УДК 39(4/9)
Е. В. Чигрина
СВАДЕБНЫЙ ОБРЯД У ТАТАР В КОНТЕКСТЕ ТЕОРИИ А. ВАН ГЕННЕПА
Впервые рассмотрен свадебный обряд томских татар в контексте теории «обрядов перехода» А. ван Генне-па. Проведенное исследование свадебного обряда татар позволило выявить этапы традиционной свадьбы. Эти стадии можно соотнести с этапами «обрядов перехода». Структура обрядов перехода состоит из следующих этапов: обряды отделения, обряды включения, промежуточные обряды.
Ключевые слова: татары Томской области, свадебный обряд, обряды перехода.
В современном мире большое внимание уделяется изучению традиционных культур. Процессы трансформации традиционной культуры, распада еще недавно целостных и прочно устоявшихся традиций, исчезновения отдельных входивших в нее элементов обряда сегодня составляют основное содержание этнокультурных изменений, затронувших многие народы мира, в том числе и татар в Западно-Сибирском регионе.
Обряды, относящиеся к жизненному циклу, являются значимыми составляющими традиционной культуры каждого народа. Проблема сохранения традиционного становится весьма важной. Забываются традиции прошлого, их изучение представляется с каждым годом все менее доступным.
Обряды, связанные с изменением возрастного и социального статуса индивида, занимают одно из центральных мест в традиционной обрядности многих народов мира. В первой половине XX в. за этими обрядами закрепилось название «обряды перехода», введенное А. ван Геннепом в его работе «Les rites de passage. Etude systematique des rites» (1909 г.)1. Терминология А. Геннепа, а также сам подход к изучению обрядовой сферы культуры оказались востребованы отечественной (российской) этнологией. Например, с использованием подходов А. ван Геннепа к классификации и анализу имеющегося этнографического материала написаны работы Н. М. Талигиной [2], Н. А. Лискевич, А. Х. Машарипова [3], Л. Ямурзиной [4]. Однако на татарском материале рассмотрение обрядов, маркирующих социальные и возрастные изменения, в свете «теории переходов» А. ван Геннепа до настоящего времени не предпринималось. В работах этнографов и краеведов превалирует лишь дескриптивное изложение материала, характеризующего обрядовую сторону татарской культуры.
Относительно исследований татарской свадебной обрядности стоит отметить, что до 2000-х гг. в его исследовании преобладала описательность. На-
пример, работы Н. А. Томилова «Очерки этнографии тюркского населения Томского Приобья» (1983) [5], Ф. Т. Валеева «Западносибирские татары во второй половине XIX - начале XX веков (Историко-этнографические очерки)» (1980) [6], Р. К. Уразмановой «Семейные обычаи и обряды (свадебные обряды)» (2001) [7]. На татарском материале исследователи не разрабатывали теоретические подходы относительно функционирования обрядов, обычаев, традиций. Теория А. ван Геннепа с 1990-х гг. выходит на ведущие позиции, судя по количеству публикаций о семейной обрядности с ее использованием.
Цель данной работы является рассмотрение свадебного обряда томских татар в свете положений теории А. ван Геннепа.
Автором данной статьи в 2009-2012 гг. проводились полевые исследования на территории компактного расселения томских татар2 в г. Томске и окрестных населенных пунктах (Эушта, Черная Речка, Барабинка), что позволило выявить некоторые детали традиционной свадебной обрядности местного тюркского населения. Опубликованный, а также собранный материал целесообразно рассмотреть с применением теории «обрядов перехода».
Согласно теории Арнольда ван Геннепа, общество, как большая система, состоит из относительно автономных социальных сообществ, к которым индивид имеет отношение в силу своих религиозных, половых, возрастных и других качеств. Преодоление границ между этими автономными группами и изменение социального статуса для индивида выступает важной социальной вехой. Общество фиксирует эту веху особыми церемониями -обрядами перехода. А. ван Геннеп полагал, что к числу важнейших для общества и индивида этапов жизни относятся рождение, достижение социальной зрелости, бракосочетание, отцовство, материнство, смерть и др. И эти значимые жизненные этапы оформляются в родильной обрядности,
1 На русском языке впервые опубликована в 1999 году [1].
2 Современные томские татары являются потомками как аборигенного населения исследуемой территории (чатов, калмаков и эуштин-ских татар), так и переселенцев из Поволжья и бухарцев.
инициациях, свадебных и погребальных ритуалах [1, с. 198].
Совокупность обрядовых действий «свадебного обряда» или обряда «бракосочетания» является ярким примером перехода его главных участников -жениха и невесты - из одной социальной группы в другую. Молодой муж выходит из состава холостяков и попадает в категорию глав семьи, женщина -в разряд жен, хранительниц домашнего очага. Во время свадебного празднества две группы действующих лиц перемещаются, перемешиваются, обмениваются местами, что влечет за собой нарушение равновесия. Чтобы преодолеть этот кризисный момент максимально безопасно для всех членов общества, нужно четко соблюсти все обряды, установленные богами или предками [8, с. 341].
Структура обрядов перехода, по мнению А. ван Геннепа, состоит из следующих обрядов:
- обряды отделения от определенного состояния или группы (перемена места жительства);
- обряды включения в иное состояние или группу (обряды супружеского соединения);
- нередко имеются также промежуточные обряды, или «обряды промежуточного периода» (например обручение) [1, с. 108-109].
Эти три основных стадии соответствуют трем основным фазам или этапам и являются их отличительной особенностью.
Бракосочетание, рассмотренное на татарском материале в свете «теории перехода», включает в себя следующие этапы, характерные для данного вида обрядности:
- обряды отделения от прежней среды,
- промежуточный период,
- обряды включения индивида в новую среду, (обряды единения).
Обзор свадебного обряда татар позволил выявить этапы традиционной свадьбы - сватовство, выплата калыма и принесение невестой приданого, свадьба в доме невесты, свадебное застолье в доме жениха, традиционные обмены подарками. Эти этапы вполне логично можно соотнести с этапами «обрядов перехода» А. Геннепа.
Обряды отделения. В рамках свадебной обрядности предполагает отделение индивида от прежней среды. Жениться - значит перейти из общества детского или юношеского в общество взрослых, из одной семьи в другую, из одного селения в другое и тому подобное [1, с. 115].
Одним из самых ярких обрядов отделения можно назвать смену повседневной одежды на свадебную. Относительно наличия института сватовства у татар можно сделать следующее предположение: обрядом отделения может служить как смена одежды (с будничной на праздничную/свадебную), так и присутствие определенного круга лиц, в дан-
ном случае сватов, имеющих отличительную атрибутику, выделяющую их из круга родственников (сваты повязывают шарф на шею). Таким образом, с момента назначения сватов после выбора родителями жениха невесты для сына-жениха тоже является обрядом отделения. Для девушки этот обряд (отделения) совершается с приездом сватов (если отец согласен ее выдать замуж).
Сватовство заключалось в обговаривании условий заключения предстоящего брака. Невесту для сына подыскивали родители из круга семей, равных им по экономическому положению [9, с. 7]. Остановив выбор на одной из девушек своего или какого-нибудь другого недальнего аула, родители жениха засылали сватов.
К категории обрядов отделения можно отнести и умыкание или увод невесты. Стоит заметить, что брак, заключенный подобным образом, не является нормой, а, скорее, носит спорадический характер и не приветствуется в большинстве обществ [1, с. 114]. У томских татар в 1930-е гг. существовала форма заключения брака убегом. При этой форме молодые люди сами договаривались о вступлении в брак. Похищение невесты происходило по разным причинам, основная - это имущественное различие семей. Были случаи кражи невесты, если ее родители отказывали сватам. Чаще всего невозможность выплатить высокий выкуп за невесту и вызывала ее похищение. Оно производилось как с согласия, так и без согласия невесты (насильственное похищение). Тайный увоз невесты считался преступлением, и потому виновный привлекался к ответственности, если родители невесты не соглашались решить дело миром. Виновный обязывался уплатить за нанесенное оскорбление отцу невесты денежное вознаграждение [10, с. 33].
В качестве обрядов отделения можно назвать и следующие действия: смена прически, стрижка волос, поломка или выбрасывание какой-либо вещи, имеющей отношение к детским годам, преодоление какого-либо препятствия и т. п. Распространенный обряд прятанья невесты ее подружками и нахождение ее женихом также является разновидностью обряда отделения.
Одним из самых ярких моментов обрядов отделения можно назвать смену повседневной одежды на свадебную. Момент смены наряда происходит перед религиозным бракосочетанием никах (и в ХХ в. - перед поездкой в ЗАГС), т. е. как минимум дважды невеста меняет наряд [11].
Заканчивается период отделения переездом молодой невесты в дом своего мужа.
Промежуточный период. Этот период начинается с момента, когда достигалось обоюдное согласие на брак со стороны родителей жениха и невесты. Родители невесты приглашали сватов и роди-
телей жениха на сговор. Строгого положения о необходимости проведения сговора между родителями жениха и невесты обязательно через сватов у томских татар не было, могли договариваться сами родители. В этих случаях родители жениха посещали родителей невесты. Иногда родители решали судьбу своих детей, когда те были еще в младенческом возрасте, но в целом обычай колыбельного сговора широкого распространения среди томских татар не получил [8, с. 80].
Промежуточному периоду в свадебном обряде татар соответствует период уплаты женихом калыма за невесту; девушка к этому моменту уже считается сосватанной. У татар-мусульман выплата калыма - традиционный этап в свадебной обрядности. Это разрешение жениху забрать свою жену от ее родителей. Выкуп, или калым, имеет экономическую функцию, так как прежнее общество жениха или невесты теряет живую производительную силу (девушку или парня), и этот ущерб необходимо возместить материальными благами (едой, ремесленными изделиями, одеждой и т. п.) или выполнением определенного рода работ [1, с. 111].
Также непременной чертой промежуточного периода является временное исключение «брачую-щегося» лица из участия как в повседневной общественной жизни, так и в самом протекающем «обряде перехода». К такому «выключению» из протекающего свадебного действа у татар можно отнести, например, неучастие в обсуждении размера калыма, неприсутствие на никахе, изоляцию невесты и жениха от свадебного пиршества. Промежуточный период в традиционной свадьбе томских татар имеет значение для начала сексуальных отношений. Вступающие в брак молодые люди могли впервые видеть друг друга в день свадьбы, брачная ночь наступала после проведения никаха — религиозного обряда бракосочетания.
Обряды включения. В свете «теории перехода» обряды единения (включения) - это те, которые, с одной стороны, объединяют двух молодых людей друг с другом (обмен кольцами, поясами, одеждой, угощение друг друга из рук или из общей чаши, связывание друг с другом и т. п.), с другой - объединяют семьи их родителей или все сообщество [1, с. 122].
Обряды включения первой группы, имеющие значение для всего коллектива в целом, соединяют человека с новой группой, а также нередко объединяют две или более группы. К этой категории обрядов единения у татар можно отнести обмен сторон подарками (обмен происходит между родственниками и молодыми, в подарки входят: отрезы
тканей, украшения, сельскохозяйственная живность), а также совместная трапеза представителей двух семей во время свадебного застолья, участие в совместных танцах во время застолья [1, с. 122].
Ко второй группе обрядов единения в традиционной татарской свадьбе относятся одаривание молодыми друг друга (жених дарит невесте украшения, невеста в свою очередь - рубашку и т. д.) [1, с. 122]. С середины ХХ в. в свадебную обрядность томских татар вошел обмен обручальными кольцами. Это было новое явление в татарской культуре. Обручальные кольца повсеместно начали использоваться с 1950-х гг. Ими обменивались во время регистрации в ЗАГСе [11].
Часто для женщины быть беременной или родить означает окончательно войти в новое общество, в новую социальную роль.
Также свадебные церемонии часто включают в себя обряды магического характера, которые имеют функцию защиты от порчи, сглаза, нацеленные на обеспечение будущего потомства, которые также именуют обрядами «плодородия» [1, с. 109].
При анализе всей суммы брачных обрядов томских татар наблюдается открытость их внешним влияниям. Недаром современная татарская свадьба в городе совершается в два этапа: первый представляет собой традиционную процедуру с участием муллы, а второй, который организуется для родственников и друзей, больше напоминает «русску ю»/«советскую»/«европейскую» свадьбу. В целом «обряды перехода» являются важными вехами на жизненном пути каждого человека, и именно через них отражается его принадлежность к определенному этнорелигиозному сообществу.
Таким образом, все обрядовые действа свадьбы томских татар достаточно свободно укладываются в предложенное А. ван Геннепом деление всех обрядов на три категории в рамках его теории обрядов перехода. Однако стоит заметить, что границы между обрядовыми этапами в реальной культуре очень зыбкие: казалось бы, после достижения согласия на брак, когда формально можно считать, что начинается стадия «промежуточного периода», продолжают еще проводиться обряды, маркирующие «период отделения» (например переодевание в особые свадебные одежды) и т. п. В связи с этим отметим, что, вероятно, из-за нечеткости в выявлении рубежей между этапами свадьбы, классификация А. ван Геннепа не только не вытесняет, но и даже фактически не конкурирует с принятым в отечественной этнологии делением материала по свадебной обрядности на предсвадебные, свадебные и послесвадебные этапы.
Список литературы
1. Геннеп А. ван. Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов / пер. с франц. М.: Издат. фирма «Восточная литература» РАН, 1999. 198 с.
2. Талигина Н. М. Обряды жизненного цикла у сынских хантов. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2005. 176 с.
3. Лискевич Н. А., Машарипова А. Х. Женщина в ритуалах перехода, связанных с традиционной семейно-брачной обрядностью, у коми Нижнего Притоболья // Вестник археологии, антропологии и этнографии. Тюмень: Изд-во ИПОС СО РАН, 2010. № 2(13). С. 142-152.
4. Ямурзина Л. Обряды семейного цикла мари в контексте теории обрядов перехода (на примере восточных мари): дис. ... д-ра филос. наук. Tartu: Tartu Ulikooli Kirjastus, 2011. 218 Ik.
5. Томилов Н. А. Очерки этнографии тюркского населения Томского Приобья. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1983. 216 с.
6. Валеев Ф. Т. Западносибирские татары во второй половине XIX - начале XX веков (Историко-этнографические очерки). Казань: Татарское кн. изд-во, 1980. 232 с.
7. Уразманова Р. К. Семейные обычаи и обряды (свадебные обряды) // Татары. Народы и культуры. Казань, 2001. С. 346-357.
8. Элиаде М. Избранные сочинения: миф о вечном возвращении. М.: Ладомир, 2000. 414 с.
9. Тюркоязычное население Томского края: этнография и фольклор. Ч. II. Томск, 2002, 58 с.
10. Маркова М. Ф. Семейные традиции и обычаи татар-мусульман Томской губернии на рубеже XIX-XX веков // Духовные ценности ислама и образование: историко-культурная традиция и современность. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2008. (Серия «Монографии»; Вып. 23). С. 2537.
11. Полевые материалы автора - ПМ Чигриной Е. В. «Беседы с представителями татарского этноса». 2009-2012 гг. г. Томск.
Чигрина Е. В., аспирант.
Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 29.11.2012.
E. V. Chigrina
THE WEDDING RITUALS OF THE TATARS IN THE CONTEXT OF A. VAN GENNEP’S THEORY
The author of the article for the first time researches the wedding rituals of the Tomsk Tatars in the context of A. van Gennep’s theory of “transition rituals”. This research of the wedding rituals of the Tatars determines stages structure of rituals of traditional wedding. These stages we can correlate with the stages of “transition rituals”. The structure of transition rituals consists of the next stages: rituals of separation; rituals of connection; intermediate rituals.
Key words: Tatars of Tomsk region, wedding rituals, transition rituals.
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.
E-mail: [email protected]