ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
УДК 94(477):327.51 DOI: 10.24412/2308-264X-2023-6-237-242
АБАШЕВА Е.А.
УКРАИНА - НАТО: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА В 1992-2023 ГГ.
Ключевые слова: Украина, Североатлантический альянс, государственный переворот, национальная безопасность, международная обстановка, специальная военная операция (СВО).
В статье рассматривается становление и развитие сотрудничества Украины с Организацией Североатлантического договора. Анализируя 30-летний период интенсивного полномасштабного партнерства украинской власти с Альянсом, включающего научно-техническую, информационную, финансово-экономическую и военную поддержку последнего, автор приходит к выводу, что под видом оказания так называемой «помощи», целеполагание НАТО было направлено, прежде всего, на укрепление евроатлантистами в регионе своих политических позиций, способствующих разжиганию конфликта как внутри страны, так и за ее пределами, в итоге, превративших Украину в плацдарм военных действий.
ABASHEVA, E.A.
UKRAINE - NATO: MAIN STAGES AND FEATURES OF COOPERATION DEVELOPMENT IN 1992-2023
Key words: Ukraine, North Atlantic Alliance, coup d'etat, national security, international situation, special military operation (SVO).
The article discusses the formation and development of cooperation between Ukraine and the North Atlantic Treaty Organization. Analyzing the 30-year period of intensive full-scale partnership of the Ukrainian authorities with the Alliance, including scientific, technical, informational, financial, economic and military support for the latter, the author comes to the conclusion that under the guise of providing so-called NATO's goal-setting was primarily aimed at strengthening Euro-Atlantists in the region of their political positions, contributing to the incitement of conflict both inside and outside the country, which eventually turned Ukraine into a springboard for military operations.
«Вступление Украины в НАТО создаст угрозы для безопасности России»
Президент России Владимир Путин [1]
Приход в феврале 2014 года к власти на Украине реакционного киевского режима, утвердившегося у власти в результате отстранения от власти Президента страны Виктора Януковича вследствие военного переворота, на фоне развивающегося в стране многолетнего политического кризиса, подогреваемого и популяризируемого странами коллективного Запада, а также не приведшие к положительному результату попытки урегулирования проблем Донбасса мирным путем, предпринятые Российской Федераций, привели к началу в феврале 2022 года Специальной военной операции (СВО). Проводимая Россией с целью демилитаризации и денацификации Украины и защиты приграничных с российским государством территорий Донбасса и Луганщины, от вооруженной агрессии новой украинской власти во главе с Зеленским, она превратилась, в итоге, в борьбу за суверенное существование самой России.
Рассматривая евроатлантистов в качестве заинтересованной стороны развития вооруженного противостояния бывших юго-восточных территорий Украины и киевского режима, автор, прежде всего, имеет в виду реализацию планов стран-членов Организации Североатлантического Договора (НАТО, Альянс, Евроатлантический блок), действующей с апреля 1949 года [2] во главе с ее главным бенефициаром - Соединенными Штатами Америки, многовекторными задачами которых, путем ведения «войны до последнего украинца» [3], являются: сохранение за США статуса единственной мировой державы; территориальное расчленение России; формирование негативного отношения к России со стороны мировой общественности; укрепление военно-промышленного комплекса стран-членов НАТО; отстаивание евроатлантических ценностей; ослабление российской экономики.
Проводимый в настоящее время США и его сателлитами в лице стран-членов Североатлантического альянса на Украине курс «разделяй и властвуй», четко демонстрирует отношение самой Америки к новой власти украинского государства, реализуемое через процесс рассмотрения вопроса принятия последнего в качестве нового члена в Альянс, начавшийся еще со времен распада Советского Союза в 1990-е годы.
Распад СССР, в результате которого Украина приобрела независимость и закрепила территориальные границы государства, стал новой вехой в эволюции украинской государственности, активной деятельности в международных организациях и формировании стратегического партнёрства с Америкой и Евросоюзом в рамках евро-атлантической и европейской интеграции. Именно с этого периода начался процесс самостоятельного внешнеполитического движения Украины в направлении сближения со странами Североатлантического альянса, доказательством чего, является скорое присоединение украинского государства 10 марта 1992 года к многостороннему форуму - Совету североатлантического сотрудничества (ССАС), преемником которого 29 мая 1997 года стал Совет евроатлантического партнерства (СЕАП), главное предназначение которых заключалось в развитии отношений в рамках стратегического партнерства между Организацией Североатлантического Договора и странами европейской периферии, не обладавшими статусом стран-членов НАТО, включая оказание консультативных услуг касающихся прежде всего вопросов национальной безопасности государств-членов форума.
Логическим продолжением поиска украинского руководства признания и поддержки в лице американской и западной элиты, стал целый ряд знаковых политических решений. Основными вехами и их длинном перечне, на наш взгляд, стали следующие политические и военно-стратегические решения.
Первой серьезной акцией стало присоединение Украины в 1994 году в рамках заключения рамочного договора к программе НАТО «Партнерство во имя мира» (предусматривающей двустороннее военное сотрудничество Альянса со странами не являющимися его членами) [4]. За этим последовало открытие 22 мая 1997 года в Киеве первого в Восточной Европе Центра информации и документации НАТО (ЦИДН), целями которого являлись повышение осведомленности о деятельности Центра и «популяризация НАТО на Украине» [5]. Рубежное значение имело подписание с Евроатлантическим союзом в 1997 году двустороннего договора «Хартия об особом партнерстве между Украиной и Организацией Североатлантического Договора» [6], нацеленного на расширение и углубление политического диалога, функционирующего под эгидой руководящего органа начавшего свою деятельность на территории страны в апреле 1999 года «Комиссия НАТО - Украина» (в 2023 году Комиссия была заменена Советом). В ходе партнерства с Миссией Альянса украинский военный контингент принял участие в Силах реагирования НАТО «по поддержанию мира» (примером являются военно-морская операция в Средиземном море «Активные усилия» в отношении Косово и Афганистане - 2006 г.; учебные миссии в Ираке - 2011 г., Боснии и Герцеговине - 2013 г.) [7];
Наконец, дело дошло до принятия Советом национальной безопасности и обороны (СНБО) решения и подписание соответствующего Указа о вступлении страны в НАТО Президентом Украины Леонидом Кучмой 9 июля 2002 года, обнародованное в СМИ 10 июля и последовавшего за этим официального заявления о плане Украины вступить в Блок 23 июля 2002 года [8]. Соответственно, вскоре войскам Организации Североатлантического договора предоставили право быстрого доступа на территорию Украины как во время военных учений, так и при проведении непосредственно самих военных операций, что фактически означало превращение страны в плацдарм проведения любых военных операций НАТО и доступ его войск к границе Российской Федерации. В качестве правового основания этого решения выступил, подписанный 6 апреля 2004 года Леонидом Кучмой «Меморандум о взаимопонимании между правительством Украины и штабами верховных главнокомандующих объединенных вооруженных сил НАТО в Атлантике и Европе» [9].
Опубликование новой Военной доктрины Украины 15 июня 2004 года подтвердило проведение политики евроатлантической интеграции и вступления страны в Блок НАТО. Хотя уже спустя месяц после опубликования Военной доктрины и последовавшем за этим заседанием Комиссии Украина-НАТО, Президент Леонид Кучма отказался от реализаций положений Доктрины, издав Указ в котором говорилось, что вступление в НАТО больше не является целью страны, в апреле 2005 года новый Президент страны Виктор Ющенко вновь обратился к положениям Военной доктрины (основу которой содержали военно-стратегическая, военно-экономическая и военно-техническая составляющие) и как следствие, вернул и само упоминание «о полноправном членстве Украины в Альянсе и Евросоюзе» [10, с. 64].
После некоторого затишья, следующим шагом стало проведение целого ряда обнадеживающих для украинского руководства консультативных встреч на Саммите НАТО со странами-членами Альянса в Бухаресте в 2008 году, по результатам которых 21 августа 2009 года в Брюсселе была подписана «Декларации о дополнении к Хартии об особом партнерстве между Организацией Североатлантического договора и Украиной» [11]. В рамках партнерства с Организацией Североатлантического договора в экономической сфере, координировавшегося Экономическим комитетом НАТО (СЕАП), осуществлялись многообразные инициативы, программы, конференции, организовывались курсы, семинары, форумы и симпозиумы, деятельность которых была направлена на переподготовку военнослужащих (уволенных в запас или отставку); профессиональную подготовку представителей украинских министерств (экономики, обороны, финансов); обучение современным навыкам в сфере сельского хозяйства, туристического и гостиничного бизнеса, рекламе, издательского дела и т.д.
Отметим также научное взаимодействие с Евроатлантическим блоком в рамках Научного комитета международной организации, деятельность которого заключается в реализации четырех направлений: «Программа научных стипендий»; «Программа по сотрудничеству в области науки и технологий»; «Подпрограмма по развитию исследовательской инфраструктуры»; «Наука ради мира и безопасности». Так, например, в 2016 году во время проведения праздничного мероприятия «Информационный день НРМБ», посвященного очередной годовщине научного сотрудничества Украины и НАТО, проведенного в Киеве, заместитель министра образования и науки Украины Максим Стрих отметил, что «Информационный день НРМБ подает мощный сигнал о поддержке, оказываемой НАТО Украине» [12].
Все большее значение со временем приобретало сотрудничество с Альянсом в информационной сфере в рамках работы Центра информации и документации НАТО (ЦИДН), основные направления деятельности которого были сконцентрированы на популяризации и распространении общей информации о самой Организации, повышении осведомленности общественности страны о ее функциях, пропагандистском информационном сопровождении различных коммуникационных проектов, организуемых посредством проведения телеконференций, брифингов, интервью, семинаров, мультимедийных проектов и т.д.
Подтверждением тесного партнерства Украины и Альянса на протяжении уже не одного десятка лет служит выступление в апреле 2017 года генерального секретаря НАТО Роуз Гетемюллер во время празднования 20-летней годовщины работы ЦИДН на территории украинского государства, которая в своем видеообращении из Брюсселя отметила, что их намерения установить доверительные отношения оправдались, поскольку главной задачей на момент учреждения Центра на Украине было, разрушая стереотипы и развеивая мифы, «приветствовать с распростертыми объятиями всех, кто хотел узнать больше о НАТО» [13].
Необходимо отметить, что конъюнктурная евроатлантическая политика украинских властей, выстроенная по принципу прагматичного баланса между Западом и Востоком, была временно заморожена во время президентского правления Виктора Януковича (2010-2014 гг.), однако, многомесячный вооруженный конфликт на Майдане Независимости и приход к власти в результате государственного переворота нового киевского режима, способствовали окончанию периода политики неприсоединения и вновь вернули Украину на путь продолжения активного углубления стратегии сотрудничества с Организацией Североатлантического договора.
После прихода к власти пятого президента Украины Петра Порошенко (июнь 2014 года) страна в феврале 2017 года отменила внеблоковый статус, тем самым показав свое четкое намерение на возобновление евроатлантического курса в области внешней политики государства и переход на стандарты НАТО, предусматривающий «юридическое определение членства страны» [14] и завершившийся внесением соответствующих изменений в Закон Украины «Об основах внутренней и внешней политики» [15].
После приобретения 10 марта 2018 года Украиной в Альянсе статуса «страны - аспиранта НАТО» [16], Верховная Рада внесла в 2019 году в текст Основного закона Украины конституционные поправки (вступившие в силу в феврале 2019 года), закрепившие стратегическое партнерство и твердое намерение руководства страны на получение полноправного членства в Организации и призванные зафиксировать выбор Украины и ее место, как члена «европейской семьи».
Интеграционные процессы в сфере сближения украинского государства с НАТО продолжились, уже в геометрической прогрессии, с момента вступления в должность нового главы государства Владимира Зеленского. Примечательно, что сразу после церемонии его инаугурации, состоявшейся 29 мая 2009 года, первый зарубежный рабочий визит Президента Украины состоялся 4-5 июня 2019 года именно в штаб-квартиру, т.н. «столицу НАТО» - Брюссель (Бельгия), куда Зеленский отправился с официальной целью подтвердить неизменность геополитической евроатлантической ориентации, возглавляемой им страны в отношении Организации Североатлантического договора.
Вступив в должность, Зеленский незамедлительно приступил к разработке новых законодательных инициатив, среди которых одной из первых стала «Стратегия национальной безопасности Украины» [17], опубликованная в 14 сентября 2020 года, в тексте которой Российская Федерация открыто определялась как военный противник, «осуществляющий вооруженную агрессию против Украины» [18], угрожающий ее независимости и территориальной целостности. По своей сути, текст Стратегии фактически пронизан настойчивыми просьбами об оказании странами-членами НАТО всесторонней помощи по сдерживанию т.н. «российской агрессии». Рассчитанная до 2025 года и одобренная украинским правительством, «Стратегия информационной безопасности» [19] 2021 года, в основу которой легли положения Стратегии нацбезопасности 2020 года, также наполнена обвинительной риторикой в адрес России, критикой ее информационного доминирования на временно неподконтрольных территориях.
Начало СВО 24 февраля 2022 года, после того, как России с 2014 года так и не удалось мирным путем разрешить проблемы Донбасса и не допустить начала войны, прежде всего, положило начало еще большему прогрессу в отношении евроатлантической интеграции Украины, выразившейся в усиленном давлении со стороны киевского режима на Организацию Североатлантического договора в вопросах принятия украинского государства в члены Организации.
Впрочем, прошедший в Вильнюсе 11-12 июля 2023 года Саммит Североатлантического договора вновь не приблизил Украину к членству в Альянсе. Вместо предоставления долгожданного членства в НАТО, западные союзники, пообещав представителям украинской стороны в качестве поддержки предоставление очередного пакета помощи, ограничились Декларацией по вопросу приема государства в Организацию, с оговоркой, что страна получит приглашение если «все участники будут согласны принять нового союзника» [20].
На данный момент, несмотря на многообразие мнений политических элит разных стран и, прежде всего, стран-членов НАТО о сроках, самой возможности и условиях принятия Украины в состав Альянса, страна остается в статусе «страны-аспиранта НАТО». К настоящему времени решение о вхождении страны в состав Организации может быть окончательно принято только после завершения вооруженного конфликта с Россией.
Таким образом, 30-летняя история отношений Альянса с украинским государством, сопровождающаяся растущей интеграцией и укреплением между ними политических связей, свидетельствует о том, что евроатлантический курс, избранный Украиной, на сегодняшний день и при существующей власти - необратим. Более того, блок стран НАТО не скрывает оказания ими многолетнего полномасштабного всеобъемлющего пакета помощи Украине, включающего финансово-экономическую, научно-техническую, информационную и военную составляющую, способствующие формированию в глазах мировой общественности лживого образа России как главного источника агрессии против Украины.
Литература и источники
1. Путин назвал вступление Украины в НАТО угрозой для России [Электронный ресурс] // Forbes от 13 июля 2023 г. - URL: https://www.forbes.ru/society/492801-putin-nazval-potencial-noe-vstuplenie-ukrainy-v-nato-ugrozoj-dla-rossii (дата обращения: 01.11.2023)
2. История создания и деятельность НАТО [Электронный ресурс] // ТАСС от 10 июля 2023 г. - URL: https://tass.ru/info/18237191 (дата обращения: 01.11.2023)
3. Американский экс-дипломат Фриман: США будут воевать с Россией до последнего украинца [Электронный ресурс] // Газета.^ от 28 марта 2022 г. - URL: https://www.gazeta.ru/army/news/2022/03/28/17485021.shtml (дата обращения: 01.11.2023)
4. Большая российская энциклопедия 2004-2017 гг. [Электронный ресурс]. - URL: https://old.bigenc.ru/world_history/text/2322288 (дата обращения: 03.11.2023)
5. Центр информации и документации НАТО в Украине отмечает свое 20-летие [Электронный ресурс] // Организация Североатлантического договора. - URL: https://www.nato.int/cps/ru/natohq/news_143930.htm (дата обращения: 03.11.2023)
6. Хартия об особом нартнерстве между Украиной и Организацией Североатлантического Договора от 9 июля 1997 г. [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. - URL: https://dqcs.cntd.ru/dqcument/8311128 (дата обращения: 03.11.2023)
7. 15 лет особому партнерству между НАТО и Украиной [Электронный ресурс] // Организация Североатлантического договора. - URL: https://www.natq.int/cps/ru/natqhq/news_89037.htm (дата обращения: 03.11.2023)
8. Кучма подписал указ о вступлении Украины в НАТО [Электронный ресурс] // Коммерсантъ от 9 июля 2002 г. - URL: https://www.kqmmersant.ru/dqc/944616 (дата обращения: 03.11.2023)
9. Украина впустила войска НАТО на свою территорию [Электронный ресурс] // Газета СНГ от 19 марта 2004 г. - URL: https://www.ng.ru/cis/2004-03-19/1_ukraine.html (дата обращения: 03.11.2023)
10. Мушта А. А. Интеграция Украины в НАТО: реалии и перспективы // Гуманитарные проблемы военного дела. 2019. № 2 (19).
11. Декларации о дополнении к Хартии об особом нартнерстве между Организацией Североатлантического договора и Украиной от 21 августа 2009 г. [Электронный ресурс] // Все о блоке НАТО. - URL: http://vsenatq.ru/deklaraciya-o-dopolnenii-xartii-mezhdu-nato-ukrainqj/ (дата обращения: 04.11.2023)
12. НАТО и Украина дают оценку успешному научному сотрудничеству [Электронный ресурс] // Организация Североатлантического договора. - URL: https://www.natq.int/cps/ru/natqhq/news_13179б.htm (дата обращения: 04.11.2023)
13. Центр информации и документации НАТО в Украине отмечает свое 20-летие [Электронный ресурс] // Организация Североатлантического договора. - URL: https://www.natq.int/cps/ru/natqhq/news_143930.htm?selectedLqcale=ru (дата обращения: 04.11.2023)
14. На Украине приняли закон о стремлении к членству в НАТО [Электронный ресурс] // РБК от 8 июня 2017 г. - URL: https://www.rbc.ru/politics/08/06/2017/593905769a794747208919f5 (дата обращения: 04.11.2023)
15. Об основах внутренней внешней политики: Закон Украины от 1 июля 2010 года № 2411-VI [Электронный ресурс] // ОнлайнЗакон. - URL: https://qnline.zakqn.kz/Dqcument/?dqc_id=30789143 (дата обращения: 04.11.2023)
16. Украина стала страной-аспирантом НАТО [Электронный ресурс] // Коммерсантъ от 10 марта 2018 г. - URL: https://www.kqmmersant.ru/dqc/3569287 (дата обращения: 04.11.2023)
17. О Стратегии национальной безопасности Украины: Указ Президента Украины от 14 сентября 2020 года № 392/2020 [Электронный ресурс] // ОнлайнЗакон. - URL: https://qnline.zakqn.kz/Dqcument/?dqc_id=39390335&pqs=4;-9б#pqs=4;-96 (дата обращения: 05.11.2023
18. Вечера на хуторе близ Брюсселя [Электронный ресурс] // Коммерсантъ от 26 марта 2021 г. - URL: https://www.kqmmersant.ru/dqc/4749880 (дата обращения: 05.11.2023)
19. О Стратегии информационной безопасности: Указ Президента Украины от 28 декабря 2021 года № 685/2021 [Электронный ресурс] // ОнлайнЗакон. - URL: https://qnline.zakqn.kz/Dqcument/?dqc_id=34873517 (дата обращения: 05.11.2023)
20. Страны НАТО согласовали декларацию о приеме Украины в альянс [Электронный ресурс] // BRM.RU от 11 августа 2023 г. - URL: https://www.bfm.ru/news/529392 (дата обращения: 05.11.2023)
References and Sources
1. Putin nazval vstuplenie Ukrainy v NATO ugrozoj dlya Rossii [Elektronnyj resurs] // Forbes ot 13 iyulya 2023 g. - URL: https://www.forbes.ru/society/492801-putin-nazval-potencial-noe-vstuplenie-ukrainy-v-nato-ugrozoj-dla-rossii (data obrashcheniya: 01.11.2023)
2. Istoriya sozdaniya i deyatel'nost' NATO [Elektronnyj resurs] // TASS ot 10 iyulya 2023 g. - URL: https://tass.ru/info/18237191 (data obrashcheniya: 01.11.2023)
3. Amerikanskij eks-diplomat Friman: SShA budut voevat' s Rossiej do poslednego ukrainca [Elektronnyj resurs] // Gazeta.Ru ot 28 marta 2022 g. -URL: https://www.gazeta.ru/army/news/2022/03/28/17485021.shtml (data obrashcheniya: 01.11.2023)
4. Bol'shaya rossijskaya enciklopediya 2004-2017 gg. [Elektronnyj resurs]. - URL: https://old.bigenc.ru/world_history/text/2322288 (data obrashcheniya: 03.11.2023)
5. Centr informacii i dokumentacii NATO v Ukraine otmechaet svoe 20-letie [Elektronnyj resurs] // Organizaciya Severoatlanticheskogo dogovora. -URL: https://www.nato.int/cps/ru/natohq/news_143930.htm (data obrashcheniya: 03.11.2023)
6. Hartiya ob osobom partnerstve mezhdu Ukrainoj i Organizaciej Severoatlanticheskogo Dogovora ot 9 iyulya 1997 g. [Elektronnyj resurs] // Elektronnyj fond pravovyh i normativno-tekhnicheskih dokumentov. - URL: https://docs.cntd.ru/document/8311128 (data obrashcheniya: 03.11.2023)
7. 15 let osobomu partnerstvu mezhdu NATO i Ukrainoj [Elektronnyj resurs] // Organizaciya Severoatlanticheskogo dogovora. - URL: https://www.nato.int/cps/ru/natohq/news_89037.htm (data obrashcheniya: 03.11.2023)
8. Kuchma podpisal ukaz o vstuplenii Ukrainy v NATO [Elektronnyj resurs] // Kommersant" ot 9 iyulya 2002 g. - URL: https://www.kommersant.ru/doc/944616 (data obrashcheniya: 03.11.2023)
9. Ukraina vpustila vojska NATO na svoyu territoriyu [Elektronnyj resurs] // Gazeta SNG ot 19 marta 2004 g. - URL: https://www.ng.ru/cis/2004-03-19/1_ukraine.html (data obrashcheniya: 03.11.2023)
10. Mushta A. A. Integraciya Ukrainy v NATO: realii i perspektivy // Gumanitarnye problemy voennogo dela. 2019. № 2 (19).
11. Deklaracii o dopolnenii k Hartii ob osobom partnerstve mezhdu Organizaciej Severoatlanticheskogo dogovora i Ukrainoj ot 21 avgusta 2009 g. [Elektronnyj resurs] // Vse o bloke NATO. - URL: http://vsenato.ru/deklaraciya-o-dopolnenii-xartii-mezhdu-nato-ukrainoj/ (data obrashcheniya: 04.11.2023)
12. NATO i Ukraina dayut ocenku uspeshnomu nauchnomu sotrudnichestvu [Elektronnyj resurs] // Organizaciya Severoatlanticheskogo dogovora. -URL: https://www.nato.int/cps/ru/natohq/news_131796.htm (data obrashcheniya: 04.11.2023)
13. Centr informacii i dokumentacii NATO v Ukraine otmechaet svoe 20-letie [Elektronnyj resurs] // Organizaciya Severoatlanticheskogo dogovora. -URL: https://www.nato.int/cps/ru/natohq/news_143930.htm?selectedLocale=ru (data obrashcheniya: 04.11.2023)
14. Na Ukraine prinyali zakon o stremlenii k chlenstvu v NATO [Elektronnyj resurs] // RBK ot 8 iyunya 2017 g. - URL: https://www.rbc.ru/politics/08/06/2017/593905769a794747208919f5 (data obrashcheniya: 04.11.2023)
15. Ob osnovah vnutrennej vneshnej politiki: Zakon Ukrainy ot 1 iyulya 2010 goda № 2411-VI [Elektronnyj resurs] // OnlajnZakon. - URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30789143 (data obrashcheniya: 04.11.2023)
16. Ukraina stala stranoj-aspirantom NATO [Elektronnyj resurs] // Kommersant" ot 10 marta 2018 g. - URL: https://www.kommersant.ru/doc/3569287 (data obrashcheniya: 04.11.2023)
17. O Strategii nacional'noj bezopasnosti Ukrainy: Ukaz Prezidenta Ukrainy ot 14 sentyabrya 2020 goda № 392/2020 [Elektronnyj resurs] // OnlajnZakon. - URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=39390335&pos=4;-96#pos=4;-96 (data obrashcheniya: 05.11.2023
18. Vechera na hutore bliz Bryusselya [Elektronnyj resurs] // Kommersant" ot 26 marta 2021 g. - URL: https://www.kommersant.ru/doc/4749880 (data obrashcheniya: 05.11.2023)
19. O Strategii informacionnoj bezopasnosti: Ukaz Prezidenta Ukrainy ot 28 dekabrya 2021 goda № 685/2021 [Elektronnyj resurs] // OnlajnZakon. -URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=34873517 (data obrashcheniya: 05.11.2023)
20. Strany NATO soglasovali deklaraciyu o prieme Ukrainy v al'yans [Elektronnyj resurs] // BRM.RU ot 11 avgusta 2023 g. - URL: https://www.bfm.ru/news/529392 (data obrashcheniya: 05.11.2023)/
АБАШЕВА ЕКАТЕРИНА АЛЕКСАНДРОВНА - кандидат юридических наук, доцент кафедры юридических дисциплин, филиал Российского государственного гуманитарного университета в г. Домодедово ([email protected]). ABASHEVA, EKATERINA A. - Ph.D. in Law, Associate Professor of the Department of Legal Disciplines Branch of the Russian State University for the Humanities Russia, Domodedovo, Moscow region ([email protected]).
УДК 94(4+520):327.57 DOI: 10.24412/2308-264X-2023-6-242-252
КИТАЕВ Р.В.
РАЗВИТИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЕС И ЯПОНИИ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИНДО-ТИХООКЕАНСКОЙ СТРАТЕГИИ ЕВРОПЕЙСКОГО
СОЮЗА В 1992-2021 гг.
Ключевые слова: Европейский союз, Япония, отношения ЕС-Япония, Индо-Тихоокеанский регион, Индо-Тихоокеанская стратегия ЕС
Статья посвящена рассмотрению вопроса роли отношений ЕС-Япония в становлении Индо-Тихоокеанской стратегии Европейского союза в 1992 - 2021 гг. Обосновывается важность процессов развития отношений Япония - ЕС в формировании концепции Индо-Тихоокеанского региона (ИТР) в современной внешнеполитической стратегии ЕС. Исследование автором особенностей торгово-экономических отношений ЕС и Японии, институционального оформления сотрудничества по линии бизнес-структур, а также устоявшихся связей по вопросам науки и образования свидетельствует о прочной основе сотрудничества ЕС с Японией, как одним из основных партнёров в ИТР. Автор утверждает, что успех в построении взаимодействия с Токио на выгодных для ЕС условиях стал одним из основных факторов принятия европейскими институтами идеи Индо-Тихоокеанского региона в качестве основы внешней политики ЕС в Азии.
KITAEV, R.V.
THE DEVELOPMENT OF THE EU AND JAPAN RELATIONS WITHIN THE FORMING EU INDO-PACIFIC
STRATEGY AT 1992-2021
Key words: The European Union, Japan, EU-Japan relations, Indo-Pacific region, EU Indo-Pacific strategy
The article is devoted to considering the role of EU-Japan relations in the formation of the Indo-Pacific strategy of the European Union in 1992 - 2021. The importance of the processes of development of relations between Japan and the EU in the formation of the concept of the Indo-Pacific region (IPR) in the modern foreign policy strategy of the EU is substantiated. The author's study of the features of trade and economic relations between the EU and Japan, the institutional design of cooperation through business structures, as well as established ties on issues of science and education indicates a solid basis for cooperation between the EU and Japan, as one of the main partners in the ITR. The author argues that the success in building interaction with Tokyo on terms favorable to the EU has become one of the main factors in the acceptance by European institutions of the idea of the Indo-Pacific region as the basis of the EU's foreign policy in Asia.
Принятие Европейским союзом 16 сентября 2021 года Стратегии сотрудничества в Индо-Тихоокеанском регионе ознаменовало завершение процессов концептуализации новых реалий в политике ЕС в Азии, занявших около 30 лет. Начиная с момента своего образования в 1992 г. по условиям Маастрихтского договора, Европейский союз последовательно развивал отношения с центрами силы и влияния в Азии, рассматривая их, как одно из ключевых направлений своей внешней политики. В рамках этого процесса ЕС опирался на развитие политического диалога по вопросам сотрудничества в вопросах энергетики, здравоохранения, науки и технологий, соблюдения прав человека. Однако первостепенным направлением развития отношений в рамках внешней политики ЕС в Азии оставалось экономическое. С целью обретения большего доступа на стремительно развивающиеся рынки обретших независимость восточных стран, европейские политики старались выстраивать партнёрские взаимоотношения с азиатскими акторами путём решения вопросов инвестирования, поддержания структур лоббирования, согласования законодательства и технологических стандартов азиатских государств с приближением их к европейским, содействия горизонтальному сотрудничеству по линии бизнеса, учреждения производственных центров непосредственно в Азии в областях технологического превосходства ЕС и др. [1].
По мере развития внешней политики ЕС в Азии, последовательно углублялась повестка политического диалога, расширялся географический охват, включивший в её орбиту не только страны Восточной и Юго-Восточной Азии, но и государства, имевшие возможность выхода к Индийскому океану (Австралия, Индонезия, Индия). Таким образом, она всё больше концептуализировалась в русле набиравшей популярность идеи Индо-Тихоокеанского региона