дискуссии глав МИД обеих стран, состоявшейся в формате «Группы друзей Украины» в Брюсселе 18 июля 2011 г., стал инцидент на украинской границе, когда 16 июля украинские пограничники задержали группу румынских журналистов и представителей неправительственных организаций, направляющихся для участия в церемонии освещения румынской церкви в украинском селе Камышовка. Лишь после вмешательства генерального консула Румынии в Одессе большинству румынских граждан было позволено въехать на территорию Украины, двум же румынским журналистам въезд был запрещен, и они были отправлены обратно в Румынию.
Румынию в свою очередь беспокоит, что украинские националисты время от времени устраивают акции устрашения румын, проживающих на западе
Украины. В 2015 г. В Черновцах был открыт Румынский культурный центр «БМохш Ншт^асЫ», а в декабре 2017 г. члены украинской ультранационалистической организации «Национальный корпус» явились с угрозами в этот центр, вызвав страх и панику у посетителей Центра. Этот инцидент был предметом взаимного разбирательства на высоком уровне.
Взаимоотношения Румынии и Украины стали меняться по мере развертывания украинского кризиса 2014 г. Арманд Гошу, видный румынский политолог, советник Министерства иностранных дел по постсоветскому пространству в 2010-2012 гг., говорил в феврале 2014 г., вскоре после того, как Виктор Януко-вич покинул Киев: «Румыния должна произвести серьезный анализ 22-х лет своих отношений с Украиной... Мы рискуем показаться шизофрениками, если не пересмотрим свое поведение»1.
И Бухарест пересмотрел свое «поведение», но не сразу. Первоначально, как отмечали комментаторы, румынское руководство выражало некоторую неопределенность в оценках украинского кризиса, что, возможно, объяснялось быстротой развертывания событий. Однако и в прошлом, замечал А. Гошу, румынское руководство демонстрировало осторожность в отношении ситуации в Украине. «Даже оранжевая революция в Киеве не повлияла на румыно-украинские отношения в лучшую сторону»2.
В 2014 г. Румыния не была рядом со странами Веймарской группы3, представители которой вели консультации с В. Януковичем для достижения согласия между властью и оппозицией. Румыния также не была рядом с Венгрией, Чехией и Словакией, которые сразу же признали временное правительство А. Яценюка.
20 февраля 2014 г. Траян Бэсеску, проявляя осмотрительность, призывал президента Януковича «не использовать армию для подавления уличных протестов, а силы правопорядка - не применять непропорционально серьезные средства в отношении манифестантов», лидеров же украинской оппозиции он призвал «отмежеваться от крайне радикальных групп, не поддерживать провокационные действия против сил
4
правопорядка» .
А. Гошу делал предположение, что сдержанность румынского руководства могла быть обусловлена ожиданием выхода на некие неофициальные контакты с
Go§u A. In relatia cu Ucraina, Romania s-a uitat spre trecut, iar Polonia spre viitor // CursDeGuvernare. - 25.02.2014. - Mode of access: http://cursdeguvernare.ro/ucraina-armand-gosu-in-relatia-cu-ucraina-romania-s-a-uitat-spre-trecut-iar-polonia-spre-viitor.html? fb_action_ids=822363311112730&fb_action_types=og.recommen
2 Go§u A. Razboiul Rusiei impotriva Ucrainei. Cum se pozi-tioneaza Romania? // CursDeGuvernare. - 02.03.2014. - Mode of access: http://cursdeguvernare.ro/armand-gosu-razboiul-rusiei-impotriva-ucrainei-cum-se-pozitioneaza-romania.html
3 Веймарская группа быстрого реагирования, в состав которой вошли военнослужащие из Польши, Германии и Франции, была учреждена в Брюсселе 5 июля 2011 г.
4 Apelul prejedintelui Romaniei, domnul Traian Basescu, referitor
la escaladarea violentelor din Ucraina // Facebook. - 20.02.2014. -
Mode of access: https://ro-ro.facebook.com/PresedinteleTraian Basescu/posts/789493407730879
Москвой в связи с болевыми точками российско-румынских отношений: золотым запасом (переданным на хранение в Российскую империю в 1916 г. - Прим. Т. Б.), проблемой Приднестровья и Республики Молдова, «хотя это маловероятно»5.
Бухарест стал демонстрировать абсолютную поддержку Киеву после того, как Россия присоединила к себе Крым. Тогда румынские аналитики объявили о «перезагрузке» румыно-украинских отношений6. Президент Траян Бэсеску еще до начала донбасских событий заявил, что Румыния готова принять украинских беженцев.
Румыния активно поддерживала своего соседа на международном уровне: она неоднократно заявляла в структурах НАТО о необходимости равновесия сил в Черноморском бассейне, где «после аннексии Крыма преобладает Россия». Когда 27 июня 2014 г. было подписано Соглашение об ассоциации Украины с Евросоюзом, Сенат Румынии одним из первых среди стран ЕС ратифицировал это соглашение. Румыния также предложила Украине воспользоваться ее положительным опытом по интеграции в Евросоюз и выразила готовность содействовать процессу реформ, требуемых процессом ассоциации Украины с ЕС. Выражением сближения двух стран стало подписание 2 октября 2014 г. в Киеве Соглашения о местном приграничном движении.
Особое значение имел визит президента Клауса Йоханниса в Киев 17 марта 2015 г. Тогда СМИ подчеркивали, что он является первым официальным визитом румынского лидера в соседнюю страну за последние семь лет. В знак примирения К. Йоханнис и П. Порошенко не только обменялись дружественными заявлениями, но и поделились планами на будущее. Румынский президент пообещал принять на лечение пострадавших украинских военных, а также поддержать предоставление Украине безвизового режима с Евросоюзом. Кроме того, стороны решили упростить пересечение границы, создав совместные пункты пропуска. В доказательство серьезности своих намерений президенты договорились возобновить деятельность совместной президентской комиссии.
Как и следовало ожидать, во время встречи с П. Порошенко К. Йоханнис заявил, что Румыния твердо стоит на позициях поддержки независимости и территориальной целостности Украины. В последующие годы румынский президент неустанно повторял, что главным во взаимоотношениях двух стран является всемерная поддержка суверенитета Украины и ее европейской ориентации. Таким образом, Румыния сделала важные шаги, как символические, так и практические, чтобы поддержать Украину в ее противостоянии с Москвой. «В результате, - отмечалось в румынских СМИ, - образ Румынии в глазах киев-
Go§u A. Razboiul Rusiei impotriva Ucrainei. Cum se pozi-tioneaza Romania? // CursDeGuvernare. - 02.03.2014. - Mode of access: http://cursdeguvernare.ro/armand-gosu-razboiul-rusiei-impotriva-ucrainei-cum-se-pozitioneaza-romania.html
6 Schimbare la Kiev: nevoia unui reset in relatia Romania-Ucraina. - Bucuresti, 2014. - 29 p.
ских политиков кардинально улучшился, улучшилось восприятие нашей страны и в публичном пространстве Украины»1.
Но когда в 2018 г. Румыния организовала пышное празднование 100-летия «Великого объединения», украинские националисты Северной Буковины пытались омрачить этот румынский праздник провокациями. Официальный Киев, правда, проявил сдержанность в отличие от Венгрии, которая на государственном уровне отмечала в связи с этим День траура.
Несмотря на общее потепление отношений двух стран после 2014 г., по-прежнему не удается к обоюдному удовлетворению разрешить проблемы, связанные с правами нацменьшинств. В первую очередь речь идет о функционировании языков нацменьшинств.
Очередные трения между Румынией и Украиной имели место в связи с отменой 23 февраля 2014 г. украинского Закона «Об основах государственной языковой политики» от 3 июля 2012 г. Закон признавал понятие «региональные языки», что давало возможность официального двуязычия в регионах, где численность нацменьшинств превышает 10%. Согласно ему, румынский считался вторым официальным языком в двух украинских селах. Уже 24 февраля министр иностранных дел Румынии Т. Корлэцян выразил озабоченность по поводу отмены этого закона. Позиция Румынии оказалась тогда близкой к российской, венгерской и болгарской2.
Еще более радикально языковая политика Украины проявилась в новой редакции Закона «Об образовании», вступившего в силу 28 сентября 2017 г. Документ предусматривает поэтапное запрещение использования в образовательной системе языков национальных меньшинств. Обучение на этих языках допускается только в дошкольных учреждениях и начальной школе. До принятия этого закона в Украине на румынском языке обучались примерно 16 тыс. учеников средней школы. Румыния заявила в связи с этим о нарушении прав нацменьшинств, президент Румынии Клаус Йоханнис отменил по этой причине запланированный визит в Украину.
Однако и по прошествии двух лет эта проблема румыно-украинских отношений в отношении языковой политики не разрешилась. Как сообщает румынский президентский сайт presidency.ro, во время встречи с В. Зеленским 25 сентября 2019 г. в Нью-Йорке К. Йо-ханнис не только выразил поддержку евро атлантических устремлений Украины, но и не преминул напомнить о беспокойстве, которое вызывает ее языковая политика. «Президент Румынии подчеркнул, что необходимо найти соответствующие средства для четкого,
1 Evolutia spectaculoasa a relatiei dintre Romania §i Ucraina dupa ce Rusia a ínceput agresiunea: de la ínghetul neproductiv la implicarea decisiva ín asigurarea securitatii cibernetice a Kievului // Hotnews. - 13.02.2015. - Mode of access: www.hotnews.ro/stiri-esential-19371471-evolutia-spectaculoasa-relatiei-dintre-romania-ucraina-dupa-rusia-inceput-agresiunea-inghetul-neproductiv-implicarea-decisiva-asigurarea-securitatii-cibernetice-kievului.htm
2 С 2016 г. Закон «Об основах государственной языковой политики» находился на рассмотрении Конституционного суда. 28 февраля 2018 г. КС признал его не соответствующим основному закону. - Прим. Т. Б.
функционального решения проблем, вызванных Законом «Об образовании», принятым в сентябре 2017 г., который нарушает права лиц, принадлежащих к румынскому меньшинству в отношении образования на родном языке, ибо уровень и качество образования на румынском языке не должно ухудшиться» . В противовес этому Йоханнис подчеркнул, что в Румынии делается все возможное для обеспечения прав и развития культуры нацменьшинств.
Тем не менее Украину, в свою очередь, беспокоит положение украинцев, проживающих в Румынии. Согласно переписи 2011 г., в Румынии проживают 51,7 тыс. украинцев, однако на сайте Посольства Украины в Румынии представлена другая информация. По альтернативным подсчетам Союза украинцев Румынии, в стране - около 200 тыс. граждан украинской национальности. Сайт считает необходимым также отметить: «Большинство этнических украинцев Румынии - это автохтонное население приграничных с Украиной уездов, которые раньше входили в средневековое государство Киевская Русь или Галицко-Волынское княжество»4.
Как информирует нас упомянутый сайт, хотя в Румынии есть только одно учебное заведение с преподаванием на украинском языке - лицей им. Т.Г. Шевченко в г. Сигету-Мармацией, в некоторых румынских школах в районах компактного проживания украинцев украинский язык и литература преподаются как специальные предметы. При этом высшее образование по филологии на украинском языке можно получить в университетах Бухареста, Сучавы и Клуж-Напоки, где на факультетах филологии имеются украинские отделения.
Все это создает впечатление благоприятного положения украинцев в Румынии. Однако украинская пресса время от времени транслирует случаи недружелюбного отношения румын к украинскому сообществу, а также декларации националистического содержания в отношении украинцев со стороны некоторых румынских политических активистов. Официальный же Бухарест всегда подчеркивает, что Румыния является чуть ли не эталоном гуманного и разумного решения проблем совместного проживания нацменьшинств в отличие от государств-соседей.
Объясняя причины принятия столь радикального документа, как Закон «Об образовании» 2017 г., украинская сторона ссылалась на то, что, по данным переписи населения 2001 г., более половины румынского населения в Украине не владеет государственным языком. С тех пор, считают украинские эксперты, ситуация не улучшилась. При этом Румыния проводит культурные акции, направленные на то, чтобы проживающие в
3 íntrevederea bilaterala a Prejedintelui Romaniei, domnul Klaus Iohannis, cu Prejedintele Ucrainei, domnul Volodamar Zelenski, in marja segmentului de nivel inalt a celei de-a 74-a sesiuni a Adunarii Generale a Organizatiei Natiunilor Unite // Prejedintele Romaniei. -26.08.2019. - Mode of access: https://www.presidency.ro/ro/presedinte/ agenda-presedintelui/intrevedere-bilaterala-cu-presedintele-ucrainei-domnul-volodimir-zelenski (accessed 03.12.2019).
4 Minoritatea nationala ucraineana din Romania // Ambasada Ucrainei in Romania. - Mode of access: https://romania.mfa.gov.ua/ ro/ukraine-ro/ukrainians-in-ro
ЕВРОПЕЙСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: СОБЫТИЯ, ОЦЕНКИ, ПРОГНОЗЫ
Украине молдаване тоже стали считать себя румынами. Действительно, на протяжении всего посткоммунистического периода в Украине отмечается тенденция к увеличению числа румын за счет молдавского населения. А наличие в определенном регионе 20% населения, относящего себя к национальному меньшинству, дает основание требовать создания национально-культурной автономии, что, естественно, не входит в планы Киева.
Украина в защите своего культурного пространства не ограничилась Законом «Об образовании». 16 июля 2019 г. вступил в силу Закон «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного», который закрепил обязательное использование украинского языка в публичной сфере и ограничил возможность использования языков национальных меньшинств в СМИ. Все страны, имеющие компактные сообщества своих соплеменников в Украине, включая Румынию, выразили крайнюю обеспокоенность в связи с этим.
Всякое потепление отношений между странами-соседями нельзя не расценивать как факт положительный, но улучшение румыно-украинских отношений произошло не по взаимному благорасположению, а ввиду внешних обстоятельств. Этим обстоятельством стала российская политика в странах ближнего зарубежья, от которой в Румынии ждут новых сюрпризов и от которой рассчитывают защититься, опираясь на евро-атланические структуры. Таким образом, дружба с Киевом носит ситуативный характер и не исключает политики «румынизации» западных областей Украины.
В самой России всегда с подозрением относились к внешнеполитическим шагам Румынии на украинском направлении. На сайте «Военное обозрение» читаем: «Румыния никогда не отказывалась от территориальных претензий на Бессарабию и Северную Буковину, хотя в разные периоды своей истории предпочитала и не декларировать свои претензии
публично»1. Эту позицию с наибольшей прямотой и непосредственностью выразил в 2014 г. приднестровский политический и общественный деятель А. Сафонов: «Противостояние Москвы и нынешнего Киева, вошедшее в активную фазу с 1 марта, создает для Румынии благоприятные условия по энергичному укреплению своих позиций на "утраченных землях"»2. Румыния, писал он далее, «стремится довести российско-украинское противостояние до максимальной точки кипения, чтобы исключить в обозримом будущем скоординированную политику России и Украины по противодействию геополитическим планам Бухареста»3. Однако более реалистично в этом отношении звучат слова профессора политологии Киево-Могилянской академии Алексея Гараня: «Румыния - страна ЕС, она не будет создавать здесь какие-то "народные республики"»4.
На встрече К. Йоханниса с В. Зеленским, состоявшейся 25 сентября 2019 г. в Нью-Йорке во время 74-й сессии Генассамблеи ООН, оба лидера согласились с необходимостью активизации политического диалога на высшем уровне и углубления экономического сотрудничества.
Оценивая итоги состоявшейся 9 декабря 2019 г. встречи «нормандской четверки» в Париже, румынские комментаторы особо подчеркивали, что вопрос Крыма не был даже затронут, а вопрос границ рассматривался российской и украинской сторонами с противоположных позиций. Таким образом, «жизненно важные для Украины проблемы не были решены»5.
Всякая информация из Украины об инцидентах или локальном ухудшении положения часто предваряется в румынских СМИ фразой «Опасность вблизи Румынии». Она присутствует также как особая словесно невыраженная интонация в оценке происходящих подвижек на пути преодоления украинского кризиса после парижской встречи «нормандской четверки».
1 Военное обозрение. 6 апреля 2015.
2 Сафонов А. Румыния интенсивно и одновременно играет на разобщение России, Украины и Приднестровья // Dniester. -09.03.2014. - Режим доступа: http://dniester.ru/node/10047
3 Ibid.
4 Корба Г. Снова вместе. Российская агрессия заставила Украину и Румынию забыть старые ссоры // НВ. - 17.03.2014. -Режим доступа: http://nv.ua/publications/snova-vmeste-rossiyskaya-agressiya-zastavila-ukrainu-i-rumyniyu-zabyt-starye-ssory-39446.html
5 Negocierile de la Paris nu aduc pace Ucrainei // Curs DeGuvernare. - 10.12.2019. - Mode of access: https://cursde guvernare.ro/ negocierile-de-la-paris-nu-aduc-pace-ucrainei.html