Уже на первом курсе студенткой была избрана тема исследования, связанная с профессиональным самоопределением. По спецпрактикуму «Мотивация выбора педагогической профессии» студенткой были подобраны методики, позволяющие выявить мотивы выбора профессии учителя. Эти методики она провела с группой, результаты проанализировала и написала статью в сборник трудов научной студенческой конференции.
На 2-ом курсе при изучении курса «Общие основы педагогики» ею было проведено исследование в ходе педагогической практики по проблеме гуманистической направленности педагогической деятельности учителя.
На последующих курсах тема «Гуманистическая направленность педагогической деятельности учителя» углублялась и в теоретическом и в практическом планах. Студенткой был создан театр-экспромт, в котором принимали участие все дети класса в соответствии со своими интересами.
Во время педагогической практики на 4-ом курсе студенткой были разработаны нестандартные уроки-путешествия, которые знакомили учащихся с искусством Донского края. Итогом исследовательской работы студентки явилась выпускная квалификационная работа по вышеназванной теме.
Мы показали динамику развития профессиональной мотивации у одной студентки, однако герменевтический анализ глубинных интервью и эссе студентов 5-го курса факультета педагогики и методики начального образования ТГПИ показал, что 53 % из числа опрошенных выпускников планируют работать в системе образования. Отметим при этом, что на период начала эксперимента мотивация к профессии, связанная с осознанным профессиональным выбором, была выражена у 26 % студентов.
Разработанная нами модель мотивации профессионального выбора студентов апробировалась в течение трех лет на факультете педагогики и методики начального образования и дала высокие результаты в формировании мотивации на профессию учителя у большинства студентов.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Бондаревская Е.В. Смыслы и стратегии личностно ориентированного воспитания. М.: Педагогика, 2001.
2. Борисова Е.М. Индивидуальность и профессия / Е.М. Борисова, Т.П. Логина. М., 1991.
3. Гуманистическая парадигма и личностно ориентированные технологии профессионального педагогического образования / под ред. В.Л. Матросова. М., 1999.
4. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д.: Феникс, 1996.
5. Маркова А.К. Психология труда учителей. М., 1993.
6. Маркова О.Ю. Философия образования о менталитете и ценностных ориентациях современных студентов. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003.
7. Москаленко О.В. Акмеологические основы профессионального самосознания. Астрахань, 2000.
8. Реан А.А. Психология изучения личности: Учеб. пособие. СПб., 1999.
9 Слободчиков В.И. Основы психологической антропологии / В.И. Слободчиков, Е.Н. Исаев. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учеб. пособие для вузов. М.: Школьная Пресса, 2000.
10 Хабаева. Л. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи / под ред. С.Н. Чистяковой, А.Я. Журхиной. М.: Ин-т профес. самоопределения молодежи РАО, 1993.
А. Малыхин, Т. Малыхина, В. Ткач
УКРАИНСКИЕ СВАДЕБНЫЕ ТРАДИЦИИ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ
Украинская свадебная обрядовость формировалась на протяжении тысячелетий. Некоторые учёные допускают, что этот процесс своими корнями уходит в период трипольской культуры. Украинская традиционная свадьба, по данным разных исследований, формировалась под влиянием
многих факторов, начиная со становления общественной жизни, а также заимствований западноевропейских (частично римских) и азиатских культур. Благодаря этому украинская свадьба упрочилась не только, как сложное семейно-бытовое явление, но и как богатейшая обрядовость, которая является эффективным народно-педагогическим средством, активно влияющее на учебно-познавательные, нравственно-воспитательные, эстетико-культурные и другие качественные факторы в разных сферах жизни и деятельности людей.
Понятие «обряд» понимают как общепринятое, обязательное символическое действо, приуроченное к наиболее важным событиям в жизни общины, семьи или даже отдельного человека. Следует отметить, что сами по себе символические действа, расписанные обычаями не выполняют никакой воспитательной функции, но они выполняют исключительно важную воспитательную роль самим фактом существования, строгой необходимостью их соблюдения, четкой определенностью тех ситуаций, в которых они реализуются. Этим утверждается порядок взаимоотношений между людьми [15, 29]. Кроме этого, известно и то, что свадебный ритуал как часть обрядового действа, традиционно является важным средством социального воспитания. Именно в этом мы и усматриваем большую народно-педагогическую значимость украинской свадебной обрядности. Педагогические традиции украинского народа базируются на образцах поведения людей в обществе, на их богатой устной творческой деятельности, на всей эмпирически созданной системе народного воспитания, которая имеет характерные особенности.
Общеизвестно, что основой свадьбы, в том числе и украинской, является брак. С брака начинается семья. По научно-этнографическим данным, термин "брак" означает, что человек, достигая объединяются.
В исторических документах сохранились довольно скупые сведения о первоначальных формах брака восточных славян. В древнейшей летописи рассказывается о том, что у древлян "умыкали девиц возле воды". В радимичей, вятичей, северян "умыкание" осуществлялось по предыдущей договоренности с девушками: "И брачение у них не бывало, а игрища между селами. И сходились на игрища, на танцевание, и на все бесовские песни, и здесь умыкали себе женщин, кто с которой сговорится; имели же по две и по три жены". Описывая свадебные обычаи у поля-нинов, летописец отмечает, что они "имели обычай тихий и спокойный, знали стыд перед невестками и сестрами и матерями своими и имели брачные обычаи: жених не ходил силой по девушку, но приводили ее вечером, а второго дня приносили то, что давали за ней" [13, 20].
Интересно, что следы давнего "умыкания" при едином условии согласия самой девушки, описанные Бопланом (Гийом ле Васер де Боплан) уже в XVII ст. (В 1650 году вышла его книга "Описание Украины" на французском языке): "Хотя земледельцы считаются крепостными, однако издавна пользуются правом и свободой похищать во время танца благородных девиц, даже дочерей своего помещика. Но при этом проворность и ловкость были необходимы: похититель непременно должен выскользнуть с добычей в соседний лесок и скрываться там не меньше 24 часов. Только тогда прощают смельчака, иначе пропала его головушка. Если похищенная девушка пожелает выйти за него замуж, он обязан под страхом смертного наказания вступить с ней в брак; если же нет, - похититель свободен от наказания" [2. Кн 1, 62-65].
Лаконичные упоминания летописцев и других исследований, позволяет нам получить представление о формах браков, которые были у наших пращуров - это "умыкание" (похищение) девушек, купля-продажа, договорная форма, матриархальный брак - сватанье девушки к парню; сватанье через сватью; освобождение путем брака от смертного наказания, и всё это тесно переплеталось.
По свидетельству М. Грушевского, ранний период становления общества, когда власть в роде принадлежала женщине (период матриархат), отразился в ряде свадебных обычаев. Жених покупает невесту не у отца, а у матери, или брата; при встрече невесту отстаивает не отец, а брат как ближайший из родственников; почитание матери, которая выдала всех дочерей замуж, или женила всех сынов и т.п. В обычаях, которые берут начало из давних времён, обозначенные отпечатком разных эпох, женщина выступает и в господствующем, и в подчиненном положении. В этом случае это роль матери невесты, которая попадает в чужую семью под власть мужа и всей "чужой" неприветливой семьи. Итак, разные формы брака, по аналитическим доказательствам М. Грушевского, имели уже упроченный обрядовый характер [4, 341].
Так как разные формы брака становись традициями и приобретали обрядность, то можно с уверенностью говорить и об их народно-педагогической ценности. Специфическим признаком устного народного творчества является традиционность. Ученые иногда называют ее "чудом народной памяти". Благодаря особому характеру творчества в фольклоре - его традиционности, т.е. народной памяти уже сложившиеся зародыши брачных обычаев вынесли из древнейших эпох архаики свои традиционные качества, которые позже проявляются в брачных обрядовых действах и их элементах. Следующие поколения не отбрасывали опыт предыдущих. Он накапливался и обогащался из эпохи в эпоху новыми элементами ритуалов, обрядов. Тысячелетиями вырабатывались такие символические художественные образы и формы, которые оказались довольно прочными обрядами. Благодаря их традиционности сохранялись следы (остатки) давних корней брака -патриархата, матриархата, даже первоначально -языческой старины. Поэтому обряды свадеб и оказываются эффективными учебно-воспитательными средствами.
Я. Головацький, Н. Здоровега, М. Сумцов исследуя разные этнографические материалы, доказывают, что слово "весилля" (свадьба) происходит от названия солнечного праздника "веселя", которое отмечалось в каждую фазу солнцестояния соответствующими обрядами [7, 8]. Именно к таким праздничным обрядам и принадлежали брачные действа. По данным исследований, в древнейшие времена свадебные обряды были довольно скромными. Особенно в начале матриар-хально-родового устройства. Это четко прослеживается в обрядности (мать и брат более активные, чем отец). С развитием патриархального родового устройства, свадебные обряды обогащаются, приобретают новые наслоения, появляются новые ритуалы.
Исходя из научных данных, можно смело утверждать, что свадебные обряды и сопровождающие их песни, танцы, музыка в основном сложились и содержательно дополнились в феодальный период истории. В работах исследователей отмечается, что в упроченных традиционных свадебных обрядах от времен язычества сохранились остатки анимизма, тотемизма, фетишизма; очистительная роль огня (привлечение к родственному костру); культ природы (роль веточки в календарных обрядах, венка, в частности - на купала [8, 240-263]); солярные обряды (упоминания солнца, луны, звезд, неба в песнях; круговые обходы вокруг кадки, вокруг стола по ходу солнца и т.п.).
В период княжеских времён были привнесены в свадьбы элементы эпохи феодализма. Мотивы обороны замков (схватка, когда жених приезжает за невестой), названия свадебных чинов (князь, княгиня, бояре, и т.п.). С усилением христианства стало обязательным венчание. Но показательно, что в отдаленных, глухих местностях обряд церковного венчания стал обязательным лишь с XVII века. "Выработанные семейные традиции в патриархально родовом обществе остались в значительной мере присущи и малой семье. Ее главой как правило, был отец, который распоряжался всем имуществом и деньгами, однако важная роль отводилась и матери - хозяйке дома. Положение женщины в украинской семье было сравнительно равноправным с мужчиной. Однако молодая семья, даже имея уже своих детей, находилась в зависимости от родителей. Особенно ограниченные права в семье имела невестка. Семейные отношения, бесспорно, определялись классовым характером тогдашнего общества. Большинству неимущих семей были присущи дружба и взаимопомощь в работе, уважение, почтительное отношение и забота о старших. Детям прививалась любовь к земле, работе, уважение к старшим" [1, 14] .
К браку в украинских семьях детей готовили сызмала довольно старательно, незаметно, деликатно, на высоком культурно-бытовом уровне. Кто из родителей уклонялся от такой старательной подготовки детей, к тем относились отрицательно, их пренебрегали и осуждали. Глубоко раскрывая эти и другие вопросы, этнограф В. Борисенко отмечает, что такая подготовка присутствовала в разнообразных детских играх, развлечениях, а позже - в молодежных обрядах. Повседневно готовили девушек к выполнению женских работ, проводили отстраненные разговоры о бракосочетании. Ребят учили быть настоящими хозяевами, умелыми знатоками культуры земледелия.
Дети подрастали быстро, а родители беспокоились о том, чтобы дать им надлежащее воспитание, чтобы дети становились человечными, научились исправно вести хозяйство, чтобы удачно вступали в брак и обеспечивали родительскую старость. Поэтому с большой заботой и ответственностью относились родители и к подготовке, и к проведению свадьбы, что требовало немало времени, да и средств.
Издревна в украинских семьях следовали моральным нормам. Глубоко уважали трудолюбивых, добрых, радушных. Отшлифовывались идеальные качества девушек и юношей в фольклорных произведениях. Так, например, в сказках, идеи которых направлены на прославления мудрых, трудолюбивых, сообразительных, храбрых персонажей, осуждались коварные, злые, ленивые, неверные. Девушки в сказках - принцессы, королевны, царевны, княжны. Они опрятные, красивые, сообразительные. Ребята же соответственно - храбрые князья, королевичи, царевичи, богатыри. Итак, традиционно в Украине сложился определенный идеал девушки и парня (избранника или избранницы). В народе издавна высоко ценилась верность в любви и отрицательно воспринималась легкомысленность и измена.
Общеизвестно, что основным местом общения и подбора брачных пар были вечерницы, "где работа чередовалась с молодежными шутками, танцами, песнями, играми, когда каждый мог присмотреться к другим и себя показать" [19, 81]. Можно утверждать, что это была одна из основных сельских форм обыденно-практического, учебно-воспитательного мероприятия, где происходило и публичное обретение культуры общения молодежи в быту, да и всем видно было, как кто умел себя вести в компании, работать и другим помогать. Ф. Вовка отмечает, что "Именно на вечерницах и утренниках происходит взаимное знакомство обеих полов, которое заканчивается формальным признанием в любви и сговором между родителями обеих сторон" [3, 229]
Ранние браки в украинских семьях были обычным и распространенным явлением. Народ одобрял их, о чем свидетельствуют и народные пословицы: "Кто рано встает и рано женится -никогда не раскается ". "Рано встанет - дело сделает, рано женится - детей к уму доведет ". По народными представлениями возрастная разница между молодыми должна была быть небольшой. Были случаи, когда вступали в брак даже ровесники. Важным условием было то, чтобы между молодыми не было родственных связей" [1, 15-16].
В выборе женихов важную роль играли родители. Опыт разных поколений показывает, что материнское и родительское чувства довольно много значили при выборе суженой или суженого. В народе считали, что без родительского благословения невозможно создать счастливую семью. В прошлом браки в основном создавались по согласию молодых. Были случаи, когда создавались браки по принуждению родителей или из экономических причин, но они не были типичным явлением. Народные взгляды на важность любви в семейной жизни широко отражены в фольклоре. Чувству любви уделялось большое значение. Да и последнее слово-согласие во время сватанья и венчания в церкви всегда было за молодыми. Девушку или парня редко принуждали к бракосочетанию. В украинских семьях во все исторические периоды большей частью старались уважать желания или действия всех членов семьи, независимо от возраста и пола. Молодежь влюблялась до умопомрачения. Хорошо было тем влюбленным, родители которых поступали довольно умно, деликатно. Любовь, доброта, ласка дарована родителями, западала глубоко в душу молодых влюбленных сердец. Однако такое было не всегда и не везде.
В Х1Х - в начале ХХ века. в украинских селах были случаи, когда между родителями и детьми возникали недоразумения относительно будущего бракосочетания. В некоторых случаях родители отказывались благословить брак, который им казался нежелательным. Иногда молодые люди не хотели вступать в брак с женихом или с невестой, кандидатуры которых предлагали родственники. Если же между родителями и молодыми не было достигнуто соглашение, то отец мог не дать приданого непослушной дочери или лишал непокорного сына права на наследство его части имущества. В таких случаях молодым приходилось убегать накануне бракосочетания. В Украине такие браки называли "вводом", или "уходом", и случались они крайне редко.
У украинцев на протяжении столетий сформировались два основных мотива выбора суженых: любовь и экономическая выгода. Молодежь преимущественно руководствовалась чувствами. Родители же часто учитывали материальную сторону будущего брака. Поскольку в Украине выбор брачного партнера по взаимному согласию имеет традиционную основу, то браки по расчету заключались реже [17, 206].
Не единичными были случаи, когда силком отдавали замуж или женили на богатых. Народная мораль такие поступки родителей не одобряла. Это считалось аморальным. Глубокая народная мораль заложена и в украинском фольклоре, содержание произведений которого раскрывает протес-
ты против принудительного брака без любви. У украинских девушек всегда было "очень живое сильное чувство свободы собственной воли" (И. Франко) [19, 81].
При выборе суженого наиболее ценились такие качества, как трудолюбие, привлекательность, доброта, верность и влюбленность. Опыт народной жизни показывал, что брак по расчету не приносил семейного счастья и радости.
Поскольку бракосочетание молодых было одной из чрезвычайно важных и торжественных событий в жизни людей, прежде всего рода, семьи, то те традиции, которые прошли через века, через тысячелетия, обогатили свадебную обрядность, способствовали её совершенствованию. "Свадебная обрядность, - пишут М. Лановик и З. Лановик, - это система драматически ритуальных действий и связанных с ними песенно-поэтических текстов, которые выполняются по случаю брака парня и девушки как начала их общей жизни с целью создания семьи" [10, 194]. Именно обрядовые действа свадьбы убедительно показывают, какое огромное значение издавна украинцы уделяли образованию семьи как важнейшей общественной ячейки человеческой жизни [19, 82].
Не каждый молодой человек мог постичь, какую же огромную морально-этическую ответственность брало на себя старшее поколение, беспокоясь о счастливом устройстве семейного благополучия молодежи и возможности продолжения человеческого рода. Были случаи, когда по какой-то причине своевременно молодежь не вступала в брак. Согласно народно-этическим традициям положительное воздействие в этом случае оказывало соблюдение обычая "Колодки". Однако иногда и такие способы не помогали.
Вынужденное одиночество девушки, которой пришло время выходить замуж, но она не вышла, сообщает В. Яременко, именовалась у украинцев лихой судьбой и бесталанностью. Особенно это заметно на примере анализа творчества Т. Шевченко, где в произведении поэта "Девичьи ночи", с впечатляющей силой и художественным дарованием раскрыта эта тема [19, 81-82].
Украинская свадьба, как доказывают исследователи, выделяется богатством среди семейной обрядности. Веками она формировалась, как настоящий многожанровый спектакль, который тесно связан с народной драмой. "В определенном смысле система ритуалов и традиций по случаю бракосочетания молодых представляет целостное драматическое действо, каждый из участников которого выполняет предназначенную ему роль" [10, 197]. Все эти роли тщательно изучались, усваивались и выполнялись на довольно высоком и ответственном уровне, чтобы получить похвальную оценку со стороны присутствующих. Следует отметить, что это была упроченная, веками отработанная народно-педагогическая организация проведения свадебного обряда. В народе их просто называют свадебными чинами.
Главными фигурами является молодой (князь) и молодая (княгиня). Главными же действующими лицами являются старосты, сватьи, дружка, бояре, которые говорят от лица молодых и их семьи. Вместе с двумя хорами они выступают за два рода, которые активно участвуют в свадьбе. Действует не отдельное лицо, а хор как определенное коллективное, совокупное сообщество. Хор выполняет наибольшую часть обрядовых песен, которыми сопровождает и объясняет все моменты свадебного обрядового действия [8, 263]
Архаическая свадьба у украинцев как целостный народно-драматический спектакль, по исследованиям этнографов, состоит из целого ряда обрядовых действий, монологов, диалогов, а также хореографических элементов - хороводов, танцев и игр. По мнению исследователей, в частности М. Лановик и З. Лановик, оно сопровождается песенно-поэтическими произведениями и является долгодействующим праздничным церемониалом, состоящий из многих сцен, которые условно они объединяют в такие этапы:
1) передсвадебный (сватанье, помолвка или сговор);
2) приготовление к свадьбе (приглашение на свадьбу, выпекание каравая, завивание веточки или свадебного деревца, девич-вечер или оконовязание, смотрины или отвес рубашки);
3) свадьба (приданое, расплетание косы невесты, родительское благословение или поклоны, приезд жениха, встреча гостей, "выкуп" невесты, прощание невесты с родными, отъезд супругов в дом жениха, встреча гостей в доме жениха, "амбар");
4) послесвадебный (понедельничание, пропой или свадебный поезд) [10, 197-198].
Традиционно народная память вырабатывала и передавала из поколения в поколение образцы представлений о предметах и явлениях природы, которые обретали значение символов, заколдовывая будущее благосостояние и счастье человека. Такое символическое применение в поэтике свадьбы имели небесные светила (солнце, месяц, звезда); естественные явления (гром, молния, дождь и ветер); животное царство, особенно птицы (петух, курица, кукушка, сокол, галочки, ворон, селезень, перепёлка, голубь, голубка).
Представление о солнце и месяце как брачной пары ведёт своё начало издревна. Оно встречается в фольклоре многих индоевропейских народов, причем солнце выступает как женское, а месяц - как мужское начало. Довольно большое место занимают образы животного мира в поэтике свадебных песен. Нередко фигурирует утенок, который отбился от стаи и остался переносить трудности зимовки, или рой пчел, который перелетает на новое место, олицетворяя свадебный поход и переход невесты в новое жилье.
В применяемых параллелизмах, по утверждению ученых, отразился наблюдательный ум людей труда, неутомимых тружеников, их склонность к перенесению образов природы на жизненные человеческие отношения. Только народ наделенный высоким художественным дарованием мог сравнить месяц и звезду, которые появляются на небосклоне, с женихом и его суженой. Исполняя молодым об этом песню, народ вкладывает большое содержание, напутствуя их на то, чтобы они не только прожили свою жизнь в счастье и согласии, а и продолжили свой род.
Свадебные обряды, кроме их прямого назначения, выполняют важную эстетиковоспита-тельную роль, необходимую и для верного восприятия песенных и музыкально-инструментальных произведений. Каждая свадебная песня, танец, поэтическое выражение требует от участников эмоциональности, творческой активности, мобилизации своих физических и духовных сил с целью их художественного выполнения.
Обряды вбирают у себя такие художественные произведения, которые служат обобщенной формой выражения чувств. Восприятие произведений искусства, включенных в обряд, имеет под собой благодатную подпочву - чувства, вызванные определенными событиями. Эти чувства, разные по глубине и силе у разных людей, находят общую для них форму выражения в произведении искусства, которые входят в свадебный обряд.
История формирования художественно-творческой, музыкальной и песенной стороны свадебных обрядов - это постоянный отбор народом лучших произведений своего искусства. Причем эти произведения, войдя в обряд, не оставались неизменными, а совершенствовались, приспосабливались, отшлифовывались из поколение в поколение в направлении наиболее полного соответствия тем чувствам, внешней формой выражения которых они были.
Эстетичная сторона свадебного обряда в формировании эстетичного вкуса была довольно весомой. Свадебные обряды не только усиливали и углубляли эмоции, но и крепко скрепляли их с теми произведениями искусства, которые служили их выражением. Свадебные обряды как будто давали людям образцы доброты в красоте. Ярко выражая человеческую радость, свадебная песня, глубоко западала в душу как эталон прекрасного в музыке. Здесь непременно приобретает силу эмоциональное увлечение в ходе которого не только углубляются и становятся ярче чувства отдельного человека, но и происходит подчинение их общему тону. Важно заметить, что в эти моменты чувства людей обострены. Ведь происходят большие изменения в их жизни - момент создания новых отношений. "Включить в обряды произведения искусства, определяя становление каждого нового для человека отношения, - значит дать то или другое направление формированию эстетических вкусов" [15, 57-58].
Используя в обрядах искусство как средство формирования эмоций и чувств человека, народ эмпирическим путем открыл принципы этого формирования, которое имеет довольно важное педагогическое значение.
В народной свадебной обрядности обращает на себя внимание органическая связь привлеченных к ней произведений искусства, в частности песенных. Эта связь осуществлялась не только путем исполнения этих песен и инструментальной музыки, прямо и непосредственно раскрывая смысл переживаемых событий, но и привлечением в обряд символики, своим резким отличием от событий повседневной жизни, подчеркивая его торжественность [15, 59].
Эмоциональные переживания и мысли, возникающие у молодых людей при переходе из молодежного в семейный статус и осознание ими принципов и норм родственно-брачных взаимоотношений, зависят также и от идейно-эстетичного уровня свадебного обряда. Этот уровень определяется содержанием и формой обрядности. Усовершенствование ее содержания и формы зависит, в свою очередь, от многих факторов, прежде всего от переосмысления и творческого использования лучших национальных традиций. Вопрос о сохранении прогрессивных народных традиций считался не только важным для формирования и развития обрядности в последующие эпохи, а и приобретал весомую значимость в развитии всей славянской культуры: "Каждое новое поколение вносит изменения в общественное отношение и вместе с тем изначально формируется под определяющим влиянием тех отношений, которые унаследованы им от прошлых поколений" [15, 36]. А отсюда вытекает то положение, что «эволюция обрядовой сферы происходит поступательно, освобождаясь от самых старых архаических, не совместимых с последующим периодом жизни, вбирая педагогические, этико-эстетические и другие ценности народной культуры» [1, 160].
Исследователи доказывают, что структура традиционного свадебного обряда украинцев построена на принципе организации ритуальной деятельности группы свояков, общины вокруг индивидуальной жизни человека. Традиционный свадебный обряд на Украине является системой обрядовых действий, связанных с определенными действующими лицами (свадебные чины) и предметами (символы, атрибуты). Каждый элемент обрядового действия в общем комплексе имел свой характер (сакральный, игровой) и нес определенную функционально-смысловую нагрузку. Преимущественно земледельческий и скотоводческий характер хозяйства населения Украины в давние времена обусловили сохранение и продолжительное функционирование религиозно-магических компонентов обряда по оказанию почестей земледельческих, скотоводческих, растительных культов [1].
В свадебной обрядности основное место отводилось культу хлеба. В свадебных обрядах у молодых поколений воспитывался большой почет и уважение к хлебу. Хлеб из древнейших времён у нашего народа был священным, как в прочем, и у других славян. Культ хлеба на свадьбе был основным культом. Известно, что хлебом-солью благословляли родители детей к браку. С хлебом-солью их встречали, когда они возвращались из церкви. С хлебом провожали родители жениха к невесте, посыпая овсом и рожью. С хлебом вводили молодых после церкви в дом. А когда молодожены садились за стол, то перед ними обязательно клали "свадебный каравай", украшенный калиной и цветами. Среди стола лежал большой свадебный каравай, а в нем торчала веточка (позднее каравай был отдельно, а веточка отдельно), а затем осуществлялся и обряд распределения каравая. Хлебом-караваем одаривали (угощали) всех - те, что получали, высказывали за "дар Божий" наилучшие пожелания молодой паре. На хлебном колосе стелили брачную постель. С хлебом шли молодые в понедельник "очищаться" к воде (колодцу). Весь свадебный хлеб выпекали с соответствующей символикой в честь новой молодой семьи, в честь продолжения рода. Воспитание у молодожёнов и у всех участников обряда, святого отношения к хлебу, к родителям, к предкам, которые приготовили тот святой хлеб - это был самый благородный момент утвердительного акта новой семьи.
Итак, Культ хлеба довольно сильно связан со свадьбой. Зерном обсыпали молодых родители. Чтобы обеспечить новой семье богатую и счастливую жизни, на Черниговщине, Полтавщине и Киевщине на второй или третий день свадьбы в обоих домах супругов происходил обряд молотьбы свадебного снопа. "Такое широкое использование зерна на свадьбе (обсыпание молодых, украшение колосками веточек каравая, необмолоченный сноп, приготовление обрядовой свадебной каши) наиболее полно функционировало в районах развитого земледелия, а именно в центральном регионе Украины. Хотя такая традиция известна и в других регионах, и у многих славянских народов. Сущность обрядовых действий с зерном заключено в свойстве зерна воссоздавать жизнь, приумножая её ("Семья - растение - семья составляют испоконвечный круговорот, который свидетельствует о бесконечности жизни" - В. Пропп). Это означает, что есть определенная закономерная связь между формами труда и формами мышления" [1, 100].
Обрядовый комплекс традиционной украинской свадьбы имеет чрезвычайно много элементов обрядовых функционально-смысловых содержательных действ высокого народно-педагогического качества. Свадебными обрядовыми действиями раскрывается глубина человеческой кра-
соты в историческом аспекте - отображение важных черт характера нашего народа: свободолюбие, изобретательность, остроумие, настойчивость, неудержимая веселость и т.п. Сама же обрядовость украинской свадьбы - это естественный стимул феномена культуры нашего народа, исторически определенный уровень его общественного развития, а также творческих сил и способностей, выраженных в темах и формах организации жизни и деятельности людей, их материальных и духовных ценностях.
В свадьбе как отдельном синтетическом виде народного творчества выработалась своя система приемов создания реальной действительности. В языке свадьбы применяется целый ряд средств художественного выражения (сравнение, эпитеты, метафоры), которые представляют свой неповторимый тип восторженной характеристики действующих лиц свадебного действа. Все действующие лица этого действа живут по заведомо определенным правилами, говорят, поют, танцуют, действуют в соответствии с установленным традициями, законами. Но в том, что эти законы развивались и передавались из поколения в поколение и весь запас выражений, острот, шуток, словесных формул, песен, поговорок, танцев, обрядов вошел в сознание действующих лиц от деда-прадеда нескольких десятков поколений, надо усматривать основное значение свадебных обычаев не только для украинского народа, а и для народов других стран.
Причиной возникновения в народном поэтическом мировосприятии целого ряда образов -символов; бракосочетание - пахота; ходить по вспаханному полю - потерять девичью честь; сватанье - копание колодца; потеря воды в колодце - утеря девичества; свадебный банкет - кровавая битва послужил именно свадебный обряд.
Поэтические и музыкальные богатства украинской свадьбы, его драматическое действие, разнообразие и красота народных обычаев, обрядов неоднократно вдохновляли творческое воображение писателей, поэтов, композиторов, художников. И. Котляревський в "Енеиде" не раз упоминает действующих лица украинской свадьбы и наделяет своих героев особенностями свадебной лексики. Интересовался свадебными обычаями и песнями М. Гоголь. Он часто сам посещал свадьбы, особенно в нежинском предместье в Мегерках во время обучения в лицее. Т. Шевченко был не только прекрасным знатоком свадебных обычаев, о чем свидетельствует колоритное воспроизведение их в произведениях "Назар Стодоля", "Наймичка", "Старосты", а и заботливым собирателем свадебных песен. Особенно широкое применение нашли свадебные обычаи и песни в украинской драматургии конца Х1Х века. Такими являются пьесы М. Старицкого "За двумя зайцами" ("Где же был селезень, где же была уточка?"), М. Кропивницкого "Дай сердцу волю, заведет в неволю", И. Карпенка-Карого "Бурлака", "Пидпанки", "Чертова скала". Большое место в фольклорных интересах Леси Украинки занимали свадебные песни. С её напевов записан ряд свадебных песен М. Лысенко, К. Квиткой. Самая Леся Украинка также записывала мелодии свадебных песен. Радость и торжественность, которые господствуют на свадьбе, подсказали названия целого ряда музыкальных произведений: вокально-хореографический дивертисмент С. Гулака-Артемовского "Украинская свадьба", народная юмореска Я. Степного "Музыка на свадьбе" [2].
В свадебных обрядовых действах со всей полнотой проявляются национальные особенности духовной жизни украинского народа, психический состав нации, и в тот же время в них много элементов, которые роднят их не только с обычаями славянских народов, а и имеют общечеловеческое значение. Черты этого значения, по утверждению исследователей, просматривают в общих склонностях разных народов к описанию брачных отношений, предание им торжественности, праздничности, конечной целью которых в свою очередь является создание крепкой семьи, а значит, и крепкого государства, гуманного, демократического общества.
В свадебных обычаях и обрядах содержится огромный эмпирический опыт народного художественно-творческого воспроизведения человеком действительных социально-необходимых отношений в обществе на разных этапах исторического развития. Исследователи убедительно доказывают, что когда показать свадьбу во всей красоте и лаконичности поэтической и музыкальной формы песен, танцев, шуток, которые её сопровождают, то значение народных свадебных обрядов выходит за рамки национальной культуры, и украинская свадьба, рядом с такими жемчужинами мировой классики, как греческий эпос и мифология, индусские веды, финские руны, сербские юношеские песни, исландские саги, русские былины, украинские думы, можно отнести к достояниям общечеловеческой культуры [2].
Путешественники и исследователи разных стран, которые бывали в Украине, восторгались увиденными свадебными обрядовыми действами, их поражали украинские свадьбы. Они обращали внимание на оригинальность, богатство обрядовой символики, атрибутики, разноплановость и разнообразие ритуальных действ украинского брачного обряда. Их поражала четкая композиционная стройность церемониала, его высокая поэтика, исполнительское мастерство всех участников, неповторимое песенное и сценическое оформление без конкретного "режиссерского вмешательства", в конце концов, глубокая моральная наполненность народного театрализованного действа. "В самом деле - так как, традиционная украинская свадьба - это своеобразный психолого-поучительный драма-спектакль, участие в которой брали все его участники, безупречно зная и умело выполняя свои роли. Это предавало обряду особой торжественности, святости, праздничности и неповторимости, которые оставались памятными для новообразованной семьи на всю дальнейшую жизнь. Каждая свадьба была значительным событием для села, ведь публично создавалась новая семья" [14, 637].
Высокий тонус свадебного приема, лиричность, эмоциональность обрядовых песен, содержательность и поэтичность высказываемых пожеланий - соответственно их функциональному назначению, предоставляют чрезвычайно много для публичного оценивания того, что родители и вся семья достойно исполнили свой долг для счастливой и добротной семейной жизни молодых. Все это имело чрезвычайно большое народно-педагогическое значение. Многие исследователи отмечают, что свадебная обрядность и обычаи украинцев дают широкое представление о моральных, этических, трудовых и эстетических взглядах народа, разнообразных аспектах его жизнедеятельности. Свадебные обряды в разные исторические периоды на разных этапах общественного развития выполняют довольно важные социально-воспитательные функции. Гуманистическая сущность свадебной обрядности, ее драматичность и эмоциональная наполненность развивает черты благородства, заботливости, щедрости, моральной чистоты и духовного богатства человека.
Таким образом, традиционная свадебная обрядность является чрезвычайно важным фактором социального воспитания личности, которая формирует определенное видение таких важных ценностей молодого супружества как взаимоуважение, дружбу, любовь, доброту и согласие в будущей семейной жизни.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Борисенко В.К. Весшьш звича! та обряди на Украш. Ки!в: Наукова думка, 1988. - 191 с.
2. Весшля. У 2 кн. / передм. О. Правдюк. Кшв: Наукова думка, 1970. Кн. 1. 451 с. Кн. 2. 476 с.
3. Вовк Х.К. Студи з укра!нсько! етнографп та антропологи. Кшв, 1995.
4. Грушевський М.С. Ьторш Украши-Руси: в 11 т., 12 кн. / ред. П.С. Сохань та ш. Ки!в: Наукова думка, 1991. Т. 1. 736 с.
5. Грушевський М.С. Ьторш укра!нсько! лггератури: у 6 т., 9 кн. Кшв: Либщь, 1993. Т. 1. 392 с.
6. Закувала зозуленька: Антолопя укра!нсько! народно! поетично! творчостг Кшв, 1998. 607 с.
7. Здоровега Н1. Нариси народно! весшьно! обрядовосл на Украш. Ки!в, 1974. 159 с.
8. Енциклопедш Укра!нознавства. Загальна частина. Перевидання в Украш. Ки!в: 1994. 400 с.
9. Килимник С. Укра!нський рш у народних звичаях в гсторичному освгтленш. Кн. 1. Ки!в: АТ "Обереги", 1994. 400 с.
10. Лановик М.Б., Лановик З.Б. Укра!нська усна народна творчють: Шдручник. 3-те вид., стер. Ки!в: Знання-Прес, 2005. 91 с.
11. Лозинський Й.I. Укра!нське весiлля / упоряд. 1 вступ. ст. Р.Ф. Кирчгва. Ки!в: Наукова думка, 1992. 174 с.
12. Шст Явдохи Зу!хи. Записав Гнат Танцюра. Ки!в: Наукова думка, 1965. 811 с.
13. Повють времяних лгт: Штопис (За Iпатським списком): Пер. з давньорусько!, тсляслово, комент. В.В. Яременка. Ки!в: Рад. письменник, 1990. 558 с.
14. Скурапвський В.Т. Русали. Ки!в: Дов1ра, 1996. 734 с.
15. Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М.: Политиздат, 1976. 216 с.
16. Танцюра Г. Весшля в сел1 Зятшвцях. Ки!в, 1998.
17. Укра!нське народознавство / за ред. С.П. Павлюка, Г.Й. Горинь, Р.Ф. Кирч!ва. Льв!в: Фенгкс, 1994. 608 с.
18. Укра!нщ: народн1 в1рування, пов1р'я, демонолог1я / упор., прим та бюгр. нариси А.П. Пономарьова, Т.В. Космшо!, О.О. Боряк; Вст. ст. А.П. Пономарьова. Ки!в: Либщь, 1991. 640 с.
19. Яременко В. Тарас Шевченко про святощ1 укра!нсько! родини // Народна творчгсть та етнографiя. 1999. № 2, 3. С. 80-91.