УДК 316. 733:32(477.75)
В. А. Радзиевский Украинская культура и «русская мозаика»
Анализируются современные реалии в культурном пространстве Украины, учитывая текущую культурную политику, аксиологические приоритеты и попытки исказить культурный код вследствие украинизации, попыток пересмотреть историю, сменить многие идеалы, ценности, образы и смыслы, приоритеты, навязывая непривычные оценки прошлого (событий, героев и т. д.) и модели для будущего. Эти вопросы стали актуальными в связи с изменением ментальной парадигмы, сопровождающейся общественными трансформациями и социокультурными изменениями в условиях постсоветской Украины. В работе рассматриваются этические позиции, объективность, моральность и честность в контексте изложения истории и культурологии. В нынешних культурологических рефлексиях в культурно-историческом дискурсе Украины исследованы проблемы культуры Украины второй половины второго десятилетия XXI в. на фоне напряженной обстановки в стране. Также сделаны экскурсы в прошлое, отмечены тенденции и спрогнозировано будущее.
Ключевые слова: культура, культурное пространство Украины, культурный код, когнитивный диссонанс, украинизация, культурная политика, субкультуры
Vitalii A. Radzievskii Ukrainian culture and «Russian mosaic»
The article analyzes contemporary realities in the cultural space of Ukraine, taking into account the current cultural policy, axiological priorities and attempts to distort the cultural code due to Ukrainization, attempts to revise history, to change many ideals, values, images and meanings, priorities, imposing unusual assessments of the past (events, heroes and etc.) and models for the future. These issues became relevant in connection with the change in the mental paradigm, accompanied by social transformations and socio-cultural changes in the conditions of the post-Soviet Ukraine. The ethical positions, objectivity, morality and honesty in the context of the exposition of history and cultural studies are raises. In the current culturological reflections in the cultural and historical discourse of Ukraine, the problems of Ukrainian culture of the second half of the second decade of the 21st century are considered against the background of the tense situation in the country. Also, excursions to the past are made, tendencies are noted and the future is predicted.
Keywords: culture, cultural space of Ukraine, cultural code, cognitive dissonance, ukrainization, cultural policy, subcultures
DOI 10.30725/2619-0303-2018-4-28-34
До конца 2018 г. Министерство образования и науки Украины предлагает реформировать правописание [1]. Согласно недавнему исследованию Центра Разумкова, украинский язык называют родным порядка 70 % жителей страны, а 55 % используют его в бытовом и семейном общении. «Никогда ранее за всю историю независимой Украины эта цифра не достигала даже 50 %» [1]. Эксперты отмечают, что в последнее время количество украиноязычных детей резко выросло: с 2014 г. «процент детей, которые понимают украинский язык, вырос до 100 0%, т. е. если раньше многие дети до 5-го класса могли не понимать какие-то слова, то сегодня понимают абсолютно все и все. Если же говорить о детях пяти-шести лет, то сегодня абсолютное большинство говорит на украинском» [1].
Цель стара: «формирование украинской политической нации» (глава МИД П. Климкин) [2]. На презентации книги «Украина - не Россия»
в 2003 г. Л. Кучма сказал: «У нас на повестке дня стоит задача: создать украинца» [3]. Для удаления от Москвы поднимают и вопрос «латинизации». В 2018 г. известно не менее 19 проектов «латинки» для украинского языка. Латинская транслитерация была утверждена Кабмином официально еще в 2010 г. Аргумент - кириллица используется лишь в 11 странах. На сайте петиций президента Украины было немало ходатайств. Так, А. Чернявский использовал транскрипцию Кабмина для обеспечения массового перехода населения на украинский язык , укрепления курса евроинтеграции и использования латинской азбуки во всех учебных заведениях.
Есть мнение, что в учебных заведениях происходит «поборизация»: по словам родителей -«мы платим даже за воду для детей, туалетную бумагу и курсы для учителей» [4, с. 1], а учителя констатируют: «работа школы без родительской помощи пока невозможна» [4, с. 4].
Цель статьи - исследование влияния негативных тенденций в отдельных культурфилософ-ских дискурсах при трансформации культурного кода Украины и поиск решений для преодоления деструктивов.
Среди ученых, изучающих историю и культуру Украины, выделяются объективные исследователи (П. Толочко, Г. Ивакин, А. Моця, А. Толочко, В. Король, В. Орленко, Н. Щербак, Н. Сенченко и др.), чьи позиции мы и будем учитывать.
Этноконфессиональный вопрос встал в июле 2018 г. к празднованию 1030-летия Крещения Руси. Президент П. Порошенко утверждал: «Автокефалия не является заботой только украинских православных. Это вопрос нашей украинской независимости. Это - один из столпов украинского государства, украинской нации, украинской национальной безопасности и, в конце концов, всей мировой геополитики» [5].
Враги единства исторической Руси из Киевского патриархата (далее - КП) при поддержке отдельных представителей власти и некоторых их сателлитов устроили альтернативу Крестному ходу Украинской православной церкви Московского патриархата (далее - УПЦ МП). Состав шествия был пестрым: «под эгидой Киевского патриархата... прошли униаты, представители других конфессий, не связанных с Православием, да и вовсе атеисты» [6]. Как указывали очевидцы, «в шествии КП были слышны политические лозунги и возгласы „Смерть врагам"» [6]. УПЦ МП охватывает 40 %, а КП - менее 25 % верующих Украины. В составе УПЦ МП насчитывают 12,5 тысяч приходов, более 200 монастырей, 11 тысяч священников, более 5 тысяч монахов и монахинь. Все остальные православные конфессии Украины вместе - «около 6 тысяч приходов, немногим более 200 монахов и монахинь и т. д.» [6].
Мониторинг летом 2018 г. наиболее популярных украинских СМИ свидетельствует, что украинская культура все больше дерусифици-руется, а тема евроинтеграции и приспособления к новым веяниям («российская агрессия», сексуальные меньшинства как норма и развитие соответствующих идеологем, дискурсов и паттернов) продолжает педалироваться. Анализ украинской прессы свидетельствует, что разрыв устоявшихся столетиями связей и потеря понимания усиливаются.
Когда человеку годами внушают злобу, то и реакция не заставит себя ждать. Создается своего рода зазеркалье, аномальные «культурные» пространства, социокультурные «болезни». Люди, проникнутые поклонением идеалам и отдельным личностям, - к примеру, Мазепы,
Бандеры и Петлюры, - на все смотрят сквозь свои понятийно-ценностные «очки», видя порой в ином «русском» зло из-за самого факта его существования. Ощущается когнитивный диссонанс, из-за предвзятости, предубежденности формируется феномен «внутренней глухоты, слепоты и глупости».
Неудивительно, что уже летом 2018 г. многие украинцы уверены, что на результаты парламентских и президентских выборах на Украине в 2019 г. хотят влиять «боты», хакеры и провокаторы из РФ, в том числе через вбросы извне, проблемы реестров, влияние СМИ «врага» [7, с. 1, 4], т. е. некоторые знают «действия и мысли Путина 2019 г.». П. Порошенко уверен: «нет сомнений по поводу подготовки Кремлем масштабных вмешательств в избирательные процессы» [7, с. 4].
Министр инфраструктуры В. Омелян заявил о закрытии железнодорожного сообщения с РФ. В качестве мотивов выступают две причины: по сравнению с 2013 г. пассажиропоток уменьшился в пять раз (с 4 млн человек до 800 тыс.), и тенденция к его сокращению сохраняется и «исчезает риск захвата Россией в качестве заложников членов экипажей международных поездов или собственно подвижного состава - вагонов и локомотивов» [8]. Примеров «захвата Россией вагонов и локомотивов» СМИ не приводят, зато 16 августа 2018 г. Омелян сообщил, что подписал «исторический документ» о сообщении с РФ. Феномены типа «омеляниз-ма» и «кучмизма» знаковы. Вспомним слова из «Песенки лисы Алисы и кота Базилио»: «ему с три короба наврешь и делай с ним, что хошь», в том числе и в контексте тезиса «ментальную „морду" формируют спецслужбы» [9].
Все чаще говорят на Украине о перспективах «космической культуры». С 1997 г. хвалят Л. Каденюка, летавшего в космос на корабле США. Летом 2018 г. мы опросили 50 молодых людей, поинтересовавшись, кто был первым космонавтом-украинцем. 43 из 50 назвали: Ка-денюк. На уточняющий вопрос - «уверены ли?»: 39 сказали «да», 4 - усомнились. Когда 50 респондентам сообщили, что первый украинец был в космосе в 1962 г. - большинство не поняли («была советская оккупация»). В СССР многие космонавты были украинцами или имели отношение к Украине: П. Попович из Киевской области (летал в космос в 1962 г.), Г. Береговой из Полтавской области, Г. Шонин и В. Ляхов - из Луганской, Л. Кизим и А. Волков - из Донецкой, Л. Попов - из Кировоградской, А. Левченко - из Харьковской, А. Арцебарский - из Днепропетровской, В. Васютин - из Харькова и др. Очевидны предубежденность, когнитивные пробе-
лы и разрывы, ценностные «коллизии» и иные проблемы у части молодежи.
В августе 2018 г. «блеснул» экс-президент В. Ющенко: «Мне, ребята, уже до задницы та политика! Сейчас другая задача: сделаю музей» [10], где будет показано «откуда у моей нации истоки». Горшки «украинского» Триполья и кости мамонтов-«украинцев»? Археология упоминается и в далеких от археологии СМИ [11].
Кого-то веселят афоризмы великого боксера и знаменитого мэра В. Кличко: «Севастополь -это есть Херсонес, которому уже тысяча лет...», «Я должен признаться. Уже долгое время, много-много лет, я являюсь убежденным лесбия-ном», «Гордо встану грудью за спиной Украины», «Я не вижу запаха», «У меня есть два заместителя, четыре из которых уже месяц лежат в Кабинете министров, которых назначить невозможно, не знаю почему», «Поздравляю всех с Новым годом, желаю, чтобы вы не знали горя, удачи, любви, счастья и особенно здоровья» и т. д. [12].
Говорят о «зоне комфорта», в том числе в контексте тем культуры (Е. Ямпольская и др.), но стоит выделить и иные зоны: нормы и патологии, терпимости и аномалии. Слова «русский», «русские» в их многочисленных производных вызывают у агрессивных русофобов отрицательную реакцию. Радикалы узрели большое количество русских фамилий и решили, что целесообразно их заменять. На сайте П. Порошен-ко появилась петиция с инициативами «в целях дальнейшей декоммунизации нашего государства. переделать русские фамилии и имена на украинский лад», и примеры есть в СНГ [13]. И. Фарион давно предложила не только «список «неправильных» русских имен» (например, Маша, Петя, Миша, Алена, Сережа заменить на «Марiчка», «Петрик», «Михайлик», «Оленка», «Серпйко»). Она учила детей «правильным» именам с начала 2010 г. (в детсаду № 67 Львова в феврале 2010 г. и т. д.). От отчеств есть вариант отказаться («лишнее»), а родителей пронумеровать (№ 1 и № 2).
Логично, что кто-то хочет подкорректировать «неугодную» культуру и историю, заменяя реальные факты и события вымышленными. При осуществлении «украинолатинизации» некоторые новаторы скоро потребуют переписать Петрова и Сидорова [13] в «неокосмические» -Петрозоряздун и Сидорвсесветун? Что бы сказали на это деды и прадеды (освобождавшие в 1944-1945 гг. Европу) «просвещенным» потомкам? Прямо по Т. Шевченко: «Славных прадедов великих правнуки поганые»!
Любая реформа требует от кого-то определенных уступок, потерь и жертв, но утраты бывают невосполнимыми (в том числе челове-
ческие). Если кто-то не готов пожертвовать содержимым кошелька в ходе информационной войны, то он, вероятнее всего, не захочет воевать в случае «горячей» войны.
В армии появилась новая форма приветствия: вместо «Здравия желаю» - «Слава Украине!». Некоторые жаждут военной диктатуры с ее тоталитаризацией культуры в «правильном» национальном ключе. «Мы не имеем в виду кого-то конкретно, ни из командиров ООС, ни из. генералов и адмиралов. После корсиканца было немало генералов и полковников, которые умели захватывать власть (особенно в Азии, Африке и Латинской Америке)» [14, с. 4]. Берут пример со стран третьего мира?
Мудрый генерал И. Смешко дает рецепт «национальной идеи Украины в трех ее измерениях: духовном, социально-экономическом и государствообразующем» [15, с. 15]. Не перестает бороться известная И. Фарион, утверждающая, что «в центре Европы рано или поздно встанет мощная украиноцентрическая Держава» [16]. Генерал во главе Украины и победоносный поход на Москву - звучит амбициозно и бредово. Худой мир лучше доброй войны. Любая бойня - это беда. Хорошо бы подстрекателей войн отправить воевать. Зло давит ангажированного человека, эгоцентризм и нациоцентризм опасны, сознательная и несознательная злоба и ненависть на подсознательном уровне овладевают нациствующими. Возникают проблемы не бытовой, а массовой ксенофобии. Страсть, прикрытая гипертрофированной «любовью», способствует искажению чувств, трансформации эмоций. Любовь к себе и своему. Восприятие как враждебного чужого мнения, взгляда, одежды.
Наибольшую известность украинская «вы-шиванка» получила после революций 2004 и 2014 гг. 24 августа 2018 г. в Киеве в День Независимости было большое количество одетых в вышиванки людей. Из 20 опрошенных нами «вышиванщиков», 8 последовали политизированной моде впервые, чем подтвердили тезис об успехах новой украинизации.
Стремясь к тотальной «перековке» реципиентов, отдельные «идеологи» доходят и до «эксплуатации сексуальности»: якобы это «секретное оружие Запада способно поражать целые полки» [17]. К примеру, «сержант ВВС США Мишель Менхард воевала в Кувейте, а потом решила поучаствовать и в информационной войне, и снялась для мужского журнала. Чешские модели всегда готовы стать под ружье. Актриса и модель Вероника Земанова отрабатывает двойную психическую атаку. Во весь рост и без обмундирования» [17]. Она участвовала и в съемках фильмов («Боевые девчонки»
и др.). В испанской армии П. Пачеко снялась в эротическом журнале и «главный вопрос. если Украина все-таки вступит в НАТО, на чьей стороне будут секс-бомбы из группы „ВИА Гра"?» [17]. Звучит смешно, но для кого-то в информационной (и в их культурологической) войне все средства хороши. При этом «комплектация бригад ВСУ на фронте составляет менее 50 %»> [18, с. 1]. Неэффективны концерты, рисунки, заклинания «в бессмертии», «культурный» заслон и реклама нового вооружения [19, с. 12-14]. Не помогает «культурная война»? Зато юные учебные формирования «Мазепинцы», «Банде-ровцы», «Петлюровцы» и прочие тренируются и перенимают важные навыки: разбирают АК, учатся маскировке, порядку задержания людей и использованию оружия, физической силы и спецсредств [20, с. 7].
Многих на Украине беспокоит эмиграция сограждан: «за первое полугодие 2018 г. РФ дала свое гражданство 39 тыс. 582 украинцам... В общем, на это время 160 938 украинцев имеют право на проживание в России, 182 197 человек - разрешение на временное проживание» [21]. В СМИ вспомнили 80-летие убийства лидера ОУН Коновальца [22], в честь которого переименовано немало мест (даже улицу на которой расположен главный корпус Киевского национального университета культуры и искусств). Идеологическую работу осуществляют и через кино: фильмы и передачи о казаках, колдунах, «мазепинцах», «киборгах» и др. К примеру, фильм «Черный казак», где «половецкие татары превратились на людоловов, а москаль Володя (Саша Лирник) крадет у своих» [23, с. 14]; все заработанные деньги создатели этого кино планируют передать на поддержку бойцов АТО. Торговля духовными и материальными ценностями, ревизия прошлого и преклонение пред сомнительными новациями сочетаются где-то с самопродажей в разных формах, в том числе в «неорабство на органы».
Неудивительно, что «Украина входит в десятку стран, лидирующих по количеству доноров для нелегальной пересадки органов. Легкие 150 тыс. евро, костный мозг - 20 тыс. долл. за грамм. Цена здорового человеческого тела составляет порядка 45 млн евро, но только в том случае, если бы человек мог продать каждую его часть, т. е. уйти на органы целиком. Донорам „черные трансплантологи" платили от 13 до 15 тысяч долларов, а сами при этом получали от 80 тысяч до 100 тысяч долларов от покупателя органа» [24, с. 8]. Где-то в магазинах субпродукты и субфабрикаты, в головах - субзнания и субидеи, а в сердцах - субкультуры и субценности?
Мозаика может рассматриваться как образ русской культуры - полиэтничный, многогранный, многомерный, насыщенный разнообразием (с украинской и иными компонентами). Украинская (малороссийская, южнорусская и т. д.) культура много веков была частью (в разной степени) русской культурной мозаики (кратко -«русская мозаика»). Образно «русская мозаика» - это культурный феномен и модель много-цветия, полияркости и многогласия Руси-России (и в исторической ретроспективе - с по XXI в.). Вспоминаются мозаичный ансамбль Софии Киевской, «русская полинациональность» и «национальный интернационализм» РФ.
Есть немало популярных и знаковых выражений с прилагательными «русское», «русские» и им подобные: дух (не только у А. Пушкина), душа, сила, доброта и удаль (борец родом из Полтавской губернии Иван Поддубный говорил: «Когда говорят - „русский человек", я сразу же представляю себе богатыря, наделенного не только исполинской силой, но вполне добродушного, расположенного к людям, трудолюбивого и трезвого» (цит. по: [25, с. 9])), открытость, чистосердечность, искренность, характер, красавицы, богатыри, традиции, веселье, путь и направление (вектор), пространство (территория) - культурное, географическое, политическое и иное и т. д. Кратко рассмотрим концепты, входящие в русскую мозаику и исторически имеющие отношение к Украине: «русский мир» (упоминаем как социокультурное явление), «русское триединство» (большой русский народ, единый народ Руси), «русское небо» и «русская любовь».
Выражение «русский мир» известно с XI в. Его упоминает «Слово на обновление Десятинной церкви», прославляя общехристианского святого Климента Римского (чья мироточивая глава и в 2018 г. находится в Дальних пещерах Киево-Печерской лавры, а чья земная жизнь была и в Риме, и на территории исторической Руси).
Украинский писатель П. Кулиш писал о «первобытном русском мире». Русская идея Содружества (братских) народов по примеру Содружество наций Великобритании логична, закономерна и прекрасна, но лучше брать шире, сводя все не к политике, а к культуре, не к странам, а к личностям. Президент В. Путин определил: «Русский мир может и должен объединить всех, кому дорого русское слово и русская культура, где бы они ни жили, в России или за ее пределами». Это мир сторонников большой России (исторически и географически шире - и Руси-России, и Руси-Украины, и Руси-Белоруссии), а не просто сегодня «мир русских». Мир «духовных русских» - это где «русский как духовное понятие» (Е. Ямпольская и др.), где важны идеалы,
герои и ценности Великой Руси. Вспомним фразу Н. Данилевского: «Духовность есть важнейшая государственная ценность, мобилизующая нравственность и патриотизм нации». Триединый русский народ - это великороссы, малороссы и белорусы . Идея преимущественно малороссийского духовенства XVII и начала XVIII в. (И. Гизель , Ф. Прокопович и др.), исходящая из единства великого Древнерусского государства и его общей народности. Православные казаки, духовенство и братчики в XVI и в начале XVII в. надеялись на единоверную Москву. Известные историки Украины (В. Король, В. Орленко, С. Синяков и др.) отмечали, что идея объединения (присоединения) с Москвой малороссийская. К трем родным «русскостям» целесообразно добавить четвертый элемент - «инорусскость». «Инорусскость» возможна как проект будущего на фундаменте прошлого. Многие люди из разных частей мира могут через «инорусскую русскость» войти в просторы исторической Руси и стать дочерями и сынами единого Отечества. И чтобы имплементировать своих к своим - путь один: через богатую русскую культуру, через традиционные духовные скрепы.
Политинформации об угнетающих украинскую духовность, культуру, государственность [26, с. 8-9] заставляют вспомнить приглашенного в СССР и ставшего академиком М. Грушевского. Украинский нарком образования Н. Скрип-ник, - как и другой самоубийца, талантливый Н. Хвылевой с лозунгом «Прочь от Москвы», -был украинизатором. Влиятельный Н. Скрипник приглашал множество единомышленников из Западной Украины и затем утверждал: «В нашем Советском Союзе теперь разве что какие-то историко-литературные ихтиозавры могут отрицать самостоятельность украинской литературы и культуры в ее историческом прошлом, в ее настоящем и в ее грядущем развитии». В УССР были языковое, ментальное и прочее «мягкое давление», осуществлялся тайный гуманитарный поход антагонистов исторической Руси. В СССР категория «русские» приобрела преимущественно узкоэтнический смысл.
Конкретно-исторические ситуации и культурно-исторические реалии давили и на И. Сталина. Он слышал, что «украинская республика и украинская нация - выдумка немцев», и все же в 1921 г. настаивал, что «украинская нация существует, и развитие ее культуры составляет обязанность коммунистов. Нельзя идти против истории. Ясно, что если в городах Украины до сих пор еще преобладают русские элементы, то с течением времени эти города будут неизбежно украинизированы» [27]. С тех пор едва ли не сто лет украинизируют почти непрерыв-
но. Не только Закон о языках в УРСР, принятый в 1989 г., в статье 2 государственным языком устанавливал украинский язык.
Депутат ГД РФ С. Савченко заметила, что «Россия граничит с небом». Признание того, что в бытии России по-особому сочетается небесное и земное характерно для ряда философов (Н. Бердяев, С. Булгаков, А. Лосев, Н. Лосский, П. Флоренский и др.). Святой Филарет Московский (Дроздов) говорил, что «худой гражданин царства земного и для Небесного Царства не годен». Уточняя и конкретизируя максиму С. Савченко, заметим, что в религиозной традиции духовная Россия является частью Неба. Концепты «Русское небо» и «Русская любовь», почти как и «Третий Рим», являются знаковыми в контексте православной духовности славянства. «Русская любовь» - это взаимовыручка, жертвенность, забота, милосердие, помощь, поддержка, самоотдача, сочувствие, сострадание и многие другие, безусловно, благородные качества.
Для защиты, сохранения и приумножения «русскости» (начиная от древней «рускости») нужна интеллектуальная, моральная и духовная общерусская (более, чем просто русская и шире, чем восточнославянская) оборона («рус(с)оо-борона»). Она может рассматриваться исключительно как оригинальный проект по самосохранению и развитию общерусской культурной составляющей по всему миру. Целесообразно создать программы «Русский компас» и «Россия - наше Отечество» (на базе территории исторической Руси) для постоянного привлечения доброжелательных мигрантов на основе использования соответствующей литературы, аудио- и видеопродукции.
Выводы. «Национальные» культурные новации могут осуществляться путем девальвации традиционных культурных ценностей, способствуя расщеплению, раздвоению и расслоению сознания носителей, становясь не средством спасения, а источниками проблем, когнитивным диссонансом. Отказ от своих традиций в угоду пришлым, смоделированным и привнесенным извне, опасен.
Дерусификация становится для многих (может быть, даже для большинства) граждан Украины «деродинизацией». Апологеты «интервенций» и «неоинтервенций» (духовной, культурной и прочих), стремясь трансформировать культурный код русскоязычных украинцев, могут получить необратимые ментальные последствия (к примеру, не только агрессивных нациоцентристов и гипернационалистов).
На Украине есть много сложных проблем. Так «массовый приток нелегальных мигрантов
критический, вскоре он будет угрожать национальной безопасности» (первый замминистра МВД С. Яровой) [28]. От засилья нового, ино-континентального люда наверняка не поможет украинизация (вспомним: в некоторых городах Франции выходцы из Южной Африки и Магриба составляют до 70 % населения).
Гибридные войны наносят тяжелые и глубокие раны «осколками» некачественных данных, «жареных» новостей, лжеаргументации. Травмы от «культурных» снарядов и «информсражений» (боев на полях культурных пространств) небезопасны. Чем дольше идут любые войны, тем тяжелее залечивать их раны. Если бы древним русичам прочли то, что иногда пишут сегодня некоторые их потомки, то наши предки бы решили, что праправнуков «бес попутал», «попали в рабство» или «стали янычарами и вурдалаками»; будто наследники, их социум и культура по-особенному заболели.
Традиционно для многих на Украине была важна языковая идентификация («язык - это народ»), восходящая к древнерусской летописной традиции. Идентичность восточных славян как единого народа («языка») заложена (наряду с важнейшей православной идентификацией) Нестором Летописцем. Согласно ей, в 1991 г. «языковых русских» на Украине было большинство. Поэтому и необходима была очередная украинизация. Подобно польской, австро-венгерской, немецкой и советской (активно -с 1923 г., подспудно - ранее). Дерусификация (с перерывами) выступала средством для разделения и углубления раскола на исторической Руси. Развал и самоотрицание, игнорирование исторических и объективных процессов ведут к забытью и затем к самоликвидации (если не сразу к физической, то к духовной).
Есть смысл для сближения и консолидации братских народов торжественно отмечать общие восточнославянские праздники: дни равноапостольной княгини Ольги, Владимира Великого, Ярослава Мудрого, лучше и больше - дни Ильи Муромца, Нестора Летописца, Владимира Мономаха, Юрия Долгорукого, Александра Невского и т. д. Необходим общий знаменатель восточных славян (и не только их) на фундаменте культурно-исторического единства, традиционных духовных скреп и иных связей, подлинной любви, братолюбия и миролюбия, отзывчивости и взаимного понимания.
Подзабытое слово «соборность» как духовная общность, как коллективность многих совместно живущих людей интересна и в контексте научной рефлексии: например идеи Соборности (братских и не только) стран и народов.
А пока слышим, что «действия Украины должны быть жесткими» (В. Омелян) [29], и больно читать, что Украина «вошла в пятерку» самых вымирающих стран планеты, «в рейтинге миролюбия. на 152 месте из 163» (12-е место с конца списка), а счастливее Украины оказались «Нигер, Уганда, Чад, Эфиопия, Камбоджа, Ирак.» [30].
Важны всечеловеческая любовь, искренняя доброжелательность, сердечная милость, евразийская консолидация, славянская соборность; необходима гуманизация душ с сохранением человеческого в человеке, а не фашизация сердец.
Очень хочется верить в великую Украину и в ее славное и счастливое грядущее.
Список литературы
1. Дранник А. Украинцам готовят новые правила языка // Вести. 2018. 23 авг.
2. Иванова Е. Апостроф отменяется: когда украинский переведут на латиницу // Вести. 2018. 28 марта.
3. Л. Кучме 80 лет // Сегодня. 2018. 9 авг. С. 3.
4. Серов И. Поборы: брать, но не просить // Сегодня. 2018. 17-19 авг. С. 1-4.
5. Автокефалия церкви является вопросом национальной безопасности // Еспресо . URL: https: // korrespondent. net (дата обращения: 26. 11. 2018).
6. Кряжев А. В Украине есть поместная церковь // Аргументы и факты в Украине. 2018. 2-8 авг. С. 8.
7. Пирогова М. Угроза выборам: чем РФ может нам навредить // Сегодня. 2018. 10-12 авг. С. 1, 4.
8. Андронник В. Отмена поездов в Россию // События недели: итоги и факты. 2018. 14-20 авг. С. 3.
9. Карпюк Г. Про сучасне «неоварварство» // День. 2018. 17 авг. С. 4.
10. Газубей А. Люди и муравей, которые нас удивили // Комсомол. правда в Украине. 2018. 16-23 авг. С. 2.
11. Данильчук П. Завзятий i одержимий // Пенайний кур'ер. 2018. 10 авг. С. 11.
12. Смешные цитаты Кличко. URL: anekdotovmir. ru (дата обращения: 26. 11. 2018).
13. Миленин А. В Таджикистане официально запретили русские фамилии, имена и отчества // Известия. 2016. 29 апр. URL: https: // iz. ru (дата обращения: 26. 11. 2018).
14. Грабовський С., Лосев I. В оч^уванн на Генерала // День. 2018. 15 авг. С. 4-5.
15. Смешко I. Невивчен уроки Гетьманату та нацюнальна щея УкраТни в сучасних умовах // День. 2018. 10-11 авг. С. 14-15.
16. Фарюн I. Дискримша^я украТ'н^в в «антидискри-мшацмнм експертизЬ пщручниш вщ Мiносвiти i науки // Слово Просвiти. 2018. 5-11 авг. С. 3.
17. НАТО берет на вооружение секс-бомб // Комсомол. правда в Украине. 2008. 22-28 февр. С. 13.
18. Бутусов О. Чому вони звтьняються? // Дзеркало тижня. 2018. 23-30 июня. С. 1.
19. Ивашин Д. Щит и меч Украины // Совершенно секретно. 2018. Июнь. С. 12-14.
20. Ковальська О. «Джура» навчае охороняти рубежа // Голос УкраТни. 2018. 16 авг. С. 7.
21. Коваленко I. Вони стали роаянами // Експерс. 2018. 9-16 авг. С. 2.
22. Бирчак В. Убийство лидера ОУН Коновальца // Бульвар Гордона. 2018. 19 авг. С. 16.
23. Катаева М. «Чорний казак»: характерники та чарiвницi // Вечiрнiй КиТв. 2018. 16 авг. С. 14.
24. Марченко Е. Продать почку // События недели: итоги и факты. 2018. 14-20 авг. С. 8.
25. Лавров В. В. Истоки богатырства. Шапошников Ю. В. Секреты атлетизма. Москва: Молодая гвардия, 1989. 286 с.
26. Муравьев М. «Про нет не може бути i мови» // УкраТна молода. 2018. 15 авг. С. 8-9.
27. Сталин И. В. Заключительное слово по докладу об очередных задачах партии и национальном вопросе // Десятый съезд Российской коммунистической партии: стеногр. отчет. Москва, 1921. URL: https: // grachev62. narod. ru (дата обращения: 26. 11. 2018).
28. Проблема нелегально!' м^рацп посилюеться // Урядовий кур'ер. 2018. 16 авг. С. 2.
29. Цитата дня // Урядовий кур'ер. 2018. 18 авг. С. 1.
30. Мичковская Н. Украина в международных рейтингах: Гондурас - уже не про нас // Комсомол. правда в Украине. 2018. 23-30 авг. С. 5.
References
1. Drannik A. Ukrainians are preparing new language rules. Vesti. 2018. Aug. 23 (in Russ.).
2. Ivanova E. Apostrophe is cancelled: when Ukrainian translated to Latin. Vesti. 2018. Mar. 28 (in Russ.).
3. Leonid Kuchma turned 80 years old. Segodnya. 2018. Aug. 9. 3 (in Russ.).
4. Serov I. Extortion: to take, but not to ask. Segodnya. 2018. Aug. 17-19. 1-4 (in Russ.).
5. Autocephaly of church is matter of national security. Espreso. URL: https: // korrespondent. net (accessed: Nov. 26. 2018) (in Russ.).
6. Kryazhev A. There is local church in Ukraine. Argu-mentyi faktyvUkraine. 2018. Aug. 2-8. 8 (in Russ.).
7. Pirogova M. Threat to elections: how Russia can harm us. Segodnya. 2018. Aug. 10-12. 1, 4 (in Russ.).
8. Andronnik V. Cancellation of trains to Russia. Events of week: results and facts. 2018. Aug. 14-20. 3 (in Russ.).
9. Карпюк Г. Про сучасне «неоварварство». День. 2018. 17 авг. 4.
10. Gazubei A. People and an ant that we were surprised. Komsomol'skayapravda vUkraine. 2018. Aug. 16-23. 2 (in Russ.).
11. Данильчук П. Завзятий i одержимий. Пенсйний кур'ер. 2018. 10 авг. 11.
12. Klichko' funny quotes. URL: anekdotovmir. ru (accessed: Nov. 26. 2018) (in Russ.).
13. Milenin A. Russian surnames, names and patronymics were officially banned in Tajikistan. Izvestiya. 2016. Apr. 29. URL: https: // iz. ru (accessed: Nov. 26. 2018) (in Russ.).
14. Грабовський С., Лосев I. В очтуванн на Генерала. День. 2018. 15 авг. 4-5.
15. Смешко I. Невивчен уроки Гетьманату та нацюнальна щея УкраТни в сучасних умовах. День. 2018. 10-11 авг. 14-15.
16. Фарюн I. Дискримша^я укратн^в в «антидискри-мшацтшй експертизЬ пщручниш вщ Мiносвiти i науки. Слово Просвти. 2018. 5-11 авг. 3.
17. NATO has adopted sex bombs. Komsomol'skaya pravda vUkraine. 2008. Febr. 22-28. 13 (in Russ.).
18. Бутусов О. Чому вони звшьняються? Дзеркало тижня. 2018. 23-30 июня. 1.
19. Ivashin D. Sword and shield of Ukraine. Sovershenno sekretno. 2018. June. 12-14 (in Russ.).
20. Ковальська О. «Джура» навчае охороняти рубежг Голос Украни. 2018. 16 авг. 7.
21. Коваленко I. Вони стали роаянами. Експерс. 2018. 9-16 авг. 2.
22. Birchak V. Murder of Organization of Ukrainian Nationalists leader Konovalets. Bul'var Gordon. 2018. Aug. 19. 16 (in Russ.).
23. Катаева М. «Чорний казак»: характерники та чарiвницi. Вечрнш Ки)'в. 2018. 16 авг. 14.
24. Marchenko E. To sell kidney. Events of week: results and facts. 2018. Aug. 14-20. 8 (in Russ.).
25. Lavrov V. V. Origins of wealth. Shaposhnikov Yu. V. Secrets of athleticism. Moscow: Molodaya gvardiya, 1989. 286 (in Russ.).
26. Муравьев М. «Про неТ не може бути i мови». Украна молода. 2018. 15 авг. 8-9.
27. Stalin I. V. Final word on report of party and national question. Tenth Congress of Russian Communist Party: shorthand report. Moscow, 1921. URL: https: // grachev62. narod. ru (accessed: Nov. 26. 2018) (in Russ.).
28. Проблема нелегальноТ м1грацГГ посилюеться. Урядовий кур'ер. 2018. 16 авг. 2.
29. Цитата дня. Урядовий кур'ер. 2018. 18 авг. 1.
30. Michkovskaya N. Ukraine in international rankings: Honduras - not about us. Komsomol'skaya pravda v Ukraine. 2018. Aug. 23-30. 5 (in Russ.).